Не угодна Богу и та милостыня, которая подается «по тщеславию и самолюбию, ...из желания благодарности и вознаграждения» (366, с.202). По мысли кронштадтского пастыря, следует «помогать и благотворить всем, не делая разбора в лицах, состоянии, происхождении, вероисповедании. Каждому истинно нуждающемуся должно оказывать милость» (366, с.201). Основанием для этого служат слова Христа Спасителя: «Просящему у тебя дай» ( Мф.5:42 ). А чтобы после дел благотворения не впасть в гордость и сохранить чувство смирения, отец Иоанн советует помнить слова святителя Григория Богослова : «Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя: ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше того будет оставаться на тебе и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога» (366, с.204). «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». «В этой заповеди Господь, ублажая чистых сердцем, внушает всем нам пещись о стяжании чистоты сердца... Все люди зачинаются и рождаются в беззакониях... Откуда же эта всеобщая греховная нечистота... когда они сотворены по образу и по подобию Божию, а Бог Пречист и Пресвят? – От диавола, – говорит отец Иоанн, – ...который и называется чаще всего в Писании духом нечистым... Он... сделавшись после своего отпадения от Бога скверным сосудом всякой нечистоты греха, осквернил изначала своим нечистым дыханием сердца первых человеков и, глубоко заразив нечистотой греха все существо их, душу и тело, передает эту нечистоту, как наследственную порчу, всему их потомству. ...Эта греховная нечистота так велика, так глубоко въелась в человеческие сердца, ...что даже святые... которые всю жизнь бдели над всеми движениями и помыслами своего сердца, ощущали в себе по временам как бы наплыв или бурю лукавых, скверных и хульных помышлении...; так велика, что, несмотря на частые наши молитвы, на благодать Таинств и на поучение наше в слове Божием... она все еще остается в нас и будет с нами жить до могилы» (366, с.205–208).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМАС I Дамас I [лат. Damasus] (ок. 304/5, Рим - 11.12.384, там же), св. (пам. зап. 11 дек.), папа Римский (с 1 окт. 366). Согласно Liber Pontificalis , предки Д. были родом из Испании, родители (Антоний и Лауренция) получили статус граждан Рима. Отец Д., овдовев, а по др. версии получив согласие жены на развод, служил в сане диакона в рим. ц. св. Лаврентия, впосл. став субурбикарным епископом. При той же церкви начинал служение и Д. В 355 г. он покинул Рим вместе с папой Либерием (352-366), которого имп. Констанций II (337-361) отправил в ссылку во Фракию из-за нежелания папы осудить на Миланском Соборе 355 г. свт. Афанасия I Великого . В отсутствие Либерия в Риме оставшиеся клирики во главе с архидиак. Феликсом (впосл. антипапа Феликс II ) на особом собрании, в к-ром принимал участие и Д., торжественно поклялись в присутствии мирян, что, «пока Либерий жив, они не примут никакого другого епископа» (Collectio Avellana, N 1; Hieron. Chron. 2365). Однако, когда в 355 г. имп. Констанций утвердил Феликса новым епископом Рима, большинство рим. клириков встали на его сторону, а миряне поддержали Либерия. После смерти Феликса (22 нояб. 365) его сторонники решили не избирать преемника, папе Либерию на нек-рое время удалось восстановить единство рим. клира. 24 сент. 366 г., в воскресенье, Либерий умер. Противники Либерия в тот же день собрались в базилике Юлия (ц. Санта-Мария ин Трастевере) и в присутствии 7 пресвитеров и 3 диаконов избрали новым папой диак. Урсина (366-367), к-рого сразу же рукоположил во епископа Павел, еп. Тибурский. Др. партия римлян собралась на краю Марсова поля в Луцинской базилике (ц. Сан-Лоренцо ин Лучина), где папой был избран Д. Его рукоположение было отложено до следующего воскресенья, 1 окт. Но, узнав вечером о посвящении Урсина, сторонники Д. отправились громить базилику Юлия. Беспорядки в городе, в к-рых были человеческие жертвы, продолжались 3 дня ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 29; Sozom. Hist. eccl. VI 23).

http://pravenc.ru/text/168690.html

Она одна в ней властна. Она может сказать Кесарю: Оставь, это не твоё, это – Божье в вечности, это моё на земле! Мне, мне единой дана власть вязать и разрешать, дана без права передоверия прокурорам и судьям. Я одна могу судить живым и живительным началом любви. Уже 366 лет духовная и гражданская власти с земными законами и материальными средствами в руках борются с расколом, и не дал им Бог поборения. Я не знаю, сколькими миллионами сосчитаны отпавшие дети православия, но я знаю, что не считаны большие миллионы оставшихся за это время суеверными до язычества, равнодушными до отчаяния! 366 лет плачет православная Церковь от этого раздирания! 366 лет от мучительства и отчаяния страдает многое множество русских людей. Не столько при ссылке и в темнице, сколько страдает от сомнений, колебаний, искания и жажды истинной веры… За 366 лет из одного раскола стало 118 расколов, ересей, сект. Разве это не грех всех? Разве это не общее горе? Разве это не наказание нам? «Всё за то, что Церковь Божью святотатственной рукой приковали мы к подножью власти суетной, земной!» И только когда она, матушка, примется лечить духом и истиною все нужды и грехи нашей совести, своей любовью будет сама и одна вязать и разрешать их, только тогда может исполниться ежедневная молитва, и дух истины, это сокровище добрых, придет и вселится в нас и очистит от этой скверны, и спасет души наши… Мих. Стахович (Орлов. Вестн. 254, 1901 г.). Никанор, еп. III. Свобода совести, как христианская основа//Миссионерское обозрение 1901 г. 11. С. 540–545 Свобода совести имеет в христианстве значение весьма ограниченное и даже ничтожное, так как здесь сочетаются понятия не соответственные между собой и для христианства малопригодные. Ибо что такое совесть? Совесть есть внутреннее душевное чувство, которое, как показывает и самое слово (на греческом, славянском и др. языках), слагается из двух явлений или элементов. С одной стороны, совесть есть закон (внутренний), определяющий делать одно, как доброе, и не делать другое, как злое, а с другой стороны – совесть есть судия, который внутренно судит человека, не давая ему покоя за совершение злого и тем наказуя его, или радуя за совершение добра 130 … Ни в первом, ни во втором проявлении совести свобода не имеет никакого значения, ибо понятие свободы совсем из другой области явлений душевной жизни, а именно из области воли, которая действует свободно или несвободно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV) каноны и молитвы (335 об.–424 об.); 1) канон с акафистом Пресвятей Богородице в субботу пятой недели вели поста (335 об.–348); 2) служба в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (348–353); на лл. 354–363 неполный канон Богородице Одигитрии; 3) правило великому чудогворцу Николаю (363–366); 4) стихиры по вся дни глас 6-й (366); 5) канон Иисусу по вся дни гласа 2 (366 об.–371); 6) стихиры воскресныя по вся воскресениа певаем – творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина (служба по вся воскресения) (371 об.–387); 7) канон молебен с умилением Ангелу хранителю (387–390); 8) канон святому Николе перенесеню (390–395 об.); 9) сие покаяние исповедание глаголи изутра и вечер пред иконою владычнею образом или пред крестом Господним (395 об.–397); 10) канон молебен о плачи Святей Богородици гласа 6 (397 об.–400); 11) канон покаянен молебен к Господу Богу нашему, без конца (400–402 об.); 12) молитвы ко Святому Причащению, начинаются с продолжения 1-й молитвы Василия Вели (403–421); 13) молитвы по Святом Причащении (421–424 об.); V) Минея Общая (424 об.—4—50): службы общия: 1) пророку единому (424 об.–430); 2) апостолу единому (430–435); 3) единому святителю (435–440); 4) преподобному единому (440–444 об.); 5) единому мученику (444 об.–150); VI) чин на погребение мирскым человеком (450–463); VII) а се стол троична пения ихже поем вч) великий пост (464–466 об.). 584. Сборник богослужебный , в четвертку, без конца, 382 л., разными полууставными почерками XV и XVI в.в. (первые три листа XVII в.), в кожаном переплете; 306 л. подклеен с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–7 приписка екороишсью: «Сии Трефолой от церкви Рожества Богородицы что на Устюге». Состав: 1) полиелеос сиречь (?) многомилостиво на Господския праздники и Богородичны и нарочитым святым (1–4 об.); 2) творение Никифора Влеммида любомудреца, избрание псалмов на царскыа праздникы и в памяти святых прилучшихся (4 об.–36 об.); 3) степенны (антифоны) восьми гласов (36 об.–43); 4) светильны воскресные и евангельския стихиры (43–50); 5) месяца июля в 24 святыих мученик Бориса и Глеба, паремии (50 об.–55).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– смерть 403 Е вангелие: порядок келейного чтения 437 евномианство 192, 204 – см. также ИУ (Евномий) Евхаристия 13839 – претворение Даров благодатью 473 единение 13, 175, 236, 276, 376, 392, 408, 421 – с Богом (Единым) 126, 198, 319, 328, 329, 341, 346, 347, 351, 362–364, 366, 380, 394, 395, 421, 451 – духовное 319, 390, 399 – мысленное 391 – любовное 420 единовидный, -но 24, 333, 338, 342, 350, 352, 371, 382, 387 – Единое 357, 382 – соединение с Единым 327, 331, 336, 341 – сокровенность 355, 356 – ум 366, 371 – простота 359 – основание 335 – положение 338 – устроение 340, 346, 371 – деятельность 334 – устремление 375 – представление 375 – знание 14 – разумение 388 – истина 389 – созерцание 320, 347, 354, 356, 363, 366, 369, 371, 387 – наслаждение 364 – свет 355 – просвещение 362 Единое 319–398 passim – есть причина всего 336 – выше несозданных умопостигаемых существ 343 – и единица 341 – созданное 333 единообразный, одного образа жизни 12 единство 12 – Бога 218, 251, 465 – двух природ Христа 458 – ума 320 – веры 375 ересь, -и 70, 73–74, 452, 457, 458, 460, 465 – Е., в которые впадают противники Паламы 183–205 – контактные зоны между Е. и православием 137 – см. также акиндинисты, арианство, богомильство, варлаамиты, евномианство, латиномудрствие, манихейство, мессалианство, монофелитство, монофизитство, моноэнергизм, несторианство, платонизм, полуариане, савеллианство, теопасхизм; ИУ (Арий, Аэтий, Варлаам, Гонорий Римский, Григорий Акиндин, Димитрий Кидонис, Диоскор, Евагрий, Евномий, Евтихий, Иоанн Калека, Иоанн Кипариссиот, Ирина Хумнена, Исаак Аргир, Макарий Антиохийский, Македоний, Маркелл Анкирский, Несторий, Никифор Григора, Ориген , Павел монофелит, Павел Самосатский, Пётр Константинопольский, Петр Гнафей, Петр Трусливый, Пирр, Прохор Кидонис, Савеллий, Севир, Сергий Константинопольский, Тертуллиан , Феодор Дексий, Феодор Фаранский, Фотин) еретики 212–213, 215, 216, 218, 220, 225, 227, 229, 249, 457, 458, 460, 465, 467, 475 Ж елание, -я 24, 26, 29, 103, 118, 346, 395, 396, 398, 421, 460, 474

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Как и св. Максимин, П. поддерживал в арианских спорах свт. Афанасия I Великого и его сторонников ( Hilar. Pict. Fragm. hist. III 27), причем с епископом Александрийским он состоял в переписке ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 58; Idem. Hist. arian. 26). П. оказался в оппозиции к церковной политике имп. Констанция II (337-361), к-рый, разбив имп. Магненция (350-353), к 353 г. стал единовластным правителем всей Римской империи. Опираясь на поддержку влиятельного на Востоке и в Иллирике евсевианского течения, Констанций II пытался принудить зап. епископов к осуждению свт. Афанасия Великого, а также склонявшихся к монархианству епископов Маркелла Анкирского и Фотина Сирмийского. Когда П. было представлено послание, направленное против 3 указанных епископов, он согласился на осуждение Маркелла и Фотина, но отказался осудить свт. Афанасия ( Sulp. Sev. Chron. II 37. 7). Осенью 353 г. имп. Констанций II созвал Собор в Арелате (ныне Арль, Франция), от участников к-рого добивался поддержки принятых вост. епископами решений об осуждении свт. Афанасия Великого ( Brennecke. 1984. S. 133-146; Griffe. 1964. P. 215-218). Присутствовавшие на Соборе легаты епископа (папы) Римского Либерия († 366) Винцентий Капуанский и Марцелл предложили компромиссное решение: в обмен на осуждение свт. Афанасия осудить и ересь Ария, однако это предложение было отвергнуто. В результате легаты, как и большинство присутствовавших на Соборе епископов, подписали осуждение свт. Афанасия (Римский еп. Либерий не одобрил поступок легатов - Hilar. Pict. Fragm. hist. V 5; VI 3). Единственным участником Собора, твердо заявившим о своей поддержке свт. Афанасия Великого, был П., за что он был низложен присутствовавшими епископами и отправлен имп. Констанцием II в ссылку во Фригию ( Hilar. Pict. Fragm. hist. I 6; Idem. Contra Const. 11; Faustinus et Marcellinus. Libellus precum. 21//PL. 13. Col. 87; Sulp. Sev. Chron. II 39. 3; 45. 9; Hieron. Chron. An. 354//PL. 27. Col. 501-502), где скончался в 358 г. ( Hieron. Chron. An. 358//PL. 27. Col. 503-504).

http://pravenc.ru/text/2756885.html

Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 61.[заверенная копия] См.: Протокол 1 собрания граждан с. Ельня Нижегородского уезда Нижегородской губернии Николаевской церкви (27 марта 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 5. Д. 247. Л. 2; Протокол общего собрания деревни Крутой Ельнинской волости Нижегородского уезда Нижегородской губернии (28 марта 1921 г.)//Там же. Л. 5; Заявление настоятеля Кафедрального Богородице-Рождественского Собора Ростова-на-Дону прот. П. Верховского заведующему отделением церкви от государства в Донской области (11/24 июня 1921 г.)//Государственный архив Ростовский области (ГАРО). Ф. Р-97. Оп 4. Д. 52. Л. 206–207. [рукописный подлинник]; Заявление общества верующих Успенской церкви села Мышкина Можайского уезда Московской губернии председателю ВЦИК Калинину (12 декабря 1921 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 5. Д. 237. Л. 27. Доклад уполномоченного секретного отделения Московской ЧК М.М. Шмелёва в ЦК РКП (Копии VIII отдел НКЮ и Наркомпрос (10 января 1922 г.)//ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 6. Д. 19. Л. 87. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви [Т. 10. Деяния 137–151] … С. 109–121; Протокол 28 заседания Отдела о преподавании Закона Божия от 24 августа (6 сентября) 1918 г.//ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 402. Л. 95–96; Доклад (дополнительный) М.Ф. Глаголева и свящ. В.А. Беляева «О внебогослужебном, внешкольном религиозном просвещении народа»//Там же. Л. 37. См.: Докладные записки [донесения, доклады, рапорты, краткие обзоры состояния приходов, ] благочинных [Замоскворецкого, Никитского, Сретенского Ивановского, Пречистенского и др.] сороков г. Москвы архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову), (февраль 1922 г.) //Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 2303. Оп. 1. Д. 109. Л. 1–2 об., 11–12, 16–17, 18–20 об., 22–25, 66–68, 73–74, 75–76 об., 77–78, 150–153 об., 154–157); Церковно-приходская жизнь Москвы в начале 1920-х годов. По донесениям московских благочинных архиепископу Крутицкому Никандру (Феноменову), 1922 г. [Электронный ресурс]/ Подготовка текста, публикация, примечания священника Илии Соловьева // Церковь и Время .

http://bogoslov.ru/article/1249526

А-353, оп. 2, д. 711, л. 14–16). РГАСПИ, ф. 89, оп. 4, д. 164, л. 8. Безбожник. 1923. 7 марта. В 1930-х гг. собор был взорван. ГА РФ, ф. А-353, оп. 6, д. 27, л. 41. И. Д. Глухов, по сведениям на 17 октября 1921 г. заведующий Отделом управления Пензенского губисполкома, по сведениям на 18 апреля 1923 г. заместитель заведующего тем же отделом. ГА РФ, ф. А-353, оп. 4, д. 393, л. 50–51 об.; оп. 6, д. 27, л. 34–35, 36–37 об., 38–41 об., 43–43 об. и др. После 1923 г. церковь была переоборудована под клуб, впоследствии получивший название Дворец культуры им. Дзержинского ( Иванов Н. П. Указ. соч. 1998. 8. С. 99). Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский; 1854–1928 гг.). «Во время Поместного Всероссийского собора 1917 г., я был членом Судной комиссии по архиерейским делам, каковая состояла из 12 архиереев, согласно известным каноническим определениям. Комиссия разобрала со всею беспристрастной строгостью дело Пензенского архиепископа Владимира (Путяты) и, за полною недоказанностью обвинений, постановила… считать его оправданным и вполне правомощным занять немедленно же первую освободившуюся кафедру епископскую (только не Пензенскую). Комиссия не нашла даже мыслимым послать Преосвященного Владимира в какой-либо монастырь, хотя бы даже и временно. Митрополит Одесский и Херсонский Евдоким. 3 апреля 1923 г.» (Научно-исторический архив Государственного музея истории религии (далее —НИА ГМИР), ф. 4, оп. 2, д. 12, л. 1). НИА ГМИР, ф. 4, оп. 2, д. 12, л. 2–2 об. ГА РФ, ф. А-353, оп. 6, д. 27, л. 38–41 об. Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам ЦА ФСБ РФ. М., 2000. С. 879, 902. Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Стадницкий; 1862–1936 гг.). Безбожник. 1923. 35. В соответствии с п. 3. Определения I обновленческого Собора («II Всероссийского Поместного собора православной Церкви») от 3 мая 1923 г., коим «все меры прещения, примененные к деятелям, разорвавшим с к[онтр]р[еволюцией]», объявлялись «не имеющими силы»» (РГИА, ф. 831, оп. 1, д. 247, л. 67–68 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/4758300/

Последнее наставление особенно важно для пастыря. Недостаток времени, иногда нерадение и леность и так называемая «привычка» к молитве из-за частого совершения церковных служб могут породить другую вредную привычку – механической, лицемерной молитвы. «При молитве, – продолжает отец Иоанн, – держись того правила, что лучше сказать пять слов от сердца, нежели тьмы слов языком» (353, с.43). Несправедливо думать, будто бы отец Иоанн советует сокращать молитвенное правило. Он говорит о качестве молитвы, о том, что молитва всегда должна исходить из сердца. Но чтобы разогреть его, необходим продолжительный подвиг. «Странно думать, – замечает всероссийский пастырь, – тем более требовать, чтобы заматеревшее в суете житейской сердце могло вскоре проникнуться теплотой веры и любви к Богу во время молитвы... Сам Господь изъявляет волю Свою, чтобы мы молились не кратко, когда представляет в пример вдову, надолзе ходившую к судье и утруждавшую его просьбами своими ( Лк.18:2–6 )» (353, с.44). «Как же научиться говорить истину в сердце на молитве? – Нужно каждое слово молитвы довести до сердца, положить на сердце, прочувствовать сердцем его истину, познать всю нужду для нас того, чего просим у Бога в молитве» (353, с.41). По мнению кронштадтского пастыря, спешно молиться может только тот, кто «научился внутренней молитве чистым сердцем... Но не стяжавшим сердечной молитвы, надо молиться неспешно, ожидая соответствующего отголоска в сердце каждого слова молитвы» (353, с.40). В дополнение к сказанному мы приведем рассказ из жизни отца Иоанна, который поможет пастырю уяснить назначение молитвенного правила. Однажды за духовным советом к кронштадтскому пастырю обратился один священник. Прежде, чем уврачевать его духовную рану, отец Иоанн предложил ему на следующий день сослужить с ним Божественную Литургию. Но священник, ссылаясь на свою неготовность ответил: – Премного благодарю Вас, Ваше Высокопреподобие. ...Я с величайшим удовольствием желал бы послужить с Вами, но ведь сегодня мне уже не приготовиться к служению Литургии, времени не хватит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010