Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней. Прп. Тарасий был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

«Опись имущества Железноборовского монастыря». Кон. XVII – XVIII вв. Л. 1. В старой описи писано о иконах в одном месте написано дватцать один образ, а какия именно неизяснено а из онох образов осталось в наличестве щетом шеснатцать, а именно 1. Образ преподобнаго Якова Железноборовскаго оклад басенной ветхи, два венчика все серебряны 2. образ Димитрия Царевича, оклад серебряной басенной, ветх, венец серебряной чеканной, надпись серебряная же 3. образ Пресвятыя Богородицы на престоле седящия с предвечным Младенцем, оклад басенной ветх и венчик на Богородице серебряныя 4. образ Пресвятыя Богородицы, оклад и венец серебряныя басенныя ветхи 5. образ Пресвятыя Троицы в темном облаке в молении преподобный Сергий оклад и венчики басенныя серебряныя 6. образ преподобнаго Варлаама Хутынского оклад и два венчика басенныя серебряныя. 7. образ Святаго мученика Христофора оклад и венец басенныя серебряныя. 8. Образ Пресвятыя Богородицы, два венчика серебряныя резныя 9. образ Пресвятыя Богородицы седящия на престоле с Предвечным Младенцем оклад и венец десять (?) весьма ветхи серебряныя басенныя   Л. 1 об. 10. Казанския Пресвятыя Богородицы образ оклад оклад венцы цаты серебряные басенныя ветх, лик осыпатся 11. Образ Николая Чудотворца оклад и два венца басенныя серебряныя 12. Образ Воскресения Христова оклад басенной ветх, венец с цатой резной, да малинкой венчик серебряныя 13. образ Николая Чудотворца венец и оклад серебряной басенной 14. образ Николая Чудотворца три венца и оклад серебряныя басенныя 15. образ Знамения Пресвятыя Богородицы да четы стых предстоящих Аврами Иаков Николай Макарий оклад басенной и два маленьких венчика ветхи серебряныя да с онаго же образа венчик с цатой да особливо цата хранатся в ризнице 16. Образ Николая Чудотворца ветхой оклад и цата медныя и серебряныя.   Л. 4. (надпись в верхнем левом углу «нет начала») «При той Рождественской церкви два предела с именем первой Иакова Железноборовского Чудотворца. В том пределе царские двери в иконостас столярной (?)…вызолочен.

http://bogoslov.ru/article/1507772

В этом деле наметились две тенденции: историческая реконструкция и современный новодел, согласно вкусу и платежеспособности заказчика. Считаем необходимым признать правомочность обоих подходов. С одной стороны, реставрируемые храмы и монастыри являются не просто памятниками, но памятниками «живыми», используемыми по прямому назначению. Изменение быта монастырей, способов освещения и отопления храмов, появление новых и утеря старых материалов и технологий и другие подобные явления делают вполне обоснованными определенные изменения в конструкциях исторических зданий, в том числе храмов и монастырских строений. С другой стороны, сохранение первозданных форм храмов и их интерьеров вполне обоснованно не только в историческом, но и в церковном смысле. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие замечания. Архитектура и интерьеры храмов, в особенности иконостасы и живопись, оказывают значительное воздействие на духовное состояние молящихся или просто посещающих эти храмы людей. Не зря Церковь всегда уделяла большое значение храмовой живописи и убранству. Поэтому сохранение древней архитектуры и интерьеров определенным образом связывает нас, в том числе духовно, с предыдущими поколениями, с древними создателями наших храмов и обителей, позволяет нам, насколько возможно, мыслить и чувствовать так, как они. Исходя из сказанного, можно считать обоснованным и наиболее оправданным разумное сочетание обозначенных тенденция историчности и практичности. И с целью восстановления исторического облика Иаково-Железноборовского монастыря была проведена и проводится в настоящее время работа по поиску архивных материалов, некоторые результаты которой приведены в данной статье. История Предтеченского Иаково-Железноборовского монастыря начинается в 1390 г., с момента основания его преподобным Иаковом – учеником святого Сергия игумена Радонежского. Значение монастыря для истории России нельзя назвать судьбоносным, однако в пределах Костромской епархии сия обитель занимала почетное место.

http://bogoslov.ru/article/1507772

В этом году исполняется 15 лет с момента официального открытия обители — 17 августа 2004 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в ответ на мое ходатайство постановил: " Благословить открытие Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря в селе Борок Буйского района Костромской области для возрождения в нем монашеской жизни. Утвердить иеромонаха Ферапонта (Кашина) наместником Свято-Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря " . К этой памятной дате хотел бы преподнести монастырю особый дар — крест-мощевик, который некогда, в дореволюционные времена, являлся одной из главных святынь Железноборовской обители. В этом кресте находятся частицы Животворящего Креста Христова и святых мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — небесного покровителя монастыря и священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского. Эту святыню в 1989 году передал мне один из последних насельников Иаково-Железноборовского монастыря, исповедник веры и подвижник благочестия — архимандрит Серафим (Борисов) (в 1993 году он принял великую схиму). Наша встреча с этим удивительным человеком состоялась вскоре после моей архиерейской хиротонии во епископа Костромского и Галичского и прибытия на Костромскую кафедру. Отец Серафим рассказал мне о жизни монастыря, закрытого и разоренного безбожниками в 1927 году, и подарил в личное пользование спасенные им от поругания святыни обители — деревянный ковчежец с изображением усекновения честной главы Предтечи Господня Иоанна и металлический крест-мощевик, содержащий частицы Животворящего Древа Креста Христова, святого Иоанна Крестителя и священномученика Игнатия Богоносца. По словам приснопамятного священнослужителя, эти монастырские святыни ему чудом удалось спасти от поругания и сберечь в суровых условиях заключения в лагерях Архангельской области. Мной было принято решение, спустя 30 лет после получения этой святыни из рук архимандрита Серафима, возвратить крест-мощевик в Иаково-Железноборовский монастырь, которому он исконно принадлежал.

http://patriarchia.ru/db/text/5458411.ht...

(КГОИАМЗ). На правом поле иконы изображен И. в такой же позе, с поднятой рукой и с развернутым свитком с текстом: «Терпите брати люты скорби и бря…» (на левом поле - прп. Макарий Унженский и Желтоводский), на голове остроконечный куколь, борода прямая, на конце округлая. В это же время была написана икона «Преподобные Макарий Унженский и Иаков Железноборовский в молении образу Св. Троицы» из ц. Успения Пресв. Богородицы в Костроме (20-е гг. XVII в., ЦИАМ Костромской епархии), где находилась в иконостасе посвященного этим святым придела. И. представлен справа вполоборота к центру, в аналогичном одеянии (ряса тоже охристого цвета), с густой, острой на конце бородой, правой рукой поддерживает икону Св. Троицы; надпись: «ПРПБНЫИ IAKOBЪ Бopobuцkiu чд». Сведения о ранних иконах И. сохранились в архивных источниках и публикациях XIX - нач. XX в. В рукописи «Опись имущества Железноборовского монастыря» кон. XVII-XVIII в. (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212) в части, где перечисляются монастырские иконы и предметы шитья, указан «образ преподобнаго Якова Железноборовскаго оклад басенной ветх. два венчика. Все серебряныя» (л. 1). Далее в описи убранства теплой ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы представлено описание иконостаса придела во имя И.: «…в том иконостасе местные образа по правую сторону царских дверей образ Спасителев на нем венец и поля сребряны и на тех ангелах два венчика сребреные и вызолоченые. Еще внизу в молении предстоящих четыре. Образ Якова Чудотворца Железноборовского оклад чеканной венец и цата серебряныя гладкия тринатцать камешков разных цветов…» (Л. 4). В нач. XX в. в числе святынь и достопримечательностей Железноборовского мон-ря указаны 3 иконы И. ( Воскресенский. 1913. С. 72): чудотворный образ преподобного «надгробный, греческого письма,- дар благочестивого усердия царя Михаила Феодоровича, по нижним краям своим имеющий серебряно-чеканный древний басемный тонкий оклад древней искусной работы; венец, риза и цата сребро-чеканныя… Преподобный изображен старцем, в схимомонашеских одеяниях» (близкий по размерам образ хранился возле надгробия ученика И.

http://pravenc.ru/text/200169.html

В разное время было записано ок. 50 случаев чудесных исцелений от мощей И. (о них известно из пересказов Жития И., в списке Жития РНБ. Тит. 3800 эти сведения отсутствуют). У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание И. не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI-XVII вв. по молитвам к И. чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес (икона была написана «по благословению всечестнейшаго господина и отца архимандрита Антония (Одиновича) в вотчинном Железноборовском монастыре» на средства наместника мон-ря иером. Зоровавеля в 1700 г., в XIX в. находилась в часовне близ мон-ря, судьба иконы после закрытия обители неизв.): «Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание, и от всех скорбей немедленное бысть исцеление во дни скиптродержавных Российского царства царей Иоанна Васильевича, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексия Михайловича, всея России, и многих царств, и православных государств, и западных повелителей и обладателей». В надписи также сообщалось о праздновании памяти И. в Железноборовском мон-ре 1 дек. в память обновления его чудотворных икон: «А празднество преподобному отцу Иакову игумену, Железноборовскому чудотворцу, в память обновления чудотворных наместной, и надгробной, и новонаписанной икон сотворят декабря 1 дня по вся годы неотменно» (цит. по: Воскресенский. Прп. Иаков игумен. 1913. С. 21). Последние чудотворения по молитвам к И. известны в Железноборовском мон-ре (существовавшем к тому времени под видом сельскохозяйственной артели) в нач. 20-х гг. XX в. В эти годы благочинным обители являлся широко почитавшийся иером. Иоасаф (Сазанов), духовный наставник окрестного населения. по молитвам иером. Иоасафа у раки И. совершились исцеления: П. Морозова, с 11 лет не владевшая ногами, после причастия и елеопомазания смогла ходить; исцелился также крестьянин, не владевший рукой. Эти события стали одной из причин ареста в 1924 г. иером. Иоасафа, обвиненного в совершении «обманных действий, используя религиозные предрассудки верующих масс» ( Сизинцева Л. Голоса//Губернский дом. 1994. 3. С. 53-54).

http://pravenc.ru/text/200169.html

Согласно недатированным фрагментам монастырской описи (6 листов; скоропись), в XVIII в. в деревянной Богородице-Рождественской ц. находился чтимый образ прп. Иакова Железноборовского, «оклад басенной ветхий, два венчика все серебряны» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212. Л. 1) и др. его образ, в чеканном окладе, украшенном 13 драгоценными камнями «разных цветов» (Там же). В 1912 г. в мон-ре хранились пожалованная царем Михаилом Феодоровичем надгробная икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в богато украшенном окладе; др. икона прп. Иакова Железноборовского «греческого письма» в 1654 г. была украшена посеребренной медной ризой и сребропозлащенным окладом. В часовне близ мон-ря находилась житийная икона преподобного. По материалам: " Православная энциклопедия, том 19 " , http://www.sedmitza.ru/text/1157388.html Церковь Рождества Богородицы, выстроенная в сер. 18 в., целиком выдержана в традициях храмового зодчества кон. 17 в. В объемно-пространственной композиции доминирует двусветный пятиглавый четверик храма. Главы отличаются довольно редкой двухъярусной формой с нижним более крупным восьмериком (у центральной главы световым) и цилиндрическим глухим барабаном. Со всех сторон, кроме южной, на уровне первого яруса четверик закрывают более низкие объемы. С востока примыкает почти равная ему по ширине полукруглая апсида, с запада – трапезная, южная стена которой выложена заподлицо с четвериком, с севера – придел с полукруглой апсидой. Четверик храма на углах обработан широкими огибающими лопатками, профилированный цоколь акцентирован лентой поребрика, а завершение стен – ступенчатым карнизом с консолями. Южный фасад отличается довольно необычной композицией с не совпадаюшими по осям тремя окнами первого света и двумя второго. В обоих ярусах проемы расположены симметрично относительно центральной оси. При этом восточное окно первого света находится выше двух других. Проемы имеют лучковые перемычки и обрамлены прямоугольными перспективными наличниками. На северном и западном фасадах помещено по два окна второго света. В остальных объемах церкви выложен такой же цоколь с поребриком, как в храме. Стены апсиды и придела прорезаны окнами с глубокими арочными амбразурами. В трапезной окна аналогичны проемам четверика, но на южном фасаде они растесаны.

http://sobory.ru/article/?object=05157

В 1919 г. Ж. м. был преобразован в сельскохозяйственную артель, членами к-рой наряду с монахами стали и местные крестьяне. 10 июня 1922 г. из обители было изъято 23 фунта серебра (ГА Костромской обл. Р-6. Оп. 1. Д. 1230). 16 апр. 1923 г. на заседании Борокской волостной партийной ячейки ее члены призывали закрыть артель как «рассадник религии». В докладе зав. подотделом Н. Орманского отмечалось, что в обители «проживают монахи (или по крайней мере часть их), храмы не закрыты, и местная власть, от которой главным образом зависит решение вопроса, смотрит на это спокойно» (Там же. Д. 118. Л. 158-163). Среди братии, проживавшей на территории мон-ря, особую известность приобрел иером. Иоасаф (Сазанов; 1879-1931), духовный наставник окрестного населения. В 1924 г. о. Иоасаф был арестован, судим и 2 года пробыл в СЛОН. Освободившись, он вернулся в Борок. Насельником Ж. м. был послушник Павел, буд. схиархим. Серафим (Борисов; 1906-1994), чтимый в Костромской епархии пастырь. Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г. Рака над мощами прп. Иакова Железноборовского (ц. Рождества Пресв. Богородицы). Фотография. 2008 г. Окончательному закрытию Ж. м. предшествовал показательный судебный процесс, который выездная сессия Буйского районного суда провела в с. Борок 16 июня 1929 г. Перед судом предстали настоятель иером. Серафим (Гусев), иером. Иоасаф (Сазанов), иером. Сергий (Моряков) и 2 монаха. Всем им было предъявлено обвинение в препятствии коллективизации, в антисоветской агитации, в срыве антирелиг. лекций и т. д. В начале процесса гос. обвинитель потребовал вскрытия мощей прп. Иакова, к-рое в присутствии комиссии из 15 чел. состоялось в тот же день. В ходе раскопок в кирпичном склепе в ц. Рождества Богородицы мощей не обнаружилось: были найдены несколько свежих щепок и 2 медные монеты XVIII и XIX вв. (возможно, предвидя вскрытие мощей, братия заранее извлекла их из-под спуда и спрятала в неизв. месте). Отсутствие мощей прибавило еще один пункт в обвинении подсудимых. В ночь с 16 на 17 июня суд огласил приговор: все подсудимые получили по году принудительных работ и по 1 или 2 года лишения свободы с последующей высылкой из Костромского окр. на 5 лет. Сессия суда поставила перед властями вопрос о закрытии монастыря. В окт. 1929 г. Костромской окрисполком утвердил ходатайство Буйского райисполкома о расторжении договора с Борокской религ. общиной на аренду монастырских храмов и рекомендовал передать их местному колхозу «для культурно-просветительной работы».

http://pravenc.ru/text/182215.html

1638 . Исадский, Спасская – Ар­хидиаконская пустынь, муж­ской, ныне село Исады, Нижегородской губ., Макарьевского у., в 4 вер. к юго-вост. от Макарьева, на прав. бер. р. Волги, близ впадения рч. Сундовила и недалеко от с. Лыскова. Упоминается в 1577 г.; в 1686 г. приписан к Макарьеву-Желтоводскому м-рю. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 623, 17. 1639 . Иакова – Бруаевского, мужская пустынь, ныне погост Иакова, Ко­стромской губ., Буйского у., в 21 вер. от Буя и в 5 вер. к юго-юго-вост. от Железноборовского м-ря, по дороге в Кострому (см. “Карта Стрельбицкого”, лист 71). Основана в XV ст. Иаковом Бруаевским, учеником преп. Иакова Железноборовского. Здесь почивают мощи основателя. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 884. 1640 . Иоакимо – Анновский, муж­ской, совсем уничтоженный, в гор. Овруче, Волынской губ. Делается известным с 1496 г., когда он отдан во владение княг. Дашковой, а до этого вре­мени им владела Вруцкая земянка Ленковая. Теодорович, “Ист. – стат. опис. Волын. еп.”, 310; Батюшков, “Волынь”, 24; “Акты Зап. Р.”, I, 140 (Гр. 1496 г. Литов. кн. Александра); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 4. 1641 . Иоакимоаннский, иначе Акимо – Аннинский и Якиман­ский, мужской, упраздненный, на по­саде, в гор. Можайске, Московской губ. Существовал в XV ст., что видно из межевой грамоты Вел. кн. Иоанна Ва­сильевича в 1504 г., в которой ска­зано: «Да старою межою по ямам ле­сом: на леве земля Можайская Акимо-Анниньского м-ря дер. Олешкова, а на праве Звенигородская дер. Воробьева Левы Алферова. Да старою межою по ямам: на леве земля Можайская Акимо-Аннинского м-ря Костянтиновского села». По описи 1595 г. в м-ре была церковь камен. св. Иоакима и Анны с 2 приде­лами Воскресения и Леонтия Ростов. чудотв., 2 кельи игуменских и 6 братских. Последним из игуменов упоминается Варлаам, в 1673–1675 г. В 1675 г. приписан к Лужецкому м-рю. Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 250, 64; “Собр. госуд. грам. и договор.”, I, 141 (Межевая гр.); Кала­чов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 633 (подроб. опись м-ря); “Можайский Лужецкий второго кл. м-рь”, 1888 г., 79; “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1789 г., V, 3, 4 (межев. грам. 1504 г., что и в “Собр. госуд. грам.”).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

86 . Тарасий Глушицкий, подвижник Дионисиева Глушицкого монастыря (в домакарьевских святых 65), скончавшийся в 1440-м году. О начале местного празднования в Глушицком монастыре (12-го Октября) ничего не может быть сказано. 87 . Иаков Железноборовский, основатель Иоанно-Предтеченского Железноборовского монастыря, который находится в Буйском уезде Костромской губернии, скончавшийся 11-го Апреля 1442-го года. О начале местного празднования ему может быть сказано только то, что служба ему написана в первой половине XVII века игуменом основанного им Железноборовского монастыря Иосифом. 1480 —225— 88 . Арсений Коневский, основатель Рождественского монастыря на острове Ладожского озера Коневце, скончавшийся 12-го Июня 1444-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 89 . Амфилохий Глушицкий, второй игумен в Дионисиевом Глушицком монастыре после самого преп. Дионисия, скончавшийся 12-го Октября 1452-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. 90 . Князь Андрей, в монашестве Иоасаф (из князей Заозерских, отрасли князей Ярославских), подвизавшийся в Спасо-Каменском монастыре на Кубенском озере, скончавшийся 10-го Сентября 1453-го года. По известиям о весьма ранних чудотворениях от мощей князя нужно думать, что и местное празднование ему было установлено более или менее вскоре после его кончины. Служба ему известна по рукописям XVI века. 1481 91 . Александр Ошевенский, основатель Александро-Ошевенского монастыря, который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 20-го Апреля 1479-го года. Тропарь и кондак ему написан автором его жития иеромонахом его монастыря Феодосием в 1566-м году. 1482 А служба ему написана и вместе с этим, как весьма вероятно думать, установлено и местное ему празднование, по благословению митр. Антония, следовательно – между 1577–1580-м годами. 1483 В первой половине XVII века было празднуемо ему в Московском Успенском соборе. 1484 —226— 92 . Макарий Глушицкий, третий игумен Диониснева Глушицкого монастыря, скончавшийся около 1478-го года. О начале местного празднования (12-го Октября) ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010