Евгений Холодов Герменевтика «восьмеричной» схемы пороков Скачать epub pdf 1. «Восемь» главных греховных помыслов: исторический генезис этой системы. Учение о «восьми» страстях, или пороках, приобрело большое значение в монашеско- аскетической литературе, примерно с конца IV века, и возникло в пределах этого столетия. Первый писатель, у которого встречается восьмеричная схема, был Евагрий Понтийский († ок. 399) 1 У этого «философа в пустыни», содержится эта схема с более или менее сопровождающимися комментариями каждого из восьми пороков. Ранее Евагрия таковая схема (с твердой установкой именно восьми пороков) у христианских писателей не находится. 2 Но был ли Евагрий первым, кто учил о восьми главных помыслах? В начале ХХ века проф. Зарин считал, что Евагрий «был первый», кто кодифицировал, зафиксировал и раскрыл схему восьми пороков 3 . Но в настоящее время установлено, что Евагрий мог опираться на Оригена и те списки пороков, которые можно найти у последнего. 4 Именно у Оригена Евагрий позаимствовал и «символику борьбы с пороками как завоевания Ханаана под предводительством Иисуса Навина», который суть прообраз Христа. Ибо перед Израилем – народом Божиим предстало «семь народов, враждебных народу Израильскому», эти семь народов – суть семь пороков, предстоящих пред подвижником, после того как одолел он, с Божьей помощью, египтян. 5 Но с другой стороны, система Евагрия все-таки оригинальна, поэтому тезис Зарина и его современника Цёклера о том, что именно Евагрий первый кодифицировал восемь пороков, остается в силе и в наше время. 6 Ученый Марсельский пресвитер Геннадий, в своем каталоге «Знаменитых мужей», 7 оставил важное свидетельство о том, что: Euagrius monachus ... scripsit multa monachis necessaria, e quibus ista sunt: adversus octo principalium vitiorum suggestiones, quas aut primus advertit aut interprimos didicit... 8 Из этого указания, можно сделать вывод о том, что Геннадий допускает то, что Евагрий мог почерпнуть эту схему и научиться ей у кого-либо из своих предшественников. Но у кого? Об этом Геннадий не говорит...

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Евгений Холодов Скачать epub pdf Древнейшие свидетельства о практике «Иисусовой молитвы» [Курсовое сочинение по патрологии студ. III к. Ростовского-на-Дону филиала СТО при теол. фак. ПСТГУ, Холодова, Е.В.] Тебе, моя чужая; Навеки, твой чужой. Введение Рассматривать учение, наверное, самых неординарных личностей в истории Церкви Христовой, дело весьма не легкое. Ориген и Евагрий – это такие две личности, к которым невозможно, да и никак нельзя, подойти однозначно. Оба они сильнейшим образом повлияли на развитие христианского любомудрия, первый заложил фундамент умозрительной ее части, второй – практической. Но, как первый, так и второй, вошли в историю, как люди отвергнутые Церковью и преданные отлучению. Но при этом их роль в духовной жизни Востока трудно переоценить. Учение Оригена распространили каппадокийцы, придав ему православную форму. Благодаря св. Григорию Нисскому и Евагрию последующие поколения приняли основные принципы мистики Оригена 1 . Евагрий, ученик каппадокийцев, так же продолжает их дело, и обучает египетских пустынников способу молитвы и соединения с Богом, который соответствовал оригеновскому пониманию отношений между Богом и человеком. Но, если свв. Василий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский (разделявший только эсхатологию Оригена ) смогли остаться в пределах православного предания и не выйти из его границ, то Евагрию посчастливилось меньше. Евагрий последовательный оригенист: в космологии, христологии, антропологии и эсхатологии он безоговорочно примыкает к александрийскому дидаскалу 2 , хотя нигде не дает систематическое изложение своей космологии и христологии в оригеновском духе, но таковая у него проявляется стихийно 3 . Только в триадологии Евагрий является истинным «каппадокийцем» 4 . Хотя тезис о последовательном оригенизме Евагрия, его еретизме и подвергается некоторыми (например, А.И. Сидоровым 5 ) определенному сомнению, но все же, никто из современных ученных (естественно руководствующихся православным преданием) не дерзает призвать к пересмотру его анафемы на V Вселенском соборе. Можно сказать, что и к Оригену (в нашей отечественной патрологии) относятся с некоторым сочувствием (уже начиная с Филарета и вплоть до А.И. Сидорова ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Скачать epub pdf Призрак в машине? «Славьте Бога своими телами», учит апостол Павел ( 1Кор. 6:20 ). Но как это осуществить практически? Как нам сделать наше физическое естество деятельным соучастником молитвенного труда? Сегодня нам, как христианам, стоит особенно задуматься над этим вопросом. Ибо мы живём в эпоху, когда и философия, и физика, и физиология всё больше ставят под сомнение полезность дихотомии духа и материи, души и тела. В этом отношении показательны слова К.Г. Юнга: «Дух есть живое тело, увиденное изнутри, и тело есть внешнее явление живого духа, оба в действительности едины» 1 . И если христианские духовные писатели будут по-прежнему исходить, как они неоднократно делали в прошлом, из резкого противопоставления души и тела, то для их современников, представляющих секулярный мир, их слова будут неуклонно терять свою значимость. На самом деле платонистическое разграничение души и тела чуждо христианской традиции. Священное Писание понимает человека как целостное существо, и, несмотря на сильное влияние платонизма, эта нераздельность постоянно присутствует у греческих христианских авторов. «Разве душа сама по себе – человек?», спрашивает Юстин Мученик (ум. ок. 165). «Нет, это просто душа человека. И назовём ли мы тело человеком? Нет, мы называем его телом человека. Посему человек не есть ни то, ни другое в отдельности, но он – единое целое, состоящее из того и другого в совокупности» 2 . Нечто очень похожее мы находим у современного греческого богослова Христоса Яннараса , утверждающего, что тело следует рассматривать не как «часть» или «элемент» человека, но как «способ существования» целого человека, как направленное во внешний мир проявление энергий нашей человеческой природы во всей её полноте 3 . Я – не «призрак в машине», я – неделимое единство. Моё тело – это не то, что я имею, а то, что я есть. Мало, однако, принять этот холистический подход к личности только в теории. Необходимо также найти для него конкретное, практическое выражение в богословии таинств, в первую очередь в таинстве Евхаристии и в таинстве брака. В равной степени это относится к богословию молитвы. Увы, очень многие христианские учения оставляют этот вопрос без должного внимания. Вот как определяет молитву в своём знаменитом «Слове» Евагрий Понтийский (ум. 399): «Молитва есть беседа ума [nous] с Богом […] высшее мышление ума […] действие, подобающее достоинству ума […] Молясь, …приступай к Нематериальному нематериально» 4 . Но здесь возникает вопрос: а какое же место отводится в молитвенном подвиге телу? В действительности, Евагрий относится к физической стороне молитвы не столь пренебрежительно, как это может показаться из приведённых цитат: так, он подчёркивает важность такого телесного проявления молитвы, как слёзы 5 . В целом, однако, телу в его определении отводится весьма скромное место.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/te...

Скачать epub pdf Часть третья. Подступы к созерцанию Глава I. О молитве 1. Что значит молиться? Всякое погружение в существование, всякое предчувствие таинства перед лицом любви, красоты или смерти тяготеет к молитве. Однако для настоящей молитвы в христианском смысле слова необходимо установление подлинно личного отношения с живым Богом – «беседы», как говорит Евагрий. Это слово следует понимать в широком смысле: эго может быть молчаливое слушание, возглас скорби, прославление, а может быть и протест Иова. Что нам необходимо даже посреди самых обременительных забот – это памятование о том, что Бог существует, что Он любит нас, что мы не одиноки, не затеряны, не погружены в абсурд перед лицом небытия или ужаса, ибо есть Другой, доступный для нас благодаря Иисусу и в Иисусе – доступный в глубинах нашего бытия. Молитва есть «беседа» ума с Богом. Итак, стремись к состоянию, потребному уму для того, чтобы безоглядно устремиться к Господу и беседовать с Ним без посредников. Евагрий Понтийский О молитве, 3. Цель молитвы не в том, чтобы привлечь Бога к нам, ибо Он и так ближе нам, чем мы сами, как говорит св. Августин. Цель состоит в том, чтобы приблизиться к Нему и, в пространстве диалога, осознать Его близость. «Господи, все в Тебе и сам я в Тебе, прими меня», – говорит странник Макарий в Подростке Достоевского. Если справедливо, что Божественное Начало присутствует во всяком сущем, то всякое сущее, напротив, не пребывает в Нем. Мы пребываем в Нем лишь через призывание Его пресвятыми молитвами, умиротворенным разумом… Ведь Его местопребывание не ограничено – так, чтобы оно могло измениться.. Если бы мы находились в лодке и некто, желая прийти нам на помощь, бросил бы нам концы каната, прикрепленного к скале, то, разумеется, не мы притянули бы скалу к себе, но сами, вместе с лодкой, устремились бы к ней . Вот почему.. следует начинать с молитвы: не для того, чтобы приблизить к себе Всемогущего, одновременно пребывающего везде и нигде, но чтобы предать себя в руки Его и соединиться с Ним…

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

авва Евагрий Понтийский 11. О РАЗЛИЧНЫХ ПОРОЧНЫХ ПОМЫСЛАХ, ГЛАВЫ 67 1. Из бесов, противящихся деятельной жизни, первыми на брани стоят те, которым вверены похоти, или вожделения чревоугодия, и те, которые влагают в нас сребролюбие, и те, которые вызывают нас на искательство славы человеческой. Прочие же все, позади их ходя, берут преемственно уже уязвленных ими. Ибо нельзя впасть в руки любодеяния тому, кто не пал от чревоугодия, нельзя возмутиться гневом тому, кто не стоит и не борется за яства, или деньги, или славу, нельзя избежать беса печали тому, кто не потерпел какого урона во всем этом, не избежит гордости, этого первого порождения дьявольского, кто не исторг «корня всем злым – сребролюбия» ( 1Тим. 6, 10 ), так как, по слову премудрого Соломона, «нищета мужа смиряет» ( Прит. 10, 4 ), и кратко сказать, нельзя человеку подпасть какому-либо демону, если не будет он прежде уязвлен теми первостоящими. Почему эти три помысла приводил тогда дьявол и Спасителю: первый, когда просил, чтоб камни стали хлебами, потом второй, когда обещал весь даже мир, если Он, падши, поклонится ему, и третий, когда уверял, что если послушает его, то прославится тем, что ничего не потерпит, бросившись с такой высоты (с крыла церковного). Но Господь, явясь выше всего этого, повелел отойти дьяволу прочь, научая тем нас, что нельзя отогнать дьявола, если не презрим сих трех помыслов. 2. Все демонские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей, и ум, приняв отпечаток их, вращает их в себе. Следовательно, по предмету помысла можно узнавать, какой приблизился к нам демон: например, если в мысли моей предстанет лицо причинившего мне вред, или обесчестившего меня, то этим обличается, что приблизился бес злопамятства, если опять вспомнятся деньги или слава, по предмету этому нельзя не узнать, кто беспокоит нас, равным образом и при других помыслах, по предмету их можешь определить, кто предстоит и влагает их. Не говорю впрочем, чтобы все воспоминания об этих вещах бывали от бесов, потому что и самому уму, когда человек приводит его в движение, обычно воспроизводить воображения того, что было, но только те из воспоминаний бывают от бесов, которые вместе возбуждают раздражение или вожделение, что неестественно. По причине растревожения этих сил, ум мысленно любодействует и бранится и не в состоянии уже бывает держать в себе помышление о Боге, Законоположнике своем, так как светозарность сия (т.е. невозмутимое богомыслие) появляется во владычественном уме под условием пресечения помышлений, вращающихся в вещах во время молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

авва Евагрий Понтийский 2. ЕВАГРИЯ МОНАХА О ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ СТО ГЛАВ 1. Говорил святой и опытнейший учитель наш: монах так должен быть настроен в себе, как бы завтра имел он умереть, и так опять поступать с телом своим, как бы имел жить многие лета. Ибо то, говорит, пресекает помыслы уныния и делает монаха ревностнейшим, а это здравым хранит тело и заставляет наблюдать всегда равное воздержание. 2. Узнал я, что демон тщеславия, почти всеми демонами гонимый, бесстыдно становится на трупах гонящих его и выставляет напоказ монаху величие добродетели его 63 . 3. Надобно распознавать различие демонов и замечать времена их. Из помыслов познаем (а помыслы из дел), какие демоны редки, но тяжелы, какие постоянны, но легче, какие внезапно наскакивают и похищают ум на богохульство. Необходимо наблюдать и то, чтоб, когда помыслы начнут передвигать свои предметы, прежде чем выйдем из обычного своего состояния, успевать сказать что-нибудь против них и подметить того, кто присущ в них. Ибо таким образом и сами мы преуспеем с Божьей помощью, и их заставим со скорбью отлетать, дивясь нам. 4. Когда, борясь с монахами, демоны изнемогут, тогда, немного отдалясь, наблюдают, какая добродетель в этот промежуток будет пренебрежена, и внезапно нападши на эту сторону, расхищают бедную душу. 5. Злые демоны иногда призывают к себе на помощь еще злейших себя демонов и, составив план, начинают воевать одни против других, в одном согласными пребывая между собою – в погублении души. 6. Да не смущает нас и да не пресекает нашего доброго ревнования демон, похищающий ум на богохульство и на те непотребнейшие воображения, которые и письму предать стыжусь. Сердцеведец Бог знает, что, даже и в мире находясь, не безумствовали мы таким безумием. Цель у этого демона заставить нас прекратить молитву, чтоб стояли мы пред Господом Богом нашим, не смея воздевать руки к Тому, против Которого допустили такие помыслы. 7. Признаком страстей, действующих в душе, бывают: или какое-либо произнесенное слово, или телом совершенное движение, из которых враги узнают, имеем ли мы внутри себя их помыслы и болим родами их, или отвергши их печемся о своем спасении. Один сотворивший нас Бог знает все так и не имеет нужды в каких-нибудь видимых признаках, чтоб познать, что скрыто в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

авва Евагрий Понтийский 3. ЕВАГРИЯ МОНАХА ИЗОБРАЖЕНИЕ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ, В КОЕМ ПРЕПОДАЕТСЯ, КАК ДОЛЖНО ПОДВИЗАТЬСЯ И БЕЗМОЛВСТВОВАТЬ 1. У Иеремии сказано: «и ты да не поймеши себе жены на месте сем. Яко сия глаголет Господь о сынах и дщерех, рождающихся на месте сем: смертию болезненною погибнут» (16, 1 и др.). Слово сие на то же наводит, что и Апостол говорит: «оженивыйся человек печется о мирских, како угодити жене... И посягшая жена печется о мирских, како угодити мужу» ( 1Кор. 7, 33. 34 ), если поймем, что у Пророка не о тех только сынах и дщерях, кои происходят от брачной жизни, сказано: «смертию болезненною погибнут», но о сынах и дщерях, рождающихся в сердце, т.е. о плотских помыслах и пожеланиях, так как и они умирают в болезненном, немощном и расслабленном мудровании мира сего, а небесной и вечной жизни не достигают. «Не оженивыйся же», говорит, «печется о Господних, како угодити Господеви» ( 1Кор. 7, 32 ), и творит всегда зеленеющие и бессмертные плоды небесной жизни. 2. Таков инок и таким подобает быть иноку, то есть, чтоб он, удаляясь от жены, не творил сынов и дщерей в сказанном месте, и не это только, но чтоб был и воином Христовым, не веществолюбивым, свободным от забот, чуждым помышлений и дел многомятежного мира, как и Апостол говорит: «никтоже воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет» ( 2Тим. 2, 4 ). В сих наипаче да пребывает инок, оставив все вещи мира сего и стремясь к прекрасным и добрым трофеям (победознамениям) безмолвия. Как прекрасен и добр подвиг в безмолвии, как воистину прекрасен и добр! «Иго Его благо и бремя легко» ( Матф. 11, 30 ): сладка жизнь, любезно деяние. 3. Хочешь ли, возлюбленный, как следует восприять уединенническую жизнь и устремиться к трофеям безмолвия? Оставь там попечения мирские, с их началами и властьми, то есть будь, как не вещественный, бесстрастен и чужд всякого похотения, чтоб, быв свободен от сопряженных с тем беспокойных случайностей, мог ты добре безмолвствовать. Ибо если кто не исторгает себя из всего этого, то справить этого рода жизни, как следует, не сможет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

авва Евагрий Понтийский 9. НАСТАВЛЕНИЯ БРАТИЯМ, ЖИВУЩИМ В КИНОВИЯХ И СТРАННОПРИИМНИЦАХ 1. Наследники Божии, послушайте слово Бога! Сонаследники Христовы, внемлите заповедям Христа! 2. Вера – начало любви, конец же любви – ведение Бога. 3. Страх Божий хранит душу, трезвение же утверждает ее. 4. Терпение мужа рождает надежду, благая же надежда прославит его. 5. Кто в строгом подчинении держит плоть свою, тот достигнет бесстрастия, кто же питает ее, тот страдать будет из-за нее. 6. Дух блуда в телах невоздержанных, дух же чистой стыдливости в душах воздержников. 7. Уединение с любовью очищает сердце, отдаление же от других с гневом возмущает его. 8. Лучше быть среди тысячей с любовью, чем одному скрываться в пещерах с ненавистью. 9. Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах. 10. Не давай много пищи телу своему, и не увидишь во сне худых мечтаний, ибо как вода угашает огонь, так голод скверные мечты. 11. Муж гневливый страшлив, а кроткий не боится страха. 12. Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души. 13. Кто молится за врагов, тот не будет помнить зла, и кто бережет язык, тот не оскорбит ближнего. 14. Если оскорбит тебя брат твой, введи его в дом твой, и к нему не поленись войти, и вкуси с ним хлеб твой, и сие творя, избавишь душу свою (от мятежа), и не будет тебе претыкания во время молитвы. 15. Не приобретает богатый ведения, и верблюд не пройдет в игольное ушко, но для Бога ничего тут нет невозможного. 16. Кто любит деньги, не узрит ведения, и кто собирает их, омрачится (невежеством). 17. В скиниях смиренных почивает Господь, в домах же гордых умножится проклятие. 18. Бесчестит Бога, кто преступает закон Его, кто же хранит его, тот прославляет Творца своего. 19. Души праведных отводятся Ангелами, а души злых берутся демонами. 20. Куда входит грех, туда и невежество, сердца же праведных исполнятся ведения. 21. Лучше бедность с ведением, чем богатство с невежеством. 22. Высшее украшение главы – корона, высшее украшение сердца – ведение Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Авва Евагрий Понтийский. О помыслах 1. Ο трех основных помыслах Из бесов, противостоящих [духовному] деланию 795 , первыми выступают те, которым вверены аппетиты чревоугодия, а также те, которые побуждают нас [к исканию] славы человеческой. Все другие [бесы] следуют за этими, воспринимая от предшественников [души] уязвленных ими. Ибо нельзя попасть в руки духа блуда тому, кто перед этим не впал [в страсть] чревоугодия; нельзя возмутиться гневом тому, кто не сражается за яства, или за деньги, или за славу человеческую; нельзя избежать беса печали тому, кто всего этого лишился, или не может стяжать 796 ; нельзя избежать гордости, этого первого порождения диавола, тому, кто не исторг [из себя] «корень всех зол – сребролюбие» ( 1Тим. 6, 10 ), поскольку, согласно мудрому Соломону, «нищета мужа смиряет» ( Притч. 10:4 ). И сказать кратко: нельзя человеку попасть [в руки какому-либо] бесу, если он прежде не был уязвлен предстоятелями [бесов] 797 . Поэтому эти три помысла диавол некогда предложил Спасителю: первый, – когда просил камни сделать хлебами; второй, когда обещал [отдать] весь мир, если [Господь], пав, поклонится ему; третий, когда говорил, что если [Христос] послушается его, то прославится и ничего не потерпит, бросившись вниз [с крыла храма] 798 . Но Господь наш, явив Себя выше этих [искушений], повелел диаволу отойти прочь, научая этим также нас, что нельзя отразить диавола, если не презреть эти три помысла 799 . 2. Чувственные представления и память на служке помыслам Все бесовские помыслы вносят в душу представления чувственных вещей; запечатленный ими ум вращает образы этих вещей в самом себе. Следовательно, исходя из [представляемой] вещи можно узнать приближающегося [к нам] беса. Например, если мысленно предо мною предстает лицо обидевшего и унизившего меня, то этим изобличается приближение помысла па-мятозлобия; если всплывает воспоминание о богатстве или славе, то ясно, что мучитель наш узнается по вещи, [вызывающей эти воспоминания]. И в отношении других помыслов [также можно сказать, что] ты можешь обнаружить [того беса], который предстоит и внушает [тот или иной помысел]. Я не говорю, что все воспоминания о таковых вещах случаются от бесов, поскольку и самому уму, приводимому в движение человеком 800 , присуще воображать [нечто] о существующих [вещах]. Нет, от бесов происходят только те воспоминания, которые увлекают яростное или желательное [начала души, заставляя их] двигаться вопреки своей природе 801 . Вследствие смятения этих сил [души] и ум прелюбодействует и [начинает] бунтовать 802 , будучи не в состоянии воображать о .Боге – Законоположни-ке своем 803 , если только [не] появится та светозарность, которая бывает в [нашем] владычественном начале во время молитвы, при условии, [конечно], отсутствия всех мыслей о [тленных] вещах 804 . 3. О борьбе против помыслов и предостережение против тщеславия

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Книга первая, [в которой представлены 69 опровержений] против помыслов [демона] чревоугодия Из книги Бытия 1 . Против помыслов, имеющих место, что без труда поста, возделывая разумную землю, можно добиться успеха: Иссахар добра возжелал, отдыхая посреди уделов. И увидел он, что место покоя хорошо и земля плодородна, то подверг плечо свое труду и стал земледельцем ( Быт.49:14–15 ) 1 . Из Исхода 2 . Против помысла, который говорит мне: «Не терзай душу свою частым постом, он не принесет тебе пользы и не очистит ум твой»: Он сделал медный умывальник и подставку к нему медную из зеркал постящихся женщин, которые постились у дверей скинии свидетельства, в день, в который он поставил ее ( Исх.38:26 ) 2 .. 3 . Против помыслов, возбуждающих в нас желание есть мясо в праздничный день и советующих нам также есть по причине болезни тела: И скажи народу: «Очиститесь на завтра, и будете есть мясо. ...Не ешьте один день, ни два, ни пять дней, ни десять дней, ни двадцать дней. Месяц дней будете есть, пока не выйдет оно [мясо] из ноздрей ваших. И будет тебе тошнота за то, что ты не послушался Господа, Который среди тебя» ( Чис.11:18–20 ). Из Второзакония 4 . Против помысла, который стремится насытиться едой и питьем и не обращает внимания на вред, проистекающий от наполнения чрева: Наевшись и насытившись, внимай себе, чтобы не забыть тебе Господа Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства ( Втор.6:11–12 ) 3 . 5 . Против помысла, который говорит мне: «трудна заповедь поста»: Ибо заповедь сия, которую Я даю тебе в этот день, не обременительна и не далека от тебя ( Втор.30:11 ). 6 . Против помысла, который желает насытиться едой и питьем и полагает, что от них не происходит ничего плохого для души: И ел Иаков и насыщался, и брыкался возлюбленный; растолстел, стал толст и широк, и оставил Бога, создавшего его, и удалился от Бога, Спасителя своего ( Втор.32:15 ) 4 . Из Книги Царей 8 . Против помысла, который наводит меня на беспокойство и заставляет беспокоиться о недостатке хлеба, масла и других необходимых нам вещей:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010