Соч.: CPGS, N 1550-1597 (подлинные), N 1599-1604 (спорные), N 1610-1612 (неподлинные); Maxima bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum/Ed. M. de. La Bigne. Lugduni, 1677. T. 3. P. 339-349, 354-356 [перечень творений Д. В., приписываемые ему послания против Павла Самосатского, послание к Василиду в лат. пер.]; Gallandi A. Bibliotheca veterum patrum antiquorumque scriptorum ecclesiasticorum. Venetiis, 1767. T. 3. P. 479-537 изд. большей части сохранившихся фрагментов из полемич. произв. и посланий Д. В. на греч. и лат. яз.]; 1781. T. 14. P. 110-118 (appendix) [фрагменты, не вошедшие в т. 3]; Dionysii Magni, episcope Alexandrini, quae supersunt/Ed. S. M. de Magistris. R., 1796; PG. 10. Col. 1237-1344, 1577-1602; PL. 5. Col. 89-100, 117-128; Feltoe C. Z. , ed. Διονυσου Λεψαντα: The Letters and Other Remains of Dionysius of Alexandria. Camb., 1904; Conybeare F. C. Newly Discovered Letters of Dionysius of Alexandria to the Popes Stephen and Xystus//EHR. 1910. Vol. 25. N 97. P. 111-114; Bienert W. A. Neue Fragmente des Dionysius und des Petrus von Alexandrien aus Cod. Vatop. 236//Κληρονομα. Θεσσαλονκη, 1973. Τ. 5. Σ. 308-313; Procopii Gazaei Catena in Ecclesiasten: Necnon Pseudochrysostomi Commentarius in eundem Ecclesiasten/Ed. S. Leanza. Turnhout; Leuven, 1978. (CCSG; 4); Leanza S. Il Commentario sull " Ecclesiaste di Dionigi Alessandrino//Scritti in onore di S. Pugliatti. Mil., 1978. Vol. 5. P. 399-429; idem. Un nuovo testimone della Catena sull " Ecclesiaste di Procopio di Gaza: il. Cod. Vindob. Theol. Gr. 147. Turnhout; Leuven, 1983. (CCSG; 4. Suppl.); Pietras H. Lettera pros Germanon di Dionigi Alessandrino//Gregorianum. R., 1990. Vol. 71. P. 573-583; Labate A. , ed. Catena Hauniensis in qua saepe exegesis seruatur Dionysii Alexandrini. Turnhout; Leuven, 1992. (CCSG; 24). Рус. пер.: Творения св. Дионисия Великого, еп. Александрийского, в рус. переводе/Пер., примеч., введ.: свящ. А. Дружинин; ред.: Л. Писарев. Каз., 1900. СПб., 20072; Послания и письма св. Дионисия Александрийского/Пер., примеч.: свящ. А. Дружинин//ПС. 1900. Ч. 1. 1. С. 32-39; 2. С. 138-148; 3. С. 240-248; 4. С. 343-348; 5. С. 504-518; Послание к Павлу Самосатскому, бывшему еп. Антиохийскому//ХЧ. 1840. Ч. 4. С. 1-18 [неподлинное].

http://pravenc.ru/text/178450.html

Поскольку Севир использовал термин «энергия» исключительно в христологическом контексте, в настоящем параграфе рассматривается понимание энергии только у дифизитских авторов эпохи христологических споров. Понимание энергии Севиром будет рассмотрено далее (см.: Гл. 1. §. 1.3.5). 382 См.: Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. С. 26, 52. 384 Хотя энергия, согласно Аристотелю, является одной из категорий, т.е. наивысших родов сущего (см.: Аристотель. Категории. IV. 2a 3–4//Сочинения. Т. 2. С. 55; Он же. Топика IX. 103b 22–23//Там же. Т. 2. С. 358), в его сохранившихся произведениях данное понятие не получило достаточного рассмотрения. По В.В. Бибихину, энергия, в аристотелевском понимании, принадлежит к «предельным» вещам, которым в принципе нет определения (см.: Энергия. С. 29). 391 См.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука//Он же. Бытие, имя, космос. М., 1993. С. 446–447. 393 Аристотель писал: «Не обо всем говорится в одинаковом смысле, что оно есть в действительности (νεργεα). ибо одни относятся друг к другу, как движение относится к способности (κνησις πρς δναμιν), другие – как сущность к какой-нибудь материи (οσα πρς τινα λην)» (Аристотель. Метафизика. IX, 6. 1048b 5–9//Сочинения.Т. 1. С. 241–242). 398 Конечно, в Священном Писании слово «сила» многократно употребляется в широком, нетерминологическом значении и может означать власть, ее внешнее выражение, например, множество войска, ангельский чин, чудесное событие и др. 399 Ср.: «силою, которою Он действует (κατ τν νργειαν το δνασθαι ατν)» ( Флп 3. 21 ). Небезынтересно отметить, что, в отличие от Нового Завета, в тексте Септуагинты слово νργεια не встречается (см.: Брэдшоу. Аристотель на Востоке и Западе... С. 85). Не следует недооценивать влияние языка Священного Писания на богословскую терминологию отцов Церкви. Д. Брэдшоу отмечает, что Великие Каппадокийцы, например, отдавали предпочтение термину «энергия» потому, что он является библейским (см.: Там же. С. 254). 400 Комментарий к трактату «О Божественных именах»// Дионисий Ареопагит . О божественных именах. О мистическом богословии. СПб., 1994, С.91. Учитывая, что вопрос о точной атрибуции схолий не решен окончательно, здесь и далее, за исключением особо оговоренных случаев, цитация схолий приводится без указания авторства. 401 Свт. Григорий Нисский писал, что в человеческом эмбрионе первоначально невозможно обнаружить ни очертаний частей тела, ни присутствия души, пока их возможность не перейдет в действительность (энергию) (см.: Gregorius Nyssenus. De hominis opificio 29//PG 44. Col. 236B-D.). Немесий Эмесский говорит, что в четырех основных стихиях (земля, вода, воздух и огонь) существенные качества можно усматривать и «в потенции» (δυνμει), и «в действии» (νεργε) (см.: Немесий Эмесский . О природе человека. М., 1996. С. 154).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Встреча 5. Гордость и тщеславие и борьба с ними (ВИДЕО) Православные просветительские курсы. Цикл «Страсти и борьба с ними» Протоиерей Вадим Леонов 28 октября 2019 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии Протоиерей Вадим Леонов провел встречу на тему: «Гордость и тщеславие и борьба с ними». Предлагаем вашему вниманию видео встречи. Встреча (продолжительность: 1:36:42) Рейтинг: 9.7 Голосов: 399 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ксения 25 ноября 2019, 22:36 Представьте себе, если из информационного поля вокруг исчезнет вся информация о каких-либо добрых делах кем-то сделанных. Я думаю, многих охватит уныние. Одно зло вокруг и добра не осталось - что может дать такая картина? Как душа согревается, когда читаешь о каком-то добре кем-то сделанном. Отдушина. Есть надежда за этот мир. Ну и, конечно, к себе примеряешь - а я то что? Может, и мне надо что-то подобное сотворить? Елена 25 ноября 2019, 21:20 Хочу поблагодарить протоиерея Вадима Леонова. Очень много содержательных тщательно проработанных материалов. Точные ответы на вопросы. Есть и пища для размышления, и четкие руководства к действию. Одновременно благодарю авторов проекта еженедельных встреч. Прошу продолжать публикации этих встреч на портале ПРАВОСЛАВИЕ. В интернет пространстве много православного контента, однако, именно эти встречи носят живой характер, как правило, полноценно раскрывают заявленную тему, дают возможность увидеть много нового, познакомиться с очень достойными выступающими. Наталия 25 ноября 2019, 20:51 Мне кажется, что добрые дела показанные в интернете, показаны нам для примера- где и как и мы можем помогать нуждающимся. Это очень хорошо, что люди видевшие, как помогают другие, пишут и рассказывают об этом. Светлана 25 ноября 2019, 15:01 Посмотрите подборку статей на сегодня. Их выбор не случаен. Все они дополняют друг друга и отвечают на эти вопросы. Главное здесь - жить по воле Бога. Прислушиваться к Нему. Где промолчать о себе, а где сказать Послушание начальству тоже никто не отменял. Елена Киев 25 ноября 2019, 13:05 Когда стали показывать на сайтах добрые дела, я долго не могла привыкнуть. Мне и сейчас это не нравится. Нас еще в школе учили не хвалиться. Миссия в Интернете? Возможно... Но меня и моих знакомых в храм привела вовсе не миссия в Интернете. Ирина 25 ноября 2019, 06:44 Интересно, что каждый берёт из Евангелия, творений святых отцов то, что ему выгодно. Нужно скрывать свои добрые дела, говорит отец Вадим и цитирует Евангелие. Пусть люди видят ваши добрые дела и прославляют Отца нашего, говорят люди из священноначалия и заставляют освещать социальную работу на сайте епархии. Пошел в больницу причастить больного - сфотался и т.д. Типа через нашу работу люди увидят нас и придут к Богу. Это миссия в Интернете. Интересно, где правда? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/125748.html

Одновременно священствовал при Моск. Возне­сенском Девичьем монастыре. Умер в 1863 г. 341 Штатное число на 1 курсе составлялось из 60 студ.; было принято при открытии Академии 70; на обоих курсах – 120. См. там же, стр. 5 и 150. 345 «История Академии», стр. 349; «Богосл. Вестник» 1913 г. отчет академии; академические стипендии числятся под 49–50. Сведения о настоящем состоянии стипендий сообщены помощником библиотекаря академии иеромонахом о. Игнатием (Садковским) . 348 Там же, стр. 370, 371, 372, 385. Ср. обзор рус. дух. литературы. Арх. Ф. Гумилевского П. 1884 г. Изл. 3-е. стр. 341, 475. 350 «Русский Биогр. Словарь». Петерб. 1905 г. Стр. 41. «История Троиц. семинарии». 516. Обзор рус. дух. литер. 438. 351 «История Слав.-гр.-л. акад.» 383., «Истор. Моск. Акад.» 528 и «История Моск. духов. семинарии». М. 1889 г., стр. 12. Списки начальников, наставников и должностных лиц Моск. семинарии. 352 «История Слав.-гр.-лат. Акад.» 384; Московской – 528; «Русский биографический словарь» 38; цитат в словаре из истории Троиц. семинарии стр. 516–517 не ве­рен, здесь идет речь о Николае, но не о Никите Платонове. 354 Там же, стр. 35, 36, 235, 394, 414, 530; ср. списки начальников, настав­ников и воспитанников Виф. дух. сем., с 1800–1897 г., стр. 59. 358 Там же. 534, 237, 238, 484: «История Моск. дух. сем.». Списки. Стр. 13. Биогр. словарь 1912 г. 498–499 стр. 361 «Русс. Биогр. Словарь», Петерб. 1905 г. Стр. 37–38. «Истор. Акад.» 270 , 488–439. Хронологические сведения последнего источника расходятся с первым, ко­торому мы придаем большее значение, как основанному на позднейших данных. 362 «Истор. Акад.» 43, 337, 380, 384, 387, 430–431. «Ср. истор. Моск. сем.», списки. Стр. 5 и списки начальствующих, наставн. и пр. Вифан. семинарии. 363 Павловская, т.е. денежная, процент с капитала купца Павлова, пожертвовавшего 3000 р. «Истор. Ак.», 358. 365 «Истор. Акад.» 399 , 340. ср. 34–35 и 44–45, 240. «Истор. Моск. сем.» списки. 66 стр. Здесь сказано, что умер в 1874 г. 368 Там же, 42–43, 137, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 1. Цит. по: Ольденбург C. Ф. Культура Индии. М., 1991, с. 212. 2. Цит. по: Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 2, Петроград, 1916, сс. 508–509. 3. Свят. Иоанн Златоуст. Беседы о пророчествах Ветхого Завета//Творения. Т. 4. СПб., 1898, сс. 248–249. 4. Джатака о заклинании тоски//Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 40. 5. Письма Елены Рерих, 1929–1938. М., 1992, Т. 1, с. 399. 6. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения. Т.1. СПб., 1994, с. 322. 7. Джатака о заклинании тоски. с. 40. 8. Джатака об одураченном//Будда. Истории о перерождениях. М., 1991, с. 50. 9. Среди 40 канонических предметов буддистской медитации, рекомендуемых «Висуддхимагой», числятся такие: «вздутый труп, посиневший труп, гноящийся труп, изломанный труп, изгрызанный труп, труп, различные части которого разбросаны, разрубленный и разбросанный труп, окровавленный труп, изъеденный червями труп, скелет»( Конзе Э. Буддийская медитация: благочестивые упражнения, внимательность, транс, мудрость. М., МГУ, 1993, с. 7). Медитации на эти темы чисто инструментальны. К ним надо прибегать в зависимости от того, что именно кажется буддисту слишком привлекательным в женщине. Например, «посиневший труп, демонстрирующий гибель цвета кожи, благотворен для того, кто испытывает влечение к красивой коже. Изгрызанный труп, демонстрирующий разрушение прежде гордого контура выступов мяса, благоприятен для того, кто испытывает физическое влечение к выступам мяса в грудной или подобной ей частях тела» (Там же, сс. 69–70). 10. См. Монахиня Игнатия. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии//Богословские труды. Сб. 24. М., 1983. 11. О причине сомнений в достоверности этого эпизода с яблоком и «конкурсом невест» см. Афиногенов Д. Е., Казачков Ю. А. Легенда о Феофиле: новые разоблачения//Ученые записки Российского Православного Университета. Вып. 5. М., 2000. См. также: Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002, сс. 404–419. 12. Средневековье в его памятниках. Антология под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913, с. 266. Со ссылкой на Gachsenspiegel, Landrecht I,24.

http://azbyka.ru/cerkov-v-mire-lyudej-zh...

На дальнейшую христ. традицию оказали существенное влияние новозаветные темы мучений и преследований верующих (см., напр.: Suffering. 1981). Христос предсказал ученикам, что их будут преследовать за Него (Мф 5. 11-12; 10. 16-38; Ин 15. 18-22; 15-24; 16. 1-4), и призвал их быть готовыми пожертвовать жизнью ради спасения души (Мк 8. 34-36; 10. 38-39; Ин 15. 12-14). Мотив страдания за веру совмещался с мотивом свидетельства как основного содержания апостольской миссии. О гонениях, к-рым подвергались проповедники Евангелия, говорится в 2 Тим; в 1 Петр страдания христиан представлены как подражание Христу и участие в Его страстях. Во время гонений, к-рым подвергались проповедники, они приносили свидетельство (τ μαρτριον) о Христе перед правителями и царями (Мк 13. 9-10; Лк 21. 12-13). Христ. свидетельство, повторявшее свидетельство Христа перед Пилатом (μαρτυρσαντος - 1 Тим 6. 13), могло сопровождаться страданием (μ ον παισχυνθς τ μαρτριον το κυρου... λλ συγκακοπθησον τ εαγγελ - 2 Тим 1. 8). Как в проповеди, так и в гонениях проявлялось действие Св. Духа, пребывавшего в апостолах: опираясь на помощь свыше, проповедники рисковали свободой и жизнью ради свидетельства о Боге (см.: Trites. 1977). Связь между свидетельством о Христе и принятием смерти за веру, возможно, прослеживается в Деяниях св. апостолов, где слово μρτυς использовано по отношению к погибшему архидиак. Стефану (τε ξεχννετο τ αμα Στεφνου το μρτυρς σου - Деян 22. 20). С тем же смысловым оттенком оно употребляется в Откровении, где говорится о свидетелях Бога (δυσν μρτυσν μου), к-рые за свою проповедь будут убиты «зверем, выходящим из бездны» (Откр 11. 3, 7), о «крови святых и крови свидетелей Иисусовых» (Откр 17. 6). «Верным свидетелем Моим» названы некий Антипа, погибший в Пергаме (Αντπας, μρτυς μου, πιστς μου ς πεκτνθη παρ μν - Откр 2. 13), и др. последователи Христа. Связь между христианским свидетельством и смертью за веру подтверждается тем, что «верным свидетелем» именуется и Сам Христос ( μρτυς, πιστς - Откр 1. 5). Т. о., в новозаветных текстах есть указания на постепенное изменение значения слова μρτυς, к-рое приобретало специфический христ. смысл. Однако понятие «мученик» еще не возникло: христ. свидетельство, о к-ром говорится в НЗ, не обязательно включало самопожертвование ( Delehaye. Martyr. 1921. P. 23-24; Idem. Sanctus. 1927. P. 78-79); смерть за веру можно рассматривать лишь как крайнюю форму свидетельства ( Rordorf. L " espérance. 1986. P. 399-400; ср.: Henten. 2010). В раннехристианской литературе

http://pravenc.ru/text/2564422.html

икон (память 27 февраля) (Прокопий//Христианство. Энциклопедический словарь. – М., 1995. – Т. 2. – С. 399). Вопрос о локализации церкви св. муч. Прокопия на карте города остается открытым. По сути дела, он никем не ставился. Однако надо учесть, что благочестивая экспедиция, в которую вошел священник, вероятно, пресвитер Соломон, отправилась от бани (гл.З), а остатки таковой имеются на северном берегу, в IX квартале, недалеко от епископального комплекса, где находился архиепископ Георгий, и совсем рядом с крупной Северной базиликой Как уже указывалось, это был наиболее удобный пункт сбора. В таком случае, возглашавший ектениию, певший молитвы Соломон вполне мог быть пресвитером базиликального кафоликона – храма Св. Прокопия. Другой церкви поблизости от Уваровской базилики и бани в IX квартале неизвестно. 1097 ...тугою и heyдoбieмi одержимъ бе, послушающаго свъта лишенъ бывъ – «...охвачен был тоской и смятением из-за тьмы непроглядной», то есть священник церкви Св. Прокопия Соломон с трудом различал находившийся у него текст песнопения, который он не знал на память. 1098 «И вдруг помощию святого Климента облака рассеялись, воздух засветился и проглянула луна, вокруг которой возникло яркое сияние» (пер. И. Калиганова). Это описание перекликается со свидетельством Италийской легенды (§ 3), о том, что работа на острове началась при искусственном освещении, ибо было еще достаточно темно: когда густая облачность разошлась, все залило лунное сияние. Прошедший дождь многое объясняет в обрисованной очевидцем картине. Скорее всего, сутки, на которые пришлась экспедиция за мощами, были близки к фазе полнолуния, когда луна вставала уже вечером, а заход ее происходил к 5–8 часам утра, когда было еще достаточно темно (продолжительность дня не превышала 10 часов, причем заход солнца происходил уже к 17 часам, а восход после 7 часов утра). Следовательно, прибытие к острову даже в 5–6 часов утра, если не раньше, когда было еще темно, объясняет наличие звезд и луны, которые к тому же то и дело закрывались плотными, хмурыми дождевыми тучами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

554 См.: Grégoire H. в Byz 5 (1929) 399–400; Laurent V. в ЕО 34 (1935). P. 461; Spulber С.А. Les Novelles de Léon le Sage. Cernui, 1934. P. 42. 555 См. об этом подробное исследование: Mango С. The Legend of Leo the Wise//ЗРВИ 6 (1960). С. 59–93. 556 Изд.: М. Κριτο το Πατζ Τιποκειτος. Lib. I-XII/Ed. С. Ferrini, J. Mercati. Roma, 1914 (Studi e Testi; 25); Lib. XIH-XXIII/Ed. F. Dölger. Roma, 1929 (Studi e Testi; 51); Lib. XXIV-XXXVIII/Ed. St. Hoermann, E. Seidl. Roma, 1943 (Studi e Testi; 107). См. тж.: Dölger F. , Seidl E. Beiträge und Berichtigungen zum Tipukeitos//BZ 39 (1939). S. 146; Seidl E. Die Basilikenscholien im Tipukeitos//BZ 44 (1951). S. 534–540. 557 Зачастую это учитывается недостаточно, и «Василики» без надлежащих оговорок используются как источник для IX в. Ср.: Каждан А.П. Василики как исторический источник//ВВ 14 (1958). С. 56–66; Каждан верно подчеркивает, что Василики отражают политические и социальные отношения шестого, а не девятого века. Это воззрение лишь незначительно опровергается возражениями М.Я. Сюзюмова (Василики как источник для внутренней истории Византии//ВВ 14 (1958). С. 67–75) и Е.Э. Липшиц (Несколько замечаний о Василиках как источнике//ВВ 14 (1958). С. 76–80). 558 Несмотря на аргументы Шпульбера ( Spulber С.А. Les Novelles de Léon le Sage. Cernui, 1934. P. 81–82), часто высказываемое мнение о том, что собрание новелл было опубликовано перед заключением второго брака Льва VI, может оставаться в силе, ибо новелла 90 подчеркнуто не одобряет второй брак. При этом следует, однако, учесть, что Лев VI (как показал Grumel V. La Chronologie des événements du règne de Léon VI//EO 35 (1936). P. 5 sv.) вступил во второй брак лишь весной 898 г. В пользу более ранней даты публикации говорит, однако, то обстоятельство, что скончавшийся 17 мая 893 г. Стефан является единственным патриархом, который известен в новеллах Льва. См.: Krišnik С. BZ 37 (1937). S. 486–492. 559 Nov. 46,47,78: Zepos . Jus. I. P. 116–117, 147; Noaille P. , Dain A. Les Novelles de Léon VI le Sage.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. 399-458; Пантелеев А. Д., Петров А. В., Цыб А. В. Фрагменты Гераклеона Гностика из трактата Оригена «Толкование на Евангелие от Иоанна»//AKADEMEIA: Мат-лы и исслед. по истории платонизма. СПб., 2000. Вып. 2. С. 305-328; F ü rst A. Lasst uns erwachsen werden!: Ethische Aspekte der Eschatologie des Origenes//Theologie und Philosophie. Freiburg i. Br., 2000. Bd. 75. S. 321-338; idem. Von Origenes und Hieronymus zu Augustinus: Studien zur antiken Theologiegeschichte. B.; Boston, 2011; idem. Bibel und Kosmos in der Psalmenauslegung des Origenes//Adamantius. 2014. Vol. 20. P. 130-146; idem. Einleitung// Origenes. Werke mit deutscher Übersetzung. 2014. Bd. 7. S. 3-113; idem. Origenes//RAC. 2014. Bd. 26. Sp. 460-567; idem. Origenes: Grieche und Christ in römischer Zeit. Stuttg., 2017; Norelli E. Origene: Vita e opere//Origene: Dizionario. 2000. P. 293-302; Origene: Dizionario: La cultura, il pensiero, le opere/Ed. A. Monaci Castagno. R., 2000; Rizzi M. Scuola di Alessandria//Ibid. P. 437-440; idem. La seconda parte del «Dialogo con Eraclide»: L " anima e il sangue?//Adamantius. 2015. Vol. 21. P. 269-283; Серёгин А. В. Ориген и стоическая концепция «вечного возвращения»: (по De princ. 2. 3. 4 и C. Cels. 4. 67-68; 5. 20-21)//ВДИ. 2001. 2. С. 52-70; он же. Апокатастасис и традиционная эсхатология у Оригена//Там же. 2003. 3. С. 170-193; он же. «О началах» I, 4, 3-5 и оригеновское понимание вечности творения//Космос и душа. М., 2005. [Вып. 1:] Учения о вселенной и человеке в Античности и в Ср. века. С. 779-822; он же. Свобода и онтология морального зла в теодицее Оригена//Там же. 2010. Вып. 2. С. 139-183; он же. Ориген-платоник и Ориген-христианин//Πλατωνικ ζητματα: Исследования по истории платонизма. М., 2013. С. 444-497; Фокин А. Р. Учение Оригена о Логосе и логосах//БСб. 2001. Вып. 8. С. 197-226; он же. Блж. Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. М., 2010; Behr J. The Formation of Christian Theology. Crestwood (N. Y.), 2001. Vol. 1: The Way to Nicaea. P. 163-206; idem.

http://pravenc.ru/text/2581523.html

394 См.: Феодорит Киррский, блаж. Церковная история. М., 1993. С. 26. Кн. 1. Гл. 3. 395 См.: Epiphanii. Ancoratus//PG. Т. 43. Col. 78В. Рус. пер. см.: Епифаний Кипрский, свят. Слово якорное. 33//Епифаний Кипрский, свят. Творения. В 6 ч. Ч. 6. М., 1863. С. 62—63. (Далее: Епифаний Кипрский, свят. Слово якорное.) 396 См.: Феодорит Киррский, блаж. Церковная история. С. 36—37. Кн. I. Гл. 5. 397 Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. IV. С. 2. 398 См.: Socratis Scholastici. Historia ecclesiastica//PG. Т. 67. Col. 42B. Рус. пер. см.: Сократ Схоластик. Церковная история пер. СПбДА под ред. И.В. Кривушина. М., 1996. С. 10. Кн. 1. Гл. 5. 399 Подробнее об учении Ария см.: Спасский А., проф. История догматических движений. С. 169—170; Шмалий В., свящ. Арианство//ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221—222. 400 По словам А. Спасского, «догматика Ария проста до чрезвычайности, ясна до прозрачности, и в то же время суха и скудна содержанием, как логическая формула» (Спасский А., проф. История догматических движений. С. 169). Очевидна зависимость богословской мысли Ария от учения Павла Самосатского. Арий перенес христологию последнего в область собственно теологии и из исторического Христа, в котором Логос обитал как в храме, сделал домирный Логос, которого Бог сотворил Своей Премудростью. См.: Там же. С. 171. 401 Радикальный разрыв Ария с предшествующей традицией отчасти может быть объяснен философскими предпосылками его богословия. Предшествующие авторы опирались либо на платоно-филоновскую (апологеты), либо неоплатоническую (Ориген), либо стоическую (модалисты) философию. Во всех этих направлениях философской мысли высшая реальность бытия мыслится как общее и абстрактное, к которому нельзя прилагать какие-либо конкретные определения, чтобы не лишить Его простоты. Бог — Полнота всех абсолютных качеств, но эти качества в Нем существуют идеально (потенциально) как скрытая сила, без конкретного проявления. Однако Бог не был бы совершенным, если бы эти свойства оставались только чистой возможностью. Осуществлением идеальных свойств Божиих и вместе их Носителем является Вторая Божественная Ипостась — Сын Божий, без Которого Бог был бы то же, что ум без мысли или свет без сияния. Апофатизм в учении о Божестве создавал прочную философскую почву для учения о Логосе-Сыне как об ипостасном и реальном обнаружении Божества Отца. Арий же по философским взглядам был аристотелик и, соответственно, считал, что реальное бытие принадлежит только частному и индивидуальному. Поэтому Бога он понимал конкретно, т. е. полагал, что все свойства реально существуют в Нем от вечности. Бог в Себе Самом имеет Премудрость и не нуждается в постороннем носителе собственных свойств, поскольку Сам их совершенно осуществляет. Таким образом, доктрина Ария подрывала философскую почву, на которой строилось доникейское богословие, и требовала его радикальной переработки. См.: Спасский А., проф. История догматических движений. С. 173—174.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010