Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛИМПИЙ Архиеп. Констанции Кипрской, предстоятель Кипрской Православной Церкви (ок. 446-457). Сведения о нем кратки и связаны гл. обр. с его участием в больших церковных Соборах сер. V в. В этот период острой церковно-политической борьбы Кипрская Церковь, автономия к-рой была официально подтверждена III Вселенским Собором в 431 г., развивала особенно тесное сотрудничество с Александрийской Церковью и, наоборот, должна была отстаивать свой статус от притязаний Антиохии. Эта ситуация во многом предопределила поведение киприотов на Эфесском Соборе 449 г., на к-ром кипрскую делегацию возглавлял О. Как многие видные епископы, О. выступил с осуждением архиеп. Флавиана К-польского и поддержал архиеп. Диоскора Александрийского (ДВС. Т. 2. С. 210). В 451 г. О. не смог принять участие в IV Вселенском Соборе в Халкидоне, вероятно, из-за болезни. На Соборе его представляли епископы Епифаний Солийский и Дидим Лапифский (ACO. T. 2. Vol. 1 (2). P. 156, 163; Vol. 3 (3). P. 98; ДВС. Т. 2. С. 57; Т. 3. С. 57, 149). Кроме них от Кипрской Церкви присутствовали епископы Сотир Феодосианский (Неапольский), Епафродит Тамасский, а также диак. Дионисий. В то же время ряд епископов с Кипра лично на Собор не явились (Илиодор Амафунтский, Проехий Арсинойский, Фотин Хитрский). Причины столь сложной ситуации с формированием делегации Кипрской Церкви неизвестны. Уполномоченные О. епископы все соборные акты полностью подтвердили. Дела Кипрской Церкви специально Собор не обсуждал. В 457 г. имя О. упоминается среди епископов, к-рым имп. Лев I направил «Энкиклион» , окружное послание с вопросом об их отношении к захвату Александрийской кафедры Тимофеем II Элуром ( Mansi. Т. 7. P. 523; ДВС. Т. 3. С. 194). Вероятно, в это же время О. скончался, поскольку в др. документах этого периода упоминается уже его преемник еп. Сабин. Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 1047; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 875. Рубрики: Ключевые слова: АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/2578329.html

Зная нрав вашей святости – боголюбивый, гнушающийся зла и сострадательный к обидимым, мы, потерпевшие много и жестоко, и вовсе незаслуженно, от почтеннейшего епископа Александрийского Диоскора, прибегаем к вашему боголюбию, прося оказать правосудие. Существо же дела состоит в следующем: прежде собиравшийся ваш Святой собор, вместе с светлейшими сановниками и знаменитым сенатом, в этой святой и великой церкви, слушал наше прошение, поданное благочестивейшим нашим императорам на Диоскора, почтеннейшего епископа (великого города Александрии), и, предложив вам этот процесс, дознал, в чем дело между нами, и обратил внимание на продерзости Диоскора против меня и Святого Флавиана, и против православной веры. Ибо мы обвинили упомянутого Диоскора в единомыслии с еретиком Евтихием, осужденным и анафематствованным, и в том, что он, желая утвердить зловерие его на недавно бывшем соборе в Ефесской метрополии, собрав толпу беспорядочного народа и приобретши себе могущество чрез свое богатство, оскорбил правую веру, сколько мог, внес закваску необычайной ереси в кафолическую Церковь , а нас лишить сана священства. При производстве следствия, мы, как известно вашему боголюбию, уличили упомянутого Диоскора в образе мыслей противном правой вере, и в том, что он не позволил мне придти на собор, бывший в Ефесской метрополии, и представить свои доказательства, равно как не позволил воспользоваться вовремя своими доказательствами и святому Флавиану, бывшему епископу Константинопольскому, в защищение которого мы и составили эту просьбу, и что кроме того он внес в документы голоса, которые не были высказаны тогдашним собором, принудил их подписаться на неписанной бумаге, и учинял всякую неправду в отношении к благочестию, и к священным канонам, и к требованию законов. Прошу и припадаю к вашей святости, – смилуйтесь над нами, святые отцы. И как вам еще памятно дело, прежде производившееся между нами и упомянутым Диоскором, то постановите, что все, учиненное против нас, не имеет силы; что документы, против нас несправедливо составленные, нимало не должны вредить нам; что мы удерживаем сан священства; скверное учение его анафематствовать; слово благочестия утвердить; а его самого за продерзости очистить наказанием, чтобы он в продолжение остальной жизни служил примером для вразумления всех, которые бы вздумали поступать подобно ему. Достигши этого, мы непрестанно будем благодарить вашу святость. – Евсевий, епископ Дорилеи (города) в области Фригии-здоровой, подал сию записку, подписав своею рукою».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Кроме того, на Диоскора поступила жалоба со стороны некоторых египетских епископов, в которой были изложены разнообразные вины Диоскора: безнравственное поведение, жестокости и несправедливые действия, насилия и попрание всяческих прав. Суд над Диоскором сопровождался прочтением соборных деяний и разных актов и окончился осуждением его и постановлений собора, на котором он председательствовал, а равно лишением его сана. По отношению к членам разбойнического собора, подписавшим его деяния, Халкидонский собор оказался более милостивым. Как раскаявшиеся и как действовавшие под угрозами Диоскора они были прощены и оставлены в своих званиях. В конце первого заседания прочитано было следующее определение: «Из прочтения актов и из признания многих епископов, бывших на Ефесском соборе и сознавшихся в заблуждении, ясно, что Флавиан и другие осуждены неправильно. Посему было бы справедливо, если будет на то воля императора, присудить к тому же наказанию руководителей прежнего собора: Диоскора александрийского, Ювенала иерусалимского, Фалассия кесарийского, Евсевия анкирского, Евстафия бейрутского и Василия селевкийского — и объявить их лишенными епископского сана». Но часть епископов просила о снисхождении, ссылаясь на то, что и они все согрешили. К ним присоединилось большинство, подавая голос за лишение сана одного Диоскора и за прощение остальных. Второй вопрос, предстоявший обсуждению Халкидонского собора, касался вероучения. Нужно было найти такое изложение учения о двух естествах во Христе, которое было бы далеко от крайностей несториан-ства и монофизитства. Папа Лев I изложил это учение в знаменитом послании Epistola dogmatica, отправленном к архиепископу Флавиану в 449 г., но оно не получило на Востоке значения до Халкидонского собора. Теперь оно было прочитано на соборе и послужило вместе с учением Кирилла Александрийского материалом для определения, состоявшегося на пятом его заседании 22 октября 451 г. Чрезвычайно важное в догматическом отношении место определения собора, направленного против неправильных учений по христологическому вопросу, заключается в следующем: «Последуя свв.

http://sedmitza.ru/lib/text/442757/

По прочтении, епископ Евсевий сказал: «Прошу вызвать соперника моего ко мне на лице». Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «По вашему приказанию, диакон Домнин 420 и Кириак прежде заседания уже ходили отсюда к Диоскору, почтеннейшему епископу, подобно как к другим святейшим епископам, и убеждали его также придти сюда; но он объявил, что желает придти, да ему не позволяют стерегущие его, как он сказал». Пасхазин епископ сказал: «Так как мы не видим здесь Диоскора, святейшего епископа Александрийского, то пусть почтеннейшие клирики пойдут поищут его, не находится ли он вблизи собора». Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «По вашему приказанию, пресвитеры Епифаний и Елпидий обошли кругом весь храм, искали боголюбезнейшего епископа Александрийского Диоскора: и если угодно, пусть они придут и будут спрошены». Анатолий, епископ Константинополя – нового Рима, сказал: «Пусть скажут почтеннейшие пресвитеры Епифаний и Елпидий, искали ли они боголюбезнейшего епископа Диоскора». Пресвитеры Епифаний и Елпидий сказали: «Обойдя окружность сего Святого места, мы искали, и не нашли его». Анатолий, епископ Константинополя – нового Рима, сказал: «Не угодно ли вашей святости послать к нему кого-либо из боголюбезнейших братьев наших и соепископов, в дом, где он находится, и напомнить ему, чтобы он пришел на сей Святой собор?» Максим, епископ великого города Антиохии, сказал: «Святейший архиепископ Анатолий хорошо рассудил послать боголюбезнейших епископов для приглашения Диоскора, боголюбезнейшего епископа великого города Александрии, и объявить ему сделанное против него обвинение». Святой собор сказал: «Следует объявить боголюбезнейшему Диоскору, епископу великого города Александрии. Посему пусть боголюбезнейший епископ Константин, митрополит Бострский, Акакий Ариарафийский и Аттик Зильский пойдут и напомнят боголюбезнейшему епископу Диоскору, чтобы он пришел на сей Святой собор». После того как боголюбезнейшие епископы Константин, Акакий и Аттик с чтецом и нотарием Имерием сходили и возвратились, – Аетий, архидиакон и первый нотарий, сказал: «Недавно посланные вашею святостию к боголюбезнейшему епископу Диоскору святейшие епископы, Константин митрополит Бострский, Акакий Ариарафийский и Аттик Зильский, пришли.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Характерно высказывание о нем видного английского богослова прошлого века Джона Ньюмена, который пишет: “Мы должны признать, что святой Кирилл был великим служителем Божиим, однако мы не должны защищать некоторые моменты его церковной деятельности и не думаю, что сам Кирилл пожелал бы использовать свои исторические действия как критерий своей внутренней святости” 6 . Его преемником был архидиакон Диоскор, который сопутствовал ему на III Вселенском соборе в Ефесе. По характеру Диоскор, пожалуй, не очень отличался от святителя Кирилла, однако отсутствие такта и гибкости ума в решении церковных вопросов весьма повредили ему. Кроме того, в глазах египетского народа власть архиепископа Александрийского, особенно после III Вселенского собора, выросла, а Диоскору, как человеку властолюбивому, это импонировало. Он дошел до того, что, подчинив своему влиянию архиепископов Антиохийского и Иерусалимского, окутанный облаком беззастенчивой лести, низложил архиепископа Константинопольского Флавиана после собора 449 г., поставив вместо него своего архидиакона Анатолия и оправдав Евтихия… Согласно арабским хроникам, императрица Пульхерия в беседе с Диоскором намекнула ему, что одного иерарха (святителя Иоанна Златоуста) ее мать за непослушание отправила в ссылку. Тогда Диоскор смело ответил, что эта же мать, пораженная проказой, на коленях умоляла Златоуста простить ее. За эту дерзость Диоскор в присутствии императрицы лишился двух зубов и бороды, а затем был сослан 7 . В Константинополе архимандрит Евтихий стал поборником богословия святителя Кирилла в его наиболее крайней форме. Евтихий учил, что союз с Божественным Словом имел своим следствием для человеческой природы Христа обожение . На соборе в Константинополе 448 г. Евтихий согласился, что человеческая природа единосущна нам, однако отказался отречься от своих предыдущих суждений, за что был лишен сана. Тогда он обратился в Рим и Александрию. Его покровителем оказался Диоскор, вокруг которого сконцентрировалась большая часть Востока, и чтобы повторить победу своего предшественника на Александрийском престоле, он созвал в том же Ефесе в 449 г.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Тем временем споры лишь разгорались. Возникла необходимость созыва очередного Вселенского Собора. III Вселенский Собор, собравшийся в Ефесе, осудил ересь Нестория и низложил самого ересиарха. Отцы Собора утвердили почитание Девы Марии как Богородицы. Однако христологические споры (касавшиеся образа соединения двух природ во Христе) не утихли. Вскоре по завершении работы Собора Феодорит Кирский выступил против Кирилла Александрийского , чьё отношение к данному вопросу казалось подозрительным. Потребовалось время, много терпения и усилий, чтобы прийти к общему согласию, взаимному пониманию. Осуждение и оправдание После смерти Кирилла Александрийского (444 г.) осиротевшую кафедру занял Диоскор. Когда в Константинополе распространилась новая христологическая ересь (монофизитство), противоположная по содержанию несторианской, Диоскор примкнул к стану еретиков. Будучи почитателем святого Кирилла, Диоскор, зная о его спорах с Феодоритом и видя в нём опасного противника, стал обвинять его в отступлении от решений Вселенского Собора. Себя же он выставлял ревностным защитником Православия. В 449 году стараниями и интригами Диоскора в Ефесе состоялся очередной Собор, на котором Феодорит был лишен епископского звания и осужден заочно. Кроме того, на этом Соборе были осуждены и другие ревнители веры. Впоследствии Собор получил наименование «Разбойничий». Феодорит, заточенный в обители, вынужден был пребывать там без средств к существованию, однако не отчаивался, а уповал на Божественный Промысл. И он не обманулся. Составившийся в 451 году в Халкидоне IV Вселенский Собор осудил Диоскора и его единомышленника, еретика Евтихия; Православных же защитников оправдал. Феодорит был реабилитирован при личном содействии императора, к которому предварительно обратился с прошением о рассмотрении его дела. Египетские епископы не хотели видеть среди отцов-участников Феодорита, но это желание не было удовлетворено. Последние годы земной жизни После торжественного оправдания блаженный Феодорит возвратился в свою епархию, в Кир.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Все прежнее подозрение и теперь пало на главного виновника эгого дела; ибо чем тщательнее все было разбираемо, тем яснее становилась непогрешительная вера Флавиана и открывалась низкая ложь и обман Евтихия. Этот человек, ничего не успев у законных судей, не устрашился на помощь своему делу призвать и возбудить разномыслие епископов. Он добился себе покровительства Диоскора, епископа Александрийского, отъявленного недоброжелателя Флавиана за честь Константинопольской кафедры. И немного труда стоило этому клеветнику привлечь Диоскора на свою сторону против Флавиана, так как к душе уязвленной легко прививается измышленное обвинение; в особенности же, когда Евтихий допускал во Христе одно естество, то он хотел казаться защитником того соединения (естеств во Христе), которое защищал в Ефесе св. Кирилл против несторианского разделения. Поэтому Диоскор, бывший прежде архидиаконом Кирилла, а после сделавшийся преемником его епископства, легко был обольщен именем Кирилла и некоторым пустым сходством учений. Истинно свидетельствует апостол, что те, которые отвергли добрую совесть, отпадают от веры (1 Тим. 1:19). Сию-то совесть отринул погибельный Диоскор, человек самых дерзких свойств, злословный, оригенист, обесчестивший себя прелюбодеяниями, человекоубийством и другими злодеяниями, которые однако же прежде своего избрания умел скрывать под личиною благочестия и святости. Этот-то Диоскор пораженному и лежащему Евтихию подал надежду и руку помощи, и вместе с императором настаивал чрез письма на том, что такие дела требуют вселенского собора, дабы величайшая вражда и несогласие церквей уничтожены были высшим авторитетом Церкви. Напротив Флавиан это отрицал, Лев не одобрял, и все благочестивые смущались. Но благосклонность взяла верх над благочестием.    При таких, столь унизительных и неблагоприятных предзнаменованиях, составился собор в Ефесе, в храме пресвятой Марии, четвертого числа августа. Елпидий прежде всего повелел иметь рассуждение о деяниях Константинопольского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Низложенный и осужденный Евтихий апеллировал к тому же римскому папе, кроме того, он апеллировал в Александрию, где в связи с характером своего богословия совершенно обоснованно рассчитывал встретить поддержку. И, естественно, он апеллировал и к императору. Феодосий II повелел созвать Вселенский Собор. Как я уже говорил, император отличался слабоволием, и полностью отказался от влияния на дела Собора. Председательствовать на нем он предоставил ни кому иному, как Диоскору Александрийскому. Этим, конечно, исход Собора был предрешен. Собор открылся в 449 г. в том же городе, где проходил III Вселенский Собор, т. е. в Ефесе. Диоскор создал на нем обстановку настоящего морального террора. Естественно Евтихий был восстановлен, Флавиан Константинопольский низложен и отправлен в ссылку; очень скоро, по пути в ссылку, святитель Флавиан скончался. Было объявлено о низложении некоторых других иерархов, неугодных Диоскору. Противники Диоскора называли серию расправ с неугодными «человеко-убийством» в фигуральном смысле — до человекоубийства в смысле буквальном там все-таки не доходило, хотя ситуация была бурной, и Диоскор все время, так сказать, бряцал оружием и угрожал самыми суровыми расправами. Римские легаты, которые присутствовали на Ефесском Соборе, не могли принимать в нем реального участия, поскольку они не знали греческого языка, однако они все-таки заявили по поводу его деяний свой протест и покинули Ефес, не подписав никаких соборных определений. Очень скоро папа св. Лев Великий назвал этот Собор «разбойничеством», и под этим названием Собор и вошел в историю, он так и называется «разбойничий собор», или «Ефесское разбойничество» 499 г. Диоскор содержал решительную победу во всей Восточной Церкви, он назначил епископов в Константинополь и в Антиохию, в то время как иерусалимский архиепископ св. Ювеналий уже был на его стороне. Таким образом, мы видим, что все четыре восточных патриархата оказались как бы заодно и поддерживали, по крайней мере, в лице своих предстоятелей, «разбойничий собор».

http://sedmitza.ru/lib/text/434178/

Будучи извержен, Евтихий искал поддержки при царском дворе, так как ему сильно помогал во всем влиятельный Хрисафий. Сей лукавый евнух имел на святейшего Флавиана великую ярость и гнев; он всячески старался низложить с престола святого архипастыря, ибо тем он хотел и за Евтихия отомстить и в особенности причинить неприятность Пульхерии , уважавшей святого Флавиана. Пользуясь своим влиянием на царя, которое было так велико, что он мог совершать всё, что ему было угодно, – Хрисафий написал послание к патриарху александрийскому Диоскору 1458 , человеку способному на всякое зло, опытному в коварстве, отличающемуся своим нечестием; в своем послании Хрисафий старался вооружить Диоскора против Флавиана, поручая Евтихия его покровительству и обещал ему большую милость у царя. Письмо было написано от лица царя, именем которого Хрисафий повелевал александрийскому патриарху, чтобы он, собрав подвластных ему единомышленных епископов, каких хочет, отправился бы поскорее в Ефес и составил бы там вселенский собор относительно догматов веры, ибо Флавиан вносит в церковь некоторые еретические мудрования и смущает верующих. Итак, – писал Хрисафий, – пусть Диоскор разсмотрит на соборе всё дело и извергнет Флавиана, а Евтихия, если он окажется невиновным, пусть разрешит от соборной клятвы и восстановит в его сане. Тот же Хрисафий привлек на сторону Евтихия и царицу Евдокию, так что и она помогала еретику против Флавиана. Диоскор же, взяв с собою более десяти единомышленных с ним епископов и некоего архимандрита по имени Варсума, сопровождаемый 1000 монахов, прибыл в Ефес. Здесь по царскому повелению составился, под председательством Диоскора, собор 1459 , на котором присутствовало 128 епископов, съехавшихся из разных стран; на этот собор прибыл и святейший Флавиан, призванный сюда на суд. Царь же или вернее Хрисафий от имени царя написал послание к комиту 1460 Елпидию и к другим комитам, бывшим там с войском, чтобы они не допускали на собор тех епископов, которые, вместе с Флавианом, осудили Евтихия на поместном соборе, бывшем в Константинополе, и подписались под грамотою об извержении его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В конце этого письма понтифик вновь обращается к вопросу исчисления пасхалии. Он выражает обеспокоенность недельным расхождением между александрийской и римской пасхалиями в отношении Пасхи 455 г. и просит Пасхазина дать пояснения по поводу пасхалии Феофила Александрийского (385–412) 18 . По мнению папы, рассчитанный Феофилом день Пасхи этого года, 24 апреля, «совершенно чужд церковному правилу» 19 . Согласно римской пасхалии, Пасху в 455 г. следовало бы праздновать 17 апреля. Последовавшие непосредственно за этим события, связанные с проведением IV Вселенского Собора, на некоторое время отложили вопрос о пасхалии, который по итогам Собора мог быть решен только в контексте нормализации межцерковных отношений. Жесткая отрицательная позиция, занятая Львом по вопросу принятого в Халкидоне 28-го правила, касающегося привилегий Константинопольской кафедры, и обусловленный ею отказ папы признать результаты Собора привели к тому, что связи Римской Церкви с патриархатами Востока оказались прерваны, а отношения с восточным императором Маркианом приняли натянутый характер 20 . Такое положение не способствовало плавному ходу переговоров по поводу единства Востока и Запада в отношении празднования главного церковного торжества христианского мира – Воскресения Господня. Делегация египетских епископов на Халкидонском Соборе после низложения архиепископа Диоскора Александрийского (444–451) пребывала без своего главы, а избранный после завершения Собора новый архиепископ Протерий (451–457) не спешил устанавливать отношения с римским понтификом, ключевая роль которого в деле низложения Диоскора воспринималась в Египте как тяжелое оскорбление Александрийской Церкви. В Иерусалиме на почве неприятия соборных решений на долгое время воцарилась анархия, а с константинопольским предстоятелем папа прервал общение по собственной инициативе. Таким образом, сложилась критическая ситуация: широкое недовольство постановлениями Халкидонского Собора на Востоке усугублялось тем фактом, что сам его инициатор – римский епископ – также не был готов присоединиться к его определениям 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010