Это особенно и доказывает, что она божественна и имеет высшее небесное происхождение. Потому он и присовокупляет: «чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» ( 1Кор.2:5 ). Видишь ли, как ясно он представляет великую пользу простоты и великий вред мудрости? Последняя унижала крест, а первая возвещала силу Божию; последняя производила то, что люди не познавали должного и хвалились самими собой, а первая располагала принять истину и хвалиться Богом; мудрость внушала многим считать учение (апостольское) человеческим, а простота ясно выражала, что оно божественно и низошло с неба. Когда доказательство составляется из мудрых слов, тогда часто и недостойные, будучи сильнее в слове, одерживают верх над достойнейшими, и ложь заступает место истины. Здесь же не так: Святый Дух не входит в нечистую душу, а вошедши не может быть побежден, хотя бы против него восстала вся сила красноречия, так как доказательство посредством дел и знамений гораздо яснее доказательства посредством слов. Но, может быть, кто скажет: если проповедь должна побеждать и не имеет нужды в силе слова, да не упразднится крест, то почему ныне прекратились знамения? Почему? Ты не веришь и думаешь, что их не было и при апостолах, или в самом деле хочешь знать, когда говоришь это? Если не веришь, то я остановлюсь прежде на этом. Если тогда не было знамений, то каким образом апостолы, будучи гонимы, притесняемы, подвергаясь страху и узам, будучи общими всех врагами и ненавистными для всех, не имея в себе ничего привлекательного, ни красноречия, ни знатности, ни богатства, ни известности по городу, по народу, по происхождению, или по искусству, и ничего другого подобного, но имея все противное тому, неученость, незнатность, бедность, простоту и уничижение, и притом восставая против целых народов и возвещая такие истины, – как они производили убеждение? Правила их были не легки, догматы опасны, а слушатели, которых надлежало убеждать, преданы были сластолюбию, пьянству и великому нечестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

3. Здесь он показывает, что (Христос) был послан от Бога прежде к иудеям. Затем доказывает это тем, что Он совершил во всей Иудее, и говорит: «вы знаете происходившее по всей Иудее», и, к удивлению, «начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном». Сначала сказал об Его делах, а потом решается сказать об Его отечестве: «Иисуса из Назарета». Он знал, что это отечество служило соблазном. «Как Бог Духом Святым и силою помазал». Затем снова (приводит) до­казательство; чтобы кто не сказал: откуда это видно? – присово­купляет слова: «и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом». Вместе с добрыми делами, которые Он совершил, показывает, что велика была и сила Его; она должна быть могущественна и велика, если побеждает диавола. Приво­дит и причину: «потому что Бог был с Ним». Потому и иудеи говорили так: «мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» ( Ин.3:2 ). Потом, когда доказал, что Он был послан от Бога, тогда уже и говорит, что Он был умерщвлен, чтобы ты не подумал (о Нем) чего-либо недостойного. Видишь ли как они никогда не скрывали о кресте, но, между прочим, упоминали и об образе (распятия)? «Его убили, – говорит, – повесив на древе». «И дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам». Хотя Он Сам избрал их, но и это (Петр) приписывает Богу. «Предъизбранным», говорит. Смотри, чем он доказывает воскресение – ядением. Почему же, по воскресении, (Христос) не совершил никакого знамения, а ел и пил? Потому, что воскресение и само по себе было вели­ким знамением; а для доказательства (подлинности) его ничто не может быть больше того, что Он ел и пил. «Мы свидетели всего», говорит. Здесь он внушает и страх, чтобы они не могли оправдываться неведением. И не сказал, что Он есть Сын Божий, но, – что особенно могло устрашить их, – «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых». Затем (приводит) сильное доказательство от пророков, потому что они были в великой славе. «О Нем все пророки свидетельствуют». Внушив страх, представляет потом прощение (грехов), го­воря не от себя, но от лица пророков. Страшное (говорит) от себя, а приятное – от лица пророков. Вы, которые получили это прощение, которые удостоились веры, постарайтесь, умоляю вас, познавши величие дара, не оскорбить Благодетеля. Не для того мы получили прощение, чтобы сделаться худшими, но чтоб быть гораздо лучшими и совершеннейшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А что этот суд праведен, видно из воскресения, так как одно другим подтверждается; и что все это он сказал справедливо, видно из того же, что (Христос) воскрес. Так и всем (апостолы) проповедовали веру (во Христа), удостоверяя, что Он воскрес; впрочем, это известно. Все это сказано афинянам; но благовременно сказать и нам, что «всем повсюду» должно «покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную». Смотри, как (Павел) представляет Его и судиею и промыслителем мира, человеко­любивым и милостивым, всемогущим и премудрым, и вообще со всеми свойствами, принадлежащими Творцу. Сказанное он привел в доказательство того, что Он (Христос) воскрес из мертвых. Итак, покаемся, потому что нам должно быть суди­мыми. Если бы Христос не воскрес, то мы не были бы судимы; если же Он воскрес, то мы непременно будем судимы: «ибо Христос, – говорит (Писание), – для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Рим.14:9 ); и еще: «все мы предстанем на суд Христов» ( Рим.14:10 ), «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал» ( 2Кор.5:10 ). Не думайте, что это одни только слова. Здесь он предла­гает учение и о воскресении всех; иначе вселенная не может быть, судима. Слова: «воскресив Его из мертвых» относятся к телу (Христову); оно было мертво, оно подвергалось смерти. Эллины отвергают учение как о творении, так и о суде, утверждая, что это – выдумка детей и людей пьяных. Но мы, зная об этом верно, будем делать все на пользу нашу и постараемся при­мириться со Христом. Доколе мы будем враждовать против Него? Доколе будем питать к Нему чувство неприязни? Да не будет! говорят; к чему ты говоришь это? Не стал бы я го­ворить, если бы вы не делали этого; а теперь какая польза от того, что словами не выражаете этого, когда дела вопиют с та­кою ясностью? Как же нам возлюбить Его? Говорил я об этом тысячу тысяч раз; но скажем и теперь. Я нашел, ка­жется, один способ весьма важный и чудный.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Господь Иисус, став посреде их, сказал: мир вам! При этом показал им руки и ноги и прободенный бок Свой ( Ин. 20:20 ). В осьмый день по воскресении опять Господь явился избранным Своим ученикам. Тут был и Фома, которому говорил Господь: принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен ( Ин. 20:26, 27 ). После того опять явился Господь Иисус ученикам Своим при море Тивериадском, где ученикам, ловившим безуспешно рыбу, Своим благословением даровал чудесный улов рыбы; призвал их к обеду, и Сам раздавал им хлеб и рыбу; Симона Петра восстановил в апостольском звании, и предсказал ему, какою смертью он прославит Бога ( Ин. 21:1–19 ). Еще в одно время явился Господь более нежели пятистам братий вместе. Об этом свидетельствует апостол Павел, присовокупляя, что из тех пятисот братий большая часть доныне остаются в живых, а некоторые почили ( 1Кор. 15:6 ). Святой Лука говорит, что Господь ученикам Своим показывал Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Проповедь о воскресении Господа Иисуса Христа ученики Его и апостолы пронесли во все концы вселенной и несомненную истину воскресения Христова засвидетельствовали неисчислимым множеством чудес, которые совершали они именем воскресшего Господа Иисуса. Эту истину апостолы Христовы запечатлели своими многоразличными подвигами во славу Христа Спасителя, страданиями и почти все мученическою смертью. О воскресении Иисуса Христа свидетельствует вся вселенская церковь Христова своим учением и таинствами, которые, чрез апостолов, она приняла от Господа, своим благоустройством, своим дивным распространением, преодолевшим все преграды, своими бесчисленными чудесами, которые совершались во имя воскресшего Господа Иисуса, своим благотворным влиянием на умственное и нравственное образование рода человеческого, и наконец своим непрестанным пребыванием на земле до ныне и имеющим, по обетованию Господа, продолжаться до скончания мира ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Так утверждалась вера в Сына Божия, сделавшегося Сыном человеческим ради спасения рода человеческого. Итак, для верующих во Христа евреев Его родословная, доведенная евангелистом Матфеем до Авраама через Давида, служила неопровержимым доказательством того, что Он есть истинный, пророками предсказанный Мессия. Но для людей неверующих та же самая родословная была камнем преткновения и соблазнов как при жизни Христа, так и в последующие века после Его Вознесения. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Матъ мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ) Так рассуждали неверующие иудеи еще при жизни Христа. Его плотское происхождение для неверующих было предметом пререканий. И это не случайно. Так и должно было быть во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца о Христе. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ), – вдохновенно сказал праведный старец, держа в руках Божественного Младенца. Так и случилось. История христианской Церкви на всем ее протяжении есть история непрерывной борьбы веры с неверием. Еще при жизни Иисуса Христа Его Крестные страдания для евреев были соблазном, для эллинов безумием. И только для избранных они были источником спасительной силы и Божией премудростью. В 1–м Послании к Коринфянам святой апостол Павел так говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). Из Книги Деяний Апостольских мы узнаем, что апостола Павла за проповедь Евангелия язычники считали язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси ( Деян.24:5 ). И это потому, что, по словам того же апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Эта истина остается во всей своей силе и до настоящих дней и в переживаемое нами время для всех очевидна и несомненна: не могут и не хотят о духовном судить духовно, потому и не разумеют и не верят.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Так, священномученик Ириней Лионский , на которого автор настоящего исследования уже ссылался ранее, в сочинении «Доказательство апостольской проповеди » приводит слова пророка Амоса о восстановлении скинии Давидовой как указание на Воскресение Господа Иисуса Христа в теле: «… Бог дал обетование чрез пророка, говоря: «Я восстановлю скинию Давидову падшую», т. е. от Давида (происходящее) тело» 12 . Однако в другом своем произведении – «Против ересей» автор замечает, что в этих словах пророка Амоса речь идет о Боге Ветхого Завета, Который таким образом дал обетование о Своем грядущем Пришествии к язычникам и восстановлении среди них новой скинии Давидовой. Священномученик Ириней Лионский напоминает о событии, описываемом в 15 главе книги Деяний. Апостол Иаков после речи апостола Петра сказал: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» ( Деян. 15, 14 ). Далее апостол говорит, что слова пророков согласны с этим, и приводит ссылку на предсказание пророка Амоса о восстановлении скинии Давидовой. Вряд ли будет уместным ставить вопрос о том, какое истолкование данных слов пророка наиболее верно, тем более, что, как можно видеть, один и тот же раннехристианский автор в своих сочинениях приводил их в разном значении. Предположительно, это пророчество Амоса можно толковать по-разному. Святой преподобный Ефрем Сирин видит прообразовательное значение и в Ам. 9, 1 : «Видел я Господа стоящим над жертвенником, и Он сказал: ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки, и обрушь их на головы всех их, остальных же из них Я поражу мечом: не убежит у них никто бегущий и не спасется из них никто, желающий спастись». «Сим пророк указывает на тот глад и на ту жажду приять евангельское учение жизни о Христе, какие свойственны уверовавшим» 13 . Следует заметить, что некоторые события библейской истории могут иметь как исторический, так и духовный смысл. Соответственно, и толковать их надлежит двояко. Так, например, тринадцатый стих заключительной главы книги пророка Амоса звучит следующим образом: «Вот, наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» ( Ам. 9, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если бы кому недостаточными показались свидетельства первых трех евангелистов в подтверждение истины, что св. апостолы только продолжали проповедь самого Иисуса Христа, не придумывая от себя ничего с нею несогласного, то вот целый ряд поразительнейших доказательств, той же истины в книге Деяний апостольских, написанной писателем третьего евангелия, св. евангелистом Лукой. Вот Иисус по воскресении повелевает апостолам «от Иерусалима не отлучаться, но ждать исполнения обетования Бога Отца, о котором вы слышали от Меня», – говорил им воскресший Господь, пред самым вознесением. «Спустя немного дней вы имеете креститься Духом Святым. И когда найдет на вас Святой Дух, вы примете силу, и будете для Меня свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до концов земли» ( Деян.1:4–8 ). Вот один из лика двенадцати, Иуда Искариотский, отпал и погиб; апостолы озабочены восполнением своего священного лика, и первоверховный Петр держит к ним такую речь: итак надобно, чтоб один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребьгвал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоанова до тою дня, в который, Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих Иосифа и Матфея и помолились и сказали: Ты, Господи, сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства. И бросили о них жребий» ( Деян.1:21–26 ). Итак, что значило принять жребий апостольства? Значило принять назначение – быть свидетелем проповедником, на основании личного свидетельства, воскресения Иисуса Христа и всех Его деяний и учения за все время, когда пребывал и обращался Господь Иисус с апостолами, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который вознесся от них пред очами их на небо. За сим чрез всю книгу Деяний проходит эта идея, что святые апостолы были именно свидетели жизни, деяний и учения Иисуса Христовых. В этом качестве свидетелей они сами себя признают, и постоянно заявляют, что они свидетели и возвещают то именно, чему сами личные свидетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Проследив историю Иисуса Христа до Его смерти, апостол далее благовествует о воскресении Его, а в доказательство этого величайшего события Евангельской истории говорит о явлениях Воскресшего тем, которые были предызбраны Им в свидетели Его, – о явлениях, несомненную действительность которых апостол утверждает на том, что Христос, являясь по воскресении Своем апостолам, ел и пил с ними. Перейдя потом к апостольской истории и давши понятие об апостолах как проповедниках, посланных в мир Христом, Петр быстро переносится мыслью к последним временам мира, когда Иисус Христос снова явится на землю для суда над живыми и мертвыми, и говорит, что одна из главных истин, которую Христос повелел им проповедовать людям, состоит в том, что Он есть предопределенный в Предвечном Совете Триипостасного Бога Судия живых и мертвых. Верою в Него, Иисуса Христа, Господа всех, Судию живых и мертвых, всякий человек получает прощение грехов именем Его, как об этом свидетельствовали все пророки. Следовательно, спасение верою в Него принадлежит и язычникам. 44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, 46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? 48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. 44–48. Все предыдущие чрезвычайные обстоятельства ясно всем указывали, что язычники, по воле Божией, должны быть принимаемы в Церковь Христову без посредства обрезания и других обрядов иудейства. Но чтобы эта в высшей степени важная истина еще более была засвидетельствована и утверждена для сознания как Петра, так особенно для присутствовавших здесь иоппийских братий, а потом и для всех христиан, – Дух Божий сошел на оглашаемых язычников, когда Петр еще продолжал свою речь, что выразилось для всех очевидно в даре языков, который им сообщился. Иоппийские христиане из обрезанных, пришедшие вместе с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, на необрезанных. Петр же сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго? По крещении уверовавших апостол по просьбе их пробыл в доме Корнилия несколько дней, утверждая их в вере и раскрывая им христианский смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

8 . Деян. 1:1–2 : «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся». «Таким образом, – говорят молокане, – если все, что делал и чему учил Спаситель, находится в Писании, то значит, Предание не нужно». Если бы Молокане были последовательнее, то на основании своего понимания приведенных слов евангелиста Луки, они должны были бы отвергать не только Св. Предание, а все, вообще, книги Нового Навета. Раз все нужное есть у Луки, зачем же они нужны? Между тем, в начале своего евангелия, Лука ясно говорит о некоторых событиях и притчах, которые записали (записал предание) бывшие очевидцы и служители Слова». ( Лк. 1:2 ). Поэтому, в начале Книги Деяний Апостольских, он только свидетельствует, что он записал все, переданное ему, о делах и учении Христа, т. е. говорит только об относительной полноте и обстоятельности своего повествования. Сектанты, впрочем, прекрасно знают, что евангелист не говорит о некоторых событиях и притчах, которые записаны другими евангелистами. Следовательно, буквально понимать его самосвидетельства нельзя. 9 . Деян. 17:11 : «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так». В этом месте Апостол Павел говорит о том, что жители Верии проверяли устную проповедь его Писаниями (пророчествами), и через то уверовали во Христа. Таким образом, отсюда мы можем вынести урок: Предание проверять Св. Писанием. Нужно ли доказывать, что приводимые сектантами слова Апостола говорят не против Св. Предания, а в пользу его? 10 . 2Пет. 1:19 : «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». Если даже под «пророческим словом» разуметь только Писание, а именно, книги ветхозаветных пророков, то и тогда в приведенных словах ап. Петра нельзя найти никакого основания для отрицания церковно-христианского Предания. Апостол говорит только, что исполнение ветхозаветных пророчеств в жизни и делах Иисуса Христа есть самое сильное доказательство Его мессианского достоинства и только.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

А стих пятый указывает на наше отношение к Богу, проповедует нам о нашей собственной, личной ответственности перед Ним. А потому если бремя, о несении которого говорит второй стих, мы будем, таким образом, отличать от бремени, упоминаемого в пятом стихе, тогда мысли о противоречии этих мест не будет и места. Раздел 14 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Деян.9:7 Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Деян.22:9 Обращение Савла Тарсянина служит одним из убедительнейших доказательств божественности христианства. Об этом чудесном событии мы читаем не в одном месте Священного Писания. О нем рассказывает дееписатель Лука ( Деян. 9 гл.), его не раз сообщает нам и сам апостол Павел, при различных обстоятельствах своей апостольской деятельности ( Деян.22:1–10, 26:12–17 ; 1Кор.15:8 ). При этом он рассказывает о себе, что он прежде, до обращения своего ко Христу, был человеком совершенно противоположного характера, что он был ожесточенным врагом христианства, и что сила благодати Христовой чудесно переродила его, сделав другим человеком – другом Христа и Его Церкви. Ничего нет странного и непонятного в том, если мы в рассказе различных лиц об одном и том же предмете замечаем некоторые разности. Эти разности служат большей частью, как нередко видим мы в различных Евангелиях, только взаимными пополнениями. Если же они некоторым и кажутся разногласием и противоречием, то это вследствие их поверхностного и недостаточного знания слова Божия, ближайшее же рассмотрение дела представляет нам все в ясном свете и полной гармонии. Таково разногласие и в приведенных нами местах из истории обращения Савла, рассказываемой сначала Лукой, а потом самим Павлом. В первом месте ( Деян.9:7 ), Лука говорит о великом удивлении сообщников Павла, так как они слышали голос Говорившего, но никого при этом не видели. Другими словами, они слышали звук голоса, не разбирая отдельных слов и не понимая того, что в них говорилось, равно как никого не видя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010