Слово Божие и практика Православной Церкви показывают, что за оправданием человека, за прощением грехов и умиротворением его совести, всегда следует или, по крайней мере, совпадает с ним освящение или сообщение дара Святого Духа. Иудеям, возбуждённым проповедью св. Петра о Распятом и Воскресшем и вследствие того спрашивавшим: «Что нам делать?» – апостол отвечал: «Покайтесь (стяжите то настроение покаянной веры, которое сделает вас способными к оправданию и освящению) и да крестится каждый из вас (т. е. сам, как уже имеющий, до известной степени, свою нравственно добрую физиономию) во имя Господа Иисуса Христа для прощения грехов (т. е. для оправдания); и получите дар Святого Духа (освящение)» ( Деян.2:38 ). Вот вкратце существенные плоды влияния евангельской, спасающей благодати, достигаемой с участием самого спасаемого в начале его христианской жизни! «Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, – учит св. апостол Павел ( Тит.3:4–7 ), – Он спасал нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (т. е. вследствие покаянной веры; но каким способом?) во-первых – «банею возрождения», т. е. по словам того же апостола в других местах ( Еф.5:26 ; Деян.22:16 ), водной баней очищения или омовения грехов; затем, во-вторых, – «баней обновления Святым Духом, которого Он излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (т. е. через освящение), чтобы, – заключает апостол, – оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Приведём ещё одно изречение того же апостола в доказательство неразрывной связи освящения с оправданием в деле спасения человека. «Некоторые из вас, – говорит он христианам из язычников, – были неправедны (идолослужители, блудники и проч.), но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа (в Крещении) и Духом Бога нашего (через возложение рук или Миропомазание) ( 1Кор.6:11 ). Акт оправдания и освящения и во времена апостольские совершался, и доселе в Православной Церкви совершается одновременно при посредстве особых видимых священнодействий, называемых Святыми Таинствами Крещения и Миропомазания, или возложения рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Точно также и Господь Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь Евангелия, повелел им не брать с собою ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы ( Мф.10:9–10 ). Это означало, что и апостолы должны были питаться на счет тех, кто получит духовную пищу от их благовествования. В онь же аще дом внидете, в том дому и пребывайте, ядуще и пиюще, яже суть у них: достоин бо делатель мзды своея ( Лк.10:7 ). Поясняя эти слова Господа, св. апостол Павел вопрошает: какой воин служит когда-либо на своём содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? кто, пася стадо, не ест молока от стада?… Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования (1Кор.9:7–15). Апостол Христов, которому принадлежат эти слова, безмездно проходил своё веропроповедническое служение: он трудами рук своих пропитывал себя и не только ни от кого не требовал вознаграждения за свои апостольские труды, но еще со спутниками своими делился прибытками от своих ручных работ. Это было, однако, делом его личного произволения, отнюдь не обязательным для проповедников Евангелия. Сам Христос Спаситель во время Своих путешествий с Евангельскою проповедью, питался со Своими учениками подаяниями усердствующих. Отказываясь от вознаграждения за свои труды, св. Апостол отнюдь, при этом, не отвергал права на это вознаграждение, напротив, признавал это право священным, ссылаясь на заповедь Христову, и имея в виду то, что служители веры легко могут ослабеть в ревности к прохождению своего служения, отвлекаемые заботами об удовлетворении житейских насущных потребностей. Таким образом, участие пасомых в содержании пастырей есть прямой долг, основывающийся на божественной заповеди. Премудрый Сирах ставит этот долг в прямую связь с любовью к Самому Богу: всеми силами люби Создателя твоего и не оставляй служителей Его. Бойся Бога и чти священника: давай ему часть, как заповедано тебе ( Сир.7:32, 33 ). Если бы кому показались недостаточно убедительными и эти доказательства, тот да вопросит себя: что более ценно, то что он дает, или что получает? Дает временное, получает вечное, дает земное – получает небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Фома. Но говорят, что Христом установленной Церкви давно уже нет на земле, а теперь существующая не содержит уже в себе истины христианского учения. Священник. Если бы это была правда, то тогда пришлось бы прийти к такому заключению, что Христос плохо заботился о Своём деле и, следовательно, Он напрасно исполнял в мире Свою учительскую обязанность, напрасно установил Церковь , напрасно и сообщил ей дары Святого Духа. Ведь Сам Спаситель сказал, что «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» ( Ин.14:16–17 ). Благодать Святого Духа преемниками апостолов через хиротонию передаётся и будет передаваться от одних к другим вовек. Фома. Говорят, что архиереи наши напрасно и право рукоположения-то присвоили себе. Лучше было бы, если бы целое общество избирало себе подобных наставников, чем одному епископу поручать это дело. Священник. Я знаю, что сейчас есть такие сектантские общества, которые так и делают. Но мы должны соблюдать тот порядок, который указан Самим Христом и Его апостолами. Спаситель не всем верующим, а только избранным апостолам дал власть учить, крестить ( Мф.28:18–20 ), решать и вязать грехи ( Мф.18:18 , Ин.20:21–23 ) и рукополагать пресвитеров. В доказательство последнего я могу указать на следующий пример из Церкви Апостольской. Для церквей Критских нужны были пресвитеры. Там, в городах, между христианами много было почтенных и учёных старцев. Однако ж, апостол не им поручил довершать недоконченное по церковным делам и поставить по всем городам пресвитеров, и не обществам дал это право, а оставил для сего на Крите епископа Тита ( Тит.1:5 ). Другому епископу Тимофею заповедано в первом послании: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.5:22 ). Христиан же всех Божественное Откровение обязывает такими заповедями: «каждый должен разуметь пастырей и учителей, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» ( 1Кор.4:1 ); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших» ( Евр.13:17 ). Это заповедал и Сам Спаситель, и притом с угрозой, сказав: «Слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ); «сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» ( Лк.10:12 ). Таким образом, от самых апостольских времён не было примера, чтобы само общество без епископа поставляло кого в пастыри. Если же сейчас находятся такие самочинные общества, которые дозволяют себе это делать, то это печальное и болезненное явление в нашем христианском мире. Это предсказано было ещё апостолом Павлом: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Современный, разумный, осторожный проповедник пожалел бы, конечно, своей одежды... Две тысячи лет тому назад все было проще и горячее. С жаром бросились в толпу так плохо ею понятые апостолы – так не к славе Христовой понятые. Бросились в народ и «громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки…» (14–15). Исцеление хромого произвело нужную реакцию, обнаружив подлинное духовное состояние народа, и дало апостолам новый повод горячего свидетельства об Истине этим поверхностным и «жестоковыйным» (даже в добрых чувствах своих) людям. «Жестоковыйность» (плотскость религиозная, фанатичность) одинаково далека от Бога как в зле, так и в добре. Можно себе представить, сколь мучительна была для светлого, смиренного духа апостолов эта попытка языческого обоготворения их самих. Они, учившие о совершенном обожении человека во Христе, должны были особенно страдать от человеческих стремлений к темному их обоготворению. С разодранными одеждами, крича, апостолы убеждали в толпе эти младенческие сердца простыми, горячими, детскими, трогательными в эту минуту словами: «Благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (15–17). Из этих слов так и брызжет непосредственная любовь к Богу. Она и зажгла миллионы сердец в мире. Здесь было и материнское утешение народа в младенческом безумстве его. 17. Некоторые иудеи из Антиохии и Иконии (гл. 14) «Некоторых иудеев» довольно много было на путях апостолов... Первое гонение на Церковь , как известно, шло из среды этих не веровавших во Христа иудеев; они же раньше просили Пилата, чтобы он им отдал Варавву, а Иисуса отдал на распятие; это они избрали не Его, но Варавву ( Мф. 27:21 ). Препятствия от них были повсюду. Вся естественная конъюнктура складывалась очень легко в пользу этих врагов истины Христовой. Победа над миром могла быть только по благодати, через веру. Благодать должна была быть практически показана в мире. Не только подлинная высота человеческая, но и практическое доказательство сверхприродной силы Духа Христова должно было прийти в мир через крайнюю и всестороннюю слабость всей человеческой – и апостольской – плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Не дух мнимого превосходства над паствой, не дух «лидерства», а дух Христовой любви и смирения утверждал стопы Христовых благовестников. Молитвенного духа, духа любви, смирения, терпения и разума прежде всего искали проповедники Евангелия Христова. Не «указывать» и «руководить» людьми учат всех святые миссионеры, а всемерно служить им с полным смирением, «ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк. 10.45 ). Эти слова Господа можно считать «методическим указанием» православному миссионеру. Подобное отношение миссионера к оппоненту должно всегда присутствовать в его сердце, выражаться в его поступках и словах, и определять, среди прочего, и настрой, и даже стиль его проповеди. Свт. Иннокентий (Вениаминов) говорил: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих». Соответственно главному мотиву миссии, в общем случае моделью поведения миссионера не должен становиться спор или диспут (даже если в них невольно приходится участвовать), ибо миссионер «не ищет своего», и говорит не от себя и не для самоутверждения. Миссионер не должен осмыслять свою деятельность как «бой», «защиту», или в иных подобных категориях, далеких от духа Любви Христовой. Поэтому великие миссионеры не ставили задачи доказать свою правоту, а показывали – хотя бы и через слова свидетельства, через смирение и терпение – Божественную любовь, как самое убедительное доказательство. Концепция миссионерской деятельности неслучайно заканчивается словами: «Благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность в современных условиях, православный миссионер должен всегда иметь в своем сердце апостольские слова: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор. 13.2 )». Стоит заметить, что сегодня нередко многие оказываются далеки от этой «методики» великих миссионеров, зачастую делая в миссионерском служении акцент на противостоянии (например, сектантам), и в самом этом противостоянии действуя «борцовскими» методами, вдохновляясь не примерами святых миссионеров, а иными образцами.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Если Лука был апостолом от семидесяти, то весьма вероятно, что он был свидетелем части событий, описанных им в Евангелии (Луку отождествляют с одним из двух учеников, встретивших воскресшего Иисуса на пути в Эммаус 156 ). Он также, по-видимому, входил в число тех ста двадцати иерусалимских христиан, которые участвовали в выборах двенадцатого апостола, проводившихся под председательством Петра и по его инициативе ( Деян. 1:16 ). Следовательно, он был вероятным участником и других описываемых в книге Деяний событий. В этой книге Петр – уже не колеблющийся между верой и неверием ученик, а глава апостольской общины, уверенный в своей миссии, дерзновенно проповедующий Христа распятого и воскресшего. Если в Евангелиях мы слышали лишь отдельные его реплики, то в Деяниях мы слышим из его уст целые речи, наполненные богословским содержанием. И если в Евангелиях он почти никогда не был в центре повествования, то сюжет первых глав Деяний разворачивается именно вокруг него. Тот факт, что, начиная с 9-й главы Деяний, Петру уделяется все меньше внимания, а после 15-й главы он вообще исчезает из повествования, объясняется ситуацией, в которой оказался автор, став спутником Павла: участвуя в его продолжительных и наполненных событиями путешествиях, Лука уже не мог следить за тем, что происходило с Петром. 1. От Вознесения до Пятидесятницы Община учеников после Вознесения Книга Деяний начинается с пролога, в котором автор, обращаясь к тому же адресату, что и в Евангелии, анонсирует продолжение своего труда: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1:1–3 ). Из этого текста мы узнаем, что явления воскресшего Иисуса ученикам были многочисленны и что продолжались они в течение сорока дней. Эти явления сопровождались проповедью о Царствии Божием. Из Евангелий мы знаем, что Царство Божие, или Царство Небесное, было лейтмотивом проповеди Иисуса с самого начала. Его первыми словами, которые Он заимствовал у Иоанна Крестителя ( Мф. 3:2 ), были: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 3:17 ). Царство Небесное было сюжетом многих притч Иисуса ( Мф. 13:24, 31, 33, 44, 45, 47; 20:1; 22:2; 25:1 ; Мк. 4:26 ; Лк. 13:18, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Последние слова мои произвели сильное волнение в народе. Православные радостно ухватились за них и кричали: – Видишь ты, детям и каяться-то не в чем, а нам сектанты все уши прожужжали, что мы крестим младенцев не по Слову – без покаяния. А какое покаяние детям?.. Сектанты огорчались, что я «извращаю» будто бы Писание и проповедую народу «чуждое учение». Особенно волновался Авдей. У него «душа горела» оттого, что ему приходилось молчать. Один Поликарп не терял спокойствия. Он хладнокровно выждал, когда народ затих, и сказал: – Вот это вы лишнее прибавили, что детей надобно через крещение очищать от адамской скверны. Из первого послания Иоанна Богослова мы знаем, что они уже и так очищены кровью Христовой. Им без крещения прощены грехи ради имени Иисуса ( 1Ин.2:12 ). Потому Ап. Павел и называет христианских детей святыми. Почитайте-ка, что пишет он к Коринфянам: «неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор.7:14 ). Видите: святы дети наши, а вы Бог знает, что толкуете!.. – Нет, друг мой, не «Бог знает, что» я вам толкую, а «говорю слова истины и здравого смысла» ( Деян.26:25 ). Сообрази сам. Ты указываешь на Ап. Иоанна в доказательство того, что «детям» без крещения прощены грехи. Но ты лишь по недоразумению говоришь это. Прочтём подлинные слова Апостола: «пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его» (Иисуса). Под «детьми» ты предполагаешь здесь младенцев. Между тем, это не верно. «Детьми» Ап. Иоанн называет верующих во Христа, взрослых людей. «Дети мои! говорит он – сие пишу вам, чтобы вы не согрешали»... ( 1Ин.2:1 ст.). Разве младенцы по своему возрасту могут грешить? Ясно, что не о них речь у Апостола. Это видно и из ст. 12-го, на который ты указываешь: «пишу вам, дети»... Младенцы не в состоянии читать послания Апостольского; значит, не к ним оно направлялось и не их в данном случае Иоанн Богослов называл «детьми». Но оставим эту невольную твою ошибку. Перейдём к другому твоему положению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Много общего, но только короче, – и в Послании к Ефесянам , где существенно излагаются все основные христианские истины; это Послание называется «Апостольским катехизисом». Следовательно, здесь, как и во всяком «Катехизисе», должны быть выражены истины уже догматически – определенно и ясно, – хотя бы и без долгих доказательств. Что же видим? С самого же начала снова говорит апостол, что Бог Отец усыновляет нас; как? – чрез Иисуса Христа. Именно? – Благодатию Духа Святого Он облагодатствовал нас в Возлюбленном; значит, нечто за нас, для нас самое важное, совершилось в Нем Самом, в Сыне, в Богочеловеке... За что же Отец возвратил такое благоволение воли Своей 1526 к нам в Возлюбленном? – За то, что в Нем мы имеем Искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ( Еф. 1:5–7 ). И все эти мысли высказаны очень сжато в трех лишь стихах: очевидно, все это уже очень хорошо известно было ефесянам, затвержено, усвоено, испытано, ибо апостол Павел там проповедовал три с половиной года. Конец же дела Христова – спосадение Его одесную, – а с Ним и верующих в Него (см.: Еф. 1:20–22; 2:6 ). Так теперь вы, прежде бывшие некогда далеко, стали близки Самому Богу! На Престоле Его! во Христе Иисусе (служба на Вознесение построена на этой основной мысли). И все это Кровию Христовою: ибо Он есть мир наш, разрушивший стоявшую посреди (то есть и между людьми и Богом, – и между иудеями и язычниками) преграду, упразднив вражду Плотию Своею; дабы в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников) с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, то есть отчуждение нас Богом. Теперь мы снова имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие... а свои Богу (см.: Еф. 2:13–16,18–19 ). За эту истину-то я, Павел, и страдаю; мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я выше писал кратко ( Еф. 3:1, 3 ). Молюсь, чтобы вы могли уразуметь превосходящую разумение (как прекрасно сказано! уразуметь сердцем превосходящую всякий ум) любовь Христову ( Еф. 3:19 ) и уже жить достойно ее, отложить ветхого человека (ср.: Гал. 4:22 ) и прочее. Истина – в Иисусе 1527 ( Еф. 4:21 ). Жить достойно Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день Искупления (то есть в день Искупления веры и крещения – ср.: Еф. 1:13 ) ( Еф. 4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

От этих-то наветов вражьих и молил апостол освободить его «трижды», в смысле «многократно» (св. Златоуст), но услышал ответ Господа: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи», то есть: довольно для тебя, что ты воскрешаешь мёртвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокажённых и творишь другие чудеса. Не домогайся того, чтобы жить в безопасности, без страха и проповедовать без труда. Но ты скорбишь и печалишься? Не приписывай Моей немощи того, что многие коварствуют против тебя, терзают тебя, гонят и бьют тебя бичами. Сие самое и показывает Мою силу. «Сила бо Моя в немощи совершается», то есть, когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих (св. Златоуст). Поэтому и говорит дальше апостол: «посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен», ибо тогда наипаче действует благодать Божия. Наконец, апостольское своё звание св. Павел доказывает указанием на знамения своего апостольства в Коринфе, которые выразились во всякого рода чудесах и силах (ст. 1–13). В заключение св. апостол опять повторяет, что он, когда придёт к коринфянам, ничем не будет пользоваться от них, как не пользовался ничем и посланный им Тит. Главная цель апостола – нравственное исправление коринфян, к чему он и ведёт свою речь. Апостол опасается, как бы, придя к ним, не найти их неисправленными (ст. 14–21). В тринадцатой главе св. апостол грозится, что если он застанет коринфян неисправленными, он отнесётся к ним со всей строгостью: «когда опять приду, не пощажу». «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас» (ст. 1–3). Св. Павел, по объяснению еп. Феофана, «как бы говорит им: так сами вы поставили вопрос, что мне, если не исправитесь, неизбежно не пощадить вас, а явить на вас данную мне апостольскую власть и силу Христову, во мне действующую.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не только же состав, который Он воспринял ради нас, но и каждого из удостоенных общения с Ним Он обоживает (θεοποιε) тем, что делает его участником того огня, который Господь пришел воврещи на землю». Вершина беспощадного апостольского сомнения в действительности и истинности Христова Воскресения – случай с апостолом Фомой. Когда прочие Апостолы, которым явился воскресший Господь, сообщают Фоме: «Мы видели Господа», – он им скептически отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Ин.20:25 ). – И Господь удовлетворяет желание столь упорного неверия. Евангелист повествует: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Убежденный столь явным и несомненным образом в подлинности воскресшего Господа Фома с верой восклицает: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:26–28 ). Воскресение Господа Иисуса Христа – это основа, на которой Его святые ученики созидают свою веру и свою проповедь. Все их дела проистекают, собственно, из этого одного Христова свершения и сводятся к нему одному. Ибо, по словам святого Златоуста, «Деяния апостольские как раз и содержат в себе доказательство Воскресения, так как уверовавшему в Воскресение было уже легко принять и всё остальное». Ведь для Апостолов засвидетельствовать и удостоверить Воскресение Христово – значит засвидетельствовать и доказать, что Иисус Христос – Бог и Господь, Искупитель и Спаситель. Изрекаемыми словами и творимыми во имя воскресшего Иисуса чудесами они непрестанно утверждают, являют и доказывают, что через них – Своей животворящей и чудодействующей силой – глаголет и действует воскресший Господь. Весь свой апостольский призыв они сводят к свидетельству о Воскресении Владыки Христа; быть Апостолом – значит свидетельствовать о Христовом Воскресении (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010