Отвечая ему, Господь в поучение всем родам и векам высказал закон нравственного царства Божия, по которому «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры». Поэтому, не одобряя в верующих искания очевидных, удостоверяющих доказательств, дал преимущество вере, которая их не требует. «Блаженны не видевшие и уверовавшие», т. е. блаженны те, которые не видят Меня теперь воскресшим и тем не менее уверуют в Меня. В лике апостольском был один ученик, которому принадлежала такая полнота веры. Это был ап. Иоанн. Не станем останавливаться на других явлениях Воскресшего Спасителя, так как и рассмотренных достаточно, чтобы видеть, с каким недоверием отнеслись Апостолы к событию воскресения Христа, какие сомнения надлежало им победить, с какою медлительностью оставляли они это неверие, каких осязательных доказательств они требовали, чтобы рассеять свое неверие и побороть всякое сомнение. И в результате Апостолы достигли крепкой, сознательной веры, веры не только сердцем, но и рассудком, веры, перешедшей в непоколебимое убеждение в действительности воскресения Господа, с которой они и выступили пред всем тогдашним миром. «Сего Иисуса Бог воскресил из мертвых, чему все мы свидетели» ( Деян.3:15 ) – вот что лежит в основе проповеди Апостолов. Вся она есть проповедь «о том, что было от начала, что они слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки их» – «о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, говорит ап. Иоанн, и возвещаем вам сию вечную Жизнь» ( 1Ин.1:1,2 ). Вечная жизнь – вот глубочайший смысл Воскресения Христова. Если бы Христос не воскрес, если бы Каиафа оказался правым, а Ирод и Пилат – мудрыми, мир оказался бы бессмыслицею, царством зла, обмана и смерти. Если бы Христос не воскрес, то вся евангельская история о великом Учителе, который был, в конце концов, распят, была бы для нас, может быть, даже менее поучительна, чем история жизни Магомета и Конфуция. Стоит только вообразить, что у всех евангелистов совсем нет глав, где говорится о воскресении, и тотчас же будет ясно, что вся евангельская история не имеет надлежащего заключения. Представлялось бы совершенно непонятным, что именно хотели разъяснить евангелисты, излагая историю великой исторической личности. Читая евангелия, мы могли бы только думать, что всякая благородная, самоотверженная деятельность на пользу человечества, всякое проявление выдающегося ума и таланта всегда заканчивается только весьма печально, как закончилась она для Иисуса Христа – одним только Крестом. Это не только ни для кого не было бы привлекательно, а, напротив, отталкивало бы и заставляло бы избегать идти по тому пути, по которому шел Христос. Ведь в этой (евангельской) истории дело шло не о прекращении чьей-то жизни, а о том, прекратится ли истинная жизнь, жизнь совершенного праведника. Если такая жизнь не могла одолеть врага, то какая же оставалась надежда в будущем? Если бы Христос не воскрес, то кто же мог воскреснуть?!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Лука оканчивает свою книгу Деяний Апостольских известием о двухлетнем пребывании Апостола Павла в Риме; около этого времени, то есть около 63 или 64 года, она и была написана, так как если бы она была написана после, то в ней, несомненно, были бы описаны обстоятельства и последующей жизни Апостола Павла. Эта книга есть продолжение Евангелия, о чем сам Лука свидетельствует в самом начале ее ( Деян. 1, 1 ); следовательно, Евангелие от Луки написано ранее 63 года. Апостол Иоанн сам свидетельствует в своем Апокалипсисе, что был на острове Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа ( Откр. 1, 9 ), то есть был сослан туда. Из начала 11 главы Апокалипсиса видно, что он написан до разрушения Иерусалима, то есть до 70 года, так как в этой главе говорится о храме, как еще стоящем. Климент Александрийский и Ориген говорят, что Иоанн был сослан тираном, не поясняя каким; но, имея в виду, что это могло случиться лишь до 70 года, надо признать, что Иоанн был сослан на остров Патмос в последний год царствования Нерона, то есть в 68 году, после смерти Апостолов Петра и Павла. А так как Иоанн написал свое Евангелие после Апокалипсиса, то несомненно, что оно написано после 68 года. По свидетельству Епифания, Иоанн написал Евангелие в глубокой старости, в царствование Домициана, которое, как известно, началось в 81 и окончилось в 96 году. Поэтому время написания Евангелия Иоанном надо отнести к восьмидесятым или началу девяностых годов первого столетия по Р. X. Относительно времени появления Апостольских писаний надо заметить, что первые христиане несомненно нуждались в письменном изложении того учения, какое проповедовали им Апостолы; несомненно также, что Апостолы должны были удовлетворять эту потребность обращаемых ими ко Христу; и мы имеем доказательства, что Апостольские писания собирались и распространялись при жизни их авторов. Апостол Павел в послании своем к Колоссянам (4, 16) писал: Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы . А Апостол Петр во втором послании своем (3, 15–16) говорит: И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания . Из этих слов Апостола Петра видно, что ему был известен сборник посланий Павла, а также и другие Писания, вероятно, тоже Апостольские. А из этого надо заключить, что собрание Апостольских писаний было сделано в те времена, когда живы были авторы их и другие очевидцы и служители Слова, которые могли удостоверить подлинность их; а потому подложность какого-либо писания могла быть тотчас же обнаружена.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«Он был сопричислен к нам, и получил жребий служения сего». Он, Иуда, по воле Господа Спасителя, был принят в число учеников Его, и потом призван был к апостольскому служенью, вместе с другими, в числе двенадцати. Число двенадцати Апостолов соответствовало числу двенадцати колен израилевых. Сам Господь Спаситель указал на это знаменование, когда говорил: Аминь глаголю вам, яко вы шедший по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома ( Мф.19:28 ). По этому апостол Петр предлагает собранью о необходимости на место отпадшего Иуды избрать кого – нибудь достойного носить звание Апостола. Подобает убо от сходившихся с нами мужей во всяко лето, в неже вниде и изыде в нас Господ Иисус, 22. Начен от крещения Иннова даже до дне, в оньже вознесеся (на небо) от нас, свидетелю воскресения Его быти с нами единому от сих. Напоминая собранью верующих о надобности призвать кого – нибудь достойного к апостольскому служенью, вместо предателя Иуды, апостол Петрр предлагает собранью свое мнение о том, какие особенные качества должен иметь тот, кто заступит место Иуды. «И так надобно, говорит, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь, начиная от крещения Иннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был с нами вместе свидетелем воскресения Его». Апостол Петрр пред собранием объявляет, что имеющий заступить место погибшего Иуды должен быть очевидным свидетелем всей земной жизни Господа Иисуса, начиная с того дня, как Он принял крещение от Иоанна в Иордане и до вознесения Его на небо; т. е. должен быть свидетелем Его учения и великих чудес, также Его смерти, воскресения и вознесения на небо. Призванный в дом сотника Корнилия, апостол Петр, проповедуя о спасении чрез веру в Иисуса Христа, в доказательство истины своей проповеди о делах Спасителя, говорил: «Мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что, наконец, Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться, не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, тем, которые с Ним ели и пили по воскресении Его из мертвых» ( Деян.10: 39 – 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Все содержание послания можно разделить на следующие части: Часть I Первая глава начинается надписанием и приветствием, которые характерны тем, что уже в них святой Апостол указывает на основные положения всего своего послания: доказательство его Апостольского достоинства и выяснение, в чем состоит наше спасение. " Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом " … здесь святой Павел решительно подчеркивает богоизбранность своего Апостольства, вопреки стремившимся унизить его клеветникам иудействующим. Характерна и форма Апостольского приветствия: " Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века " ... здесь указывается, что спасение для нас во Христе , а не в ветхозаветном обрядовом законе (ст. 1-5). Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению Галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был " ангел с небес " (ст. 6-9). [ 1 ] Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам!. В 10 ст. святой Павел оправдывается от обвинения, что он, не будучи истинным Апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: " Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " . С 11 стиха начинается защитительная часть Послания. Лжеучители, унижая святого. Павла говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, Евангельскому учению научился от других Апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников свое Апостольское достоинство, святой Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему " чрез откровение Иисуса Христа " , то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает Галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры (ст. 11-24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В этой книге рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором, после долгих и всесторонних обсуждений, было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева – этого ига, которого, как сказал апостол Петр, не могли понести ни отцы наши, ни мы ( Деян. 15:10 ). Постановление этого апостольского собора, которое было послано христианам из язычников, было таково: «Поскольку мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (ветхозаветный, в том числе и, конечно субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом...Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более(ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы ( Деян. 15:24–25  и Деян.15:28–29 ). Как изволите видеть, в решении не сделано никакого исключения ни для чего ветхозаветного. Все отменено для христиан из язычников, кроме того, что в нем перечислено, о субботе нет и слова. Адвентист возразил: «Если в решении апостольского собора не упоминается о субботе, то в деяниях его говорится о ней. Так апостол Иаков, председатель этого собора сказал: «Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедающих его, и читается в синагогах каждую субботу» ( Деян.15:21 ). Значит христиане праздновали субботу и мы должны праздновать ее». Я сказал: «И вам не стыдно приводить такое свидетельство в доказательство того, что при апостолах праздновали субботу и нам должно ее праздновать? Ведь апостол Иаков сказал не о христианах, а о евреях, неверующих во Христа, что они проповедуют закон Моисеев «от древних родов».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

4)  Нравоучительная часть, в которой раскрываются начала христианской жизни при свободе от ветхозаветного закона — глава 5-я и 6-я гл. ст. 1–10; 5)  Заключение, содержащее 11–18 стихи 6-й главы, в котором даются наставления об отношении к обрезанию и к почитанию креста Христова, и преподается обычное Апостольское благословение. Экзегетический разбор Послания к Галатам Первая глава начинается надписанием и приветствием, которые характерны тем, что уже в них святой Апостол указывает на основные положения всего своего послания: доказательство его Апостольского достоинства и выяснение, в чем состоит наше спасение. «Павел Апостол, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом»… здесь святой Павел решительно подчеркивает богоизбранность своего Апостольства, вопреки стремившимся унизить его клеветникам иудействующим. Характерна и форма Апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» … здесь указывается, что спасение для нас во Христе , а не в ветхозаветном обрядовом законе (ст. 1–5). Тотчас же после приветствия Апостол выражает удивление быстрому отпадению Галатов от истинного учения и провозглашает грозную анафему всякому, кто осмелился бы проповедывать какое бы то ни было другое учение, отличное от того, какое он им благовестил, хотя бы то был «ангел с небес» (ст. 6–9). [ 140 ] Вот где основание для провозглашения Церковью анафемы еретикам!. В 10 ст. святой Павел оправдывается от обвинения, что он, не будучи истинным Апостолом, освобождает язычников от соблюдения закона Моисеева лишь для того, чтобы приобрести их расположение: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым». С 11 стиха начинается защитительная часть Послания. Лжеучители, унижая святого. Павла говорили, что он Самого Господа Иисуса Христа никогда не видал, Евангельскому учению научился от других Апостолов, а потом отступил от них, составив свое собственное учение о ненужности закона Моисеева; для того же, чтобы прикрыть свое отступление, он, бывая с другими Апостолами, говорит и действует, как они, чтобы не показать своего разногласия с ними. Защищая от клеветников свое Апостольское достоинство, святой Павел прежде всего раскрывает Божественное, а не человеческое происхождение своего Евангелия, утверждая, что он научился ему «чрез откровение Иисуса Христа», то есть непосредственно от Самого Господа, являвшегося ему. Дальше он предлагает Галатам увидеть явный перст Божий в той разительной перемене, которая произошла с ним, рассказывая, как из жестокого гонителя Церкви Божией он стал проповедником прежде гонимого им учения Христовой веры (ст. 11–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

В следующей своей проповеди Петр в притворе Соломоновом говорит о том же другими словами и с другими примерами и цитатами из Писания. «Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели». На суде у первосвященников Каиафы и Анны, которые были виновниками суда над Христом, Петр снова свидетельствует о Воскресении Христовом. Проповеди апостола Павла тоже свидетельствуют о Воскресении Христа. Апостол Павел в ареопаге, помните, в Деяниях в 17 главе? Греки слушают его до тех пор, пока он не начинает говорить о Воскресении Христовом. Они машут руками и говорят, что послушают его в другой раз. Они не понимали, зачем человеку воскресать. В другом месте апостол Павел, излагая суть Евангельской проповеди, представляет нам краткий символ веры, свой, Павлов. «Напоминаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам». Как же апостол напомнит в нескольких словах Евангелие, всю благую весть? Он говорит, что первоначально преподал, что и сам принял. «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, И что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию. И что явился Кифе, потом двенадцати; Потом явился более ежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; Потом явился Иакову, также всем. Апостолам». Послание к Коринфянам представляет гимн телесному воскресению из мертвых и Воскресению Христову. Целая глава посвящена Воскресению, такой богословский трактат с приведением даже доказательств, почему именно так будет. Конечно, апостол опирается на факт Воскресения Христа, потому что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, а если воскрес, то и наше воскресение возможно. Тут действует принцип – один за всех и все за одного. Христос – Предтеча, Тот, Кто проходит первым, а за ним идут другие. В апостольских посланиях мы видим разнообразные свидетельства о Воскресении Христа. Ценность апостолов была в том, что они были свидетелями. Христос явился не всем после Своей смерти и Воскресения, но апостолам и ближайшим ученикам, которые должны были стать свидетелями.

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Его современники думали, что «Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно». И в этой бессмертной проповеди Апостольской огромное значение имело живое воспоминание о виденной ими Фаворской славе, как об очевиднейшем доказательстве добровольности Искупительной Христовой Жертвы. Возносясь мысленно на Фаворскую гору, где Свет Божества облистал некогда учеников Христовых, не забудем, возлюбленные, что и мы с вами призваны быть свидетелями и хранителями Правды Божией в мире. Кто бы ты ни был: старец или юноша, сильный или немощный, простец или ученый, но если ты христианин – помни, что и ты должен быть участником великого дела Божия. А дело Божие, дело Церкви Христовой состоит в том, чтобы через века и тысячелетия пронести немеркнущий светоч Правды Божией, чтобы всем людям, жаждущим Истины, возвестить о безмерной спасающей Любви Божией, о добровольном Страдании за всех нас Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что все мы, христиане, по слову ап. Петра, суть род избранный, призванный возвещать совершенства Господа, Призвавшего нас из тьмы язычества в чудный Свой свет. И если мы уклонимся от содействия этому великому делу, если не будем служить ему «словом, житием, любовью, верою, чистотою», то имена наши могут оказаться вычеркнутыми из Книги Жизни. Да просветит же Господь наши маловерные и малодушные сердца светом Славы Своей, возсиявшей некогда на горе Фаворской. Да наполнятся они чистой любовью к Источнику Света и Правды – к Триединому Богу, Живущему во Свете неприступном. И да свершится с нами по милости Божией то, о чем мы так часто молимся и просим Господа в молитве 1-го часа: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мир! Да знаменается на нас Свет лица Твоего, да в нем узрим Свет неприступный...». Аминь. Читать далее Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди//Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. 11. С. 5-190. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

3. Како мы убежим о толицем нерадивше спасении, еже зачало приемше глаголатися от Господа, слышавшими в нас известися. «То как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него?» «То как мы избежим» праведного воздаяния или праведного наказания, «вознерадев о толиком спасении», – вознерадев о таком спасительном учении, или о таком спасительном, благодатном законе, – или о таком спасительном Евангелии? «Которое, быв сначала проповедано Господом», – Евангелие сначала проповедано Самим Господом Иисусом Христом, – т.-е. с того времени, как Он, приняв крещение от Иоанна Предтечи и совершив подвиг поста в пустыне, стал проповедывать о царствии Божием, и до вознесения Его на небо,– «В нас утвердилось слышавшими от Него». Апостол Павел, как родом из Евреев, самого себя причисляет к Евреям, и говорит от своего лица, как один из среды Евреев: «в нас утвердилось». Поэтому представляя лице верующих во Христа Евреев, он говорит не о своем чудесном обращении ко Христу, или не о том, как в нем, посредством чрезвычайного откровения, утвердилась вера в Иисуса Христа, но о том, как уверовали Евреи, к которым Павел писал, и от лица которых он говорит: «в нас утвердилось». «Слышавшими от Него», то-есть, от Господа Иисуса Христа. Первые, слышавшие учение Господа Спасителя, были двенадцать избранных учеников Его, которых назвал Господь Апостолами и послал проповедывать Евангелие, и другие седьмдесять учеников, которых также послал Господь проповедывать пред лицем своим ( Лк.10:1 ), и многие другие, слушавшие Иисуса Христа и уверовавшие в Него, которые были очевидными свидетелями великих дел Его; также, слушавшие Апостолов, и бывшие сотрудниками их в распространении Евангельского учения и в насаждении Христовой Церкви в разных странах вселенной. Сказав, – «в нас утвердилось слышавшими от Него», присовокупляет: при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами и различными силами, и раздаянием Духа Святого, по Его воле». Это говорит Павел для устранения возражения иудействующих лжеучителей, которые могли говорить, или говорили, к поддержанию своих мнений о законе Моисеевом, то, что он, как дан был при чрезвычайных знамениях ( Исх.19:16–20 ), так и охраняем был чрезвычайными явлениями Божеской правды и суда (что выше показано). Без сомнения, читатели апостольского послания слышали, какие знамения совершил Бог в день пятидесятницы, когда Апостолы Христовы получили Святого Духа; какие чудеса совершали они, проповедуя Евангельское учение, исцеляя больных и воскрешая мертвых; какие силы являлись чрез них, когда, например, действием тени апостола Петра исцелялись больные ( Деян.5:15 ), и какие чрезвычайные дары Духа получали верующие в Иисуса Христа ( 1Кор.12:4 и след.). Поэтому апостол Павел только упоминает о сих чрезвычайных доказательствах превосходства Евангельского учения, а не раскрывает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010