Древний патерик Аудио Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов Древний патерик в переводе свт. Феофана Затворника → Содержание К читателям Предисловие составителя Патерика Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном     К читателям Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого ( Притч.4, 18 ), «подобно свету светятся:» они  «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать ( Иоан. 1, 16 ). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» ( Евр. 11, 38 ): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих ( Матф. 5, 14 ). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» ( Римл. 7, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь, воплощенная в жизни 09.10.2019 546 Время на чтение 9 минут Источник: Православие и современность Сегодня, 8 октября, исполнилось бы 100 лет многолетнему духовнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Кириллу (Павлову). Удивительно, что день его памяти совпадает с днем памяти преподобного Сергия Радонежского, в обители которого он провел всю свою монашескую жизнь. Отец Кирилл отошел ко Господу за два года до своего столетнего юбилея. Предлагаем вашему вниманию воспоминания, с которыми наши собеседники в разные годы поделились с нами для журнала «Православие и современность». Епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря: Отец Кирилл (Павлов) был моим духовником. Я его любил… не знаю, как сказать — как Бога, наверное. Если читаешь древний патерик или афонских авторов, там говорится: старца надо любить как Христа. Вот так я любил отца Кирилла. — Вы имели возможность с ним часто общаться? — Мы каждый день общались, потому что у батюшки в то время был обычай вместе читать монашеское правило, до обеда. А вечером каждый день было чтение Библии. При мне раза два, наверное, прочитали от начала до конца и Ветхий, и Новый Завет. — Что отличало отца Кирилла как духовника? — Любовь. Это самое главное батюшкино качество. Понимаете, он являл собою любовь, и, даже просто глядя на него, общаясь с ним, ты сам проникался в какой-то степени этим чувством. Я не очень верю разговорам о какой-то особой прозорливости батюшки или чудесах, хотя, может быть, что-то такое и происходило, по вере людей, конечно. У нас даже был случай с моим другом, тоже монахом. Мы оказались в чужом городе в сложной ситуации, очень тяжело нам было. Мы послали телеграмму отцу Кириллу, и ситуация наша разрешилась буквально в течение часа. Вот как это? Батюшка как-то почувствовал, помолился? Физически эта телеграмма до него еще не дошла, а помощь была оказана. Так же, наверное, было и у других людей. Но самое главное чудо, которое он собою являл, — это, конечно, любовь.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/09/lyubov...

Список литературы 1 . Агапит, архим. Жизнь св. Иоанна Златоуста , архиеписко­па Константинопольского и его пастырская деятельность. Изд. 2-е. СПб., 1874. 2 . Бажанов М., прот. Св. Иоанн Златоуст  и его пастырская деятельность в Антиохии. Казань, 1907. 3 . Библейская энциклопедия. М., 1990. 4 . Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 1–4: М., 1994. 5 . Брендле Р. Иоанн Златоуст . Проповедник, епископ, муче­ник. М., 2006. 6 . Диалог Палладия, епископа Еленопольского с Феодором, римским диаконом, повествующий о житии блаженного Иоанна, епис­копа Константинопольского, Златоуста/Вступительная статья, пе­ревод с древнегреческого, комментарии А.С. Балаховской. М., 2002. 7 . Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период первых все­ленских соборов. Ярославль, 1898. 8 . Дорофей (Дбар), иером. История христианства в Абхазии в первом тысячелетии. Новый Афон. 2005. 9 . Древний патерик, изложенный по главам. М., 1991 (Реп­ринт. воспроизведение изд. 3-го. М., 1899). 10 . Доброклонский А. Сочинение Факунда, еп. Гермионского в защиту трех глав. М., 1880. 11 . Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древ­ней Церкви III–VIII вв./Ученые записки Православного универ­ситета ап. Иоанна Богослова. М., 1998. 12 . Евсевий Памфил . Церковная история. М., 1993. 13 . Зарин С. Аскетизм. М., 1996. 14 . История Византии. В трех томах. М., 1967. Т. 1. 15 . Казанский П. С. История православного монашества на Во­стоке. Ч. 1–2. М. 2000. 16 . Карташев А. В. Вселенские соборы. М., 1994. 17 . Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1992. 18 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. Париж, 1947. 19 . Св. Климент Александрийский . Педагог. Ярославль, 1890. 20 . Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. СТСЛ, 1992. 21 . Кременечский А., свящ. Место блаженной кончины и по­гребения св. Иоанна Златоуста  и Василиско-Златоустовский обще­жительный женский монастырь в Абхазии. Воронеж, 1908. 22 . Лебедев В. Подробное описание жизни и пастырской дея­тельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинополь­ского. М., 1860.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться 1. Авва Антоний сказал: я знал монахов, кои после многих трудов пали и пришли в исступление ума потому, что понадеялись на свое дело и презрели заповедь рекшего: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 37:7 ). 2. Еще сказал: если возможно, то, сколько шагов ступает монах в келлии своей и сколько пьет капель, должен открывать старцам, – не погрешает ли как-нибудь и в сем. Так один брат нашел в пустыне место уединенное и безмолвное и просил отца своего: позволь мне жить в нем, и уповаю на Бога и молитвы твои, что имею потрудиться в нем добре. Но авва его не позволил сего, говоря: знаю истинно, что имеешь много потрудиться, но оттого, что не будешь иметь старца, понадеешься на дело свое, будто оно угодно Богу, и потому, что поверишь себе, словно вполне исполняешь дело монаха, погубишь труд свой и смысл. 3. Авва Антоний говорил: кузнец, взяв кусок железа, сначала смотрит, что ему следует сделать – косу, нож или топор. Так и мы должны сначала размыслить, какую проходить добродетель, чтоб не трудиться понапрасну. 4. Брат просил авву Арсения сказать ему слово, и старец сказал ему: сколько есть у тебя сил, подвизайся, чтоб внутреннее твое делание было по Богу, – и победишь внешние страсти. 5. Еще говорил: если взыщем Бога, – Он явится нам; и если станем удерживать, – Он пребудет с нами. 6. Авва Даниил рассказывал: позвал меня однажды авва Арсений и говорит: упокой отца своего, чтоб он, когда отойдет ко Господу, помолился о тебе, да благо ти будет ( Исх. 20:12 ). 7. Авва Агафон сказал: монаху не должно допускать, чтоб совесть обличала его в каком-либо деле. 8. Он же говорил, что без соблюдения заповедей Божиих не успеет человек ни в одной добродетели. 9. Еще сказал: каждый человек должен умно зреть судилище Божие. 10. Некогда авва Аммон пришел переправиться через реку и, нашедши там судно, которое очищали, сел подле него. Когда подошло другое судно, перевозившее знатных людей, ему предложили переправиться с ними, но авва ответил: я не вхожу на иное судно, кроме общенародного. При этом, пока готовили судно, он сидел, имея связку ветвей, плел плетеницу и вновь распускал ее; затем переправился. После братия, положив ему метание, спросили: отче, для чего ты так делал? Старец ответил: для примера, что не всегда следует шествовать согласно помыслу усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

П.В. Волков Часть III. Метаархеология Брат пришёл к одному старцу и говорит ему: авва, скажи мне, как спастись? Старец отвечал ему: если ты хочешь спастись, то когда придешь к кому, не начинай говорить, пока не спросят тебя. – Брат, пораженный сим словом, поклонился старцу и сказал: поистине, много читал я книг, но такого наставления ещё не знал. И пошел, получив большую пользу. Древний патерик Двери Рассуждение твоё да будет с разумными и всякая беседа твоя – в законе Вышнего. Да вечеряют с тобой мужи праведные... Сир.9:2021 Литургия верных. Рассудочная логика и дар понимания. Завеса. В ходе Божественной Литургии, после ектеньи об оглашенных, когда молящиеся в православном храме произносят слова прошения о помиловании всех некрещёных, иноверцев, заблудших и не ведающих, после того как священник развертывает на престоле антиминс, диакон, оборотись к собравшимся, громко произносит грозные и тяжёлые, как удар колокола, слова: «Елицы оглашенные изыдите!»... После чего все некрещёные должны покинуть храм. Не правда ли, странно для случайно зашедшего человека? Его просят уйти... Перед самым интересным. Может быть, ему любопытно... И меж тем, первые христиане действительно закрывали двери своих церквей, отсекая с этих слов всех случайных, праздных и некрепких в Вере... Церковная практика со временем изменилась. Сейчас остаются все. Но мы помним: начинается самое главное «Литургия Верных». В Таинстве православного богослужения происходит то, к чему человек должен заранее себя подготовить. Это непросто. Нужен определённый опыт. И главное – у человека должна быть внутренняя готовность, искренность сердца, расположенность души, чистота и незамутнённость сознания, трезвость мысли, понимание своих желаний и отсутствие гордыни. Тайны бывают страшными. Не все готовы к ним. И один из мотивов ограждения от непосвящённых – желание уберечь их от преждевременных, непосильных переживаний. Есть и иные причины... Во время Литургии Верных происходят события и звучат слова, полное значение и смысл которых понятен только людям уже знающим, более отчётливо осознающим происходящее. Рассудочная логика может привести здесь к недоразумению, от которого может зародиться и ненужное отчуждение или безвозвратное отторжение оглашенных. Им надо подготовить себя, но главное – им ещё надо получить дар понимания, именно тот, что дастся только при Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

П.В. Никитин Греческие сборники, содержанием которых служат нравственно-поучительные изречения, усвояемые древним подвижникам египетского монашества, и сказания об их подвигах, имеют в разных отношениях значительную историческую важность 1 . Они ценны, прежде всего, конечно, как один из источников для фактической, особенно бытовой истории монашества 2 и вместе как одно из самых ярких выражений тех идеалов, в которых учреждение, долго бывшее и не совсем ещё переставшее быть большою силой, видело свой смысл и оправдание. Иногда в изречениях и рассказах этих патериков и геронтиков, отечников и старчеств, как будто слышатся запреты и угрозы той свирепой аскетики, которой ненавистно всё, чем жизнь сладка и красна. Злом объявляются самые скромные услады человеческого существования, самые невинные чувственные восприятия: чириканье воробья и шелест тростника представляются уже опасными развлечениями для мыслей того, кто ищет спасения в удалении от мира 3 ; восхваляется отшельница, которая, прожив шестьдесят лет над Нилом, ни разу не взглянула на его воды, не полюбовалась великолепием его разливов 4 ; боязнь согрешить словом побуждает избегать разговоров даже о Священном Писании 5 . Послушание ставиться не только выше постничества и нестяжательности, но и выше великой любви, и всё потому, что те три добродетели приобретаются волей того, кто их приобретает, а послушание есть «умерщвление своей воли, порабощение чужому приказу» 6 . Ставится в пример отец, который, приняв монашество, бросает по приказу настоятеля в горящую печь своего нежно любимого сына 7 . Самые возвышенные порывы считаются греховными, пока они своевольны. «Сказали старцы: если увидишь, что младший брат по собственной воле восходит на небо, схвати его ногу и брось оттуда, ибо (то) не в пользу ему» 8 . Чем большее мучит себя человек борьбой со своей волей и с потребностями своего тела, тем пропорционально большей награды ожидает его в вечности. «Избрал себе подвигом старец сорок дней не пить. Когда становилось жарко, ополаскивал он свой кубок, наполнял его водой и вешал перед собой, а на вопрос братии, для чего это делает, отвечал: «чтобы больше мучиться жаждой и большую награду получить от Бога» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Безгневие См. также: Богослужение общественное . 93; Бодрствование . 97; Больной . 113; Мудрость . 534; Уединение . 1165. 8. Шум тростника мешает совершенному безмолвию Пришел некогда авва Арсений в одно место, где рос тростник и колебался от ветра. Старец спросил братьев: “Что это за шум?” Говорят ему: “Это шумит тростник.” Старец сказал им: “Да, если кто пребывает в безмолвии и услышит голос воробья, то сердце его не имеет уже прежнего покоя, как же трудно иметь его вам, слыша шум тростника” (Достопамятные сказания. С. 17. 25). 9. Авва Арсений избегал общения с людьми, потому что не мог быть одновременно и с Богом, и с людьми См. также: Воля своя ; Любовь к Богу . Авва Марк сказал авве Арсению: “Почему ты бегаешь от нас?” Старец отвечал ему: “Бог видит, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На Небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми.” (Древний патерик. 1874. С. 26. 5). 10. Впустив по ошибке в келию посетителя, авва Арсений пал ниц и не вставал до тех пор, пока посетитель не удалился Пришел к авве Арсению один отец и постучался у дверей. Старец, думая, что это был его послушник, отворил дверь. Увидев же, что это другой, пал ниц. Тот говорит ему: “Встань, авва! Дай мне облобызать тебя!” Но старец отвечал ему: “Не встану, пока ты не уйдешь.” И после долгих просьб старец не встал и оставался так, пока гость не удалился. (Достопамятные сказания. С. 24. 38). 11. Авва Арсений Великий не вступил в беседу с посетившим его братом, авва же Моисей преподал ему мудрое наставление. Некоему старцу было открыто, что безмолвие преподобного Арсения выше служения преподобного Моисея Поведали о некоем брате, приходившем в скит с целью увидеть авву Арсения, следующее. Этот брат пришел в скитскую церковь и убедительно просил священнослужителей, чтобы доставили ему возможность видеть старца. Они сказали ему: “Побудь здесь некоторое время и увидишь его.” Брат отвечал: “Я не вкушу никакой пищи прежде, чем увижу его.” Тогда священнослужители послали одного из скитских братий проводить этого брата до келии старца, которая находилась на весьма дальнем расстоянии от скитской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Подпишитесь на наш Телеграм Год подходит к концу, и мы решили посмотреть, какие статьи блога вызвали у вас наибольший интерес. Поехали:   12. «Современные патерики» . Подборка современных книг, более или менее подходящих под жанр патериков — собраний коротеньких историй о людях Церкви.   11. «Патерики из первого тысячелетия» . Подборка древних патериков: мученические акты, Лавсаик, Древний патерик, сирийские и византийские жития и т. д.   10. « Скончался Рене Жирар ». 4 ноября нас покинул Рене Жирар — один из крупнейших современных мыслителей, притом христианский. В статье мы вкртаце обрисовали его теорию и дали аннотированный список его книг.   9. « Христианские исторические романы ». Подборка исторической прозы: самураи, декабристы, мученики и многие другие в увлекательных и глубоких художественных произведениях.   8. « Что почитать летом ». Инклинги — английские христианские писатели середины ХХ века — и их книги. Так любимая нами английская христианская литература.   7. «Крест и Империя» . Подборка материалов, посвященная празднику Воздвижению Креста Господня, и небольшая статья: Христос и Империя, которая Его распяла, а потом крестилась в Его Имя.   6. «Как стать святым» . Подборка из 20 житий: мученик, юродивый, столпник, блудница, атеист, беспечный благотворитель и другие удивительне люди, которых Церковь объявила образцом святости.   5. «Дневники» . Подборка дневников: святых Николая Японского, Иоанна Кронштадтского, глубоких отца Александра Шмемана и отца Сергия Булгакова, философа Владимира Бибихина, писателя Михаила Пришвина и других.   4. «Христианские романы как святоотеческие наставления» . Почему и как романы могут помочь духовной жизни — и подборка полезной для души художественной прозы.   3. «Ислам: христианский взгляд» . Подборка христианских книг об исламе.   2. «Инопланетяне, роботы, христиане» . Рассуждаем о взаимоотношениях религии и научной фантастики и предлагаем подборку научной фантастики с религиозным уклоном.   1. «Спасенная сексуальность» . Совсем недавняя статья, ставшая самой популярной за год. Чем, на наш взгляд, потвердила верность высказанных в ней тезисов. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/top_12_m...

Глава XVII. О любви 1. Авва Антоний сказал: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо совершенная любовь вон изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ). 2. Опять сказал: от ближнего – живот и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то согрешим во Христа. 3. Говорили, что некто из старцев просил Бога показать отцов и увидел их всех, кроме аввы Антония. Тогда говорит он тому, кто показывал: где же авва Антоний? Тот ответил: в том месте, где Бог, там он. 4. Авва Агафон сказал: я никогда не засыпал, имея что-либо на кого и по силе моей не попускал никому уснуть, имея что-либо на меня. 5. Он же говорил: я никогда не давал вечери любви, но давать и принимать советы было для меня вечерею любви, полагая, что приобретение брата есть для меня плодоприношение. 6. Когда братия говорили о любви, авва Иосиф сказал: мы видели, что есть любовь, – и рассказал об авве Агафоне следующее: имел он нож; брат, пришедший к нему, похвалил его, и он не попустил ему выйти от себя иначе, как только взявши нож. 7. Авва Агафон говорил: если бы можно было мне найти прокаженного и дать ему тело мое, а его взять, я охотно бы сделал то. Ибо это есть совершенная любовь. 8. Говорили еще о нем, что некогда, придя в город продавать вещи свои, нашел он больного странника, брошенного на площади, за которым некому было ходить, и, наняв комнатку, остался с ним; от рукоделия своего платил наем, а остальное употреблял на нужды больного. Так прожил он там четыре месяца, пока не выздоровел больной, и потом с миром возвратился в келлию свою. 9. Рассказывали об авве Агафоне, что он тщательно исполнял всякую заповедь: если садился в лодку, первый брался за весло; когда приходили к нему братия, тотчас по молитве рука его поставляла трапезу, ибо он был исполнен любви Божией. 10. Шел некогда авва Агафон в город продавать вещи и на пути нашел одного прокаженного. Прокаженный говорит ему: куда ты идешь? Авва Агафон ответил: в город продавать вещи. Тот сказал ему: сделай милость, возьми меня туда. Он поднял его и принес в город. Тот говорит: где будешь продавать вещи, там и меня положи. Он сделал так. Когда он продал одну вещь, прокаженный спросил: за сколько ты продал ее? Он ответил: за столько-то. Тот сказал: купи мне какой-нибудь пирог! Он купил. Опять продает другую вещь. Тот спрашивает: за сколько? Сей отвечает: за столько. Тот говорит: купи мне то-то. И он купил. Когда таким образом продал он все вещи и хотел идти, говорит ему прокаженный: идешь? Он отвечает ему: иду. Тот сказал: сделай милость, опять снеси меня туда, где нашел. Он поднял его и принес на прежнее место. Тот говорит ему: благословен ты, авва Агафон, от Господа на небеси и на земли. Но, подняв очи свои, старец никого не увидел, ибо то был Ангел Господень, пришедший испытать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава XV. О смиренномудрии 1. Авва Антоний однажды, приникая в глубину судов Божиих, так молился: Господи! Почему иные умирают, не долгожительствуя, а иные состариваются? Почему одни бедны, а другие богаты? Почему неправедные богаты, а праведные бедны? И пришел к нему глас, глаголющий: Антоний! Себе внимай, а то – суть суды Божии, и тебе не полезно знать их. 2. Авва Антоний сказал авве Пимену: то есть великое делание человека, чтоб грех свой возлагать на себя пред лицем Божиим и ожидать искушения до последнего издыхания. 3. Еще сказал: никто без искушения не может войти в царствие небесное, ибо, не будь искушений – и никто не спасется. 4. Он же сказал: видел я все сети врага, простертые по земле, и, воздохнув, сказал: кто же может перейти их? И услышал голос, говоривший мне: смиренномудрие. 5. Однажды старцы пришли к авве Антонию, и был авва Иосиф с ними. Старец, желая испытать их, предложил изречение из Писания и начал спрашивать с младших: что значит сие изречение? Всякий говорил по своей силе, и старец каждому говорил: нет, не попал. После всех спросил он авву Иосифа: ты что скажешь о слове сем? Он отвечал: не знаю. Авва Антоний сказал: истинно, авва Иосиф нашел путь, потому что сказал: не знаю. 6. Некие трое из отцов имели обычай ежегодно приходить к авве Антонию. Двое из них спрашивали его о помыслах и о спасении души, а один всегда молчал, ничего не спрашивая. Спустя довольно долгое время, авва Антоний говорит ему: вот, столько времени ты приходишь сюда и ничего не спрашиваешь у меня? Он сказал в ответь: для меня достаточно видеть тебя, отче. 7. Приступили однажды к авве Арсению демоны и смущали его. Прислуживавшие ему, придя к нему и стоя вне келлии, слышали, как он взывал к Богу, говоря: Боже! Не остави мене! Ничего не делал я пред Тобою доброго, но даждь мне, по благодати Твоей, положити начало! 8. Говорили о нем, что как никто при дворе не носил одежды лучшей его, так в церкви никто не одевался хуже него. 9. Некто сказал блаженному Арсению: как мы при такой мудрости и таком учении не имеем ничего, а сии дикие простецы и египтяне стяжали такие добродетели? Говорит ему авва Арсений: мы от учения мирского ничего не имеем, а сии простецы и египтяне трудами своими стяжали добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010