79. Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие, в которых обнаруживается совершенство жизни. 80. Не возвеличивай себя прежде искушения; потому что постигшее искушение нередко пристыжает стоящих, по-видимому, твердо. Почему бодрствовать надлежит, и приводить тем ум в безопасность от падений. 81. Так все делай и так обо всем думай, чтоб угодить Богу; ибо если нет у тебя этой мысли, то теряет цену всякое твое делание. 82. В общежитии ли пребываешь, или безмолвствуешь, уединясь от всех, не оставляй в нерадении искомого тобою, т.е. чистого сердца и сокрушенного духа. Кто приобрел сие, тот не будет уничижен Богом; пренебрегать же этим – великая опасность. 83. Божественными водами орошай душу свою (Словом Божиим и таинствами), чтоб и процвела и плод принесла в правде. Надобно нам к душеполезному так же стремиться, как животные бегут на зеленые пажити. 84. Когда душа здорова, тогда и тело имеет крепость для благих трудов; а если душа потерялась в скверных помыслах, тогда и тело по необходимости растлится грехом. 85. Лукавый ежедневно ставит скрытные сети душе нашей, чтоб, соблазнив ее, подвергнуть вечному мучению. Сии сети исполнены сладости, чтоб обольщать и приманивать невнимающие себе души. Не услаждайся, брат, этою смертною сладостью, увлекаясь обольстительными помыслами. Помысел – обольститель, если найдет себе доступ в душу, услаждает ее греховными мыслями, чтоб потом умертвить ее грехом. И делается он сетью для души. Но опомнись и поспеши разорвать сию сеть, изгнав помысел из души молитвою, слезами, воздержанием и бдением. – Прочее же будь бодрствен, и ни на одно мгновение не останавливайся на обольстительном помысле. Прибегай всегда к Богу с молитвою, с постом и слезами, чтоб освободиться тебе от всех сетей, соблазнов и страстей. 86. Будем бодренными воинами, будем ежедневно преодолевать во брани лукавого. Изучим уставы сей брани: она невидима, и устав ее – обнажить себя от всего земного. Если ждем смерти, ежедневно имея ее пред очами, то не будем грешить. Если обнажишь себя от всего земного, то не будешь низложен в брани. Поскольку земное влечет к себе долу, и страсти омрачают сердечные очи, то лукавый одолевает нас в брани с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Cap.quing.I,23. 670 Cap.theol. I,99; II,72 [p.n.I,233,248]. Cap.quing. I,14. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280A, p.21 [p.n.II,40–41]. Ambigua, PG.91, 1209А,1273В,1369В, f.181b. 209a. 248a. 671 Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273B, p.18 [p.n.II,36]; LXIV, 705B, p.257. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 869B, p.342 [p.n.I,214]. Ambigua, PG.91, 1372C,1373A, f.248b. 672 Cap.de charitate II,41. 66 [p.n.I,113,116]. Quaest. ad Tahl. XXVI, PG.90, 341C,344B-C, p.58 (cap.quing. I,86), 59 [p.n.II,89] (I,90); schol.2, 349D, p.63 [p.n.II,246] (I,64); XLVII,428B, p.107 [p.n.II,143] (cap.quing.II,54.55). Quaest. et dubia 26, PG.90, 805C, p.310. В частности, и невольными страданиями человек очищается от вольных согрешений. – Указанные мысли часто встречаются у аскетов, особенно у преп. Марка. Без скорби не приобретается добродетель (преп. Марк Подвижник , De lege spir. 65,66, PG.65, 913В; р.п., с.19; De his qui putant 63.54 (р.п.70,58), 940В,937С; с.55,52–53; 144(157), 953A, с.72; 194,195 (207,208) 960D, с.82; блаж. Диадох, Лб-уо? Ьктхттпхбе, гл.94, с.49710); вольный труд – враг похоти (De his qui putant 77(84), 941В, с.57). Невольные скорби – милость Божия, избавляющая от будущего наказания (De his qui putant 130,175(139,187), 949В,957В, с.67,78; ср. преп. Нила, Γνωμαι απγ ουσαι 61, PG.79, 1245С; p.n.II.252). См. ниже, прим. 46. 673 Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 756D, p.286 (cap.quing.V,44); LXIV, schol.54, 736A, p.273 (V,15). Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a. Ср. Евагрия, Изречения, Добротолюбие I.4, 638 (гл.12) [с.119, гл.48]. 674 Ер.1, PG.91, 365C-D, р. 202–203. Ambigua, PG.91, 1172D, f.166a (Немезий, гл.44, PG.40, 800С, р.171). 682 Quaest. ad Tahl. XXXVI, PG.90, 380D-381A. B-C, p.81 [p.n.II,114–115] (cap.quing. II,14,15). Λγοι и τρποι добродетелей: Mystagogia 24, PG.91, 709A, p.522 [p.n.I, 180]; Quaest. ad Tahl. X, 288B, p.26 [p.n.II,49] (cap.quing.I,68); XXV, 333A, p.53 [p.n.II,85]; XXXIV, 377A, p.78 [p.n.II,110] (cap.quing.II,17); LXIII,673A, p.239. 683 См. с.118, прим.8. Λγοι заповедей: Quaest.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

52 Данное высказывание святителя Феолипта об Ангелах как “сродниках наших” ( suggene‹q +hmwn) — насколько нам известно, весьма редкое, если не исключительное, в святоотеческой письменности. 53 Ср. учение святителя Григория Нисского: «“Конец жизни во плоти для преставившихся служит началом более божественной жизни. Почивший оставляет тени, воспринимает истину, покидает обольщения, заблуждения и смятения и находит блага, которые превышают все, что доступно взору, слуху и помышлению”. “Смерть есть благо, будучи для нас началом и путем изменения к лучшему”. Смерть это “счастие для человека, а не повод к слезам”. “Печали и удовольствия, раздражения и опасения, надежды и желания, это и подобное сему — вот из чего слагается настоящая жизнь”, по словам Григория Нисского. “Истинная же жизнь составляет предмет упования”, поэтому цель смерти состоит в том, чтобы дать человеку возможность, освободившись от чуждой ему жизни, начать ту жизнь, которая бы вполне соответствовала его подлинной природе». — Таланкин Н. Святоотеческое воззрение на смерть (Опыт систематизации религиозно-философского учения св. Григория Нисского о смерти)//Вера и Разум. 1908. XIII. С. 84. 54 Ср. у преподобного Исихия: “Скоро и легко потерпит кораблекрушение кормчий, который корабельников распустит, весла и паруса бросит в море, а сам ляжет спать: но еще скорее будет потоплена бесами душа, которая при начинающихся прилогах вознерадит о трезвении и о призывании имени Иисуса Христа”. — Добротолюбие. Т. II. Сергиев Посад, 1992. С. 194. 55 Данная притча о девах (Мф 25:1–13) часто используется в церковной аскетической письменности. Ср., например, у святителя Григория Нисского, который в своем сочинении “О цели жизни по Богу” пишет: «И если монахи не следуют этим правым путем, то они уподобляются неразумным девам, которые в нужное время не имели в брачном чертоге масла (Мф 25:1–2), ибо не сияли в их душах плоды добродетели, а в мыслях их не горел светильник Духа. Поэтому справедливо в Писании нарекаются они “неразумными” — ведь потухла добродетель в сердцах еще до прихода Жениха, а Он призывает дев в горний Брачный Чертог лишь взирая на добродетели». — Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 168.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

В рассуждении о значении святоотеческого учения о душе особенную важность имеют, далее, источники, откуда почерпали свое учение отцы церкви. Самый обширный и чистейший источник психологических познаний был почерпаем святыми отцами церкви из их собственного внутреннего опыта или так называемого самоуглубления, внимания к себе. Никакой предмет в мире не изучался и не рассматривался ими так основательно, тщательно и всесторонне, как явления душевной жизни. Самонаблюдение у святых отцов не было поверхностным рассмотрением отдельных психологических состояний без всякого отношения к условиям их первоначального возникновения и дальнейшего развития. Оторванное от связи с целым, каждое отдельное душевное состояние не нашло бы для себя должного объяснения. Святые отцы знали «что всякое житие связано с предшествующим и у него заимствует себе приращение, и переходит в другое высшее» 80 , а «предыдущее требуется к соисканию последующего» 81 . На этом основании изучение душевной жизни они основывали на долговременном опыте и наблюдении. О св. Диадохе, «муже мудром в деянии и славном в созерцании», собиратель греческого добротолюбия, между прочим, говорит, что он составил свои творения, полные глубоких истин, оправданных его же самонаблюдением, «почерпая духовную мудрость из долговременного опыта своего, и из божественных восхождений сердца своего» 82 . Это же следует сказать и о всех других святых отцах и подвижниках, которые лишь тогда высказывали положительное учение о душе и ее духовных дейстовованиях, когда оно находило для себя подтверждение в продолжительном опыте. «За простыми и бесстрастными помыслами, пишет пресвитер Исихий, следуют страстные, как мы узнали из долговременного наблюдения и опыта» 83 . Тот же долговременный опыт служил основанием для преподобного Феодора Едесского высказать свой положительный взгляд по вопросу о происхождении греха. «Поистине, говорит он, по опыту дознали мы, что нельзя человеку впасть в грех , или в какую-нибудь страсть, если прежде которою-нибудь из трех (чревоугодием, сребролюбием и тщеславием) не будет уязвен» 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

hom.3, n.9, PG.29, 76B-C; p.n.I.4, с.53; hom.1, n.7, 17B; p.n.I,14; cp. n.8, 21A; I, с.16; преп. Нила (Евагрия), De oratione 51,56, PG.79, 1177C-D; p.n.I,182,183; Захарии Митиленского, Disputatio de mundi opificio, PG.85, 1068В,1137В,1140В. – О λγοι промысла и вообще о λγοι, проявляющихся в мире нравственном, см. у Евагрия, Sententiae (к киновитам гл.85), PG.40, 1282С [с.137,гл.132]; Cap.pract. ad Anat. 31,61, PG.40, 1229C; 1236В [с.104–105, гл.50; с.109–110, гл.89]; Изречения, р.п.(Добротолюбие I4), с.638 [с.119, гл.48]; у Немезия, De nature hom.inis, 44, PG.40, 809А.С, р.177,178 (­ Ambigua, PG.91, 1192D,1193A., f.175a); у св. Григория Богослова , Or.4, n.47, PG.35, 572A; p.n.I.3,91; Or.32, n.27, PG.36, 205C; p.n.III,130; Poem. dogm.VÏ de Providentia, v.22, PG.37, 431A; p.n.V.3,37. Употребление λγος в субъективном смысле (­ понятие, истина) с классических времен было обычным и имело большое распространение (св. Григорий Нисский , Contra Eunom. liB.I, PG.45, 388В,392С; p.n.V,169,175; св. Василий Великий , In hexaem. hom. I, n.4, PG.29, 12C; p.n.I.4, с.10; см. словари: W.Pape. Griechisch-Deutsches Handworterbuch. 3 Aufl. Braunschweig 1880. Bd II, Abth.1 (А-П), S.58–61; E.A.Sophocles. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New York-Leipzig 1888, p.719–720). 307 Cap.de charitate I,98,99 [p.n.I,106]. Ambigua, PG.91, 1341D,1380B, f.236B.251a; 1248В,1280А,1296В,1329А, f.198B,211B,217B.231a. Quaest. ad Tahl. I,PG.90, 269A, p.15 [p.n.II, 33]; II,272A, p.16 [p.n.II, 35]; XIII,296B, p.30 [p.n.II,55]; XXV, 332B, p.52 [p.n.II,84]; XXVII,353C,356B,357C, p.65–67 [p.n.II,96–98]; XXXII,372B, p.75 [p.n.II,107]; XXXV, 377C, p.79 [p.n.II,112]; XL, 400A, p.91 [p.n.II,125]; XLVI,420C, p.102 [p.n.II,138]; XLVIII,436C,440B.D, p.111–114 [p.n.II,147–149]; LIX, 609B, p.203. Orat. Dom. expos., PG.90, 901D, p.362 [p.n.I,199]. 308 Ambigua, PG.91, 1297A. 1385A. 1400A, f.218a,252B,257B.Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [p.n.II,113]; LIII,501C, p.147 [p.n.II,180]; LIV, 517D, p.156 [p.n.II,190]; LXIII,681C,684A, p.245; LXIV, 728C, p.271; LXV, 756D., p.286.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Но горе тому, кто за мгновенную сласть плотскую, за миролюбивый нрав, за скоропреходящие и ничтожные удовольствия попадет там в оную бедственную часть стояния ошуюю, под немилосердое отвержение и невозвратное отослание на нескончаемые муки, в неразрешимых узах, где только и слышится, что – увы и горе! – Нет избавления, нет изменения, нет человеколюбия, ни от Бога, ни от Ангелов, ни от Святых, вовеки веков! О сем, чада мои, да помышляют все: и добре текущие и претыкающиеся, и сильные духом, и малодушные, и первенствующие и вторствующие, и теплые и хладные, и богатые и бедные добродетелями, и вообще всякой человек, всякое колено и всяк язык. Позаботимся и мы о сем, примем добрые решения и потечем путем Божиим бодренно и напряженно, отвергши всякую страсть, как заразу; возденем руки наши к Богу спасающему, изъявляя готовность каждодневно претерпевать мученичество: кровоизлияние, членов отсечение, плоти строгание, костей сокрушение, а не только лишение какой-либо пищи, или питья сладкого, одежды тонкой, обуви хорошо сшитой, чести стояния и многого другого подобного, о чем смешно и говорить; чтоб, добре поживши здесь, по чину нашего звания, в смирении и послушании, и верно соблюдши обеты свои, изыти нам из здешней темницы радуясь, и с дерзновением предстать пред лице Бога, в благой надежде получить, обетованные живущим во славу Его, блага. 151. Из того, как приготовляются к состязаниям на мipckux зрелищах выводить наставления и для подвизающихся в духовной невидимой брани. 84] Посмотрим, как приготовляются к состязаниям на мipckux зрелищах, – нельзя ли из их примера поучиться нам чему-либо и для наших подвигов. Когда наступает время народного зрелища, большей же частью еще гораздо прежде того, имеющие выступить на состязание, не праздно проводят время, но наперед упражняются в том, что и как следует им делать на зрелище, делают опыты всего предлежащего, соответственную тому и диету держат, не допускающую яств, не могущих способствовать успеху, и речей у них в это время не бывает других, как все о предлежащих состязаниях, как выступить и сделать первый шаг, куда потом направиться и кому на кого нападать.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

В данном исследовании нам представляется важным обратить внимание на переписанные именно на российской почве произведения и переводы преподобного Паисия (Величковского), появлявшиеся как еще до выхода в свет печатного сборника «Добротолюбие», так и после его выхода и, самое интересное, вне его. 26 октября 2022 27 сентября 2022 12 сентября 2022 6 сентября 2022 26 декабря 2020 Организаторы: Лаборатория лингвосемиотических исследований, Лаборатория медиевистических исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; Институт славяноведения РАН; Центр древнерусской культуры ШАГИ РАНХиГС 18 декабря 2020 На восьмом заседании Славянского библейского семинара ПСТГУ 8 декабря 2020 года, впервые прошедшем в дистанционном формате, выступила с докладом «Южнославянская рукописная традиция книги Исход» профессор Веселка Желязкова, руководитель сектора Кирилло-Мефодиевского научного центра Болгарской академии наук в Софии. 8 декабря 2020 5 декабря в возрасте 84 лет в Санкт-Петербурге ушёл из жизни известный советский и российский историк, профессор Игорь Фроянов. О трудах его жизни и его вкладе в историческую науку рассказывает историк Евгений Спицын. 1 декабря 2020 Конференция пройдёт 2—4 декабря 2020 г. В сети Интернет. Организаторы: Центр славяно-иудаики, Институт славяноведения РАН, Центр научных работников и преподавателей иудаики «Сэфер». 1 декабря 2020 Семья и семейные ценности в славянской и еврейской культурной традиции/Отв. ред. О.В. Белова. – М., 2020. – 350 с. (Серия «Культура славян и культура евреев: диалог, сходства, различия»). 27 ноября 2020 25 ноября 2020 года состоялась  встреча с куратором Русской коллекции библиотеки Гарвардского университета Анной Ракитянской. 30 октября 2020 Славяноведение. 2020. 6. 22 сентября 2020 Славяноведение. 2020. 5. 5 сентября 2020 Подборка статей от Studia Slavica et Balcanica Petropolitana для исследователей средневековья. 27 августа 2020 Очередной том серии «Славянское и балканское языкознание» содержит монографию «Палеославистика – 3» международного коллектива авторов. Разделы коллективной монографии посвящены обсуждению новейших результатов текущих исследований славянских рукописей X–XIV вв. – их языка, текстологии и палеографии.

http://bogoslov.ru/topic/27631

82. Молись мирно и безмятежно, пой разумно и благонастроенно, – и будешь, как птенец орлий, поднимающийся на высоту. 83. Псалмопение усыпляет страсти и укрощает позывы телесной невоздержности; а молитва настраивает ум к свойственному ему умному деланию. 84. Молитва есть приличное достоинству ума делание, или лучше, настоящее его употребление. 85. Псалмопение есть образ многоразличной премудрости; а молитва – предначатие невещественного ведения. 86. Ведение есть дело прекрасное; оно содействует молитве, возбуждая мысленную силу ума к созерцанию Божественного ведения. 87. Если не получил еще ты дара молитвы или псалмопения, то проси неотступно и получишь. 88. «Глагола же (Господь) «и притчу к ним, како подобает всегда молитися, и не стужати си» ( Лк. 18, 1 ). Поэтому не горюй и не унывай, что еще не получил; ибо после получишь. К притче приложил Господь и сие: «аще и Бога не боюся, и человек не срамляюся: но зане творит ми труды вдовица сия, отмщу ее» (– 5). Так и «Бог сотворит отмщение вопьющих к Нему день и ночь вскоре» ( – 7). Благодушествуй же с трудолюбным терпением пребывая в молитве. 89. Не желай, чтобы то, что тебя касается, было так, как тебе кажется (лучше), но как Богу угодно; и будешь безмятежен и благодарен в молитве своей. 90. Хотя бы уже и с Богом, по-видимому, был ты, берегись демона блуда; ибо он очень обольстителен и коварен, и всячески усиливается превозмочь устремление трезвенного ума твоего, и отвлечь его от Бога, даже когда он предстоит Богу с благоговением и страхом. 91. Если радеешь о молитве, то приготовься к бесовским наваждениям и терпеливо переноси бичевания их, ибо как дикие звери нападут они на тебя и все твое изъязвят тело. 92. Приготовься, как опытный борец – не колебаться, хотя бы внезапно увидел ты какое привидение, – не смущаться, хотя бы обращен был на тебя меч, или пламянник устремлен был тебе в лицо, – не падать духом (не робеть), хотя бы представился тебе зрак (рожа) какой безобразный и коварный; но стой, исповедуя доброе исповедание, и смело взирай на врагов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

80. «Научитеся от Мене, – глаголет Господь, – яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Матф. 11, 29 ). Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, а смирение освобождает ум от надмения и тщеславия. 81. Страх Божий двояк. Один рождается от угроз наказанием, от которого порождаются в нас по порядку воздержание, терпение, упование на Бога и бесстрастие, из коего любовь. Другой сопряжен с самой любовью, производя в душе благоговение, чтобы она от дерзновения любви не дошла до пренебрежения Бога. 82. Первый страх любовь совершенная «изгоняет вон» ( 1Иоан. 4, 18 ), из души ее стяжавшая, и не боящейся уже муки; а второй, как сказано, она всегда имеет сопряженным с собою. Первому приличествуют следующие слова Писания: «страхом Господним уклоняется всяк от зла» ( Притч. 15, 27 ); «и: начало премудрости страх Господень» ( Прит. 1, 7 ); ко второму: «страх Господень чист пребываяй в век века» ( Пс. 18, 10 ); «и: несть лишения боящимся Его» ( Пс. 33, 10 ). 83. «Умертвите убо уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание и проч». ( Колос. 3, 5 ). Землею назвал здесь Апостол плотское мудрование; блудом, грех делом совершаемый; нечистотою, соизволение на оный; страстью, страстный помысел; похотью злою, простое принятие помысла похотного; лихоиманием, вещество порождающее и возращающее страсть. Все сие, как члены мудрования плотского, повелел умертвить Божественный Апостол. 84. Сперва память вносит в ум простый помысел; и если он замедлит в нем, то от сего приходит в движение страсть; если не истребишь страсти, она преклоняет ум к соизволению; а когда и сие произойдет, тогда доходят уже до греха и делом. Посему-то премудрый Апостол, пиша к христианам обратившимся из язычников, во первых повелевает прекратить совершение греха делом, а потом подвигаясь обратно прежнему порядку доходить и до причины оного. Причина, порождающая и возращающая страсти, как выше сказано, есть лихоимание, которое, по моему мнению, здесь означает пресыщение, яко мать и питательницу блуда. Ибо лихоимание, не только в отношении к имению, но и в отношении к пище, зло; как и воздержание не только в отношении к пище, но и в отношении к имению, – добро.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

84. Когда тебе представляется какое либо дело по Богу, а противоположный помысел сопротивляется ему; то из этого самого познается, что дело то действительно есть по Богу. – Но приложи молитву, – и смотри: если в то время, когда будешь молиться, сердце твое утверждается в благом и благо сие возрастает, а не умаляется, тогда будет ли оставаться противоположный помысел, докучающий тебе, или нет, знай, что дело то по Богу; ибо благому непременно бывает прискорбное сопротивление по зависти дьявольской, но оно (благое) молитвою берет над этим верх. Если же кажущееся добро будет внушено дьяволом, а притом будет и сопротивление от него же происходящее; тогда молитвою и самое мнимое добро умаляется, и вместе с ним мнимое сопротивление. В таком случае очевидно, что враг сопротивляется помыслу, влагаемому от него, лишь для того, чтобы чрез это самое обольстить нас принять сей помысел за добро. 85. Когда помысел хвалит тебя, и ты не можешь избежать вреда сего; постарайся призывать имя Божие, и скажи своему помыслу: Писание говорит: «людие мои, блажащие вас обольщают вас и стези ног ваших возмущают» ( Ис. 3, 12 ). То же делай и когда другие хвалят, – припомнив притом, что принимающие похвалу человеческую не получают пользы, как говорит Сам Владыка: «как можете веровати в Мя, славу от человек приемлюще» ( Иоан. 5, 44 )? – Вообще же надо держать в уме и сердце, что «хваляйся о Господе» должен «хвалиться» ( 2Кор. 10, 17 ); потому что, если и бывает что у нас по Богу, то все с Божией помощью. Почему Апостол, достигнув и великой меры, не хвалился в себе, но взывал, говоря: «благодатью Божию есмь, еже есмь» ( 1Кор. 15, 10 ). 86. Когда во время псалмопения, или молитвы, или чтения, придет худой помысел; пренебреги им, и вникни тщательнее в псалмопение, молитву, или чтение, чтоб заимствовать силу от произносимых тобою слов; если он упорствует, постарайся призывать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов. 87. «Как стяжать умиление в молитве, чтении и псалмопении?» – Умиление в молитве приходит от воспоминания о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010