Свт. Тихон (Соколов) в 1765 г. уведомил Синод о том, что в 3 черкасских благочиниях 58 духовных лиц самовольно определены казачьим кругом, без его благословения, а также о том, что эти «беспорядки исправить нет никакой возможности». Позднее еп. Тихон указал Синоду на то, что на Дону казачьи церкви не ведут венечных записей и что атаман Иловайский посадил в колодки протопопа черкасского войскового собора за то, что тот осмелился власть Воронежского архиерея поставить выше казачьего круга (см.: Савельев Е. П. История казачества с древнейших времен до кон. XVIII в.: Ист. исслед. в 3 ч. Р.-н/Д., 1990р. Ч. 3: История Дона и донского казачества. С. 161). Указом Синода от 4 июля 1785 г. было подтверждено сохранение для донских казаков выборности приходами кандидатов в священнослужители с условием, чтобы кандидатов избирали из «родовых казаков». Такие ставленники обычно не имели достаточных знаний о порядке богослужения, навыков в чтении, пении, произнесении поучений, однако архиерей вынужден был назначать их в приходы, поскольку войско одобрило выбор прихожан. В 1816 г. Воронежский еп. Епифаний (Канивецкий) писал, что он делает это «с душевным прискорбием и немалым отягощением совести». Духовенство казачьего происхождения не вошло в российское духовное сословие и не стало самостоятельной социальной группой, поскольку по войсковой традиции семьи священно- и церковнослужителей принадлежали к казачеству. В 1776 г. войсковая канцелярия установила следующие оклады духовенству: соборному протопопу - 20 р. в год, др. соборным иереям - от 1 р. 50 к. до 10 р.; соборным диаконам - 12 р., приходским - от 5 до 6 р.; соборным пономарям - 10 р., приходским - 6 р.; соборным звонарям - 6 р.; приходским священникам - 3 р.; просвирням - 5 р. в год. На причты собора и 4 храмов в Новочеркасске до 1835 г. отпускалось 238 р. 50 к. в год. Прихожане могли сами установить плату причту, от них же зависели и исполнение и расторжение соглашения с клириками. Так, жители ст-цы Елисаветовской в 1821 г. перестали платить духовенству, ссылаясь на уменьшение доходов.

http://pravenc.ru/text/178954.html

Левкас – грунт в иконописи, представляющий собой мел, размешанный на животном клею с добавлением льняного масла. Наносится несколькими слоями на специально подготовленную доску и шлифуется. Боголюбская икона в специальной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря – Боголюбская икона утрачена безвозвратно? – Что вы такое говорите! Слава Богу, нет! Сейчас всё уже почти нормально, икону укрепили и опасность немедленного разрушения ей не грозит. Более того, после укрепления была предпринята новая расчистка под микроскопом (в 1950–1960-е годы такой методики просто не существовало), что позволило убрать с лика недочищенные ранее остатки записей и сделанные поверх этих остатков реставрационные тонировки, после чего мы получили немного потертый, но подлинный лик середины XII века. Таким образом, в наших руках оказался не полуразрушенный древний артефакт, как мы полагали раньше, а настоящий, первоклассный памятник русской домонгольской иконописи, которых сохранилось очень немного. – Когда стало известно, что икона разрушается, ее отобрали у монастыря или монастырь отдал икону добровольно? – Насколько я понимаю, желание было обоюдным. Монастырь, скорее, испугался скандала, а музейщики – гибели иконы. А вот дальнейшее поведение «церковного начальства» оказалось весьма предсказуемым. Владимирская епархия стала требовать, чтобы «испорченную» икону как можно скорее «починили» и вернули на место. То есть они как будто вообще не поняли, что именно произошло, и не попытались сделать никаких выводов. И, конечно же, они и теперь не хотят понимать, что эта икона не может быть возвращена уже никогда, потому что даже после всех реставрационных работ состояние ее сохранности остается крайне сложным и требует непрерывного музейного режима хранения. Иконопочитание и компромиссы – Можете назвать какие-то успешные случаи сотрудничества музейного сообщества с Церковью? – Недавно у нас был такой исключительно позитивный опыт, когда к нам обратилась Донская епархия по поводу образа Донской Божьей матери . Они очень хотели иметь с нее список, и мы дали возможность его сделать, после чего перенесли Донскую в наш галерейский храм Святителя Николая в Толмачах, в присутствии оригинала освятили этот список, и он уехал в Донскую епархию. Предоставить доступ к любому подлиннику, дать возможность сделать копию, освятить ее со всеми каноническими правилами – Третьяковская галерея не просто на это готова, она это практикует, готова практиковать дальше и эту практику расширять.

http://pravmir.ru/iskusstvoved-levon-ner...

Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. XII. Область Войска Донского. Изд-е Центрального статистического комитета министерства внутренних дел, 1905.–284 с. Полное собрание законов Российской империи. Т. VI, X, XVI, XXXVII, XXXVIII, XLII, XLIII, XLIV, XLVI, L. Положение об управлении Донского Войска. Ч. I, II и III. СПб.: В Военной типографии, 1835. – 544 с. Приложения к наказу гражданскому управлению Донского войска. СПб: В Военной Типографии, 1835. – 284 с. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания/Сост. Т.В. Барсов . СПб, 1885. Т. 1. – 866 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 5. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1905. – 148 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 6. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1906. – 218 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 7. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1907. – 479 с. Сборник Областного Войска Донского статистического комитета. Вып. 8. Новочеркасск: Частная Донская типография, 1908. С. 72–94. Устав духовных консисторий. 1883//Полн. собр. зак. Собр. 3. 1883. СПб., 1886. Т III. С. 111–155. Периодическая печать Донские епархиальные ведомости. Справочные издания История иерархии Русской Православной Церкви. Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М., ПСТГУ, 2006. – 925 с. Рункевич С. Донская епархия//Православная богословская энциклопедия/Под ред. А.П. Лопухина . Т. V. Пг., 1904. С. 1–24. Литература Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (нач. XX в. – конец 1917 г.). М., 2007. – 532 с. Балыбердин Ю.А. Церковь и общественное движение в Вятской губернии в начале XX века//Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1991. С. 302–307. Барсов Н.И. Запоздалые сетования «Недели»//Исторические, критические и полемические опыты. СПб., 1879. С. 357–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тел.: (49231) 2–13-64, 2–52-43, факс: 2–13-64 Email: orthodox2001@yandex.ru Сайт: http://suzdalgimnazia.jimdo.com Муромская епархия Православная гимназия имени преподобного Илии Муромца 602200, Муром Владимирской обл., ул. Лакина, 1, корп. 2 Тел. +7 (49234)3–04-42 Email: muromgimnaziya@pochta.ru Сайт: http://muromgym.ru Православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского 601440, Вязники Владимирской обл., ул. Школьная, 1в Тел.: (49233) 2–65-68 Email: evzgimnazya@yandex.ru Сайт: http://vyaz-gimnaziya.cerkov.ru ВОРОНЕЖСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Воронежская епархия Традиционная гимназия во имя святителя Митрофана Воронежского 394030, Воронеж, ул. Пирогова, 25 Тел.: (4732) 63–26-08 Email: pochta@smv-gimnasia.ru Сайт: http://smv-gimnasia.ru ВЯТСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Вятская епархия Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского 610020, Киров (Вятка), ул Московская, 35 Тел./факс. (8332) 65–38-44, 70–80-99 Email: vpg-kirov@yandex.ru Сайт: http://gimnasia-vtk.ru ДОНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Ростовская епархия Свято-Георгиевская православная классическая гимназия 344082, Ростов-на-Дону, Халтуринский пер., 202 Тел.: (863) 231–59-01 Email: lukashevskaja2012@yandex.ru Сайт: http://stgeorg-pravschool.ru Свято-Преполовенская церковно-приходская начальная общеобразовательная школа 344033, Ростов-на-Дону, ул. Всесоюзная, 165 Тел.: (863) 211–02-30 Email: nou.spposh@yandex.ru Сайт: http://school.prepolovenie-rostov.ru ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Каменская епархия Православная средняя общеобразовательная школа во имя Казанской иконы Божией Матери и святых Царственных Страстотерпцев 624230, Заречный Свердловской обл. ул. Островского, 6 Тел.: (3437) 73–55-46, 8–919-388–48-44 Email: noupravoslavie@mail.ru Сайт: http://pravoslavie.px6.ru ИВАНОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ Иваново-Вознесенская епархия Православная женская гимназия (при Свято-Никольском женском монастыре города Приволжска) 155550, Приволжск Ивановской обл., 2й Овражный пер., 5 Тел.: (49339) 3–15-29, факс: 3–20-99 Email: nikol-monastyr@mail.ru

http://azbyka.ru/katehizacija/obshheobra...

В 1775 г. приазовские земли В. е. были переданы новообразованной Славянской епархии (см. ст. Днепропетровская и Павлоградская епархия ), в 1788 г. часть сев. и сев.-зап. территорий В. е. (430 храмов и 6 мон-рей) отошла соседним епархиям. До кон. XVIII в. в состав В. е. входил Елец (впосл. в Орловской епархии). В 1797 г. 6 уездов Воронежской губ. были присоединены к Слободско-Украинской губ. В кон. XVIII в. Воронежские архиереи управляли областью Войска Донского (143 храма), частью Слободской Украины (99 храмов), а также 154 храмами в Тамбовской, Рязанской и Саратовской губерниях. В 1799 г., когда границы епархий были приведены в соответствие с границами губерний, эти храмы полностью или частично перешли под управление архиереев тех епархий, в к-рых они оказались; границы В. е. совпали с границами Воронежской губ. В 1829 г. из В. е. была выделена Новочеркасская и Георгиевская епархия (см. Донская и Новочеркасская епархия ). В 1926 г. к В. е. присоединилась территория Тамбовской епархии с г. Борисоглебском. В 1934 и 1954 гг. часть территории В. е. (включая новообразованную Белгородскую область ) отошла Курской епархии. В 1954 г. из В. е. в Саратовскую и Ростовскую епархию перешли новообразованные Балашовская и Каменская области, в 1957 г. эти области были расформированы, их территории вернулись в В. е. В 1954 г. в В. е. вошла территория новообразованной Липецкой обл. 7 мая 2003 г. из В. е. была выделена Липецкая и Елецкая епархия , границы В. е. пришли в соответствие с границами Воронежской обл. 1682-1917 гг. Большой Московский Собор 1666-1667 гг. принял решение о возведении Рязанской архиепископии в статус митрополии и создании в ее составе 2 епархий - Тамбовской и Воронежской. Необходимость учреждения В. е. подтвердил Московский Собор 1681-1682 гг. 2 апр. 1682 г. Патриарх Иоаким возглавил хиротонию игум. Макариева Унженского мон-ря св. Митрофана во епископа Воронежского. В 1684-1692 гг. в Воронеже был воздвигнут каменный кафедральный собор в честь Благовещения Пресв. Богородицы; в 1696 г. царская грамота предписывала «на вечные времена» выдавать ежегодно собору 5 пудов воску на свечи и 5 р. на ладан и богослужебное вино. В 1694 г. появилось подворье В. е. в Москве. За время возглавления епархии свт. Митрофаном было построено значительное число храмов, он занимался устройством монастырской жизни, был щедрым благотворителем, значительные средства отпускал на устройство «столов» для нищих, на «нужды нищеты Донской украйны».

http://pravenc.ru/text/155254.html

13 . Екатеринославская (с 1775 года – Славянская епархия с кафедрой в Полтаве, в 1783–1798 годах – Екатеринославская, в 1798–1803 годах – Новороссийская, с 1803 года – Екатеринославская). 14 . Кишиневская (1813 г.). 15 . Саратовская (1828 г.). 16 . Донская (1829 г., кафедра в Новочеркасске). 17 . Томская (1832 г.). 18 . Херсонская (1837 г., кафедра в Одессе). 19 . Симбирская (1838 г.). 20 . Литовская (1839 г., кафедра в Вильне). 21 . Камчатская (1840 г., в 1898 году переименована в Благовещенскую). 22 . Варшавская (1840 г., с 1840 по 1905 годы – Холмско-Варшавская с кафедрой Варшаве, с 1905 года – Варшавская). 23 . Кавказская (1842 г., кафедра – Ставрополь, в 1886 году переименована в Ставропольскую). 24 . Рижская (1850 г.). 25 . Самарская (1850 г.). 26 . Уфимская (с 1799 по 1858 годы в Уфе – кафедра Оренбургской епархии, с 1858 года – самостоятельная Уфимская епархия). 27 . Таврическая (1859 г., кафедра в Симферополе). 28 . Енисейская (1861 г., кафедра в Красноярске). 29 . Якутская (1869 г.). 30 . Туркестанская (1871 г., кафедра с 1871 по 1916 годы в Верном, с 1916 года – в Ташкенте). 31 . Екатеринбургская (1885 г.). 32 . Финляндская (1892 г., кафедра в Гельсинфорсе (Хельсинки). 33 . Владикавказская (с 1875 года во Владикавказе, викариатство Грузинского экзархата, с 1894 года – самостоятельная епархия). 34 . Забайкальская (1894 г., кафедра в Чите). 35 . Владивостокская (1898 г.). 36 . Олонецкая (1898 г., кафедра в Петрозаводске). 37 . Гродненская (1900 г.). в) епархии Грузинского экзархата 1 . Карталинская (епархия экзарха) (1811 г., кафедра в Тифлисе). 2 . Имеретинская (1821 г., кафедра в Кутаиси). 3 . Сухумская (1885 г.). 4 . Бакинская (1907 г.). VII. АРХИЕРЕИ ВАЖНЕЙШИХ ЕПАРХИЙ а) митрополиты Новгородские (с 1721 г. первенствующие в Синоде) 1 . Иов (1697–1716 гг.). 2 . Феодосий (Яновский) (1721–1725 гг.) (архиепископ). 3 . Феофан (Прокопович) (1725–1736 гг.) (архиепископ). 4 . Амвросий (Юшкевич) (1737–1745 гг.) (архиепископ). 5 . Стефан (Калиновский) (1745–1753 гг.) (архиепископ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С 30 августа 2019 г. по 24 сентября 2021 г. — временный управляющий Волгодонской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 54 ) освобожден от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации и назначен генеральным директором художественно-производственного предприятия «Софрино» . Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 3 сентября 2020 г. освобожден от должности настоятеля храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы. Решением Священного Синода от 17 июня 2021 г. ( журнал 46 ) освобожден от должности генерального директора ХПП «Софрино». Исполняя послушания Священноначалия, Преосвященный Меркурий: Образование: 1989 г. — Ленинградский педиатрический медицинский институт. Санкт-Петербургская духовная семинария и академия. В 2013 г. присвоена степень почетного доктора Донского государственного технического университета. В 2014 г. присвоена степень почетного профессора Ростовского государственного строительного университета. Место работы: Донская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Ростовская епархия (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Научные труды, публикации, интервью, доклады . Награды: Церковные: Светские: E-mail: rostov@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.rostoveparhia.ru на Патриархия.ru Митрополит Ростовський Новочеркаський Час, який вчить бути разом [Ihmepb " ю] Звернення глави у зв " язку з на та звернення] хрестики та церковне начиння отримають " ю митрополита Ростовського [Ihmepb " ю] Митрополит Ростовський Коли воля Божа в вона завжди [Ihmepb " ю] Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5-9-е классы средней школы» [Ihmepb " ю] питання становлення в викладання духовно-морального спрямування на [Стаття] митрополита Ростовського на «Духовно-моральна в [Стаття] митрополита Ростовського Новочеркаського на XXV читань [Стаття] Митрополит Ростовський читання — до життя Церкви на найближчий [Ihmepb " ю] митрополита Ростовського Новочеркаського на XXII читань [Стаття] Виступ митрополита Ростовського Новочеркаського на круглому в [Стаття] митрополита Ростовського Новочеркаського на XXIII читань [Стаття] Для чого школярам [Ihmepb " ю] Звернення голови Синодального з нагоди початку нового навчального року та звернення] П " ять питань про ОПК митрополиту Ростовському Новочеркаському [Ihmepb " ю]

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245162...

Со 2-й пол. XVII в. донские земли стали прибежищем для недовольных богослужебными реформами (см. Старообрядчество ), с 80-х гг. XVII в. по рекам Медведица, Хопёр, Чир было основано множество старообрядческих скитов. Дон являлся очагом нестабильности, что в полной мере проявилось в период бунтов под рук. С. Разина в 1670-1671 гг. и К. Булавина в 1707-1708 гг., выдвигавших наряду с социальными требованиями лозунги защиты «старой веры». В 1696 г., после взятия рус. войсками Азова, в нем был основан азовский во имя Иоанна Предтечи муж. мон-рь , настоятелю к-рого архим. Иоасафу в 1700 г. был поручен царем надзор за духовенством в Азове и в казачьих поселениях по Дону. В 1700 г. указом Петра I предписывалось учредить Азовскую митрополию и подчинить ей «все донские городки со всем казацким населением». В 1712 г., после неудачного Прутского похода (1711), Азов был возвращен Османской империи. Воскресенский собор в ст-це Старочеркасской. 1706-1719 гг. Фотография. Нач. XXI в. «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) Воскресенский собор в ст-це Старочеркасской. 1706-1719 гг. Фотография. Нач. XXI в. «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) В 1718-1720 гг. указами царя Петра I поселения по рекам Дон, Донец, Хопёр, Бузулук, Медведица, Айдар, в т. ч. Бахмутская и Хопёрская крепости («которые были ведомы в Патриаршей епархии»), были присоединены к Воронежской епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия ). Указом от 12 июня царь, желая устранить от церковных дел войсковой круг, не признававший ни епископов, ни к.-л. др. духовных «начальствующих лиц», повелел Иностранной коллегии, в ведении к-рой в то время состояло войско Донское (в 1721 оно перешло в ведение Военной коллегии), обеспечить подчинение Дона Воронежским архиереям. Столкнувшись с нежеланием войскового правительства подчиниться этим распоряжениям, Иностранная коллегия 21 дек.

http://pravenc.ru/text/178954.html

5 апреля 1829 г. открывается самостоятельная второклассная (по штату) Донская епархия с местопребыванием архиерея в Новочеркасске. Таким образом, столица Донского казачества получила статус епархиального города. В связи с этим деревянный Вознесенский собор получил название кафедрального (т.е. имеющего кафедру епископа). Высочайшим Указом от 23 августа 1830 г. деревянный Вознесенский кафедральный собор представлен " в полное ведение Высокопреосвященного Афанасия, Архиепископа Новочеркасского и Георгиевского " , т.е. первого Донского Архипастыря. С 1842 г. Архипастыри на Дону получили титул - Донской и Новочеркасский. Архиепископ Афанасий, получив в свое управление Вознесенский собор, распорядился освидетельствовать его. По сохранившемуся описанию от 1830 г., временный деревянный Вознесенский собор имел купол, покрытый листовым железом, а нижний корпус - из соснового теса. Кровля и кресты были окрашены зеленой краской, а стены - белой. В 1833 г. мастеровой Зиновий Иванов получил на городских торгах (аукционе) право " исправить соборную Новочеркасскую церковь Божию в повреждениях " . На ремонтные работы из Войсковой казны ему выделили 5.300 руб. Наблюдение за ремонтными работами проводил архитектор Колодин. 12 ноября 1833 г. отремонтированный деревянный Вознесенский кафедральный собор вновь был освящен. В результате ремонта храм внутри оббили парусиной и окрасили. Придел и пономарня покрыты листовым железом. Трапезная, алтарь и крыша Вознесенского храма остались деревянными. В таком виде деревянный собор прослужил до 1848 г. В этом году началась его капитальная перестройка. Освящение " вновьустроенного " деревянного Вознесенского кафедрального собора провели в 1849 г. Новый вариант собора обшелевали тесом и покрыли листовым железом. На соборе установили войсковые часы. В обновленном деревянном соборе, как и в прежнем, устроили два престола: главный во имя Вознесения Господня, освященный 11 мая 1849 г. третьим Донским Архипастырем Иоанном (захороненном в усыпальнице каменного Войскового Вознесенского кафедрального собора 4 октября 1911 г.) и придельный храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии, освященный 12 июня 1849 г. протоиереем С.Салтыковым.

http://sobory.ru/article/?object=48838

Настоятель храма протоиерей о. Олег Добринский не сразу, но стал называть Михайловский храм собором. И хотя во всех дореволюционных изданиях и отчетах Михайловский храм называли церковью, а не собором, все же два исторических факта есть для именования его собором. Во-первых, собором назвал Михайловский храм в Новочеркасске известный путешественник В.П.Семенов-Тянь-Шанский в своем многотомном труде " Россия " Полное географическое описание нашего Отечества " (Том Х1У. Новороссия и Крым. С.-Петербург, 1910 г.). Во-вторых, собором Михайловскую церковь назвал в одном из церковных документов, присланных из Ростовской епархии, Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Так, что определенные основания для названия Михайло-Архангельского храма собором есть. К тому же эта церковь освящена во имя собора всех бесплотных сил, возглавляемых архангелом Михаилом. Но по православным канонам в городе может действовать только один собор - как " главная церковь " , а таковым, безусловно, в Новочеркасске является Войсковой Вознесенский кафедральный собор. Вместе с переносом деревянного Михайловского храма в Новочеркасск на Архангельскую площадь (ныне пл. Кирова) перевезли и богатую церковную утварь, иконы и т.д. По описи 1830 года в храме имелся многоярусный иконостас с резными украшениями и позолотой, иконы в серебряных окладах, запрестольные иконы старинного письма были украшены жемчужными ожерельями, золотыми накладками, вставками из изумрудов, бриллиантов и полудрагоценных камней. Такими же богато украшенными были и облачения священнослужителей храма. В этом году в храме числилось 2.309 прихожан обоего пола В 1834 году к храму были пристроены, а в 1837 и 1839 годах освящены два деревянных предела: в честь Владимирской иконы Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Таким образом к этому времени храм имел законченный внешний вид о все три освященные престолы. На пристроенной колокольне были вывешены 7 крестов. Главки и кресты были позолочены. В 1836 году храм получил св. антиминс, выданный храму первым архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием (самостоятельная Донская епархия была открыта всего 5 лет назад, в 1829 г.). Настоятельствовал в храме все эти годы (1823-1853 г.) широко известный не только в Новочеркасске , но и на Дону протоиерей Василий (Стефанович Куфаев). При нем приход увеличился почти до 4 тыс. прихожан, среди которых около 10% были приверженцы танк называемых раскольников (т.е. отошедших от православной веры в период церковных реформ Патриарха Никона).

http://sobory.ru/article/?object=13159

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010