Глазу естественно смотреть и уху слушать, почему они от одного удерживаются, а другое принимают? Кто удерживает глаз от зрения или кто заключает для слышания слух, способный по природе слышать? Или кто нередко от естественного стремления удерживает вкус, назначенный самою природою для вкушения? Кто запрещает руке касаться чего-либо, если рука предназначена природой к действию? И обоняние, данное для ощущения запаха, кто иногда удерживает? Кто все это производит наперекор тому, что естественно телу? Или почему тело, удерживаясь от требуемого природой, склоняется на совет кого-то другого и обуздывается его мановением? Все это не на что-либо указывает, как только на душу, владычествующую над телом. Тело не само себя побуждает к деятельности, а побуждается и приводится в движение другим, подобно тому как и конь не сам собою управляется, а правящим его. Святитель Афанасий Великий ( 113, 170 ). Играющий на лире, если лира не настроена, не покажет на ней своего искусства... Протекающая или неискусно устроенная ладья в ничто обращает искусство кормчего... Так, конечно, и душе некоторые телесные болезни не позволяют выказывать своей разумной деятельности. Если поражается болезнью язык, затрудняется слово, если поражены глаза, они не видят, и если болезнь коснется мозга... он не в состоянии бывает принять в себя душевной деятельности... Итак, благосостояние тела не составляет существа души, но при благосостоянии тела существо души обнаруживает свою мудрость. Блаженный Феодорит ( 113, 170 ). Позаботимся о своем спасении: каждому из нас немного осталось жить на земле. Но не может человек приложить должного попечения о душе, если он излишне печется о теле. Когда разлучишься с телом, будешь сожалеть, что столько заботился о том, что не приносит никакой пользы ( 82, 192 ). Не дадим телу насыщаться, чтобы страсти, свойственные ему, не предъявили своих требований, чтобы тело покорилось душе, а душа покорилась уму и сделалась невестой непорочной. Придя в это состояние, она призывает к себе Жениха: да сойдет Брат мой в виноградник Свой и да ест от плодов Своих ( 82, 211 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Физически – так как самая способность к половому совокуплению с летами теряется; нравственно – так как старость естественно должна заставить человека помышлять о смерти и вечности, а не о радостях медового месяца, которые вообще ей не к лицу: время всякой вещи под солнцем! Предел старости, за которым брак признаётся неприличным или невозможным, указан Василием Великим для вдовы – в 60 лет (прав. 24), для мужчины в 70 лет (прав. 88 в средине). Инструкция поповским старостам, данная в 1697 г. патриархом Адрианом, вообще запрещает венчать вдовцов и вдов „в престарелых летах“. (П. С. Зак. 1612). Наконец в 1744 г. Св. Синод признал недействительным брак лица, имевшего 82 года от роду, по следующим соображениям: 1) „брак от Бога установлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющегося за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковые (лета) не плотоугодия устроивать, но о спасении души своей попечительствовать должествовало: ибо, по псалмисте, человек в силах может быть только до 80 лет, а множае – труд и болезнь, которые труд и болезнь клонят к смерти человека, а не до умножения рода человеческого“; 2) 24-е правило Василия В. называет нечистотою брак 60-летней вдовы; тем более 82-летнему „в браковенчание вступать не надлежало“ (12 дек. 1744. 9087). На основании этого именно синодского определения в Своде законов гражд. (ст. 4) принято правило, запрещающее вступать в брак лицам, имеющим более 80 лет от роду. Наше церковное законодательство обращает внимание и на слишком большое неравенство в летах жениха и невесты и называет такие браки „незаконными“ (Инстр. благоч. § 18. п. б.). В синод. указе 1775 г. сказано: „некоторые, в противность законам Божиим, в летах между собою весьма несходственных вступают в брак, чрез что бывают несогласия и просьбы о разводе“. Действующий Свод гражд. законов не знает таких запрещений; но отсюда не следует, что они не имеют практического значения, так как источники брачного права содержатся не в одном только Своде. В случае крайнего неравенства в летах мужа и жены, например когда первому 80, последней 15½

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В канонах церковных было высказано запрещение вдовствующим лицам женского пола, достигшим 60-ти лет, выходить снова замуж 782 ; но запрещение это относилось только к тем вдовам-диаконисам, которые состояли при церкви и питались на счет церкви 783 . Западно-каноническое право осталось на юстиниановской точки зрения, т. е. не знает никакого предела для вступления в брак 784 . У нас в инструкции патриарха Адриана десятильникам и поповским старостам было выражено общее запрещение вступать в брак лицам преклонных лет 785 . В 1744 году возникло дело об одном 82-летнем старике, вступившем в брак. Объявляя этот брак недействительным, Св. Синод высказал в своем решении, что «брак от Бога уставлен есть ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно», что в 82 года «не плотоугодия устраивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало, ибо по псалмисте человек в силах может быть токмо до 80 лет а множае труд и болезнь». Ввиду этого решения и инструкции Адриана составилась ст. 4 т. X ч. 1 Свода зак. гражд., воспрещающая вступать в брак лицу, имеющему более 80-ти лет от роду. Кроме того, в некоторых указах Св. Синода 786 и в инструкции благочинным приходских церквей 787 духовенству предписывается не допускать браков при слишком резком относительном неравенстве лет жениха и невесты, из которых одно лицо молодо, а другое престарело. Ho ни в Своде законов, ни даже в Уставе духовных консисторий это требование не повторяется и не подкрепляется. Синодальная инструкция благочинным не может быть рассматриваема не только как государственный, но и как церковный закон, потому что она не получила высочайшего утверждения и не внесена в полное собрание законов российской империи. А что касается указов, внесенных в полное собрание, то они частью относятся к тому случаю, когда одному из обвенчанных не достает совершеннолетия 788 , частью не нашли себе места ни в Уставе духовных консисторий, ни в Своде законов гражданских, вследствие чего должны рассматриваться как антиквированные или вышедшие из употребления 789 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Спасительно для нас, убийственно для греха воспоминание о смерти, рожденной грехом. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 447 ). Брат спросил авву Пимена о том, какое делание должен иметь инок. Авва отвечал: «Авраам, когда пришел в обетованную землю, купил себе гроб и с гроба начала вступать во владение обетованной землей». Брат спросил: «Какое значение имеет гроб?» Авва отвечал: «Это место плача и рыдания» ( 82, 330 ). Брат спросил старца: " Что мне делать? Убивают меня нечистые помышления». Старец отвечал: «Женщина, когда хочет отнять от груди сына, помазывает сосцы чем-нибудь горьким. Младенец привлекается по обычаю к сосцам, но, почувствовав горечь, отвращается от них. И ты примешай горечь в помышления твои». Брат спросил: «Что такое горечь, которую я должен примешивать?» Старец отвечал: «Воспоминание о смерти и о тех муках, которые приготовлены для грешников в будущем веке». Отечник ( 82, 478 ). ПОГРЕБЕНИЕ Вместо воплей – псалмопение, вместо плача и горьких рыданий – утешение и упование жизни. И вот воздана последняя честь: погребение кончено, умолкли голоса братии, плача и священного служения. Они плакали о твоем отшествии и совершили погребальное священнослужение над твоим телом. Теперь настал час скорби о том, что ты идешь в жилище свое. Они скорбят о разлуке с тобою, но не пришло еще время живым вступить в обитель умерших. Не мертв ты, праведный, ты еще жив и говоришь с ними; скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают. Близко время разлучения, в которое каждый пойдет в жилище свое, и ты шествуешь тем же путем, какой ожидает весь наш род. Не скорби о том, что разлучился с возлюбленным сонмом братии своих, не сокрушайся о том, что лишился общения с живыми. Не самовластно взяла тебя смерть, которая дает упокоение членам твоим; исполнено повеление Господа твоего; Господь послал смерть, и она взяла тебя у нас ( 28, 407 ). Для всех неизбежен день смерти, но особенно горек он в юности. Ты, Господи, утешь меня! Этот день разлучает жениха и невесту, и веселые песни переходят в плач. Сподоби их, Господи, быть на Твоей брачной вечери. Мир взывает: «приходи и трудись», гроб взывает: «иди, немощный, и успокойся». Хвала Даровавшему тебе упокоение! День смерти и детей, и прекрасную юность ввергает во гроб. Да возвеселятся они. Господи, в чертоге Твоем. О, юность, венец старости, кто уничтожил красоту твою? Почему увяло благолепие твое? Да возвеселится юность во Царствии. Плачь, старость, лишившись юности, которая, как жезл, служит старцу опорою жизни. Да подкрепит нас сила Твоя, Господи ( 28, 1451 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   80. И Сам Господь не положил заповеди, а возбуждал только свободную волю (к подвигу); и апостол точно так же не установил заповеди, а дал только совет (1 Кор. 7:25). И это не человеческий совет — соразмеряться с человеческими силами; (апостол) исповедует, что в нем заложен дар божественного милосердия, и что он с достоверностью познал первое предпочитать (praeferre), а второе постановлять (disponere). Вот почему он и говорит: «признаю», а не предписываю; «но признаю за лучшее по настоящей нужде» (1 Кор. 7:26).    81. Итак, не должно избегать брачного союза, как преступления, но в то же время нужно уклоняться от него, как от необходимого бремени. В самом деле, закон определил, чтобы жена в болезнях и печалях рождала детей, и чтобы было у ней « обращение к мужу», так как он самый и есть господин над ней (Быт. 3:16), Итак, на труды и болезни при рождении детей обрекается замужняя женщина, а не вдовица; и владычеству мужа подвергается одна только состоящая в браке, а не девица. От всего этого девица свободна; она любовь свою посвятила Слову Божию, она с факелами, т. е. с зажженным светильником своей доброй воли, ожидает благословенного Жениха (Мф. 25:4). Вот почему она и призывается в форме советов, и не связывается оковами.     Глава четырнадцатая     82. Но и вдова получает не повеление, а совет; совет же был дан не один раз, а был повторяем часто. И в самом деле, в первый раз (апостол) сказал: «хорошо... не касаться женщины» (1 Кор. 7:1); и во второй раз: «желаю, чтобы все люди были, как и я» (1 Кор. 7:7); и в третий раз: благо им, если они будут пребывать, как и я (1 Кор. 7:8); и в четвертый раз: хорошо по настоящей нужде (1 Кор. 7:26); следовательно, по его словам, и это угодно Богу, и то почтенно. В конце же (апостол) высказал, что устойчивость в вдовстве есть состояние святое (beatiorem), и что это согласно не только с его мнением, но и с Духом Божиим. Итак, ужели какая-нибудь (из вдовиц) откажется от щедрот этого советника, который предоставляет воле свободу, и советует другим то, что он признает полезным на основании собственного опыта, — он, который не легок для понимания, но и не гнушается быть равным (нам)? Ужели какая-нибудь (вдовица) не пожелает стать святой и телом и духом, коль скоро и награда может превышать труд, дар (gratia) — потребности пользования, а плата — работу?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

80. Книги гражданского состояния заготовляются по особой форме, установленной Министром Внутренних Дел, и заблаговременно рассылаются губернскими (областными) правлениям или градоначальникам указанным (ст. 78) учреждениям и должностным лицам, по принадлежности, за шнуром, печатью и надлежащею скрепою. 81. Свидетельства и справки из книг гражданского состояния выдаются подлежащими учреждениями и должностными лицами с соблюдением правил, изложенных в статьях 71–75 сего положения, лично просителю или высылаются по почте не позднее семи дней после получения просьбы о выдаче означенных документов. 82. Для записи рождения младенца в книгу о родившихся, младенец предъявляется подлежащему учреждению или должностному лицу по месту жительства родителей лично родителями или одним из них в присутствии восприемников или одного из них. Если младенец не может быть предъявлен по болезни или дальности расстояния, то рождение его удостоверяется двумя свидетелями. Запись младенца в книгу о родившихся подписывается восприемниками или одним из них, а о подкидышах и приёмных детях восприемниками и лицами, принявшими на воспитание. 83. Старообрядцы, желающие вступить в брак, заявляют об этом подлежащим учреждению или должностному лицу, по месту жительства, как жениха, так и невесты. По этому заявлению составляется объявление об оглашении, которое вывешивается в течение семи дней на видном месте, у наружных дверей подлежащего установления. Каждый, имеющий сведения о препятствии к браку, может, до истечения семи дней, сделать о том письменное или словесное заявление означенным учреждению или должностному лицу. 84. По истечении установленного в предыдущей (83) статье семидневного срока, лица, вступившие или вступающие в брак, должны лично явиться в подлежащее учреждение или к должностному лицу, производившему оглашение, и заявить просьбу о внесении в книгу записи о браке. При этом они обязаны представить: 1) если оглашение производилось в двух установлениях, – удостоверение другого установления о производстве им оглашения: 2) требуемое законами гражданскими разрешение на вступление в брак и 3) поручителей из лиц совершеннолетних, по два с каждой стороны, в том, что им не известно о законных препятствиях к браку.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

называет нечистым брак 60-летней вдовы; тем более 82-летнему «в браковенчание вступать не надлежало» (12 Дек. 1744. 9087). На основании этого именно синодского определения в Своде законов гражд. (ст. 4) принято правило, запрещающее вступать в брак лицам, имеющим более 80 лет от роду. Наше церковное законодательство обращает внимание и на слишком большое неравенство в летах жениха и невесты, и называет такие браки «незаконными» (Инстр. благоч. § 18. п. б.). В синод. указе 1775 г. сказано: «некоторые, в противность законам Божьим, в летах между собой весьма несходственных вступают в брак, через что бывают несогласия и просьбы о разводе». Действующий Свод гражд. законов не знает таких запрещений, но отсюда не следует, что они не имеют практического значения, так как источники брачного права содержатся не в одном только Своде. В случае крайнего неравенства в летах мужа и жены, например, когда первому 80, последней 15,5 лет, или наоборот, первому 18, последней 80 лет, по духу церковных законов брак должен быть признан недействительным. Выше мы сказали, что как физическая, так и духовная неспособность к браку может зависеть не только от возраста (несовершенного или престарелого) но и от болезненного состояния субъекта. Под именем физической неспособности нужно разуметь вообще неспособность «ad coitum», а не «ad generandum». Такой недостаток имеют: а) скопцы (casmrami)-лuцa мужского и женского пола, насильственным образом лишенные: мужчина – семенных, а женщина – грудных желез, и в) импотенты от природы или болезни, страдающие неизлечимой немощью половых органов. Так как неспособность тех и других составляет обыкновенно личную их тайну, которая может обнаружиться только по заключению брака, то законодатель необходимо допускает презумпцию, что лицо, ищущее брак и удовлетворяющее другим требованиям брачного союза, имеет физическую способность «ad coitmn» и что оно сознает свои будущие супружеские обязанности. Поэтому и в церковных законах, и в Своде гражд. зак. о неспособности к брачному сожитию говорится не как о препятствии к вступлению в брак, но как об основании к разводу по иску способного супруга (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

е. имеющих по две жены), а у нас их много. И вот ещё у нас вшел порядок: когда бывают у нас заручения жениха и невесты, то отцы духовные благословляют иконами или что поют, а потом сваты как-нибудь не поладят, расходятся и с другими второй раз делают обручение, даже и трижды, бывает отцы духовные там присутствуют, скажите, есть ли какое наказание за это?» А. Пятибратов (Сочинитель этого письма). Это письмо ровно как и письмо в Петербург и Москву, были посланы не по почте, а отвезены лично доверенными от Свинаревских раскольников. С ними же были получены и ответы из Москвы, Петербурга и Тулы. Приведём копии с подлинников этих писем. Ответное Письмо Батова. Боголюбезные христиане! В благодати спасительного благоверия Иисуса Христа Собезначального и Единосущного Сына Божия утверждения, в благочестии и прочих дарованиях Св. Духа преспеяния и доброго здоровья от души вам желаю и нижайше кланяюсь. При сём извещаю, что 1-го декабря прибывшие ко мне лично христиане казаки Александр Иванов Пятибратов и Пётр Мануйлов Братякин заявили вопросы о допущенных в их местности бракосочетаниях при жизни первосочетанных супругов. Такие бракосочетания, как явно противные божественному Евангелию (Матф, в зач. 13, 78. Мрк. зач. 43 и Лук. в зач. 82), не могут быть терпимы и повинны расторжению и направлению епитимии прелюбодеев. И если прелюбодейное сожитие произвело детей, то производители могут быть приняты тогда только, когда дадут обещание жить без супружеского сожития. Все способники незаконным сочетаниям повинны исправлению епитимии, а без исправления епитимией, не должны допускаться на общение в молитве. Сами же слеповодцы скрепители прелюбодейных сопряжений, нарицательные настоятели, повинны извержению, по подобию обуявшей соли и по заповеди Христа законадавца (Мат. в зач. 10). Настоятель христиан Г. Тулы Денис Васильев Батов. Московский настоятель Иван Зыков ответил: „Сии вышеизложенные вопросы и указанные в них действия к крайнему моему сожалению весьма неправильны, и действующие те лица несогласно поступили с законом содержания Христовой Церкви; закон и действие порядка о таких предметах изложен в книге Кормчей в 51-й главе и прочее, каковой и нужно соблюдать и им руководиться. Так как мной было прочитано вышеизложенные вопросительные пункты два раза и, рассмотряя их, пришёл я к убеждению и к сожалению тех лиц, которые так смело действовали вопреки указанному порядку в книге Кормчей и что подтверждаю своей подписью.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но вот и самая Кана. В настоящее время это небольшой поселок, состоящей не более, как из 60-ти жалких мазанок. Будучи построена на скате холма, склоняющегося на север, она защищена горами с юга и запада, между тем как с севера расстилается пред нею замечательно прекрасная плодоносная равнина. На ней растут миндальные, гранатные, масличные и другие деревья, виноград, маис и табак. Но более всего она знаменательна и памятна для нас, христиан, тем, что здесь Господь совершил первое чудо, по выступлении Своем на дело общественного служенья падшему роду человеческому. Расскажем о нем. В одном из домов названного городка был брак или свадебный вечер по случаю женитьбы, как утверждают некоторые писатели, апостола Симона, прозванного Кананит или Зилот, т. е. ревнитель; этот Симон был сын Клеопы, брата св. Иосифа Обручника, и, следовательно, был племянник Богоматери и двоюродный брат Иисуса Христа. Вот почему здесь была Мать Иисусова и приглашен был и Иисус с учениками Его. Пир еще не был окончен, а уже оказался недостаток в вине. Кто знает, как уважается на Востоке гостеприимство, какою священною обязанностью считается угостить не только званного, но даже неожиданного гостя, тот поймет, какой непредвиденный удар для новобрачных представлял этот оказавшийся внезапно недостаток. Никто так, как Мария, не знал, кто был Ее Сын. Она чувствовала, что близок час Его великого ученья и проявления свойств Его Божественного посольства – всемогущества, благости, всеведения и проч., а потому, первая, заметив смущенье в хозяевах и, по своему любвеобильному сердцу, желая помочь горю новобрачных, сказала Иисусу: «Вина у них нет», – на что Он отвечал: «Что Мне и Тебе, жено? Еще не пришел час Мой». Но Богоматерь тотчас после этого ответа сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. На Востоке первейшею необходимостью считается после путешествия омыть ноги, пред едою омыть руки, а для исполненья этих потребностей там обыкновенно стояло, как это в обычае и теперь, возле входа в дом шесть огромных каменных водоносов, наполненных водою. Каждый из этих водоносов содержал от 2 1/2 до 3-х ведер (или 82 бутылки, или 164 фунта) воды, и Иисус велел наполнить их до верха. Когда, согласно Его веленью, слуги, разливши воду из водоносов по небольшим сосудами, отнесли ее к распорядителю пира, то этот последний, отведав воды, сделавшейся вином (он не знал откуда оно, знали только служители, черпавшие воду), позвал жениха и сказал ему: всякий человек сперва подает хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галиллейской, и явил славу Свою, и уверовали в Него ученицы Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сведения 2003 г. даны из официального сборника «Правовые основы семьи». М., 2004 г. (составитель – Методический совет Управления ЗАГС города Москвы). Для сравнения в этом же сборнике имеется таблица  Свадебный бюджет:  экипировка невесты – 5900–82 700 руб.; экипировка жениха – 430033 200 руб.; свадебная церемония – 6950–24 500 руб.; всего – 87 900–431 000 руб. 139 Государственная поддержка многодетных только декларируется, реальность же такова, что во многих случаях большое число детей в семье – свидетельство ее социального неблагополучия. Исследование бедности в современном российском обществе, проведенное Н. Е. Тихоновой, показало, что рискуют оказаться за чертой бедности семьи, имеющие большое количество иждивенцев. Именно эти семьи (а не пенсионеры, как это иногда представляют) имеют наибольшую вероятность попасть в группу с наиболее низкими жизненными стандартами. Так, если в 1999 г. среднее по стране соотношение среднедушевых располагаемых ресурсов и величины прожиточного минимума составляло 128,9%, то в группе домохозяйств с 2 детьми этот показатель по России в целом составлял 99,1%, с 4 и более детьми – 47,0% 140 . Как считает исследовательница, семейная многодетная женщина стоит сегодня перед выбором: полная занятость на работе в ущерб семье или нищета семьи, которая просто «не в состоянии выжить без заработка женщин» 141 . Многодетная православная мать неизбежно сталкивается с той же проблемой, что и любая российская женщина: «Самым тяжелым последствием реформ… стала для женщин невозможность эффективно совмещать обе свои главные социальные роли – семейную и производственную. Необходимость приносить в жертву работе интересы семьи или же, отказываясь от чрезмерной работы, ощущать постоянную нехватку денег для удовлетворения даже самых насущных потребностей семьи, прежде всего детей, порождает у женщин состояние постоянного стресса, и жизнь их сопровождается непреходящим и чрезмерным психологическим напряжением. И хотя совмещать две свои главные социальные роли женщинам и в советский период было очень непросто, однако в сегодняшней России проблема в этой области еще более усложнилась, а в бедных семьях приобрела фатальный характер» 142 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010