ИЗ НИХ ПЯТЬ БЫЛО МУДРЫХ, предусмотрительных, благоразумных,  И ПЯТЬ НЕРАЗУМНЫХ , непредусмотрительных, безрассудных, незаботливых.  НЕРАЗУМНЫЕ  девы,  ВЗЯВ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ , свои лампады,  НЕ ВЗЯЛИ С СОБОЮ МАСЛА  в запас, чтобы в случае замедления жениха не погасли их лампады;  МУДРЫЕ ЖЕ ,  ВМЕСТЕ СО СВЕТИЛЬНИКАМИ СВОИМИ ,  ВЗЯЛИ МАСЛА В СОСУДАХ СВОИХ .  И КАК ЖЕНИХ ЗАМЕДЛИЛ , то сначала  ЗАДРЕМАЛИ ВСЕ , а потом  И крепко  УСНУЛИ . Они были спокойны, полагая, что у них все готово, чтобы в любую минуту встретить жениха.  НО  можно себе представить тревогу неразумных дев и их крайнюю безпомощность в ту минуту, когда В ПОЛНОЧЬ РАЗДАЛСЯ  с улицы  КРИК  сопровождавших жениха гостей и толпы народа, громко приветствовавших жениха:  ВОТ ,  ЖЕНИХ ИДЕТ , ВЫХОДИТЕ НАВСТРЕЧУ ЕМУ .  ТОГДА ВСТАЛИ ВСЕ ДЕВЫ ТЕ И ПОПРАВИЛИ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ , которые от нагара уже издавали слабый свет. Благоразумные девы при этом подлили и масло в свои лампады, а у неразумных масла не было в запасе. В крайности своей неразумные девы обращаются к подругам:  НЕРАЗУМНЫЕ ЖЕ СКАЗАЛИ МУДРЫМ: ДАЙТЕ НАМ ВАШЕГО МАСЛА ,  ПОТОМУ ЧТО СВЕТИЛЬНИКИ НАШИ ГАСНУТ . Но время было слишком кратко, мудрые спешили оправить свои лампады; бедным подругам они дают единственный возможный при подобных обстоятельствах совет:  А МУДРЫЕ ОТВЕЧАЛИ:  мы охотно поделились бы с вами, но это невозможно, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕДОСТАТКА И У НАС И У ВАС ,  ПОЙДИТЕ ЛУЧШЕ К ПРОДАЮЩИМ И КУПИТЕ СЕБЕ . Неразумным девам ничего более не оставалось делать; без светильников нельзя было выйти навстречу жениху, и они пошли покупать масло.  КОГДА ЖЕ ПОШЛИ ОНИ ПОКУПАТЬ ,  ПРИШЕЛ ЖЕНИХ ,  И ГОТОВЫЕ  девы, у которых оправленные лампады горели в руках,  ВОШЛИ С НИМ НА БРАЧНЫЙ ПИР , брачный пир начался,  И ДВЕРИ ЗАТВОРИЛИСЬ . Между тем, неразумные девы, напрасно поискав елея, ибо в полночь никто не торгует, возвратились к дверям брачного чертога с мольбой — простить им недостаток елея:  ПОСЛЕ ПРИХОДЯТ И ПРОЧИЕ ДЕВЫ ,  И ГОВОРЯТ , взывая сквозь закрытые двери:  ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! ОТВОРИ НАМ . Они услышали изнутри брачного чертога только приговор о своем отвержении:  ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ЗНАЮ ВАС , не признаю вас своими; так как вас не было в числе подруг моей невесты.  ИТАК ,  БОДРСТВУЙТЕ , — заключил Господь эту притчу, — бодрствуйте,  ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ НИ ДНЯ ,  НИ ЧАСА ,  В КОТОРЫЙ ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36, 41), — говорит Петр Иудеям. Вскоре присоединились к Петру в деле этого созидания и прочие апостолы. Так созидалась Церковь Христова, созидалась проповедью Петра и прочих апостолов». «Но если ты подумаешь, что на одном только Петре создал Бог Церковь Свою, то что скажешь ты об Иоанне, сыне громовом, и о каждом из апостолов? Неужели дерзнешь сказать, что только Петра не одолевают врата адовы, а прочих апостолов одолевают? Разве не ко всем и не к каждому из них относится сказанное: «и врата ада не одолеют ее» и «на сем камне создам Церковь Мою»? Разве одному Петру даны Господом ключи Царства Небесного, а никто другой из блаженных не получил их?» (Ориген). «Жених, готовый отойти, — говорит блаженный Августин, — поручил невесту Свою друзьям Своим не для того, чтобы она возлюбила кого-либо из них, но чтобы осталась верной единому своему Жениху; они же только друзья Жениха, и никто из них не есть Жених. Права Жениха друзья Его защищают горячо и не потерпят со стороны Церкви преступной любви... Павел, истинный друг Жениха, не захотел быть любимым вместо Жениха, чтобы быть в состоянии царствовать с Женихом». Сами апостолы так и понимали слова Господа Петру. Если бы Своими словами Господь имел в виду сообщить Петру хоть тень главенства, то как Иаков и Иоанн осмелились бы просить, чтобы Он посадил их — одного по правую, другого по левую руку? Как апостолы могли бы спорить (а это не раз потом было), кто из них больший? (Мф. 18:1, 20:21; Лк. 22:24-26; Ин. 21:19и др.). Поэтому «если, по строгому суждению апостола Павла, «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11), то каким образом латины думают приложить еще другое — Петра и третье — своего папу? Если мы «утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2:20-22), то для чего хотят извергнуть из сего основания одиннадцать апостолов и вместо них положить папу, не принадлежащего к лику Апостольскому? Если слово Божие знает единую только главу Церкви — Христа, то по какому праву человеческое мудрование хочет сверх этой Божественной Главы дать этому безсмертному телу еще другую главу, смертную? Если Вселенская Церковь, по слову Господню, должна быть такова, что и «врата ада не одолеют ее»: сообразно ли с этим давать ей такую главу, при которой врата ада могли бы обезглавить ее? Те, которые ревнуют о святом Петре более, нежели он того от них желает, пусть послушают этого первоверховного апостола более, нежели свое или постороннее мудрование. Святой Петр не на Петре, а на Христе основать и утвердить вас желает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А вот в третьей главе он эту мысль разовьёт так: «Возлюбленные [второй стих], мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Вот что ещё ожидает человека: увидеть Христа, как Он есть, и опять-таки не в полной мере, а в той, какую мы можем воспринять. Если для нас не будет меры, мы просто распадёмся и умрём. Нам необходима мера. И когда говорится, что не мерою Бог даёт Духа... Кстати, а где это сказано? Не мерою Бог даёт Духа... Ну? Вот видите, как! Вот дырка в головах. А знаете, что? Потому что вот одного недостаточно раза. Это в Евангелии от Иоанна. Давайте посмотрим, в каком контексте это сказано, что не мерою даёт Бог Духа (см. Ин. 3:34 ). Открывайте третью главу. Вот смотрите – ревность такая, с которой человек не может справиться, – 26-й стих: «И пришли к Иоанну и сказали ему: Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему [Ну почему же не к тебе все идут, как шли доселе, а к Нему? Что они почувствовали? Как они могли тебе изменить и идти вдруг за Иисусом?]. Иоанн сказал в ответ: Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется [друг жениха, оказывается, ведёт невесту к шатру, где ждёт её жених, – она вся сокрыта – и он доходит только до входа и передает её с рук на руки. И вот жених снимает с неё покров и впервые видит лик. И вот по тому возгласу, какой слышится при этом, можно определить, что она ему понравилась. . Что она ему понравилась. Вот он и говорит: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему – за дверью, за пологом – радостью радуется], слыша голос жениха. Сия то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться». Это так о себе сказать! А ведь сказано: Не сотворил ни одного чуда (см. Ин. 10:41 ). Вот мы говорим: «Ставим веру в зависимость от чуда». А об Иоанне что говорится? Не сотворил ни одного чуда, а весь народ почитал его за пророка (см. Мф. 14:5 ). За пророка! Поэтому  и боялись сказать-то на вопрос: Крещение Иоанново откуда было? (см. Мф. 21:24–27 ) – Вот и боялись сказать: «С Неба. От Бога». Почему? Да тогда скажут: «Почему же вы тогда не верите?». А сказать «от людей» – боимся Иоанна, ибо все почитали его за пророка. Не ставим веру свою в зависимость от чуда. Потом что чудеса могут совершаться и через недостойного человека ради его сана, ради его положения, ради того, что Господь держит Свою Церковь , ради наставления общины и через недостойного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Вторая поэма 3:5). Повествует о взаимных поисках возлюбленных: Невеста описывает, как Жених стремится к ней (2:8–16) и сама отправляется на поиски его; ищет его на улицах и площадях города, спрашивает у городских стражей, неожиданно встречает Жениха, приглашает в дом своей матери и, успокоенная его присутствием, опять засыпает 3:5). Третья поэма 5:1). Начинается описанием торжественного шествия: 60 сильных несут одр Соломона (3:6–11). Жених говорит о красоте Невесты, все больше и больше раскрывая свою любовь к ней 5:7). Он назначает место встречи (4:6) и говорит Возлюбленной о своем чувстве в самых прекрасных выражениях (4:8–15). Невеста призывает Жениха: «Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой и польются ароматы его. Пусть придет Возлюбленный в сад мой и вкушает сладкие плоды его». Пришедший Жених приглашает гостей вкусить трапезы 5:1). Четвертая поэма 6:3). Невеста говорит о том, что когда она медлила открыть дверь Возлюбленному, он ушел (5:2–6а). В отчаянии она пошла искать его в город, но городские стражи избили ее до кровавых ран. Она просит помощи у хора дщерей иерусалимских и по их желанию описывает красоту Жениха. Испытания Невесты еще более воспламенили ее любовь к Жениху. Она предвидит соединение, но оно опять не наступает. Пятая поэма 8:7) подводит к развязке. Она начинается монологом Жениха (6:4–10), в котором он опять с воодушевлением описывает необыкновенную красоту и достоинства своей Невесты. «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезная, как Иерусалим, грозна, как полки со знаменами» (6:4). «Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (6:10). В 7:2–9 продолжается описание Невесты. Жених видит, как Невеста возвращается и снова изображает ее красоту и свои чувства. В речь Невесты, в которой она говорит о своей любви и верности. Жених обращается к Невесте с последней просьбой: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (8:6–7). Окончательно соединившись с Возлюбленным, она идет с ним под руку осматривает свое хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Говорили они, конечно, и о том необычайном успехе, какой имел новый проповедник. Ин.3:26 .  И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему. Деятельность Христа возбудила зависть в учениках Крестителя и вместе ревность о славе своего учителя, которая теперь, видимо, шла на убыль. Они высказывают свое раздражение Иоанну, надеясь, что он предпримет какие-либо меры к тому, чтобы побудить Христа удалиться из той области, какую избрал местом своей деятельности Иоанн. Ведь Креститель так много сделал для Христа своим свидетельством о Нем как о Мессии! Ин.3:27 .  Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. В ответ своим ученикам Креститель прежде всего говорит, что всякий успех, который кто-либо имеет в своем деле, зависит всецело от воли Божией. Это дар Божий. Ин.3:28 .  Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Далее Иоанн припоминает своим ученикам в точности слова, которые он сказал о Христе и которые, конечно, не были неизвестны и ученикам его. А он говорил (ср. Ин.1:15, 20, 27, 30 ), что не он, Иоанн, Христос, а только послан перед Ним, т.е. перед Иисусом как Христом. Ин.3:29 .  Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Разъясняя свое отношение к Христу, Креститель сравнивает себя с «другом жениха», игравшим у евреев главную роль во всем процессе заключения брака. Конечно, этому другу было весьма приятно, когда он видел, что его дело сватовства пришло к желанному концу и когда он слышал разговор новобрачной четы. Креститель также приготовил людей к принятию Христа, Который теперь собирал вокруг Себя общину верующих или Церковь , ибо Церковь была невестой Этого Небесного Жениха ( 2Кор.11:2 ). Из этих слов Крестителя мы вправе заключить, что ему было уже известно и ранее, чем донесли его ученики, об успехе, который имел Христос в Иудее, и это давало ему радостную уверенность в том, что дело Христа придет к желанной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Господь мог сказать: “Вы не имеете права устанавливать законы о посте. Какая польза от вашего поста, когда душа ваша полна лукавства, когда вы вот осуждаете других, чтобы показать себя? Изгоните прежде тщеславие, исполните заповеди о любви, кротости, смирении”… Но Господь не укоряет учеников Иоанновых; не называет их “тщеславными и кичливыми”; Он видит томление их духа по случаю заключения в темницу их учителя, сочувствует им и потому с кротостью отвечает на их неразумный вопрос: И сказал им Иисус: могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного пока с ними жених? – искренние друзья жениха и первые гости на брачном пире, те которым доверена от жениха забота о брачном чертоге. Иоанн, ваш друг и учитель в темнице, потому для вас – время скорби и поста; вы слышали от него, что он есть только друг Жениха, а Жених – это Я, обручающий Себе новую Церковь вместо умершей синагоги; итак, настоящее время, пока Я нахожусь с ними, есть для них время радости, как и ваш учитель говорил: “а друг Жениха, стоящий и внимающий Ему, радостью радуется, слыша голос Жениха” ( Ин. 3:29 ). Пост, действительно, имеет в себе нечто печальное, не по своему свойству ибо для ищущих духовного преуспевания он составляет приятное и желанное занятие, – а потому, что Мои ученики еще слабы и пост теперь для них неуместен. Но это не всегда так будет продолжаться: Но придут дни, когда отнимется у них Жених, не Сам удалится, но будет удален насильно, как у вас был отнят Иоанн, – придет время, когда Я буду предан на крестную смерть, а потом вознесусь на небо, и тогда будут поститься , тогда они, выражая свою скорбь, будут сами налагать на себя пост, и подвергаясь за Меня гонениям, будут и во алчбе и жажде. “В этих славах, (св. Златоуст) Господь впервые начинает предсказывать о Своем страдании, заранее приучая Своих учеников думать о скорбных происшествиях. Если бы Спаситель сказал об этом им самим, это было бы для них особенно тяжело; и после, когда Он говорил им прямо о Своем страдании, они приходили в смущение. Но когда Он говорил об этом другим, для Его учеников слышать это было менее тяжело.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: Милости хочу, а не жертвы и: Я пришел призвать не праведников, но грешников, — в которых приводится свидетельство пророка, — служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками. Стих 14: Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? — Вопрос, дышащий гордостью и фарисейским превозношением. Вот, — не говоря ничего другого, — вполне ясное хвастовство тем, что они постятся . Ученики Иоанна, злословящие Его, не могут быть безупречными, потому что они знали Его по проповеди своего учителя, но они присоединились к фарисеям, которые, как они знали, были осуждены Иоанном, когда он сказал: Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Стих 15: И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. — Жених–Христос, Невеста — Церковь. От этого священно–духовного союза произошли апостолы, которые не могут скорбеть, пока видят жениха на брачном ложе и знают, что Жених проводит время с Невестой. А когда пройдет брачный пир и придет время страдания и воскресения, тогда сыны Жениха будут поститься. Поэтому некоторые думают, что пост должен наступать спустя сорок дней после страданий Христовых, хотя непосредственно вслед за тем день Пятидесятницы и сошествие Святого Духа дают нам повод для празднества. И на основании этого свидетельства Монтан, Приска и Максимилла еще и после Пятидесятницы со вершают четыредесятницу, потому что сыны Жениха должны, будто бы, поститься по отнятии у них Жениха. А обычай церковный приступает к страданию и воскресению Господа через усмирение плоти, так что к духовному пиршеству мы приготовляемся телесным постом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

И когда будет проповедано Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам, тогда придет конец. Но никто не знает ни дня, ни часа этого конца. Он придет внезапно и застанет людей за их будничными занятиями. И тогда все, живые и мертвые, должны будут дать отчет о своей прожитой жизни. Итак, бодрствуйте, – в заключение сказал Господь ученикам, – так как не знаете, в который час Господь ваш придет! Бодрствуйте и молитесь, чтобы всегда быть готовыми предстать пред Сына Человеческого» [ ]. Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13 Второе пришествие Мессии будет внезапным и грозным для тех, кто жил беспечно, сеял на земле зло и не заботился о своем духовном росте, о стяжании благодати Духа Святого. Поэтому человеку необходимо постоянно бодрствовать и быть всегда готовым достойно встретить пришествие Сына Человеческого. Для этого нужно, чтобы «светильники веры» никогда не гасли в сердцах людей. Ожидание второго пришествия Сына Человеческого можно сравнить с ожиданием жениха, идущего на брачный пир. Царство Небесное, – сказал Господь, – тогда будет подобно десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих... Но жених замедлил с приходом и явился только в полночь неожиданно для всех, когда девы, утомленные долгим ожиданием, заснули. Проснувшись, они все хотели выйти навстречу, но у неразумных выгорело масло и погасли светильники, поэтому вышли встречать жениха только мудрые девы. Пока неразумные ходили покупать масло, жених уже пришел и вместе с мудрыми девами вошел на брачный пир, где началось торжество. Неразумные, придя слишком поздно, нашли двери брачного чертога запертыми. Тогда они начали стучать и просить: «Господи, Господи, отвори нам». Жених же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас» [ ]. Пример, взятый Христом из свадебного ритуала восточных народов, был очень ярким и понятным ученикам Господа. Они поняли, что «брак» в этой притче означает грядущее Царство Божие», Жених» – Христос, вечный Судья», девы» – души человеческие; «светильники» – это сердца людей, пламенеющие верой в Господа, а «масло» – благодать Божия, которую человек должен стяжать верой и добрыми делами; «ожидание жениха» – это земная человеческая жизнь, цель которой встреча со Христом. «Неразумные девы» – это те люди, которые в своей жизни не заботились о стяжании благодати Духа Святого, поэтому и погасли у них светильники веры, и они не встретили Христа. Но если человек, живя на земле, соберет в своей душе плоды Духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание», – как учит ап. Павел ( Гал. 5:22–23 ), то значит – светильник его души в порядке и елея хватит на всю долгую ночь ожидания прихода Жениха.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

И мы читаем далее: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы» ( Откр.18:21–23 ). Вот это самые страшные слова – «голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе» , то есть диалога Церкви со своим Женихом – Христом уже не будет слышно во всемирном Вавилоне. Общество станет абсолютно безблагодатным. Храмы будут, но в них не будет никакой благодати. Священники будут служить, но голоса Невесты и Жениха уже никто не услышит. Это будут мертвые церкви, мертвые религиозные системы, это будет умерший для Бога мир. Это самое страшное – когда не будет слышно голоса Жениха и Невесты. А то, что все их трубы, музыкальные программы перестанут играть, звучать – так слава Богу, что весь этот цирк закончится! А то, видите ли, нам говорят о культуре Запада: – Это христианская культура. Какая христианская культура? У них религия Микки-Мауса! У них духовная культура Диснейлэнда. У них все на таком уровне. Они Библию издают в виде комиксов. Сейчас у них взрослые люди настолько деградировали, что их сознание уже не воспринимает текст, и смотрят на Священное Писание тупым взглядом! Страшный мир. И вот нам сейчас навязывают все это. Они хотят, чтобы святая Россия превратилась в некое Лимпопо, в банановую республику. Тут будут ходить люди совершенно деградировавшие, по западному образцу. Тут будет звучать музыка, заглушающая совесть, она окончательно заглушит остатки морали в душах людей. И у нас будет страшный мир, если Россия пойдет по такому пути. Но Россия должна восстать. Россия будет маленькая, как святые Отцы предсказывали, но она будет духовно богатая. Духовно богатая. То есть материально мы с вами вряд ли поднимемся, но вот духовное богатство будет. Когда последний великий свет воссияет, он воссияет и благодаря России. Как вы знаете, я не разделяю мессианских представлений о нашей земле, я считаю, что каждый православный народ сыграет свою роль. Просто Россия должна сыграть свою роль в этом регионе, евразийском, и мы должны, каждый, начиная с себя, выполнить ту миссию, которую Господь нам поручает, без всякой гордости национальной и национального превозношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И тогда образ Христа-Жениха пленяет и сердца дщерей Иерусалимских. Теперь они готовы вместе с Суламифью искать Его: 5:17 Камо отиде брат (сестричищ) твой, добрая в женах, камо уклонися брат твой? и взыщем его с тобою, – восклицают они. 6:1 «Куда пошел возлюбленный твой, прекраснейшая из женщин? куда обратился возлюбленный твой? мы поищем его с тобою». И душа дочерей Иерусалимских осознала, что Церковь прекраснейшая из женщин , что ничто в этом мире не сравнимо с ней. Они готовы соединиться с Церковью и искать Жениха-Христа. Римские воины, мучившие первых христиан, часто бывали покорены красотой и величием их подвига и веры и, присоединившись к ним, искали вместе с ними мученического венца, чтобы «увенчаться со Христом» и обрести Его. В последние времена, когда уже будет воцаряться антихрист, через проповедь пророков Илии и Еноха, дщери Иерусалимские – сыны и дочери земного Израиля, осознают, наконец, что добрая в женах и прекраснейшая из женщин – Церковь Христова, и вместе в нею взойдут ко Христу. Св. Григорий Нисский видит в дщерях Иерусалимских души несовершенные, а в невесте – душу совершенную во Христе, которая ведет их ко Христу-Жениху. «Как Андрей гласом Иоанна путеводится к Агнцу, а Нафанаил, просвещаемый Филиппом, изшедши из объемлющей его тени закона, вступает в свет истинный; так и отроковицы к приобретению указанного им блага употребляют в руководство душу совершенную по красоте, говоря ей: камо отыде брат твой, добрая в женах? Камо уклонися брат твой? И взыщем его с тобою». Глава 6 Невеста отвечает на вопрос дщерей Иерусалимских о месте пребывания Жениха и на их желание участвовать в поисках Его: 6:1–2 Брат (сестричищ) мой сниде в вертоград свой, в места аромат, паствити в вертоградех, и собирати крины. Аз брату (сестричищу) моему, и брат (сестричищ) мой мне, пасый в кринех. 6:2–3 Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные, чтобы пасти в садах и собирать лилии. Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мне; он пасет между лилиями. Невеста, искавшая Жениха, сама теперь указывает на место, где Он находится: Брат мой сниде в вертоград ( в сад ) свой, в места аромат ( в цветники ароматные ), паствити в вертоградех, и собирати крины. В цветущих садах пасет Пастырь добрый и собирает лилии. Обычно пасут на полях и пастбищах, но не в садах. Пастух ищет злачные пастбища, а не ароматные цветники. В обычной картине пастуха на пастбище все несколько заземлено, вещественно. В картине же Песни Песней, где пастух пасет в цветущем саду и питает пасомых не травами, а ароматами цветников и собирает не сено, а лилии, – все возвышенно, утонченно и одухотворено. Все таинственно и, если можно так выразиться, сказочно. Насыщение и покой обычных пажитей заменены красотой и ароматами цветочных садов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010