Для чего мы ходим в Церковь? Чтобы иметь духовную жизнь. А что такое духовная жизнь? Не дерзая давать точный и полный ответ, скажем просто: это отношения человеческого духа с Духом Святым. Появление христианства ознаменовало начало качественно новой духовной жизни на земле – начало жизни в Духе. Конечно же, Святой Дух присутствовал в мире с момента его творения и в некоторой мере общался с человеком в Ветхом Завете, однако в то время «Бог был с человеком, но Бог не был в человеке» . Даже когда Христос воплотился, между Богом и нами оставалась некая преграда. В таинстве же Пятидесятницы Бог Дух «открывается миру в сокровенности человеческого сердца, в невысказанных воздыханиях души» . Говорить о Святом Духе трудно, даже святые отцы прямо о Нем почти не проповедовали. Действительно, по сравнению с тем, что мы знаем об Отце и Сыне, в отношении Святого Духа есть некая тайна. Например, в Писании Он часто являет Себя скорее не как личность, но как сила (хотя мы исповедуем Святого Духа как Божественную Личность). Богословы пишут: Бог Отец и Бог Сын, условно говоря, уже исполнили Свою миссию по спасению людей, а Святой Дух продолжает действовать сейчас. Ныне Его время. Можно даже сказать, что мы живем в эру Святого Духа. Отношения же Святого Духа с человеком таинственны, прикровенны, неопределимы и до конца нам не понятны. Страшно дерзать уверенно говорить на такую сокровенную и глубокую тему, но обсуждать то, что говорит Священное Писание о действии Духа в нашей жизни, мы можем. Надо сказать, подобных мест в Библии немало. Например, Иоанн Богослов в одном из своих посланий пишет, как отличить Духа Святого от вражеского духа заблуждения: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 2:3). Отсюда мы узнаем, где Духа Святого искать не следует. Его нет в тех учениях, которые не исповедуют Иисуса Христа как вочеловечившегося Бога. Например, у свидетелей Иеговы, считающих, что Христос – это архангел Михаил (удивительно, как можно отнять у Христа и Его Божество, и Его человечество!) Или в йоге и прочих оккультных учениях и практиках, игнорирующих Христа или отрицающих Его богочеловечество.

http://pravoslavie.ru/114845.html

     Как простому христианину понять, пребывает ли с ним Дух Святой? Или это удел лишь тех христиан, которые достигли святости? В девятом часу утра, когда народ собирался в Иерусалимский храм для жертвоприношения и молитвы, внезапно над Сионской горницей послышался шум, как от бурного ветра. Он наполнил дом, где находились апостолы после Вознесения Господа Иисуса Христа, и одновременно над их головами появилось множество огненных языков, которые стали опускаться на каждого из них. Каждый, на кого спускался этот чудный огонь, чувствовал в себе несказанную радость и воодушевление. Он становился иным человеком – полным жизни и горячей любви к Богу. Апостолы начали громко славословить Бога, и тут обнаружилось, что они говорят не только на своем родном языке, но и на других языках, которых раньше не знали и не учили. Так в тот день Апостолы приняли крещение Духом Святым, который сошел на них в виде огненных языков. Еще этот праздник называется Пятидесятница, потому что Дух Святой сошел на апостолов в 50-й день после того, как Господь воскрес. А как ныне христианину разобраться: есть ли с ним Дух Святой, пребывает на нем или нет? В Таинстве миропомазания (одно из семи Таинств Православной Церкви), когда священник помазывает крещеного человека миром со словами «печать дара Духа Святого», Дух Святой сходит на того, кто принимает это таинство. Если человек пришел креститься, значит, он верит во Христа и готов учиться жить по Его заповедям, чтобы соединиться с Ним в жизнь едину. А если не так, говорит святитель Григорий Нисский, если человек принимает крещение, не желая стать христианином, изменить свою жизнь, жить по заповедям, то священник его крестит, а Дух Святой крестить не будет. Здесь встает вопрос о намерениях человека. Есть каноническое правило, принятое в Константинопольской Церкви в XVIII веке, в котором говорится, что, если турки крестят своих детей не ради того, чтобы они стали христианами, а ради других целей, такое крещение считается недействительным. У турок бытовало суеверие, что, если ребенка окрестить, он не будет болеть, от него не будет плохо пахнуть и тому подобное. И вот, если этот ребенок, которого в детстве крестили из земных соображений, в сознательном возрасте захочет стать христианином, гласило правило, его нужно крестить. Наша Церковь не перекрещивает детей, которых в детстве крестили без серьезных намерений, а потом они осознанно пришли в Церковь. Они соединяются с Церковью через покаяние, через исповедание намерения жить по-христиански.

http://pravoslavie.ru/113273.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — октябрь 2020 г. 07.10.2020 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " Евангелие от Матфея заканчивается сомнением некоторых апостолов в Воскресение Христово. Как же удивляться маловерию и неверию очень многих принадлежащих Церкви? Почему же Церковь называется святой, и почему она постоянно напоминает, что все мы призваны к святости? О.И. Кускова, г. Москв а Это Евангелие — прежде всего о вере и неверии. Неверие будет и далее, пока длится история человечества. Более того, вследствие умножения в мире греха, оно будет возрастать. Те, кто видел воскресшего Христа, поклонились Ему, ибо они узнают, что Он — «с нами Бог». Некоторые же, несмотря на то, что видят Его, сомневаются. Но здесь маловерие, а не противостояние вере, не неверие. Снова мы видим учеников неразумно неверующими — даже после Воскресения. Если даже видение Его оказалось недостаточным для того, чтобы поверить, ученики не должны были ждать, пока им дано будет увидеть. Как если бы Бог не давал им уже до этого достаточно свидетельств. Мы не должны удивляться маловерию первых учеников Христовых. Нелегко войти в тайну Бога. Как часто мы пытаемся понять, прежде чем поверить! Люди исполнены гордости и страха зависеть от кого бы то ни было — даже от Бога. В то время как Бог — это любовь. Требуется чистота сердца, доверие силе, открывшейся нам, принятие новой точки опоры всей нашей жизни, решимость творить волю Божию — все приняв от Источника жизни, все Ему отдать послушанием Слову Отчу. Но для этого необходима Пятидесятница. Дух Святой дарует апостолам дух детского доверия — не надо бояться! Дух Святой — Ходатай нашего спасения — с нами. И святая Церковь говорит нам слова истины и утешения каждый день. Жены-мироносицы и все любящие Христа, не надо плакать! Дух Святой, Утешитель, живет в нас. Первые ученики Христовы и последние, не надо сомневаться! Дух Святой, свет наших сердец присутствует в нас. Мы думаем, каждый из нас: «Но я недостоин такого!» Однако это и есть спасение и превосходящая всякое разумение любовь Христова.

http://moral.ru/dom-10-2020/

Скачать epub pdf СВЯТОЙ ДУХ УТЕШИТЕЛЬ ДЕЙСТВИЕ ЛЮБВИ СВЯТОГО ДУХА Учение Библии и Церкви об особенностях Личного выражения любви Святого Духа в мировой и человеческой жизни. – Вдохновение к любви удостаивающихся светоозарения Утешителя. – Соединение вдохновения во Святом Духе с размягчением сердца и воли облагодатствуемых. – Смягчающее влияние невещественной силы Святого Духа: 1) на принимающих благодать церковных Таинств, 2) молящихся, 3) читающих и слушающих Божие слово, 4) благотворящих и 5) кающихся. – Три основоположных вывода из учения о Личном характере любви Святого Духа. – Переход к раскрытию вопроса о жизни христиан под водительством благодати Утешителя. ВЕРУЮ... И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА. ЖИВОТВОРЯЩАГО. 8-й член Символа веры Личный характер проявлений любви Святого Духа в недрах Божества и в мире ясно определяется следующими положениями Богооткровенного учения. В Троичной жизни Божества Святому Духу принадлежит свойство соединять Любящих – Отца и Сына, ибо Дух Святой по преимуществу – «любовь Божия» ( Рим.5:5 ). Откровение Святого Духа твари и особенно разумно-свободным существам заключается в том, что Он невещественно изливает на них действие любви Триединого Божества. При облагодатствовании людей Бог Отец дарует светоозарение любви Божества, Сын Божий приносит его, а Святой Дух вдыхает. По свидетельству Священного Писания, светоозаряющее действие Святого Духа есть излияние «любви Божией» ( Рим.5:5 ) людям, даяние Богом Отцом любви «от Духа Своего» ( 1Ин.4:12–13 ), сообщение «Духа усыновления, свидетельствующего, что мы – дети Божии» (ср. Рим.8:14–16 ). Плод Духа, но апостолу, состоит «во всякой благости» ( Еф.5:9 ), так что «любовию Духа можно умолять " близких сердцу о прилежании к добрым подвигам (ср. Рим.15:30 ). Излияние верующим во Христа Божественной любви во Святом Духе дало основание именовать Святого Духа в богослужебных молитвах «Струей естественной благости», «Самоблагим и Источником благостыни, Жизнью и Оживотворителем, Светом и Подателем Света» «в освящающем дохновении». Святой Дух есть подлинно «река Божества, исходящая из Отца и чрез Сына» являющая «Его кроткие дыхания». Вдыхая светоносные дарования, Он возвышает души людей над земными предметами, окрыляет их, укрепляет, одушевляет и оживляет силой любви ко Христу от всей души. Как Бог, Дух Святой «все сотворенное укрепляет и чрез Сына сохраняет в Отце» и «дарует всем общение с Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Скачать epub pdf Содержание сих чтений из книг Священного Писания 1 I. В книгах Священного Писания, называемых обыкновенно Библией, Бог даровал человекам Святое Слово Свое Ядро или сущность всего Священного Писания есть единый за всех и во всех Иисус Христос , и ищущим Бога Он отверзает ум к разумению Писания Духом Святым. Пророки свидетельствуют о Христе Иисусе, Иисус Христос свидетельствует о пророках и дарует Церкви апостолов, апостолы свидетельствуют о Христе Иисусе, о пророках и друг о друге, Дух Святой в пророках и апостолах свидетельствует, что Он в тех и других есть единый Дух истины, Дух Христов: все Писание богодухновенно, и Дух Божий дышит во всем Священном Писании . Животворящая сила слова Божия в спасении верующих, самая вера – от слова Божия. Вера, спасающая человека благодатию Божиею, неразлучна с надеждою и любовию. II. Учение Христианской Библии о Боге, мире и человеке Бог есть Творец небес и земли, всего видимого и невидимого – Дух вездесущий, премудрый, всеведущий, всеблагой, всесвятой, всеправедный, всемогущий, вседовольный, неизменный, вечный, бесконечный во всех совершенствах Своих, непостижимый в существе Своем, Вседержитель и Промыслитель, Владыка народов, Отец ангелов и человеков. III. Человечество заражено грехом, испорчено Оно не могло само собою исцелиться и очиститься от греха, и если бы в сем состоянии навсегда осталось, то от умножения беззаконий яд греха непрестанно и вечно усиливался бы в человечестве, страдания и муки, естественно, были бы вечны; и как тьма не может соединиться со светом, так человеки, по греховной нечистоте своей, были бы вечно отлучены от общения с Богом в святости и блаженстве. Но для спасения человеков Сам Бог явился на земле в человеческой плоти и в имени Иисуса Христа. Иисус Христос говорил о Себе, что Он – Сын Божий, что Бог Отец по милосердию и любви Своей к человекам послал Его в мир спасти грешников, что отец Его – в Нем и что Он – в Отце Своем, что Ему приличествует равная с Отцом честь, что видавший Его видит Отца и верующий в Него верует во Отца, пославшего Его, что Он был во славе Своей у Отца прежде бытия мира, что Он и Отец – одно, что Он Духом Святым изгоняет нечистых духов из людей, что Дух Святой от Отца исходит и наставляет человека на всякую истину, что верующий в Сына Божия Иисуса Христа приимет Духа Святого и вечно будет иметь Его в себе, и таким образом соделается храмом Живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Несвятой философ Платон и святой философ Иустин Святой мученик Иустин Философ Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что – пустое. А философия не пустое. Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере. Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца – особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». – Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух – одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого – это троичность Бога. Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух – вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог – Троица. И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую – на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65–67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин – апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.

http://pravoslavie.ru/54236.html

Осьмой член Символа Веры И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. Поучение 50. Изъяснение осьмого члена Символы Веры В осьмом члене Символа Веры говорится о третьем лице Святой Троицы, о Святом Духе: И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки. О третьем Лице Святой Троицы уже было сказано прежде, когда говорили мы о Святой Троице: ныне, по указанию Символа Веры , опять скажем кратко, объясняя по порядку речения Символа о Третьем Лице Святой Троицы. Читаем: и в Духа Святаго. Третье Лицо Святой Троицы называем Духом потому, что Оно так именуется в слове Божием, в Ветхом и Новом завете. Так в книге Бытия читаем: и Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт. 1:2 ); в псалме: Словом Господним небеса утвердишася и Духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). Ангел Божий Преблагословенной Деве Марии говорил: Дух Святый найдет на Тя ( Лк. 1:35 ). Иоанну Предтече свыше было открыто: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа, Той есть крестяй Духом Святым ( Ин. 1:39 ). Так именовал третье Лицо Святой Троицы и Господь Спаситель, называя Его Духом истины, Духом Святым ( Ин. 14:17, 26 ). Третье Лицо Святой Троицы – Дух именуется Святым, потому что Он, как всесовершенный и всесвятой Бог, есть Виновник и нашей святости, есть Податель всех благодатных даров, необходимых человеку для его освящения. Благодать, или благодатная сила Святого Духа грешников делает праведными, и сынов гнева Божия детьми Божиими. Иисус Христос Своим ученикам говорил о Святом Духе: Той вы научит всему ( Ин. 14:26 ); Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину ( Ин. 16:13 ). Апостол Павел пишет: ни кто же может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), то есть никто не может исповедовать Христа, как Господа Спасителя, с живою верою, без помощи Святого Духа: ибо эта вера есть дар Святого Духа. Тот же апостол говорит: Сими убо нецыи бысте (т. е. грешниками): но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). И еще: неприясте духа работы паки в боязнь, но приясте Духа сыноположения, о немже вопием: Авва Отче ( Рим. 8:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Господь насытил воды Иордана Своим Божественным присутствием, чтобы в них омывались грехи человеческие 19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии митрополит владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Богоявления – Крещения Господня! Праздник этот именуется Богоявлением, потому что впервые в тот момент, когда Господь Иисус Христос пришел на Иордан, были явлены людям три Лица Святой Троицы – Отец, Который засвидетельствовал о Своем Сыне, и люди слышали Его голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17), Сын Божий, Который пришел, чтобы получить крещение, сойти в воды Иордана, чтобы насытить их Своим живоносным и Божественным присутствием, и Дух Святой, Который в виде голубя сошел на Иисуса Христа, когда Он выходил из воды. Три лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – были явлены людям, и отныне мы исповедуем Единого Бога, прославляемого в трех Лицах. Это не три разных Бога, это – один Бог, Который существует и являет Себя как Отец, Сын и Святой Дух. Мы были крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа. В тот момент, когда мы сходили в воду, мы были обычными людьми, но когда мы выходили из воды, то таинственным образом Дух Святой осенил нас, изменил наше человеческое естество и сделал нас членами Своей Святой Церкви.

http://mospat.ru/ru/news/59785/

1. Учение отцов Церкви о Святой Троице Согласно отцам Церкви до Августина или же стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть Начало в Троице, Тот Связующий, в Котором осуществляется Ее единство через передачу Его природы. Сын извечно рождается Отцом из Его сущности, без разделения этой сущности. Он Ему единосущен, то есть, будучи Лицом (или Ипостасью), отличным от Отца, от Которого Он имеет Свое бытие, Он обладает численно одной с Ним природой (или сущностью), а не некой сущностью, подобной Отчей, но численно отличной; если бы это было так, то Он был бы " другим Богом " , чем Отец. Дух Святой исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного. Он единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее Себе) той же сущностью, что и Отец и Сын. Для выражения этого единосущия Духа Отцу и Сыну некоторые отцы, в частности александрийцы и западные, говорили, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына (выражение, взятое из Писания), что Он " исходит " от Отца и " получает " от Сына или же от Отца и Сына то, что принадлежит Отцу и Сыну (святитель Иларий Пиктавийский) и даже (как святитель Амвросий Медиоланский), что Он " исходит " от Отца и Сына (латинский термин " procedit " имеет значение менее точное, нежели соответственный греческий термин). Однако контекст этих выражений показывает, что, употребляя их, отцы имеют в виду не причину ипостасного бытия Духа, а лишь порядок, являемый либо в действии Божественных Лиц в домостроительстве спасения, либо в проявлении Их в вечности. Понимаемое таким образом выражение " Филиокве " может получить и православный смысл. В годы, последовавшие за униатским Лионским собором, на котором святоотеческие тексты истолковывались в смысле более позднего латинского богословия, Константинопольский патриарх Григорий Кипрский хорошо уточнил их значение. " Дух имеет Свое совершенное бытие от Отца, Который есть единственная причина, из которой Он исходит вместе с Сыном, Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем воссиявая, так же как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него, и при нем, и даже от него... Ясно, что когда некоторые говорят, что Дух Святой исходит (ο) от Обоих, то есть от Отца и Сына, или от Отца через Сына, или же что Он является, или воссиявает, или происходит, или существует из сущности Обоих, или же еще из Отца и Сына, то все это не значит, что они исповедуют, что бытие Духа Святого происходит от Сына так же, как от Отца... Действительно, ведь и вода, которую черпают из реки, существует из нее; так и свет существует из луча. Но ни тот, ни другая (то есть ни свет, ни вода) не имеют причиной своего бытия эти две вещи (луч или реку). Действительно, вода существует от источника, от того первоисточника, из которого она изливается, существуя; а свет существует от солнца, откуда он, получая свое сияние, светится вместе с лучом и через него происходит (ο) "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/416/...

Пятидесятница В этот двунадесятый праздник воспоминается и прославляется Сошествие Святого Духа на апостолов в виде огненных языков ( Деян.2,1–4 ). Название Пятидесятницы этот праздник получил, во-первых, потому что он праздновался уже в Ветхозаветной Церкви, во-вторых, – этот праздник приходится на 50-й день после Воскресения Христова. Сошествие Святого Духа на апостолов есть «свершение» нового, вечного Завета Бога с человеком. Дух Святой в День Пятидесятницы явился в мир видимым образом и ощутительно для человеческой души с дарами спасающей благодати. В День Пятидесятницы на общество учеников, как собирательное лицо и начало Церкви Христовой, сошел Святой Дух, и оно стало как бы единым телом, оживленным душой. С этого времени Церковь Христова получила воз­можность расти через усвоение и присоединение к себе других душ. Чрезвычайное и благодатное действие произвел сошедший Дух Святой на учеников Христовых и апостолов, они совершенно переменились, стали как бы другими людьми, они почувствовали в себе такую любовь к Богу, людям, о какой раньше представления не имели. Это было излияние любви Христа в их сердца Духом Святым Они почувствовали в себе силу и дерзновение все делать, всю жизнь отдать на служение славе Божией и спасению людей. Святой Дух приводит в бытие («осуществляет») и оживотворяет всю тварь, в Нем все живет и движется, «вся бо созданная яко Бог сый укрепляет, со­блюдает во Отце Сыном же» (Октоих, воскрес, степей 3 гл. 1, 2 антифон, 2 гл. 2 антифон). Святым Духом подается глубина дарования, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь и Благость (Октоих, воскрес, степен. 6 гл. 3 антифон, 7 гл. 1,3 антифон, 4 гл. 3 антифон; 3 гл. 2 антифон; 1 гл. 2 анти­фон, 5 гл. 2 антифон). «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священ­ники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» (Пятидесятница, великая вечерня, 3-я стихира «Господи, воззвах», Срав. Октоих воскрес. Степен. 2 гл. 3 антифон: «Святым Духом точится всяка премудрость отсюда благодать апостолам, страдальчества венчаются муче­ницы и пророцы зрят»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010