Русь издревле выработала способ христианского просвещения покоренных или осваиваемых земель – образование монастырей как центров культуры. Первые подвижники, стремившиеся привести к Богу души туземцев, терпели величайшие опасности, не ожидая при этом для себя никакой материальной выгоды. Так, содействием и по благословению патриарха Иова возникают монастыри, выдвинутые далеко на восток и вглубь Сибири – Спасский Енисейский (1593) и Николаевский Верхотурский (1604). По В. В. Зверинскому, в 1605 го­ду основана приходская Воскресенская церковь , в 1635 году при ней основан монастырь Воскресенский Березовский (1635) и Знаменский Тобольский (1605). Царский двор содействовал патриарху и предо­ставлял всевозможные льготы строителям этих монастырей: монахи и священнослужители, переселявшиеся в Сибирь, получали особое царское хлебное и денежное содержание. При патриархе Иове происходило массовое крещение Сибири – крестились коренные сибиряки и их князья. Патриарх Иов учредил более десяти монастырей; среди этих обите­лей славнейшей является Московский Донской монастырь, основанный в 1591 году в память об избавлении Руси от полчищ крымских татар. Особенно много потрудился Святейший патриарх Российский в прославлении святых угодников Божиих. Он был обрадован обрете­нием мощей Германа, архиепископа Казанского, бывшего архимандри­та Старицкого Успенского монастыря. Мощи святителя Германа были перенесены из Москвы в основанный им Свияжский Богородицкий монастырь, что близ Казани, и 25 сентября была установлена в честь сего перенесения церковная память. В 1595 году были обретены мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Патриарх повелел построить церковь над местом их погребения и благословил Гермоге­на, митрополита Казанского, составить житие святителей, что и было исполнено. По ходатайству Гермогена, митрополита Казанского, Свя­тейший патриарх повелел творить церковную память трех Казанских мучеников – Иоанна (память 24 января), Стефана и Петра (память 24 марта). Таким образом патриарх Иов положил основание прослав­лению Собора Казанских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

627 Собр. л. 3, 122. 213. 5, 154. Синаксарь Румянцева и Белградский о церкви: «и окова ю златом и серебром и каменьем многоценным». Храмовая икона Благо­вещения писана была греческими мастерами (Акты, собранные Археографическою экспедициею. Т. 1). 628 Надпись 1551 г.: «обновлено бысть Св. Евангелие в великом Новгороде честно­го храма Пречистыя Богородицы честного Ее и славного Благовещения на Городище, в лет. 7059» (Невоструева исследование в Изв. акад. наук IX). 630 Во 2-й Новгород. летописи: «победи Мстислав на Бору Чудь и церковь заложи св. Николу, в Новгороде, на княжи дворе». В 4-й летописи буквально то же. В 1-й летописи то же по смыслу. Собр. л. 3, 4. 122. 4, 1. 5, 156. 7, 23. 11. 4. 631 Собр. л. 3, 214. «В л. 6621 (1113) князь в. Мстислав Володимерович заложил церковь каменную в в. Новгороде св. Николы чудотворца на княжи дворе. Того же лета образ Николы чудотворца Мирликийского приплыл из Киева в в. Новгород, доска круглая, и взяли на Липне при епископе Иоанне, и тое икону устроиша в том превеликом храме на Ярославле дворище в церкви». 633 Сказание об исцелении князя: «слышяв же о чудесах вел. архиер. и чудотвор­ца Николы, бывших в то время в Барстем граде, и в граде Киеве в они же дни чудо той великий отец сотвори; утопшее отроча пред образом своим в церкви св. Софии обрести дарова, мокроте водней от него истекающей, – призва в помощь сего пре- славного чудотворца». 634 Сказание о чуде над князем известно в двух видах. Старшая редакция, но едва ли старше XVI в., у преосв. Макария ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 2). Князь Георгий, именованный Мстислав, «стяжав веру к цельбоносному образу, сотвори церковь каменную с бабою своею вел. княгинею Анною, на дедине Ярославле дворе, во имя св. Николая». Другая редакция сказания в Дворищенском летописце XVIII в. поправляет некоторые ошибки старшей редакции, но не все. Здесь участницею в устроении храма выставляется супруга кн. Мстислава Анна, а не баба, скончавшаяся еще в 1050 г. Время чудесного события относится здесь ко времени святого Никиты; но это не согласно со всеми летописями. В 3-ей Новгор. л. кроме того, что исцеление князя показано под 1113 г., прибавлено еще, что каменный храм на Липне построен спустя 180 лет после чуда, в 1292 г., следовательно, чудо было в 1113 г. (Собр. л. 3, 213. 221). Отец Макарий ( Макарий (Миролюбов) , архим. Архео­логическое описание церковных древностей в Новгороде Ч. 1) увлекается позднею повестью вовсе напрасно; сама же повесть относит событие к 1113 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Острог ныне входит в округ Черногории, находясь на границе ее с Герцеговиною. В службе поют святителю Василию: «Радуй­ся, Захолмии и Скендерии хранителю, Черныя горы и приморья столпе непреоборимый и председателю... Яко учитель Захолмский и Черногорский наставляеши стадо твое». По этим данным следует положить, что святитель Василий был тот Черногорский митро­полит Василий, который жил во второй половине XVI века, быв преемником по кафедре Павла и предшественником Никодима 679 . Не можем не прибавить здесь нескольких слов о Требинском Бого­родичном монастыре, где иночески подвизался святитель Василий. Требинье – такое место, где христианство цвело, по местному пре­данию, с IV века; в Требинском Богородичном монастыре со времен Неманичей была кафедра митрополитов. Запись, очень древняя по языку, говорит: 1270 – обновлена церковь Успения Пресвятыя Богородице, еже есть в Требину; прежде от основания воздвижена благочестивым царем Константином с матерью Еленою и тем мно­гим днем обветшала бысть. – Обновлен бе сей храм благочестивим и трудолюбивим кралем Стефаном, си есть Милутин, праунук Нема­не Стефана, мироточивого Симеона, всеосвященном митрополитом кир Василием игумену Василию» 680 . День тридцатый. Памятьсвятой новомученицы Аргиры Родом из Бруссы, дочь благочестивых родителей. Едва вступила в брак с христианином, как привлекла на себя нечистые взоры одного турка. Этот, не успев склонить ее на преступную связь, оклеветал ее в желании принять магометанскую веру, почему и отправили ее в Кон­стантинополь, где, как отрекшаяся будто бы от своего намерения, содер­жалась и мучима была в тюрьме пятнадцать лет; скончалась 1725 года. Чрез три года мощи ее обретены нетленными и с разрешения патриарха Паисия перенесены в церковь , где и теперь находятся. Праздники переходящие Неделя Святой Пасхи, или Воскресения Христова Все предосторожности, принятые первосвященниками и старей­шинами народа иудейского для охранения гроба Господня, обращены были Промыслом к славе воскресения Спасителя из мертвых в тре­тий день по смерти, как предсказали пророки и предрек Сам Господь Апостолам, книжникам и старейшинам народа иудейского и всему на­роду (см.: Мф. 17, 22–23 ; Мк. 10, 33–34 ; Ин. 2, 19–22 ; Мф. 27, 62–63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«О, блаженный язык, – говорит Герман, передавая эти слова юно­ши, – скажу и я с Великим Василием: блажен язык, прозвучавший в наши времена такое исповедание, которым очистился воздух, осквер­ненный нашими грехами! О, ум Божественный и твердый, который вос­хвалили лики Ангелов! О, душа славная, которую прославил Господь Славы небесною славою!» Истязания начались. Исповедник был связан, заключен в темницу, окован тяжелою цепью, ноги его забиты в дерево. Слуги, исполнители жестоких приказаний, присоединили и свое лютое обращение: ведя мученика в темницу, они дергали цепь во все стороны с такою силою, что многим казалось, что голова страдальца отделится от туловища, но юноша выносил все с терпением и душа его ликовала... Бог привел так, что в темнице нашел Агафангел двух невинно­заключенных христиан. Один из них, Николай, человек чисто­христианского настроения, передал потом все, что видел и слышал от мученика и также письмо его к Герману. Встретить в такую минуту и в таком месте христиан было великим утешением для предавшего себя на страдания юноши; они всю ночь утешали его, ободряли при­мерами других мучеников. На другой день Агафангел в оковах был снова представлен на суд. Подверженный разным испытаниям, он перенес все с непоколебимым мужеством и снова был отведен в темницу. Радовался Николай, видя ничем не смущаемую твердость исповедника; однако же, при этом передал ему, что, кажется, некто – хиосец Афанасий, бывший тогда в большой силе, ходатайствует об освобождении его... Но это изве­стие только испугало Агафангела, и он сейчас же написал Афанасию письмо, в котором заклинал его именем Божиим не ходатайствовать за него, но представить судиям делать, что хотят; «вместо же напрас­ного ходатайства, – писал он, – пусть лучше христиане молитвенно ходатайствуют перед Богом об укреплении меня в мученическом подвиге». Со слезами узнали об этом письме бывшие в то время в Смир­не христиане; оно привело им на память то письмо, которое писал римским христианам святой Игнатий Богоносец , убеждавший их не прибегать ни к какому ходатайству за него, но допустить нечести­вых бросить его на съедение зверям...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

мая 2). По латинской легенде, Кирилл и Мефодий явились в Моравию уже с переведенным Евангелием. Cognoscenmes loci illuius indigene adventum illorum, valde gavisi sunt, quia – et evangelium in eorum linguam a philosopho translatum secum ferre audierant. Легенда о Людмиле: sanctus Cyrillus, postquam Bulgariam ad fidem Iesu Christi convertisset, Moraviam est ingressus. Сревневский мирит Храбра с другими свидетелями о годе изобретения букв тою мыслью, что Храбр считал до Р. Х. 5 500 лет. Иного ничего и не остается делать, при несомненности известий об изобретении букв в 862 году. 530 Брегальница – город с округом на р. Брегальнице, впадающей в Вардар (Ак- сий), в расстоянии 5 часов пути от Струмницы, на северо-западе от последней, тогда как Струмница в 5 часах пути от Солуня на севере. Григорович: «выехал я на безводную долину, которой название Овчеполе... Доехал до Истиба, города, лежащего на мысо- образном склоне горы, на реке Брегальнице. Ветхий замок на одном из возвышений, прочные красивые мосты ставят его в число красивейших городов Македонии... Вни­мание мое обратилось на епископскую церковь св. Николая... От Истиба начинаются тучные долины, обрабатываемые болгарами» (Григорович В. Очерк путешествия). Нынешний Истиб – древний город Брегальница. 531 Житие Кирилла: «ученики собрав и вьдасть их учити; вьскоре же вьсь црьков- ный чинь приемь, научи е утрьницы и часовом и вечерни и павечернице и тайней службе». 534 Свидетельства см. в: Филарет, архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви (ср.: Христианские древности и археология. Тетр. 9/Изд. Про­хоров В. А. СПб., 1864). Свидетельство хроники Андрея Дандолы не совсем точное: «по проповеди бл. Кирилла Зверопол, король Далматский, произошедший от Одрил- ла, родственника царя Тотилы, принял православную веру со всем своим народом» (Reiskir note ad Orphyr. р. 357). 535 Имп. Константин о жизни имп. Василия (Constantine VII Progenitors. De Administrator Imperio § 29, 31, 42). Сочинитель службы седмочисленникам поет: «радуйся, хор седмочисленников – спасение болгар и радость далматов (сербов)...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святые мощи святителя Варсонофия обретены нетленными вместе с мощами святителя Гурия в 1596 году. Поразителен рассказ Гермогена о том, как исцелен был дьяк Иван Панкратьев. Он был так болен, что близок был к смерти, и призвал помощь святителей Гурия и Варсонофия. В тонком сне представилось ему, что входит он в Казанский собор. Встре­тившийся ему святитель Гурий хотел взять его за руку, но в трепетном благоговении пал он в ноги ему. Святитель, приподняв его, сказал: «Раб Божий Иоанн! Не скорби, будешь здоров; иди, прими благословение у друга моего Варсонофия». Гурий привел больного к Варсонофию. «Брат Варсонофий! Благослови Иоанна и избавь его от болезни», – сказал святитель Гурий. Варсонофий, благословляя, сказал: «Не скорби, сын Иоанн, по вере твоей в Бога будешь здоров». Пробудившийся больной нашел себя здоровым. И это не единственный опыт загробной братской любви святителей. «Иди, приложись к брату моему Варсонофию», – говорил в видении святитель Гурий больному Сумарокову. Тот благо­говейно приложился. Святитель Гурий сказал затем: «Господь и Бог наш Иисус Христос, молитвами Пречистой Своей Матери, умилосердился над тобою и посылает исцеление». Больной стал здоровым. Солдатка Варвара сильно страдала головною болью. Явившийся святитель Гурий готовил ее к смерти, но святитель Варсонофий упросил отсрочить время смерти. Проснувшаяся Варвара нашла себя здоровою и обещалась идти благодарить святителей у их мощей. Отправлявшиеся на службу муж и сыновья просили ее отслужить за них молебен святителям; но Варвара не исполнила ни своего обещания, ни просьбы близких к душе ее. И она стала опять больною, до того, что отчаивались в ее жизни. Явившийся святитель Гурий строго сказал ей: «Почему так скоро забыла ты о своем выздоровлении и не исполнила просьбы мужа и детей?» Святитель Вар­сонофий опять упросил простить ее. Проснувшаяся больная чувствовала облегчение болезни и, поспешив отслужить молебен, совсем выздорове­ла 579 . «Любовь не умирает», – сказал апостол. По загробным делам святи­телей Гурия и Варсонофия видим то же самое. Здесь в опытах видим, что не умирают там никакие святые чувства, никакие святые расположения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если же кто, отступая от света, называет Богом что-либо другое, он признает тварь Богом. Что такое – боги языческие? Умершие люди. Что такое идолы? Дерево или металл. Стыдно свободному уму служить такой осязаемой лжи. Стыдно не узнавать Того, Кого так нетрудно узнать и в душе своей и в целом мире. Некоторые говорят: мы чтим то, что предали отцы. Зачем же дети бедняков или людей необразованных снискивают богатство или образование? Зачем дети слепцов видят, и дети хромых ходят? Нет, правда не требует того, чтобы человек сле­довал предкам, худо жившим; она требует, чтобы отступил он от их пути, чтобы не погибнуть, как они. Если отец твой шел прямою доро­гою, иди и ты; но если шел худым путем, уклонись от того пути и иди прямою дорогою, тогда и дети твои пойдут за тобою. Скорби о том, что отец твой был в заблуждении, – эта скорбь может быть полезна ему. А детям твоим говори: Бог есть Отец всем, Бог – без начала и не создан, все подчинено воле Его. Если этому научишься, о император Антонин, и с тобою дети твои, – передашь им в наследство сокровища, которые не погибают, спасешь душу твою и души детей твоих от того, что случится со всеми обитателями земли на Праведном Суде». Эти немногие строки характеризуют блаженного епископа и как человека, и как писателя. Они выражают высоту христианина, обра­щающегося к язычнику, и высоту человека, могущего без лицеприятия говорить истину могущественному императору. Епископ Мелитон вообще был из замечательнейших мужей II ве­ка – по своему обширному образованию, по своей пастырской деятель­ности и по сочинениям, предметом которых было Священное Писание. Для изучения его, так сказать, на месте, он совершил путешествие в Палестину. Он сам говорит: «На том самом месте, где происходили проповедь и события, я изучал книги Ветхого Завета». При императоре Марке Аврелии епископ Мелитон, уважаемый всеми Церквами Малой Азии, принимал деятельное и примирительное участие в спорах о времени празднования Пасхи, волновавших Лао- дикийскую Церковь , по смерти ее пастыря мученика Сагария (память его 6-го октября) мирно преставился в 177 году и погребен в Сардах 506 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гроб со святыми мощами был поставлен на уготованное в соборе место, при этом царь захотел вскоре же обрести мощи патриарха Гер­могена и положить их в ногах святейшего Иова. Но патриарх Иосиф умолил царя положить на это место его самого, так как старец-патриарх предвидел свою скорую кончину. Спустя несколько дней патриарх Иосиф скончался и был положен, как того и просил, со святителем Иовом. Записан случай исцеления у мощей святого патриарха Иова, про­исшедший уже в Успенском кремлевском соборе. Один человек по име­ни Исаакий сильно страдал болезнью ушей. От боли ему казалось, что полголовы его как бы омертвело. Отслужив молебен Божией Матери, он обратился духом к святому патриарху Иову, моля его о помощи и здравии. В тот же час болезнь Исаакия прекратилась, и он стал совершенно здоров. В Старицком монастыре сохранялся склеп, где находились до вре­мени мощи патриарха Иова; на склепе была надпись, которая, в част­ности, гласила, что святитель Иов «ныне же чудодействуя молит обо всех Вседержителя Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Многотрудное исповедническое житие первого патриарха Мо­сковского и всея Руси Иова, чудотворения у его гроба, торжественное обретение и перенесение мощей в Москву дали народу Божию все осно­вания почитать его в лике святых. Почти все сводные перечни русских святых прошлого века указывают на патриарха Иова как на местноч­тимого святого в Тверской епархии. Общецерковное прославление патриарха Иова готовил еще патриарх Иосиф. С 1979 года по благословению святейшего патриарха Пимена в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла в бывшей Тверской епархии совершается церковная память Всех святых, в земле Тверской просиявших, в число которых входит и Святейший Иов, патриарх Московский и всея Руси. Святитель Иов, патриарх Московский и всея Руси, был прославлен для общецерковного почитания на Освященном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году. Празднование святителю Иову совершается дважды в году: 5 апре­ля – в память перенесения мощей в 1652 году и 19 июня – в день праведной кончины. День тридцатый. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Старшая Анфуса 584 , оставив родительский дом, подвизалась сперва в пещерах уединенно, переходя из одной в другую; потом, встретив стар­ца, подвижника Сисиния, продолжала подвиги по его советам и столько успела в духовной жизни, что ее управлению отдали себя в Мантинее многие девы. К советам ее обращались жаждавшие спасения и не оста­вались без пользы. Высокая жизнь ее приобрела ей уважение и лучших из мирских людей Эллады. Император Константин Копроним настой­чиво хотел быть тем, чем впоследствии был Лютер: страхом и обманом вынудил он (в 753 г.) оправдать на соборе магометанское (т. е. глупое) отвращение от святых икон, почитание святых выдавал за суеверие, обеты девства – за извращение природы 585 . Услыхав, что Анфуса в своей обители благоговейно и без страха пред людьми чтит святые иконы и даже уговорила своего брата стать в ряды защитников святых икон, он приказал представить к себе смелую игуменью со всеми ее 90 сестрами. Гордый и развратный деспот 586 потребовал, чтобы отказались от своего образа мыслей; он думал, что пустынная игуменья легко уступит гор­дой воле его, как уступали искатели честей его и прохладной жизни. «Христианская совесть, – отвечала Анфуса, – не дозволяет выполнить несправедливую царскую волю: поклонение святым иконам – дело святое, оправданное постоянною практикою Святой Церкви, а жить для удовлетворения одним скотским потребностям – не значит жить достойно человека; надобно плакать, что и без повелений власти так много несчастных, которые любят грязную жизнь» 587 . Копроним велел бить ее бичами без пощады. Воля деспота была исполнена. Копроним отдал приказание отослать игуменью с сестрами в заточение. В это самое время императрица страшно страдала муками родов. Преподоб­ная сказала в слух всех, что императрица родит двойню, сына и дочь, и указала судьбу двойней. Разрешившаяся двойнями императрица стала чтить преподобную Анфусу как духовную мать и для ее обители сделала много пожертвований. Блаженная Анфуса скоро предала дух свой Господу, в глубокой старости, в 759 году 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По возвращении в столицу Кирилл удалился на Олимп – Афон, где жил иноком брат Мефодий, и в любезном уединении предался со всей ревностью иноческим подвигам. Старший брат, получив образование в Солуни, поступил в воен­ную службу и был 10 лет правителем Струмской Славянской области, подвластной тогда императору. Соскучив мирскою жизнью, Мефодий удалился в иноческую обитель и покорился всем строгостям иночества: «выполнял безответное послушание, пребывал в бдениях и молитве, посещал каждую службу Божию, хранил пост и духовное трезвение, очищал душу плачем; не давал себе покоя ни днем, ни ночью». Такая подвижническая жизнь обратила на него внимание прочих подвижни­ков, которые, с согласия патриарха, желали видеть его митрополитом знаменитого места, вероятно, Солуня; но он не согласился на избрание, и едва могли убедить его принять игуменство в Полихрониевом мона­стыре 525 , одном из самых богатых, находившемся на Мраморном море. В 858 году послы хазар просили императора прислать к ним уче­ного мужа, который бы научил их истинной вере, так как, прибавляли они, «то иудеи, то магометане домогаются обратить их к своей вере». Император, как и другие, знал в блаженном Кирилле особенную спо­собность к изучению языков и обширную ученость. Потому назначил его в миссию к хазарам; «пусть, – прибавил император, – помощником тебе будет брат твой игумен Мефодий» 526 . Ревностные проповедники успели, по крайней мере, столько сделать между хазарами, что Каган принял христианство и каждому дозволено было исповедовать святую веру, а жившим там грекам запрещено под угрозою смертной казни принимать иудейство или магометанство 527 . Едва возвратились святые братья из этой миссии, как в конце 862 года Славяно-Паннонские князья, не имея истинного учителя (хотя латинские священники были у них), а еще более чувствуя нуж­ду слышать на родном языке Богослужение и учение о вере, просили императора Михаила и патриарха Фотия прислать к ним нужных для них учителей. «Другой никто не в состоянии исполнить такого дела, – говорил опять император Кириллу, – как ты с братом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010