Биобиблиография: Д. Богословски факултет Српске Православне Цркве, 1920-1980//Богословлье. Београд, 1980. Год 24. Св. 1-2. 214 с. (указатель (спец. вып. ж. содержит полные списки публикаций трудов преподавателей (22 имени профессоров, среди них - А. Доброклонский и С. Троицкий), в т. ч. их статьи в западноевроп. журналах); Ч. Бuблuorpaфuja православне meoлoruje у Jyrocлabuju, 1945-1962//Православна мисл. Београд, 1962. Т. 5. Св. 1-2. Тематическая библиография: Ильинский Г. А. Опыт систематической кирилло-мефодиевской библиографии. София, 1934; Попруженко М. , Романски Ст. Кирилометодиевска библиография, 1934-1940. София, 1942; Дуйчев И. и др. Кирилометодиевска библиография, 1940-1980/И. Дуйчев, А. Кирмагова, А. Паунова. София, 1983; Правдомирова Д. Библиографското отразяване на литературата за Иисус Христос в България//Духовна култура. София, 2001. Год 81. Кн. 2. С. 13-18. Обширные библиографические приложения (на болг., рус., серб. и чеш. языках) к своим статьям дает «Кирило-Методиевска енциклопедия» (гл. ред. П. Динеков. София, 1985-1995. Praha, 19962-. Т. 1-2, изд. продолж.), отчасти они возмещают недостаток библиографических ресурсов слав. стран хотя бы по вопросам начальной истории христианства в Вост. Европе. Путеводитель по церковной периодике: Jeдah век периодичне штампе Српске Православне Цркве, 1868-1970. Београд, Указатели содержания богословской периодики: Ж. Теолошки погледи: Бuблuorpaфuja, 1968-1993. Београд, 1994; он же. живот (1922-1927): Бuблuorpaфuja. Београд, [авторский указатель публикаций в журналах]. В Польше правосл. библиография представлена гл. обр. работами прот. Григория Сосны: Bibliografia parafii prawosawnych na Biaostocczyznie: Czesc chronoogiczna. Biaystok, 1985; Wstepna bibliografia chrzescijanstwa wschodniego: Druki polskojezyczne okresu wspylczesnego . Biaystok, 1994; Sosna G. Bibliografia: Wiadomosci Metropolii Prawosawnej w Polsce, 1947-1948; Cerkownyj Vestnik, 1954-1994; Wiadomosci Polskiego Autokefalicznego Koscioa Prawosawnego, 1971-1994. Ryboly, 1995 (см. персональный указатель «Православная церковь на Белостотчине в работах прот. Григория Сосны: Вспом. информ.-библиогр. мат-лы», изд. Ин-том славяноведения и балканистики РАН (сост.: Ю. А. Лабынцев, Л. Л. Щавинская. Минск, 1994).

http://pravenc.ru/text/149151.html

3) Можаева И. Е. Библиография по кирилло-мефодиевской проблематике, 1945–1974 гг. М., 1980. 4) Дуйчев Ив., Киргамова А., Паукова А. Кирило-методиевска библиография. 1940–1980. София, 1983. Работы, касающиеся частных вопросов темы, следующие: а) по истории Церкви и византологии: 1) Дуйчев И. Византия и славяните до началата на XIII век (Очерк на политическата история)//КМЕ. София, 1985. Т. 1. 2) Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы . М., 1996. 3) Лебедева Г. Е., Морозов М. А. Из истории отечественного византиноведения конца XIX – начала XX в.: И. И. Соколов //Античная древность и средние века. Екатеринбург, 1998. 4) Оболенский Д. Византийское Содружество наций: Шесть византийских портретов. М., 1998. 5) Все доступные работы И. И. Соколова по византиноведению. 6) Флоровский Г., прот. Догмат и история//Империя и пустыня. Антиномия христианской истории. М., 1998. б) по палеографии и лингвистике: 1) Брандт Р. Ф. Павел Иосиф Шафарик как исследователь славянских языков и письмен//Древности. Труды Славянской комиссии Имп. Московского Археологического Общества. Т. 2 (1898). 2) Добрев Ив. Кирилица//КМЕ. София, 1995. Т. 2. 3) Илчев П. Азбуки//КМЕ. София, 1985. Т. 1. 4) Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. в) по литургике: 1) Чифлянов Бл. Богослужебният чин, преведен от братята Кирил и Методий в началото на моравската им мисия//Славистичен сборник. София, 1973. 2) Его же. Богослужебният чин, преведен от св. братя Кирил и Методий в началото на тяхната моравска мисия//ГДА. T. XXII и XXIII (1972–1973). г) по славистике и текстологии: Михайлов А. В. Опыт изучения текста книги Бытия пророка Моисея в древнеславянском переводе. Варшава, 1912. Ч. I. д) по истории славянского текста Библии : 1) Алексеев А. А. О греческой основе славянских библейских переводов//Paleobulgarica. VIII (1984). 1. 2) Его же·. Текстологическое значение Геннадиевской Библии 1499 года//Тысячелетие крещения Руси: Международная церковная научная конференция «Богословие и духовность». Москва, 11–18 мая 1987 года. М., 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Пасха см. Воскресение. Пасхалия. Ея правила, 46, 736, 737. При след. Псалтирях и др. книгах, 17, 46, 196, 214, 220, 239, 249–252, 265, 291, 307, 308, 314–316, 319, 321, 323, 326, 327, 339, 340, 342, 346, 364, 414, 415, 422, 762, 787, 803. Патерики: азбучный, 189, 701, 702; иерусалимский, 189, 701, 702; скитский, 37, 701–709; египетский, 710; киево-печерский, 676, 712–714, 800. (Имена в греч. Патериках см. 701, как один из полных и древних). Выписки из первых, 13, 39, 91, 142, 163–165, 169, 175, 182, 185, 186, 188, 189, 202, 203, 214, 244, 270, 277, 308, 314, 339, 626, 647, 650, 657, 730, 748, 752, 756–759, 763, 767–770, 775, 776, 778, 781, 785, 793, 794, 802, 804, 807, 810, 812. Патрикий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Пафнутий, монах, биограф Онуфрия, 37, 39, 182, 189, 685, 701, 709, 747, 763, 764, 779, 788. Пафнутий, строитель, владелец, 27. Пафнутий, казначей Троиц. Сер. мон., 665 и др. Пахомий великий , авва, 91, 202, 203, 205, 206, 626, 657, 704, 769, 794, 798, 804, 805. Пахомия Логофета сочинения, 116, 136, 264, 267, 281, 285, 301, 329, 346, 466, 470, 590, 617, 624, 631, 641, 643, 646, 651, 663, 670, 671, 698, 699, 746, 761–765, 771, 778, 787, 789, 796, 810; рукописи его, 116, 180. Пахомий, монах, автор, 618, 619, 677, 696. Пелехов Фока, инок, владелец, 192. Пентикостия см. Пятидесятница. Пергаменные рукописи, 1–43. Переводы с еврейского, 2; с греческого, 2, 50, 63, 79, 85, 86, 99–106, 118, 150, 175, 190–194, 284, 623, 664, 665, 678, 704, 710, 739, 756, 812; с латинского, 63, 87. Петр, апостол. Его Послания см. Библия. Поучения, 15, 648, 791. Житие см. Жития. Петра Дамаскина книга, 179, 184, 185, 189, 760. Слова (его ли?), 11, 91, 189, 202, 203, 756, 763, 769. Петра, патр. александрийского, правила, 205–207. Петра, патр. антиохийского, писания, 201, 205, 206. Петру, архидиакону, Григориевы беседы, 153. Петру, игум., Никона черногорца послания, 211–213. Петра, митр. киевского, поучение, 804. Его житие см. Жития. Петра Гугнивого ересь, 760, 793. Петр Волосатый, старец, владелец, 388.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Возможно, самое раннее письменное упоминание З. находится в Типике Св. Горы, изданном визант. имп. Иоанном I Цимисхием в 972 г.: в нем на 20-м месте стоит подпись «Георгий зограф» (Γεργιος ζωγρφος). Й. Иванов, И. Дуйчев, Д. Болутов считают, что это подпись игумена З., но др. историки, сравнив все подписи на документе, высказали версию, что так подписался некий художник (зограф); вероятно, вокруг него и сложился мон-рь во имя вмч. Георгия, получивший название по профессии основателя ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 245-246; Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф: Легенди и факти//Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1. С. 14-15; Павликянов. 2005. С. 17). Еще одно раннее упоминание обители - в греч. акте 980 г. о продаже мон-ря св. Апостолов (Ксирокастрон) мон. Онисифору. Акт не имеет прямого отношения к З., но в тексте сообщается, что у Ксирокастрона есть общая граница с его землями. Вторую копию этого акта (1311) подтверждает приписка со слав. подписью игумена З. иером. Макария ( Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1914. С. 26-27; Иванов. 1931. С. 526-535). Несмотря на то что приписка игумена была сделана позднее и скорее служила подтверждением копии, ряд болг. исследователей утверждали, что З. был основан между 972 и 980 гг. и уже тогда имел такое название ( Кодов, Райков, Кожухаров. 1985. С. 8; Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 15-16; Павликянов. 2005. С. 17-18). К сер. XI в. З. был греч. мон-рем средней величины и владел значительными угодьями ( Павликянов. 2005. С. 23), о чем свидетельствуют 2 греч. акта - от апр. 1049 и 1051 гг. Они составлены по поводу спора З., который представлял игум. Иоанн Селина, с мон-рем Кастамонит из-за территории небольшой обители св. Георгия Каллиграфа ( Порфирий (Успенский). 1880. С. 247-248). План мон-ря Зограф План мон-ря Зограф Об основании З. существует неск. легенд. Первая изложена в «Сводной зографской грамоте».

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

(подобно святым Илариону , еп. Могленскому, и Михаилу Воину ) были написаны только тропарь и кондак, не дошедшие до наст. времени. Память И. не засвидетельствована в месяцесловах Евангелий и Апостолов XIII - раннего XIV в. и не вошла в состав стишного Пролога и минейной части Тропарника Иерусалимского устава. По всей вероятности, из-за неблагоприятной политической ситуации в Болгарии после смерти Иоанна Асеня II почитание И. прекратилось, не успев по-настоящему сформироваться, и позднее не возродилось. Сведения о посвящении ему престолов церквей не сохранились. Интерес к личности и деяниям И. (впрочем, без литургического компонента) возобновился у болг. книжников в эпоху национального возрождения (2-я пол. XVIII - 3-я четв. XIX в.). Не позднее 1785 г. его имя было включено в перечень «Святые от болгарского народа», помещенный в «Истории вкратце о болгарословенском народе» («Зографской болгарской истории»; см.: Иванов Й. Български старине из Македония. София, 1931. С. 641-642), но встречающийся и в отдельных списках, напр. в сборнике кон. 10-х гг. XIX в. хиландарского происхождения (Ath. Pantel. Собр. Ксилургу. 14. Л. 11). Ист.: Снегаров И. Неиздадени старобълг. жития//ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 156-157; Кодов Х. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Българската акад. на науките. София, 1969. С. 44-48; Стара бълг. лит-ра. София, 1986. Кн. 4: Житиеписни творби/Ред.: К. Иванова. С. 87-88; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 57-58, 111-113, 216-218, 239; Жития на светите/Ред.: еп. Партений (Стаматов), архим. Атанасий (Бончев). София, 1991; Свт. Иоаким I, Патриарх Тырновский//Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 341-346. Лит.: Ангелов Н. Към историята на скалния манастир при с. Иваново//Археология. София, 1962. Кн. 3. С. 16-20; Христов Х. И. Патриарх Йоаким//Векове. София, 1976. Кн. 5. С. 42-49; Николова Б. Житието на патриарх Йоаким I като ист. извор//ИП. 1979. Кн. 6. С. 122-131; Дуйчев И. Страници от миналото. София, 1983. С. 279-285; Българската лит-ра и книжнина през XIII в./Съст.: И. Божилов, С. Кожухаров. София, 1987. С. 209-217; Милтенова А. Разказ за възстановяването на Българската патриаршия//СтБЛ. 1992. С. 163, 385-386; Павлов П., Грудков В. Призвани да просияят. Вел. Търново, 1999. Д. Чешмеджиев, А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/468925.html

572. Там же 21,7 (С. 156). 573. Об этом термине см.: Hausherr I. The Name of Jesus. P. 283—286. 574. Иоанн Синайский. Лествица 15, 73 (С. 139). 575. Там же 27, 61 (С. 241). И. Озэрр (см.: Hausherrl. The Name of Jesus. P. 281—282) считает, что данное изречение принадлежит Георгию Арселаитскому, одному из синайских предшественников Лествичника, однако нам это предположение кажется не вполне обоснованным. 576. Существуют значительные разногласия между учеными относительно датировки трактата Исихия. «Оксфордский словарь Христианской Церкви» датирует его VIVII веками (Oxford Dictionary of the Christian Church. Ed. by F. L. Cross and E. A. Livingstone. Third Edition. Oxford, 1997. P. 764), однако, ввиду того, что в трактате имеются аллюзии на Максима Исповедника и Иоанна Лествичника, он не мог быть написан ранее середины VII века. В то же время нет оснований предполагать, что Исихий жил намного позже, чем в VII веке, так как по стилю, тематике и даже фразеологии он гораздо ближе к Евагрию и Диадоху, чем, например, к поздне–византийским исихастам. Подробнее об Исихий см. в: Azovkin P. The Spirituality of Hesychios of Sinai. D. Phil, thesis. Oxford, 2000. 577. Очевидно, первоначально глав было 200. 578. См., в особенности, главы 5, 7, 8, 11, 14—16,20,21, 26, 28, 29, 30, 32, 39, 40, 41, 42, 46, 47, 52, 62, 88, 90, 91, 94, 97, 98, 99, 100, 102, 103,105, 106, 120, 122, 137, 142, 143, 149, 152, 153, 168, 169, 170, 171, 174, 182, 183, 187, 189, 196, 197. 579. Исихий. О трезвении и молитве 152 (Цит. по: Добротолюбие в русском переводе дополненное. Изд. 2–е. М., 1895. С. 136). 580. Там же 41 (С. 119). 581. Там же 169 (С. 139). 582. Там же 105 (С. 128). 583. Там же 196 (С. 143). 584. Там же 197 (С. 143). 585. Там же 106 (С. 129). 586. Там же 182 (С. 141). 587. Букв, в греч. оригинале: «с дыханием ноздрей твоих». 588. Исихий. О трезвении и молитве 189 (С. 142). Ср.: [Псевдо-]Евагрий. Главы 189 (PG40, 1276 С). 589. Ср.: Иоанн Синайский. Лествица 21,7 (см. цитату выше). 590. Исихий. О трезвении и молитве 100 (С. 127—128).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

110-119 119-120 120-122 122-125 125-127 127-131 КОРНИЛИЙ (Синяев Владимир Александрович; род. 22 дек. 1976), митрополит Архангельский и Холомогорский 131-133 133-136 136-137 137-138 КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) 138-143 143-144 КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края 144-145 145-147 «КОРОЛЕВСКАЯ КНИГА» (офиц. название «A necessary doctrine and Erudition for Апу Christian Man» («Необходимое учение и наставление для христианина»)), катехизис Церкви Англии, составленный в 1543 г. по приказу и при участии кор. Генриха VIII 147-148 148-149 КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского 149-155 CORPUS IURIS CANONICI офиц. свод канонического права Римско-католической Церкви, изданный папой Римским Григорием XIII 155-156 156-166 166-167 167-169 КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) 169-188 КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти 188-189 189-192 КОРСУНСКИЙ Николай Николаевич (1843-1899), правосл. богослов, публицист, переводчик трудов авторов древней Церкви 192-193 193-194 194-199 КОРЧИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Корицкая митрополия], епархия Албанской Православной Церкви, расположена в юго-вост. части Албании 199-203 203-207 КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

17:1–10 113. Беседа Господа с учениками о соблазнах, о прощении обид, о силе веры и о смирении 17:11–19 114. Исцеление десяти прокаженных 17:20–37 115. Ответ фарисеям о пришествии Царствия Божия 18:1–8 116. Притча о неправедном судье 18:9–14 117. Притча о мытаре и фарисее 18:15–17 121. Благословение детей 18:18–30 122. Ответ Господа богатому юноше и вопрос Петра о награде 18:31–34 124. Четвертое предсказание о Страстях и Воскресении 18:35–43 126. Исцеление двух иерихонских слепцов 19:1–10 127. Обращение Закхея 19:11–28 128. Притча о десяти минах 19:29–44 131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании 19:45–48 132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных 20:1–19 134. Поучения Господа в храме; три обличительные притчи 20:1–8 134.1. Вопрос о власти Господа 20:9–19 134.3. Притча о злых виноградарях 20:20–44 135. Три искусительных вопроса Господу 20:20–26 135.1. Вопрос фарисеев и иродиан о подати кесарю 20:27–40а 135.2. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых 20:40б-44 135.4. Вопрос Господа о том, чей сын Христос 20:45–47 136. Обличительная речь против книжников и фарисеев; плач об Иерусалиме 21:1–4 137. Лепта вдовы 21:5–28 139. Пророчество Господа о разрушении Иерусалима, о будущем Церкви и о Его втором пришествии 21:29–36 140.1. Увещания к бодрствованию. Пример со смоковницей 21:37–38 132. Проклятие смоковницы; изгнание торгующих из храма; восклицания детей; исцеление многих больных 22:1–6 141. Заговор Иудеев против Господа. Предательство Иуды 22:7–13 142. Приготовление Пасхи 22:14–38 143. Тайная Вечеря 22:15–18 143.1. Спор учеников о старшинстве 22:19–20 143.4. Установление Таинства Евхаристии 22:21–23 143.3. Изобличение предателя; уход Иуды 22:24–30 143.1. Спор учеников о старшинстве 22:31–38 143.5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения 22:39–46 146. Моление о чаше 22:47–53 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 22:54а 149. Господь перед синедрионом в доме Каиафы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

1931 . Simeone arcivescovo di Tessalonica. Sull’orazione//AdQ 6 .509). 207–211. Гл. 296–297 вошли в Добротолюбие ( Φιλοκαλα. θναι 4 1976. 5. 60–62) не по ркп, а по иерусал. изд. 1683 г. [Об Иисусовой молитве и богослужении]. Диалог во Христе против всех ересей, 360–373 PG 155, 669–696. пер.: см. 6 .1926/1. [Об отпевании]. Ответы на некоторые вопрошания архиерея [Гавриила Пентапальского] PG 155, 829–952. разных вопроса, 2/3 касаются канонич. права и литургики]. пер.: см. 6 .1926/5. О священстве PG 155, 953–976. пер.: см. 6 .1926/6. Толкование о божественном храме PG 155, 697–750. [Не путать с «Диалогом во Христе против всех ересей», 101–155: О святом храме]. Слав. пер. и русский парафраз в кн.: 1932 . Таинственное толкование на литургию блаженнейшего Симеона митрополита Фессалонитского: Книга о храме и Толкование на Литургию [=PG 155, 697–749]// Дмитриевский И. И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. 2 М. 1804. 1–90 второй пагинации [парал. церковнослав. текст и рус. пер. греч. текста по Евхологию Гоара, с сокращением антилатинских полемич. мест]; 3 СПб. 1884. 301–352; 4 СПб. 1897. 373–424. изд.: Симеона Солунского Таинственное толкование на литургию... [Парафраз]. Казань 1910. 37. пер.: 1933 . Symeon von Thessaloniki. Über die göttliche Mystagogie. Eine Liturgieerklärung aus spätbyzantinischer Zeit/Übers. Gamber W., eingel. und hrsg. Gamber K. Regensburg 1984. 68. (Studia patristica et liturgica. 12). Отрывки из Фессалоникийского служебника 1934 . Darrouzès J. St. Sophie de Thessalonique d’après un rituel//REB 1976. 34. 45–78. [Фрагмент чина каждения]. Последование службы св. Димитрию 1935 . Laourdas В. B. Συμεν Θεσσαλονκης. κριβς Διταξις τς ορτς το γου Δημητρου//GP 1956. 39. 326–341. Неизданные Чин богослужения Великой Церкви (КНП); Изложение службы в Фессалониках; Редакции Типикона, Псалтири, Октиха, Миней (служба приближена к монашеской). Гимнография и молитвы См.: Филарет. Обзор песнописцев. 79, 374–376; обширный гимнограф. материал здесь не упомянут.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Thessal. De sacr. liturg. 86//PG. 155. Col. 265A). По его словам, таким образом проявляется реальность Воплощения, когда «Слово Божие, соделавшееся плотью без пременения и пребывавшее с душею словесною и разумною, восприняло истинное человеческое естество», и то, что Христос был «совершенным Богом и совершенным человеком». Как это уже было замечено Х. Шульцем, свт. Симеон развивает в своем трактате символику воплощения, следуя прп. Максиму 350 . Свт. Симеон подчеркивает, что в отличие от латинян, использующих круглую облатку, наш хлеб – квадратный, чтобы показать, что он совершенен, как Христос есть совершенный Бог и совершенный человек, и что Слово, сотворившее мир, своим воплощением освятило четыре стороны света. К тому же «сама форма этого хлеба образует Его Крест». И таким образом «изображаются Его воплощение и распятие» (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 87//PG. 155. Col. 265C). В то же время свт. Симеон указывает, что круг латинской облатки, символизирующий бесконечность Бога, присутствует и у нас на печати просфоры (Ibid. 88//PG. 155. Col. 268A). Как и для его предшественников, использование пресного хлеба для свт. Симеона является возвращением к иудейской практике, возвращением к закону, который получил свое завершение в Воплощении Второго Лица Пресвятой Троицы. Поэтому он заявляет: «Держись же православия, не приноси [хлеб] мертвый и бездушный, не возобновляй [обрядов] иудейских, не вводи заново Закон, не празднуй в безквасном [хлебе]» (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 88//PG. 155. Col. 268B). После толкования на 1Кор.5:8 и Мф.13:33 , пригласив стать «причастником великой жертвы Мелхиседека, которая есть хлеб квасный, а не опресночный» (Ibid. 91//PG. 155. Col. 269C), свт. Симеон объясняет, что «квасный хлеб Царства Христова есть «хлеб живой, сшедший с небес» ( Ин.6:51 )» (Sym. Thessal. De sacr. liturg. 91//PG. 155. Col. 269D–272A). Это так потому, что Симеон считает, как и Николай Кавасила , что единственный первосвященник в совершении Евхаристии есть Сам Иисус Христос, «священник вовек по чину Мелхиседека ( Пс. 109:4 ; Евр 5:6 )» (Sym.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010