9) Творения св. Тихона Задонского . 10) Руководство к духовной хини преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка (начиная с 216 ответа, т.к. предшествующие ответы для затворников). 11) Письма Георгия Затворника Задонского. 12) Невидимая брань Никодима Святогорца . 3. Библиотека проповедника Отдел I Источники. 1. Библия. 2. Евангелие (на русском и славянском языке). 3. Симфония на книги Ветхого и Нового Заветов. 4. Блаженный Феофилакт. Толкования на Новый Завет. Каз., 1906. 5. Толкование Евангелия епископа Михаила. М., 1874, 3 т. 6. Толковый Апостол епископа Михаила. Киев, 1890. 7. Толкование Евангелия В.И. Гладкова. СПб. 1913. 8. Толковый Апостол епископа Никонора. 3 часть, Спб, 1905. 9. М. Барсов . Сборник статей по истолковательному чтению Четвероевангелия. 2 т., Симбирск, 1890. 10. Прот. П. Матвеевский . Евангельская история о Боге-Слове Сыне Божием и Господе нашем Иисусе Христе. М., 1912. 11. С. Снессорова. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Спб, 1909. 12. Жития Святых арх. Филарета (Гумилевского) . Спб, 1885. 12 кн. (Краткая редакция). 13. Жития Святых св. Димитрия Ростовского . М., 1904, 14 книг. 14. И.Бухарев . Жития святых и сказания о всех праздниках. М., 1892. 15. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия. М., 1906, 14 книг. 16. Старческие советы некоторых отечественных подвижников 18 и 19 веков. М., 1913. 17. Ф.В. Фаррар. Жизнь и труды свв. отцов и учителей Церкви. Спб, 1891. 18. Годичный круг богослужебных книг. 19. Праздники. Синодальное изд. М., 1902–1907, 16 кн. 20. Христианские праздники под редакцией М. Скабаллановича . Киев, 1915. 21. П. Г. Дебольский . Сочинения. 5 т. СПб., 1866. 22. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Киев, 1913. 23. Пролог. Москва, 1843. 24. Древний Патерик. М., 1874. 25. Алфавитный Патерик. 26. Синайский Патерик. 27. Афонский Патерик. Спб., 1876. 28. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1911. 29. Троицкий Патерик. Т.С. Лавра, 1896. 30. Волынский Патерик. М., 1889. 31. Лавсаик епископа Палладия. Спб., 1850.

http://azbyka.ru/propovedi/konspekt-po-g...

– Есть ли у вас любимый православный святой? – Когда я учился в аспирантуре, прочитал житие преподобного Антония Великого . Даже думал о том, чтобы взять его имя в крещении. Когда у нас родился сын – всё было ясно. Он будет Антоний. До сего дня мое любимое чтение (не считая Священного Писания) – древний патерик. Древний, а ОЧЕНЬ современный… До сего дня мое любимое чтение (не считая Священного Писания) – древний патерик. Древний, а ОЧЕНЬ современный… Кстати, мой первый друг в Православной Церкви дал мне житие одного святого, чтобы прочитать… Какого святого? Святого Георгия Победоносца , небесного покровителя храма, где я сейчас служу… – Трудно ли было собрать приход и построить храм? – Не знаю, что трудно и что не трудно. Если нам легко на земле – нам будет трудно на том свете. Итак, что значат временные трудности? – Расскажите, пожалуйста, какие-нибудь интересные факты о вашем приходе. – Приход всегда готов помочь. Я объявил, что у нас будет съезд молодежи, и все стали готовить обеды и т.д. Очень у нас гостеприимный приход. Священник Михаил ван Општалл с семьей      – Что бы вы хотели пожелать читателям сайта Православие.ру ? – Я бы пожелал, чтобы все православные глубже познакомились со своей верой. Читать Библию – и задаваться вопросами. Читать догматическое богословие (может быть, книгу протопресвитера Михаила Помазанского) – знание о Боге дает нам радость в духовной жизни. Когда мы не знаем своей веры и думаем, что она лишь система предписаний, – мы не свободные. А Христос сказал: “Познаете истину, и истина сделает вас свободными” Знать до точности, что значат все члены Символа веры. Ведь это знание о вере освобождает нас от тоски. Когда мы не знаем своей веры и думаем, что она лишь система предписаний, – мы не свободные. А Христос сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Рейтинг: 9.9 Голосов: 349 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 25 января 2016, 02:04 КАКАЯ РАДОСТЬ,ЧТО В АМЕРИКЕ ПРОЦВЕТАЕТ НЕ ТОЛЬКО САТАНИЗМ С ЕГО ВСЕМИ СЕКТАМИ,НО И ПРАВОСЛАВИЕ С ТАКИМИ КРЕПКИМИ В ВЕРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛЮДЬМИ. ХРАНИ ИХ ВСЕХ,ГОСПОДИ.А ОТЦУ МИХАИЛУ И МАТУШКЕ ЕКАТЕРИНЕ --БОЖИЕЙ ПОМОЩИ ВСЕГДА И ВО

http://pravoslavie.ru/77200.html

Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8. Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1900. С.336-337. 9. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. 4-е изд. СПб., 1905. 10. Молитва Святому Духу. 11. Отпуст - название той части православного богослужения, которою оно заканчивается и молящиеся " отпускаются " из храма. 12. Диаконник (ризница, сосудохранительница) - особое место в храме, где хранятся облачения и утварь; заведывание этим помещением в древности было обязанностью диакона. 13. Потир (от греч. ποτηρ) - св. чаша, из которой причащаются православные христиане. 14. 1Кор.5:7. 15. Древний Патерик. С.337-339. 16. Мф.26:26 и др. 17. Древний Патерик. С.334-336. 18. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С.12-13. 19. Ср.: " Глава добродетелей - молитва " (Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.1. 3-е изд. СПб., 1905. С.132). " Необходимее всех подвигов - молитва " (Невидимая брань. Творения преп. Никодима Святогорца. М., 1904. С.181). " Мать всех добродетелей - молитва " (Творения преп. отца нашего Нила, подвижника Синайскаго. М., 1859. Ч.3. С.256). " Дело молитвы выше других " (Преп. Макарий Египетский. Духовные Беседы. 4-е изд. Сергиев Посад, 1904. С.373). " Молитва - основание всякого блага " (Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольскаго. Т.2. Ч.2. СПб., 1896. С.837). 20. Один из монастырей, основанных св. Пахомием в Фиваиде в Тавеннской пустыне, второй по времени построения, но первый по многочисленности монахов и славе своей. 21. Письмо еп. Аммона к Феофилу, Папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора//Христианское Чтение. СПб., 1827. Ч.26. С.18-22. 22. Иак.1:17. 23. 1Пет.2:9. 24. 1Тим.3:15. 25. Троице-Сергиева первоклассная (с 1836 г.) мужская пустынь, основанная в начале XVIII в., находилась в 19 верстах от Санкт-Петербурга. Св. Игнатий был настоятелем этого монастыря в течение 24-х лет (1834-1857). 26. " Из различных путей, которыми русские образованные люди в то время стремились к достижению христианского идеала, наибольшим вниманием и предпочтением пользовались библейский пиетизм и тяготение к католичеству, но Брянчанинов и Чихачев избрали третье, которое тогда только обозначалось и потом довольно долго держалось в обществе: это было православие в духе митрополита Михаила " (Инженеры-бессребреники//Лесков Н.С. Собр. соч. В 11-ти т. Т.8. М., 1958. С.236).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

89 . «Святой Исайя сказал: если кто обращается с братом с хитростью, – не минует печали сердечной» (Древний патерик, 10.28). 90 . «Тот, кто в чём-то возложил упование на Бога, уже не ссорится об этом с ближним» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.103). 91 . «Сближайся с праведными, и чрез них приблизишься к Богу. Обращайся с имеющими смирение, и научишься их нравам… Кто последует любящему Бога, тот обогатится тайнами Божиими; а кто последует неправедному и горделивому, тот удалится от Бога, и возненавиден будет друзьями своими» (прп. Исаак Сирин . Слова, 57, 8). 92 . «Святой Пимен Великий сказал: отходи от всякого человека, любящего спорить» (Древний патерик, 11.59). 93 . «Если ты не в состоянии заградить уста клевещущему на друга своего, то, по крайней мере, остерегись от общения с ним» (прп. Исаак Сирин . Слова, 89). Как относиться к грехам других людей? 94–95 . «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они… Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь, ни за веру, ни за дурные дела его… Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны… Ненавидь грехи его – и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них» (прп. Исаак Сирин . Слова, 57, 90). 96 . «Зло находи в себе, а не в других людях или вещах, с которыми ты не сумел правильно обращаться. Так и ребёнок обращается с огнём или ножом: себя же жжёт, себя же режет» (прп. Севастиан Карагандинский ). 97 . «Брат спросил старца: «если я увижу грехопадение брата моего, хорошо ли скрыть его?» Старец ответил: «Когда мы [из любви] сокроем согрешение брата своего, [тогда] и Бог сокроет наши грехи; а когда мы обнаружим [перед другими] грех брата, [тогда] и Бог сделает известными [людям] наши грехи» (Древний патерик, 9.9). 98 . «Не раздражайся на погрешающих… не имей страсти замечать в ближнем всякие грехи и осуждать его, как это обычно нам; всякий за себя даст ответ Богу… особенно, не смотри злонамеренно на грехи старших тебя, до коих тебе нет дела… ты же свои грехи, свое сердце исправляй» (св. Иоанн Кронштадтский . Моя жизнь во Христе, I.6).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Т. 2. С. 173. «Склонные к сладострастию часто бывают сострадательны и милостивы, скоры на слезы и ласковы; но пекущиеся о чистоте не бывают таковы» (см.: Лествица. Слово 15, 46. С. 128). 417 См.: Лествица. Слово 15, 63. С. 131–132. «Случай этот не должно смешивать с теми, когда... развращенный человек сознательно лицемерит и притворяется благочестивым с целью обольщения невинных душ». – Еп.В. 423 См., напр.: Г. С. Абрамова. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. Гл. 19. URL: Дата обращения: 23.05.12; Г. Шихи. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. Ч. 6. Гл. 19. URL: http://www.psy-ua.com/ru/articles_odna/72. Дата обращения: 23.05.12. 424 См.: Основы. Т. 2. С. 174; см. также: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 5, 13–14 (10–11). С. 71; Игнатий (Брянчанинов) , свт. Отечник. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас//Полное собрание творений. Т. 6. М.: «Паломник», 2004. С. 364–477. 426 Лествица. Слово 15, 20. С. 123–124; см. также: Слова подвижнические. Слова 70, 75. С. 360, 375–376. 429 Лествица. Слово 15, 57. С. 130. «Если первая половина слов святого отца может показаться слишком жесткой и неудобоприемлемой для слабых людей XX века, то от второй – никто не вправе отказываться». – Еп.В.; см.: Основы. Т. 2. с · 180– 181. 437 См.: Основы. Т. 2. С. 168; ср.: Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального//Киево-Печерский патерик. 25-е изд. Киев: Изд-е Успенской Лавры, 1883. Л. 179–181 об. 6 439 Основы. Т. 2. С. 136–140; напр., см.: К. Прутков. Родное//Полное собрание сочинений. СПб., 1885. С. 75–76. 441 См.: Основы. Т. 2. С. 146–147; ср.: Мф. 10, 22 ; Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 16, 22 (14). С. 310–311; Гл. 9, 13. С. 148; О жизни и подвигах старца-затворника Гефсиманского скита о. иеросхимонаха Александра. Собрано его келейником N. N. М., 1908. С. 27. 442 См.: Основы. Т. 2. С. 188; ср.: Лествица. Слово 16, 2, 3. С. 139. Напр., «одной из причин, по которой люди, слыша слово Божие, не принимают его к сердцу и к делу, является «лесть богатства» ( Мф. 13, 22 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

517 Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие: В сжатом изложении. (Поправленное и пополненное автором в 1981 г.). [Platina (СА)]: St. Herman of Alaska Brotherhood Press, 1992. C. 209. 518 В молитвах на сон грядущим исповедание грехов повседневное. 519 Ирмос 6-й песни, глас 8. 520 Помазанский М., протопр. Догматическое богословие. С. 209—210. 521 Последование о исповедании. 522 Акафист Молченской иконе Божией Матери, кондак 3. 523 Ирмос на 5-й песни, глас 7. 524 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, песнь 1, тропарь 2. 525 Там же, песнь 3, И ныне . 526 Древний патерик, 1, 15 (по изд.: Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899 [репринт: М., 1991]. С. 17). 527 Феофилакт Болгарский на Мф.17:1. 528 Феофилакт Болгарский на Лк.9:28. 529 Григорий Палама, святитель. Триады. II, 3, 19—20; I, 3. 530 Неделя сырная, на Господи воззвах Слава , глас 6. 531 Чиновник архиерейского священнослужения. Кн. 1. М., 1982. С. 97—98. 532 Каллист Катафигиот, 40/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 519. 533 Кассиан Римлянин. О осми страстных/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 702—703. 534 Например, преподобный Сергий Радонежский, услышав от епископа Афанасия призыв ко священству и игуменству, «отрицашеся и недостоинство излагаше» [см.: Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия чудотворца и Похвальное ему слово, написанные учеником его Епифанием Премудрым в XV веке. Сергиев Посад, 2005. С. 76, стк. 10—30 (Л. 74 об.—75)]. На предложение же архиерейства — сперва от митрополита Алексия, а затем, по его блаженной кончине, и от светских властей — преподобный «зело оскорбися» (то есть впал в скорбь), отвечал неизменно решительным отказом (даже и до угроз отойти «во внутреннюю пустыню») и, «яко же твердый адамант. никако же на се уклонися», почитая сей жребий «выше своея меры» и «яко велику тщету вмени себе сие быти» [Там же. С. 150, стк. 9—47 (Л. 542 об.—543)]. 535 Паисий (Величковский), архимандрит. Крины сельные, или Цветы прекрасные. Одесса, 1910. Слово 33. С. 49.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

666 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865. Т. I. С. 385. 667 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 24. С. 100—101; блж. Иероним. Письмо к Негоциану, преп. Исаак Сирин. Слово 9 и 77. См.·Преп. Ефрем Сирин. О воздержании очей//Добротолюбие. T. II, §§ 108—109. С. 394. 668 Преп. Иоанн Кассиан. Писания. Собесед. 12, гл. 8. С. 392. 669 Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 9. О хранении чувства зрения. С. 35. Ср. Древний Патерик. Гл. 4, § 65. 670 Преп. Варсонофий Великий. Отв. 261. 671 «Если будешь хранить слух, то не согрешишь (и сам) языком», — говорит преп. авва Исаия в Слове 3-м. 672 Преп. Ефрем Сирин//Добротолюбие. T. II, § 114. С. 396. 673 Преп. Ефрем Сирин.//Добротолюбие. T. II, § 79. С. 386. 674 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. СПб., 1865. Т. I. С. 382. 675 Преп. авва Дорофей. Поучение 4. С. 60; преп. Варсонофий Великий. Отв. 253—256, 258, 340, 455. 676 Древний Патерик. Гл. 10, § 11; Достопамятные сказания о подвижничестве свв. и блаженных отцов. М., 1845, С. 27—28. 677 Еп. Игнатий Брянчанинов. Указ. соч. С. 382. 678 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 24. С. 104—105. Еп. Петр. Указание пути ко спасению. § 11. О хранении чувства осязания. 679 Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 50. 680 Он же. Слово 15, § 30. Здесь преп. Иоанн цитирует св. апостола Павла (Еф.5:12). 681 Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. Изд. 2-е Калуга, 1896. Поучение 30. С. 118—119; ср.: Преп. Иоанн Лествичник. Слово 15, § 30. О хранении чувств. См. также наставление преп. Антония Римлянина, Новгородского чуд. (XII в.) об охранении чувств, помещенное в его житии//Архиеп. Филарет. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Изд. 3-е. СПб., 1882. С. 467—468. 682 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 24. С. 164. 683 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 25. С. 106. 684 Свт. Тихон Задонский. Творения. Изд. 5-е. T. II, ст. 1, гл. 2. О языке человеческом. С. 113—114. 685 Преп. Ефрем Сирин. Творения. М., 1849. Ч. II. С. 346.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Сергиев И., прот. Моя жизнь во Христе. Полное собрание сочинений. Т. 4. С П б., 1893. С. 26-27. См. подробнее: Дьяченко Г., прот. Уроки и примеры христианской веры. СПб., 1902. С. 349-351.//Ср.: Иоанн Лествичник, прп. О памяти смерти. Слово 6 (9). Лествица. Сергиев Посад, 1908. С. 72-73. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Марка (гл. 14). Благовестник. Толкование на святые Евангелия. С П Б., б.г. С. 250. Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа 50 (451). Творения. Т. 4. Книга первая. СПб., 1898. С. 548. О делении памяти смертной на две духовные силы см.: Василиадис Н. Таинство смерти. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 268 – 275. Житие преподобного Антония Великого. Жития святых. Книга пятая. Январь. М., 1904. С. 536.//Ср. так же: Ефрем Сирин, прп. Молитва 38. О памятовании смерти. Творения. Часть 4. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 454//Ефрем Сирин. Писания духовно-нравственные. 88. О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве. Творения. Часть третья. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1897. С. 116-117.//Древний патерик, изложенный по главам. Глава 5 (33). Разные повести к управлению против восстающих на нас браней. М., 1899. С. 81. Иоанн Лествичник, прп. Указ соч. С. 75.//Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 11 (19). О том, что должно всегда бодрствовать. М., 1899. С. 209. Тихон Задонский, свт. Об истинном христианстве. Беседа LXXXVIII. Творения. Т. 2. Книга первая. М., 1889. С. 48.//Тихон Задонский, свт. БeceдaLXXXXIX. Указ. соч. С. 48-49. Феофан Затворник, свт. Урок при гробе ближнего. Размышление и созерцание. М., 1998. С. 206-207.//Примеры памяти смертной из житийной литературы см.: Житие Иоанна Милостивого. Жития святых. Книга третья. Ноябрь. М., 1902. С. 291. Об Иоанне Милостивом: см: Дестунис С. Жития святых. Составлены по Четь-Минеям и другим книгам. Ноябрь. С П б., 1892. С. 63-70).//Житие прп. Мартирия Зеленецкого (Великолуцкого) . Жития святых. Книга восьмая. Апрель. Приложение. М., 1906. С. 362.//Словарь исторический о святых, проставленных в Российской Церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. С П Б., 1862. С. 159-160.//Ильин В. Н. Преподобный Серафим Саровский. Нью – Йорк, 1971. С. 57-58.

http://bogoslov.ru/article/2698699

Когда слышу стройный многочисленный хор, в котором различные голоса в изящной гармонии поют единую песнь Божественную, тогда говорю себе: таковы писания Отцов " " Аминь " , - скажем мы святителю, в единомыслии с ним склоняясь перед " торжествующим собором " праведников, достигших совершенства. Их молитвами да умудрит и да укрепит нас Господь наш Иисус Христос! Простите! Не забывайте поминать брата вашего, во отшествии сущего. Примечания a. Послушание основывается на признании разума человеческого падшим и на отвержении его буйством веры От веры - послушание, от послушания - смирение, от смирения - духовный разум - прим. М. Новоселова. Комментарии 1 Ин.16:13. 2. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.487 (письмо 32). 3. " Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться " (2Тим.2:5). 4. Еп. Игнатий. Цит. соч. С.497 (письмо 43). 5. 1Пет.1:17. 6. См. прим. IX,48. 7. Ср.: " Молитва есть зеркало души для монаха " (Древний патерик, изложенный по главам. 3-е изд. М., 1899. С.413 (гл.21, §13). 8. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. СПб., 1871. С.103. 9. Еп. Игнатий (Брянчанинов). О чтении святых Отцов//Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.1. 3-е изд. СПб., 1905. С.112-114. 10. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.5. 3-е изд. СПб., 1905. С.118; в этом томе, носящем название " Приношение современному монашеству " , речь идет о чтении творений св. Тихона монахами; однако эти же книги св. Игнатий рекомендует и мирянам (см. ниже и прим. XIX,26). 11. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908. С.218. 12. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.515-518 (письмо 55). 13. Речь идет о так называемых " Патериках " - сборниках свидетельств о жизни отшельников (преимущественно египетских), которые известны с глубокой древности, переведены на многие языки и существуют в трех формах: алфавитной (рассказы расположены по именам св. отцов), систематической (например, " Древний Патерик, изложенный по главам " . М., 1891) и смешанной. На основе этих книг св. Игнатий составил свой сборник алфавитного типа: " Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их " . СПб., 1870. 14. Отечник. С.351. 15. Пс.50:18-19. 16. Отечник. С.335; Достопамятные сказания. С.296. 17. Отечник. С.374. 18. См. прим. X,21. 19. Ин.15:19. 20. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.497-500 (письмо 44). 21. Рим.10:10. 22. Требник в двух частях. Ч.1. М., Издание Московской Патриархии, 1979. С.78-79 (нумерация вопросов принадлежит святителю Игнатию). 23. Откр.8:11. 24. Т.е. безумием веры: ср.: " аще кто мнится мудр быти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть " (1Кор.3:18-19). 25. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т.4. 3-е изд. СПб., 1905. С.509-512 (письмо 53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1123...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010