Окружное послание Фотия, Патриарха Константинопольского , к Восточным Архиерейским Престолам, а именно – к Александрийскому и прочая. В коем речь идет об отрешении некоторых глав и о том, что не следует говорить об исхождении Святого Духа «от ОТЦА и СЫНА», но только «от ОТЦА».     Как видно, воистину не бывало злодею пресыщения от зол, а равно и какого-либо предела ухищрениям и козням его, которые искони старался он учинить против рода человеческого; и как до пришествия Господа во плоти обольщал он человека столькими тысячами уловок, выманивая его на дела чуждые и беззаконные – благодаря которым и навязал силою тиранию над ним, – так и после этого не перестал он тысячами обманов и приманок ставить препоны и западни доверившимся ему. Отсюда множились Симоны и Маркионы, Монтаны и Мани, пестрое и многообразное богоборчество ересей; отсюда и Арий, и Македоний, и Несторий, и Евтих с Диоскором, и прочая нечестивая рать, против коих были созваны семь святых и вселенских Соборов и собраны со всех краев отряды священных и богоносных мужей, лезвием духа (ср. Еф 6:17 ) отсекшие самосейные дурные сорняки и уготовившие в чистоте возрастать ниве Церковной. Но после того, как они были извергнуты и преданы умолчанию и забвению, благочестивые стали питать добрую и глубокую надежду, что не явится более изобретателей новых нечестии, ибо помыслы всех, кого бы ни искушал злодей, обернулись бы против него; и что конечно уж не объявится никаких покровителей и заступников у уже получивших соборное осуждение, от чего удержат крах и участь зачинщиков и тех, кто старался им подражать. В подобных надеждах и пребывал благочестивый рассудок, особенно же что касается царствующего града, в коем при содействии Божием свершается многое из того, на что нельзя было и надеяться, и многие языки, презрев прежнюю мерзость, научены были воспевать вместе с нами общего для всех Творца и Создателя, когда царица, испуская будто с некоего места высокого и вознесенного источники Православия и изливая во все концы вселенной (см. Пс 18:5 ; Рим 10:18 ) чистые потоки благочестия, наполняет, словно моря, догматами тамошние души, которые, иссушенные за долгое время воспалениями нечестия или самовольного служения (ср. Кол 2:23 ) и ставшие пустыней и бесплодной землей, словно снискав дождь учения, процветая, плодоносят пашней Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   После осуждения Нестория и подписания примирительного трактата между Кириллом и Иоанном Антиохийским страсти поутихли. Однако горячие головы с обеих сторон желали продолжить внутрицерковную распрю. Одной из таких горячих голов был Евтихий – настоятель одного из константинопольских монастырей, близкий сподвижник нового Египетского патриарха Диоскора, который имел необычайно могущественное положение при дворе. Дело в том, что Евтихий был крестным отцом препозита священной опочивальни – евнуха Хризафия, который был всесильным временщиком в последние годы правления Феодосия II. По сути Евтихий имел прямой выход на императора. Развивая богословие Кирилла Александрийского и окончательно добивая несторианское богословие, Евтихий развивает новую христологическую гипотезу о том, что якобы Иисус Христос был только Богом и человеческого в Нем почти ничего не было. Эта концепция о существовании единой Божественной природы в Иисусе Христе получила название монофизитизм. Богословие Евтихия возмутило многих христианских епископов с Балканского полуострова, из Малой Азии, Сирии. Если Иисус был только Богом, значит, Его человеческие крестные муки и страдания ничего не стоят: Он не испытал горькой чаши человеческой жизни. Евтихий и его учение попахивали ересью. По этому поводу в Константинополе созывается Церковный Собор, не очень представительный, который осуждает Евтихия. И Евтихий прибегает к заступничеству с одной стороны своих друзей при дворе, а с другой – Диоскора Александрийского. Если предшественники Диоскора: Феофил, Кирилл Александрийский уже вольготно распоряжались в столице Египта, то Диоскора, не скрываясь, говорил, что здесь, в Египте, его власть больше, чем власть императора. Египетский клир вел борьбу за полное доминирование в империи. Диоскора осуждает решение Константинопольского Собора, осудившего Евтихия, и созывает новый Собор – называя его Вселенским, на самом деле таковым он не являлся – так же в Эфесе. Второй Эфесский Собор 449 года – потом его назовут «разбойным Собором» – был не собором, но судилищем. Здесь тех, кто когда-то осуждал Евтихия, обвинили в тайном несторианстве. Покаявшихся бывших сторонников Нестория полностью разгромили, причем ход заседаний Собора шел с невероятными нарушениями: монахи Барсума Ассирийского, одного из сподвижников Диоскора, просто переломали пальцы писцам, которые, с их точки зрения, вели неправильную стенограмму. Тем не менее Диоскора мог праздновать победу: он пользовался поддержкой императора. Его оппоненты были сосланы либо отдалены от управления государством.

http://academy.foma.ru/monofizitizm.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР [греч. ισκορος; лат. Dioscorus] († ок. 305), мч. Александрийский (пам. греч. 13 окт., пам. зап. 18 мая). Мученичество Д., написанное на греч. языке не позднее V в., не сохранилось. В визант. синаксарях содержатся лишь краткие сказания, составленные на его основе. Известны 2 перевода этого Мученичества: латинский и сирийский, сохранившийся фрагментарно. Лат. перевод, относящийся к VI-VII вв., имеет 2 редакции, созданные независимо друг от друга по уже существующим к VI в. 2 вариантам греч. оригинала. В этих памятниках сообщается, что Д., сын церковного чтеца, был декурионом (членом городского совета) в г. Кинополе (совр. Эль-Кейс, близ г. Бени-Мазар) в Ср. Египте. Во время гонения Диоклетиана его схватили за отказ принять участие в языческих церемониях и отправили в Александрию к префекту Египта Кулькиану (Лукиану). На суде Д. открыто исповедал себя христианином. Его бросили в темницу, а затем подвергли пыткам огнем и др. мучениям. Ни обещания, ни угрозы префекта не сломили твердость Д. По приказу Кулькиана он был обезглавлен. Невозможно точно установить день мученической кончины Д. В одной лат. редакции память его указана под 18 мая, в другой - под 17 июня. Вероятно, автор 2-й редакции заимствовал эту дату из литургического календаря Александрийской Церкви IV в., заменив ею день 18 мая, к-рым и в греч. оригинале, и в 1-й редакции лат. перевода был обозначен день казни. В Мартирологе блж. Иеронима Д. упоминается как егип. мученик под разными датами. 17 июня указана память Д., принявшего мученическую кончину в Александрии. Под 18 мая Д. назван чтецом, а не сыном чтеца либо в результате ошибки, допущенной составителем Иеронимова Мартиролога при чтении греч. оригинала, либо, что более вероятно, из-за пропуска слова «сын» поздними переписчиками, а также указывается г. Анакиполь, возможно искаженное название г. Анокинополь (Ano Cynopolis, вероятно, Ανω Κυνπολις, т. е. В. Кинополь). Такое указание несвойственно для Мартиролога блж. Иеронима, в к-ром большинство егип. мучеников имеют более общее определение: мученик, пострадавший в Александрии или просто в Египте. Это могло быть связано с древней александрийской традицией, разделявшей мучеников на собственно Александрийских - городских и проч.- египетских.

http://pravenc.ru/text/178504.html

П.К. Доброцветов Блаженный Феодорит Кирский и его Слово IV «О материи и космосе» из трактата «Лечение эллинских недугов» Источник См. также: Лечение эллинских недугов. Слово IV. О материи и космосе Следующий ниже текст представляет собой перевод с древнегреческого языка одного из двенадцати Слов, входящих в состав знаменитого и пока не переведенного на русский язык апологетического сочинения блж. Феодорита Кирского (393–466 гг.) «Лечение эллинских недугов». Будущий епископ Кирский родился около 393 г. в Антиохии, в знатной христианской семье, и получил прекрасное церковное и светское образование 1 . В шестнадцать лет Феодорит стал чтецом в церкви, а затем, возгоревшись желанием угождать Богу в иноческом образе, поселился в монастыре Никерт недалеко от Апамеи. В 423 г. в возрасте около тридцати лет Феодорит становится епископом небольшого города Кир, расположенного к востоку от Антиохии. Здесь блж. Феодорит отдавал все силы служению местной церкви и городу в целом. В возникшем споре между свт. Кириллом и Несторием Феодорит поначалу защищал Нестория и даже написал некоторые сочинения против свт. Кирилла, во взглядах которого видел будто бы возрождение аполлинарианской ереси. Он также участвовал в «антикирилловском» «соборике восточных», прошедшем в Ефесе в 431 г. после III Вселенского собора. Впрочем, в 433 г. между свт. Кириллом и «восточными», к которым относился блж. Феодорит, было заключено богословское примирение, многое из формулы Феодорита впоследствии легло в основу вероопределения IV Вселенского собора 451 г. После кончины свт. Кирилла Александрийского в 444 г. на кафедру Александрии взошел Диоскор, который, пользуясь покровительством императора Феодосия II, начал плести интриги против Феодорита. Сначала указом императора в 448 г. епископ Кирский был фактически заключен под домашний арест с запретом покидать епархию, а в 449 г. Диоскор провел в Ефесе так называемый Разбойничий собор, на котором блж. Феодорита, даже не пригласив для ответа, заочно низложили по разным надуманным обвинениям. Он был отправлен в ссылку в один из монастырей в Апамее. После кончины Феодосия II и вступления в 450 г. на трон православного императора Маркиана Феодрит был оправдан на Халкидонском IV Вселенском соборе 451 г. После этого, вероятно, Феодорит вернулся на кафедру в Кир и закончил свои дни в служении Богу и народу Божию. Кончина его приходится по разным предположениям на 457–466 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский Святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, родился в Александрии во второй половине IV столетия - в то время, когда многие представители знатных семейств Византии со всем пылом пробудившейся веры и во всеоружии греческой философской мудрости устремлялись на служение Христовой Церкви. Получив философское образование, святой Анатолий принял священный сан и был диаконом при святителе Кирилле Александрийском (сведения о нем 18 января и 9 июня). Вместе со святым Кириллом Анатолий присутствовал на Третьем Вселенском Соборе в Ефесе (431; память 9 сентября), на котором святые отцы осудили лжеучение Нестория. Святой Анатолий оставался диаконом в Александрии и после кончины святителя Кирилла († 444), когда кафедру архиепископа Константинопольского занял Диоскор, который придерживался другой ереси, распространяемой Евтихием, утверждавшим, что Божественная природа во Христе полностью поглотила человеческую. Это лжеучение подрывало самую основу церковного учения о спасении и искуплении человечества. В 449 году Диоскор со своими сторонниками собрал в Ефесе " разбойничий " еретический собор, получивший, однако, поддержку императора. Поборник Православия, Патриарх Константинопольский, святой Флавиан , был низложен и лишен сана. Избранный на Константинопольскую кафедру святой Анатолий ревностно принялся за восстановление чистоты Православия. Уже в 450 году на Поместном Соборе в Константинополе святитель Анатолий подверг осуждению ересь Евтихия и Диоскора. Почивший в изгнании Патриарх-исповедник Флавиан был причтен к лику святых и мощи его перенесены в столицу. В следующем, 451 году, при деятельном участии патриарха Анатолия был созван IV Вселенский Собор в городе Халкидоне. Отцы Халкидонского Собора утвердили догмат о почитании Господа Иисуса Христа, " совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинного Бога и истинного человека, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого " . Но ереси еще долго смущали церковный мир. В непрестанной борьбе с лжеучениями ревнитель истины Патриарх Анатолий скончался в 458 году.

http://patriarchia.ru/db/text/910065.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ еп. Беритский (сер. V в.). Занимал кафедру Берита (ныне Бейрут , Ливан), первоначально находившуюся в подчинении у Тирского епископа. После 449 г. на Соборе в К-поле с согласия архиепископов Анатолия К-польского и Максима Антиохийского Е. добился для своей кафедры статуса митрополии в связи с разделением имп. Феодосием II пров. Финикия Приморская на 2 адм. единицы с центрами в Тире и Берите. В результате к Беритской митрополии присоединили еще 6 городов. Это решение не было признано Фотием, еп. Тирским, продолжавшим рукополагать в эти города епископов, к-рых Е. в свою очередь вновь низводил на степень пресвитеров. Вселенский IV Собор (451), разбиравший этот вопрос, вернул города в юрисдикцию еп. Фотия, но сохранил за Беритом статус автокефальной митрополии (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 101-110; ДВС. Т. 3. С. 35-41; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 301). В ходе христологических споров Е. защищал учение свт. Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощенной». Выступая против Нестория , принял определения Вселенского III Собора (431), а с 435 по 447 г. был противником Ивы , еп. Эдесского, осуждение к-рого как несторианина поддержал в 448 г. Участвуя в «разбойничьем» Соборе в Эфесе (449) на стороне архим. Евтихия , Е. поддержал и низложение свт. Флавиана К-польского, за что свт. Лев I Великий , папа Римский, исключил его имя из диптихов. На IV Вселенском Соборе Е. занял примирительную позицию, отвергнув выражение «одна природа» и отозвав осуждение свт. Флавиана. Несмотря на это, представители императора сочли Е. и ряд др. архиереев виновными и предложили их низложить, однако все они, за исключением Диоскора , выразили согласие с Томосом папы Льва и были приняты Собором (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 195; T. 2. Vol. 1(2). P. 92, 109; ДВС. Т. 2. С. 219-220; Т. 3. С. 6, 22). Из сочинений Е. сохранился фрагмент трактата против монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457-460). Этот факт опровергает свидетельство сиро-яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), к-рый сообщает, что Е. с честью принял в Берите сосланного патриарха Тимофея. Евагрий Схоластик (VI в.) цитирует в «Церковной истории» отрывок из несохранившегося послания Е. к некоему «епископу Иоанну и другому пресвитеру Иоанну», где, по-видимому, содержалось описание Халкидонского Собора. Е. также является адресатом одного из посланий Феодорита , еп. Кирского ( Theodoret. Ep. 48).

http://pravenc.ru/text/187451.html

Севир ибн аль-Мукаффа посвятил И. Н. небольшую главу, в к-рой охарактеризовал его Патриаршество как мирное и упомянул о связях И. Н. с Севиром Антиохийским. По сообщению Либерата Карфагенского, И. Н. по вступлении на престол принял «Энотикон» под давлением имп. Анастасия, но с оговоркой, что этот документ недостаточен для определения истинной веры. Кроме того, И. Н. открыто отвергал постановления Халкидонского Собора. Это привело к разрыву Александрийской Церкви с остальными Вост. Церквами, где в то время патриархи Македоний К-польский, Флавиан II Антиохийский и Илия Иерусалимский принимали «Энотикон» и придерживались его прохалкидонского толкования. Императору не удалось заставить И. Н. вступить в общение с К-польской Церковью. При этом И. Н. пытался повлиять на императора, предлагая ему крупную денежную сумму, если тот согласится издать эдикт, в к-ром Халкидонский Собор будет предан анафеме (сведения об этом содержатся в хронике Феофана Исповедника, их достоверность не установлена). Имп. Анастасий пытался принудить патриарха Македония К-польского вступить в общение с И. Н., однако тот отказался, из-за того что И. Н. открыто анафематствовал Халкидонский Собор. После смещения патриарха Македония в 515 г. и его замены патриархом Тимофеем Александрия и К-поль вновь пытались восстановить общение. И. Н. и Тимофей обменивались посольствами, однако Тимофей также не пошел на открытое осуждение деяний Халкидонского Собора. Разрыв общения между Александрийской и Иерусалимской Церквами произошел при патриархе Иоанне Имуле. И. Н. запретил своей пастве даже паломничества в Иерусалим, т. к. Церковь Палестины в основном поддерживала халкидонское вероучение. При Иоанне Имуле патриарх Флавиан Антиохийский был фактически единственным патриархом, с к-рым Александрия сохраняла полное церковное общение, однако И. Н. разорвал отношения и с ним. Несмотря на лояльность к монофизитам, Флавиан никогда не шел на открытое анафематствование Халкидонского Собора, что было неизменным требованием И. Н. В 512 г. И. Н. приветствовал низложение патриарха Флавиана и избрание на Антиохийскую кафедру Севира. И. Н. обменялся с ним синодиками и впосл. состоял в переписке. При этом синодик Севира по приказу И. Н. зачитывался во всех храмах Египта как изложение истинной веры. Тем не менее И. Н. так и не удалось добиться примирения с александрийскими акефалами (диоскоритами), которые подозрительно относились к контактам патриарха с К-полем. По свидетельству Севира ибн аль-Мукаффы, И. Н. написал много книг и гомилий, однако его сочинения не сохранились.

http://pravenc.ru/text/469610.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММОНИЙ ДОЛГИЙ [Безухий] (2-я пол. IV - ок. 403), прп., один из егип. братьев-отшельников, прозванных за высокий рост Долгими, или Длинными (греч. ο Μακρο). 4 брата (А. Д., Евсевий, Диоскор и Евфимий) и 2 сестры удалились в Нитрийскую пустыню (см. Келлиотские мон-ри ), где стали вести монашеский образ жизни. В «Лавсаике» Палладия Еленопольского об А. Д., ученике аввы Памвы , сообщается, что он «достиг высот боголюбия» и не только знал наизусть Свящ. Писание, но и тщательно изучил творения Оригена , Дидима Слепца , Пиерия и папы Стефана I . А. Д. прославился духовной мудростью в руководстве братией, даром пророчества и строгой аскетической жизнью: с юности трапезу его кроме хлеба составляли лишь сырые овощи. Аскет Евагрий Понтийский говорил, что не видел человека, настолько избавившегося от страстей, как А. Д. Слава о нем распространилась по всему Египту, и жители одного города просили Патриарха Александрийского Тимофея I рукоположить А. Д. епископом в их город, но отшельник отказался покидать пустыню. Поскольку посланцы Патриарха настаивали, А. Д. сначала пытался бежать, а когда его догнали, собственноручно отрезал себе ухо, сказав, что теперь как увечный не может стать епископом (тогда А. Д. и получил прозвище Безухий ( Παρτης)). Патриарх Тимофей, узнав о происшедшем, возразил, что христианину отрезанное ухо не мешает стать епископом, и добавил: «Приведите хоть безносого, но достойного, я и его рукоположу». Тогда А. Д. поклялся, что если его не оставят в покое, то он отрежет себе язык. Патриарх Феофил против воли поставил брата А. Д. Диоскора епископом Гермопольским, а 2 др. «Долгих братьев», Евсевия и Евфимия, сделал клириками и поручил им хозяйственные дела Александрийской Церкви. Однако впосл., согласно Сократу Схоластику , они покинули Патриарха, не стерпев его корыстолюбия. Конфликт вскоре принял богословскую окраску: Патриарх Феофил, в пасхальном послании 399 г. обличавший тех, кто представлял Бога в человеческом облике, теперь обвинил братьев в оригенизме за учение о бестелесной природе Бога и возбудил против них монахов-антропоморфитов. «Долгим братьям» пришлось бежать в Палестину, откуда они вместе с пресв. Исидором, также отлученным Феофилом, отправились в К-поль и представили дело на суд Патриарха Иоанна Златоуста (398-404). Свт. Иоанн, хотя и не принял в общение братьев, однако предоставил им убежище и написал Патриарху Феофилу, что их мнения вполне православны; в ответ он был обвинен во вмешательстве в дела чужой кафедры. Впрочем, подобная трактовка событий церковным историком Сократом, симпатизировавшим оригенистам и плохо знавшим реалии монашеского Египта, далеко не бесспорна.

http://pravenc.ru/text/114528.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВСЕВИЙ еп. Александрийский, псевдоним автора более 20 гомилий на греч. языке. Сохранились как по-гречески, так и в переводах на латынь и вост. языки. Гомилии написаны предположительно в Сиро-Палестинском регионе на рубеже V и VI вв. Датировка опирается на особенности языка гомилий и терминологии, а также на сохранившуюся рукопись VI в. В наст. время считается, что все гомилии принадлежат одному автору, но его личность остается неидентифицированной: среди предстоятелей Александрийской Церкви не известен ни один с именем Евсевий. Введением к сборнику гомилий служит Житие Е., имеющее целью объяснить происхождение проповедей (автор дважды уточняет, что аскетические подвиги Е. описаны «в другой книге»). В 1-й гл. рассказано об избрании Е. на кафедру. До епископства он подвизался на горе близ Александрии, хорошо знал Свящ. Писание и был известен даром чудотворения. Свт. Кирилл Александрийский († 444) посетил Е. и решил сделать его своим преемником. Во время предсмертной болезни он велел клиру и знатным горожанам привести подвижника к себе, однако Е. отказался. После неудачной попытки ночного бегства в Фиваиду, остановленной чудесным видением, Е. покорился и пришел в Александрию, где получил хиротонию и после смерти свт. Кирилла вступил на престол (реальным преемником свт. Кирилла был Диоскор ). Во 2-й гл. повествуется об обращении Е. закоренелого грешника Александра, сына сенатора. Во время епископства Е. каждое воскресенье говорил проповеди, побуждавшие к исправлению мн. грешников. Получив извещение о дурных поступках Александра, епископ пригласил его к себе и в частной беседе под видом притчи показал ему достоинство добродетельной жизни. Александр стал учеником Е. Заключительная, 3-я гл. посвящена последним дням Е. и происхождению сборника гомилий. Предвидя свою кончину, Е. призвал Александра и в качестве наставления рассказал ему эпизод из своей монашеской жизни, когда при посещении Иерусалима ему было видение о награде пребывающим в ночном бдении. В следующее воскресенье Е. рукоположил Александра во епископа Александрии, а сам удалился на место своих прежних подвигов. Там он скончался и был погребен, а пещера с его останками была запечатана. Е. епископствовал 7 лет, Александр - 20. Ответы, полученные им в свое время от Е. в частных беседах, были записаны нотарием Е. Иоанном, от лица к-рого написано Житие. Когда Е. скончался, Александр забрал эти записи и из любви к учителю еженедельно перечитывал их. После смерти Александра Иоанн надиктовал их некоему каллиграфу Мособию.

http://pravenc.ru/text/187345.html

Трактат охватывает период от сотворения мира до сер. XIII в. Он относительно невелик по объему и дает конспективный обзор церковной и светской истории Ближ. Востока, гл. обр. Египта. Повествование начинается от Адама, далее следует перечисление библейских патриархов с указанием лет жизни и дат рождения сыновей. Информация сгруппирована в виде синхронистических таблиц, параллельных колонок, одна из к-рых содержит сквозную датировку жизни патриархов от сотворения мира. Периодически эта таблица прерывается цитатами из ВЗ, содержащими связное повествование о событиях библейской истории. Хроника сообщает об израильских царях, основных вехах истории Израильского и Иудейского царств; после падения Иерусалима следуют списки вавилонских и ахеменидских царей, прерываемые синхронными сюжетами иудейской истории. Персид. властителей сменяет Александр и цари династии Птолемеев до Клеопатры и завоевания Египта Августом. Особо отмечено Рождество Христово. Далее идет подробное перечисление рим. императоров, вначале ему сопутствует перечень иудейских царей из династии Ирода. Иногда кратко упоминаются основные события, происходившие в правление того или иного императора, напр. разрушение Иерусалима, указываются совр. ему христ. иерархи, знаменитые мученики. Начиная с Диоклетиана правление императоров описывается подробно, с V в. отмечается религ. ориентация базилевсов, выделяются монофизиты и халкидониты. После Ираклия визант. императоров сменяют Мухаммад и мусульманские халифы (они датируются по лунной хиджре и от сотворения мира), с краткими комментариями к их правлениям. После Омейядов и Аббасидов (доведенных до 1258 г.) повествование возвращается к Фатимидам и Айюбидам - до Мансура Hyp ад-Дина Али (1257-1259). Далее следуют имена Александрийских Патриархов, начиная с ап. Марка, с датировками от сотворения мира и от Рождества Христова, а также с указаниями совр. им императоров. После св. Кирилла Александрийского перечисляются, с подробными комментариями, только монофизитские патриархи, особенно много места уделено Диоскору. Сохраняется параллель с правящим монархом: после визант. императоров следуют мусульм. халифы, Фатимиды в 910 г. сменяют Аббасидов. Последним в списке фигурирует 76-й копт. патриарх Афанасий, вступивший на престол в сер. XIII в. Существуют редакции хроники, в которых позднейшие переписчики продлили список патриархов до Гавриила VII (1526-1569).

http://pravenc.ru/text/153705.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010