Все они объединены общим техническим решением и своеобразным стилем, главной приметой которого является уникальная живописная манера (напр., светотеневые моделировки одежд, выполненные в определенной гамме, с использованием оттенков синего, зеленого, красно-коричневого); создатели этих произведений могли быть знакомы с образцами европ. шитья (т. н. опус англиканум). В ряде плащаниц (Тихвинской (ГРМ), из Антониева мон-ря и т. н. Мелетовской (обе - НГОМ)) использованы те же приемы, но не в столь совершенной форме. Возможно, эти плащаницы были созданы во 2-й пол. XV в. под влиянием «евфимиевских вещей» менее искусными мастерами. Е. А. Немыкина Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. 2 ч.; Щепкин В. Н. Новгородская школа иконописи по данным миниатюры//Тр. XI археол. съезда в Киеве, 1899 г. М., 1902. Т. 2. С. 183-208; Некрасов А. И. Вел. Новгород и его худож. жизнь. М., 1924; Лазарев В. Н. Новгород Великий//История рус. искусства. М., 1954. Т. 2. С. 7-15; он же. Живопись и скульптура Новгорода//Там же. С. 72-283; он же. Ранние новгородские иконы// Он же. Рус. средневек. живопись: Статьи и исслед. М., 1970. С. 103-127; Гордиенко Э. А. Росписи 1125 г. в соборе Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 1974; она же. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001; ДРИ. М.; Л., 1968. [Вып.:] Худож. культура Новгорода; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; она же. Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 1994; она же. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.]: Русь и страны визант. мира: XII в. С. 517-538; она же. Искусство книги в средневек. Руси: Лицевые рукописи Вел. Новгорода: XV в. М., 2011; она же. Новгородская живопись 2-й пол. XIII в.: Нек-рые наблюдения//Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вел. Новг., 2011. Вып. 4. С. 99-115; Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерус. книг: Новгород и Псков: XII-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

1758 Герстелъ Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, с. 76–77. 1760 Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве//Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 68. 1761 Riant R. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Vol. 1–2. Genevae, 1887; Лопарев X. M. Книга Паломник. Сказание мест Святых во Царьграде Антония, Архиепископа Новгородского в 1200 году//ППС. Т. XVII, вып. 3. СПб., 1899, с. LXXXV–CIII. 1762 Пятницкий Ю. А. Обзор поствизантийских памятников в России (по данным архивных и печатных источников)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXIII. Л., 1991, с. 60. 1763 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996, с. 197. 1764 Grabar A. Le thème du gisant dans Part byzantin//Cahiers archéologiques 29 (1980–1981), р. 143–156. Это наблюдение, высказанное А. Грабаром, приводится в статье: Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 69–70. 1765 Памятник имеет значительную библиографию: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Т. I. М., 1995, 92. Среди научных исследований скульптуры необходимо отметить: А. В. Рындина. Балканские аспекты в исследовании статуи «Никола Можайский»//Искусство Византии и древней Руси. К столетию со дня рождения А. Н. Грабара. Международный симпозиум. 24–26 сентября 1996 г., Москва/Тез. докл. СПб., 1996, с. 53–55; она же. Скульптурная икона «Никола Можайский» XIV века. О месте образа в символическом пространстве храма//Иконостас, происхождение, символика. Ме- ждунар. симпозиум. 4–6 июня 1996 г., Москва/Тез. докл. М., 1996, с. 44–47. 1766 Это, прежде всего, иконы в собрании Третьяковской Галереи. Икона «Никола Можайский, с житием», первой четверти XVI в. (атрибуция Н. В. Розановой ) из церкви села Воинова Владимирской области; 105x79; инв. ДР 387 – Ростово-Суздальская школа живописи. Каталог выставки. М., 1967, 91, ил. 74. Икона «Никола Можайский» середины XVI в. (атрибуция Л. В. Ковтыревой) из Троице-Сергиевой лавры, которая до последнего времени связывалась с именем князя Ивана Андреевича Можайского; 29x20; инв. 17295 – Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI–XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. I. 259. Икона «Никола Можайский» XVI в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника, по преданию, благословение преподобного Сергия Радонежского при крещении родоначальника семьи Воейко Войтеговича; 33,3x26; инв. 5025 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уникальность крупных инициалов О. Е., рисунок к-рых не повторяется, определяется вплетенными в них необычными антропоморфными (в виде масок - «личин») и зооморфными (монстрообразными, хищными) элементами, в к-рых исследователи усматривают влияние разных художественных традиций: западноевропейской ( Лазарев. 1953. С. 268; Попова. 2003; Уханова. 2013), персидской ( Свирин. 1964. С. 56) и др. (В трудах болг. авторов до последнего времени распространено мнение, что не только О. Е. скопировано с болг. оригинала, но и его живопись и орнаментика восходят к болг. рукописи Х в.; см.: Иванова-Мавродинова В. За украсата на ръкописи от Преславска книжовна школа//Преслав. София, 1968. Т. 1. С. 84-91; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга. София, 1981. С. 23-24; др. работы. Исследования российских ученых опровергают это мнение.) Богатство использованных материалов, размер, программа декора подтверждают мнение исследователей о рукописи как памятнике гос. значения своего времени. Повторение миниатюр О. Е. в более поздних княжеских драгоценных напрестольных Евангелиях, прежде всего Новгорода, таких как Мстиславово Евангелие, позволило исследователям предположить, что образцом для этих роскошных кодексов служил некий подобным образом украшенный манускрипт киевского происхождения, возможно напрестольное Евангелие киевского Софийского собора ( Смирнова. 2008. С. 470). Влияние миниатюр О. Е. на художественное оформление литургических книг сохранялось до XIV в., о чем свидетельствует, напр., миниатюра «Ап. Иоанн Богослов с Прохором» в Федоровском Евангелии (ЯИАХМЗ. 15718. Л. 2 об., 1-я пол. XIV в.). В сер. XIX в. ювелир П. И. Сазиков по проекту И. И. Горностаева выполнил драгоценный оклад О. Е. (ныне хранится отдельно). Лит.: Стасов В. В. Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия//ИИАО. 1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334; Лазарев В. Н. Живопись и скульптура Киевской Руси//ИРИ. 1953. Т. 1. С. 155-232; он же. Византийское и древнерус. искусство. М., 1978. С. 227-296; Свирин А. Н. Остромирово Евангелие как памятник искусства//Тр. ГПБ. Л., 1958. Т. 5 (8) С. 47-55; он же. Искусство книги Др. Руси XI-XVII вв. М., 1964. С. 53-56, 171-172; Popova O. Les miniatures russes du XIe au XVe siècle. Leningrad, 1975. Р. 10-13. Il. 1-3; она же (Попова О. С.). Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 181-184, 262-263; Смирнова Э. С. Миниатюры Остромирова Евангелия: Особенности иконографии//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 457-472; Уханова Е. В. Западноевропейские источники в древнерус. книжной культуре XI в. и Остромирово Евангелие//Путем орнамента: Исслед. по искусству Визант. мира: Сб. статей. М., 2013. С. 206-230.

http://pravenc.ru/text/F?nelon .html

вместе с основателями Троицких мон-рей и рус. юродивыми. Серебряная крестообразная пластина раннего XVII в. с «Распятием» и со святыми (ГРМ) включает М. в более широкий круг образов вселенских и рус. чудотворцев: здесь М. изображен вместе с прп. Кириллом Белозерским, блгв. Михаилом Черниговским и прп. Антонием Римлянином (Святые земли Русской. 2010. Кат. 288). Расцвет почитания М. приходится на кон. XVI в. В сер. 80-х гг. XVI в. по повелению царя Феодора Иоанновича «зачали делати раки серебряные кованыя многоценныя великим светильником, столпом Руския земли» для мощей 3 Московских святителей, блж. Василия Московского, преподобных Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского, Кирилла Белозерского и М. Включение святого в этот ряд говорит об особом интересе к его личности. Рака для мощей М. была окончена уже в царствование Бориса Годунова, который в 1602 г. «ходил… в Колязин монастырь и нес раку к Макарью чюдотворцу» (ПСРЛ. Т. 34. С. 199, 203; в других источниках создание раки приписывается Борису, а переложение мощей М. датируется 1599 или упом. без даты: ПСРЛ. Т. 14. С. 56; Т. 31. С. 147). В 1610 г. раку уничтожили (или сильно повредили) и, возможно, вывезли польско-литов. интервенты, захватившие Калязинский мон-рь (ПСРЛ. Т. 14. С. 102; Т. 34. С. 254). Однако вид этого монументального реликвария можно реконструировать по сохранившимся деревянным и серебряным ракам XVI-XVII вв. или их фрагментам, а также по описаниям гробниц рус. святых в описях храмов (основные сведения см.: Соколова И. М. Древнерусские скульптурные надгробия и культ святых мощей//Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции. М., 2003. Вып. 4: Россия и восточно-христианский мир: Средневек. пластика/Ред.-сост.: А. В. Рындина. С. 119-127; Журавлёва И. А. Об одном из типов драгоценных реликвариев на Руси в XVI-XVII вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Русское искусство Позднего Средневековья XVI в. С. 397-416). Очевидно, на стенках раки размещались фигурные или круглые клейма с текстами из Жития преподобного и со вкладным «летописцем», а на крышке находилась чеканная (или написанная на доске и украшенная драгоценным окладом) фронтальная фигура преподобного с благословляющей десницей и со свитком в левой руке.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

п. празднуются больше одного дня. Многодневное празднование Д. п. имеет следующую структуру: предпразднство (1 день у всех праздников, кроме Рождества Христова и Богоявления, у к-рых 5 и 4 дня соответственно; Вход Господень в Иерусалим и Пятидесятница не имеют предпразднства), сам праздник, попразднство (от 1 до 8 дней; попразднства не имеет Вход Господень в Иерусалим, а также в определенных случаях Сретение и Благовещение), отдание (последний день попразднства; у Входа Господня в Иерусалим отдание праздника совершается на вечерне в день праздника). В дни предпразднства и попразднства статус службы определяется статусом памяти святого, празднуемого в этот день, последование праздника соединяется с рядовым последованием Минеи. Число дней попразднства строго фиксировано (за исключением Сретения, у к-рого длина попразднства определяется близостью Великого поста). В день отдания последование праздника не должно соединяться с др. последованиями (кроме отдания Введения, но при совпадениях с полиелейным или бденным святым последования отдания и святого обычно соединяются) и совершается по чину славословной службы (повторяется все последование праздника, кроме входа и чтений на вечерне и всего полиелейного комплекса на утрене). Отдание Богородичных праздников имеет ту особенность, что на литургии к дневным чтениям прибавляются Богородичные. Лит.: Дебольский Г. , прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1837. Ч. 1-6. М., 1996р. Т. 1-2; Дмитриевский. Описание; Никольский. Устав; Сергий (Спасский). Месяцеслов; D ö lger F. , Weigand E. , Deindl A. Mönchsland Athos. Münch., 1943; Лазарев В. Н. Фрески Софии Киевской. М., 1960; он же. История визант. живописи. М., 1986; он же. Рус. иконопись от истоков до нач. XVI в. М., 1996; Εορτα, δδεκα//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 742-756; Винокурова Э. П. Модель меднолитого складня «Двунадесятые праздники» кон. XVII - нач. XVIII в.//Древнерус. скульптура: Проблемы и атрибуции/Под ред. А. В. Рындиной. М., 1991. С. 128-172; Walter Ch. A New Look at the Byzantine Sanctuary Barrier//RÉB. 1993. Vol. 51. P. 223-228; Esbroeck M. , van. La lettere de Justinien pour la fête de l " Hypapante en 562//AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 65-84; Сорокатый В. М. Праздничный ряд рус. иконостаса//Иконостас: Происхождение. Развитие. Символика. М., 2000. С. 465-489; Сушкевич Н. Особенности формирования нотированных сб-ков нач. XVII в. (по ркп. РНБ ОСРК Q I 1408)//Гимнология. Вып. 1. Кн. 1. С. 319-325; Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Моск. Кремля: Деисусный и праздничный ряды иконостаса: Кат. М., 2004; Яковлева А. И. Визант. додекаортон и рус. праздничные чины рублевской эпохи//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 74-87. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЗНАКИ ПРАЗДНИКОВ МЕСЯЦЕСЛОВА символы, используемые в правосл. богослужебных книгах для обозначения особенностей совершения службы в связи со степенью значимости того или иного праздника или памяти святого

http://pravenc.ru/text/двунадесятых ...

Павлова К. В., 1974. Могильники у деревень Мольничи и Сулятичи//КСИА. Вып. 139. Падин В. А., 1985. «Большой курган» старого Трубчевска//СА. Памятники литературы Древней Руси XII в. 1980. М. Памятники литературы Древней Руси XIII в. 1981. М. Панова Т. Д. 1989. О назначении мелкой деревянной антропоморфной скульптуры X–XIV вв.//СА. Пастернак Я., 1944. Старий Галич. Льbib. Пастернак Я., 1961. Apxeoлoriя Ykpaihu. Торонто. Пашуто В. Т., 1950. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М. Пашуто В. Т., 1970. Монгольский поход в глубь Европы//Татаро-монголы в Азии и Европе. М. Пекарська Л. В., Пуцко В. Г., 1989. Дabhьopycьki ehkoлniohu в збipцi музею icmopii м. Kuiba//Археология. Пескова Л. А., 1980. Древний Изяславль//КСИА. Вып. 164. Петегирич В. М., 1980. Из истории экономических и культурных связей Галицко-Волынской Руси в X–XIII вв. (по археологическим данным)//Славянские древности. Киев. Петрухин В.Я., 1975. Ритуальные сосуды из курганов Гнездова и Чернигова//Вестник МГу. История. Петрухин В. Я., 1978. О картине мира у скандинавов-язычников//Скандинавский сборник. Вып. 17. Таллин. Петрухин В. Я., Чернецов А. В., 1991. Конференция «Древнерусское язычество и его традиции»//СА. Nickoba Т. О., 1988. Скарбы стародавнього Изяславля//Apxeoлoriя. Плетнева С. А., 1958. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях//МИА. Плетнева С. А., 1964. О построении кочевнического лагеря – вежи//СА. Плетнева С. А., 1967. От кочевий к городам. М. Плетнева С. А., 1973. Древности черных клобуков//САИ. Вып. EI–19. Плетнева С. А., 1974. Половецкие каменные изваяния//САИ. Вып. Е–2. Плетнева С. А., 1989. На славяно-хазарском пограничъе. М. Плетнева С. А., Афанасьев Г. Е., Винников А. З., Флеров B. C., 1979. Советско- Болгарско-Венгерская экспедиция//АО. 1978. М. Повесть временных лет. 1950. М.; Л. Покровская Л. В., 1983. Земледельческая обрядность//Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Т. 4: Исторические корни и развитие обычаев. М. Полубояринова М. Д., 1987. Керамика городища Слободка//Никольская Т. Н. Городище Слободка XII–XIII вв. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

193 Якобсон А. Л. Средневековый Херсонес (XII – XIVbb.). М.-Л., 1950 (МИА.Вып. 17). С. 35. Рис. 2в; Белов Г. Д., Якобсон А. Л. Квартал XVII(packonku 1940 г.)//Материалы по археологии юго-западного Крыма (Херсонес, Мангуп). М.-Л., 1953 (МИА. Вып. 34). С. 147. Рис. 30; Корзухина Г. Ф. О памятниках «корсунского дела» на Руси: (По материалам литья)//Византийский временник. Т. XIV. М., 1958. С. 135–136. Табл. IV:1; Византийский Херсон. Каталог выставки. М., 1991. С. 148–149. Кат. 156. 194 Стерлигова И. А. Киотный крест из Херсонесского музея и русские меднолитые киотные кресты XII–XIVbb.//Древнерусская скульптура: Проблемы и атрибуции. Сборник статей. М., 1993. Вып. 2. Ч. 1. С. 4–19. 195 Пескова А. А. Херсонесский киотный крест и его место среди синхронных памятников древнерусской культовой пластики//Церковная археология. Вып. 4. СПб., 1998. С. 238–252. 196 Пуцко В. Г. Бронзовый киотный крест из Херсонеса (Византийско-киевская металлопластика начала XIII в.)//Византийский временник. Т. 58. М., 1999. С. 165–171. 197 Пуцко В. Г. Художественное ремесло Киева начала XIII века (по данным археологических находок)//Проблемы славянской археологии (Труды VI Международного Конгресса славянской археологии. Т. 1). М., 1997. С. 321–323; он же. Киевское художественное ремесло начала XIII в. Индивидуальные манеры мастеров//Byzantinoslavica. T. LIX. Prague, 1998.C. 315–317. Табл. VI–VII. 198 Фронджуло М. А. Раскопки в Судаке//Феодальная Таврика: Материалы по истории и археологии Крыма. Киев, 1974. С. 144–145. Рис. 8. 200 Пескова А. А. Херсонесский киотный крест и его место среди синхронных памятников древнерусской культовой пластики. С. 238. Рис. 2, 3. 201 Пуцко В. Киевская сюжетная пластика малых форм (XI–XIIIbb.)//Зборник посветен на Бошко Бабик. Прилеп, 1986. С. 174–177. 202 См.: Археология Прикарпатья, Волыни и Закарпатья (Раннеславянский и древнерусский периоды). Киев, 1990. С. 190–191. Рис. 23; Пекарская Л. В., Пуцко В. Г. Византийская мелкая пластика из археологических находок на Украине//Южная Русь и Византия. Киев, 1991. С. 136–137. Рис. 8–12.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., 1969. Древняя Индия. М. Бohдapibcьkuй М. С., 1983. Про «norahcьki koмehi» в Карпатах//Apxeoлoriя. Боровский Я. Е., 1983. Мифологический мир древних киевлян. Киев. Боровский Я. Е., 1987. Язычество древнего Киева//Труды V МКСА. Т. 3. Вып. 2а. Киев. Боровський Я. Е., 1992. Cbimorляд дabhix киян. Kuib. Боровский Я. Е., Калюк О. П., 1989. Hobi дocлiджehhя Kuibcьkoro дитинця//Проблемы icmopii та apxeoлorii. Kuib. Боровский Я. Е., Моця А. П., 1990. Концепция язычества и христианства в зарубежной историографии и данные археологии//Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Киев. Боровский Я. Е., Сагайдак М. А., 1985. Археологические исследования Верхнего Киева в 1978–1982 гг.//Археологические исследования Киева 1978–1983 гг. Киев. Брайчевский М. Ю., Довженок В. И., 1967. Поселение и святилище в селе Иванковцы в Среднем Поднестровье//МИА. Бубенько Т. С., Зайковский Э. М., Поздняков B. C., 1988. Исследования Белорусской экспедиции//АО. 1986. М. Бурнашев Г. В., 1982. Скалы Довбуша. Ужгород. Вагнер Т. К., 1963. Четырехликая капитель из Боголюбова//Славяне и Русь. М. Вагнер Т. К., 1979. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М. Вагнер Г. К, 1987. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М. Ваклинов С., 1977. Формиране на старобългарската культура. София. Велецкая Н. Н., 1968. О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн Фадлана о похоронах «руса»)//Шестой Международный съезд славистов. Доклады советской делегации. М. Велецкая Н. Н., 1978. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М. Велецкая Н. Н., 1982. О рудиментах языческих ритуальных действ в славянобалканской погребальной обрядности//Материали од VI Международн балканскиот симпозиум. Ckonje. Велецкая Н. Н., 1984. Языческая символика антропоморфной ритуальной скульптуры//Культура и искусство средневекового города. М. «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI–XIII вв. 1987. М. Веселовский Н., 1921. Роль стрелы в обрядах и ее символическое значение//ЗВОРАО. Т. 25. Вып. 1–4.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Дончева-Петкова Л., 1985. Древнеруски кръстове-енколпиони от България//Археология. Кн. 1. София. Дубов И. В., 1987. Языческие культы населения Ярославского Поволжья IX–XIII вв. (по археологическим данным)//Генезис и развитие феодализма в России. Л. Дубов И. В., 1990. Новые источники по истории древней Руси. Л. Дуйчев И. С., 1976. К вопросу о языческих жертвоприношениях в древней Руси//Культурное наследие древней Руси. М. Дюмезиль Ж., 1986. Верховные боги индоевропейцев. М. Елизаренкова Т. Я., 1972. Древнейший памятник индийской культуры//Ригведа. Избранные гимны. М. Ефименко П. П., Третьяков П. Н., 1948. Древнерусские поселения на Дону//МИА. Жеребцов Л. Н., Конаков Н. Д., Королев К. С., 1985. Из жизни древних Коми. Сыктывкар. Жиромский Б. Б., 1958. Древнеродовое святилище Шолом//МИА. 61. Жулкус В. В., Климка Л. А., 1988. Астрономическая интерпретация исследований горы Бируте в Паланге//Историко-астрономические исследования. Вып. 20. М. Журавлев А. Ф., 1978. Охранительные обряды, связанные с падежом скота, и их географическое распространение//Славянский и балканский фольклор. М. Журжалина Н. П., 1961. Древнерусские привески-амулеты и их датировка//СА. Забашта P. M., 1987. До питания eboлюцii й фopмaльhooбpaзhoi структури мohyмehmaльhoi скульптури слов " яh-язuчhukib//VII Noдiльcьka icmopuko-kpaeзhabчa kohфepehцiя. Тези дonobiдeй. Кам " яheць-Noдiльcьk. Забелин М., 1880. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, поэзия. В 4 частях. М. Зайкоуст Э., 1990. Kaмяhi шмат аб чим нам гавораць//Мастацтва Бeлapyci Т. 1. Минск. Зализняк А. А., Иванов В. В., Топоров В. Н., 1962. О возможности структурно- типологического изучения некоторых моделирующих семиотических систем//Структурно-типологические исследования. М. Замалеев А. Ф., Зац В. А., 1981. Мыслители Киевской Руси. Киев. Зверуго Я. Г., 1989. Верхнее Понеманье в IX–XIII вв. Минск. Зеленин Д. К., 1916. Очерки русской мифологии. Умершие неестественной смертью и русалки. Пг. Вып. 1. Зеленин Д. К., 1928. Древнерусская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая//Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. Л.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2, 3; Т. 3; Т. 6. Вып. 1; Т. 10; Т. 18; Т. 21. Ч. 1; Т. 23-25; Т. 38; Т. 41 (по указ.); Халанский М. Г. Мат-лы и заметки по истории древнерус. героического эпоса. [Ст. 2]: Плач вел. кн. Юрия Всеволодовича//ИОРЯС. 1903. Кн. 8. 2. С. 169, 175-176; Минея (МП). Февраль. С. 143-154 [Служба Г.]; Июнь. Ч. 2. С. 248. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 32-43; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 122-124; Описание о российских святых. С. 217-218; Жизнь и деяния св. блгв. вел. владимирского кн. Георгия (Юрия) II Всеволодовича. Н. Новг., 1889; Св. блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович, чудотворец Владимирский. Вязники, 1889; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 47-55; Март. С. 24-30; Серебрянский Н. [И. ] Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151, 182; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961-1962. Т. 1-2; Кучкин В. А. формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси X-XIV вв. М., 1984; Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Л., 1987; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 229. С. 459; Лазарева Н. Ю. «Непобедимые сопротивными силами»: Судьба св. мощей рус. угодников Божиих в XX в.//ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 29; Самойлова Т. Е. Св. кн. Георгий Владимирский: История почитания//Макарьевские чт. Можайск, 1998. Вып. 6. С. 145-154; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003; он же. Житие Георгия Всеволодовича//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 377-380 [Библиогр.]. А. А. Горский Иконография Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Вел. кн. мч. Георгий Всеволодович. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Г. В. достаточно обширна, включает образцы, свидетельствующие о его почитании в московских, во владимирских и в нижегородских землях. По мнению нек-рых исследователей (Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер и др.), прижизненное изображение Г. В. входит в состав рельефной композиции в тимпане вост. закомары сев. фасада Димитриевского собора во Владимире (90-е гг. XII в.): представлен восседающий на престоле «правитель» с отроком на коленях и 4 отроками по сторонам. Согласно традиц. интерпретации сюжета, это изображение вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и 5 его сыновей, родившихся к моменту строительства храма, в т. ч. Г. В. ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 436; Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси, XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969. С. 258); в последнее время эта версия подвергается сомнению мн. исследователями (ПЭ. Т. 9. С. 556).

http://pravenc.ru/text/164457.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010