102–103; Письма к разным лицам, стр. 165; Пс.118 , стр.179; ср. Добротолюбие, т. стр. 207, §128; Арх. Сергий – Православное учение о спасении, стр. 167. 145 О совершенном обращении к Богу, стр. 25–26; Путь ко спасению, стр. 107–124; О Покаянии, стр. 247. 151 Там же, ср. Письма о духовной жизни, стр. 86; Письма к разным лицам, стр. 16, 350; Пс.118 , стр. 168–169; 418; 513, 515; Добротолюбие, т. V, стр. 361–362. (Иноков Каллиста и Игнатия наставл. для безмолствующ.; Иеромонах Феодор (ныне епископ) «Аскетические воззрения Иоанна Кассиана , стр. 161–162; Зарин, «Аскетизм по православно-христианскому учению», т. II, стр. 168, 169, 171. 160 Богоугодная жизнь вообще, стр. 45; ср. Путь ко спасению, стр. 126; Что есть духовная жизнь, стр. 83–84. 164 Начертание, стр. 56; ср. Внутренняя жизнь, стр. 33; Три слова о несении креста, стр. 29; О покаянии, 97–98. 173 Путь ко спасению, стр. 134. Процесс выработки решимости наглядно описан на стр. 108 книги «Что есть духовная жизнь». 175 Письма к разн. лицам, стр. 163; Добротолюб. т. I, стр. 201. (Настав. Макария Велик.) Средства возгревать в себе решимость указаны в книге «Что есть дух. жизнь», стр. 113–114. 184 Там же, стр. 141–143; Письма о христианской жизни, стр. 205. «Самоугодие, внешность, сила века – вот коренные узы греха». 231 Там же. У св. Отцов эта добродетель называется различно: исканием, предложением, усердием, теплотой духа и горением и просто ревностью. 245 Там же, стр.211; ср. Сборник аскетических писаний, извлеченных из патериков обители св. Саввы Освященного, стр. 102, § 18. 266 Путь ко спасению, стр. 232–233. По замечанию преосвящ. Феофана не всякое чтение может приносить пользу человеку, но только то, которое сопровождается напечатлением истин веры в уме и возбуждением духа ревности. Чтобы чтение приносило означенную пользу, нужно соблюдать следующие правила: а) перед чтением должно упразднить душу от всего (мирского); б) возбудить потребность знать то, о чем читается; в) обратиться молитвенно к Богу; г) читаемое следить вниманием и все слагать в отверстое сердце; д) что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет; е) читать должно весьма медленно; ж) прекратить чтение, когда душа не хочет уже читанием питаться, – сыта, значит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

См. учение пр. Макария Великого о благодатном обновлении. Беседа 44.я, стр. 282; сравн.: стр. 287. Учение Св. Симеона Нового Богослова о том, что мы в своем обновлении ничего не можем сделать без благодати. (т. I, стр. 40–41, 47, 25, 38, 284); о том же Св. Григория Синаита (Добротолюбие, т. V, стр. 215); учение святого Марка Подвижника о нашем обновлении благодатию Святого Духа до степени совершенной, неотпадающей любви (Добротолюбие т. I, стр. 479–480); учение Св. Симеона Нового Богослова о совершенной любви, как дивном и совершенном проявлении благодати Святого Духа (т. II, Слово 84-е, стр. 415); учение Св. Макария Великого о разнообразных проявлениях благодати, как о нашем совершенстве (Творения Св. Макария Великого Беседа 18-я, стр. 160– 163); учение Св. Антония Великого о состоянии нашего сыновства или поразительного единения с Богом, как плоде нашего совершенства (Добротолюбие т. I, стр. 27–29); учение святого Марка Подвижника о том, что наше совершенство проистекает от совершенной благодати Святого Духа, даруемой нам в крещении, которая раскрывается по мере исполнения нами Божественных заповедей (Добротолюбие т. V, стр. 336); учение Св. Исаака Сир, основанное на Словах Христа ( Ин.15:10–11, 14:21, 23–24 ), что любовь к Богу есть Наслаждение всеми блаженствами (Творения святого Исаака Сирина , стр. 482–485. М. 1854); учение Св. Симеона Нового Богослова о том, что райское блаженство мы получаем в таинстве Божественной Евхаристии (т. I, Слово 52, стр. 440–441, 445; Слово 45-е, стр. 347; Слово 37-е, стр. 286); учение Еп. Феофана, основанное на толковании святителем Иоанном Златоустом Апостольских слов ( Филип. 4, 7 ) о мире, как одном из дивных проявлений благодати Святого Духа или райского блаженства (Толков. Еп. Феофана послания святого Ап. Павла к Филиппийцам, стр. 166–169, изд. 2-е. М. 1895); учение Еп. Феофана о том, что вся наша жизнь, когда она руководствуется Духом Святым и Его благодатию, делает нас причастниками небесных радостей, если мы исполняем Божественные заповеди (Еп. Феофан, толков послания святого Ап. Павла к Римл., гл. 14, 17, стр. 325–326. М. 1890); учение о том же Св. Антония Великого (Добротолюбие т. I, стр. 50–52, 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Из этих слов преп. Исаака явствует, что смирение есть критерий, безошибочно определяющий: где есть истинная добродетель, и где ее нет. Им определяется наше нравственное и духовное преуспеяние: «насколько человек погрузится в смирение, настолько преуспеет и вознесется». (Отечник Еп. Игнатия, стр. 400) Только оно, наконец, может довести человека до высоты нравственнаго совершенства: «Никто не может, – говорить св. Иоанн Кассиан , – достигнуть последнего предела совершенства и чистоты иначе, как смирением истинным». (Добротолюбие, т. II, стр. 87) И самое «совершенство человека – есть смирение». (Отечник Еп. Игнатия Брянчанинова , стр. 400) Спрашивается, почему же смирение имеет такую великую силу для нашей живой веры с ее христианскими добродетелями и подвигами? Потому, что оно низводит на нас Божественную силу для избавления нас от всех наших врагов видимых и невидимых. Во смирении нашем, говорит Псалмопевец, помянул ны Господь, и избавил ны есть от врагов наших. ( Псал. 135, 23–24 ) Сила смирения состоит в том, что с ним соединяется благодать Св. Духа по слову Апостола: Бог гордым противится, смиренным же дает благодать, ( Uak. 4, 6; I Петр. 5, 5) которая, как на своем престоле, почивает в смиренных. (Учение пр. Ефрема Сирианина. Добротолюбие, т. I I , стр. 479) Отсюда понятно, почему Господь требует от нас, чтобы мы для соединения с Ним научились Его смирению, говоря: Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. ( Мф. 11, 29 ) Ясно отсюда и то, почему Господь во главу всех Своих Божественных заповедей положил смирение, ( Мф. 5, 3 ) ибо только чрез смирение Господь может даровать нам Свою благодать, без которой нельзя исполнять Его Божественныя заповеди и невозможно сделать ничего доброго, согласно с Его словами: Без Мене не можете творити ничесоже. ( Ин. 15, 5 ) Но, если смирение сделало веру наших предков аскетическою и исповедническою, то оно было и причиною, почему они свою веру содержали во всей ее православной чистоте, чуждой всяких еретических заблуждений. Это смирение, выражаясь всегда в покаянии наших предков, не допускало гордости владеть их сердцами. По свидетельству Иисуса сына Сирахова, гордость есть начало греха и отступления от Господа. ( Сирах. 10–15 ) Как смирение есть источник всех добродетелей, так гордость, по учению св. Иоанна Кассиана , есть источник всех грехов и преступлений; (Добротолюбие, т. II , стр. 84) или, по словам преподобнаго Иоанна Лествичника , – «начальница и завершительница всех зол». (Ibid. стр. 543)

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

4. Св. Григорий епископ Нисский († после 394 г.). Идущий путем истинной добродетели не иного чего причастен, как Самого Бога, потому что Он есть всесовершенная добродетель 64 . Вот в подлинном смысле совершенство. Не по страху наказания удаляться от порочной жизни, не по надежде награды делать добро, страшным считать для себя лишение Божьей дружбы, а ее признавать единственно вожделенною для себя 65 . Кто внимателен к себе и подлинно украшает свое жилище, чтобы со временем принять в него Бога обитателем, тот украшает дом нетленным безстрастием. Убранством жилищу служит правда и безгневие, на одной стороне сияют смирение и великодушие, а на другой благочестие пред Богом. Все же это прекрасный художник – любовь в наилучшей гармонии соединяет одно с другим 66 . Св. Иоанн Златоуст , архиепископ константинопольский († 407 г.) Нам нужно бежать в царство небесное, бежать и получить награду. Бегущий не останавливается нигд, потому что, если покажешь хотя малое нерадение, то потеряешь все. Бегущий не только не ослабевает пред концом течения, но и тогда старается бежать с особенною силою. Это я сказал против тех, которые говорят: в юности мы подвизались, в юности мы постились, а теперь состарились. Теперь-то особенно и нужно усилить благочестие. Не исчисляй мне своих старых подвигов; но теперь особенно и будь юным и цветущим 67 Св. Федор Студит († 826 г.). Господь по Своей благости делает все доброе в людях. При всем том и от нас требуется усиленный подвиг и непрерывное тщание со смирением. Нам должно утвердить и сосредоточить наш ум в благочестивой жизни и не отступить от доброго начинания. Отбросьте поэтому всякое сластолюбие. Восходите ко Господу по духовной лествице, полагая боговидные начала 68 . Бог красотою ущедрил нас, сначала создав нас по образу и подобно Своему; и хотя мы через преслушание омрачили себя, Он опять облекает нас в красоту, в благодати банею пакебытия, когда же и здесь оказались мы негодными, третье Он устроил нам средство через покаяние 69 . 35 Добротолюбие, т. II, 1885, пресвит. Исиюя, душеполезное спасительное слово о трезвении и молитве, гл. 83, стр. 183–84.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

326 Путь ко спасению, стр. 241–242; ср. Собрание писем, вып. II, стр. 60; выпуск V, стр. 227; Сборник аскетических писаний, стр. 48, § 90. 330 Путь ко спасению, стр. 242; ср. Собран. писем, вып. V, стр. 227; Невидимая брань, стр. 139 и д. 331 Четыре слова о молитве, стр. 15–16. Примером умно-сердечной молитвы свв, отцы указывают молитвы Анны и Моисея – см. Святоотеч. настав. о молитве, стр. 80. 334 Письма о дух. жизни, стр. 48, 143, 252; ср. Собр. писем вып. IV, стр. 241; Святоотеч. настав. о молитве, стр. 84. Преосвящ. Феофан приводит следующие примеры высшей степени молитвы – молитвы созерцательной. Беседовал старец с учениками, говорит он, и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его: где он был? – «Я был» сказал он, «на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина». Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час, и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву, и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. (Письма о дух. жизн. стр. 48). 336 Там же, стр. 244. Говоря о молитве Иисусовой, преосвящ. Феофан предлагает для усовершенствования себя в молитве избрать некоторые правила для молитвы и неуклонно следовать им, – правила относительно того, что, когда и как читать. Хорошо, говорит он, навыкнуть в одной какой-нибудь молитве, чтобы при чтении её – тотчас загорался дух. Твердо нужно держать в мысли предел молитвы. Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: «ими же веси судьбами спаси мя» (Путь, стр. 241; ср. Невидимая брань, стр. 204). 339 Там же, стр. 189. Более подробно о молитве Иисусовой см. Собран. писем, вып. V, стр. 49, 164–166, 231, 167–170, 185–186, 113, 190–192, 188, 193–194, 226–230; вып. I, стр. 9–10, 17–19, 112: вып. VI, стр. 208–209; вып. стр. 171; вып. II, стр. 194–195, 196, 208–209, вып. стр. 93–94, 35; ср. Пс.118 , стр. 179–180; Добротолюбие, т. V, стр. 341, 365. 354 О покаянии, стр. 193; ср. Три слова о несении креста, стр. 17; Собрание писем, вып. стр. 186–187 (здесь же и средства борьбы с этой страстью); Что потребно покаявшемуся, стр. 43; Письма к разным лицам, стр. 262; Толков. послан. Кол.3:12 , стр. 175–176: «самость есть источник всех страстей»; Толкован. Пастыр. Послан. 2Тим.3:2 , стр. 580: «самолюбие – корень всех злых страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

64 Впоследствии, эти творения были систематизированы и изданы в 6 томах, в следующем виде: т. 1, 2 и 3-ий – «Аскетические Опыты», т. 4 – «Аскетическая Проповедь» и «Письма к мирянам», т. 5 – «Приношение современному монашеству» и т. 6 – «Отечник». Кроме этих, напечатанных 6 томов, до нас дошли его рукописи (еще неизданные), представляющие собой его частную переписку с лицами монашествующими. Эти рукописи или точнее, письма, довольно верно отражают духовно-нравственный облик Преосвящ. Игнатия и своим содержанием вполне подходят к его напечатанным трудам. 65 «Жизнеоп. еп. Игнатия Брянч.» прот. Ф. Знаменского, стр. 113, ср. «Синод. Церк. Ведомств.» за 1903 г., 31 – статья прот. Ф. Знаменского «Пр. Игнат. Брянч.». 71 Ibid., т. IV, стр. 143, ср. т. I, стр. 460–463, 486; т. III, стр. 4–5, 281–286, 300; т. IV, стр. 14. 74 Ibid., т. I, стр. 328; т. II, стр. 340, 355; т. III, стр. 258; т. IV, стр. 22, 137, 187, 232, 233, 270, 273, 277, 281, 311, 348. 76 «Добротолюбие», т. I, стр. 523. – «Сочинения еп. Игнатия», т. I, стр. 109; т. III, стр. 5; т. IV, стр. 23; т. V, стр. 161. 80 Ibid., т. III, стр. 4–5, ср. т. I, стр. 460–463, 486, 517; т. III, стр. 281–286, 300; т. IV, стр. 14, 143. 81 Особенно ярко эта мысль проведена им в первом томе его творений, где он порицает всю человеческую науку, называя ее «изобретением падшего человеческого разума» или «исчадием падения человеческого» (Ibid., т. I, стр. 553–557, ср. т. IV, стр. 78, 511). 84 «Сочинения еп. Игнатия», т. IV, 296–331, ср. III, 258, 262, 270, 282–283, 286–288; т. IV, 225, 348, 384–398. 92 Ibid., IV, 359–363, ср. IV, 499; V, 29–31. – Вот почему и Божия Матерь, по мнению Преосвящ. Игнатия, ублажается Христом Спасителем не столько, потому что родила и вскормила Его, сколько за то, что слушала и исполняла Его учение ( Лк.11:27–28 , – «Сочинения еп. Игнатия», IV, 363, 430). 93 Ее мы встречали у Преосвящ. Игнатия и раньше, когда говорили о значении подвига в деле Богопознания. 94 Ibid., I, 102–104, 106, 117–120, 127–130, 138–165, 191–295; II, 52–76, 117, 124–125, 139, 14–321, 330–412; III, 281–288; IV, 20–34, 225, 228–239, 266–276, 296–331, 338–346, 351–359, 384–398, 452, 461–463, 467, 506–507, 508–509, 510, 531–534, 535–540, 548–549; V, 29–31, 55–70, 93–119, 136–143, 271–281, 319–336, 354–360, 366–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

Ср. PG 154, col. 717, no. 22. Сравнение трактата с текстами Филофея о трезвении, находимыми в греческом и русском Добротолюбиях , делает очевидным, что он является автором всех указанных текстов. Ср. также о «Заповедях» у Исихия: Centuria I, op. cit., 1505D (84); Centuria II, 1513D (10), 1516A (11), 1532C (62), 1540D-1514A (89). ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > Essai sur la sainteté en Russie (Paris, 1953), p. 202. [Рус.пер.: Иеромонах Иоанн Кологривов. Очерки по истории русской святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 1961. С. 182.] ( < < back) < >< back) > Ср. M.Viller, op. cit., p. 139. См. также «Contemplation chez les Orientaux Chrétiens», в Dic., de Sp. Asc. et Myst., T. II, p. 1762—1911. Также M.Viller, H.Rahner. Aszese und Mystik in der Väterzeit (Freiburg i. Br., 1939), S. 161. [В ориг. ошибочно K.Rahner – Прим. ред. ] ( < < back) < >< back) > < >< back) > Устав , с. 28 (318-319; цитирование у Мэлони здесь вновь очень вольное). Ср. Исаак, ibid ., 864C-D. Также Симеон Новый Богослов в Добротолюбии , op. cit., стр. 52. ( < < back) < >< back) > Устав , с. 28-29 (319). Симеон Новый Богослов, Divinorum amorum Liber , Hymn. 13, PG 120, 526C-D. ( < < back) Устав , стр. 31 (321). Как представляется, автор непосредственно цитирует Симеона, у которого читаем: «Кто не сподобился достигнуть в такую меру совершенства и проникнуть до таких благ, тот пусть винит себя одного, а не говорит в извинение, что это дело невозможно, или что бывает в нас совершенство, такое однакож, о котором мы и не знаем. Будучи удостоверяем Божественным Писанием, да ведает он, что дело сие возможно… но по причине неисполнения и нарушения заповедей Божиих всякий собственно сам себя лишает таких благ, соответственно своей неисправности». Преп. Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы, Гл.150//Добротолюбие, т.5.С.49. ( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > < >< back) > I. Hausherr. La Méthode d’oraison hésychaste//Orientalia Christiana 1927.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

429 (IV), 96–128 151 [пп. I-X] 83,1416–1433 151 [п. XI] 249–255 151 [п. XI] 83,1433–1440 152–168 255–292 152–168 83, 1440–1473 292–295 429 (IV), 80–88 83, 1473–1476 295–301 83, 1476–1481 301–303 429 (IV), 232–234 83,1481–1485 172–178 303–311 6270, 6275, 6263, 6248, 6256, 6244 172–178 83,1485–1489 311–312 77, 328 180–181 312–316 6287, 6277 180–181 83,1489–1494 182 (I)-196 (XV) 316–330 40 (I), 43–87 (6239) 197 (XVII)-200 (XX) 330–334 40 (I), 88–92 (6239) (17–20) 201 (XXI) – 202 (XXII) 334–336 40 (I), 92–95 (6239) 6240 (6239) (21) 23 (22) 83,1204 336–363 40 (I), 94–121 (6239) (6239) 6240 (6239) 6240 (6239) (23) (24–25) 19–20 (26) 22 (27–48) 83,1197 83,1204 363–371 6273== 84, 642–647 372–373 84, 648–649 373–374 84, 651 374–375 6274== 84, 654 233–234 375–377 6398, 6400 LIII-LIV 84, 658–660 378–381 84, 670–671 236–238 381–388 6260, 6263, 6245 LXX-LXXII 84, 677–681 84, 689–691 240–241 389–393 6265, 6372 LXXXVII-VIII 84, 701–703 393–396 84, 709–712 396–397 84, 713 397–398 84, 714–715 398–401 84, 722–723 401–411 84, 734–738 247–248 411–415 6268, 6418 CXXVIII-CXXIX 84, 742–744 415–420 CXXXIII 84, 746–749 420–422 84, 750–751 251–252 423–426 6259, 6275 CXXXVIII-CXXXIX 84, 753–755 426–428 84, 760–761 428–430 CXLVIII 84, 763–764 430–431 84, 766 256–258 431–435 6262, 6258 84, 774–777 435–436 84, 781 436–437 CLXVIII 84, 783 437–438 84, 784–786 438–440 CLXXII 84, 787–788 440–442 84, 590–593 442–444 84, 593–595 444–446 84, 600–602 266–268 446–454 6328, 6339 XVII-XIX 84, 607–613 Творения свт. Кирилла Александрийского. Часть 15 ТСО 68 332 / 333 . ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 4090/2. COMMENTARII IN JOANNEM. CPG 5208. PG 74, 448–756. Книга одиннадцатая. С. 3–156. 1273 . Гл. 1. [ Ин.16:14 .] О том, что Дух Святой природно от Бога и в Сыне и чрез Него и в сущности Его. С. 3–6. [С. 679–681.] PG 74, 448–449. 1274 . Гл. 2. [ Ин.16:15–33 .] О том, что природно в Сыне и в сущности Его (находится) Дух Его, то есть Святой, как и в сущности Отца. С. 6–30. [С. 681–698.] PG 74, 449–473. 1275 . Гл. 3. [ Ин.17:1 .] О том, что никто не должен считать Сына лишенным Божественной славы, хотя Он и оказывается говорящим: «Отче, ... Прославь Сына Твоего!» ( Ин.17:1 ). С. 30–34. [С. 669–702.] PG 74, 473–480.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

«Новое время» 1912, 6 ноября, статьи Розанова, Меньшикова, и Афанасьева. «Высокопр. Антоний (Вадковский) митр.СПБ и Ладожский». СПБ, 1899· «Десятилетие на кафедре СПБ митр.просветителя Русской Церкви», СПБ, 1909. «Церк.Вестн.» 1891, I, стр.10. -«- 1891, 8, стр.113. -»- 1891, 16, стр.225· -«- 1891, 19, стр.301. -»- 1891, 33, стр.523. -«- 1908, I, стр.3. -»- 1908, 9, стр.278, 285. -«- 1908, 30, стр.925, 936. -»- 1908, 31, стр.955· -«- 1908, 51–52, стр.1589. -»- 1891, 40, стр.639· -«- 1891, 42, стр.670. -»- 1891, 43, стр.687· -«- 1891, 48, стр.766–767 -»- 1895, 33, стр.1050. -«- 1895, 44, стр.1414–1415. «Изв.Казан.епар.» 1873, 13, стр.400–413. -»- 1881, 21, стр.551. -«- 1884, I, стр.5· -»- 1887, 9, стр.208. -«- 1887, 10, стр.229 -»- 1903, 9, стр.557–558. -«- 1903, 16, стр.18 отчет. -»- 1907, 40, стр.1245 -«- 1908, 10, стр.290–291. -»- 1911, 9, стр.271. -«- 1912, 43, стр.1306–1307· -»- 1912, 42, стр.1256–1257, 1273, 1251 -«- 1912, 41, стр.1242, 1243. «Русск.Архив» 1916, kh.I-я стр. 133,151. «Русск.Прав.Церк.» стр.194. «Христ.Чтение» 1894, сент.-окт., стр.49–40;41,3;12–13. -»- 1894, нояб.-дек., стр.85–87; 90;115–116;119; 95–96; 110–113; 132–135;157. -«- 1901,апр.-июнь, стр.57, III· -»- 1902,март, стр.89–90, 95, 363. -«- 1902, май, стр.152, 153, 157–158. -»- 1902, сент., стр.281–284, 286. -«- 1902, нояб., стр.336, 342, 344. «Мисс.Обозрен.» 1901, март, стр.297· -»- 1901, июль-авг., стр.66. Богородский Я.А. «В Казанский период его жизни и деятельности». «Прав.Собесед.» 1913, февраль, стр.263–279.· Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713–1913 гг. СПБ, 1913, стр.953, 965, 969, 981–983. Рункевич. «Русская Церковь в 19 в.» Рункевич. «Народная Академия». 1897, m.II, стр.3–11. М.Б., «Антоний, митр.СПБ и Ладожский». (Изд.0б-ва распространения рел.нравствен.просвещения в духе Православной Церкви). СПБ, 1915, 200 стр. Приложение: Письма митр.Антония. М. Бертенсон, 186 стр. «Памяти Высокопр. Антония, митр.СПБ и Ладожского». (Библиограф.обозрение книги М.Б. о митр.Антонии). Протоиерея Иоанна Королькова. Киев, 1916.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

417 Собран. писем, вып. стр. 206–208; ср. Невидимая брань, стр. 154. Бегай всегда чрезмерного, читаем мы в Сборнике аскетических писаний еп. Феофана, а ищи притрудно средины... Одна только чрезмерность благословенна Богом, это – любить врагов, быть в мире с ненавидящими, благотворить злотворящим, благословлять клянущих и злословящих, любить всякого человека, как себя или даже более себя, как и Христос возлюбил нас (стр. 100, 101, §14; стр.122, §16). 418 Собран. писем вып. III, стр. 175; ср. вып. стр.48; вып. стр. 96–97; 108, 105, 106; ср. Невидимая брань, стр. 74; ср. Святоотеч. наставл. о молитв. и трезвен. (Наставл. Василия Велик) стр. 27, §36. 437 Ср. Иоанн. Лествичн. сл. 4, п. 5; Добротолюб. т. V, стр. 343–344; Сборн. аскетич. писаний, стр. 35 и 103, §20. 439 Там же, стр. 293. Подробно о руководителе излагается преосвящ. Феофаном в брошюре «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения», стр. 3–81. 443 Что есть духовная жизнь, стр. 185–186; ср. Невидимая брань, стр. 92–94; Путь ко спасению, стр. 254–255. В брошюре «Востани спяй» преосвящ. Феофаном собраны из творений св. Тихона многочисленные случаи, которые дают повод к духовному рассуждению каждому христианину – см. стр. 52–100. 444 Там же, стр. 116. В «Письмах к разным лицам о разных предметах веры и жизни» преосвящ. Феофан дает образец записывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы, – числом 162 (См. стр. 197–432). 455 Мысли на каждый день года, стр. 364–365; ср. Востани спяй, стр. 108–109; ср. Начертание христианск. нравоучения, стр. 77. 492 Путь ко спасению, стр. 305–306; ср. Начертание христ. нравоуч. стр. 35, ср. Письма о духовной жизни, стр. 45. Что касается выражения преосвящ. Феофана в его «Начертании христианского нравоучения» на стр. 381 и др., где он стояние человека на высшей ступени совершенства называет «исчезновением в Боге», то в этом пункте сказалось влияние на мировоззрение преосвященного творений, известных под именем Дионисия, на которого он и сам ссылается в этой же книге (стр.372). А творения Дионисия, как известно, в значительной степени отразили на себе влияние философии неоплатонизма (Зарин. Аскетизм по христианско-православному учению, т. стр. 439).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010