После кончины И. кит. правительство направило иеродиак. Филимона и Григория Смагина в Россию сообщить сибир. ген.-губернатору М. П. Гагарину о кончине главы миссии. Оставшимся 4 членам миссии пришлось испытать все тяготы кит. жизни вплоть до приезда новых миссионеров из России в 1729 г. Тобольский и Сибирский митр. Филофей (Лещинский), узнав о кончине И., писал весной 1719 г. ген.-губернатору Гагарину, что «есть надежда на прославление имени Божия среди китайцев... доложите его царскому величеству, и, избрав доброго и мудрого человека, туда в царство китайское пошлите не замедляя» ( Николай (Адоратский), иером. Правосл. миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 4. С. 480). Лит.: Ripa M. Memoirs of Father Ripa: During 13 Years " Residence at the Court of Peking in the Service of the Emperor of China/Transl. F. Prandi. N. Y., 1846; Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Рос. и Кит. государствами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Pavlovsky M. N. Chinese-Russian Relations. N. Y., 1949; Петров В. П. Албазинцы в Китае. Вашингтон, 1956; он же. Российская духовная миссия в Китае. Вашингтон, 1968; Иманиси Сюнцзю. Ко тю: «И-юй лу». Тенри, 1964 (на япон. яз.); Widmer E. The Russian Ecclesiastic Mission in Peking: During the 18th Cent. Camb. (Mass.); L., 1976; Скачков П. Е. Очерки истории рус. китаеведения. М., 1977; Русско-кит. отношения в XVIII в.: Мат-лы и док-ты. М., 1978. Т. 1: 1700-1725; 1990. Т. 2: 1725-1727; Цюаньго маньвэнь тушу цзыляо ляньхэ мулу (Сводный кат. маньчжурских док-тов, хранящихся в Китае). Пекин, 1991 (на кит. яз.); Пан Т. А. Нек-рые даты биографии главы первой Пекинской духовной миссии//25-я науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл. М., 1994. С. 60-64; она же (Pang). The «Russian Company» in the Manchu Banner Organization//Central Asiatic J. Wiesbaden, 1999. Vol. 43. N 1. P. 132-139; она же. Архим. Иларион (Лежайский) и первая Пекинская духовная миссия (1717-1729)//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 196-202; Николай (Адоратский), иером. История Пекинской духовной миссии в 1-й период ее деятельности (1685-1745)//История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997. С. 14-164.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Вторая, немного спустя, повторила этот же маневр, и так до конца, не нарушая очереди и порядка… XXII. Доки и лесопильный завод Пароход “Веру” ставили в доки, для перемены винта. Соловецкие доки — уже не грубое сооружение, не работа громадной физической силы, а основанное на научных выводах и, при всей огромности своей, — изящное создание человеческого гения. Монахи с гордостью указывают на него, и невольно чувствуешь, что в этом случае гордость их вполне законна. — Наши, из крестьян, строили! — объясняют они вам. — А кто наблюдал за постройкой? — Тоже монашек из мужичков! — И техников не было? — Зачем нам техники: у нас Зосима и Савватий есть. Чего не поймем, они наставят! Не описываю самого устройства доков; скажу только, что и за границей я не встречал сооружения более прочного и красивого. Бока его обшиты гранитом, все до последней мелочи изящно, несокрушимо и удобно. Края доков состоять из 8000 балясин в два ряда, промежутки между которыми завалены каменьями и засыпаны землею. Под гранитною обшивкой ничего подобного, разумеется, не видно. В док проведены каналы из Святого озера и из резервуара мельницы св. Филиппа. Когда откроют шлюзы, вода стремится по этим двум путям с ужасающей быстротою. До входа в бассейн дока две эти водные массы встречаются в небольшом углублении: тут они кружатся и пенятся с такой быстротой и шумом, что у зрителей захватывает дыхание. Говорят, что от брошенного сюда бревна остаются только щепки. Потом весь этот водоворот стремится в шлюзы и с громом наполняет бассейн доков. Когда вода поднимется до определенной высоты, ранее введенный в постоянный бассейн пароход ставится в брусья, и потом вода спускается. — Ведь этак Святое озеро может иссякнуть! — Нет. Святое озеро соединяется с другими. У нас все озера связаны между собою каналами и подземными протоками. Иначе как объяснить, что в маленьких озерках пропасть щук завелось? Через Святое озеро и резервуар св. Филиппа в доки идет вода восьмидесяти озер… Мы еще как приспособили: канал, который проводит воду в шлюзы, движет также и машину лесопильного завода! — Как строился док? — Днем и ночью строили беспрерывно.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

Неблагоприятные для III рейха перемены в позиции Православных Церквей Юго-Востока Европы на завершающем этапе войны в конце концов заставили германские ведомства внести некоторые коррективы в свое отношение к РПЦЗ. Проводившаяся с начала войны политика по возможности полной изоляции карловацкого синода в Белграде неукоснительно осуществлялась до сентября 1943 г. Все попытки членов синода получить разрешение на встречу с архиереями оккупированных областей СССР или даже с епископами РПЦЗ в других европейских странах оканчивались безрезультатно. С осени 1943 г. под влиянием военной и внешнеполитической ситуации германские ведомства начали предпринимать безуспешные попытки использовать для воздействия на балканские Церкви архиереев оккупированных территорий и РПЦЗ, при сохранении в основном прежнего недоверия и политики изоляции последней. Венская конференция в октябре 1943 г. была в этом плане единственным крупным исключением (док. 85). Здесь можно увидеть некоторую аналогию с власовской акцией – допущением перед лицом надвигавшегося поражения создания РОА. Но в отношении русского православия нацистские ведомства зашли совсем не так далеко, не позволив начать практическое взаимодействие и возможное объединение его расколотых частей. Враждебность и боязнь Русской Церкви оказались гораздо сильнее, чем даже опасения по поводу Русской освободительной армии. Следует подчеркнуть важность балканского региона для III рейха. Нацистская церковная политика там была в основном направлена на раздробление единства Православных Церквей и установление своего контроля над ними. Большинство этих Церквей действительно в первые годы войны находилось под германским влиянием, но осенью 1943 г. оно было утрачено, и в этой сфере III рейх фактически потерпел поражение еще за год до своего военного разгрома в Юго-Восточной Европе (док. 86). Вторая часть сборника содержит документы о германской церковной политике и развитии религиозной жизни на оккупированной территории СССР. Методы и практика нацистской церковной политики, опробованные в 1933–1941 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой указ действительно был составлен А. Розенбергом, но из-за противодействия влиятельных противников, прежде всего М. Бормана и лично А. Гитлера, он никогда не издавался. Разработка в РМО основополагающего закона о религиозной свободе на занятых восточных территориях и переговоры о нем продолжались 7 месяцев – с октября по начало мая, и в итоге последний, восемнадцатый проект был категорически отвергнут Гитлером. Был издан в виде самостоятельных указов рсйхскомиссаров лишь сокращенный вариант разъяснительных распоряжений к так и не принятому закону (док. 98–101). Пик этих переговоров пришелся на весну 1942 г. К этому времени религиозный подъем заставил особенно серьезно заняться церковным вопросом в России. Следует отмстить, что религиозными проблемами вплотную занимался и считал одними из важнейших в деле «управления покоренными народами» А. Гитлер. 11 апреля 1942 г. в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: насильственное дробление церквей, принудительное изменение характера верований населения оккупированных районов, запрещение «устройства единых Церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий». 21 Текст будущих указов вместе с разъяснением направляющей линии германской политики по отношению к религиозным обществам на занятых восточных территориях А. Розенберг выслал рейхскомиссарам 13 мая – через 5 дней после совещания в ставке Гитлера. Основные положения этого разъяснения сводились к 4 пунктам: 1. Религиозным группам категорически воспрещалось заниматься политикой. 2. Религиозные группы должны быть разделены по признакам национальным и территориальным. При этом национальный признак должен был особо строго соблюдаться при подборе возглавления религиозных групп. Территориально же религиозные объединения не должны были выходить за границы генерал-бецирка. 3. Религиозные общества не должны мешать деятельности оккупационных властей. 4. Особая предосторожность рекомендовалась в отношении Русской Церкви, воплощавшей враждебную Германии национальную идею (док.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Вы напились — вот что я понял! — сердито сказал Володя. — Немного. Но ведь это теперь не имеет никакого значения. Только не мешайте мне, а то я запутаюсь; да, вот: вся история с моей операцией, которую вам не разрешили сделать, имеет даже философский смысл. Хотите выпить? — Ну, налейте! — Философский! Очень глубокий. Я не смогу это выразить, но мы всегда откладываем, не берем на себя ответственность и не решаемся пойти на риск. Это и есть наша традиционная политика. Вы понимаете? Уорд не виноват. Он просто дурак! Кстати, он мне все рассказал, и я теперь понимаю. Он рассказал потому, что он теперь больше не отвечает. Правда, я его немножко припугнул, что попрошусь в ваш госпиталь и вы меня прооперируете, но и на это он имел готовый ответ: вы не можете меня оперировать, потому что мое здоровье принадлежит нации, а нация запретила. Понимаете? Лайонел засмеялся. — Оказывается, нация — это мой дядя Торпентоу… Впрочем, хватит об этом. Сейчас я, пожалуй, посплю, а завтра вы меня опять уложите на палубу, ладно, док? Мне хочется увидеть всю эту кутерьму снизу… — Зачем? — Затем, что сверху все сражения выглядят сущими пустяками, какой-то безнравственной игрой, но все-таки игрой, а отсюда… — Я не видел этой вашей игры ни сверху, ни отсюда, — ответил Володя. Но не думаю, чтобы это показалось мне кутерьмой… или игрой! Невилл, как всегда, выслушав ответ Устименки, ненадолго задумался пережевывал Володин английский язык. — Вам не хватает легкости в мыслях, док, — сказал он наконец. — Вы все берете слишком всерьез. Так размышлять свойственно англосаксам, а не славянам. И вы обидчивы. Кажется, вы склонны говорить те слова, которые любит мой дядя Торпентоу, например — «эти святые могилы». — Есть и святые могилы! — буркнул Володя. — Да, в том случае, если там не покоятся останки надутых себялюбцев, бездарных флотоводцев и самовлюбленных идиотов, вроде моего дяди Торпентоу. Но, как правило, они, именно они лежат в охраняемых законом могилах и в фамильных склепах. А вот моего брата Джонни какой-то сукин сын — танкист Роммеля — так вдавил в песок пустыни своими гусеницами, что его даже не смогли похоронить.

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

Боцман так и остался в коридоре, пораженный в самое сердце. А Володя издали помахал ему рукой и вошел в палату к Невиллу. — Вам было здОрово больно, — сказал он, садясь на табуретку между англичанином и вечно пьяным боцманом-американцем с «Сант-Микаэла». — Вы бы взвизгнули пару раз — это помогает… — Он не из таких, — с ленивой усмешкой на щекастом лице вмешался боцман. — Он гордый, док! Он ничему не верит на этом свете и все презирает. Даже когда сам адмирал вчера… — Заткните вашу жирную плевательницу! — велел боцману Невилл, и тот, как это ни странно, нисколько не обиделся. Володя взял руку англичанина, чтобы посчитать пульс, и заметил на тонком пальце перстень с черным камнем — адамовой головой. — Док, вы коммунист? — вдруг спросил Невилл. — А почему это вас интересует? — Я никогда не видел русских коммунистов. Он смотрел на Устименку нагло и внимательно. И сейчас собираю коллекцию… — Какую коллекцию? — Впечатлений. — Я что-то не очень вас понимаю, — раздражаясь и опять удерживая себя мистическим понятием «персона грата», буркнул Володя. — Я врач, вы раненый. Вот и все. — Нет, не все, — покусывая нижнюю губу (ему все еще было очень больно), сказал Невилл. — Далеко не все. Из воды меня вытащили русские коммунисты. Один из них, кстати, едва не утонул. Пароход, на который меня вытащили, тоже был коммунистический пароход с названием вашего лидера — «Александр Пушкин»… Устименко улыбнулся, но лейтенант не заметил его улыбки. — Теперь меня лечит коммунистический врач. Вот какая у меня коллекция. Это — коммунисты. Но Мосли я тоже знаю, — вы про такого слышали, или вам даже нельзя о них говорить? — Мосли теперь, кажется, сидит в тюрьме? — И Муссолини я тоже видел, — с вызовом в голосе сказал Невилл. — Он был от меня совсем близко. И Герингу нас представляли, я был тогда самым молодым летчиком Европы. — У вас симпатичные знакомые, — сказал Устименко, поднимаясь. — Просто даже неудобно болтать с такой знаменитостью, как вы. — Посидите, док, — стараясь не замечать Володиного тона, попросил летчик. — Выпейте со мной виски…

http://azbyka.ru/fiction/dorogoj-moj-che...

влад 8 декабря 2017, 14:11 Елена Николаевна, спасибо, верное замечание. Действително интересно проверить, например, где дневники наследника за 17, 18 год. Какова их судьба. Вот оригинал показаний Мутных из ГАРФ: http://ibb.co/ddLyNw http://ibb.co/emXZvG http://ibb.co/c75yNw http://ibb.co/hEFXhw И еще эксперты упонянули, что новых доков не найдено, но в описях ГАРФ же: Р5325 4 223 Историческая справка о судьбе последней царской семьи Романовых, 14 листов (ГАУ НКВД СССР, 1945) Р5325 1 102 Переписка с истпартом Пермского губкомитета партии о местонахождении док. о расстреле семьи Романовых в 1918 году Р5325 2 1452б Переписка по выявлению док. материалов о судьбе последней царской семьи Романовых, 43 листа 12.1945 В.Р. 8 декабря 2017, 13:48 Светлана: " Немецкий ученый Бонте провел сравнение " екатеринбургских останков " с немецкими родственниками Филатовых, получил 100-процентное совпадение " - а где можно ознакомиться с самой работой? В сети есть упоминание, но смущает, что указанный г-н Филатов называет себя внуком цесаревича. Интересуют первичные данные исследования. Евгений 8 декабря 2017, 13:17 " Комплексной генетической экспертизе, к сожалению, уже готовят ответ. Да, это Романовы, но не те, не царская семья.Появилось предположение о вмешательстве Берии, " --- опять слухи. Откуда в этот раз? НН 8 декабря 2017, 13:15 С Алапаевскими мучениками вопросов не меньше,чем с самой Царской Семьёй. Л.Миллер,работавшая с документами Гессенского Дома,приводит в своей книге о Елизавете Федоровне письмо её сестры Виктории брату Эрнсту,в котором пишет,что по протоколу вскрытия тел Алапаевских мучеников они были брошены в шахту мертвыми,а не живыми,что расходится с материалами общеизвестными. Л.Миллер объясняет в сноске:сестра не хотела огорчить брата.Но описание транспортировки тел,начиная с самого игумена Серафима Кузнецова и ещё свидетелей(книга " Наставник.Учитель Цесаревича Алексея Романова " )одинаково:все тела,кроме Великой Княгини,жутко смердели.Святые(прославленные РПЦЗ)не смердят,а благоухают.Кого везли тогда?

http://pravoslavie.ru/108916.html

1377 Имеется в виду Декрет СНК РСФСР от 2 июля 1918 г. об освобождении от реквизиции помещений Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1384 В сопроводительном письме отдел переходящих учебных заведений обращался с просьбой в Бюро печати при СНК о публикации данного объявления в газете «Известия ВЦИК» или в «Народном образовании» (ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 29. Д. 17. Л. 158). 1386 Имеется в виду Инструкция к декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви. Положения о светской школе вошли в качестве пунктов 33–35 в данную инструкцию. Проект инструкции прилагался к протоколу 5 заседания Государственной комиссии по просвещению. 1388 Пункт 33 инструкции гласил: «О преподавании религиозных вероучений. Ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских» (Док 11.1.47). 1389 Точка зрения наркома просвещения А. В. Луначарского по вопросу о праве Православной Церкви иметь профессиональные школы для подготовки священнослужителей была в развернутом виде высказана в письме от 11 июля 1918 г. в отдел народного образования Тверского губисполкома (Док. VII.30). 1392 В ответ на запрос Московской консистории от 9 сентября 1918 г. VIII отдел НКЮ РСФСР 2 октября сообщил, что «1) о желании открыть где бы то ни было специальные богословские школы следует поставить в известность Народный комиссариат просвещения; 2) вопрос о зданиях или помещениях для этих школ разрешается жилищно-земельными отделами местных районных совдепов в обычном порядке» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 116). 1394 9 октября 1918 г. Наркомпрос сообщил, что «ходатайство Московской духовной консистории от 9 сентября с[его] года о предоставлении зданий гимназии при Скорбященском монастыре и Вифанской духовной семинарии для специальных богословских школ не может быть удовлетворено, так как в связи с занятием многих учебных заведений учреждениями различных ведомств Народный к[омиссарит] по просвещению крайне нуждается в школьных помещениях для культурно-просветительских целей, и названные учебные заведения в настоящее время предназначены для нужд трудовой школы» (ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 696. Л. 123–123 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве проходит кинофестиваль «Радонеж» Москва, 25 ноября 2012 года Международный фестиваль кино- и телепрограмм «Радонеж» в семнадцатый раз открылся в пятницу в Доме кино в Москве. Фильмом-открытием стала лента режиссера Александра Столярова «Старец Паисий». По словам генерального директора фестиваля Евгения Никифорова , в этом году организаторы сделали акцент на документалистике: «Программа кинопоказов обозначает проблемы сегодняшнего времени в таких фильмах, как „Доброе утро, Митровица!“ И. Уральской, „Дочь“ режиссера А. Касаткина и Н. Назаровой. Здесь предлагаются и пути исцеления, как это показано, например, в лентах „Широкие объятия“ Ю. Киселевой и „Трезвитесь!“ из серии „Русский заповедник“ В. Тимощенко» Жюри уже отсмотрело половину конкурсных работ, но за последние два дня форума еще можно успеть увидеть фильмы фестиваля — вход на киносеансы в Дом кино (ул. Васильевская, 13) бесплатный. Закрытие фестиваля состоится 27 ноября в 19.00 в Большом зале Дома кино. На церемонии будет показан фильм режиссера Андрея Прошкина « Орда» . Программа: 26 ноября 11.00 Конкурсная программа «Concordia/Согласие», реж. Аким Салбиев, 15 мин., док. Старообрядцы в России и за рубежом. Фильм второй. Липоване. «Дунайская Венеция», реж. Алексей Погребной, 27 мин., док. «Доброе утро, Митровица!», реж. Ирина Уральская, 61 мин., док. «Праздник», реж. Юрий Шиллер, 52 мин., док. 14.00 Конкурсная программа «Мальчики», реж. Илья Казанков, 23 мин., игр. «Лоцман во времени», реж. Александр Киселев, 26 мин., док. «Иван», реж. Владимир Жаров, 58 мин., док. «Крест Никона», реж. Максим Гуреев, 44 мин., док. 17.00 Конкурсная программа «Каменные гости», реж. Елизавета Трусевич, 26 мин., док. «Счастье — это просто», реж. Игорь Гневашев, 21 мин., док. «Русь еще жива...», реж. Валентина Матвеева, 50 мин., док. 19.00 «Радонеж» рекомендует К юбилею Андрея Тарковского «Тарковские. Осколки зеркала», реж. Ирина Изволова, 105 мин., док. 27 ноября 19-00 — Торжественная церемония закрытия XVII Международного фестиваля «РАДОНЕЖ» «Орда» реж. Андрей Прошкин скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57688.html

Морской док Соловецкий монастырь. Монастырский док. Нач. XX века. Собрание открыток церковно-археологического кабинета Московской духовной академии В конце XVIII столетия на канале, ведущем из Святого озера в море, решено было устроить морской наливной док с бассейном для захода судов, площадкой для их осушки и затворными воротами. В 1799-1801 годах док был построен, и, как сообщает архимандрит Досифей, " по выгодности местоположения и способности сей верфи многие знатоки свидетельствуют, что еще подобной нигде не находится " . Проработал первый док недолго, так как быстро ветшавшие деревянно-валунные конструкции потребовали замены их новым, более долговечным материалом - гранитом. Уже на рубеже 1820-30-х годов в монастыре «своими людьми» строятся мореходные суда «на корабельный образец» длиной 35 м и грузоподъемностью до 700 пудов. Современники с гордостью отмечали, что " подобных кораблей красотою и величиной ни у кого во всем здешнем Белом море не имеется " . В 1860-е годы монастырь оснащает пароходы, перевозившие до шестисот пассажиров, а в конце столетия приобретает современные быстроходные суда за границей. Отвечая потребностям времени, обустраивался и Сухой док. В 1880-1881 годах он был на 6,5 м удлинен и на 1,5 м углублен. Как и прежде, строительство осуществлялось собственными силами (письменные источники отмечают трудовой вклад кузнеца - богомольца Андрея Бурова, «столяра-архитектора» монаха Аристарха, инженера-механика монаха Феоктиста и некоторых других рядовых строителей). Видимо, тогда же чудо соловецкой гидротехники было отмечено памятным гранитным обелиском, стоящим у входных ворот. Аналогичный по форме обелиск установлен с противоположной стороны входа в док в память о событиях обстрела монастыря англичанами в 1854 году http://www.solovki.info/?action=pv&id=68 ]]. Биологическая станция Соловецкий монастырь. Биологическая станция. Нач. XX века. Собрание открыток Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии В последней четверти XIX века на берегу Соловецкой бухты, на маленьком мысу, расположившегося напротив Соловецкого монастыря, была основана Биологическая станция. Станция появилась благодаря активной деятельности профессора, крупного зоолога и писателя Н.П.Вагнера и настоятеля Соловецкого монастыря архимандрита Милетия, оказавшего существенную материальную помощь этой научной инициативе. Появление Биологической станции на Соловках было одобрено Святейшим Синодом, и только после этого осуществилась перестройка " Сельдяной избы " , выделенной настоятелем для нужд ученых.

http://drevo-info.ru/articles/1427.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010