«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Доказательство апостольской проповеди Творение священномученика Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди» является катехизисом, назидательной книгой. В ней кратко и ясно изложены существенные элементы веры, которые должен знать каждый христианин твердо и отчетливо – во имя спасения души своей, и для того, чтобы быть в состоянии защитить свою веру от еретиков и изложить здравое и безукоризненное слово еще не познавшим веру.Книга адресована широкому кругу православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Священномученик Ириней Лионский Доказательство апостольской проповеди Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2723) Печатается по изданию: Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди. СПб., 1907 Предисловие Священномученик Ириней, епископ Лионский (ок. 130–202) – один из первых отцов Церкви, богослов. Около 160 года был послан священномучеником Поликарпом, епископом Смирнским, в Галлию для проповеди христианства. С 177 года – епископ Лионский. Святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». Будучи главным представителем борьбы против гностических лжеучений, Ириней сообщает в своем творении весьма важные, особенно при скудости современных ему памятников, материалы для изучения этих философско-религиозных систем. Он, опровергая ложные мнения еретиков, вместе с тем положил и первые камни для построения систематического здания христианского учения и выразил в полноте и внутреннем единстве основные начала Православия не только для своего века, но и для последующих времен. В его сочинении искали свидетельств истины отцы и учители Церкви. И сегодня они представляют большую ценность для ученых– исследователей и всех православных христиан в нашей Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Жестокосердое лицемерие Фарисеев хотело некогда оправдаться перед всевидящей Истиной! Когда Спаситель, по случаю праздника обновления храма Иерусалимского, проповедовал свое учение, посредством коего Он имел собрать все народы мира во двор своей Церкви, и истину своего учения подтверждал готовностью запечатлеть оное своей жизнью: Фарисеи, не убеждаемые ни Его учением, ни знамениями, доказывавшими Его Божественное посольство, желая показать перед народом, будто бы они готовы признать Спасителя Христом, предсказанным Пророками; но в подтверждение сего не имеют еще очевидных доказательств, приступают к Спасителю и говорят: доколе вземлеши души наша: аще ты ecu Христос, рцы нам необинуяся. Что же ответствует им Божественная Истина? Вместо многословных доказательств, коими услаждаются недугующие словопрением ( 1Тим. 6:4 ), указывает им на дела свои: рех вам, говорит Спаситель, и не веруете: дела, яже Аз творю о имени Отца моего, та свидетельствуют о Мне. He пререкают ли подобным образом и нашей святой Церкви отлучившиеся от нее по своему мудрованию, а за сие отлученные судом Церкви от общения с ней, заблудшие сыны ее, коих немалое число наполняет и град сей? He требуют ли и сии совопросники доказательств на то, что наша Церковь есть единая, святая, соборная и Апостольская: не смотря на то, что служители Церкви представляют им неоспоримые доказательства ее истины? Ныне на сие требование совопросников Церковь отвечает торжественным священнодействием. Совершив освящение сего храма, воздвигнутого и приукрашенного содействие Благочестивейшего Царя-Отца нашего Отечества и усердием покланяющихся Богу в духе и истине, святая Церковь громче трубы возвещает противникам своим: дела, лже аз творю о имени Отца моего небеснаго, та свидетельствуют о мне. Но вы не веруете мне; несте бо от овец моих; овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и no мне грядут ( Ин. 10:25, 26, 27 ). Так, к числу бесчисленных доказательств истинности нашей Церкви, можно по справедливости отнести и ревность сынов ее к созиданию и украшению храмов во славу Бога Триединого; ибо посредством устроения храмов наша Церковь собирает во единый двор овец Христова стада, желающих спасения, просвещает их словом Евангелия и Апостольского учения, и освящает Божественными таинствами, дабы соделать их достойными наследниками царствия небесного. Для сей цели устроен и освящен храм сей, и мы уповаем на милосердие Божие: что Он благодатью Христовой будет содействовать во граде сем к соединению со Христом и Его Церковью нелицемерно ищущих спасения, к просвещению их светом истины, к освящению желающих наследовать царствие небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Сочинение священномученика Иринея Лионского «Доказательство апостольской проповеди», считавшееся утраченным, было обнаружено, как известно, в начале двадцатого века. До этого времени имелись только сообщения древних историков, в первую очередь Евсевия Кесарийского, (Церковная история V, 26) о том, что автор обширного труда «Против ересей» написал еще, кроме прочего, сочинение «в доказательство апостольской проповеди». Однако греческий оригинал до настоящего времени остается неизвестным. Архимандрит Эчмиадзинского монастыря Карапет Мкртчян обнаружил в 1904 году только армянский перевод «Доказательства». Издание новооткрытого памятника было осуществлено в 1907 году в серии «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur» . В том же году издание вышло в Лейпциге отдельным оттиском. Задержка между открытием и изданием произошла по причине занятости армянского ученого. Сам он в предисловии пишет об этом следующее: «В декабре 1904 года я перелистывал рукописи, которые хранятся в монастыре Пресвятой Богородицы города Еревана, и был удивлен обнаружением в одной из них пространных книг под именем Иринея. Первая из этих книг (которым предшествует указатель глав) имеет оглавление: “Иринея доказательство апостольской проповеди”. Поэтому сначала я подумал, что вся совокупность книг является армянским переводом упомянутого у Евсевия в “Церковной истории, V, 26” сочинения, адресованного Маркиану – ες πδειξιν το αποστολικο κηργματος. Однако более точный просмотр убедил меня, что здесь на первом месте расположились две последние книги большого противоеретического сочинения Иринея, которые, впрочем, оканчивались верной подписью: “Иринея пять книг обличения и опровержения лжеименного знания”. Только после этого с повторным надписанием следует “Доказательство апостольской проповеди” – сочинение того же самого автора, до сих пор считавшееся утраченным. Однако мои служебные обязанности воспрепятствовали мне тотчас приступить к изданию и переводу этого сочинения, и так минул год, пока для меня не стало возможным совместно с Ервандом Тер-Минасянцем осуществить работу и представить ученой публике армянский текст старинной рукописи с немецким переводом» .

http://bogoslov.ru/article/2466349

Книга третья. Мужи Апостольские. С 100 по 202 г. I период (с 100 по 158 г.) Апостольство – источник вероучений и устроения Церкви Церковь по смерти апостолов была не только основана, но даже устроена. Во главе её находилась иерархия, составленная из трех степеней священства: епископства, пресвитерства и диаконства. Перерыва не было ни по внешнему устройству Церкви, ни по вероучению. Множество систем построено было на предположении, будто бы по смерти апостолов Церковь изменила устройство свое и вероучение. Предположение это ничем не доказано и против него свидетельствуют все события и все памятники исторические. На чем же его основали? Положительно никаких исторических оснований оно не имеет. Все мужи апостольские рассеянные по всем странам, были представителями апостолов, от которых приняли рукоположение и вероучение. Деятельность их и творения служат неопровержимым историческим доказательством, что они страшились всяких изменений и ревностно учили, что необходимо твердо придерживаться учения апостольского. Церковь , по смерти апостолов, вынуждена была претерпевать жестокие испытания. Еретики, полагая, что боговдохновенные уста умолкли, стали рассевать плевелы по ниве истинного вероучения и оспаривать законность учрежденной иерархии. 765 Увидим, с какой решимостью мужи апостольские придерживались двух главных оснований: законности иерархии, как продолжения апостольства, и непоколебимости принятого от них вероучения. Епископов, так же как членов сонма двенадцати и как семьдесят учеников Господних, называли сперва апостолами и евангелистами, потому что они так же посланы были с благовестием к иудеям и язычникам. Только небольшая часть из них принадлежала к отдельным церквам; прочие же после благовестия в некоторых городах поставляли там второстепенных пастырей, а сами с проповедью евангельской шли всё дальше и дальше. Когда же церкви становились более значительны, то поставляли в них первенствующих пастырей, сохранявших название апостолов или ангелов, то есть посланников; Сами апостолы определили в Иерусалиме такого ангела, для постоянного там местопребывания, в лице св. Иакова, и число таких лиц умножалось по мере возрастания церквей. 766 По смерти же апостолов и в начале второго столетия все значительные церкви уже имели своих первенствующих пастырей, поставленных самими апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Г. И. Беневич Богословие II-III веков. Полемика с гностицизмом Св. Ириней Лионский (Г. И. Беневич) Св. Ириней, епископ Лионский, занимает в истории христианской мысли исключительное даже для своего времени место. Едва ли не на всем, что связано с его именем и наследием, лежит печать новизны. Богословие св. Иринея, хотя оно было развито в первую очередь в контексте полемики с главной ересью его времени – гностицизмом, по своему влиянию далеко выходит за пределы II в., когда жил св. Ириней. Достаточно сказать, что в VII в. прп. Максим Исповедник активно обращался ко многим идеям, восходящим к св. Иринею, иногда прямо называя его. Впрочем, тот факт, что два главных сочинения Лионского епископа до нас дошли не в оригинале, погречески, а одно (Adversus baereses, «Против ересей») – на латыни, другое же («Доказательство апостольской проповеди », далее – «Доказательство») – по-армянски, говорит о том, что судьба его сочинений в грекоязычной святоотеческой традиции складывалась не столь уж благополучно. Прежде чем обратиться к основным аспектам наследия св. Иринея, приведем краткую его биографию. Наиболее вероятная дата рождения Иринея: 130–140 гг. 34 , место его рождения, как и этническая принадлежность, точно неизвестны, хотя традиционно считается, что он родом из Малой Азии. Родным языком для св. Иринея был греческий. Грекоязычным, вероятно, было большинство христиан Лиона (Лугдуна), города в Галлии, где впоследствии он был епископом. В своих сочинениях св. Ириней выказывает знание риторики и диалектики, сочинений Платона, Гомера, Гесиода и Пиндара. Вероятно, ему были известны и сочинения стоиков и средних платоников его времени. Духовное формирование св. Иринея происходило в Церкви Смирны. Он вспоминает, что молодым человеком слушал св. Поликарпа Смирнского († 155/6 г.), который, в свою очередь, знал апостолов, в частности, Иоанна Богослова. Преемственность мужам апостольским, к каковым относится св. Поликарп, укорененность в апостольской традиции – одна из характерных черт богословия св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Книга пятая Предисловие В предшествующих четырех книгах, мною доставленных тебе, любезный друг, я привел всех еретиков и изложил их учение с опровержением изобретателей нечестивых мнений, которое сделал частью посредством собственного каждого из них учения, оставленного в их сочинениях, частью же на основании общих соображений; представил истину и показал проповедь Церкви, которую, – как я показал, – пророки предвозвестили, Христос же довершил, а преподали Апостолы, от которых Церковь , получивши и только одна хорошо сохранивши во всем мире, передала ее всем чадам своим; решил все возражения, предлагаемые нам еретиками, раскрыл учение Апостолов и объяснил многое, что в притчах сказано и сделано Господом. В настоящей пятой книге всего сочинения, содержащего «обличение и опровержение лжеименного знания», постараюсь представить доказательства из прочих изречений Господа нашего и из апостольских посланий, согласно с твоим требованием: ибо я повинуюсь своему повелению, потому что я поставлен и для служения словесного, и всячески по мере моих сил стараюсь тебе доставить возможно большее пособие против пререканий еретиков, а заблуждающихся отвлечь и обратить к Церкви Божией, и в то же время утвердить ум новообращенных, чтобы крепко соблюдали веру, которую получили в целости сохраненною от Церкви и никак не были совращаемы теми, которые стараются внести злые учения и отклонить от истины. Тебе же и всем имеющим читать это сочинение должно внимательнее прочитать то, что прежде сказано мною, чтобы знать и самые учения, против которых пишу опровержение. Ибо таким образом ты и будешь возражать им правильно и с готовностью примешь доказательства против них, посредством небесной Веры отвергая, как помет, учения их и следуя одному только истинному и твердому Учителю, Слову Божию, Иисусу Христу, Господу нашему, Который по неизмеримой благости Своей сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он. Глава I. Один Христос мог научить нас божественному и искупить; и для сего Он не мнимо, а действительно принял плоть от Девы Марии; замечания против Валентина и Эвиона

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

протоиерей Василий Заев Скачать epub pdf 7. Румынская Православная Церковь 7.1. Краткий очерк истории Румынского Патриархата 7.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии В настоящее время считается, что территория между Дунаем и Черным морем известная из античных источников под названием Скифии, была крещена благодаря миссионерской деятельности св. Андрея Первозванного и учениками св. апостоле Павла. Есть некоторые доказательства такого утверждения. Ипполит Римский и Евсевий Кесарийский ведут речь об этой апостольской проповеди в стране скифов в своих трудах «Об апостолах» и «Церковная история». К этим источникам следует добавить народные песни, стихи, подтверждающие сказанное: «Рай св. Андрея»: «Реки Святого», или же «Пещера св. Андрея» (существующая доныне). Есть все основания считать, что румынское христианство – апостольского происхождения. После 106 г., когда римляне завоевали значительную часть территории, на которой проживали даки, были созданы более благоприятные условия для распространения нового христианского учения к северу от Дуная. Во II и III в.в. в существовавшую здесь римскую провинцию Дакию христианство проникало благодаря торговцам, купцам, римским поселенцам. Начиная с этого периода до VI или VII века имеются археологические и литературные доказательства того, что люди, жившие на этой территории, были христианами. Археологические находки показали, что христианство распространялось не только по границе Черного моря, но и продвигалось на север. В Трансильвании также исповедовалась новая религия. Лингвистические исследования приводят к мысли, что основу христианской лексикологии в румынском языке составляют слова латинского происхождения: церковь , вера, закон, Отец, Дева, ангел, алтарь, крест, молитва , грех, язычник, крестить и т. д. 90 % слов в Молитве Господней и Символе Веры имеют латинское происхождение. Христианство , занесенное в Дакию римскими колонистами, которые на первых порах и составляли большой контингент христиан, очевидно, должно считаться занесенным сюда не с Востока, а с Запада, так как во II и даже III в.в. Византийской Церкви еще не существовало. Пресвитер Карфагенской Церкви Тертуллиан свидетельствует, что в его время (конец II – начало III в.) имелись христиане среди даков, предков современных румын. Румынский народ является единственным народом латинского происхождения, который принял восточное христианство – Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Книга восьмая Апостольских Уставов, по мнению Дрея, представляет произведение во всех отношениях отличное от первых семи книг». – Мнение совершенно верное. К ней только вполне приложимо наименование: Διατγαι – уставы, перенесенное неудачно компилятором восьмикнижия и на первые семь книг, тогда как для них самым характерным заглавием служит: διδαχ или διδασκαλα– учение, наставление: ибо они сплошь представляют поучение, назидание, убеждение, разъяснение и доказательства необходимости христианину вести жизнь свою так-то и так-то, любить и прославлять Бога, относиться к церкви, ее иерархии и сочленам христианского общества и вне церкви стоящим – неверным и еретикам так-то и так-то. Книга восьмая, наоборот, ничему не поучает, ничего не разъясняет и не доказывает, а только предписывает, категорически требует действовать так-то и так-то, и при том почти исключительно имея в виду епископа и клир. Для мирян в ней весьма немного предписаний, и это опять-таки предписания, а не поучение. Дрей был точно также прав, утверждая, что важнейшая составная часть ее «чин литургии» представляет черты глубокой древности, что первая часть литургии – чтение Свящ. Писания и проповедь за ним следовавшая и имевшая его предметом – есть та самая, которая излагается во II книге, и которая совершалась действительно уже при Тертуллиане и Иустине. Отделение литургии верных от литургии оглашенных, особенные молитвы за этих последних, точно также как за одержимых злыми духами и кающихся, вполне соответствуют дисциплинарным установлениям, какие существовали уже к концу II-ro века во всей церкви; тоже самое должно сказать о молитвах за верную общину, также точно и об обряде целования мира». Дрей был прав, когда утверждал, что «встречаются не только определенные чины литургии еще от II-ro века, но есть и свидетельства, из которых видно, что в средине и ранее III-ro века существовали уже литургические книги или служебники (Pontificalbücher). Сведения о существовавших чинах и обрядах при литургии находятся, кроме представляемых Иустином, хотя и разрозненно, в сочинениях Тертуллиана , Климента Александрийского , Киприана и Оригена ; у последнего (Contra Cels.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 73. О вере и неверии. В субботу 5й седмицы по Пасхе (по Евангельскому чтению) …верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. ( Ин.10:38 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! Святое Евангелие, прочитанное сегодня во время Богослужения (см. Ин.10:27-38 ), переносит нас с вами в то далекое время, когда Господь наш Иисус Христос открывал Себя миру. Мы продолжаем разговор о значении Его прихода на землю как Сына Божия, Который добровольно должен был пострадать и принять смерть за грехи рода человеческого. Мы помним, как иудеи, собравшиеся послушать Божественного Учителя, лукаво вопрошали: Если Ты Христос, скажи нам прямо ( Ин 10, 24 ). Но когда в очередной раз со всей определенностью и полнотой прозвучал ответ: Я и Отец — одно, эти люди преисполнились злобы и ненависти, схватили каменья, чтобы побить Господа. Христос, видя это, вопрошает: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них вы хотите побить Меня камнями? Действительно, уже столько благословенных дел было явлено Господом! Болящих Он исцелял, бесов изгонял, слепые прозревали, глухие начинали слышать, парализованные ходить по одному только Его слову. Так неужели все это не являлось ярким, впечатляющим доказательством того, что Он — Сын Божий, Он — Тот, о Ком с самых древних времен говорили ветхозаветные пророки. Но нет, иудеи, подстрекаемые своими корыстолюбивыми вождями, не видят этого. Более того, они с уверенной поспешностью готовы покарать Господа, побить камнями и, может быть, даже убить. За что?! За все те блага и милости, которые Он им оказывал?! Впрочем, с уст их слетает, с обывательской точки зрения, довольно веская причина: Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Какое неприкрытое лукавство! Они ведь сами буквально вынудили Господа заговорить о Своем Божественном достоинстве, чтобы якобы им не пребывать в неведении, а теперь упрекают Его в богохульстве. Господь спокоен и отвечает на эту клевету словом Священного Писания: Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги?» Господь цитирует псалом пророка Давида, в котором обличаются несправедливые судьи. Именно к ним как представителям и ближайшим исполнителям воли Бога в судейских решениях обращены слова: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы ( Пс.81:6 ). Смысл этого псалма заключается в том, что люди должны быть проводниками Божественной правды и правосудия. И в этом случае имеют право именоваться сынами Всевышнего. Но между тем даже Божественная власть и сила, данная от Отца Небесного избранным, не освобождает их от ответственности. За злодеяния каждый понесет свой ответ.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010