22 Хорошо известно, что Дар Константина есть подделка VIII века, рассказывающая о легендарном крещении императора Константина папой Сильвестром и о дарах императора. Эти дары включали, в частности, латеранский дворец и некоторые императорские привилегии. Целью Дара было создать фиктивный прецедент Дару Пипина, утверждавшему принадлежность папе территории бывшего византийского Экзархата в Италии. Подлинности этого документа верили на Востоке, в особенности как доказательству того, что римское первенство – происхождения императорского, а не апостольского. Патриарх Михаил Керулларий определенно считал самого себя преемником Сильвестра и потому получившим законные права, дарованные папе Константином. Об этом эпизоде см. Суворов Н. Византийский папа. М., 1902. С. 114–115, 127–130; ср. также Alexander Р. J. The Donation of Constantine and Byzantium and its Earliest Use Against the Western Empire//Зборник Радова Византолошког Института 8. Белград, 1968. Р. 12–15. Эта мысль Керуллария выражена на принадлежащем ему выносном кресте, украшенном изображениями Дара Константина: ср. Jenkins R„ Kitzinger Е. A Cross of the Patriarch Michael Cerularius H Dumbarton Oaks Papers 21 (1967), P. 233–249. Длинное рассуждение Вальсамона, критикующее Керуллария и включающее греческую версию Дара Константина, находится в его комментарии к Номоканону VIII, 5 (RP. I. Athens, 1852. Р. 143–149). 23 De catholicae ecclesiae unitate. 5, ed. G. Hartei (Vienna, 1868=CSEL, 3). P. 214. На эту тему см. мои замечания в The Council of Constantinople of 381 and the Primacy of Constantinople//L’ Etudes théologiques de Chambesy. 2. La signification et l’actualité du II Concile oecuménique pour le monde chrétien d’aujourd’hui. Chambesy, 1982. P. 399–413. Воспр. в Catholicity and the Church. Crestwood, 1983. P. 121–142. 24 Смысл знаменитых слов свт. Киприана в его De catholicae ecclesiae unitate и многочисленных письмах не может оспариваться, особенно после труда М. Bévenot (ср. его Вступление и примечания к переводу De unitate в Ancient Christian Writers 25. Westminster, M.D., 1957).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Предыдущий параграф заканчивается, а этот начинается буквальной выпиской из старинной статьи архим.Алексия-О лице Господа и Спасителя нашего И. Христа, напечатанной в 1847 году в 5-й части Прибавлений к изданию творений свв.отцев (стр. 399, 400). Затем следует на семи стр. набор текстов Священного Писания , иногда близкий к догматике Макария (сн. к стр. 65 Макария т.3, стр. 65), а со стр. 68 о. Малиновский начинает списывать статью архим. Алексия. На стр. 68 более половины списано буквально с этой cmamьu-Npuбabлehuя-V, 435–436. 466–467. Между двумя выдержками средний абзац состоит из цифровых цитат на Свящ.Писание. Цитаты списаны со стр. 440–452 5 ч. Прибавлений, где приведены полностью слова Писания, при том списаны наскоро, почему и получилась невозможная цитата « Кол. 15, 1 ». Оказывается на стр. 446 Прибавлений, вопреки обыкновению, стих поставлен впереди главы: «в 15 ст. 1 гл. Апостол» и т. д. Выбирая цитаты и наскоро перелистывая старый журнал, о. Малиновский и открыл в послании к колоссянам 15-ую главу. Стр. 69 начинается также выборкой заглавий и цитат со стр. 468–471 Прибавлений, а затем следует размером в полстраницы буквальная выписка со стр. 474 и 477. Сюда же добавлено небольшое примечание, списанное у Сильвестра, т.4, стр. 58. С 70 стр. начинаются свидетельства древне-церковных писателей. Переход сделан словами статьи архим.Алексия (Npuбabлehuя,V,477) и самые свидетельства заимствуются многие целиком из той же статьи. Так на 70 стр. с документальной точностью воспроизведены цитаты из Игнатия Богоносца , при чем удерживаются даже и курсивы (Прибавления, V, стр. 481–482), а на 71 стр. выдержка со вводными словами из Поликарпа Смирнскаго (Прибавления, V, 490–491). В примечании 2 буквально же сделаны выдержки из послания о мученичестве Поликарпа (Прибавления, V, 491) и из 2 посл. Климента (V, 479). Здесь же дважды сохранены цитаты на Hefele. Что это за Hefele, – не объясняется. Это старинное издание – Patrum apostolicorum opera (Tubingae 1847), которое цитирует архим. Алексий, писавший в том же 1847 году, когда это издание лишь появилось. Цитировать же это издание в 1909 году, это – mauvais ton, не терпимый не только в докторской диссертации, но и в студенческом сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

В Москве выявили 2 300 заболевших 29 сентября. ПРАВМИР. За последние сутки число больных COVID-19 в России увеличилось на 8 232 человека, сообщили в оперштабе по борьбе с коронавирусом. Больше всего новых случаев зарегистрировали в Москве (2 300), Санкт-Петербурге (251), Московской (209), Ростовской (190), Нижегородской (168) и Воронежской (165) областях. Общее число заболевших с  начала пандемии в стране достигло 1 167 805 человек, выздоровевших — 952 399 пациентов. Умерли за сутки 160 человек. Всего от инфекции погибли 20 545 россиян. Число погибших от COVID-19 во всем мире превысило миллион человек. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-rossii-pribavilos-8-...

332 Вероятно, в 403 г., когда Синезий, вернувшись из Константинополя, отлучился на два года в Александрию. 334 Об организации государственной почты в Поздней империи ср.: R. Delmaire, Les institutions du Bas-Empire romain de Constantin à Justinien («Институты Поздней Римской империи от Константина до Юстиниана), t. 1 (Paris, 1995), р. 97–118. 337 Синезий надеялся на встречу с Олимпием (которого не видел со времен обучения в Александрии) еще в 398–399 гг. Ср.: Письма 87 (97), 9–11 и 88 (98), 19–20. Но тогда встреча не состоялась. 342 Очень высоко ценились скаковые лошади из южной Италии (в частности, из Апулии) и с Сицилии. Ср., например: Плиний. Естественная история, 37, 202. 343 Селевкия Пиерийская – порт Антиохии Сирийской (находится приблизительно в 7,5 км от самой Антиохии). 344 Письмо написано в мае 405 г., отправлено из Кирены в Константинополь. Симпликий – адресат Писем 93 (24) и 152 (28) – занимал в 405 г. должность magister militum praesentalis при дворе в Константинополе. О нем см. также прим. 4 к Письму 38 (144). 345 Dux Libyarum, прибывший в Птолемаиду весной 405 г., которому поручено было военное управление Верхней и Нижней Ливиями. 347 Традиционное самоименование граждан восточной части Империи (хотя говорили они в большинстве своем по-гречески), сохранявшееся на протяжении всей византийской эпохи. 348 Мацеты – берберское племя, совершающие регулярные набеги на Киренаику, начиная с 405 г. вплоть до 412 г. 349 μιξοβαρβρον. Вероятно, речь идет о пограничных племенах, встававших то на сторону империи, то на сторону набегавших из глубины континента варваров. 358 Эта война, начавшаяся в 405 г., являла собой, скорее, цепь грабительских налетов и партизанских действий со стороны варваров. Она закончилась в 412 г. Ср.: Письмо 54(131), 17–22. 361 Ср.: Кодекс Феодосия, XV. 15, 1 (от 5 октября 364 г.). О существовании частных военных отрядов и об их запрете властями ср.: R. Mac Mullen. Soldier and Civilian in the later Roman Empire (Cambridge Mass., 1963), р. 138–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

390., 1092,861). Этика дуалистическая (II: 404,1198) и мораль аскетическая (II: 399,1180); квиетизм и созерцательность (II: 398,1175). Идеал мудреца у Филона (II: 393,1149. 400,1184. 421,1292) и его универсализм (II: 402,1194). Повсюдный материализм (эфирность духа, Логоса и Бога) и эманатизм (II: 343). Небесный человек (I: 257. II: 223 сл. 247. 261,682. 261–2. 264. 353) и Логос (II: 220. 267 сл. 272. 277,745. 298,800. 303. 319. 320,859. 322,866–7. 322 сл. 323,868–870. 872. 324,877. 325,878. 326,880. 327,888. 328,894. 330 сл. 335,912. 336,913. 337 сл. 343. 347. 350 и прим. 858. 387,1124. 393. 407,1216. 417 и прим. 1263. 420. 650,816. 820, 688. 823,104. 1147,1301) у Филона и невозможность для него (бого)воплощения (II: 360 сл. 364,1029. 370,1053. 370 сл. 371,1055. 372. 808,1255. 999,116), почему тут недопустимо и понятие Богочеловека (II: 374,1062); πρωττοκος у Ап. Павла и πρωτγονος у Филона (II: 342). Филон и Мессия (I: 359. 360–9. 389,323.401. 402. 405. 566,276. 869,548.II: 364,1029. 365,1034. 1036. 1037. 367,1041.1043. 368,1044.1046. 369,1050. 999,116. 1092). У Филона не принимается мессианского искупления (I: 412,415) в евангельском смысле (II: 394,1152). Искупление и моральное усовершенствование у Ап. Павла и у Филона (II: 358 сл. 362,1023. 391. 397). Вера у Филона (II: 397) по соотношению с учением Павловым о вере (II: 173 сл.). Утешитель у Филона (II: 355,996. 421,292). Филон, как представитель: эллинистического синкретизма и александрийской теософии (II: 407 сл.), и соединение у него иудейства с греч. философией (II: 411 сл. 416,1265. 1258). Пантеизм (II: 335,912 344–7. 411. 420), пифагорейство (II: 228,577), платонизм (II: 228,577. 317. 321 и прим. 863–5. 326 и прим. 883. 400,1183 406. и прим. 1211. 1212. 407. 408. 411. 417), стоицизм (II: 131,242. 318,855. 321 и прим. 864–5. 328. 345. 346. 387. 400,1183–4 401,1185. 1003–4) и экстатический мистицизм (II: 398) у Филона, отношение его к книге Премудрости Соломоновой (II: 449 сл. 453). Предположения о влияниях на христианство (II: 26 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

399 О душ. и воскр., стр. 231. Мы охотно удерживаем термины, усвоенные русским переводом творений св. Григория. Для обозначения той группы душевных явлений, которую древние психологи отметили названием το επιϑυμητικν, трудно подыскать наиболее соответствующее слово, чем термин „вожделение“. Это–не желание, как движение чисто разумной воли, и не похоть, как исключительное движение чувственности; это–соединение элементов того и другой, способное склоняться как к духовным, так и чувственно-животным интересам; это–нечто среднее между бесстрастным направлением воли к высочайшему благу и полным страсти влечением похоти к низменным, чувственным предметам. Тоже нужно сказать и относительно термина „раздражительность“, который мы будем употреблять для обозначсния душевных явлений, сгруппированных св. Григорием под общим названием–τ ϑυμοειδς. Это–не просто гнев, как определенное, частное психическое явление (в смысле представления о нем нынешней психологии); это–вообще возбуждение или напряжение, которое может сопровождать всякую душевную деятельиость. 433 См. напр. „О надпис. псалм.“ ч. 2-я, гл. 2, стр. 5–8; гл. 4, стр. 15–18. На Еккл., Бесед. 5, стр. 291–2 и мн. др. 445 Об устр. чел., гл. 20, стр. 156–7. Migne, col. 197. Ап. Павел обозначает термином γνσις нынешнее, фрагментарное наше познание в отличие от будущего, интуитивного, которое он отмечает словом πιγνσκειν: „ρτι γινωσχω κ μρους, ττε δ πιγνσομα. καϑς κα πεγνσϑην“ (1Κορ.13:12). См. Stigler, S. 93, Anmerk. 475 Ibid. стр. 525. Более подробное описание тех свойств, (-„изгари“, по образному выражению св. Григория) которые имеют быть отняты от нашего тела через смерть, будет дано ниже, когда будет речь о свойствах тела воскресших. 482 Мысли св. Григория по вопросу о субстанциальности души были изложены нами подробно в первом отделе сочинения (§ Ш, стр. 76–82). 487 Насколько можно судить по общему ходу эсхатологических рассуждений св. Григория, скорее мысль о тождестве воскресших тел с настоящими является следствием рассматриваемой мысли, чем наоборот. Только·в силу ранее утвержденного положения о непрерывной связи души с элементами раз данного ей тела, Григорий нашелся вынужденным утверждать и существенное тождество имеющих воскреснуть тел с нынешними земными, хотя этο последнее учение, как увидим ниже, не вполне гармонирует с его собственным представлением о телах воскресших.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

формирование и первое публичное представление в Риме комплекса идей, определившего своеобразие П. как богословского направления. П. возникло в кругу образованных христиан, стремившихся строго следовать нравственному идеалу христианства, с неодобрением относившихся к господствовавшему в рим. обществе моральному релятивизму, в сочинениях и личных наставлениях побуждавших христиан к более строгой и внимательной жизни, соответствующей евангельскому учению (подробнее о П. как общественном явлении см.: Brown. 1968; Idem. 1970). Пелагий, традиционно считающийся основоположником П., жил в Риме с кон. 70-х гг. IV в., однако нет надежных сведений о его занятиях или взглядах до кон. 90-х гг., когда им были созданы первые сочинения (подробнее см. в ст. Пелагий ; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 2. P. 1687-1709). Ок. 390 г. учеником Пелагия стал Целестий, происходивший из аристократической семьи, учившийся в Риме праву и с юных лет проявлявший интерес к аскетике и монашеству (см.: Mar. Merc. Common. Caelesm.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 66; подробнее см. в ст. Целестий ; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 1. P. 357-375). Весьма вероятно, что обращение Пелагия и Целестия от нравственных размышлений к богословским вопросам было связано с прибытием в Рим из Сирии или Палестины пресв. Руфина (о гипотезах относительно его личности см. в ст. Руфин Сириец ; также см.: PChrBE. Vol. 2. Pt. 2. P. 1941-1942). Марий Меркатор свидетельствует, что Руфин приехал в Рим, когда епископом Римским был св. Анастасий I , т. е. между нояб. 399 и дек. 401 г., а также отмечает, что именно Руфин внушил Пелагию «нечестивое» мнение, будто грех Адама не оказывает никакого влияния на его потомков (см.: Mar. Merc. Common. adv. Pelag.//ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 5). Исследователи полагают, что последнее суждение справедливо лишь отчасти. Маловероятно, что под влиянием Руфина Сирийца Пелагий радикально изменил свои взгляды; скорее Пелагий увидел в нем единомышленника, поскольку богословские убеждения Руфина Сирийца вполне соответствовали нравственным идеалам Пелагия и обосновывали их (напр., см.: Кремлевский.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

письменности (XIII – 3-я четв. XIV в.) III тип по Диатаксису Филофея Коккина Охридская редакция XI в. Древнерусская редакция Ранний этап исправления Чудовский литургиарий Последования, не связанные с Диатаксисом Редакция Евфимия Афонская редакция Редакция Киприана Глаг. 2 Воскр. 7 Погод. 36 Хлуд.117 Увар. 46 Q.n.I.48 Погод. 36 Погод. 37 Зограф. Погод. 38 Арх.Д.9 24.4.8 Воскр. 8 1.г.12 Попов. 101 МДА.79 Рум. 398 НБКМ 231 Рум. 400 Солов. 1018 Рум. 399 Q.I.1178 Солов. 1015 Солов. 1019 Син. 604 O.n.I.10 Син. 601 Син. 605 Vat. slav. 9 Син. 952 Син. 598 Син. 606 Син. 600 Син. тип. 40 Син. тип. 41 Син. тип. 43 Хлуд. 114 Солов. 1017 Q.I.1180 Щук. 745 F.n.I.33 Q.n.I.67 Vat. slav. 14 Q.n.I.7 17.19.4 O.n.I.4 + W.548 О.п. I.5 III тип Охридская редакция XI в. Древнерусская редакция Ранний этап исправления Чудовский литургиарий Последования, не связанные с Диатаксисом Редакция Евфимия Афонская редакция Редакция Киприана Глаг. 2 Погод. 36 Увар. 574 Увар. 46 НБКМ 590 Син. тип. 42 Мазур. 539 Зограф. Попов. 101 Арх.Д.9 Sin.slav. 5/N Рогож.кл. 566 Хлуд.117 17.12.1 Погод. 37 1.г.12 Погод. 38 МДА.79 Рум. 398 Q.n.I.68 НБКМ 231 Рум. 400 Син. 601 Син. 598 Солов. 1015 Син. 606 Син. 604 Q.I.1178 Син. 952 Син. 952 Син. 892 Солов. 1018 Син. арх. 731 Солов. 1019 Син.тип. 40 Солов. 1026 Син. тип. 43 Хлуд. 114 Солов. 1016 Q.n.I.48 Солов. 1017 Q.n.I.60 Q.I.1180 Vat. slav. 14 16.16.29 17.9.14 О.п.1.5 Q.n.1.67 2 Среди новых находок на Синае в 1975 имеются несколько сербских фрагментов литургии, они подробно описаны Н. Глибетич [Glibetic 2013: 115–144]. В нашей работе они не использовались. 3 Набор рукописи, готовящийся к изданию, любезно предоставлен проф. Хайнсом Микласом в рамках работы по проекту «The critical edition of the New Sinaitic Glagolitic Eucology [Sacramentary] Fragments with the Aid of Modern Technologies» AFS N p19608 – http://www.caa.tuwien.ac.at/cvl/research/sinai. 7 Слово льгота имеется и в южнославянской письменности, однако на Руси оказыва­ется более распространенным чем льгыии и частотно употребляется в оригинальных русских произведениях: Повести временных лет, Киево-Печерском патерике, а также в Пандектах Никона Черногорца, переведенных на Руси [Срезневский II: 64]. 9 В 1345 г. Сербия благодаря политике Стефана Душана была провозглашена царст­вом и здесь была установлена сербская патриархия. 10 Славянских последований без рубрик насчитывается очень немного: это слу­жебники Погод. 37 и ТСЛ 8 XIV в. и служебники, связанные с деятельностью патриарха Евфимия Тырновского (см. главу 4). Читать далее Источник: Афанасьева Т.И. Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого в славянской традиции (по служебникам XI-XV вв.)/Ун-т Дмитрия Пожарского; СПб. гос. ун-т. — М.: Русский фонд Содействия Образованию и Науке, 2015. — 448 с. — (Исторические источники). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

392. См.: Parvis S. Marcellus of Ancyra and the Lost Years of the Arian Controversy 325–345. Oxford, 2006. P. 36. 393. Против Астерия, фр. 67–68. 394. Там же, фр. 114–117. 395. Евстафий Антиохийский. Против Оригена. Вероисповедание Евстафия походило на маркелловское, так как он также полагал, что ипостась в Боге одна, однако он считал, что Сын вечен, а не получил Свое начало одновременно с Домостроительством во плоти, как утверждал ранний Маркелл (см.: Ayres L Nicaea and Its Legacy… P. 69). 396. Cm.: UenhardJ. Contra Marcellum Marcellus of Апсута… P. 4. 397. См.: Епифаний Кипрский. Панарион 72.2: 257.21–27 (Holl). 398. Там же 257.12–14 (Holl). Что именно имел здесь в виду Маркелл под словом «ипостась», сказать не так просто (скорее всего, нечто близкое к «сущности» или «существу», т. е. он утверждал, что Слово — одно Существо с Отцом, один Бог), но в той терминологии, к которой привыкли на Востоке, это звучало как отрицание существования Слова как такового, т. е. оно превращалось в энергию или силу Отца, не более того. Однако на Западе такое отрицание отличной от Отца ипостаси Слова восприняли, очевидно, исключительно в контексте полемики с учением ариан, т. е. как утверждение единосущия. 399. См.: LienJjardJ. Contra Marcellum Marcellus of Ancyra… P. 5. 400. 12 Полный перевод данного сочинения см. в настоящем издании. 401. См.: Mercati G. Alcune note di letteratura patristica//Rendicontd del Reale Istituto Lombardo di Scienze e Lettere. 2 (31), 1898. Pp. 1033–1036. 402. См.: Hamack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius 2. Die Chronologie 2. Leipzig, 1904. S. 158–160. 403. Cm.: Richard M. Un opuscule meconnu de Marcel eveque d’Ancyre//Melanges de science religieuse. 5,1949. Pp. 5–28. 404. Cm.: Tet%Al. Zur Theologie des Markell von Ankyra I: Eine Markellische Schrift «De incarnatdone et contra Arianos»//Zeitschrift fiir Kirchengeschichte. 75,1964. S. 221. 405. Cm.: Simonetti M. Su alcune opere attribuite di recente a Marcellod’Ancira//Rivista di storia e letteratura religiosa. 9,1973. Pp. 313–316.

http://predanie.ru/book/137804-antologiy...

7 места у Geffcken’a, 95. Глава 17 Иуст . Диал . 7, 3; «врата жизни» в Прор. Сивилл 2, 150. Приложение Spuria Вместе с апологией мехитаристы издали по другой рукописи древнюю проповедь , принадлежащую, если верить надписанию, Аристиду. Несколько позднее Conybeare обнаружил эту же гомилию вместе с подлинным сочинением философа (т.е. первыми двумя главами Апологии) в одной рукописи (Эчмядзинской). Большинство ученых оспаривает авторство проповеди. В защиту высказались Zahn и Крестников (с допущением ряда вставок в духе позднейшего богословия). Аналогично обстоит дело и с коротеньким отрывком, опубликованным Питрой – Мартэном по парижской рукописи (арм. 85). Вопрос о подлинности остается открытым за неимением каких-либо других данных 612 . Прочих фрагментов под именем Аристида до нас не дошло 613 . Помещаем оба отрывка в переводе с древнеармянского В. А. Арутюновой-Фиданян (издания указаны ниже). Переводы на русский с языка оригинала публикуются впервые. Литература Гомилия CPG I, 1065 Армянский текст опубликован в венецианском издании мехитаристов (см. выше, библиография к Апологии), с. 14–23 с параллельным латинским переводом, переиздан у Pitr’u – Martin’a с новой латинской версией. Русские переводы: 1) Барсов Н. Из новооткрытых памятников первобытной христианской проповеди . Св. Аристида, афинского философа, слово о благоразумном разбойнике. – ХЧ, 1887, ч. 1 (март – апрель), с. 399–401 (предисл.), 402–5 (перевод с лат. по Мартэну); 2) И. Крестникова с нем. по Himpel’ю (с указанием вариантов переводов мехитаристов и Мартэна) в его соч., с. 84–8 Приложения. О самой гомилии см. также у Крестникова, с. 201–13. Эчмядзинская рукопись остается неизданной. Письмо ко всем философам CPG I, 1066 См. изд. Pitr " ы Martin’a, с. 11 и лат. перевод на с. 286; рус. пер. с лат. у Крестникова на с. 88 Приложения, ср. с. 214–5 его исследования. Греч, ретроверсия в изд. Harris " а, 34. [Речь] Аристида, афинского философа, о воззвании разбойника и об ответе Распятого 1. (1) Как изумляет меня воззвание разбойника и ответ ему Распятого 614 ! (2) Ныне не пройди мимо этой таинственной речи, о вдумчивый слушатель, ибо имеет она чудеснейшую силу таинства. (3) Проповедник нашего Евангелия говорит, что Сам Распятый, находясь на кресте, не только был привязан, подобно прочим смертным, но и пригвожден во исполнение предвидения пророков. (4) Множество богоубийц иудеев находилось вокруг. Смерть была вооружена, ибо воин с копьем стоял близ креста. Горькая желчь была приготовлена для вкушения, элементы природы смешались, день принял темный облик ночи. Разорвана завеса храма. Одежда Распятого поделена, о его хитоне брошен жребий. Воинство бесплотных устрашено, и одновременно содрогнулось от ужаса природное существо верхних и нижних, (5) предсказания пророков исполнились.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/soc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010