Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий] (2-я пол. IV - ок. 403), прп., один из егип. братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. ο Μακρο). 4 брата (А. Д., Евсевий, Диоскор и Евфимий) и 2 сестры удалились в Нитрийскую пустыню (см. Келлиотские мон-ри ), где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об А. Д., ученике аввы Памвы , сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Свящ. Писание, но и тщательно изучил творения Оригена , Дидима Слепца , Пиерия и папы Стефана I . А. Д. прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как А. Д. Слава о нем распространилась по всему Египту, и жители одного города просили Патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить А. Д. епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы Патриарха настаивали, А. Д. сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда А. Д. и получил прозвище Безухий ( Παρτης)). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда А. Д. поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата А. Д. Диоскора епископом Гермопольским, а 2 др. «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впосл., согласно Сократу Схоластику , они покинули Патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: Патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. «Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресв. Исидором, также отлученным Феофилом, отправились в К-поль и представили дело на суд Патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Свт. Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал Патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинен во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

http://pravenc.ru/text/114528.html

О терпении Шиманский Г. И. О терпении. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 64 с. — (Серия «Христианский взгляд») Серия брошюр под общим названием «Христианский взгляд» составлена на основе рукописи курса лекций по нравственному богословию талантливого церковного ученого и писателя Г. И. Шиманского (1915-1970). «Христианский взгляд» — не просто изложение теоретических принципов, но рассказ о способе жизни, подобающем христианину, о моральных ориентирах в современном мире. В брошюре рассказывается о важности и необходимости терпения, этой важнейшей христианской добродетели, и о путях к ее стяжанию. Публикуется в сокращении. Понятие о добродетели терпения Название терпения на греческом языке — πομον — по своему филологическому смыслу означает «стойкость» при действии (давлении) извне. У латинских церковных писателей, например у преподобного Иоанна Кассиана, понятие о терпении связывается с предметом терпения. Терпение — patientia — получает название от страданий и перенесения их . Святитель Иоанн Златоуст определяет терпение как «навык все переносить» . Добродетель терпения неразрывно связана со всеми христианскими добродетелями и всем строем духовной жизни христианина. Она находится в теснейшей связи с ревностью к богоугодной жизни и с постоянством в добре. Блаженный Диадох и другие святые отцы соединяют добродетель терпения со смирением. Смирение — источник терпения, оно есть родительница и охранительница терпения . Святитель Тихон Задонский в добродетели терпения отмечает преданность воле Божией и святому Его промышлению . По блаженному Диадоху, терпение есть непрестанная твердость духа, соединенная с устремлением духовных очей подвижника к Богу . Это определение терпения сделано применительно к душевному состоянию подвижника (твердость и мужество души) и его отношению к Богу, ради Которого он терпит; потому-то оно и называется терпением по Богу , посылающему ради его пользы то, что он должен претерпеть. Отличительная черта человека терпеливого есть мужество. «Кто не имеет мужества в душе, тот не будет иметь и терпения» . Преподобные Нил Синайский, Иоанн Кассиан, подвижник Евагрий Понтийский, блаженный Антиох (начало VII в.), святитель Тихон Задонский и другие святые отцы указывают в терпении на эту основную его черту: мужество, неустрашимость души и готовность безропотно, охотно и великодушно переносить скорби и искушения от людей, страстей и демонов.

http://pravoslavie.ru/53548.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Увидеть смысл вещей и событий, Промысел Божий Второе пророчество, тоже касающееся последних судеб мира, формально посвящено царю Тирскому. И, опять-таки, «было ко мне слово Господне: сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор». Это 28я глава Книги пророка Иезекииля. Здесь обычный прием всех пророков, о котором уже мы говорили: начиная пророчество с конкретного исторического лица или конкретного исторического примера, пророк раскрывает некие исторические тайны и глубины Божии, тайну домостроительства Божия, черпая в конкретном явлении, человеке или событии то, что на самом деле происходит в мире. Он Духом Божиим в явлении этой песчинки улавливает в глубине и многообразии сотворенного Богом мира всю суть происходящих явлений. Кстати, и мы потенциально не лишены этой способности, ведь Дух, двигавший апостолами, движет и нами, христианами, – все мы мазаны, в буквальном смысле слова, одним миром, одной благодатью Святого Духа. Об этом очень много говорили святые – Симеон Новый Богослов , Евагрий Понтийский , Макарий Египетский Великий. Они говорили, что если человек действительно очистит свой ум от всех тварных образов, от всего, что его засоряет, заслоняет в нем созерцание Бога, очистит от страстей, от пристрастия к вещам видимым, и будет молитвенно внимать Богу, то увидит все происходящее в мире совсем иными глазами – увидит смысл вещей и событий, Промысел Божий, премудрость Божию воочию: начало и конец мира, ведь Альфа и Омега всего – Христос, Он – Начало, Он – Конец, Он – Цель, Он – Середина, Он – все.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/93

Минувшее воскресенье Церковь посвятила памяти святых отцов шести Вселенских соборов. В связи с этим уместно было бы подробнее обсудить одно из соборных решений, которое доныне вызывает в некоторых кругах жаркие споры. О Пятом Вселенском Соборе можно услышать три различных утверждения: 1) что Ориген не был осужден; 2) что Ориген был осужден, но не было осуждено учение о конечности адских мук; 3) что было осуждено учение о конечности адских мук, но не вообще, а именно и только в интерпретации Оригена. Рассмотрим, насколько состоятельно каждое из этих утверждений. В 553 году в Константинополе святым Юстинианом Великим, императором Византии, был созван собор, который Церковь признала как Пятый Вселенский. Он осудил Феодора Мопсуэстийского, отдельные творения блж. Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, а также Оригена, Дидима и Евагрия Понтийского. Церковный историк Евагрий Схоластик (†594) пишет, что в то время в Палестине возникла большая смута из-за монахов-оригенистов, которым покровительствовал епископ Феодор Аскида, приближенный к императору. Патриарх Иерусалимский Евстохий предпринял меры к тому, чтобы сподвигнуть императора к новому, более масштабному осуждению оригенизма, чем то, которое было за десять лет до того по инициативе св. Юстиниана на поместном Константинопольском соборе. Чтобы отвлечь внимание от оригенизма, Феодор Аскида стал говорить о необходимости осуждения Феодора Мопсуэстийского и про-несторианских писаний Феодорита и Ивы. В результате, как замечает Евагрий Схоластик, «так все устроил ко благу Всесвятой Бог, чтобы [на созванном соборе] нечистое было изглажено и там и здесь» , то есть, последовало осуждение и «трех глав» с одной стороны, и Оригена с другой. Церковный историк пишет, что сначала было осуждение «трех глав», а «потом, когда монахи — Евлогий, Конон, Киприан и Панкратий подали [императору] письменное донесение против учения Оригена… и против последователей его нечестия и заблуждения, Юстиниан спросил у отцов Собора и об этом, предоставив им копию с того донесения и свое послание к [папе] Вигилию о том же предмете. Из всего этого можно было уразуметь, что чистоту апостольских догматов Ориген старался наполнить эллинскими и манихейскими плевелами. Посему, вслед за восклицаниями в укоризну Оригену и его вымыслам, на Соборе составлен был Юстиниану доклад, которого иные места изложены так: “избегли мы, избегли этого; ибо не признали гласа чуждых, но такого человека (Оригена), как татя и разбойника, связавши крепко узами анафемы, извергли вне священной ограды”. Потом немного ниже: “Силу наших деяний вы узнаете из чтения их”. К этому присовокупили они и все главы, которые обыкновенно защищаемы были почитателями Оригенова учения, и из которых явствовало, в чем они соглашались [с православными], и в чем разногласили и многообразно заблуждались… С великим тщанием избрали они и выставили на вид много и других богохульств Дидима, Евагрия и Феодора» .

http://pravoslavie.ru/63080.html

Фото: pixabay.com Что такое «финансовый» грех и как выбраться из долговой ямы. Священник Майкл Тассос Если неразумно потратили деньги — скажите об этом на исповеди 16 января, 2022 Если неразумно потратили деньги — скажите об этом на исповеди Фото: pixabay.com Священник Майкл Тассос, в прошлом бухгалтер, считает, что на исповеди нужно каяться не только в общепринятых грехах, но и в бездумной трате денег. Чем опасно увлечение финансами и как понять, что ты совершил «денежный» грех. Священник Майкл Тассос, клирик храма св. Луки в Гарден Гроув (Калифорния, США), в прошлом — бухгалтер. Иллюзия, которую создает кредитная карта Авва Евагрий Понтийский, подвизавшийся в Египте в IV веке, описал исходную точку греха как logismos, то есть интеллектуальную деятельность. Речь, конечно, не идет об интеллектуальной деятельности вообще, а о помыслах — обладающих такой мощной силой, что человек под их воздействием начинает принимать решения, противоречащие Божиим заповедям. «Демоны, — объясняет авва Евагрий, — борют нас тем, что присутствует». Присутствующее, или pragmata — это материальное , контакт с которым порождает страсти. И в современном мире нет, пожалуй, лучшего примера, чем кредитная карта — создающая иллюзию доступности всего того, что с ее помощью можно купить. Стоит задуматься над словами аввы Евагрия! Ведь почти все мы используем деньги, исходя из собственных переживаний и чувств. Когда человек счастлив, он с удовольствием балует себя и близких приятными покупками. А когда на сердце грустно — хочется утешения, новых впечатлений, радости; отсюда и дополнительные траты. Деньги часто используются и как инструмент контроля, манипуляции — ведь с помощью подарков великолепно создается иллюзия любви. И как настоящее оружие — причем в абсолютно повседневной ситуации. Очень хорошо это видно на примере семей, где денежные средства сосредоточены в руках только одного из супругов. Любую ссору или обиду можно легко загладить, преподнеся пострадавшей стороне небольшой подарок, но часто это дает лишь временный эффект, приводя в дальнейшем к гораздо более печальным последствиям для обоих. Если заработал, почему не потратить?

http://pravmir.ru/chto-takoe-finansovyj-...

Схиархимандрит Гавриил (Бунге). Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости/Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. — 224 с. Евагрий Понтийский (345 — ок. 399), как никто другой, разработал учение о гневе. Он был и великим учителем молитвы и мистической жизни. Схиархимандрит Гавриил анализирует то духовное ведение, которого достиг понтийский монах. ОГЛАВЛЕНИЕ Приводим отрывок из книги: Агрессивность — вещь вполне естественная? Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, насилием даже над нерожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, насилием над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия. Современная психология даже пыталась истолковать эту вездесущую «агрессивность», то есть желание нападать , как нечто совершенно «естественное» и чуть ли не неизбежное. Однако от этого ничего не улучшилось. Инициативы, предпринимаемые с самыми добрыми намерениями, если взять, скажем, ООН, пытаются как-то ограничить всеобщее насилие между народами, но до сих пор это происходит опять-таки путем насилия. Увы, человеческая агрессивность от этого нисколько не уменьшилась, скорее наоборот. Кажется, что в цивилизованных и «миролюбивых» государствах насилие над людьми и вещами неудержимо возрастает. Словно «дьявола отпустили на свободу». Так оно и есть. Весь мир лежит во зле (1 Ин 5, 19), не в каком-то безликом зле или злобе, но во власти зла личностного, то есть сатаны . Правда, многие просвещенные умы не хотят слышать об этом сегодня, когда некоторые уже официально «простились с дьяволом». Слишком уж это попахивает обскурантизмом и как будто только содействует все более распространяющейся «культуре зла». Говорится, что не следует поминать черта. Совсем наоборот! Зло следует называть по имени во всех его формах, и прежде всего зло персонифицированное, ибо только так можно раскрыть все его уловки.

http://pravoslavie.ru/73106.html

Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Слышат ли злые духи наши мысли? Слышат ли злые духи наши мысли? Какие Святые Отцы говорили об этом? Наталия. Отвечает священник Игорь Дудко: Здравствуйте, Наталья! Согласно святоотеческому учению Православной Церкви, бесы не могут читать мысли человеческие в чистом виде, а могут лишь угадывать их движение с математической точностью. «Признаком душевных страстей становится либо произнесенное слово, либо движение тела, благодаря которым враги наши узнают, имеем ли мы внутри себя помыслы их и мучаемся ли от них, или же, извергнув эти помыслы, печемся о спасении своем. Ибо один только Бог, сотворивший нас, знает ум наш, и Он не нуждается во внешних признаках для того, чтобы ведать сокрытое в сердце наше. Демоны не знают наших сердец, как думают некоторые из людей. Ибо Сердцеведец один «сведый ум человеч» (Иов. 7, 20) «и создавый наедине сердца их» (Псал. 32, 15). Но то из слов, какие произносятся, то по каким-либо движениям тела, они узнают многие из движений, происходящих в сердце. Положим, что мы в разговоре обличали тех, которые нас злословили. Из этих слов демоны заключают, что мы относимся к ним нелюбовно, и берут от этого повод влагать нам злые против них помыслы, приняв которые, мы попадаем под иго демона памятозлобия, и этот непрестанно потом располагает в нас против них помыслы мстительные. Злые демоны с любопытством наблюдают всякое наше движение и ничего не оставляют неисследованным из того, чем можно воспользоваться против нас – ни вставания, ни сидения, ни стояния, ни поступи, ни слова, ни взора, – все любопытствуют, «весь день поучаясь на нас льстивным» (Псал. 37, 13), чтоб во время молитвы осрамить смиренный ум и блаженный его погасить свет» (авва Евагрий Понтийский) Св. Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Серена: «Нет сомнения, что нечистые духи могут познавать качества наших мыслей, но извне заключая о них по чувственным признакам, т.е. из наших расположений, или слов и занятий, к которым видят нас более склонными. Но они вовсе не могут знать те мысли, которые еще не обнаружились из сокровенности души» (Собеседование 7, гл.15).

http://pravmir.ru/vopros-otvet/slyishat-...

Председатель Отдела внешних церковных связей выступил с докладом на международной конференции в Институте философии РАН 24 мая 2014 г. 11:29 23 мая 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на международной научной конференции «Философия и мистический опыт: западный и российский подходы» в Институте философии РАН. В своем докладе, посвященном теме «Мистическое богословие преподобного Симеона Нового Богослова», председатель ОВЦС, в частности, отметил особенности богословского учения одного из наиболее выдающихся продолжателей традиции раннехристианского аскетического мистицизма: «Преподобный Симеон, в отличие от своих предшественников, делал акцент на автобиографический опыт созерцания Божественного света. Тема Божественного света проходит через весь корпус его сочинений и является центральной в его богословской, догматической системе, а также и в многочисленных мистических трактатах». Митрополит Иларион пояснил, что в византийской традиции учение о свете имеет свою предысторию. Прежде всего, тема Божественного света была лейтмотивом всего творчества Григория Богослова, в произведениях которого сама природа Божества чаще всего характеризуется термином «свет», причем «терминология света» остается одним из основных элементов богословского языка святителя. «Но при этом никогда и нигде Григорий не обращается к теме Божественного света в автобиографическом ключе, никогда не говорит о том, что он созерцал Божественный свет в своем духовном и мистическом опыте, в своем опыте молитвы», — подчеркнул владыка. Учение о Божественном свете занимает центральное место в творениях многих Отцов Церкви. Современник святителя Григория Богослова Евагрий Понтийский, в частности, ставил вопрос о том, какова природа Божественного света, который созерцают христианские подвижники. Святой Макарий Египетский говорил, что огонь благодати, возженный Святым Духом в сердцах христиан, заставляет их сиять, как светильники, перед Сыном Божиим. Максим Исповедник утверждал нетварную и Божественную природу света. О Божественном свете много писали сирийские авторы, в частности, Исаак Сирин, Иосиф Хаззайя и Иоанн Дальятский.

http://patriarchia.ru/db/text/3654714.ht...

Семистрельная икона Богородицы Ирина Языкова Искусствовед, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ), преподаватель Коломенской духовной семинарии Подпишитесь на наш Телеграм 13/26 августа Православная церковь чтит икону Богоматери, получившую наименование Семистрельной. На этой иконе Пресвятая Богородица изображена пронзенной семью стрелами (а иногда семью мечами). Расположение стрел (мечей) может быть разным: чаще всего четыре с левой стороны и три с правой, иногда наоборот, а на некоторых иконах мы видим по три с каждой стороны, и одну — снизу. Иногда образ дополняется изображением на коленях Богоматери умершего Христа. Образ пришел в Россию с Запада, скорее всего, из Италии, видимо, в XVIII веке, когда итальянское искусство было образцом для русских художников, работавших и в светской, и в церковной области. Западное, а точнее, католическое происхождение этого образа ярко отражено в его символике. Семь стрел символизируют семь смертных грехов, которые, согласно католическому богословию, являются главными пороками, лежащими в основе множества других. Со временем эта классификация была принята и на Востоке, хотя у святых отцов нет жесткой привязке к определенному числу и чаще всего называют восемь главных грехов или страстей (Киприан Карфагенский, Евагрий Понтийский, Ефрем Сирин и др.). Но в Новое время в России представление о семи смертных грехах широко утвердилось. Как правило, в это число входят чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордыня. Божья Матерь, открывая свое сердце каждому грешнику, сопереживает ему и грехи, как стрелы, ранят Ее любящее сердце. Образ Семистрельной восходит к словам пророчества св. праведного Симеона, произнесенным в Иерусалимском храме, когда на сороковой день после рождения Иисуса Мария принесла Его в храм. Взяв на руки Богомладенца, Симеон произнес: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2:34-35). Исходя из этого икона имеет и второе название: «Симеоново проречение».

http://blog.predanie.ru/article/semistre...

" ю професора богослов " я Оксфордського митрополита (Уера) 23 грудня 2014 р. 09:51 Митрополит Диоклийский Каллист , профессор богословия Оксфордского университета, председатель смешанной комиссии по православно-англиканскому диалогу, глава совета директоров Института православных христианских исследований в Кембридже, председатель группы «Друзья Православия на острове Айона» и «Друзья горы Афон», почетный доктор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия дал интервью для сайта ОЦАД . — На Ваш взгляд, богословие — наука, доступная избранным учёным или всем? — Богословие не является наукой в том же понимании, что и, скажем, геология или ядерная физика. Человек может изучать или преподавать геологию или ядерную физику независимо от своего образа жизни. Все, что для этого нужно — технические знания и точность. Однако если нам предстоит изучать или преподавать богословие, одних лишь технических навыков и точности недостаточно. Ведь богословие предполагает определенное личное отношение. Для того чтобы быть богословом, необходимо быть верующим христианином и стремиться вести соответствующий образ жизни. Один из отцов-пустынников, Евагрий Понтийский, говорил, что богослов — это тот, кто молится. Если ты молишься, то ты богослов. Итак, быть богословом означает быть верующим, стремиться следовать христианским путем и молиться. Существует незыблемая связь между богословием и молитвой, вероучением и духовностью. Таким образом, в богословии важно личное отношение человека, в то время как личностные качества геолога не влияют на его профессиональную деятельность. Конечно, можно и богословие изучать исключительно в академическом ключе, как собрание текстов, то если заниматься историческим исследованием. Однако это богословие низшей ступени. Настоящее богословие предполагает личную вовлеченность. — Какое количество студентов в Оксфордском университете занимается теологией? — Я не располагаю точной информацией, потому что 13 лет назад ушел на пенсию и больше не преподаю богословие. Однако, если я правильно помню, на момент моего ухода в 2000 году около 160 студентов изучали теологию в рамках бакалаврской программы. Кроме того, более 100 человек занимались теологией по магистерской и докторской программам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1332574...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010