радуйся, постников похвало и утверждение. Радуйся, монашествующих добрый пастырю и наставниче; радуйся, Костромских пределов украшение. Радуйся, теплый и присный о нас ко Христу Богу молитвенниче; радуйся, сея страны светильниче пресветлый. Радуйся, Божия благодати нам ходатаю; радуйся, немощных врачу и недужных целителю. Радуйся, телес наших здравия хранителю; радуйся, душ наших на стезех спасения руководителю. Радуйся, всем православным христианом во всех нуждах помощниче. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 13 О, Преблаженне и Богомудре отче наш Иакове, нынешнее наше приемши приношение, умоли Господа Бога, о еже избавитися нам от всякия скорби, бед и напастей, и смертоносных болезней, паче же вечных мук; Царствие же небесное со всеми святыми наследовати, да сподобимся выну с тобою воспевати: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангел земный и небесный человек явился еси, преподобне отче наш Иакове; аще бо и человек естеством быв, но яко безплотен на земли пожил еси, всякое житейское отложив попечение, да Единому благоугодиши Богу; темже тя, яко угодника Христова и приснаго собеседника Ангелов любовию почитающе, похвальными песньми ублажаем сице: Радуйся, Костромских пределов славное прозябение. Радуйся, отца благочестиваго отрасль; Радуйся, матере благоговейной плод. Радуйся, Христа Бога от юности паче всего возлюбивый; Радуйся, стезем Того последовати всеусердно возжелевый радуйся, вся красная мира сего во уметы вменивый; радуйся, заповедь Евангелия, еже ни о чесом же от сущих в мире пещися, с любовию исполнивый. Радуйся, велиим воздержанием измлада тело твое изнуривый; радуйся, плоть твою духови покоривый. Радуйся, благий рабе и верный, данный тебе талант сугубо возрастивый; радуйся, слуго Господень, преблагую волю Владыки своего сотворивый. Радуйся, от утра до вечера твоея жизни в винограде Христове потрудивыйся. Радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Кондак 1 Избранный чудотворче, и предивный угодниче Христов Иакове, источаяй неоскудно исцеления приходящих к тебе с верою, с любовию похвальная восписуем ти, преподобне; ты же, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед твоими молитвами избави, и вся полезная испроси зовущим ти: радуйся, Иакове, богомудре отче наш. Молитва преподобному Иакову Железноборовскому

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) Прп. Иаков Железноборовский получает благославение прп. Сергия Радонежского. Икона. 2008 г. Иконописец мон. Иаков (Руссков) (ц. Рождества Пресв. Богородицы Железноборовского мон-ря) В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был возведен в сан игумена свт. Ионой , митр. Киевским и всея Руси. В большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г. (см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др. даты (6959 (1451) и др.). Перед смертью И. назначил игуменом мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв. Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И., вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И., где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная гробница. В 1728-1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743-1757 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г. над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г. хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн. Василием II. 4-6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования, к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений (Тимофеев).

http://pravenc.ru/text/200169.html

«Обезглавленный труженик сопричислен к лику святых. Христиане купили мученические останки его и с честью погребли в храме святого Георгия. На другой день после погребения, в праздник Троицы, пропо­ведник Дорофей почтил память страдальца назидательным словом» 560 . Дим пострадал в 1763 году 10-го апреля. Господь почтил нетлением верного раба Своего. Мощи его были перенесены в алтарь храма святого Георгия, и много было случаев ис­целения приближавшихся ко гробу его с теплою верою в помощь при­нявшего мученический венец. День одиннадцатый. Память преподобного Иакова Железноборовского В тридцати верстах от Галича, в глухом лесу, у железных рудников, жил (с 1352 г.) в уединенной хижине пустынник, и этот пустынник мо­литвами возвратил к жизни супругу могущественного властителя Рос­сии. Это был преподобный Иаков, ученик великого Серия Радонежского. Супруга великого князя Василия Дмитриевича, София Витовтовна, страдала родами и была при смерти. Преподобному Иакову случилось тогда быть в Москве; он пребывал в монастыре Иоанна Предтечи под бором, за рекою Москвою. Великий князь слышал о его святой жизни и послал просить его помолиться о больной супруге. Преподобный от­вечал: «Молись Богу и Пречистой Матери Его; о княгине не скорби, будет здорова и в этот же вечер родит сына, наследника тебе». София благополучно родила сына Василия. Это было в 1415 году. Признатель­ный великий князь дал блаженному Иакову средства построить на ме­сте уединенных подвигов его, на железном борку, монастырь с храмом в честь святого Предтечи и определил землю на содержание обители 561 . Преподобный родом из Галичских дворян Амосовых 562 , был усерд­ным насадителем иноческой жизни в родной стороне своей. Скоро собрались к нему ревнители уединения. Он устроил строгое общежи­тие, – в обители никто ничего не называл своим; его пример одушевлял учеников к строгой жизни; по примеру наставника ученики благодушно терпели нужду и скорби; блаженный Иаков учил их чистоте душевной и телесной, посту, взаимной любви, смирению и терпению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Феодосий , в нояб. 1658, в июне 1659. Зосима , в мае, сент. 1663. Парфений , 1858 и 9. Арсений , 1860. Парфений , игум., 1862–68. Особые заметки Разные Костромского уезда, Кушской (Кусской) волости, с Туровы горы, на реке Немде, чёрный поп Адриан , в янв. 1657. Троицкой пустыни игум. Адриан , 5 мар. 1667. Костромского уезда, Строевы горы (Пречистенского и Николаевского) игум. Иоаким , 8 мар. 1569. Против этих мнтрей в подлиннике помечено: «не один ли?» Богородичного, на Соти, игум. Вассиан (в исх. XV века). Введенского игум. Феогност , 1546–1548. Пустыни Иакова Бруаевского (sic), от Железноборовского в 5 верстах и от оного зависел. Там мощи сего преподобного, ученика Иакова Железноборовского. В Костроме Феодоровского, на Суле: Игум. Павел , 1715. Строит. Тихон , 1721. III, 536. Ветлужский. III, 741. Горелов. IV, 319. Казанская пустынь. IV, 366. Кинешемские три. IV, 544. Княжая пустынь. IV, 883. Кусская пустынь. III, 461; V, 29. Булдырева. V, 106. Морозова пустынь. VI, 86. Сендегской пустыни строит. Сергий , 1721. VI, 97. Симеоновского строит. Феодосий , 1721. VI, 724. Шацкая пустынь. VI, 1003. Ивановский. VI. 1052. Трудний. V, 733. Решемская пустынь. Сюда перемещена из Владимирской епархии. Пушавинской (Юрьевецкого Повольского уезда, Пуческой слободы) пустыни: Строит. Харлампий определён 18 мая 1660. – Герасим , 1686. – Лаврентий , 1712. Игум. Варсонофий , 15 сент. 1727. Пригорода Парфентьева, Особного, что на Ямах, строит. Софроний , 1720. Костромского уезда, Осетского стана, Казанской пустыни, на реке Костроме, строит. Иосиф , в февр. 1731. V, 135. Кинешемского уезда, Рождественской пустыни, на реке Налоге: Строит. Дионисий , 1708. – Александр , 1711 и 12. – Сергий , 1736. Яблонской Илиинской пустыни строит. Афанасий , в апр. 1721. Галицкого уезда, Черного стана, Рождественского игум. Симеон , 1635. Галицкой Карпищевой (Карповой) пустыни строит. Матфей , в янв. 1649, 1650, 1660, 61. Юрьевского Повольского уезда, Тихвинской Мячевской (Мячевы) пустыни: Строит. Елиссей определён 2 окт. 1660.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда, при условии признания историчности роли Вани, следовало бы представлять дело так, что Михаил Феодорович с матерью инокиней Марфой тогда временно проживал в Железноборовском монастыре и по извещении Ваней об опасности вынужден был из этой обители устремиться в Ипатьевский монастырь для вполне безопасного убежища. Однако же такое представление стоит совершенно одиноко, и при всеобщем признании села Домнино местом тогдашнего пребывания Романовых не приходится много с ним считаться. Можно полагать, что автор текста оперы «Жизнь за царя» или изображает здесь некоторую недостаточно проверенную вариацию сказания о спасении Михаила Феодоровича Сусаниным, или лучше думать, что, поэтически вводя роль Вани, автор сам – искусственно представляет монастырь лишь в целях сценических, театрально-декоративных, между тем – вопреки исторической обстановке события. При том – рукописном и этом – оперном сказании отнюдь не отпадает или, лучше, требует надлежащего обоснования решение вопроса – где же именно Михаил Феодорович с матерью-инокиней нашел безопасное для себя убежище от злых умыслов поляков, быв вынужден спасаться бегством после случайного укрывательства в овинной яме или после своего пребывания в фиктивном монастыре? В брошюре Л. Скворцова «Один из безвестных деятелей смутного времени» (Кострома, 1910 год) высказано следующее мнение: «В конце 1612 или в начале 1613 года, когда Михаил Феодорович с родительницей своей, освободившись из Московского Кремля, уехали в костромские пределы, мать и сын Романовы жили то в вотчине своей – селе Домнино, то в Ипатьевском, то в Железноборовском, то в Унженском монастыре, то в городе Костроме… Михаил Феодорович переезжал из монастыря в монастырь.., предупреждаемый об опасности в той или другой местности, спасаясь от преследования своих врагов» (14 страница). Если так было, то какой же монастырь мог представлять для Романовых более надежное убежище? Таковым не мог быть, например, Железноборовский монастырь, где юный Михаил и мать его инокиня иногда жили несколько времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Скончался Иаков 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители. Когда в 1450 году великий князь Василий Васильевич ходил войной на галичского князя, свой командный пункт, он расположил именно в Железноборовском монастыре. Вся московская рать под командованием воеводы Оболенского во время наступления на мятежный Галич была расположена также в этом монастыре. Именно тогда великий князь Василий Темный и подарил монастырю свою кольчугу, которая долгие годы хранилась в монастыре как реликвия. В 1599 году царь Борис Годунов дал монастырю жалованную грамоту на сельцо Контеево со всеми окрестными деревнями. Не обошли монастырь беды, нависшие над Русью в начале XVII века. Причиной их был Григорий Отрепьев, с которым была близко знакома Железноборовская обитель. Некогда Отрепьев, боярский сын из Галича, явился сюда и вступил в ее братство. По прошествии некоторого времени здесь же он был пострижен в монашество с именем Григория. Из Железноборовского монастыря он перешел в Спасо-Евфимиевский монастырь города Суздаля, а затем в московский Чудов монастырь. В конце концов он объявился в Польско-Литовском государстве в качестве чудом спасшегося царевича Дмитрия. Польские отряды рыскали по всему костромскому краю. Дошли они и до Железноборовского монастыря: сожгли надгробную часовню преподобного, выжгли весь монастырь и до основания разорили Брылеву отшельническую пустынь. По переписным книгам 1678 года за исключением монастырских вотчин, владения которыми подтверждались грамотами царя Михаила Федоровича, записано, что " было в монастырских вотчинах 10 дворов служних и людей в них 22 человека, 343 двора крестьянских, да 48 дворов бобыльских, а людей в них 1124 человека, да 8 дворов монастырских рыбников, а людей в них 12 человек " . Несмотря на богатство, монастырь не обременял своих вотчинных крестьян тяжелыми налогами и жил довольно скромной жизнью. В наиболее древнем известии, дошедшем до наших дней из XVII столетия, мы видим его в таком состоянии: " В Корежской волости монастырь Рождества Иоанна Предтечи и Преподобного Иакова, что на Железном Борку, на речке на Тебзе, а на монастыре ж келия игуменская, да 15 келий братских, а в них живет 32 человека " .

http://sobory.ru/article/?object=05009

новые, не зафиксированные в прежнем документе. У второй части нет начала, о чем есть надпись карандашом в верхнем левом углу. В третьей части перечисляются богослужебные книги и одеяния, находящиеся в ризнице, начало в данной части отсутствует. В том же фонде находится крайне интересный документ 1904 г. «Рапорты благочинных с приложением сведений об имеющихся в монастырях предметах церковно-археологического характера» (Ф. 130. Оп. 11. Д. 1969), где на л. 19 – 20 об. подшит рапорт игумена Предтеченского Железноборовского монастыря Паисия, полностью публикуемый в данной статье. Составление подобного рапорта было обусловлено двумя указами Костромской духовной Консистории от 1904 г., собиравшей сведения для доклада Совету Музея императора Александра III. Этот музей (нынешний Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве) был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета. Здание на ул. Волхонка было торжественно заложено в 1898 г., а возведено к 1904 г. По инициативе дирекции московского музея сведения о реликвиях и различных достопримечательностях собирались по всей России, а монастыри, как широко известно, были важнейшими хранителями и собирателями древностей, прежде всего церковных. Благодаря рапорту игумена Паисия мы узнаем интереснейшие факты: оказывается, в 1700 г. наместник монастыря Зоровавель по благословлению архимандрита Антония Одиновича вложил в Железноборовскую обитель икону преподобного Иакова с чудесами, тщательно сохранявшуюся в деревянной часовне близ монастыря вплоть до начала XX в. О. Антоний (Одинович ? - 1716) с 1689 г. являлся настоятелем Московского Донского монастыря в сане архимандрита, в 1705 г. был хиротонисан в архиепископа Коломенского. С 1697 года Железноборовский монастырь был приписан к Донскому, поэтому вклад иконы в вотчинный монастырь является закономерным. К сожалению, сведений о сохранности и местонахождении данной иконы в настоящее время нет.   Ф. 130. Оп. 6 (доп.). Д. 212.

http://bogoslov.ru/article/1507772

Таким образом, вериги, крест, камень, кольчуга и деревянное Распятие – святыни, связанные непосредственно с преподобным Иаковом, - упоминались монашествующими и исследователями в первую очередь. К другим реликвиям, упоминающимся в книге Воскресенского, относятся два интереснейших креста-мощевика. Первый - небольшой четырехконечный, сребропозлащеный крест с четырнадцатью частицами св. мощей: святителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, митрополитов Московских Петра, Алексея, Ионы, Филиппа, праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, апостола Фаддея, великомученика Пантелеймона, великомученика Димитрия Солунского, равноапостольного князя Владимира, преподобного Ефрема Сирина и преподобной Марии Египетской. Крест врезан в обложенную серебряной ризой икону (8х7 вершков), находящуюся в металлическом киоте с изображенным вверху Спасом Нерукотворным и 14-ю избранными святыми на полях. Эта святыня была пожертвована в монастырь помещицей г. Нерехты Верой Васильевной Килениной . Второй - восьмиконечный напрестольный крест в серебряном окладе с мощами 23 угодников: святых апостолов Андрея, Матфея, Марка, Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, мученика Нестора, великомученика Георгия Победоносца, великомученика Меркурия, пророка Даниила, священномучеников Василия Амасийского и Василия Агкирского, праведного Лазаря, святителя Арсения Тверского, великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Пркопия, мученика Адриана, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, преп. Евфимия Великого, великомученицы Евфимии, преподобного Ефрема Сирина и мученицы Феодоры. В верхней части креста вычеканено Распятие Господне, над ним – Господь Саваоф, по сторонам от Распятия Богоматерь и Иоанн Богослов, внизу – голова Адама, еще ниже – ангел с крестом. На лицевой рукоятке креста изображены орудия страстей Христовых. На оборотной стороне крест имел надпись: «В лета 7264 (1778) года Иуня 26 дня построен сей святой крест в пречестную обитель Честнаго и Славного пророка Иоанна Предтечи и Преподобнаго Иакова Игумена Железноборовского Чудотворца тщанием же обители игумена Досифея» .

http://bogoslov.ru/article/1559953

В 1425 году скончался московский князь Василий Дмитриевич, почитавший преподобного за его помощь при рождении сына, на престол вступил его сын Василий Васильевич. С этого времени началась распря между московскими и галичскими князьями за овладение великокняжеским престолом. Поскольку дорога из Москвы в Галич пролегала через Борок, обитель преподобного Иакова оказалась в гуще событий этой усобицы. Когда в 1433 году Юрий Шемяка занял Москву, князь Василий Васильевич удалился в Кострому и отсюда «нередко посещал Железноборовскую обитель», где в одно из посещений оставил свою кольчугу. Как повествуют летописи, преподобный сотворил при жизни еще множество чудес. Приобщившись Святых Таин и преподав братии благословение, святой предал свою душу Богу 11 апреля 1442 года. Тело его было погребено в основанной им обители. На гробницу преподобного положили его каменный крест и вериги — свидетельство молитвенных подвигов . Обретение мощей преподобного Иакова совершилось 5 мая 1613 года. Профессор Голубинский Е. Е., ссылаясь на протоиерея П. Островского, отмечает, что «прославление Иакова чудесами, после чего ему могло быть установлено празднование, относят к 1613 году» . Точная дата канонизации преподобного Иакова неизвестна. Предположительно это событие состоялось не позднее ранее 1628 года , поскольку «в этом году в одной из церквей города Костромы уже существовал придел, посвященный его имени» . Есть основания предполагать, что прославление произошло вскоре после преставления святого. Сохранившиеся грамоты царей и великих князей, подтвержденные в 1614 и 1623 годах Михаилом Федоровичем, надписывались на имя игуменов «Железноборовского монастыря Иоанна Предтечи и “преподобного чудотворца Иакова”» . Говоря о наследии прп. Иакова, необходимо упомянуть его ближайшего ученика – преподобного Иакова Брылеевского и основанную им Брылееву пустынь, находившуюся в 4 верстах к юго-востоку от монастыря, при большой Костромской дороге. Известно, что она основана в XV столетии прп. Иаковом Брылеевым, почивающим здесь, «учеником преп. Иакова Железноборовскаго » - на месте, куда преподобный временами удалялся из обители для безмолвия. «Здесь указывают могилу блаженного Иакова Брылеева, икона котораго сохранилась до наших дней », - пишет один из основных исследователей истории обители Воскресенский.

http://bogoslov.ru/article/1559953

Со словами благодарности к митрополиту Александру обратился глава Костромской митрополии. Владыка Ферапонт отметил особую заслугу митрополита Александра в деле возрождения Православия на Костромской земле. Митрополит Александр по случаю юбилейных торжеств передал в дар Костромской митрополии икону новомучеников и исповедников Казахстанских с частицами мощей угодников Божиих, просиявших в Семиречье в ХХ столетии. Благотворитель Костромской епархии В.И. Тырышкин, принимающий активное участие в возрождении ансамбля Костромского кремля и иных порушенных в годы безбожных гонений святынь, по представлению митрополита Ферапонта был удостоен высшей награды Православной Церкви Казахстана. Глава Митрополичьего округа вручил меценату орден «Алгыс» (Благодарность). Накануне глава Православной Церкви Казахстана передал митрополиту Ферапонту крест-мощевик с частицей Креста Господня и частицами мощей Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и священномученика Игнатия Богоносца. Крест, помещенный в деревянный ковчег с изображением усекновения главы Иоанна Предтечи, являлся в дореволюционные времена главной святыней Иаково-Железноборовского мужского монастыря. Встреча прошла в здании Костромского епархиального управления. В ней приняли участие епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Галичский и Макарьевский Алексий, секретарь Казахстанского митрополичьего округа О.Н. Овчинников, настоятель Иоанно-Предтеченского Иаково-Железноборовского монастыря игумен Андрей (Козлов). Передавая крест-мощевик, митрополит Александр обратился к главе Костромской митрополии с приветственным словом: «Ваше Высокопреосвященство, примите поздравления с праздником святой Пятидесятницы и знаменательными юбилеями — 1700-летием страданий за Христа великомученика Феодора Стратилата — небесного покровителя города Костромы и 275-летием учреждения Костромской епархии. В числе возрожденных святынь древнего Костромского края есть монашеская обитель, которая дорога и близка мне и Вам. Это — Иоанно-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь, основанный в конце XIV столетия учеником Игумена земли Русской преподобным Иаковом Железноборовским. Вы почти 10 лет несли послушание наместника этой обители, восстанавливая из руин ее былую красоту и устраивая монашескую жизнь; а мне Господь судил родиться в день памяти преподобного Иакова — 18 мая, и стать инициатором воссоздания монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5458411.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010