западных - Филастрий, епископ бриксинский (IV в.): «есть три Лица (в Боге), живущие во веки и совершенно равные по величию и могуществу, — но Сын и Святой Дух собственно суть от Отца;» блаж. Августин: «от Отца приемлет Дух, откуда приемлет и Сын, потому что в сей Троице от Отца родился Сын, и от Отца исходит Дух Святой, а ни от кого не родившийся и ни от кого не исходящий есть один Отец;» в другом месте: «когда говорит Господь: Которого Я пошлю вам от Отца, то показывает, что Дух есть Дух Отца и Сына, — ибо и сказав: который от Отца исходит, присовокупил: он будет свидетельствовать о Мне, но не сказал: которого пошлет Отец от меня, как сказал: Которого Я пошлю вам от Отца, показывая этим, что начало всей божественности, или лучше, всего Божества есть Отец;» в третьем: «от Отца Сын, от Отца и Дух Святой, но Сын родился, а Дух исходит...; не от самого Себя есть Дух Святой, но от Того (а не от Тех), от кого исходит;» Павлин, епископ иоланский (V в.): «Дух Святой, как и Слово Божие, тот и другое — равно Бог, пребывая во единой главе и происходя из одного источника Отца, только Сын через рождение, а Дух через исхождение, сохраняют каждый свое личное свойство, и более различны, нежели раздельны между Собой;» Максим, епископ тавринский (V в.): «по евангельской истине, как Сын исшел от Отца, так и Святой Дух от Отца исходит, и как единородный Сын есть Божий, так и Святой Дух есть Божий;» святой Лев, папа римский: «сущее из Бога есть тоже, что и сам Он, а это не что иное есть, как Сын и Святой Дух;» Проспер аквитанский, епископ региенский (V в.): «и Сын от Отца родился, и Дух Святой от Отца исходит, но Отец ни родился от другого, ни исходит..., и Сын равен Тому, от кого родился, и Святой Дух — Тому (а не Тем), от кого исходит;» Фульгенций, епископ руспенский в Африке (VI в.): «мы исповедуем Бога Отца причиной не всего Божества, но Сына и Святого Духа, причиной, из которого единородный Сын имеет начало вечного рождения, а Святой Дух — вечного исхождения;»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Дух Святой есть пламя, возжигающее сердца, свет, просвещающий очи, сладость, утешающая слух, премудрость, наполняющая всякий ум. Дух есть сила, укрепляющая нас, крепость, делающая нас мужественными, хлеб, питающий наши души, источник, напояющий нас, светильник, путеводящий нас, облачение, покрывающее нас. Дух Святой есть вода живая, сокровище некрадомое, жемчужина таинственная, родник, дающий жизнь всем. Дух Святой есть ветер, дующий во вселенной, облако росодательное, тепло, позволяющее расти всему. Дух Святой есть Душа Церкви, упование спасения нашего, глубина премудрости, мужество апостолов, храбрость мучеников, радость преподобных, утешение матерей, твердость супругов, веселье младенцев, красота дев, украшение монахов. Если же хотите знать и то, как действует Дух Святой в мире, то послушайте Если же хотите знать и то, как действует Он в мире, то послушайте. Дух Святой делает ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным (см.: Пс. 103: 4). Дух Святой исполняет огнем пожигающим серафимов и многоочитых херувимов. Он возвещает неизреченные тайны архангелам. Он послал Гавриила к Деве Марии в Назарет. Он вдохновил пророков, Он дал покаяние Давиду и премудрость Соломону. Он возвещает неведомое и открывает будущее. Дух Святой делает рыбаков апостолами, язычников христианами, из боязливых избирает мучеников, из слабых – преподобных, царей делает нищими и нищих возводит в цари, разрушенные капища превращает в величественные церкви, из простых людей избирает пророков и священников. Дух Святой созидает вместе с Отцом и Сыном всё видимое и невидимое. Дух Святой освящает всё: и небо и землю, и горнее, и дольнее, и преисподнее. Он освящает ангелов на небе и священников на земле. Он исполняет благодати архиереев и изливается их руками. Он освящает и избирает духовников, Он освящает Пречистые Тайны на Святой Литургии, Он освящает святую воду, елей, храмы, дома, иконы, плоды полевые, облачения, сосуды, источники. Он наполняет всё святостью и благословением. Дух Святой очищает и исцеляет всё. Он связывает и разрешает грехи человеческие. Он очищает сердца от страстей, тела исцеляет от болезней, воздух, землю и дома избавляет от бесов, ум хранит от забвения, совесть – от окаменения. Он исцеляет болезни неизлечимые, Он утоляет боли неутихающие, стоны неслышимые, раны трудноизлечимые. Он пожигает всякую скверну.

http://pravoslavie.ru/79629.html

Ответ на возражение 2. Хотя имя Святой Дух не обозначает отношение, тем не менее оно употребляется как относительный термин, ввиду того что оно приспособлено для обозначения Лица, отличающегося от других только по отношению. Однако это имя можно понимать как включающее [в свое значение] отношение, если Святой Дух мы разумеем как изводимый [дыханием]. Ответ на возражение 3. Под именем Сына мы разумеем только отношение чего-то, что происходит от начала, тогда как под именем Отца мы разумеем отношение начала. Подобным же образом обстоит дело с именем Духа, коль скоро оно указывает на движущую силу. Но никакой твари не присуще быть началом относительно божественного Лица, а скорее, наоборот. Поэтому мы можем говорить «наш Отец», «наш Дух», но не «наш Сын». Раздел 2. Исходит ли Святой Дух от сына? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Святой Дух не исходит от Сына. Ибо, как говорит Дионисий, «мы даже и не дерзаем не только сказать, но и помыслить что-либо о пресущественно-сокровенном Божестве вопреки тому, что было богообразно возвещено в Священном Писании» 535 . Но в Священном Писании не сказано, что Святой Дух исходит от Сына, но только то, что Он исходит от Отца, как явствует из слов: «Дух истины, Который от Отца исходит» ( ). Следовательно, Святой Дух не исходит от Сына. Возражение 2. Далее, в символе веры Константинопольского Собора читаем: «Веруем в Духа Святого, Господа и животворящего, от Отца исходящего, и почитаем и восславляем Отца и Сына» 536 . Поэтому в нашем символе веры не должно быть добавления о том, что Святой Дух исходит также и от Сына; те же, которые внесли это добавление, заслуживают предания анафеме. Возражение 3. Далее, читаем у Дамаскина: «Мы говорим, что Святой Дух [исходит] от Отца, но не говорим, что Святой Дух [исходит] от Сына, однако мы называем Его Духом Сына» 537 . Следовательно, Святой Дух не исходит от Сына. Возражение 4. Далее, ничто не исходит от того, в чем оно пребывает. Но Святой Дух пребывает в Сыне, ибо сказано в легенде о св. Андрее: «Мир тебе и всем, кто верует в единого Бога Отца и в Его единственного Сына Господа нашего Иисуса Христа, и в единого Святого Духа, исходящего от Отца и пребывающего в Сыне». Следовательно, Святой Дух не исходит от Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

soothsayer – предсказатель, гадалка soothsaying – предсказание – волхв;/ – 1. волшебство, колдовство 2. sorceries – чары, заклинания, колдовские приемы sordid – низменный (о желаниях) sorrow – 1. sorrows – муки, страдания; the Man of Sorrows – Христос 2. горе, печаль, грусть, скорбь 3. горевать, скорбеть – сотериология;/ – сотериологический soul – 1. душа, сердце; with all my soul – всей душой, от всей души от всего сердца 2. душа, дух; God rest his soul! – Царствие ему Небесное! sow – сеять;/ – сеятель spear – копье spices – благовония spikenard – нард spirit – 1. Святой Дух foul spirit – нечистый дух fruits of the Spirit – плоды Св. Духа gifts of the Spirit – дары Св. Духа Heavenly Spirit – Святой Дух Holy Spirit – Святой Дух Life-giving Spirit – Животворящий Дух Quickening Spirit – Животворящий Дух sanctification of the Spirit – освящение Духа the Spirit of God – Дух Божий the Spirit of life – Дух жизни the Spirit of the Lord – Дух Господень the Spirit of Truth – Дух истины 2. дух 3. душа to commend spirit – предать дух (Богу) poor in spirit – нищие духом sword of the spirit – меч духовный 4. дух, призрак, привидение the abode of spirits – загробный мир the evil spirit – злой дух newness in spirit – обновление духа seducing spirit – дух обольститель the spirit of antichrist – дух антихриста the spirit of divination – дух прорицательный the spirit of meekness – дух кротости the spirit of prophecy – дух пророчества the spirit of slumber – дух усыпления unclean spirit – нечистый дух spirit-rapper – спирит, медиум spirit-rapping – столоверчение, спиритизм, медиумизм – 1. религиозный человек, верующий; spirituals – права и привилегии духовенства 2. церковный, духовный; spiritual court – церковный суд 3. святой, божественный 4. бесплотный, призрачный; spiritual wickedness in high places – духи злобы поднебесной – спиритизм;/ – спирит;/ – спиритический;/ – 1. духовность, духовное начало 2. одухотворенность 3. бесплотность, бестелеснгость, призрачность

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/a...

Filioque сохранили в своих символах и все религиозные общины, отделившиеся от Рима после Реформации. 28. Критика римско-католического учения о Filioque Происхождение римско-католического учения о исхождении Святого Духа «и от Сына» отчасти можно обнаружить в учении святого Амвросия, а главным образом – в учении блаженного Августина . Святой Амвросий пишет: «Ибо как Сын рождается от Отца, так и Дух Святой исходит от Отца и Сына (ex Patre Filioque procedit)». «Дух Святой, исходя от Отца и Сына, не отделяется от Отца, не отделяется от Сына». Блаженный Августин во многих местах своих произведений, особенно в «De Trinitate», излагает учение об исхождении Духа Святого и от Сына. Так, он утверждает: «Мы не можем сказать, что Святой Дух не исходит от Сына, так как этот Дух не напрасно называется Духом Отца и Сына». «Сын рожден от Отца, и Дух Святой (исходит) от Отца преимущественно (principaliter), а так как Отец без какого-либо промежутка времени дает то же самое Сыну, то Дух совместно исходит от Обоих (communiter de utroque procedit)... He напрасно именуется в Троице Богом Отцом Тот, от Кого рождено Слово и от Кого преимущественно исходит (principaliter procedit) Дух Святой. Я нарочно добавил (principaliter), ибо обнаруживается, что Дух Святой исходит и от Сына (et de Filio). Но и это дал Ему Отец... как и всё то, что дал Он Единородному Слову, рождая Его. Следовательно, Отец так родил Его, чтобы и от Него исходил общий дар и чтобы Святой Дух был Духом Обоих (amborum)». «Как Отец в Самом Себе имеет то, что от Него исходит Святой Дух, так Он и Сыну дал то, что от Него исходит Святой Дух, ибо если всё, что имеет Сын, имеет от Отца, то имеет Он и то, что Святой Дух исходит от Него».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

западных - святой Амвросий: «если назовешь Отца, то вместе назовешь и Сына Его, и Духа уст Его, коль скоро будешь содержать это в сердце; и если наименуешь Духа, то наименуешь и Бога Отца, от которого Дух исходит, и Сына, потому что Он есть Дух и Сына;» Иларий: «придет Утешитель, и пошлет Его Сын от Отца; Он есть Дух истины, который от Отца исходит...; и пошлет (Сын) от Отца того Духа истины, который от Отца исходит;» блаж. Августин: «говорят (ариане), что Сын рожден от Отца, а Святой Дух создан от Сына, но этого нигде не найдут в Священном Писании, когда сам Сын сказал, что Дух Святой от Отца исходит...; справедливо, что Отец дал всему бытие, и сам ни от кого ничего неполучил, — но равенства с собой не дал Он никому, как только Сыну, который родился от Него, и Святому Духу, который от Него исходит;» Пасхазий, диакон римской церкви (V в.): «если бы сей Дух не был от Отца, и, естественно пребывая во Отце, не обитал в Нем, то Он не мог бы происходить от Бога; но ты спрашиваешь: ужели всегда Дух от Отца исходит? Он всегда со Отцом, и всегда исходит от Него непрерывно, как теплота от огня, исходит, но не отделяется;» Гаймо, епископ галберштадский (IX в.): «Святой Дух называется Духом истины, потому что от Отца истины исходит;» Рабан Мавр (IX в.): «не от Себя будет глаголать Дух, может быть потому, что Он есть не от самого Себя, но от Отца, — ибо Сын рожден от Отца, а Дух Святой исходит от Отца; не от самого Себя будет глаголать, потому что есть не от самого Себя, — ибо один Отец не есть от другого, а Сын от Отца рожден, и Дух Святой от Отца исходит... От Отца приемлется Дух Святой, потому что исходит от Отца, от которого родился и Сын». довольно. Сами иномыслящие соглашаются, что таких свидетельств, в которых упоминается об исхождении Святого Духа от Отца, весьма много у древних учителей Церкви; только замечают, что «эти свидетельства ничего не доказывают: ибо говорить, что Святой Дух исходит от Отца — не значит еще говорить, будто Он исходит от одного Отца, и следовательно, не значит отвергать исхождение Его и от Сына.» Но -

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Кроме того, можно найти многочисленные выражения, которые несомненно свидетельствуют о выработанной доктрине об исхождении Духа от Отца и от Сына (блаженный Августин очень часто использует выражение «procedit ab utroque»), очень тесно соприкасающейся с той, которая позже стала латинской доктриной Filioque и чьей прямой вдохновительницей несомненно была она . Из наиболее знакомых текстов можно процитировать следующие: «Как Отец обладает в Себе Самом тем, что из Него исходит Святой Дух, так Он предоставил Сыну, чтобы от Него исходил тот же Святой Дух безотносительно времени в этих двух случаях. И сказано, что Святой Дух исходит от Отца таким образом, чтобы было понятно, что Он исходит также от Сына, это Сын имеет Его от Отца. Действительно, если Сын имеет что-либо, Он имеет это от Отца; итак, Он имеет от Отца то, что от Него исходит Святой Дух […], Сын рожден от Отца; и Святой Дух исходит первоначально (principaliter) от Отца и, по вневременному дару от Отца Сыну, от Отца и от Сына вместе (communiter)» . «От Того, от Кого Сын получает бытие Он есть воинстину Бог от Того также Он получает то, чтобы Дух исходил также и от Него: вот почему Дух получает от Того же Ред.] то, чтобы исходить также от Сына, как Он исходит от Отца» . «Сын есть Сын Единого Отца; Отец есть Отец Единого Сына, Дух, соответственно, не есть Дух Одного, но Обоих Двоих. Почему же нам не верить, что Святой Дух исходит также от Сына, коль скоро Он есть также Дух Сына?» «Сын происходит от Отца и Святой Дух также; но если Тот рожден, то Этот исходит. Вот почему Сын есть (Сын) Отца, от Которого Он рожден, Дух есть Дух Одного и Другого, поскольку Он исходит от Одного и от Другого (de utroque procedit) […] Отец есть Творец Исхождения, так как Он родил Такого Сына и рожденному Им предоставил, чтобы из Него также исходил Святой Дух» . Наконец, процитируем последний текст, который подтверждает предыдущие, но представляет и дополнительный интерес, указывая, что блаженный Августин считает Отца и Сына вместе единым Началом исхождения Святого Духа тем же образом, каким Они все являются единым Началом, дающим существование творениям: «Надо исповедовать, что Отец и Сын суть единое Начало Святого Духа, а не два начала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

28. Критика римско-католического учения о Filioque римско-католического учения о исхождении Святого Духа «и от Сына» отчасти можно обнаружить в учении святого Амвросия, а главным образом — в учении блаженного Августина. Амвросий пишет: «Ибо как Сын рождается от Отца, так и Дух Святой исходит от Отца и Сына (ex Patre Filioque procedit)». «Дух Святой, исходя от Отца и Сына, не отделяется от Отца, не отделяется от Сына». Августин во многих местах своих произведений, особенно в «De Trinitate», излагает учение об исхождении Духа Святого и от Сына. Так, он утверждает: «Мы не можем сказать, что Святой Дух не исходит от Сына, так как этот Дух не напрасно называется Духом Отца и Сына». «Сын рожден от Отца, и Дух Святой (исходит) от Отца преимущественно (principaliter), а так как Отец без какого-либо промежутка времени дает то же самое Сыну, то Дух совместно исходит от Обоих (communiter de utroque procedit)... He напрасно именуется в Троице Богом Отцом Тот, от Кого рождено Слово и от Кого преимущественно исходит (principaliter procedit) Дух Святой. Я нарочно добавил (principaliter), ибо обнаруживается, что Дух Святой исходит и от Сына (et de Filio). Но и это дал Ему Отец... как и всё то, что дал Он Единородному Слову, рождая Его. Следовательно, Отец так родил Его, чтобы и от Него исходил общий дар и чтобы Святой Дух был Духом Обоих (amborum)». «Как Отец в Самом Себе имеет то, что от Него исходит Святой Дух, так Он и Сыну дал то, что от Него исходит Святой Дух, ибо если всё, что имеет Сын, имеет от Отца, то имеет Он и то, что Святой Дух исходит от Него». Впрочем, излагая подобное учение об исхождении Святого Духа и от Сына, блаженный Августин отвергает мысль от том, что в Божестве существуют два начала: «Начало всей Божественности, или, лучше сказать, Божества, есть Отец (totius divinitatis vel si melius dicitur Deitatis principium Pater est).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

CAPUT PRIMUM Что общего есть у латинян и греков относительно веры в Троицу Действительно, греки веруют, что Бог един и самобытен, и совершен, что Он не имеет частей, и что Он весь есть то, что Он есть. Они также исповедуют, что Он есть Отец, Сын и Святой Дух, следующим образом: когда о Нем говорится как об Отце или Сыне, или Святом Духе (единожды), или говорится (дважды) как Отце и Сыне или как об Отце и Святом Духе, или как о Сыне и Святом Духе, или (трижды) как об Отце и Сыне и Святом Духе, то один и тот же целый и совершенный Бог имеется в виду – хотя имя «Отец» или имя «Сын» не обозначает того же самого, что и имя «Бог». Не одно и то же быть Богом, и быть Отцом или Сыном. Итак, имя «Святой Дух» используется как имя относительное, потому что Святой Дух понимается как чей-либодух. Хотя Отец есть дух и святой, и хотя Сын есть дух и свят, тем не менее Отец не есть чей-либо дух и Сын не является чьим-либо духом – как Святой Дух является чьим-то духом. Он есть Дух Божий и Дух Отца и Сына. Хотя греки отрицают, что Святой Дух исходит от Сына, они не отрицают, что Он есть Дух Сына. Греки также веруют и исповедуют, что Бог существует от Бога по рождению и Бог существует от Бога по исхождению; Бог Сын же существует от Бога Отца по рождению, и Бог Святой Дух существует от Бога Отца по исхождению. Они не считают, что Тот, Кто рожден, есть другой Бог по отношению к Тому, от Кого Он рожден, и Тот, Кто исходит – другой Бог по отношению к Тому, от Кого Он исходит, – хотя Божество вмещает множественность в соответствии с именами, обозначающими, что есть Один, от Кого рожден Другой, и есть Тот, Кто рожден от Другого, и Тот, Который исходит от этого Другого. В соответствии с этой множественностью Отец, Сын и Святой Дух суть множественны и отличны Один от Другого. Когда о Боге говорится как об Отце, Он обозначается Тем, от Которого кто-либо рожден. И когда Бог зовётся Сыном, Он понимается как Тот, Кто родился от Кого-либо. И когда Бог зовётся Святым Духом, тогда, поскольку мы рассуждаем не просто о духе, но о Духе Божием, тем самым доказывается, что Бог есть Тот, Кто исходит от кого-либо.

http://bogoslov.ru/article/4128229

Имя же Его: Дух Святой, Дух истины, Дух Божий, Дух Господень, Дух Отца, Дух Сына, Дух Христов. Так называет Его Писание, лучше же сказать – Сам себя, и Духом Божиим, и Духом, Который от Бога. А чтобы, услышав наименование Духа Божиим, мы никогда не подумали, что Он называется так в силу содружества с Богом, Писание, говоря о Духе Святом, присоединяет: «Божий, Который от Бога». Одно значит сказать: «Божий» и другое – сказать: «Который от Бога». Божии – небо и земля, как созданные Богом. Но ни о чем не говорится, что оно – от Бога, кроме того, что происходит из Его сущности. Дух называется Святым. Это – главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? Послушай Спасителя: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов» ( ). Дух Божий. Итак, чтобы, как я сказал раньше, кто-либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, Павел говорит: «мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога» ( ). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: «не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( ). Подобно тому, как, сказав: «Дух Божий», Писание присоединило: «Который от Бога», так же, в свою очередь, Дух назван и Духом Отца. А чтобы ты не подумал, что Он называется так ввиду Его содружества с Отцом, Спаситель решительно говорит: «Когда же приидет Утешитель… Дух истины, Который от Отца исходит» ( ). Там говорится: «от Бога», а здесь – «от Отца». Что именно приписал Господь Себе Самому: «Я исшел от Отца» ( ), это же приписывает и Святому Духу, говоря: «Который от Отца исходит». Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Что значит – «исходит»? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010