Пост должен быть соединен с добрыми делами, особенно с делами милосердия, попечения об убогих. Ибо ничто так не спасает душу, как помощь нуждающимся. «Милостыня, растворенная постом, от смерти избавляет человека» (четв. 2-й Вел. поста, утр. стих., стиховн.). В древности христиане иногда даже особо налагали на себя пост, чтобы на сбереженные (чрез ограничения себя в пище) средства можно было помочь бедным, сиротам и вдовам. «Ты постишься? – говорит св. Иоанн Златоуст . – Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага – примирись; если увидишь своего друга счастливым – не завидуй. Если увидишь красивую женщину – пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищений и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на беззаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не смотреть на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то она вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост... Ты не ел мяса, не вкушай же глазами нескромности. Пусть постится и слух, а пост слуха – в том, чтобы не принимать сквернословия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства» (св. Иоанн Златоуст . Беседа по случаю низвержения. Стат. 2-я). Пост соединяется обычно с днями покаяния и исправления греховной жизни. «Поста день – отложение греха да будет ти, душе» (понед. 1-й седмицы Вел. поста, утр. Трипесн. п. 9). «Прииде пост – мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния», – воспевает Церковь в одном из великопостных песнопений (понед. 1-й седмицы Вел. поста, утр. стих. стиховн.). Душа ничем так не смиряется, как воздержанием в пище (преп. авва Пимен. См. Древний Патерик, гл. 4-я, §35, а также см. «Цветник духовный». Изд. 2-е, М. 1882, стр. 147). Все покаявшиеся грешники начало своего исправления полагали чрез пост. Чтобы бороться с грехом, надо не только стеснить греховную плоть во всех ее требованиях, но и иметь сильную волю и решимость бороться с грехом. Пост же как воздержание от известного рода пищи связан с известным упражнением воли. Как мышцы слабеют от безделья, так в еще большей степени слабеет воля, если человек не упражняет ее. Жизнь человека, живущего в довольство, удовлетворяющего всякое свое плотское желание и хотение, обыкновенно приводит к тому, что такой человек потом с трудом может устоять от различных соблазнов – воля его слабеет, и, наоборот, постоянный отказ себе в своих плотских желаниях делает человека более волевым, закаляет его волю (врач С. Апраксин. О посте и молитве. Киев, 1907, стр. 9). Без сильной же воли нельзя успешно бороться с грехом. «Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу» (прот. Иоанн Сергиев. О пастырстве, стр. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В подлиннике φησν, «говорит» (в ед. числе) – слово, которым обычно вводятся прямые цитаты. Поэтому возможно, что имеется в виду непосредственно авва Моисей Мурин, которому и принадлежит это выражение (обе дальнейшие атрибуции наши; первая цитата установлена также в переводе А.Риго и в английском «Добротолюбии»): «Брат пришел в скит к авве Моисею и просил у него наставления. Старец говорил ему: «Пойди, сиди в своей келье, она тебя научит всему“ » (систематическая редакция Изречений святых отцов в кн.: Древний патерик, изложенный по главам. М., 3 1899 [и репринт], с.25, ср. с алфавитной редакцией: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 [репринт 1993], с. 114, Мб). Однако это выражение цитирует уже Исаак Сирин , ссылаясь на него как на расхожее: «И когда приступит [желающий] к этому [т.е. умному деланию] самым делом, тогда сам собою познает сие и, конечно, не потребует учителя. Ибо говорят: сиди в келлии, и это само по себе научит тебя всему» (по рус. пер. слово 59 «О чине монашеского жития...» , в кн.: Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911, репринт 1993, с. 322–3). Быть может, автор трактата цитирует не только авву Моисея, но и косвенно подразумевает указанное слово преп. Исаака Сирина . К такому предположению склоняет и сопоставление греческих текстов. В патерике: παγε, καθισον [в изд. SC: κθοϑ] εζ τ κελλον σοϑ κα τ κελλον [в изд. SC добавлено σοϑ), однако в аппарате указано, что две рукописи 0W опускают местоимение] διδσκει σε πντα (цит. по: T μγα γεροντικν. Θεματικ εϑλλογ. Т1. « " Eκδοση »I. «Hσϑχαστηροϑ »«T Гενσιον τς Θεοτκοϑ»». Πανραμα Θεσσαλονκης, 1994, σ.94, а также по изд. SC 387 [Les apophtegmes des Peres. Vol.1. Ch. 1–20. Р., 1993. Ch. 2, 19, р. 134]. Ср. также PG 65, 284C). У аввы Исаака Сирина : καθζοϑ γρ φησιν ν τ κελλω σοϑ, κα αϑτ καθ» αϑτ πντα σε διδξει (слово 9, c. 4З изд.: Tοϑ σοϑ πατρς μν «Iσακ πισκοπου... T ερεθντα σκητικ... νατυπυμενα πιμελεα »Iωακεμ Eπετσιρη. Θεσσ., 1977 [репринт с изд. 1895 г.]). В нашем трактате: καθζου γρ, φησν, ν τ κελλω σου κα τοτο πντα σε διδξει. Если наше наблюдение верно, то Исаак Сирин – второй автор, цитируемый в трактате помимо Иоанна Синаита, что позволяет установить terminus ante quem для трактата, скорее всего (учитывая время перевода сочинений св. Исаака на греческий и период, необходимый для широкого распространения его творений и завоевания ими авторитетности), не ранее 9 века. ABCDOP слав.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/put-k-...

1043 ...на Михаила и на Гавриила... – Архангел (высший ангел) Михаил является вождем (архистратигом) небесного воинства. Архангел Гавриил выступает как носитель радостных благовестий. 1044 Канон – богослужебное песнопение, состоит из девяти частей-песней, каждая из которых заключает в себе по одному ирмосу и несколько тропарей. 1045 Часы – богослужения 1,3,6, 9-го часа дня, состоящие из двух частей: в первой читаются псалмы, а во второй – тропари, кондаки и заключительные молитвословия. Мартирий имеет в виду службу 1-го часа, который соответствует 7, 8 и 9 часам утра по нашему счислению. Служба 1-го часа совершается наряду с утренней службой. 1047 ...пойдох во град Смоленске помолитися Пречистей Богородици... – Речь идет о Смоленской иконе Богоматери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона была установлена Владимиром Мономахом в смоленском Успенском соборе, заложенном в 1101 г. 1048 ...и великим чюдотворцем Аврамию и Ефрму. – Авраамий Смоленский жил в XII–haч. XIII в., занимался учительной проповеднической деятельностью, в конце жизни был игуменом Смоленского Богородицкого монастыря; канонизован в 1549 г. Ефрем – ученик Авраамия Смоленского, составивший его житие (см. Житие Авраамия Смоленского и комментарии к нему: наст. изд., т. 5, с. 30–65; 456–459). 1049 Синайская Гора – Синай – горная группа в южной части Синайского полуострова, образуемого заливами Суэцким и Акаба. Согласно Писанию, с вершины Синайской горы Моисею был дан закон от Бога ( Исх. 19 ). На Синай с древних времен удалялись египетские христиане, спасаясь от гонений. Пустынный каменистый край был весь усеян скитами отшельников. В 527 г. император Юстиниан построил на Синае монастырь св. Екатерины. Мартирий напоминает ученикам древний рассказ, изложенный в Слове 1 Синайского патерика (см.: Синайский патерик. М., 1967. С. 41–43). Здесь повествуется о старце Иоанне, который покинул свой монастырь, желая поселиться на Синае. На второй день пути его постигла болезнь, и он вынужден был остановиться в небольшой пещере. Во сне ему явился Иоанн Креститель и повелел оставить помыслы о Синайской горе и жить в этой пещере. Старец исполнил повеление и исцелился от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Беседы./Пер. с древнегреч. архим. Амвросия (Погодина) . – М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т.1–3. 10 . Григорий Палама , святитель. Ответ Павлу Асеню.//Альфа и Омега. – М., 1996. – 2/3 (9/10). – С.101–103. 11 . Григорий Палама , святитель. Святогорский Томас в защиту священнобезмолвствующих против тех, кто, не имея опыта, не веря святым, отвергает неописуемые таинственные действования (энергии) Духа, которые действуют в живущих по Духу и обнаруживают себя деятельно и не доказываются рассуждением./Пер. с древнегреч. Т.А. Миллер.//Альфа и Омега. – М., 1995. – (6). – С.69–76. 12 . Григорий Палама , святитель. Триады в защиту священнобезмолвствующих./Пер. с древнегреч., послесловие и комментарии В. Вениаминова. – М.: Канон, 1995. – 384с. 13 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч. на славянский язык./Добротолюбие. T.I. – Репринт. Тутаев: Православное Братство святых князей Бориса и Глеба, 2000. – С.170–250. 14 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч., примечания еп. Вениамина (Милова) . – М.: Новоспасский монастырь, 1999. – 158с. 15 . Григорий Синайский, преподобный. Весьма полезные главы о разных духовных предметах.//Христианское чтение. – СПб., 1824. – Ч.16. – С.115–168, 233–263. 16 . Григорий Синаит , преподобный. Творения./Пер. с древнегреч. на русский язык еп. Феофана (Говорова)./Добротолюбие. 2-е изд. Т.5. – М., 1900. – С.180–237. 17 . Дионисий Ареопагит , сщмч. О Божественных Именах. Мистическое Богословие. Тексты./Пер. с древнегреч. – СПб.: Глагол, 1995. – XXIII, 370с. 18 . Дионисий Ареопагит , сщмч. О небесной иерархии./Пер. с древнегреч. – СПб.: Глагол, РХГИ, Университетская книга, 1997. – LXVI, 188с. 19 . Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – М.: Правило веры, 1999. – 576с. 20 . Древний Патерик, изложенный по главам. 3-е изд. Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1899. – Репринт. М.: Планета, 1991. – 428, II с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Sinai...

Об этой беседе О. В. рассказал старцу Силуану, которого глубоко почитал. Старец заметил: – Вы могли бы рассказать доктору, что наши монахи не только читают эти книги, но и сами могли бы написать подобные им… Монахи не пишут, потому что есть уже многие прекрасные книги, и они ими довольствуются, а если бы эти книги почему-либо пропали, то монахи написали бы новые». Сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек» Это значит, что и в наше время есть такие подвижники, у которых и мысль истинная, и воплощенное слово, подобно древним великим святым. Ибо сказано: «Ложь – это “ветхий” человек, а истина – “новый” человек» (Древний Патерик). И в таком случае «духовный человек» скажет: «Излилось из сердца моего слово благое» (Пс. 44: 2), и «язык мой трость скорописца» (Пс. 44: 2). Потому что верен он Господу своему, сказавшему: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки живой воды» (Ин. 7: 38). Чрево – это сердце с неизреченными мыслями, а живая вода – благодать с воплотившимися словами и делами (святитель Иоанн Златоуст). Исступление, как мы уже отмечали, – это изменение (перемена ума, древнегреч. μετνοια). Изменяя свою жизнь, просвещая ум, очищая сердце, исполняя заповеди, причащаясь из Чаши Тела и Крови Христовой, из одного драгоценного сосуда в другой, не менее драгоценный сосуд, понудим себя и постараемся и мы подражать святым подвижникам, сподобившимся услышать от Господа Иисуса Христа при жизни: «Вот истинный израильтянин, в коем нет льсти» (Ин. 1: 47), а по смерти: «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115: 6). Аминь. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1113 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Об авторе Епископ Цалкинский Григорий (Грузинская Православная Церковь) родился в 1972 г. в Сухуми. Учился в Саратове, затем в Москве. По светскому образованию – кардиохирург, доктор медицинских наук. В 2010 году пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха. Закончил Тбилисскую духовную академию. В 2013 г. возведен в сан епископа Грузинской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/115281.html

   Ср.: О смиренномудрии, 58. Древний Патерик, с. 288. То же самое изречение приписывается авве Тифою, ср.: «Об авве Тифое», 6. Достопамятные Сказания, с. 246.    См.: «Об авве Макарий», IIII Достопамятные Сказания, с. 132.    См.: Евергетинос, т. I, Глава 45, 1, 36, с. 652.    Прп. Антоний Великий, Устав отшельнической жизни, 192, 193. Добротолюбие, т. I, с.110. Авва Исаия, Слово 9, 15. Там же, с. 331.    Ср.: Авва Исаия, Слово 10, 2. Там же, с. 332. БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. «Трезвитеся, бодрствуйте!» (1 Петр....    Отцы и братия, поскольку я несу тяжесть ответственности за вас перед Богом, я обязан наставлять вас во всем, как и первоверховный апостол Петр говорит: «Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием» (2Петр. 1:13), а также: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» (1 Петр. 5:8).    В самых разнообразных обстоятельствах, случающихся с нами в невидимой и видимой войне, «не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся» (1 Петр. 4:12). Мудрый учитель, желая пробудить нас от сна, продолжает: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» (1 Петр. 4:1). Апостол, после отеческого благословения и воодушевления, не упускает случая напомнить нам и о наказаниях, которые ожидают тех, кто пребывает в беспечности и, находясь в сонме святых, предает дарованные Богом благословения. И мы имеем то же благословение — находиться в сонме святых, поэтому слова Апостола обращены и к нам: «Аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» (2 Петр. 2:4). Более полезным для нашего духовного преуспеяния, однако, было бы помнить о любви Божией к нам и пребывать в любви, чем бояться угрозы страдания и наказания, в котором проявляется божественная справедливость.    Очень часто Отцы используют примеры из повседневной жизни, чтобы воодушевить нас на подвиг. Примерами из мирской жизни призывает нас к духовному подвигу и Господь: «Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть» (Лк. 16:8). Из Святых Отцов множество примеров в своих поучениях использует, например, преподобный Ефрем Сирин, призывая тем самым к бодрствованию и усердию в духовном подвиге. Для примера он ссылается на прилежание и усердие занимающихся литературой, искусствами и другими видами деятельности: они, не взирая на труды и лишения, не смущаясь укорами своих начальников, постоянно стремятся достигнуть своей цели. Необходимо и нам употреблять те же усилия, потому что мы ожидаем не каких-то материальных благ и светских наград, но усыновления, которое обещает Господь всем, желающим последовать за Ним. Какое достоинство имеют выгоды и успехи мирской деятельности перед святостью и обожением, которое Господь обещает всем, кто ожидает Его явления? Ведь успехи мирской жизни исчезают еще прежде того, как их успевают достигнуть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

22 Иоанн, преп. Лествица. С. 70. Слово 5, 1. 23 Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 392. Гл. 20, 6. 24 Григорий Богослов, свят. Слово 20, о поставлении епископов и о догмате Святой Троицы//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 305. 25 Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 67//Добротолюбие. Т. 3. С. 45. 26 Исаак Сирин, преп. Слово 85//Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 408. (Далее: Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические.) 27 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1882. Кол.1210—1211. 28 Григорий Богослов, свят. Слово 27, против евномиан и о богословии первое или предварительное//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 386. 29 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви//Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991. С. 9—10. (Далее: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.) 30 См.: Каллист Диоклийский, еп. Богословское образование в Писании и у св. отцов. С. 151. Митр. Каллист отмечает, что данная классификация богословов принадлежит не лично ему, а свят. Григорию Паламе, однако не дает никаких ссылок на труды Фессалоникийского святителя. 31 Диадох Фотикийский, блаж. Подвижническое слово. 8//Добротолюбие. Т. 3. С. 11. 32 Софроний (Сахаров), архим. Старец Силуан. Париж, 1952. С. 82. 33 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 10. 34 Платон. Государство. 412е, 413с, 414b, 464а, 464d, 493а, 493b, 503а, 506b, 538с//Платон. Собр. соч. Т. 3. С. 181—183, 240—241, 272—273, 284, 288,323. 35 Сенека. Нравственные письма к Луцилию пер. и прим. С. А. Ошерова. М. 1977. С. 231. Письмо 95. 36 Например, см.: Liddell and Scott. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 441. 37 См.: Hermiae Sozomeni Salamini Ecclesiasticae Historiae. Lib. 5. 16//PG. T. 67. Col. 1261A. Рус. пер. см.: Созомен. Церковная история. СПб., 1851. С. 347—351. Кн. V. Гл. 16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

   См.: Еп. Феофан. Путь ко спасению. Изд. 8-е. С. 247.    См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158—159.    Ср. Преп. Пимен Великий//Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 61; преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 253.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 276. Ср.: Преп. Исаак Сирин. Слово 30.    Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 58. С. 209.    Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы//Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509.    См. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 18—19.    Преп. Исихий. Слово о трезвении и молитве. §§ 20, 29, 105 и др.    Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 58. С. 313—314.    Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Слово 5; преп. авва Дорофей. Поучение 9, 17.    Преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 177. С. 143.    Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 3-е. СПб., 1908. T. V. Гл. 45. С. 344—345.    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изречения преп. Пимена Великого. § 59.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 277—278. Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 61; Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 16.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278—280.    Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно.    Преп. Максим Исповедник. О любви. Сот. 3-я, § 53; преп. Исаак Сирин. Слово 73. Ср. Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь. Письмо 44. О том, чтобы никогда не думать, что уже успели в чем-либо и ни под каким видом не позволять себе льгот.    Преп. авва Аполлос//Древний Патерик. Гл. 5, § 4. С. 69.    Св. Марк Подвижник. Наставления к тем, которые думают оправдаться делами. §§ 151—153//Добротолюбие. Т. I. С. 553.    Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 283. См. также: Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 60. Как вести себя после победы над врагами. С. 138—141.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. 2. Поучение 32. С. 270—271. Ср.: Там же. Поучение 35. С. 280—282.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Заботясь о достойной христианской кончине наших близких, мы не должны забывать и о собственной смерти. Ведь она может наступить в любой момент нашей жизни. Чем чаще мы причащаемся, тем более наши души подготовлены к переходу в загробный мир. Если Господь сподобит нас умереть после приобщения Христовых Тайн, бесы убегут от нас, как молния, а ангелы откроют нам небесные врата и будут торжественно сопровождать нас до самого престола Пресвятой Троицы 73 . Примечания: 2 Феофан, еп. О покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни. М., 1909. С. 270. 3 Василий Великий , свят. Творения/ТСЛ., 1901. Т. 6. С. 186. 4 Цит. по: Никодим Святогорец , преп., Макарий Коринфский, свят. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Тайн. Сумы, 2001. С. 36–37. 5 Собрание поучений, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого/ТСЛ., 1993. Т. I. С. 168. 6 Старец Иаков Эвбейский/Макариев-Решемская обитель, 1998. С, 57. 7 Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899. С. 359. 8 Иоанн Златоуст , свят. Цит. соч. Т. I. С. 162. 9 Петр, еп. Указание пути к спасению/ТСЛ., 1905. С. 215. 10 Цит. по: Вениамин (Федченков) , митр. О богослужении Православной Церкви. М., 1999. С. 334. 11 Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. СПб., 1903. С. 463. 12 Цит по: Никодим Святогорец , преп., Макарий Коринфский, свят. Цит. соч. С. 116. 13 Вениамин (Федченков), митр. О богослужении Православной Церкви. С. 330. 14 Блаженный Иоанн Мосх . Луг духовный. Сергиев Посад, 1915. С. 39–40. 15 Подвижники благочестия 20 столетия. М., 1994. Т. I. С. 415. 16 Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение Православной веры. М., 1992. С. 250–252. 17 Цит. по: Макарий, еп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1857. Т. 2. С. 302. 18 Цит. по: Макарий, еп. Цит. соч. С. 306. 19 Иоанн Дамаскин, преп. Цит. соч. С. 255. 20 Послание Патриархов Восточно-Кафолическия Церкви о православной вере. М., 1860. С. 70. 21 Непознанный мир веры/Сретенский монастырь. 2001 С. 19–22.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

602 Например, рукопись 9 в. на саидском диалекте, по частям хранящаяся в музеях и библиотеках Неаполя, Вены, Лондона, Парижа, Венеции и – 5 листов – в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве; см.: Chaine М. Le manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des «Apophtegmata patrum». Le Caire, 1960; Еланская А.И. Apophtegmata partum Aegyptiorum в коптской рукописи 11 в. (ГМИИ 1. 1. b. 649, 711,713)/Палестинский сб. Вып. 28 (91). С. 128–152. См. также Ватиканскую рукопись алфавитного собрания на бохайрском диалекте ( Amelineau Е. Histoire des monasteres de la Basse–Egypte. Paris, 1894. P. 203–234). 603 В Синодальном собрании в Москве хранились две греческие рукописи систематического собрания; они не изданы, но существует перевод одной из них (с некоторыми дополнениями из второй) на рус. яз.: Древний Патерик, изложенный по главам. 3–е изд. М., 1899. 604 Греческий текст алфавитной версии см.: PG 65. Латинский перевод этой версии изречений, выполненный в 6 в. римскими диаконами Пелагием и Иоанном, также издан Минем ( PL 73). 605 В греческой традиции книга называется ποφθγματαα τν γων γερντων – «Изречения святых старцев», в русской – Азбучно–Иерусалимский патерик; в 6 в. Пелагий и Иоанн перевели этот сборник на латынь; имеются также коптский, сирийский, грузинский, армянский и эфиопский переводы. 606 Рассказы о бесовских видениях египетским отшельникам активно использовались в изобразительном искусстве эпохи Возрождения (например, в творчестве И. Босха). 607 Палладий, епископ Еленополъский. «Лавсаик» , или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. М., 2003. Значимость Лавсаика подчеркивается тем, что он введен в круг богослужений Православной Церкви и читается на вседневных утренях Великого поста. Название книги связано с именем некоего Лавса, служившего при дворе Феодосия Великого. 608 Не все творения Кассиана сохранились. Дошли только: «О постановлениях киновитов» (De institutiis coenobiorum) в 12–ти книгах (419–426 гг.) – труд, написанный по просьбе аптского епископа Кастора, который пожелал устроить монастыри своей епархии на манер восточных, и представляющий собой описание правил и обычаев монашеской жизни, почерпнутых у восточных отцов и из собственного опыта пилигрима; 24 « Собеседования египетских подвижников» (Collationes patrum Sceticorum) – записи бесед с 15–ю учителями ( аввами) из разных монастырей (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010