Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 12 вопросов о Пятидесятнице 10 мин., 04.06.2023 Содержание 4 июня мы будем отмечать один из главных церковных праздников — Пятидесятницу, также называемый Днем Святой Троицы. На пятидесятый день (отсюда и название праздника) после воскресения Христа и после иудейской Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где на них сошел Святой Дух. Одним из Его даров была способность говорить на разных языках для проповеди Евангелия. В чем смысл этого события, и что Писание говорит нам о Святом Духе? 1. Почему Пятидесятницу иногда называют Днем Рождения Церкви? Церковь — это не просто собрание верных, а Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как пишет апостол, Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13). 2. Можно ли тогда говорить — как иногда говорят — о Ветхозаветной Церкви?  Разумеется, ведь само слово «Церковь» значит «собрание призванных», и ветхозаветный народ Божий таким собранием был. Но Пятидесятница знаменует принципиально новый этап в истории спасения и созидание Церкви именно как Тела Христова прямым действием Святого Духа. 3. Кто такой Святой Дух? Это сила или Личность?  Священное Писание ясно говорит о Святом Духе как о Личности: например, Он прямо говорит о Себе «Я»: когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2); проявляет волю: Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28); его возможно оскорбить нашими грехами: И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30); Ему возможно солгать, причем солгать Ему — значит солгать Богу (Деян 5:4). 4. Почему Святой Дух не мог быть дарован до смерти и Воскресения Христа? 

http://foma.ru/12-voprosov-o-pyatidesyat...

святитель Епифаний, епископ Кипрский 1. Павел, называемый Самосатским, появился и следует за Новатом и Оригеном, впоследствии причисленный к еретикам за то, что он возмечтал о себе высоко, восстал против истины тщеславным своим пустословием и мыслью, поколебленной диаволом. Его, должно оплакивать, как по истине завистью диавола отпадшего и падшего с высоты, ибо на нем исполняется сказанное: Рачение злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем.4:12). Итак, этот, о котором нам следует говорить в нашем изложении, Павел Самосатский, имя которого вначале мы упомянули и об ереси которого составляем рассказ, был из Самосат - города, находящегося в пределах Месопотамии и Евфрата. В это время, во дни императоров Аврелиана и Проба, он поставляется епископом святой Кафолической Церкви Антиохии. Но, вознесшись умом, отпал от истины и возобновил ересь Артемона, который жил за много лет прежде и сгиб. Павел говорит, что Бог Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог, а всегда сущее в Боге Слово Его и Дух Его есть, как в сердце человека его собственное слово. Сын Божий не имеет бытия ипостасного, но в Самом Боге, именно как учили и Савелий, Новат, Ноэт и другие. Однако ж этот не одинаково с ними учил, а иначе, чем они. Слово будто бы пришло и вселилось в Иисусе, истинном человеке. И таким образом, говорит он, Бог есть один, и Отец не Отец, и Сын не Сын, и Святой Дух не Святой Дух, но один Бог Отец, а Сын Его в Нем, как слово в человеке. В защиту своей ереси он выставляет на вид свидетельства Писания, именно слова Моисея: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6:4). Он не говорит согласно с Ноэтом, что Отец пострадал, но говорит, что Слово, пришедши, действовало одно и взошло к Отцу; и много у него нелепого. 2. Посмотрим же, окажутся ли состоятельными слова этого обольщенного. Он говорит, что Христос сказал: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10). И мы сами говорим, что Бог Слово от Отца и с Ним всегда существует, от Него будучи рожден, но не говорим, что Отец существует без Слова ипостасного. Но Слово Отца, Единородный Сын есть Бог Слово, как говорит Христос: Всяк иже исповесть Мя, исповем его и Аз пред Отцем Моим (Мф.10:32). Выражение: Мя пред Отцем Моим - указывает на Отца, ипостасного по естеству. Но последователи Самосатского, искажая иудейство и ничего больше в сравнении с иудеями не имея, должны быть названы вторыми иудеями и самосатянами; они не что иное, как иудеи, и пред ними имеют только преимущество в имени. Ибо, отрицая у Бога Бога Сына Единородного и Слово, они такие же, как и те, которые отверглись Его во время Его пришествия, сделались убийцами Бога и Господа и отрекшимися Бога. Правда, впрочем, что они ни обрезания не имеют, ни суббот не хранят, ни всего другого, как иудеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/745/...

4. Богословие, положительное и отрицательное Часть первая. Исторические тенденции 1. Экзегетические традиции 1. Византийское Богословие после халкидона. 2. Философские тенденции 3. Проблема оригенизма 4. Псевдо-дионисий 5. Литургия 2. Христологический вопрос 1. Монофизиты 2. Строгие диофизиты 3. Халкидониицы-кирилловцы 4. Оригенисты 3. Иконоборческий кризис 1. Возникновение движения 2. Иконоборческое Богословие 3. Православное Богословие образов: Иоанн дамаскин и седьмой вселенский собор 4. Православное Богословие образов: теодор студит и никифор 5. Долговременная значимость вопроса 4. Монахи и гуманисты Феодор студит Фотий (ок. 82o- ок. 891) Михаил пселл (1о18–1о78) Суды над Иоанном италом (1о76–1о77, 1о82) 5. Монашеское Богословие 1. Истоки монашеского мышления: евагрий и макарий 2. Великие Духоносные Отцы 3. Противление светской философии 4. Христианская вера как личный опыт: симеон новый Богослов 5. Теология исихазма: григорий палама 6. Экклезиология: канонические источники 1. Соборы и Отцы 2. Имперское законодательство 3. Кодификация церковного права 4. Авторитетные толкования и критика 5. Синодальные и патриаршие постановления 6. OIkonomIa 7. Раскол между востоком и западом 1. «филиокве» 2. Иные противоречия 3. Авторитет в церкви 4. Два понимания первенства 5. Значение схизмы 8. Столкновение с западом 1. Круг кантакузина 2. Гуманисты и томисты 3. Богословы-паламиты: николай кавасила 4. Флоренция 9. LeX orandI 1 1. Великая церковь в константинополе 2. Литургические цели 3. Гимнология Часть вторая. Доктринальные темы 10. Творение 1. Создатель и создания 2. Божественный план 3. Динамизм творения 4. Освящение природы 11. Человек 1. Человек и Бог 2. Человек и мир 3. Первородный грех 4. Новая ева 12. Иисус Христос 1. Бог и человек 2. Искупление и оБожение 3. Theotokos 13. Святой Дух 1. Дух в творении 2. Дух и искупление человека 3. Дух и церковь 4. Дух и свобода человека 14. Триединый Бог 1. Единство и троичность 2. Ипостась, сущность, энергия 3. Живой Бог 15. Сакраментальная теология: жизненный цикл 1. Количество таинств 2. Крещение и миропомазание 3. Покаяние 4. Брак 5. Исцеление и смерть 16. Евхаристия 1. Символы, образы, реальность 2. Евхаристия и церковь 17. Церковь в мире 1. Церковь и общество 2. Миссия церкви 3. Эсхатология Заключение Антиномии Библиография

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 10: Псевдо-Иустин. Литургическая пневматология II-III вв. Псевдо-Иустин Пятидесятница. Фрагмент мозаики XI века из греческого монастыря св. Луки Анонимный автор " Увещания к эллинам " оставил нам ряд пневматологических высказываний, дающих представление о тех догматических соблазнах, которые стояли перед апологетами, и которых сам он не смог преодолеть. Возможно, что это произведение относится чуть к более позднему времени, чем прочие, рассмотренные нами, но не смотря на это, включить их в единый обзор все же необходимо, и именно в силу этой " пневматологической альтернативы " неуверенному в словах, но верному в интуиции православию основных апологетов. Итак, согласно автору " Увещания " , пророки " в простых безыскусных словах возвещают то, что сошедший на них Святой Дух хотел открыть чрез них людям (Увещ. 35) " . " Им не нужно было ни словесное искусство, ни умение спорить и состязаться, но нужно им было только представить себя чистыми для действия Божественного Духа, чтобы Он, как бы спустившийся смычок, пользуясь праведными мужами как цитрою или лирою, открывал нам посредством них ведение о небесном (Увещ. 8) " . Близость терминологии Псевдо-Иустина и Афинагора как нельзя лучше выявляет принципиальное различие как в их понимании роли Святого Духа в процессе написания Святых Книг, так и в их понимании того, " что есть Дух " . Афинагор также сравнивает человека, передающего откровение, с музыкальным инсутрументом, но если у него играющим является Сам Дух, то у автора " Увещания к эллинам " играющий - Бог, а Дух является вспомогательным инструментом, соединящим играющего с основным инструментом. " Если же кто захочет внимательно рассмотреть то, что касается дара, свыше сходящего от Бога на святых мужей, который священные пророки называют Духом Святым, - то найдет, что Платон и о Нем говорит в разговоре с Меноном, только он называет Его другим именем. Ибо, опасаясь назвать дар Божий Духом Святым, дабы, следуя учению пророков, не показаться врагом эллинов, он признает, что дар этот сходит свыше от Бога, но рассудил назвать его не Духом Святым, а добродетелью. Так, в разговоре с Меноном он выражается в следующих словах: " Если в этой беседе нашей мы рассуждали правильно, то должны заключить, что добродетель достается не от природы, ни от ученья, но дается божественным промыслом без ведома тех, кому дается " . Здесь, я полагаю, Платон, узнавши от пророков о Духе Святом, заменяет его именем добродетели. Ибо как святые пророки говорят, что один и тот же дух разделяется на семь даров духовных, и Платон, признавая ее единою, разделяет на четыре добродетели. (Увещ. 32) " .

http://pravoslavie.ru/1556.html

Чрезвычайно трудно разделить действия в мире лиц Пресвятой Троицы, наименовать незримую и таинственную Божественную Силу раздельно именем Отца, Сына и Святого Духа. В Церкви, в истории искупления человеческого рода святые Имена отчасти проясняются для нас. В этом прояснении и состояла работа христианского богословия. Но и для богословия, но и в экономии Церкви Дух Святый остается самой таинственной ипостасью. Богословы согласны в том, что природа и действие Св. Духа являются для нас сокровенными, едва именуемыми. Что же сказать о природе и культуре, которые вообще стоят вне круга зрения теологов? Здесь возможны только гадания, только предчувствия. Но в порядке гаданий и непритязательных мыслей да будет простительно взять слово и не теологу. Прежде всего можно и должно установить, что Дух Святый действует в мире и за пределами Церкви; что если всего яснее и могущественнее действие Его проявляется в таинственной жизни Церкви и в духовной жизни святых, то нет и не может быть места чуждого Его дыханию. «Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, тамо еси, аще сниду во ад, тамо еси. Аще возьму криле моя рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» ( Псал. 138, 7–10 ). Не случайно этот гимн Божественному вездесущию начинается с имени Духа. И все мы знаем и повторяем: «Дух дышит, где хочет», «Где Дух Господень, там свобода», отрицая, вслед за Церковью , возможность нормативного, закономерного, канонического ограничения Его силы, хотя в церковной экономии Его даров действует норма, закон и канон. В какой-то мере действие Духа Святого в мире мыслится нами более объемлющим, чем действие Сына Божия, как Искупителя, хотя не как Божественного Логоса. Спасение вне Церкви, невозможное по законам экклесиологии, допускается нами в свободе пневматологии. Дух Святой говорит устами языческого пророка Валаама и даже его ослицы. Вне Церкви действие Св. Духа раскрывается в мире природы и в мире культуры. Где же и в чем преимущественно перед Отчей силой Творца и разумом Сына? В этих не лишенных опасности поисках мы исходим из единственно надежных догматических символов: Церковь открывает нам Духа Святого, как «животворящего» и «глаголющего пророки». С этим согласны все явленные в Св. Писании пневматофании. В этом направлении – к Духу, источнику жизни и вдохновения, мы и направим свои поиски.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого священномученика Автонома Память 12 сентября Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклетиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном вспомнил слова Господа, сказанные в святом Евангелии: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ), и, оставив Италию, переселился в Вифинию, где по Божию произволению остановился в одном селении, называемом Сореос 5749 . Здесь святой Автоном принят был некоторым страннолюбцем Корнилием. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих эллинов к христианской вере. И немало приобрел он здесь душ Богу, ибо множество народу собиралось в дом Корнилия слушать учение святого Автонома. Он же подобно Апостолам проповедовал Слово Божие со дерзновением, ибо в нем действовал тот же Дух Святой, Который некогда в огненных языках сошел на святых Апостолов. Посредством проповеди Автонома Дух Святой возжигал сердца человеческие к любви Божией и благочестию, так что слушающие его учение умилялись и охотно воспринимали проповедь его, прося у него святого крещения. И в той местности он так много людей привел ко святой вере, что дом Корнилия уже не мог вмещать всего собрания верующих, тогда святой Автоном выстроил христианам церковь во имя воеводы небесных сил, святого архистратига Михаила, вручая под его защиту всех новопросвещенных им; сам же, посвятив Корнилия в диакона и поручив ему словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию 5750 , желая и там быть проповедником благочестия. Потрудившись в сих странах в деле проповедания Слова Божия довольно долгое время, святой Автоном снова возвратился к Корнилию: ему хотелось посетить приобретенное им стадо Христово. Он поставил Корнилия пресвитером и вместе с ним стал служить спасению рода человеческого. Когда нечестивый царь Диоклетиан прибыл в Никомидию, с целью погубить всех находящихся там последователей Христовых, тогда идолопоклонники стали отыскивать и святого Автонома, как самого известного из христиан. Но святитель, желая еще более народа привести от тьмы бесовской к свету познания истинного Бога, не предал себя в руки мучителей. Храня себя для блага церкви, святой Автоном отплыл в Клавдиополь, находившийся на берегу моря Евксинского 5751 , где и сеял семена Слова Божия, кои падая на добрую почву сердец человеческих, вскоре по благодати Божией принесли многие духовные плоды. Устроив здесь как должно всё относящееся ко благочестию и наставив верующих на путь спасения, святой Автоном опять возвратился в Сореос.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1) Прежде всего мухаммеданство отлично от христианства учит об источнике вдохновения пророков. Веруя в Бога Триединого, христианство исповедует, что пророки были вдохновляемы Духом Божиим, третьим Лицом Божественной Троицы 566 . Мухаммеданство, не признавая троичности лиц в Боге, учит, что Бог вдохновляет пророков при посредстве ангела Гавриила, 567 в представлении о котором еще сам Мухаммед смешал два христианских понятия: понятие о св. Духе, третьем Лице Пресвятой Троицы, глаголавшем через пророков и понятие об архангеле Гаврииле, посылаемом иногда Богом для возвещения людям воли Божией. «Мухаммед слышал от людей, знающих Писания, от евреев, говоривших с Мухаммедом о Боге словами закона и пророков и Евангелия, слышал слова о духе, и не понимал смысла их ( 1Кор. 2:14 ); христианам же смысл их вполне известен (2, 12). В словах Корана, что дух святой сообщал Мухаммеду откровение Божие, чутко чувствуется, что Мухаммед хотел говорить о себе словами, какими указывали на источник своего учения апостолы и пророки ( 2Петр. 1. 21 . Ефес. 3, 4, 5 , Псал. 50, 13 . Иезек. 11. 24. 37, 1). В словах Корана, что учение низведено на сердце Мухаммеда ангелом Гавриилом, легко усматривается приспособление Мухаммеда к словам Писания, где говорится, что некоторым пророкам и богоизбранным лицам передавал откровение Божие ангел Гавриил ( Дан. 9, 21. 22. 8, 15–19 . Лук. 1, 11. 19. 26. 23 ). В словах Корана, что Бог подкреплял Иисуса Христа духом святым, видим некоторое приближение его к смыслу слов пророка Исаии (61, 1. 42, 1), которых осуществление на лице Иисуса Христа ясно указано в Евангелии ( Лук. 4, 17–22 . Матф. 12,17. 18. 21 ) и которых смысл уяснен словами всего новозаветного Писания, где говорится, что Бог есть дух ( Иоан. 4, 24 ), что Дух святой есть Господь (2 Коринф. 3, 17), что Дух святой, которым помазал Бог Иисуса, был сила Всевышнего» ( Лук. 1, 35 . Деян. 10, 38. 2, 22 ) 568 . Таким образом, мухаммеданство очень существенно отличается от христианства, когда утверждает, что единственным посредником между Богом и пророками был ангел Гавриил, который предпочтительно пред другими ангелами являлся разным пророкам. Из священных книг ветхого и нового завета мы знаем, что пророки, вдохновляемые всегда Духом Божиим, не всегда были вдохновляемы посредством ангелов и не всегда именно при посредстве ангела Гавриила. Так христиане знают, что пророки получали вдохновение во сне или в видении 569 , посредством символов 570 , посредством голоса Божия 571 и вообще многоразлично 572 , смотря по тому, какой способ вдохновения был более сообразен с обстоятельствами, окружавшими пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

VIII. О благодати и пребывании Духа Святого в Церкви Христовой Для спасения человека грешника нужны с его стороны, кроме желания спастись, искренняя и правая вера в Бога, надежда на Его милосердие и добрые дела, как свидетельство его веры, а со стороны Бога нужно ниспослание на человека Его спасающей благодати. Что же такое благодать Божия? «Благодатью» называется дар Божий, или невидимая сила Божия, сохраняющая весь видимый мир и человека и направляющая их к конечной цели их бытия. Она имеет различные виды: есть, например, благодать «промыслительная», которая управляет жизнью и движением всего мира, сохраняя его от саморазрушения и уничтожения. Если бы Господь на одну минуту или секунду, на одно лишь мгновение отнял от мира Свою промыслительную благодать, весь мир во мгновение ока обратился бы в ничто, исчез без следа ( Пс.64:103:138 ): Бог «Сам даёт всему жизнь, дыхание и всё... ибо мы Им живём, и движемся, и существуем» ( Деян.17:24–28 ). Дух Святой в Церкви Христовой и проявляет Свою благодать на верующих в таинствах веры. Если бы кто просил нас показать от Слова Божия, откуда видно, что в Церкви Христовой всегда пребывает и действует Дух Святой, мы должны прочитать из Евангелия от Иоанна Ин.14:16–17 : «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает, и в вас будет». Из Деян.1:4–5 : «Собрав их, Он (Иисус) повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чём вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:4–5 ). На вопрос: когда же это обетование исполнилось на апостолах? ответим: «При наступлении Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Из той же главы видно, что Дух Святой пребывает и в других членах Церкви, кроме апостолов:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, напрягая ум к уразумению достоинства Святого Духа, да не мыслим ничего различного от величества Отца и Сына, поскольку Божественная природа во всем едина. Вечен Отец, Родитель совечного Себе Сына, – вечен и Сын, безвременно от Отца рожденный, – вечен и Дух Святой, Дух Отца и Сына; и никогда не были ни Отец без Сына, ни Сын без Отца, ни Отец и Сын без Духа Святого. И, не имея никаких степеней существования, никакое Лицо не есть первое или последнее: ибо едина природа сей Божественной Троицы и неизменяемого Божества, нераздельная в действии, согласная в воле, равная по всемогуществу, одинаковая по славе. Когда же Св. Писание говорит о Троице так, что или в делах или в словах означает нечто такое, что кажется приличным каждому лицу отдельно, то сим не ниспровергается вера кафолическая, а утверждается: ибо это (говорится) для того, чтобы раздельностью дела или слова внушить нам истину Троицы, а не для того, чтобы ум разделял то, что различает слух. Для того нечто открывается под именем Отца, или Сына, или Святого Духа, чтобы не погрешало касательно Троицы исповедание верующих. Поелику Троица нераздельна, то никогда не поняли бы Ее, как Троицу, если бы всегда о Ней говорилось нераздельно. Итак, возлюбленные, утвердим в сердцах наших спасительную веру, что вся вместе Троица есть единая сила, единое величество, единая сущность, нераздельная любовью, равная властью, вместе все наполняющая, вместе все содержащая (поелику, что есть Отец, то есть и Сын, то есть и Дух Святой. – И истинное Божество ни в ком не может быть больше или меньше; и Божество сие так должно исповедывать в трех лицах, чтобы и Троица не допускала одиночества и равенством сохранялось единство). Сию веру твердо напечатлевши, не усомнимся и в том, что когда Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на учеников Господних, то это было не начало дара, но умножение щедрот: так как и патриархи и пророки и священники и все древние святые оживлялись освящением того же Святого Духа, и без этой благодати никогда не были установлены никакие таинства, поелику всегда одна и таже была сила помазания, хотя и не одна мера даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Символы веры раннего христианства Свидетельства веры ранней Церкви: Апостольский Символ веры, выдержки из творений Иринея Лионского, Тертуллиана, Григория Чудотворца, Дионисия Римского. Символы веры раннего Христианства Символ веры — краткое исповедание веры, которое готовящийся принять крещение произносил перед крещением, выражая тем самым, свою готовность стать христианином. Все эти символы веры определяет несколько характерных особенностей: – Исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа, т. е. вера в Троицу. – Исповедание реальности воплощения Сына Божьего посредством Духа Святого от Девы Марии, Его страданий, смерти и трехдневного воскресения и вознесения. – Исповедание веры в Церковь, как собрание в котором верующий получает спасение. – Чаяние воскресения во плоти и вечной жизни в царствии Божьем. Отличия, которые мы можем обнаружить в этих отдельных высказываниях ранних Отцов и Учителей Церкви, как правило, незначительны. Из–за гонений которым подвергалась Церковь в первые века своего существования, у нее не было возможности выработать единый символ веры. Эти краткие исповедания рождались в ответ на выпады еретиков. Возьмем, к примеру, апостольский символ. Известно, что первые еретики с которыми столкнулась ранняя Церковь — это гностики, которые отрицали реальность воплощения Христова. Отголосок этого мы можем увидеть из посланий святого Иоанна: «Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, и всякий дух, который не исповедует Иисуса, не есть от Бога; и это — дух антихриста, о котором вы слышали, что он грядет, и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4 :2–3). Подобные высказывания часто встречаются у Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, которые также столкнулись с этой ересью. В апостольском исповедании четко выражена реальность воплощения Христова. Позднее, стали появляться еретики неправильно понимающие отношения Лиц Святой Троицы. Они пытались рационально объяснить троичность Бога. Например, Праксей один из еретиков II века, в попытках объяснить троичность Бога, при условии, что Бог един, пришел к следующей мысли: Отец, Сын и Святой Дух — это проявление одного и того же лица. По его представлению Бог подобно актеру менял маски (роли), но за различными Его проявлениями стояло одно и тоже лицо. В начале Бог проявил себя, как Творец, потом в деле искупления Он же явил себя, как Сын, и наконец сошел на апостолов, как Святой Дух . Эта идея нашедшая себе последователей не могла быть принятой Церковью, ибо Писание ясно различает личности Отца и Сына, а потому в символы веры начинают большую часть отводить внутритроичным отношениям, и начинают более подробно свидетельствовать о Божестве Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010