С кон. XV в. К. нередко изображался в керамическом декоре храмов. Так, на одном из изразцов, украшавших барабан псковской ц. вмч. Георгия «со Взвоза» (1494), представлен К. в окружении длиннобородых старцев, вокруг него в медальонах - птицы и барсы ( Плешанова И. И. Псковские архитектурные керамические пояса//Сов. Арх. 1963. 2. С. 213). Изображения К. присутствуют на изразцах XVI-XVII вв., напр. из Троицкого Макариева калязинского монастыря (XVI в., Калязинский краеведческий музей). Наиболее поздняя группа изображений К. связана с Полканом - персонажем «Повести о Бове Королевиче», популярным в рус. фольклоре и народном искусстве и часто изображавшимся в виде кентавра. Напр., бой Бовы Королевича с кентавром Полканом представлен на изразце из Троицкой ц. в Костроме (1650, ГНИМА). Ист.: Буслаев Ф. И. Историческая христоматия церковнослав. и древнерус. языков. М., 1861. С. 718-721; Толковая Палея 1477 г.: Воспроизв. синод. рукописи 210. СПб., 1892. Вып. 1; Сказание о том, как был взят Китоврас Соломоном//БЛДР. 1999. Т. 3: XI-XII вв. С. 175-179. Лит.: Веселовский А. Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. СПб., 1872; Mazon A. Le Centaure de la légende vieux-russe de Salomon et Kitovras//RES. 1927. Т. 7. P. 42-62; Рыбаков Б. Л. Ремесло Др. Руси. М., 1948; он же. Архитектурная математика древнерусских зодчих//Сов. Арх. 1957. 1. С. 83-112; Арциховский А. В. Колонна из новгородских раскопок//ВМУ. 1954. 4. С. 65-68; Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси: г. Юрьев-Польской. М., 1964. С. 111-116; он же. Скульптура Др. Руси: XII в., Владимир, Боголюбово. М., 1969; Даркевич В. П. Светское искусство Византии: Произведения визант. худож. ремесла в Вост. Европе X-XIII в. М., 1975. С. 196-200; Чернецов А. В. Древнерусские изображения кентавров//Сов. Арх. 1975. 2. С. 100-109; он же. К изучению символики Новгородских врат 1336 г.//КСИА. 1975. 144. С. 40-46; он же. Об изображениях кентавра, обнажающего меч//Там же. 1981. 166. С. 56-63; Соловьёва И. Д. Книжник и иконописец Ефрем - современник Ефросина//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 268-279; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Художественный металл XI-XV вв. М., 1996. С. 265. Кат. 64; Уваров А. С. Русская символика/Публ., вступ. ст., примеч.: Я. Э. Зеленина//Рос. архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVII-XX вв. М., 1999. Т. 9. С. 622-623, 634-635; Белова О. В. Славянский бестиарий: Словарь названий и символики. М., 2001. С. 142-143; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Новгороде. М., 2002. С. 60-64.

http://pravenc.ru/text/1841151.html

А. Ю. Казарян, М. С. Желтов Новгородский А. Единственный сохранившийся древнерус. А. сооружен в 1533 г. при архиеп. Макарии для Софийского собора в Новгороде. Это круглое в плане архитектурное сооружение из сосны, 12 колонок делят его на 12 звеньев, а горизонтальные тяги - на 5 ярусов (высота 2,79 м, длина окружности 6,91 м). По описанию Новгородской летописи, «амбон велми чуден и всякия лепоты исполнен: святых в нем от верха в три ряды тридесят... а по всему амбону резью и различными подзоры и златом лиственным велми преизящно украшен и удивленья исполнен; а от земля амбону устроены яко человечки дровяные дванадесят, и всякими вапы (красками.- Ред.) украшены и во одеждах, и со страхом яко на главах держат сию святыню, велми лепо видети...» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 291). В Чиновнике новгородского Софийского собора (1626-1634) упоминается, что А. устанавливался напротив царских врат, дверцы его в определенные моменты службы закрывались завесами; для совершения чинов пещного действа , умовения ног , омовения святых мощей А. отодвигали в сторону ( Голубцов. С. 28, 58, 194, 199, 218). Тема духовного восхождения к идеальному Граду, Небесному Иерусалиму, получила развитие в художественном облике новгородского А., по форме напоминающего храм. 12 столбиков, 12 проемов-врат, ярусное членение, изображение родоначальников колен Израилевых над проемами в нижнем регистре и херувимов на столбиках, золочение - все это является аллюзией образа Небесного Града, возникающего в Апокалипсисе (Откр 21. 12-21) и в Книге пророка Иезекииля (Иез 48. 31-35). В 1860 г. из новгородского Софийского собора А. был вывезен в Петербург, в Имп. Академию художеств , откуда в 1898 г. поступил в Русский музей . В наст. время находится в ГРМ; изображения святых в 3 верхних ярусах, одна из скульптур нижнего ряда, фрагменты орнаментальной резьбы, роспись и позолота, всходы («степени»), настил и дверцы А. утрачены. Ист.: РГИА. Ф. 786. Оп. 3. Д. 35. Л. 35-43; Голубцов. Чиновник. Лит.: Толстой И. И., Кондаков Н. П. Русские древности в памятниках искусства. СПб., 1899. Вып. 6. С. 156, 157; Спицын А. А. Пещное действо и халдейская пещь//ЗРАО. 1901. Т. 12. В. 1-2. С. 95-131; Бенешевич В. П. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. Т. 1. С. 97а; Некрасов А. И. Очерки декоративного искусства Древней Руси. М., 1924. С. 73-74; он же. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 231-239; Плешанова И. И., Лихачёва В. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. Гос. Русского музея. Л., 1985. С. 17-18; Клюканова О. Новгородский амвон 1533 г.//София. Новгород, 1998. 4. С. 18-20.

http://pravenc.ru/text/амвона.html

Изучали и рядовые сельские поселения, особенно интенсивно на территории Сев.-Зап. и Сев.-Вост. Руси. Коллектив сотрудников ГИМ, разрабатывавший историю древнерус. деревни, опубликовал 4 вып. «Очерков по истории русской деревни X-XIII вв.» (М., 1950, 1956, 1959, 1967). Была составлена карта селищ, дана их характеристика, рассмотрены сельское хозяйство, промыслы, быт. В 60-70-х гг. были изданы сводки по истории стрел, луков, колчанов ( Медведев. 1966) и др. видов наступательного и оборонительного оружия; Кирпичников в неск. выпусках «Свода археологических источников» представил по категориям большинство известных находок мечей, сабель, доспехов, шлемов, щитов, стремян, удил и т. д. ( Кирпичников. 1966, 1971, 1973, 1975), дав четкую типологию, хронологию и общую картину развития военного дела на Руси. Д. Р. а. позволила изучить домостроительство на массовом материале, реконструировать отдельные постройки и проследить их эволюцию в Сев.-Зап. Руси ( Спегальский. 1972). Раппопорт (1975) составил общую сводку жилищ на территории Руси, изучив связь их плановой схемы с изменением типа печей. Огромный материал дал Вел. Новгород. В 1980-2000-х гг. новые данные о домостроительстве IX-XI вв. принесли раскопки на Подоле в Киеве (М. А. Сагайдак). Раскопки Новгородской археологической экспедиции в Вел. Новгороде (Арциховский, Янин и др.) открыли деревянные изделия, к-рые плохо сохранились в др. городах, и новый вид письменных источников - берестяные грамоты. Благодаря сохранившимся настилам деревянных мостовых была создана надежная хроно-стратиграфическая шкала новгородских и общих для Др. Руси типов вещей. Достижения археологии в изучении древнерус. зодчества отражены в исследованиях по архитектуре древнего Киева ( Каргер. 1958, 1961), Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. ( Воронин. 1961-1962), Смоленска ( Раппопорт. 1979), в корпусе сведений по памятникам всей Др. Руси, в истории ее строительной техники ( Раппопорт. 1982, 1994). Большой вклад в изучение древнерус. архитектуры и ее белокаменной скульптуры внесли работы Вагнера (1964, 1969), восстановившего архитектурные формы и убранство Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, храмов Владимира и Суздаля. Существенное значение для иконографически-архитектурного и историко-литургического анализа архитектуры имели труды А. И. Комеча и Т. А. Чуковой . В наст. время изучение архитектурной археологии Др. Руси продолжается в С.-Петербурге (В. А. Булкин, группа археологов под рук. О. М. Иоаннисяна в ГЭ), в Киеве (Г. Ю. Ивакин, Е. А. Архипова), в Москве (Л. А. Беляев ) и в др. городах.

http://pravenc.ru/text/180421.html

Соч.: Очерки из истории слав. орнамента: Человеческая фигура в рус. тератологическом рукописном орнаменте XIV в. СПб., 1913. (ПДПИ; 183); Троицкий собор Александровской Слободы//Изв. Об-ва преподавателей графических искусств. М., 1916. 4/6. С. 22-30; Древний Псков и его худож. жизнь. М., 1923; Древние подмосковные: Александровская слобода, Коломенское, Измайлово. М., 1923; Организация массы в архитектуре//Изв. Иваново-Вознесенского политехн. ин-та. 1923. Т. 7. Вып. 2. С. 5-27; Вел. Новгород и его худож. жизнь. М., 1924; Византийское и рус. искусство: Учеб. М., 1924; Древнейшая рус. гравюра//Гравюра и книга. М., 1924. 2/3. С. 25-27; Книгопечатание в России в XVI-XVII вв.//Книга в России. М., 1924. Ч. 1. С. 63-126; Очерки декоративного искусства Др. Руси. М., 1924; Забытая подмосковная «Пехра-Яковлевское». М., 1925; «Тверские» врата Александровской слободы//Тр. отд. археологии РАНИОН. М., 1926. Вып. 1. С. 76-83; Худож. памятники Москвы и городов Моск. губ. М., 1928; Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1; Ориентализмы в первопечатном моск. орнаменте//Тр. секции археологии/РАНИОН. М., 1929. Вып. 4. С. 329-338; О стиле рус. архитектуры XVII в.//Тр. секции истории искусства/РАНИОН. М., 1930. Вып. 4. С. 138-149; Проблема происхождения древнерус. столпообразных храмов//Тр. Кабинета истории материальной культуры МГУ. М., 1930. Вып. 5. С. 17-50; Моск. Кремль: Стены и башни//Архитектура СССР. 1935. 10/11. С. 68-76; Новое здание гостиницы Моссовета//Там же. 2. С. 59-67; Первопечатная рус. гравюра//И. Федоров первопечатник. М., 1935. С. 73-93; Рус. ампир. М., 1935; Архитектура Истры и ее значение в общем развитии рус. зодчества//Ежегод. Музея архитектуры. М., 1937. 1. С. 9-51; Природа архитектурного музея//Тр. МИФЛИ. М., 1937. Т. 2. С. 65-77; Проблема творчества Баженова//Академия архитектуры. М., 1937. 2. С. 7-15; Пространство у Баженова и моск. архит. традиция//Там же. С. 55-57; Скульптурная декорация в древнерусском каменном зодчестве//Архитектура СССР. 1937. 1. С. 51-57; Чертежи А. Н. Воронихина: Колл. Музея архитектуры. М., 1938; Архитектурная проблемология в ист. аспекте. Воркута, 1943; Неск. слов о древнейшем датированном памятнике моск. литья//Искусство Др. Руси: Проблемы иконографии. М., 1994. С. 189-198; Теория архитектуры/Сост.: В. В. Кириллов, И. Л. Кызласова. М., 1994 [Список тр.: С. 470-475]; К вопросу возникновения Петропавловского собора в Ленинграде//Петербургские чт., 96. СПб., 1996. С. 78-79; Художественно-археол. памятники Чебоксар/Публ. и вступ. ст.: А. И. Мордвинова//Художественная культура Чувашии: 20-е гг. Чебоксары, 2005. С. 211-254 (соавт.: Е. А. Некрасова).

http://pravenc.ru/text/2564844.html

Привоз в XVII в. в Москву В. и.- это часть целенаправленного процесса собирания святынь рус. гос-вом, осознававшим себя наследником Нов. Рима - К-поля, хранителем Православия. Отношение к рус. царю как к будущему освободителю греков, а не только надежда на богатую милостыню побуждали греч. иерархов и торговых людей везти в Москву святыни, почитаемые всеми христ. народами. Многие из этих реликвий после разорения К-поля крестоносцами и турками оказались в руках частных лиц. Ист.: Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г.//РИБ. Т. 3. Стб. 667-670. Лит.: Левшин А. Ист. описание первопрестольного в России храма Моск. большого Успенского собора и о возобновлении первых трех моск. соборов: Успенского, Благовещенского и Архангельского. М., 1783. С. 28, 144-145; Снегирев И. Памятники моск. древности. М., 1842-1845. С. 16-17; Казанский П. Село Новоспасское, Деденево тож, именуемое Влахерны. М., 1847. С. 17. Примеч. 9, 10 на с. 81-83; Каптерев Н. Характер отношений России к Правосл. Востоку в XVI и XVII вв. М., 1885. С. 75, 80, 83, 85-89, 98; Кондаков Н. П. Визант. церкви и памятники К-поля. Од., 1886. С. 23; он же. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 142, 148-151; он же. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 187-189; Спасо-Влахернский общежительный мон-рь. М., 1894. С. 20; Успенский А. И. Царские иконописцы. С. 195, 354; Порецкий Н. Село Влахернское, имение кн. С. М. Голицына. М., 1913. С. 40-42; Греч.-рус. связи сер. XVI - нач. XVIII вв.: Греч. док-ты моск. хранилищ: Кат. выст./Сост. Б. Л. Фонкич. М., 1991. Кат. 48, 56; Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Моск. Кремля//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.: ] Исслед. и атрибуции. С. 413-427; она же. Греч. рельефная икона «Богоматерь Одигитрия Влахернская»//Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. Прил. 2. С. 282-287; «Сказание о Влахернской иконе Богородицы»: [Публ.]//Мир Божий. 1999. 1(4). С. 24-29; Фонкич Б. Л. Чудотворные иконы и свящ. реликвии Христ. Востока в Москве в сер. XVII в.//Очерки феодальной России. М., 2001. Вып. 5. С. 83-89; Сидоренко Г. В. Икона «Богоматерь Влахернская» в собр. ГТГ: Нек-рые итоги исследования//Россия и Вост.-христ. мир: Средневек. пластика. Древнерус. скульптура: Сб. ст./Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 2003. Вып. 4. С. 67-77.

http://pravenc.ru/text/155029.html

Козьма Индикоплов 1552 – Козьма Индикоплов. Христианская топография – ГИМ, рук. 1552 г. Синодальное собр., 997. Кондаков 1900 – Кондаков Н. П. Македония. Археологическое путешествие. СПб, 1900. Кондаков 1902 – Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб, 1902. Кондаков 1905 – Кондаков И. П. Лицевой иконописный подлинник Т. 1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб, 1905. Кондаков 1914–1915 – Кондаков H. II Иконография Богоматери. Пг, 1914–1915. Т. 1–2. Кондаков 1933 – Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4, ч. 2. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря 1851 – Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря//Записки ОРСА И АО. СПб, 1851. Т. 1, отд. 3. С. 46–139. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1890 – Кормовая книга XVI века библиотеки Троице-Сергиевой лавры//Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергеевой лавры. М., 1890. Ч. 2. С. 45–64. Косицына 1995 – Косицына М. Ю. Лицевое шитье XVII века из княжеских и боярских светлиц в собрании музея «Новодевичий монастырь»//Древнерусское художественное шитье. М, 1995. С. 115–126 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль»; 10). Косцова, Моисеенко 1977 – Косцова 4, Моисеенко Е. Две шитые иконы XV века//Сообщения Гос. Эрмитажа. Л, 1977. Вып. 42. С. 18–20. Косцова, Федорова 1999 – Косцова А С, Федорова Г. Г. Пелена «Князь Михаил Черниговский» XVI века и ее реставрация//Реставрационный сборник/Гос. Эрмитаж. СПб, 1999. 2. С 18–24. Кудряшов 1987 – Кудряшов Е. В. Солигалич. М., 1987. Кутилова 1941 – Кутилова Е. Вновь реставрированный памятник XVI века//Сообщения Гос. Русского музея. Л, 1941. Выи. 1. С. 17–20 Кызласова 2001 – Кызласова И. Л. Из истории русской эмиграции 1920-х–1930-х годов: сестры Шабельские. По материалам архива Института им. Н. Г. Кондакова в Праге//Искусство христианского мира/Свято-Тихоновский Богословский институт. М, 2001. Вып. 5. С. 319–329. Лазарев 1947 – Лазарев В. И. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. Лазарев 1955 – Лазарев В. Н. Живопись и скульптура великокняжеской Москвы//История русского искусства. М, 1955. Т. 3. С. 71–214.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

С.С., Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; его же, Литература, в кн.: Культура Византии, М.,1984 (там же дана библиография); Батюшков Ф.Д.(ред.), История западной литературы (1800–1910), т.1–4, М.,1912–1917; Библейские мотивы, вып.1–3, СПб.,1896–1898; Волынский А., Библейские песни русского поэта (стихотворения К.Фофанова (1880–1887), «Восход», 1887, его же, Библия в русской поэзии, там же, 1887, 9); Всеобщая история. Аннотированный указатель художеств. литературы, М.,1958; Евгений (Дикалов), Религиозно-нравственные стихотворения, относящиеся к событиям жизни Господа нашего Иисуса Христа, СПб.,1890 3 ; свящ.Жилов И.И., Что говорят знаменитые люди о Библии, Юрьев, 1913 2 ; Земная жизнь Иисуса Христа в изящной литературе, живописи и скульптуре, кн.1–12, СПб.,1912; В.Н., Арфа Давидова в русской поэзии, Брюссель, 1960; История английской литературы, т.1–3, М-Л., 1943–1958; История всемирной литературы, т.1–6, М.,1983–1989; История немецкой литературы, т.1–5, М.,1962–1976; История русской литературы, М.,1980, т.1; Каррьер М., Искусство в связи с общим развитием культуры и идеалы человечества, т.1–5, М.,1870–1875; Келлм Д., Испанская литература, пер. с исп., М.-Пг.,1923; Кисин Б., Богородица в русской литературе, М.,1929; его же, Антихрист как образ, М.,1930; КЛЭ; Кусков В.В., История древнерусской литературы, М.,1982 4 ; Лансон Г., История французской литературы, т.1–2, СПб., 1896–1898; Лихачев Д.С. (ред.), История литературы X-XVII веков, М.,1980; Мень А., Камень, который отвергли строители, «Иностранная литература», 1989, Овсянико-Куликовский Д.Е. (ред.), История русской литературы XIX века, т.1–5, М.,1908–1909; Полякова С.В., «Комедия на Рождество Христово» Димитрия Ростовского – источник «Пастухов» Н.А.Заболоцкого, ТОДЛ, 1979, т.33; Пуришев Б., Очерки немецкой литературы XV-XVII веков, М.,1955; Пфеннигсдорф Э., Иисус Христос в современной духовной жизни, пер. с нем., Харьков, 1907; Ярошенко-Титова Л.В., «Повесть об увозе Соломоновой жены» в рус. рукописной традиции XVII-XVIII вв., ТОДЛ, 1974, т.29; Avni A., The Bible in German and French Romantic Poetry, Madison, 1963; Enc.Kat., t.2; Hirst W., Old Testament Influences in Romantic Hero Figure in England, France and Germany, Wash., 1965; Kuschel K.-J., Jesus in den Deutschsprachigen Gegenwartsliteratur, Z.-Köln-Gütersloh, 1984; Masson J., De l’influence de la Bible sur la littérature, P.,1983; Maus C., The Old Testament and the Fine Arts, N.Y.,1954; Wünsche A., Das Biblische Epos in der neueren Deutschen Literatur, 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

ГМЗ «Коломенское»: Пробл. иконографии житийного цикла//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 150-168; она же. «Усекновение главы св. Иоанна Крестителя» в древнерус. искусстве XV - 1-й пол. XVII в.: К пробл. сложения иконографии//Там же. 2004. Вып. 8. С. 162-177; она же. Цикл жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII в.//Аспирантский сб./Гос. ин-т искусствознания. М., 2004. Вып. 2. С. 3-30; она же (фамилия изм.: Устинова Ю. В.). «Зачатьевский цикл» в составе жития св. Иоанна Крестителя в древнерус. искусстве XVI - 1-й пол. XVII вв.//ИХМ. 2005. Вып. 9. С. 197-212; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 206-207; Осташенко Е. Я. Иконы Сербии, Болгарии и Македонии XV-XVII вв.//История иконописи, VI-XX вв.: Истоки. Традиции. Современность. М., 2002. С. 175-188; Клокова Г. С. Храмовый резной образ «Усекновенной главы Иоанна Предтечи» из с. Бабурино//Россия и Восточно-христ. мир: Средневек. пластика. М., 2003. С. 184-200. (Древнерус. скульптура; Вып. 4); Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского мон-ря и истоки их иконографической программы//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75-84; Этингоф О. Е. Визант. иконы VI - 1-й пол. XIII в. в России. М., 2005. С. 539-542; Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерус. литературе и искусстве. М., 2006. С. 152-153. Кат. 46; С. 328-329. Кат. 120; Шалина И. А. Икона «Усекновение главы св. Иоанна Предтечи с житием» из ц. Богоявления с Запсковья и псковская живопись 2-й четв. XVI в.//ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 318-348. Ю. В. Устинова В западноевропейском искусстве унаследовавшем раннехристианскую традицию изображения И. П., уже с V-VI вв. особо подчеркивался аскетизм святого. Его нередко изображали анахоретом: истощенным постом мужем, с бородой и длинными растрепанными волосами, облаченным в короткую, напоминающую тунику власяницу из грубой ткани или шкуры; одежда подпоясана кожаным поясом или бечевой («Крещение Христа», П. Перуджино, 1498/1500, Музей истории искусств, Вена). В эпоху Возрождения вместо власяницы изображали набедренную повязку («Крещение Христа», Г.

http://pravenc.ru/text/471450.html

XIX в., МПИ). Вместо короны, к-рую несут ангелы, над главой святой в среднике помещен Нерукотворный образ Спасителя. Лит.: Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 1. 52. с. 113-114; Павлова-Сильванская М. П. Житийная икона Параскевы Пятницы с 18 клеймами//ДРИ. 1968. [Вып.:] Худож. культура Пскова. С. 127-136; Филатов В. В. Рязанская икона «Параскева Пятница»//Сов. Арх. М., 1971. Вып. 1. С. 173-190; Сокровища Кипра: Древнее искусство. Искусство ср. веков/Текст: А. К. Коровина и др. М., 1976. Табл. 19; LCI. Bd. 8. Sp. 118-120; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 237-239; Рогов А. И. Петка Тырновская в восточнослав. письменности и искусстве//Руско-балкански културни връзки през Средновиковието. София, 1982. С. 160-181; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983; Псковская икона XIII-XVI вв.: [Альбом]. Л., 1990. 39. с. 301; Иконопись Палеха из собр. МПИ. М., 1994. С. 92, 141, 149. Ил. 81; Шалина И. А. Псковские иконы «Сошествие во ад»: О литург. интерпретации иконогр. особенностей//Восточно-христ. храм: Литургия и искусство/Ред.-сост.: А. М. Лидов. СПб., 1994. С. 230-269; Σλας (Κουκιρης), αρχιμ. Ο κκλος του βου της αγας Παρασκευς της ρωμαας και της εξ Ικονου στη χριστιανικ τχνη. Αθνα, 1994; Πασδου Μ. Π. Οι τοιχογραφες του ιερο ναο Αγας Παρασκευς Πορας νμου Καστορις: Απ τη Μεταβυζαντιν Τχνη στη Σγχρονη 18ος-20ος αι.: Πανελλνιο Συνδριο (20-21 Νοε. 1997). Θεσ., 1998. Σ. 221-251; Косцова А. С., Побединская А. Г., сост. Рус. житийные иконы XVI - нач. XX в. СПб., 1999; Мордвинова А. И. Скульптура Параскевы Пятницы XVIII в. из Троицкого собора Цивильска//Чувашское искусство: Сб. ст. Чебоксары, 2001. Вып. 4. С. 73-86; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVII вв.: Кат. М., 2003; Костромская икона XIII-XIX вв./Сост.: Н. И. Комашко, С. С. Каткова. М., 2004. Кат. 6, 188, 199, 223; Левкиевская Е. Е., Толстая С.

http://pravenc.ru/text/2578998.html

Своим рукоделием славились мастерицы Знаменского мон-ря. Монахини в совершенстве владели различными техниками шитья: лицевым, золотным шитьем, вышивкой цветной и белой гладью, бисером и драгоценными камнями. Документов, содержащих сведения о том, с какого времени в мон-ре начали заниматься рукоделием, не обнаружено, но о том, что традиция корнями уходит в XVIII в., может свидетельствовать «Устав общежительного Знаменского монастыря» за 1816 г., в котором говорится, что в рукодельной мастерской монастыря было 4 отделения: золотошвейное, ризное, портное и башмачное (ГА Иркутской обл. Ф. 50. Оп. 1. Д. 11187. Л. 20 об.- 25). Лит.: Громов П. В., прот. Начало христианства в Иркутске и св. Иннокентий, 1-й еп. Иркутский: его служение, управление, кончина, чудеса и прославление. Иркутск, 1868. С. 133-134, 297, 298; Замечательный образ//Иркутские ЕВ. Приб. 1872. 50. С. 659; Корелин В., прот. Настоятельницы иркутского Знаменского жен. мон-ря со времени основания его - 1693 г. по настоящее время (1892 г.)//Там же. 1892. 25. С. 3-5; Трошин Л. К. Л. К. Кислянский//Тр. Ин-та истории естествознания и техники. М., 1955. Т. 3. С. 206-210; Копылов А. Н. Обработка драгоценных металлов в Сибири XVII - нач. XIX в.//Изв. СО АН СССР. Сер. обществ. наук. Новосиб., 1974. Вып. 1. 1. С. 83-89; он же. Очерки культурной жизни Сибири XVII - нач. XIX в. Новосиб., 1974. С. 167-209; Козлов И. И. Колокола не умолкают. Иркутск, 1979. С. 11-108; Крючкова Т. А. Рус. деревянная скульптура в Сибири//Сибирь: Лит.-худож. и обществ.-полит. альманах. Иркутск, 1982. 4. С. 126-128; она же. Деревянная скульптура в ИркОХМ//Музей: Худож. собрания СССР. М., 1984. Вып. 5. С. 70-78; она же. Иркутская резьба по дереву. Иркутск, 1985; она же. Иконы с «облачным» фоном в собр. ИркОХМ//Традиц. обряды и искусство рус. и коренных народов Сибири. Новосиб., 1987. С. 141-149; она же. Иркутские иконы//Сибирь. 1988. 5. С. 121-126; она же. Иконостасные композиции Иркутской Крестовоздвиженской ц. сер. XVIII в.//Проблемы и традиции древнерус.

http://pravenc.ru/text/674055.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010