Троицкая седмица Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста 17 июня, 2019 Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста Троицкая седмица в 2024 году Троицкая седмица в 2024 году пройдет с 24 по 30 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий день — день рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте. После Троицкой седмицы наступает Петров пост . Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 11 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Первый день Троицкой седмицы — Духов день Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день . В Священном Писании говорится: кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царствие Божие . (Иоан. 3, 5) Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни. Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета. Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.

http://pravmir.ru/troickaja-sedmica/

3. Значение выражения: «Иже от Отца исходящего» Слова символа веры «Иже от Отца исходящего» а) служат доказательством Божества Духа Святого, ибо исхождение от Бога Отца ясно показывает, что Дух есть одной природы с Отцом, точно так же, как и Бог Сын, рождающийся от Отца, есть одной с ним природы; б) указывают на отличительное свойство Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына. Об исхождении Святого Духа от Отца, ясно и определенно говорит Сам Христос Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). Таким образом, личным свойством Святого Духа признается исхождение, точно так же, как за личное свойство Сына Божия принимается рождение. Сущность того и другого свойства и различие между ними, для нашего разума непостижимы, и потому принимаются одною верою. Священное Предание представляет нам свидетельства многих отцов и учителей церкви, как восточных, так и западных, которые учили, что Дух Святой исходит от Бога Отца 199 . Наконец, 2-й вселенский собор ясно выразил это учение в Символе веры , а на 3-м вселенском соборе строго было запрещено изменять Символ веры , составленный на первых двух вселенских соборах 200 , в чем погрешила западная церковь , прибавив к словам: «иже от Отца исходящего», слова: «и от Сына» 201 .   199 Таких свидетельств насчитывается до тысячи (Сн. Прав. Д. Богосл. преосв. Макария, т. I, стр. 302). 201 Теперь представим разбор главнейших доводов, приводимых западными богословами в защиту их учения об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque). Об исхождении Св. Духа от Отца вполне ясно и определенно высказал Сам Спаситель наш в Своей прощальной беседе с учениками: егда же, – говорил Он между прочим им, – приидет Утешитель, Его же (Которого) Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне ( Uoah. XV, 26 ). Здесь ясно говорится, что Дух Святой, от Отца исходит. Эти самые слова Иисуса Христа приводятся и в Катехизисе, в ответ на вопрос об исхождении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню, ведь Сам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Своего Дара. Считая с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх.19,17 и далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый. II. Итак, как свидетельствует апостольское повествование: При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2,1-4). О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для усвоения здесь не нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения; и так как Дух истины дышит где хочет (Ин.3,8), то присущие отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодати, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис.35,6 и далее). И как для обновления лица земли (Пс.103,30) Дух Божий носился над водой (Быт.1,2), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света; так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились способность озарять и сила опалять.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/629/...

Догматы 1 . Брат ваш пишет вам, что «евангелистам принадлежат очень немногие догматы ». Главных догматов Православной Церкви только два: догмат о Святой Троице и догмат о воплощении Сына Божия. Об этих догматах говорит все Евангелие… 2 . Брат ваш пишет: «Догматы – это положения, ясно формулированные. Догматы выработались Вселенскими Соборами». Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге, истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя. 3 . Брат ваш утверждает: «От догматов до духа христианского как до звезды небесной далеко». Неправда. Когда воплотившийся Сын Божий ученикам Своим апостолам открыл догмат о Святой Троице, сказав: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28, 19 ), то тут же с сим догматом соединил нераздельно и учение о духе христианском, говоря: Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28, 20 ). Всем здраво рассуждающим известно, что дух христианский и вместе Дух Христов заключается в соблюдении заповедей Христовых. А брат ваш измыслил какой-то иной дух христианский. Да как же это может быть дух христианский без Христа и без соблюдения учения Христова? Это какой-то дух самоизмышленный и, так сказать, самодельный и никак не достоин называться христианским именем, потому что думает любить всех безразлично, как христиан, так равно и турок, и язычников. Христос же Господь в учении Своем положил в этом различие, говоря во Евангелии: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Да и Сам Всеблагий Господь праведных любит, а грешных только милует. И истинные христиане, подражая Господу, так же поступают: оказывая милость и снисхождение всем безразлично, являют полную любовь только правоверующим. 4 . Брат ваш говорит: «Ересь есть уклонение от мнения большинства». Неправда. Ересь есть уклонение от истины Божественной, а не от мнения большинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Не пьют, не убивают, делают добрые дела. Чем они хуже наших святых? В них что – нет Духа? 23 июня, 2019 В них что – нет Духа? Хороший праздник стоит того, чтобы его праздновать долго. Неделя всех святых, воскресный день, следующий за Троицей и Духовым днем – неотъемлемая часть праздника Пятидесятницы, часть события сошествия Духа Святого на апостолов, чествование тех, кто принял этого Духа вслед за апостолами, во все последующие века и до сего дня. По поводу святых меня спрашивали не раз примерно в таком ключе: – Говорите, что святости без Церкви и христианства не бывает? Почему? А вот посмотрите на этих или вон тех атеистов (иноверцев). Они живут праведно, не пьют, не прелюбодействуют, не убивают, постятся иногда круче православных, делают добрые дела – на них что же, Дух Святой не сошел? В них что, нет Духа? Чем они хуже этих ваших святых? Или вы, почитающие святых – чем лучше? На такие вопросы я по молодости, бывало, раздраженно вскидывался, бросался защищать… кого? Церковь? Бога? Или пытался доказать что-то свое, непременно на чем-то своем сиюминутно и наскоком настоять?.. Прости меня, Господи, я сейчас уже и не помню. Помню, что с годами однажды понял: чаще всего меня спрашивают искренне, за внешним сарказмом и апломбом в вопрошателях часто кроется живой поиск истины, и свое раздражение в таких разговорах, по глупости и гордости выдаваемое мною за «апологетику», следует отодвинуть в сторону и самому получше разобраться в вере моей Церкви, в моей собственной вере. Думаю я вот что. Дух Святой – тот самый Дух, «Руах» (общеизвестно, что это слово на иврите – женского рода), Единый в Троице со Отцом и Сыном, Который при сотворении мира, как птица, носился над творением и высиживал его, как птенца. Этот Дух дан и каждому человеку, грядущему в мир. Священномученик Ириней Лионский, выражая православный взгляд на устройство человека из тела, взятого от земли, и души, получающей Дух от Бога, писал: «Если же лишится душа Духа, такой человек, оставленный воистину душевным и плотским, будет несовершенным, получив образ в сотворении, но не приняв подобие через Духа».

http://pravmir.ru/ne-pyut-ne-ubivayut-de...

перевёл с новогреческого Серафим Григориатис Скачать epub pdf Предисловие Пророчество – это чудо, которое превосходит все возможные чудеса, ведь и дьявол творит «чудеса» (хоть они и ложные), но никогда не может пророчествовать. Дьявол способен только предвидеть по вероятности, т. е. угадывать, и потому, когда извещение происходит от демонов, – это гадание, а когда происходит от Бога – пророчество. Кроме того, истина Священного Писания основывается главным образом на пророчестве, а не на чуде. Таким образом, пророчество мыслится великой харизмой, возводится в ранг великих дарований и занимает особое место среди даров Духа Святого. Святой Дух явил миру пророков. Святой Дух действует через пророков, благодаря Ему все пророки пророчествовали. Слово «пророк» прежде всего представляет говорящего от имени Бога, и только во вторую очередь предсказывающего будущее. Уста пророка – уста Божии. Согласно святителю Кириллу Александрийскому к пророчеству относится и толкование Священного Писания . Святитель Иоанн Златоуст заключает: «Пророк – это Божий толкователь». Т. е. пророком является и тот, кто знает волю Божию и открывает её людям. Пророчество, также, помимо откровения будущих событий – это и правильное объяснение событий былых времён. Согласно Святым Отцам Церкви, пророк – это не только тот, кто прозревает будущее, но и тот, кто «видит» и, прежде всего, объясняет прошлое 1 . И такое пророчество является более сложным, а следовательно и высшим первого. Пророки были всегда и будут во все времена. Одним из таких великих пророков современности был святой Порфирий Кавсокаливит , который в представлении многих превосходит всех пророков прошлого. Этот святой прозревал всю вселенную своими редчайшими и великими дарованиями, своими уникальными и потрясающими чудесами, и безмерной жертвенной любовью, которая проистекала из его крайнего смирения. Святой стяжал полноту евангельских добродетелей и в кратчайший срок был удостоен обилия дарований, которые им обычно сопутствуют. Он был провидцем, прозорливцем, обладал даром исцелений и даром духовного рассуждения, чудотворец, утешитель... Всё это он стяжал по благодати Божией, но заслужил своим личным подвигом. Святой никогда не желал лёгкой и комфортной жизни. Ради любви ко Христу он стремился к жизни многотрудной и многоболезненной. До конца своих дней он «отдавал кровь», чтобы принять Святой Дух! Вот такой совет он давал одному своему духовному чаду: «Молись всегда изо всех сил, потому что только трудом и молитвой достигается спасение, и это не так то просто. Требуется подвиг, без этого невозможно стать настоящим христианином...!» 2 . Тем паче, насколько больший подвиг необходим для того, чтобы достичь святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

О почитании Пресвятой Девы Марии Скачать epub pdf [Введение] Почитание Матери Господа входит в состав почитания всех Святых и имеет с ним общее основание; только между Святыми Пресвятая Дева Мария естественно занимает первое место и стоит выше всех их. Ублажение, или почитание, Пресвятой Девы блаженною выражается в Христовой Церкви на земле, во-первых, в похваляющих и прославляющих Ее в песнопениях и чтениях за богослужением. Главным торжественным пением церковным являются тексты Священного Писания : благовестие ангела – «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»... ( Лк.1:28 ) и песнь Самой Пресвятой Девы – «Величит душа Моя Господа» ( Лк.1:46 ). Вторым выражением Ее почитания является молитвенное призывание Ее помощи в многоразличных нуждах нашего временного и вечного спасения. Такая молитва к Деве и ко всем святым основана на совершенном убеждении православных христиан, что все, оставившие тело и землю, живы, и Церковь небесная и земная, соединенная под единым Главою Христом, есть воистину единое Его тело, состоящее из многих основ, друг другу сочувствующих и содействующих ( Лк.20:38 ; Еф.1:10 ; Рим.12:1 ). Но насколько естественно, просто и легко для Церкви Христовой познание «величия» Пресвятой Девы, которое «сотворил Ей Сильный», а также всех оснований и видов Ее почитания, настолько трудно для многих, стоящих вне Тела Христова – Церкви, познание и понимание всего этого, при всем их желании, от всей души, спасения себе во Христе. И притом, что общим авторитетом для всех православных и инославных христиан основанием является чистый источник познания, – Слово Божие, Священное Писание , – согласиться им между собою трудно, потому что трудно инославным людям быть «служителями Нового Завета, не буквы, но духа» ( 2Кор.3:6 ), и трудно им поверить, что Тот же Самый Дух Святой, давший Писания, пребывает и в Церкви и самые Писания даны Церкви только в предположении, что в ней неизменно и неразлучно будет пребывать Дух Святой, Который «научит ее всему» ( Ин.14:26 ). Что Дух Святой есть в Писании верят, а что Дух Святой в силу этого непременно есть в Церкви фактически не верят, сомневаются в этом, а потому имеют одну букву Писания без духа и жизни, без опытов, без фактов, без истории, без практики, без жизни во Христе. Горе такому христианству без Церкви! Трудно им, бедным, спасаться, ибо какое «возрастание в познании Бога» ( Кол.1:10 ) они могут представить Богу, не имея сами Духа Божия?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Молитва святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!» Не без особенной причины, братие мои, молитва сия так усвоена Святому и Великому посту, что многократно повторяется на каждом богослужении. Без сомнения, это сделано Святой Церковью потому, что, при всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши нужды духовные. Посему мы поступим сообразно намерению Святой Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце. Слово в среду недели 1-й Великого поста Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков! " Не без особенной причины, братие мои, молитва сия так усвоена Святому и Великому посту, что многократно повторяется на каждом богослужении. Без сомнения, это сделано Святой Церковью потому, что, при всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши нужды духовные. Посему мы поступим сообразно намерению Святой Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

Поучение на день памяти святого праведного Симеона Богоприимца, месяца февраля, в 3 день «Память праведного с похвалами» бывает, – говорит Писание ( Притч. 10:7 ). И какая похвала праведнику может быть лучше той, которой Сам Бог восхвалит его? Сегодня мы почитаем память святого праведного Симеона Богоприимца, но не можем мы, грешные, похвалить праведника этого по достоинству. Пусть же будет вместо нас Сам Бог , похваляющий его в святом Евангелии, ибо веруем мы, что слова евангельские – это слова Божии, как изреченные евангелистами от Духа Святого. Послушаем же, как восхваляет Бог почитаемого ныне праведника во святом Евангелии, и усвоим силу похвальных сих слов в пользу нашу. Евангелие от Луки в память ныне празднуемого угодника Божия читается так: «Был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем» ( Лк. 2:25 ). Что может быть лучше такой похвалы! Что прекраснее и что преславнее! Такую похвалу сотворил Бог, провозвестил Дух Святой, записал евангелист, проповедует во вселенной Святая Церковь : «Симеон был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем». Соберитесь, премудрые и добровещательные витии, со всей вселенной и сочиняйте от премудрости вашей похвалы какому-нибудь высочайшему в земной славе лицу. Если тот, кого вы хвалите, не угоден Богу, не имеет похвалы от Него, если он не праведен и не благочестив, если нет в нем чаяния утешения Израилева, и если Дух Святой не живет в нем, – то всуе все ваши восхваления; только воздух наполняете вы своими словами и хартии загрязняете своими писаниями. Тот достоин превысочайших похвал на небе и на земле, кто правдой и благочестием угождает Богу. Тот достоин бессмертной славы, в ком есть чаяние утешения вечного и жительство Святого Духа. Симеон, муж праведный. Вот титул, первейший из всех титулов, почтеннейшее из всех почтеннейших наименований, ибо и Сам Бог этим титулом именуется в Святом Писании. Во Второзаконии Моисей восклицает: «Праведен и Преподобен Господь!» ( Втор. 32:4 ). И Давид говорит: «Праведен Господь во всех путях Своих» ( Пс. 144:17 ). Честь праведническая выше самой высочайшей чести царской, ибо в царской чести нет уверенности в спасении. Много было царей у христиан, но не все получили спасение, а в праведничестве – несомненное спасение. «Не видел праведника покинутым», – говорит Псаломник ( Пс. 36:25 ). Если во временной жизни Бог праведника не оставляет, то тем более в вечной жизни не оставит его и дарует ему спасение. Если праведен кто, то уже в том есть несомненная надежда, что он получит венец в царствии небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Святость – это постоянное стремление подражать Господу Иисусу Христу 27 июня 2021 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в академическом храме ОЦАД – церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором на Черниговском Патриаршем подворье. Архипастырю сослужили начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко, проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Павел (Черкасов), клирики подворья На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. В слове по завершении богослужения митрополит Иларион сказал: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В Неделю по Пятидесятнице Церковь совершает память всех святых. В праздник Пятидесятницы мы вспоминали о том, как Святой Дух сошел на апостолов, и они заговорили на языках, и все из разных народов стали узнавать свое наречие; как безграмотные галилейские рыбаки превратились в дерзновенных проповедников Воскресения Христова. А сегодня, в 1-ю Неделю по Пятидесятнице, мы вспоминаем о том, как Дух Святой продолжал действовать в Церкви в течение всего двухтысячелетнего периода ее истории. Дух Святой сошел на учеников Спасителя и вдохновил их на проповедь Христа Распятого и Воскресшего. А в течение последующих веков, вплоть до настоящего времени, Святой Дух действовал, продолжает и будет действовать в Церкви, и благодаря Его действию и содействию людей Церковь никогда не оскудевала и не оскудеет святыми.

http://mospat.ru/ru/news/87530/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010