А.К. Галкин, А.А. Бовкало Указатель имен А Абакумов Алексий Григорьевич (1869–1941), протоиерей; уклонился в обновленчество Авраамий (Чурилин Адриан Алексеевич; 1867– расстрелян 1937), епископ Агафангел, св. (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854–1928), митрополит-исповедник Агрономов Александр Иванович , протоиерей Азиатский Алексий Михайлович (1866 – убит 1918 или 1919), протоиерей Айзенштадт Моисей Григорьевич, раввин Акимов Василий Александрович (1864–1942), протоиерей Аксенов Леонид Дмитриевич (1876-?) Александр (Витоль Адам Александрович; 1876–1942), епископ Александр II Николаевич (1818 – убит 1881), император Всероссийский в 1855–1881 Александра Феодоровна (1872 – расстреляна 1918), императрица Всероссийская в 1894–1917, страстотерпица Александров Григорий Д., конторщик Ижорских заводов Александров Димитрий Александрович (1868-?), протоиерей, миссионер Алексеев А, священник Алексий (Баженов Димитрий Владимирович; 1872-?), епископ; уклонился в обновленчество Алексий (Житецкий Алексей Григорьевич; † 1924), епископ Алексий ( Кузнецов Николай Николаевич; 1875 – расстрелян 1938), архиепископ Алексий (Молчанов Алексей Васильевич; 1853–1914), архиепископ Алексий (Ридигер Алексей Михайлович, род. 1929), Патриарх Московский и всея Руси с 1990 Алексий (Симанский Сергей Владимирович; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси в 1945–1970 Алексий, св. (Соловьев Феодор Алексеевич; 1846–1928), иеросхимонах Алтаев Ал. (настоящая фамилия – Ямщикова Маргарита Владимировна; 1872–1959), писательница Альбинский Иоанн Иванович (1863–1935), протоиерей; уклонился в обновленчество Амвросий (Сергеев), архимандрит Анастасий (Александров Александр Иванович ; 1861–1918), епископ Ангелина (Мамонтова), игумения Ангелина (Сергеева Анна Семеновна; 1867–1927), игумения Андреев Иоанн Васильевич, диакон Андреев Иоанн Иванович (1898–1968), священник Андреев Федор Константинович (1887–1929), профессор; впоследствии – протоиерей Андрей (Ухтомский Александр Алексеевич ; 1872 – расстрелян 1937), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ИСТОРИЯ История МОЛИТВОЮ СПАСАВШАЯ МОСКВУ Шестьсот лет стоит на Кучковом поле знаменитый Сретенский монастырь. Его стены видели немало великих побед русского народа. Но само его рождение - свидетельство одной из самых чудесных страниц в истории нашего города, свидетельство небывалого величия духа русского народа. Именно здесь, 26 августа 1395 года, решалась судьба Москвы - быть или не быть Третьему Риму…Особенным образом основание монастыря связано с именем благоверной княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии ... Благоверная княгиня Евдокия родилась в Суздале, в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. Великий Князь Димитрий отличался большой ученостью и любовью к старине. Именно для него инок Лаврентий напишет самый древний из дошедших до нас список летописи - Лаврентьевский. Но более учености был прославлен князь своим благочестием. Он умер, приняв схиму с именем Феодора. Как повествует предание, именно в отчем доме научилась юная княгиня Евдокия больше всего заботиться о душевном спасении и хранить заповеди Божии. Здесь же научили ее воспринимать великокняжеское достоинство не как возможность проводить время праздно и сыто, но как великое и тяжкое служение - Богу, Отечеству, людям, быть матерью скорбящих и обездоленных, не жалеть своего сердца ни для кого. Всей своей жизнью княгиня Евдокия докажет, как усвоила она заветы отца. В 1366 году юная княгиня Евдокия будет просватана за великого князя московского Димитрия, который войдет в русскую историю с громким именем победителя татар - Донского. Между Димитрием Донским и Димитрием Суздальским существовали серьезные раздоры из-за великого княжения. Но Димитрий Донской окажет суздальскому князю большую услугу: с его помощью Димитрий Константинович вернет себе Нижегородское княжество, уже было занятое его братом Борисом. Московское войско под предводительством Димитрия Суздальского двинется к Нижнему Новгороду, и Борис будет вынужден повиноваться старшему брату. Ответом на такое благодеяние станет отказ Димитрия Суздальского от притязаний на великокняжеский стол Димитрия Донского. Он также отдаст Великому Князю Московскому в жены свою дочь Евдокию.

http://pravoslavie.ru/sretmon/efrosinia....

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1696 и 1697. В 1866 позакомарная кровля заменена четырёхскатной. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, восточнее памятника К. Минину Координаты: 56.32717, 44.00729 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На территории современного сквера раньше стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая и дала название главной площади Нижнего. В 1378 году на месте современного памятника Минину перед Дмитровской башней по велению великого князя Дмитрия Константиновича была построена церковь во имя его ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь многократно страдала во время набегов неприятеля и от пожаров, но всегда восстанавливалась. Церковь была небогатая: сотная грамота Нижнего Новгорода 1621 года насчитывала в ней всего пять икон. К концу XVII века она была близка к разрушению. В приходе Димитровской церкви родился в 1659 году будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), возле церкви были похоронены его родители, умершие в 1660 году от морового поветрия. Став архимандритом, Тихон осуществил свою мечту построить новую церковь на могиле родителей. 8 октября 1697 года, будучи уже в сане митрополита Сарского и Подонского, он освятил новую каменную церковь и дал ей название Благовещенского собора в память Нижегородского Благовещенского монастыря, где он в юности принял монашество. Главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, предельные — Димитрия Солунского (южный) и трех вселенских святителей (северный). Митрополит до самой смерти помогал собору: в 1723 году собор владел четырьмя лавками, амбаром и пятью пожнями за Волгой, полученными от него, не считая колокола в 100 пудов и прочей церковной утвари. Благодаря этому собор приобрёл значительность, стал называться Благовещенским сороком и имел в заведывании 8 церквей. Со временем собор лишился земель и угодий и утратил былое величие.

http://sobory.ru/article/?object=28326

поиск:   разделы   рассылка Состав Межсоборного присутствия на 2014-2018 годы (по комиссиям) утвержденный решением Священного Синода от 23 октября 2014 года (журнал 91) КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ БОГОСЛОВИЯ 1. Председатель: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии 2. Секретарь: протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии Члены комиссии: 3. епископ Бобруйский и Быховский Серафим, член Синодальной Библейско-богословской комиссии 4. епископ Зарайский Константин, ректор Коломенской духовной семинарии 5. архимандрит Сильвестр (Стойчев), преподаватель Киевской духовной академии 6. протоиерей Валентин Асмус, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 7. протоиерей Александр Задорнов, проректор по научной работе Московской духовной академии 8. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 9. протоиерей Кирилл Копейкин, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии 10. протоиерей Андрей Новиков, клирик города Москвы, член Синодальной библейско-богословской комиссии 11. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 13. протоиерей Димитрий Юревич, проректор по научно-богословской работе Санкт-Петербургской духовной академии 14. игумен Арсений (Соколов), представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока 15. священник Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. Антонов Михаил Константинович, заведующий кафедрой философии и религиозных аспектов культуры Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 17. Иванов Михаил Степанович, проректор по учебной работе Московской духовной академии 18. Катасонов Владимир Николаевич, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия

http://religare.ru/2_105371.html

Проникнутая духом благочестия. К 600-летию со дня смерти благоверной княгини Евдокии Дмитриевны Образ счастливой великокняжеской семейной пары Димитрия Донского и Евдокии неоднократно вдохновлял церковных и светских художников, став постепенно символом верности семейным ценностям. «У Димитрия дочерь славна росла …» Преподобная Евфросиния Московская, в миру великая княгиня Евдокия Согласно житийным сведениям (других документов не дошло), 26 ноября 1353 года в семье великого князя суздальского Дмитрия Константиновича и его супруги Василисы Константиновны, урожденной княжны Ростовской и Борисоглебской (в монашестве — Анны) родилась дочь. Ее нарекли Евдокией, что означало по-гречески благоволение. Отличавшийся большой по тем временам ученостью и любовью к старине, великий князь решил воспитать и дочь свою в истинном благочестии и приязни к «чтению книжному». Основу и гордость великокняжеской домашней «библиотеки» составляла русская летопись, переписать которую отец заказал иноку Лаврентию, пока девочка росла, соединяя, согласно тексту Жития Дмитрия Донского, «с красотою лица редкую душевную доброту». Этот список впоследствии получил имя инока — Лаврентьевский. Как повествует предание, именно в отчем доме научилась юная княжна хранить заповеди Божии и воспринимать великокняжеское достоинство не как праздное и сытое житье, но как великое и тяжкое служение людям и Отечеству. Помимо отца, духовными учителями Евдокии были митрополит Московский Алексий и преп. Сергий Радонежский. Всей своей жизнью княгиня Евдокия доказала, что усвоила заветы отца. Миниатюрной 13-летней девочкой (согласно антропологической реконструкции конца XX века, ее рост был 155 см) Евдокия была просватана замуж за великого князя московского и владимирского, внука Ивана Калиты и сына Ивана II Красного Дмитрия. Брак преследовал политические цели. Между московскими князьями и отцом Евдокии, кн. Дмитрием Константиновичем, шла многолетняя «пря» (распря) за великокняжеский стол. Обещав суздальцу возвращение под его «руку» Нижегородских земель, занятых его братом, сторонники князя московского предложили за это отказаться от притязаний на великое княжение, а заодно отдать за 15-летнего Дмитрия Ивановича (вот уже 6 лет как правившего в Москве) свою дочь Евдокию. Скрепив брачный союз согласием и «рукобитьем», суздальский князь Дмитрий из вчерашнего врага стал московскому великокняжескому дому не только союзником, но родственником.

http://pravoslavie.ru/3331.html

Профессор МДА: к Дмитрию Солунскому идут люди с самыми разными нуждами За первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих. 16 февраля, 2015 За первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих. В эти дни в Новоспасском монастыре Москвы находится ковчег с десницей покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского. О том, какое влияние оказывал этот святой на российскую историю, РИА Новости рассказал завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский. В эти дни в Новоспасском монастыре Москвы находится ковчег с десницей покровителя воинов великомученика Димитрия Солунского, привезенный в Россию из греческого монастыре Панагия Довра митрополитом Верийским и Наусским Пантелеимоном (Элладская православная церковь). По словам наместника Новоспасской обители епископа Воскресенского Саввы, за первые пять дней христианской святыне в Москве поклонились уже более 20 тысяч верующих, и паломничество в монастырь к мощам Димитрия Солунского продолжается. О значении этого святого для верующих Русской православной церкви и о том, какое влияние оказывал Димитрий Солунский на российскую историю на протяжении веков, РИА Новости рассказал кандидат богословия, завкафедрой церковной истории Московской духовной академии профессор Алексей Светозарский. — Алексей Константинович, известно, что мощи Димитрия Солунского сейчас находятся в Салониках, на родине святого Димитрия. Всегда ли они пребывали там? Можем ли мы говорить о подлинности этих мощей, часть которых сейчас доставлена в Москву? — Да, о подлинности мы можем говорить абсолютно точно. Во время османского завоевания, а именно в 1493 году, храм, в котором находились мощи, был превращен в мечеть. Тем не менее, христиане имели право и привилегию поклоняться этим мощам. А те части мощей, которые оказались в руках у крестоносцев и потом пребывали в Италии, в 1978 году возвращены с большим почитанием в храм святого великомученика Димитрия в Салониках. Великомученик Димитрий – святой покровитель города, греки его очень чтут.

http://pravmir.ru/professor-mda-k-dmitri...

II. Святые мощи, праздники и посты К оглавлению Вместе с святыми иконами приносимы были к нам из Греции мощи угодников Божиих и другая святыня. В 1347 г. греческий император Иоанн Кантакузин прислал нашему великому князю Симеону Иоанновичу наперсный крест из Животворящего Древа с мощами святых мучеников: Феодора Стратилата, Прокопия, Кирика и Иоанна Калокимита. Дионисий Суздальский, возвращаясь в 1382 г. из Константинополя в сане архиепископа, принес с собою оттуда, по выражению летописей, Страсти Господни, именно: часть Крови Спасителя, часть от Гроба Его, терновый венец и подобное. Эти Страсти он приобрел там с великим трудом и за весьма высокую цену, и для помещения их великий князь нижегородский и суздальский Димитрий Константинович устроил (1383) крестообразный серебряный кивот с черневыми изображениями. Но неизвестно кем и почему — может быть, самим же Дионисием по случаю нового отъезда его в Константинополь, вскоре последовавшего,— кивот был сокрыт в каменной стене суздальского собора и совершенно заделан. Уже весной 1401 г. обретена была эта святыня и торжественно перенесена в Москву, где встретили ее весь город и все московское духовенство. Ныне она хранится в московском Благовещенском соборе. В 1397 г. греческий император Мануил Палеолог и патриарх в благодарность за полученную ими из России милостыню прислали русским князьям иконы и мощи святых. Чрез два года точно так же удостоился получить из Царьграда за свою милостыню икону с мощами святых Михаил Александрович, князь тверской . Но между тем как из Греции приносимы были к нам только частицы мощей, и притом угодников, давно живших и просиявших вне России, в самой Церкви Русской совершались открытия целых мощей новых угодников Божиих из среды ее собственных членов. В XIV в. открыты были мощи двух великих поборников земли Русской: святителя Петра, первого митрополита Московского, и благоверного князя Александра Невского. Прославление первого началось почти с самой его кончины. Еще когда несли его на одре в Успенский собор для погребения в приготовленном им для себя гробе, один иноверец, находившийся в толпе и сомневавшийся в его святости, внезапно поражен был видением, будто святитель восседит на одре живой и на обе стороны благословляет народ, его сопровождавший.

http://sedmitza.ru/lib/text/435903/

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_49338.html 11 января 2008 Евгений Никифоров " Творческой интеллигенции интересно снимать православное кино... " Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " Источник:  http://www.rusk.ru Православие ру Беседа с Евгением Никифоровым, президентом фестиваля православного кино " Радонеж " В ноябре 2007 года в Ярославле прошел очередной фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " . А недавно в Москве победителям и лауреатам фестиваля были вручены награды. Анимационная лента " оскароносца " Александра Петрова " Моя любовь " (по роману Ивана Шмелева) признана " лучшим христианским фильмом года " и отмечена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II: Александр Петров получил орден преподобного Сергия Радонежского III степени. Гран-при фестиваля завоевала телеверсия документального фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) " Псково-Печерская обитель " . И автор фильма, и автор телеверсии были награждены серебряными медалями преподобного Сергия Радонежского. Призерами фестиваля также стали фильмы " Святой Георгий " Ираклия Квирикадзе, " Советский монах. Алипий-воин " Ю. Зубкова – о настоятеле Псково-Печерского монастыря, " Ноев ковчег " И. Калядина, " Космос и хаос Алексея Лосева " И. Васильевой и другие. Жюри особо отметило ленту " Старица: любим-город " А. Малечкина и С. Линникова – " за распространение Слова Божьего " . Среди призеров, участников, жюри и гостей церемонии были протоиерей Димитрий Смирнов, представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, телеканалов РТР, " Культура " , " ТВ-центр " , " Спас " ; проректор ВГИКа Алла Золотухина и другие. После церемонии награждения нам удалось побеседовать с председателем духовно-просветительского общества " Радонеж " и президентом фестиваля Евгением Никифоровым. – Евгений Константинович, поделитесь вашими впечатлениями от фестиваля теперь, когда он завершился...

http://religare.ru/2_49338_1_21.html

А.Е. Викторов Раздел 1 Великая княгиня Евдокия 1 , супруга в. к. Димитрия Иоанновича Донского, была дочь Димитрия Константиновича, князя суздальского 2 , и супруги его, княгини Анны. О детстве и воспитании Евдокии, и вообще о жизни ее до вступления ее в брак с Димитриом Иоанновичем, до нас не дошло никаких сведений. Об отце ее, Димитрие Константиновиче, известно, что он отличался благочестием и любовью к духовному просвещению 3 . Нет сомнения, что в таких же правилах он воспитал и дочь свою Евдокию. Последующая благочестивая жизнь ее – в супружестве за Димитрием Иоанновичем и после его кончины – доказываете, что семена благочестия в ее сердце посеяны были еще в юных летах. Летописцы, восхваляя добродетели и богоугодную жизнь Димитрия Иоанновича, всюду вместе с этим восхваляют благочестие и добродетели его супруги Евдокии. «После брака – говорит неизвестный составитель жития Димитрия Иоанновича Донского – они жили целомудренно, как златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, и с ревностью заботились о своем спасении» 4 . «Святая и христолюбивая великая княгиня Евдокия – говорит ее жизнеописатель – во всем усердно подражала жизни державного и благонравного своего супруга, с которым живя единомысленно в заповедях Господних, родила ему сынов и дщерей и в благочестии воспитала их» 5 . Говоря о любви святой Евдокии к благолепию храмов Божьих и ее ревности к устроению и украшению их, летописцы сравнивают ее в этом отношении с Мариею, супругой Всеволода Великого 6 , а по святости жизни ее и добродетелям, поставляют, на ряду с святою Ольгою, Владимиром и другими святыми князьями и княгинями, просиявшими, своим благочестием в земле Русской 7 . Жизнь святой Евдокии, естественно, разделяется на две, почти равные, половины. Первая половина – от вступления ее в брак с Димитрием Иоанновичем до его смерти; вторая – от смерти ее супруга до собственной ее кончины. В первую половину своей жизни Евдокия является любящею супругой, чадолюбивою матерью, и отчасти принимает некоторое участие в. жизни государственной. Последнюю половину она преимущественно посвящает себя подвигам благочестия, устроению и украшению храмов Божьих, и в особенности Вознесенского монастыря, и только заботы о воспитании сыновей и возложенные на нее, в отношении к ним, ее супругом обязанности отвлекают ее от совершенного посвящения себя служению единому Богу. Раздел 2

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010