Вспоминая московских пастырей Беседа с профессором Алексеем Светозарским Профессор Московской духовной академии Алексей Константинович Светозарский стоял у истоков создания Сретенской духовной семинарии, в которой преподает историю Русской Православной Церкви. С читателями интернет-портала «Православие.Ru» он делится воспоминаниями о московской церковной жизни 1970–1980-х годов. – Алексей Константинович, поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями о московской церковной жизни в 1970–1980-е годы – времени вашего детства и юности. – Когда я учился в средней школе, я ходил в храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках, в районе станции метро «Новослободская» – он был ближайшим к нашему дому. Помню: приходишь в храм и видишь людское море, и что-то издалека доносится. Люди, конечно, напряженно вслушивались, особенно во время проповеди, потому что источников информации в те годы было очень мало. Под сводами этого храма собирались жители не только всех ближайших к нему районов: станции метро «Новослободская», Палихи и Бутырки, района Савеловского вокзала, – но и дальних: Бескудникова, Дегунина, даже Ховрина. Потому что храмы, которые были на окраинах, все маленькие, это бывшие усадебные или сельские очень небольшие церковки, и было их немного. Это церкви во Владыкине, Алтуфьеве, храм иконы Божией Матери «Знамение» в Аксиньине, в районе станции метро «Речной вокзал». Они всегда были переполнены, а потому Пименовская церковь – достаточно просторная и вместительная – очень многих к себе привлекала. Передо мной встают яркие картины из прошлого. Например, общая исповедь в Великий четверг. Люди стоят рядами, батюшка читает молитвы и говорит слово, присущее этому случаю. Потом идут к батюшке, он покрывает головы епитрахилью и читает разрешительные молитвы, попутно что-то разъясняя, если у человека какие-то глубокие проблемы. Но меня, прежде всего, зачаровывала служба. Я помню богослужение в Великий четверг при таком переполненном храме, что руки невозможно было поднять. Рождество, пасхальные службы… Тогда служил сонм совершенно замечательных наших священников. Настоятелем был протоиерей Димитрий Акинфиев, ныне покойный. Служили отец Владимир Диваков, отец Василий Бланковский, отец Владимир Еремин. Служили ныне покойный протодиакон Сергий Громов, покойный протодиакон Сергий Голубцов – он еще был церковным краеведом, бытописателем и историком, у него своеобразные и очень интересные труды. Вот тот состав, который я застал. Мы радовались всем батюшкам, радовались тому, что они есть, что они с нами общаются, говорят проповеди. Как-то особенно к этому храму я прилепился, хотя в студенческие годы посещал разные храмы.

http://pravoslavie.ru/46005.html

Аннино. Церковь Всех Святых при лагере Лейб-Гвардии Конно-Гренадерского полка в селе Димитриеве. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Петра и Павла Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1900. Год утраты:Не установлен. Архитектор:А.К. Миняев Адрес: Ленинградская область, Ломоносовский район, Аннино Координаты: 59.770165, 30.064315 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Лейб-гвардии Конно-Гренадерский полк был расквартирован на постоянной основе в Петергофе, где имел свою церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение», построенную в 1773-1776 годах. Летняя лагерная стоянка полка находилась в 4 верстах от Красного Села под Красносельскою горою в двух деревнях - Никорово и Аннино Шунгуровской волости Петергофского уезда. В 1894 г. командование полком принял на себя Великий Князь Дмитрий Константинович, сразу же обративший внимание на благоустройство лагерной стоянки. В том же году на его средства началась постройка небольшой лагерной церкви, для которой близ деревни Аннино был выделен участок земли. За основу был положен проект полковника Н. Орлова, незадолго до этого опубликованный в газете «Русский инвалид». Церковь была построена за очень короткое время и 15 июня 1894 г. освящена во имя Всех Святых (день полкового праздника) полковым священником Феодотом Гордиевским в присутствии командующего полком. Церковь была деревянная, построенная в форме круга, причем крыша у нее была лишь по кругу и над алтарем, середина же храма покрыта брезентом, натянутым в виде зонта. Внутри находился довольно скромный иконостас. Особых удобств для совершения богослужений и для молитвы в этой церкви не было. В ненастную погоду часто задувало свечи. Построенная без фундамента и на глинистой почве, церковь к тому же не отличалась прочностью - почти ежегодно требовался ее ремонт.

http://sobory.ru/article/?object=35478

Календарь Материалы 22 сентября 2014 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Молитва требует концентрации всех внутренних сил. Обращаясь к Богу, надо не просто повторять чьи-то слова, – Его надо просить всей силой своей души, и тогда молитва совершает чудеса. А если бы этого не было, то никакие храмы не были бы нужны. [Интернет-журнал/Общество] Почему для свв. Иоакима и Анны бездетность была поношением, а сейчас стала популярна идеология childfree и аборты? Рассуждают священники Олег Булычев и Филипп Ильяшенко, а также матушка Елена Фетисова. [Интернет-журнал/Общество] Дмитрий Соколов-Митрич Нет, это не стилистический прием. Я действительно сейчас буду защищать жуликов и воров. Самых настоящих жуликов и воров. [Интернет-журнал/Культура] Анна Минакова «В те дни, когда изгоняли и убивали священников и сжигали Евангелие на уличных кострах, в советской России человек писал книги. Писал где попало — на камне, на ящике, на чужих столах...» [Встреча с Православием/Святые и святыни] О скорбях, смирении и педагогических уроках нынешнего праздника рассуждают священники Димитрий Шишкин, Сергий Бегиян, Димитрий Фетисов и диакон Валерий Духанин. Епископ Афанасий (Евтич) Третья лекция епископа Афанасий (Евтича), прочитанная в стенах Санкт-Петербургской православной духовной академии, была посвящена жизни и трудам свт. Афанасия Александрийского Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин В последние годы мы часто слышим о конфликтах, которые возникают вокруг строящихся храмов, о том, что этому строительству оказывается противодействие. Почему так происходит? Мы беседуем об этом с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином. Николай Гаврюшин Богословским взглядам знаменитого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского посвящено исследование профессора Московской духовной академии Николая Константиновича Гаврюшина. Данная статья служит вступлением к первому изданию богословских трудов гениального инженера-конструктора. Валентин Катасонов Его книги взрывают сознание и меняют представление о жизни. «Капитализм», «Религия денег», «От рабства к рабству», «О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном» — в них известный экономист Валентин Катасонов рассказывает о мировых ростовщиках и банкирах, которые делают деньги «из воздуха» и скупают реальные ресурсы планеты, порабощают целые государства и народы. English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/140922.htm

Вознесенский женский монастырь в Кремле Вознесенский женский монастырь простоял в Кремле около шести столетий. Основанный великой княгиней Евдокией в конце XIV века в память о Куликовской битве, он прожил с Москвой самые славные и тяжкие страницы ее истории. Плач Евдокии Московский Кремль. Вознесенский монастырь Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его, но и они были основаны в том же XIV веке: Рождественскую обитель в праздник Рождества Богородицы основала мать князя Владимира Серпуховского, героя Куликовской битвы, в память о славной и великой победе, одержанной русскими на Куликовом поле. Великая княгиня Евдокия, супруга великого князя-воителя благоверного Димитрия Донского, тоже устроила при своих кремлевских покоях церковь в честь Рождества Богородицы, дабы иметь такой храм около себя и быть от него неотлучной. Маленькая белая главка с золотым куполом этого чудом сохранившегося храма и сейчас хорошо видна с Моховой улицы на фоне Большого Кремлевского дворца. А чуть позднее Евдокия основала в Кремле и Вознесенскую обитель в память о ниспосланной победе и о муже. В этой обители она собиралась сама принять постриг. Святая Евдокия, одна из великих женщин России, была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича. Ее отец чтил русскую старину: именно для него монах Лаврентий составил знаменитую Лаврентьевскую летопись. Время было тревожное. Русь терзали междоусобицы, неспокойно складывались отношения и с Москвой: суздальский князь добивался себе великого княжения, но после того как московский великий князь Димитрий Иоаннович оказал ему военную помощь в удельных раздорах, состоялось их примирение. Сей мир должен был закрепиться каким-нибудь знаменательным событием – свидетельством примирения и залогом мира в будущем. И тогда суздальский князь выдал свою дочь Евдокию за великого князя Димитрия Иоанновича. Невесте было всего 13 лет, жениху шел восемнадцатый год. Венчание состоялось 18/31 января 1367 года в праздник святых Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. В память об этом великий князь повелел поставить у Спасских ворот (тогда еще Фроловских) Кремля деревянную церковь во имя святых Афанасия и Кирилла.

http://pravoslavie.ru/775.html

Закрыть itemscope itemtype="" > " Вознесох Избраннаго от людей моих " Великий князь Димитрий Иванович Донской (1350-1389) 23.01.2006 403 Время на чтение 9 минут Порабощение Руси татаро- монголами не везде, не сразу и далеко не всегда было успешным для них. Учтя беду Киевской Руси, захваченной врагом в 1237-40 гг., великий литовский князь Миндовг (1240-63гг.), разгромив преж де немецких и ливонских рыцарей, подго товившись, разбил татар и их союзников в 1249 г. под Кайдановом, а в следующем году одержал над ними блистательную победу у р. Окуневка. Родственник литовских князей доблестный Галицкий князь Даниил Романович победил темника Золотой Орды Куремсу в 1253 г., а в 1259 г. одержал над ним пол ную победу. Великий князь Василий Ярославич по бедил в 1272 г. татаро-монголов у Костромы1. Великий князь Михаил Ярославич Тверской " дал чесу " московскому князю Юрию Даниловичу и татарским его союзникам. В 1363 г. литовский князь Ольгерд раз бил войска татарских князей у Синих Вод, у Южного Буга, оттеснив их за Днепр и Дунай. В 1367 г. Нижегородские полки во гла ве с князем Димитрием Константинови чем, тестем великого московского князя Димитрия Ивановича, разгромили вторг шееся ордынское войско царевича Булат- Темира. Очевидно, не без ведома митрополита Алексия съезд русских князей в 1374 г в Переелавле-Залесском, собравшийся ради крещения Юрия Димитриевича (род. 26. XI. Крестил прп. Сергий Радонежский), постановил больше не собирать дань Зо лотой Орде. В 1375 г. в Нижнем Новгороде, заступаясь за своего епископа Дионисия, взя того ордынцами в заложники, восставший народ перебил около 1500 татар, возглав ленных Сары-Акой ( " Сарайкой " ). В 1378 г. русское войско, руководимое великим князем Димитрием Ивановичем, победило рать Мурзы Бегига, лучшего из полководцев темника Мамая. Тогда погиб ли шестеро (из семерых) ордынских князей. Активную миротворческую работу для ликвидации междоусобицы среди русских князей начал митрополит Киевский Кирилл (1242-81 гг.)2. Большими успехами в этом служении Церкви и Отечеству прослави лись также митрополит Алексей - род ственник великого князя Димитрия Ивано вича (дед его Иван Калита был в 1293 г кре стным отцом Елевферия Бяконта)3 и пре подобный Сергий Радонежский3а, крестив ший московских Димитриевичей - Юрия и Петра4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Евфросиния Московская, прп. - житие Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская (память 17 мая и 7 июля по старому стилю) Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец. В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот. Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.

http://pravicon.com/info-2283

Крестовоздвиженский женский монастырь (Нижний Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский монастырь основан во второй половине XIV века. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви. Не следует путать Крестовоздвиженский женский монастырь в Нижнем Новгороде с Крестовоздвиженским женским монастырем в посёлке Красные Мары Нижегородской области . Престольный праздник — 27 сентября (Воздвижение Животворящего Креста Господня). Содержание История [ править править код ] Между 1355 и 1365 годами супругой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича Анастасией (в иночестве — Васса, в схиме — Феодора) был основан у подножия Нижегородского кремля Зачатьевский монастырь. После разгрома в 1478 году Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В пожарах 1685 и 1715 годов старый деревянный монастырь выгорел «без остатку», к тому же бившие из-под горы родники постоянно разрушали строения. Поэтому в середине XVIII века епископ Димитрий (Сеченов) перевёл инокинь в Происхожденский женский монастырь, стоявший над обрывом Дятловых гор между Георгиевской башней кремля и одноимённой церковью. Туда же владыкой Нижегородским Питиримом была переведена община из сгоревшего Воскресенского монастыря, находившегося у Никольской башни кремля. В итоге, во время церковной реформы 1764 года все три нижегородских женских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский) были объединены в одну обитель. В 1814 году после очередного пожара монастырь был перенесён к Арзамасской заставе (нынешняя площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря — гостиный двор. В 1814—1823 годах строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 году при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь. В 1838 году при монастыре открыто училище для девочек.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

На фасаде храма мученицы Татианы при МГУ установлены доски с именами университетских святых Москва, 1 октября 2019 г.      Имена святых, учившихся и преподававших в Московском университете, появились 29 сентября на фасаде храма мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова, сообщает Татьянин День . На трёх мемориальных досках увековечена память 21 человека. «В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить ее со всеми нашими университетскими святыми покровителями»,— отметил настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в Facebook. «Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год. Поэтому было принято решение повесить их сейчас», — подчеркнул отец Владимир. Напомним, что 25 января 2019 года, после Божественной литургии в день памяти мученицы Татианы, памятные доски освятил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии ректора МГУ академика Виктора Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета. Традиция почитания университетских святых зародилась в храме мученицы Татианы при МГУ одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени благодаря усилиям клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века: историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать человек принадлежат к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Из них двое — в архиерейском достоинстве (священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев)), четверо — в монашеском чине (преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский)), десять — из белого духовенства (священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков) и четверо — миряне (мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов).

http://pravoslavie.ru/124287.html

На храму при Московському державному встановили пам " дошки з святих 1 жовтня 2019 р. 16:12 29 сентября 2019 года на фасаде храма святой мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова установили памятные доски с именами святых, учившихся и преподававших в Московском университете. На трех каменных досках запечатлено 21 имя. «В Татьянин день 2020 года мы будем праздновать 25-летие возрождения храма. Эта дата для всех нас — служителей и прихожан, да и для всей университетской корпорации — очень важная: мы должны встретить ее со всеми нашими университетскими святыми покровителями», — отметил настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский на своей странице в социальной сети «Facebook». «Мы ждали в этом году ремонта и покраски фасада храма, чтобы повесить доски на отремонтированную стену, но ремонт перенесли на следующий год, поэтому было принято решение повесить их сейчас», — добавил отец Владимир. 25 января с.г., в день памяти мученицы Татианы, по окончании Божественной литургии, которую в университетском храме возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, памятные доски были освящены Святейшим Владыкой в присутствии ректора МГУ академика В.А. Садовничего, членов профессорско-преподавательской корпорации, студентов и выпускников университета. Традиция почитания университетских святых зародилась в Татианинском храме одновременно с возрождением общинной жизни в 1995 году. К настоящему времени усилиями клириков, прихожан и друзей храма собрана информация о двадцати святых, в разные годы учившихся или преподававших в Московском университете. Они представляют все четыре факультета, действовавшие в начале XX века, — историко-филологический, физико-математический (в том числе естественное отделение), юридический и медицинский. Все двадцать имен включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской; из них двое святых — в архиерейском достоинстве: священномученики Вассиан (Пятницкий) и Петр (Зверев), четверо — в монашеском чине: преподобномученики Владимир (Пищулин), Серафим (Тьевар), Феодор (Богоявленский), преподобноисповедник Никон (Беляев) Оптинский, десять — из белого духовенства: священномученики Илия Громогласов, Вячеслав Занков, Сергий Мечев, Борис Назаров, Александр Орлов, Владимир Алексеевич Смирнов, Владимир Константинович Смирнов, Илия Четверухин, Владимир Амбарцумов, Петр Петриков, а также четверо мирян: мученики Михаил Новоселов, Иоанн Попов, Леонид Сальков и Димитрий Спиридонов. Все они в разное время учились или окончили Московский университет, либо преподавали здесь. Четверо святых пострадали в конце 20-х — начале 30-х годов, тринадцать — в период Большого террора 1937-38 годов, трое приняли мученическую кончину в начале 1940-х. Сбор информации о святых и подвижниках благочестия Московского университета продолжается.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5508073...

ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 5,  2002 МОЛИТВЕННИЦА ЗЕМЛИ МОСКОВСКОЙ Порой кажется, что подвиг святых русских жен уж слишком обычен. Да и подвиг ли это - дом, семья, муж, дети... Утренней зарей Богомудрия равноапостольной княгини Ольги взошла над Святой Русью женская святость, раскинулась дивными радужными цветами служения материнского, молитвенного, милосердного и воссияла полуденным солнцем исполнения величайшей Евангельской заповеди - " положить живот свой за други своя " . Духовная книга русской женской святости не завершена и не завершится, пока живы наши матери, не устающие повторять в горячей своей молитве: " Слава Богу за все... " . Не так ли повторяла и шестьсот лет назад Великая княгиня Евдокия, заступница вдов и сирот, обездоленных и обиженных. Ее имя, как и большинства великих русских женщин, до недавнего времени находилось в забвении. ...Благоверная княгиня Евдокия родилась в Суздале, в семье благочестивого князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Именно в отчем доме научилась юная княжна более всего заботиться о душевном спасении и хранить Заповеди Божии. Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение - Богу, Отечеству, народу, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью Великая княгиня докажет, как усвоила она заветы отца. В 1366 году княжна Евдокия будет просватана за Великого князя Московского Димитрия, вошедшего в русскую историю с громким именем победителя татар - Донского. Молитвенное настроение юной супруги, ее благочестие пришлись по сердцу добродетельному Димитрию: их брак длился 22 года и стал примером целомудренного союза. Замужество Евдокии пришлось на годы, тяжкие для Москвы, когда укрепляющееся молодое государство постоянно подвергалось нападению врагов. По собственным словам княгини, " немного испытала она радостей в супружестве за Димитрием " . Великой княгине пришлось пережить нашествие на Москву литовского князя Ольгерда, снискавшего славу правителя злобного и жестокого. Его военные походы напомнили русским разрушительные набеги Батыя. Не прошли стороной и различные болезни, стихийные бедствия. Вскоре после свадьбы начался не виданный доселе пожар, и летопись назовет его великим, а затем - моровая язва. Милосердная душа княгини разрывалась от жалости и боли. Именно к ней шли за утешением и поддержкой. На свои деньги хоронила Евдокия москвичей, щедро одаривала погорельцев. Ее можно было видеть в кремлевских храмах, усердно молящую Господа о помиловании ее несчастного Отечества.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200205/01.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010