Завьялов. С. 216, 221. Так, например, Тверской епископ получал теперь 5000 руб. вместо 1500 руб. по Табели 1710 г., Устюжский епископ – 4232 руб. вместо 926 руб. в 1710 г., Казанский епископ 5500 руб. вместо 2340 руб. 828 См. ниже § 22 и 23. 829 Завьялов. С. 308; ПСЗ. 18. 12925 (1797 г.); Русс. арх. 1882. 2. С. 69. См. ниже § 16. 830 ПСЗ. 16. 12271 (1764 г.); Завьялов. С. 171. 831 Этот вопрос часто затрагивает А. Завьялов; ср.: Знаменский, в: Прав. соб. 1864. 1. С. 278; Кузнецов, в: БВ. 1907. 7–10; Покровский, в: Прав. об. 1876. 3. С. 347. 832 ПСЗ. 24. 18273. Ст. 5; 18950; 26. 19370; 25. 18090. Суммы, выплачивавшиеся архиерейским домам и монастырям при Павле I были увеличены. Бюджет, который в 1764–1766 гг. в целом составлял 519 729 руб., увеличился в 1797 г. уже до 982 598 руб. (Клочков. Ук. соч. С. 276). См.: ПСЗ. 24. 18273; 25. 18500, 18531, 18742, 18767, 18888. 833 ПСЗ. 28. 22785; 31. 24246; 36. 27622. 834 2 ПСЗ. 3. 3323; 14. 12458; 13. 11518. При основании новых епархий архиерейские дома получали до 120 десятин земли (Сборник. 113. 1. С. 239, 256, 279, 292). Новоучрежденная Донская епархия получила даже 1000 десятин (там же. С. 261). Церковным учреждениям было также вновь разрешено принимать пахотную землю в качестве пожертвований или по завещанию, хотя только с высочайшего соизволения (2 ПСЗ. 6. 4348, 4814. Ст. 39). Церковным учреждениям (храмам, архиерейским домам, монастырям) было запрещено приобретать имения, находившиеся в залоге (2 ПСЗ. 7. 5675). В Западной России действовали более мягкие установления, стимулировавшие рост землевладения, а тем самым и материального обеспечения православной Церкви (2 ПСЗ. 2. 1001 (1827 г.)). 835 2 ПСЗ. 16. 15152, 15153; 18. 16828. 836 2 ПСЗ. 16. 15152, 15189; ср.: Ростиславов. С. 88. 837 2 ПСЗ. 28. 26736; 29. 28726; 44. 47656; 46. 49879; 47. 51467; Извлечения… за 1871 год. С. 226–229. На основе высочайше утвержденного решения Государственного совета от 8 июля 1868 г. недвижимое имущество церковных учреждений, не приносившее доходов (например, земельные наделы сельских приходских церквей), освобождалось от земских повинностей (Циркулярные указы Святейшего Синода Изд. Завьялов. СПб., 1901. С. 70). В начале 60-х гг., вероятно в связи с освобождением крестьян, разнеслись слухи, что правительство намерено вновь конфисковать те земли церковных учреждений, которые были получены или приобретены после 1764 г. Митрополит Филарет в записке Святейшему Синоду и в письме к императору Александру II отстаивал право Церкви на владение и использование своих земель (Собрание мнений. 5. 1. С. 231–238, 361–362; ср. 4. С. 436). 838

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Значительное число исследований, в которых разрабатывалась тема приходского духовенства, посвящено реформам эпохи Александра II. Так, значительный интерес представляют работы С.В. Римского 38 , и особенно его монографии 39 . Эти фундаментальные исследования, написанные на основе изучения архивных источников, тщательно анализируют особенности и процесс проведения церковных реформ эпохи Александра II. Поскольку в современной историографии до С.В. Римского история Церкви в Донском регионе не рассматривалась, монография «Православная церковь и государство в XIX в. Донская епархия: от прошлого к настоящему» стала единственным трудом, наметившим основные проблемы церковной истории Дона. Так, здесь затрагиваются вопросы социального статуса донского духовенства, особенностей его правового положения и материального обеспечения 40 . Помимо работ С.В. Римского, представляют интерес исследования А.В. Прокофьева, Н.Г. Карнишиной и Ю. Освальт, посвященные реформам 1860–1870-х гг. 41 Поскольку духовное сословие Российской империи было глубоко инкорпорировано в государственный механизм, для изучения истории духовного сословия и его анализа немаловажны исследования, посвященные анализу взаимоотношений государственной власти Российской империи и Русской Православной Церкви. Этой теме посвящены «новаторские по материалам... оригинальные по выводам и концепции» 42 работы А.Ю. Полунова 43 , монографии С.Л. Фирсова 44 , работа американского историка русского происхождения Д.В. Поспеловского 45 , а также Ю.Е. Кондакова, М.В. Никулина, современных исследователей В.А. Федорова и А.Г. Фирсова 46 . Авторы рассматривают Русскую Православную Церковь как часть государственного механизма Российской империи, вслед за историками начала XX в. соглашаясь, что ситуация, сложившаяся в синодальный период, отрицательно повлияла на внутреннее состояние Церкви. Новаторским взглядом А.Ю. Полунова стало утверждение, что институт обер-прокуратуры играл не столь важную роль, как это утверждалось другими исследователями, видевшими в обер-прокурорах лиц, определяющих церковную политику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Из Херсонских Епархиальных Ведомостей). Одесса, 1877. – Кроме сего, по поводу этого юбилея, издано две брошюры: 1) Донская епархия и десятилетнее управление ею архиепископа Платона. Выпуск 1-й. Николая Снесарева, Новочеркасск, 1877 г. и 2) Псковская и Рижская епархии под управлением преосвященного Платона (Городецкого) . (Из 1 и 2 Христ. Чтения за 1878 год). Одесса, 1878 г. 2105 Николай Павлович, потом Товарищ Обер-Прокурора Св. Синода, ныне Сенатор, Действительный Тайный Советник. 2107 Иллариона Алексеевича, бывшего проф. СПб. Дух. Академии. Вице-Директора Канцелярии Св. Синода, † 3 ноября 1893 г. 2108 Свящ. села Сорвихи передавал, что Архиерей взял девушку за руку и сказал: „я не парень 18-ти лет и не на посиделки тебя зову, не дичись“. 2110 Письма Преосв. Леонида, архиеп. Ярославского и Ростовского, к архим. Пимену, настоятелю Николаевского монастыря, что на Угреше. Издание Импер. Общества Истории и Древн. Российских. Москва, 1877 г. Им же напечатана брошюра: „Подробностью погребении архиеп. Леонида“. Москва, 1877. 2112 Воспоминания архим. Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, 1877. 2115 Эта панагия, по завещанию преосв. Саввы, вместе с другими панагиями и крестами, передана душеприказчиком доктором Орфановым в Тверский Кафедральный Собор. 2120 Протоиерея Казанской, что у Калужских в Москве ворот, церкви, † 3 сентября 1901 г. архиеп. Харьковским. См. книгу: Высокопреосвященный Амвросий, Архиепископ Харьковский. Биографический очерк Прот. Т.И. Буткевича . Харьков, 1902. 2123 Ныне генерал, известный издатель для бесплатной раздачи народу книг о важнейших событиях государственной и общественной жизни. 2136 Казанцева, † на покое 11 июня 1874 г., см. о нём т. IV Хроники, стр. 819–824. Имеется в виду его статья в Чтениях Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете 1877 г., кн. II – О Филарете, митр. Московском, моя память. С предисловием и примечаниями Архим. Григория. 2143 О. Ипполит Богословский-Платонов был бакалавром по классу логики и истории философии средней и новой в 1844–1850 гг. 2144 Розанову, † на покое 8 сентября 1858 г. О письме этом см. выше, стр. 367–368 и прим. 1-е на стр. 368. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из числа сих епархий при Императоре Николае было вновь образовано 14, именно 6 архиепископий: херсонская, литовская, варшавская, рижская, олонецкая, донская, и 8 епископий: полоцкая, томская, саратовская, симбирская, кавказская, камчатская, самарская и абхазская. Но кроме значительного увеличения числа самостоятельных епархий, в то царствование было образовано еще 7 новых викариатств, 459 так что в последний год царствования Николая I их уже считалось 12: киевское, новгородское, московское, с.-петербургское, грузинское, казанское, херсонское, подольское, два литовских, пермское и волынское. Отделение VIII. Хронологический перечень епархиальных и викарных архиереев всех епархий Этот перечень расположен по старшинству и по степеням епархий. 1) Киевская епархия 1) Евгений, с 1822 г., из псковских архиепископов, умер в 1837 г. от апоплексического удара: 2) Филарет, с 1837 г. по 1855 год, из ярославских архиепископов. 2) Новгородская и с.-петербургская 1) Серафим, с 1821 года, из московских митрополитов, умер в 1842 году; 2) Антоний, с 1842 г., из варшавских архиепископов, умер в 1848 г.; 3) Никанор, с 1848 по 1855 год, также из варшавских архиепископов. 3) Московская 1) Филарет, с 1821 по 1855 год, переведен из ярославских архиепископов тем же саном и в день коронации Императора Николая I пожалован митрополитом. 4) Казанская 1) Амвросий, с 1815 года по 1826, из тульских епископов, перемещен в Тверь: 2) Иона, с 1826 года, из тверских архиепископов; умер в 1828 году; 3) Филарет, с 1828 по 1836 год, из рязанских архиепископов, переведен в Ярославль; 4) Владимир, с 1836 года, из черниговских архиепископов; уволен в 1848 году, по прошению, на покой в свияжский монастырь; 5) Григорий, из тверских архиепископов, с 1848 по 1855 год. 5) Астраханская 1) Павел, с 1825 года, из слободско-украинских епископов; умер в 1832 году; 2) Виталий, оттуда же, управлял с 1832 по 1841 год своей кончины: 3) Стефан, из вологодских епископов, правил епархией не более 6 месяцев; умер в 1841 г.; 4) Смарагд, с 1841 по 1844 год, из харьковских епископов; переведен, по прошению, в Орел; 5) Евгений, из экзархов Грузии, с 1844 по 1855 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книгу штатов от 26 февраля 1764 г. см.: ПСЗ. 43. 3; ПСПиР. Е. II. 1. 167. С. 172 и далее. 823 Завьялов. С. 235; ср. § 22, 23. 824 ПСЗ. 16. 12121. 825 Попов. С. 477 и след. Письмо Екатерины II Вольтеру от 11 августа 1765 г.: Сборник. 10. С. 37 (здесь же ее высказывание о «наглости и безумии» Арсения Мацеевича и о его стремлении провести в жизнь «нелепое начало двоевластия»: с. 38). О некоторых случаях недовольства секуляризацией монастырских имений см. у Попова. С. 495–500. 826 ПСЗ. 12. 16375, 16649, 16650. Но уже в ноябре 1764 г. Екатерина II дала графу Румянцеву, назначенному президентом Малороссийской коллегии, указания, как пока следует поступать в отношении монастырских имений на Украине (Сборник. 7. С. 376). По слухам, свое недовольство отчуждением имений монахи Межигорского монастыря, где Екатерина хотела присутствовать при богослужении во время посещения ею Киева в 1786 г., выразили тем, что устроили в день ее приезда поджог (Рождественский Ф. Самуил Миславский, митроп. Киевский, в: ТКДА. 1877. 4. С. 17). 827 Завьялов. С. 216, 221. Так, например, Тверской епископ получал теперь 5000 руб. вместо 1500 руб. по Табели 1710 г., Устюжский епископ — 4232 руб. вместо 926 руб. в 1710 г., Казанский епископ 5500 руб. вместо 2340 руб. 828 См. ниже § 22 и 23. 829 Завьялов. С. 308; ПСЗ. 18. 12925 (1797 г.); Русс. арх. 1882. 2. С. 69. См. ниже § 16. 830 ПСЗ. 16. 12271 (1764 г.); Завьялов. С. 171. 831 Этот вопрос часто затрагивает А. Завьялов; ср.: Знаменский, в: Прав. соб. 1864. 1. С. 278; Кузнецов, в: БВ. 1907. 7–10; Покровский, в: Прав. об. 1876. 3. С. 347. 832 ПСЗ. 24. 18273. Ст. 5; 18950; 26. 19370; 25. 18090. Суммы, выплачивавшиеся архиерейским домам и монастырям при Павле I были увеличены. Бюджет, который в 1764–1766 гг. в целом составлял 519 729 руб., увеличился в 1797 г. уже до 982 598 руб. (Клочков. Ук. соч. С. 276). См.: ПСЗ. 24. 18273; 25. 18500, 18531, 18742, 18767, 18888. 833 ПСЗ. 28. 22785; 31. 24246; 36. 27622. 834 2 ПСЗ. 3. 3323; 14. 12458; 13. 11518. При основании новых епархий архиерейские дома получали до 120 десятин земли (Сборник. 113. 1. С. 239, 256, 279, 292). Новоучрежденная Донская епархия получила даже 1000 десятин (там же. С. 261). Церковным учреждениям было также вновь разрешено принимать пахотную землю в качестве пожертвований или по завещанию, хотя только с высочайшего соизволения (2 ПСЗ. 6. 4348, 4814. Ст. 39). Церковным учреждениям (храмам, архиерейским домам, монастырям) было запрещено приобретать имения, находившиеся в залоге (2 ПСЗ. 7. 5675). В Западной России действовали более мягкие установления, стимулировавшие рост землевладения, а тем самым и материального обеспечения православной Церкви (2 ПСЗ. 2. 1001 835

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939–1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: ПСТГУ, 2015. Кострюков А. А. Ставропольский Собор 1919 г. и начало независимой церковной структуры на Юге России//Уральский исторический вестник. 2008. 4 (21). С. 71–75. Крячко H. H., свящ. Архив Юго-Восточного русского церковного Собора 1919 г. как источник по истории Русской Православной Церкви периода Гражданской войны//Вестник церковной истории. 2012. 1–2 (25–26). С. 158–216. Крячко H. H., свящ. Учреждение Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России в 1919 г.//Вестник церковной истории. 2008. 1 (9). С. 5–55. Любушкнна Е. Ю. Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-х по октябрь 1917 г. Дис. канд. ист. наук. Ставрополь, 2004. Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). 1979–1989. Т. 1. Марущак В., протоднак. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе. Симферополь, 2005. Маштафаров А. В. Донская и Новочеркасская епархия//Православная энциклопедия. М., 2007. Т. 15. С. 667–678. Маякова И. А. Гермоген (Кожин)//Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 18. С. 658–660. Молчанов Л. А. Мы не дали верующим всего того, что должны были дать (Временное высшее церковное управление на Юге России)//Белая гвардия: Русская Православная Церковь и Белое движение. М., 2008. Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917–1997. М., 1999. Т. 1. Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920–1995. М., 2007. Никитин Д. Н. Иоанн (Левицкий)//Православная энциклопедия. М, 2010. Т. 23. С. 417–418. Павлиашвили К. Грузинский экзархат Русской Православной Церкви//Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 13. С. 321–351. Плаксин Р. Ю. Крах церковной контрреволюции. 1917–1923 гг. М., 1968. Попов А. В. Российское православное зарубежье: История и источники: С приложением систематической библиографии. М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Вениамин. После подписи следует: Раньше не было школ, а Русь была «святая». Еще при святителе Воронежском Митрофане отцы выбирались народом из своей среды. Донская Епархия тогда принадлежала к Воронежу. Правда были потом случаи, что отцы обвинялись в нетрезвости. С этим боролся и св. Митрофан Воронежский. После были и школы. Св. Тихон Задонский сам воспитывался в семинарии. И то, и другое может быть хорошим . Примечательно, что митрополит Вениамин добавляет здесь, что «и то, и другое может быть хорошим». То есть и когда кандидаты в священнослужители избираются из народной среды, и когда они воспитываются в семинарии. Вопрос этот и сегодня остается весьма актуальным, когда происходит разукрупнение епархий, с одной стороны, и реформирование системы духовного образования – с другой. Когда в новых епархиях создаются богословские и катехизаторские курсы для мирян, которые могут служить и подготовкой будущих священнослужителей, конечно, на сегодняшний день, при их последующем заочном обучении в духовной семинарии. Не случайно и то, что на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви этим летом, а именно 21 июня 2013 г., Святейший Патриарх Кирилл посчитал нужным поделиться своими мыслями о путях развития системы духовного образования в Русской Православной Церкви и привести слова апостола Петра: «Пасите Божие стадо, …охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:2-3). «Этими богодухновенными словами, – заключил Предстоятель Русской Церкви, – должна быть пронизана вся система нашего духовного образования, ибо в реализации этого поучения заключается ее подлинный смысл» . Надеемся, что опыт и практика подготовки священнослужителей митрополитом Вениамином (Федченковым) в тот период, в которой ему Господь судил послужить Церкви, останется также услышанным и востребованным сегодня.   Имя священнослужителя скрыто автором доклада. Силин Н.Н. Жизнь и деятельность митрополита Вениамина (Федченкова) в 1948-1961 гг. в контексте церковно-государственных отношений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев Посад, 2010. С. 121.

http://bogoslov.ru/article/3613286

Митрофан (Симашкевич), 7 апр. 1919 г. возведенный в сан митрополита (см.: Бовкало А. А. [Рец. на:] Здравомыслов К. Я. Биогр. словарь иерархов РПЦ с введения на Руси христианства до 1918 г.//ХЧ. 1998. 16. С. 135), не покинул епархию вместе с белыми войсками, он укрылся в Старочеркасском мон-ре и вскоре вернулся в Новочеркасск. Аксайский еп. Ермоген эмигрировал с белыми войсками. В 20-х гг. проводились массовая конфискация церковного имущества, разграбление и закрытие храмов и мон-рей, репрессии против духовенства. В июле 1921 г. донские чекисты рапортовали о ликвидации «Армии спасения России», возглавляемой ген.-майором кн. К. Э. Ухтомским. По делу проходило более 250 чел. Среди 58 чел., расстрелянных в ростовской тюрьме в окт. 1921 г. по этому делу, погибли 2 священника Д. и Н. е. Одновременно активно шел процесс передачи церковной собственности гос-ву и заключения договоров между приходскими общинами и государством о бессрочном и бесплатном использование храмов и «культового имущества», к авг. 1921 г. почти все общины заключили такие договоры. В нач. 20-х гг. был закрыт Старочеркасский мон-рь, в постройках к-рого первоначально разместилась трудовая детская коммуна, в 1922 г. на территории обители был основан музей им. Степана Разина. В том же году прошли массовые аресты священнослужителей епархии в ходе общероссийской кампании по изъятию церковных ценностей . По сведениям Донского губотдела ГПУ от 11 июля 1922 г., из храмов области было изъято ок. 990 пудов серебра, более 25 фунтов золота, 2085 бриллиантов, 6313 алмазов, 2620 изумрудов, более 2 пудов жемчуга и др. (ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 4. 382. Л. 44). При этом в авг. 1922 г. Донской областной комитет РКП(б) не дал разрешения на регистрацию обществ помощи голодающим (братств, попечительств) (ГУЛАГ: Его строители, обитатели и герои. М., 2001. С. 76-77). В 1922 г. епархиальный совет Д. и Н. е. признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ) и образовал епархиальный комитет ВЦУ, одним из активных деятелей к-рого стал член Поместного Собора 1917-1918 гг. свящ. В. И. Кожин (см. Ермоген (Кожин) ). 19 июля 1922 г. ВЦУ уволило на покой митр. Митрофана (Симашкевича), по-видимому не присоединившегося к обновленчеству. В 1923 г. митр. Митрофан был арестован и сослан, вернулся в епархию в нач. 1925 г. В 1923 - нач. 1924 г. епархией, по-видимому, управляли Аксайские епископы Митрофан (Гринёв) , затем сщмч. Захария (Лобов) . В 1922 г. ВЦУ назначило на Донскую кафедру обновленческого «архиепископа» Мелхиседека (Николина), в 1923 г. Донскую обновленческую кафедру занимал «архиепископ» Андрей (Одинцов), в 1924-1927 гг.- «архиепископ» Модест (Никитин) , носивший титул «Владикавказский, Донской и Новочеркасский» (в 1925 «Верхнедонской»). В 1922 г. обновленческий комитет Царицынской епархии учредил Усть-Медведицкое вик-ство, на эту кафедру был «рукоположен» Тихон (Русинов) . В 1924 г. Тихон принес покаяние Патриарху Тихону и был хиротонисан во епископа Усть-Медведицкого, викария Д. и Н. е.

http://pravenc.ru/text/178954.html

мон-ря , к-рый располагался на земле, пожертвованной в 1831 г. потомками атамана С. Д. Ефремова. В 1843 г. в земле Войска Донского числились 194 приходских храма, из них 94 каменных, а также 2 кладбищенские и 4 монастырские церкви. В епархии служили 15 протоиереев, 329 священников. Старочеркасский Ефремовский мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. В 1836 г. в крае начало действовать «Положение об управлении войском Донским», которое в т. ч. определило «отношение войскового начальства к духовной части», разъясненное в параграфах о духовенстве в войске Донском, об имуществе войсковых церквей, о духовных училищах. «Положение...» зафиксировало безусловное подчинение духовенства местному архиерею. Войсковые власти потеряли право вмешиваться в поставление священнослужителей, а прихожане - право избирать клириков. Было сохранено разделение духовенства по происхождению на казачье и иногороднее. Дети духовенства казачьего происхождения считались принадлежащими к войску Донскому. Сыновья духовных лиц должны были учиться в духовных учебных заведениях, на время учебы они считались временно свободными от «станичных и земских повинностей и службы по войску». Судьба этих юношей зависела от результатов учения: успешно окончившие ДС назначались на приходы и переходили в духовное сословие, прочие подпадали под действие законов о казачестве. Хотя «Положение...» упразднило избрание духовенства, клирик при переходе в др. приход или при посвящении в сан должен был предъявить архиерею «одобрение» станичного общества или помещика. Различие сохранилось и в имущественном статусе клириков. На клириков из казаков по-прежнему распространялось общинное станичное право в пользовании пахотной землей, рыбными ловлями и др. Вдовы и сироты донского духовенства приравнивались к членам семей казаков и чиновников, поэтому были обеспечены лучше, чем вдовы и сироты иногороднего по происхождению духовенства, они также могли рассчитывать на пособие из войскового приказа общественного призрения. В «Положении...» были записаны оклады жалованья духовенства станиц и хуторов: оклад священника составлял 60 р. в год, диакона - 30 р., дьячка и пономаря - по 30 р. в год, также назначалось хлебное жалованье. Казачье духовенство должно было получать жалованье от войска, иногороднее - из гос. казны. Однако на практике ни казачьи, ни иногородние священно- и церковнослужители не получали жалованья, за исключением причта кафедрального собора и некоторых причтов в станицах со значительным населением. Хотя духовная консистория неоднократно обращалась к войсковому правительству с требованием исполнять закон, вопрос не был решен до 70-х гг. XIX в. Похожая ситуация сложилась и в вопросе о наделении духовенства земельными угодьями, поскольку к сер. 30-х гг. XIX в., несмотря на значительные пустовавшие территории, мн. станицы испытывали недостаток в обрабатываемых землях.

http://pravenc.ru/text/178954.html

На его проповеди стекались не только православные, но и католики, униаты и даже евреи (Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 146. С. 573; ср.: Сборник. 113. 1. С. 83 и след.; РБС. Ибак—Ключарев. С. 655–657). 994 Никанор. 1. С. 5 и след.; Савва. 4. С. 750, 811; 8. С. 651. 995 Сборник. 113. 1. С. 66–71 (Григорий Постников), 85–89 (Венедикт Григорович). 996 У Троицы в Академии (1914). С. 643. 997 К сожалению, в настоящее время автор лишен возможности указать точно, где именно Макарий употребил это выражение, вероятно — в одном из своих писем Кириллу Наумову. 998 Епископ Мемнон Вишневский был викарием Херсонской епархии при нескольких архиереях в течение 20 лет (1883–1903), до самой своей смерти (см. переписку с ним Никанора Бровковича: Русс. арх. 1909. 6). Епископ Иаков Кротков был 14 лет (1870–1884) викарием во Владимире (РБС. С. 160), а епископ Поликарп Гонорский — 18 лет (1868–1886) викарием в Нижнем Новгороде, при нем сменилось шесть епархиальных архиереев (РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 354 и след.). Одаренный, но слишком самостоятельный Никанор Бровкович вынужден был 6 лет (1871–1876) провести в «почетной ссылке» викарием в Новочеркасске (Донская епархия). Уже будучи ректором Казанской Духовной Академии (1868–1871), он характеризовался в жандармских донесениях как слишком «либеральный», о чем он узнал лишь много позднее, в момент своего назначения епархиальным архиереем (Никанор. Из записок, в: Русс. арх. 1908. 1. С. 5). Епископ Порфирий Успенский, образованный и честолюбивый человек, мечтавший получить епархию, должен был 12 лет (1865–1877) прослужить викарием в Киеве, так как и он слыл за «либерала». Порфирий позволял себе, например, во время экзаменов в Киевской Академии задавать студентам вопросы вроде следующего: «Является ли Святейший Синод канонически обоснованным учреждением?» (Голубев. Порфирий Успенский, в: РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 593 и след.). Весьма критически относился к Порфирию Филарет Дроздов (Собрание мнений. 4. С. 457). 999 Множество подробностей о взаимоотношениях Филарета со своими викариями можно почерпнуть из «Хроники» Саввы Тихомирова, который и сам в 1862–1866 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010