Но Афон – это не только первый удел Богородицы, не только оплот правой веры, не только благословенный вертоград, это еще и знаменитый скрипторий, в котором созданы удивительные письменные памятники благочестия. Именно на священных кручах Афона затеплилась свеча православного возрождения: трудами святых Макария Коринфского († 1805, память 17/30 апреля) и Никодима Святогорца († 1809, память 1/14 июля) на Афоне была собрана бессмертная Φιλοκαλα («Добротолюбие»), «неложный путеводитель к созерцанию» и «орудие обожения». Перевод этой поразительной книги на славянский язык, совершенный преподобным Паисием Величковским († 1794, память 15/28 ноября), в свое время подвизавшимся на Святой Горе, содействовал обновлению жизни монастырей, а русский перевод, сделанный святителем Феофаном Затворником († 1894, память 10/23 января), много способствовал духовному просвещению народа, подъему христианской общественной жизни и расцвету национального богословствования на Руси. Такое влияние на религиозное бытие самых разных православных народов неудивительно, ибо сами святогорцы говорят, что Святая Гора – не место ( τπος), а образ ( τρπος) жизни. Говорят еще и так: «Если ты настоящий, подлинный монах, то, где бы ты ни был, Афон для тебя везде». Несмотря на бесконечную череду испытаний: набеги морских разбойников, пожары и землетрясения, глумливое неистовство иконоборцев и еретиков, вандализм римокатоликов, гибель византийской государственности,– несмотря и на трагические годы почти пятисотлетнего агарянского ига, Афон выстоял и победил, Афон был и остался великой школой Божественного опыта для всех православных христиан. Среди выдающихся подвижников, «зде просиявших», звездой первой величины является старец Даниил (Димитриос Димитриадис) Катунакский (1846–1929), один из самых замечательных представителей афонского монашества конца XIX – начала XX века, основатель монашеской общины в Катунаках, великий исихаст и неукротимый воитель духа. С детства обладая блестящими умственными дарованиями и высокой нравственностью, Димитриос весьма рано приобщился к священным истинам Православия; как раз Φιλοκαλα сему способствовала, причем настолько, что будущий старец выучил знаменитую книгу почти наизусть. И после этого Святая Гора сделалась для Димитриоса воистину землей обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Именно на священных кручах Афона затеплилась свеча православного возрождения: трудами святых Макария Коринфского († 1805, память 17/30 апреля) и Никодима Святогорца († 1809, память 1/14 июля) на Афоне была собрана бессмертная Φιλοκαλια («Добротолюбие»), «неложныи путеводитель к созерцанию» и «орудие обожения». Перевод этои поразительнои книги на славянскии язык, совершенныи преподобным Паисием Величковским († 1794, память 15/28 ноября), в свое время подвизавшимся на Святои Горе, содеиствовал обновлению жизни монастыреи, а русскии перевод, сделанныи святителем Феофаном Затворником († 1894, память 10/23 января), много способствовал духовному просвещению народа, подъему христианскои общественнои жизни и расцвету национального богословствования на Руси. Такое влияние на религиозное бытие самых разных православных народов неудивительно, ибо сами святогорцы говорят, что Святая Гора — не место (τοπος), а образ (τροπος) жизни. Говорят еще и так: «Если ты настоящии, подлинныи монах, то, где бы ты ни был, Афон для тебя везде». Несмотря на бесконечную череду испытании: набеги морских разбоиников, пожары и землетрясения, глумливое неистовство иконоборцев и еретиков, вандализм римокатоликов, гибель византиискои государственности,— несмотря и на трагические годы почти пятисотлетнего агарянского ига, Афон выстоял и победил, Афон был и остался великои школои Божественного опыта для всех православных христиан. Среди выдающихся подвижников, «зде просиявших», звездои первои величины является старец Даниил (Димитриос Димитриадис) Катунакскии (1846–1929), один из самых замечательных представителеи афонского монашества конца XIX — начала XX века, основатель монашескои общины в Катунаках, великии исихаст и неукротимыи воитель духа. С детства обладая блестящими умственными дарованиями и высокои нравственностью, Димитриос весьма рано приобщился к священным истинам Православия; как раз Φιλοκαλια сему способствовала, причем настолько, что будущии старец выучил знаменитую книгу почти наизусть. И после этого Святая Гора сделалась для Димитриоса воистину землеи обетованнои.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=1...

Статистика Даниил Катунакский, старец Даниил Катунакийский (мирское имя Димитриос Димитриадис; 1846, Смирна, совр. Измир, Турция - 8.09.1929, Афон), основатель монашеского братства Данилеев на Афоне. Род. в благочестивой семье оружейника, был младшим ребенком в семье, имел 2 братьев и 3 сестер. С детства отличался незаурядными способностями, блестяще окончил уч-ще в Смирне, т. н. Евангелическую школу (где обучался Никодим Святогорец). В юношеские годы под духовным рук. 2 мирян Димитриадис почти наизусть выучил Добротолюбие. Чтение аскетической лит-ры пробудило в нем тягу к монашеству. Первым духовником Димитриадиса стал некий святогорец, в то время подвизавшийся на подворье Хиландарского мон-ря в Смирне. Когда юноша открыл ему свое желание, прозорливый пастырь предрек, что он будет афонским монахом. Внезапная смерть отца вынудила юношу заняться торговлей, чтобы помогать матери и сестрам. По прошествии нек-рого времени Димитриадис принял окончательное решение оставить мир. В возрасте 19 лет вместе с другом он тайком покинул дом. Они обошли много монастырей (Мега Спилеон, Кехровунион на о-ве Тинос и др.). Много лет спустя Димитриадис стал духовником игум. мон-ря Кехровунион Феодосии. На о-ве Парос он встретил прп. Арсения Паросского, к-рый благословил его отправиться на Афон в мон-рь вмч. Пантелеимона. Однако из-за неблагоприятного ветра корабль, направлявшийся на Св. Гору, бросил якорь в гавани Смирны. После 9-месячного отсутствия Димитриадис навестил родной дом и испросил у матери благословение на монашество. Известно, что его благочестивая мать скончалась в 1892 г., удостоившись заранее знать день своей кончины. Когда Димитриадис прибыл в монастырь вмч. Пантелеимона, в обители было ок. 250 монахов, русских и греков. Игуменом мон-ря с 1832 г. был архим. Герасим из Драмы. Юношу приняли в обитель не сразу, а только убедившись в его смирении. Первым его послушанием была забота о 85-летнем старце Савве в исихастской каливе за пределами монастыря; кроме того, Димитриадис трудился у 2 монахов-болгар, изготавливавших мешки и корзины.

http://lib.cerkov.ru/authors/423

Жизнеописание почившего о Господе старца Даниила, уроженца Смирны и устроителя каливы в честь преподобных отцов, на Святой Горе подвизавшихся, что погребен в Катунаках († 1929) На пути к монашеству Одним из самых почитаемых и замечательных представителей афонского монашества начала XX века был старец Даниил Катунакский . Уроженец крупнейшего малоазийского города Смирны 1 , будущий старец Даниил появился на свет в 1846 году в благочестивой и многочадной семье, был самым младшим ребенком и в Святом Крещении получил имя Димитриос. Его отец, Стаматиос Димитриадис, происходил из селения Ксирохорион на острове Эвбея, мать, урожденная Геннадопуду,– из города Магнисии в Малой Азии. Кроме Димитриоса у супругов было еще два сына, Георгиос и Константинос, и три дочери, Екатерина, Анна и Параскева. Добрая отрасль боголюбивой четы, отрок Димитриос, как и остальные дети, возрастал в постоянном памятовании о Боге и поучении в заповедях Его. Наделенный от Бога острым и гибким умом, твердой памятью и еще более твердой волей, он преуспевал в учении и позже, став воспитанником Евангелической школы 2 у себя в городе, неизменно первенствовал среди товарищей. Помимо замечательных способностей, Димитриоса отличали редкая доброта и благожелательность. Однажды, когда ему было около пятнадцати лет, отец сказал при нем за семейным обедом: «Сколько на свете сирот и нищих, кому нечего есть, а мы вот пируем!». Эти слова пронзили сердце юноши как меч, и с той поры он всегда старался чем мог пособить нищим и убогим. Проживая в Смирне, Димитриос духовно сроднился с двумя рабами Божиими, старшими по возрасту. То были его тезка Димитриос и Анастасис. Мыловар по профессии, господин Анастасис всегда держался правила: «Очисти не только лицо, но и душу от беззакония!». Кроме мыла, посетителям небольшой его лавки предлагались всевозможные предметы благочестивого обихода: духовные книги, свечи, ладан и даже канат, прикреплявшийся к потолку, для тех, кто пожелал бы при совершении бдений на дому подражать древним подвижникам. Лицо Анастасиса светилось благодатью. Он возложил на себя заботу о духовном воспитании молодежи и, собрав кружок юношей, наставлял их в истинно православном духе. Вместе они часто собирались в часовне, где упражнялись в чтении святых отцов, пели утреню или канон Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

преподобный Даниил Катунакский (Димитриадис) (1846–1929) Нравственно-аскетические труды преподобный Даниил Катунакский (Димитриадис) Афонский подвижник, основатель монашеской общины в Катунаках, духовный наставник, исихаст. Биография День памяти: 7/20 сентября (Греч.) Ранние годы Димитриос Димитриадис родился в 1846 году в городе Смирне (ныне Измир, Турция), где за 24 года до этого греческая диаспора пережила ужасную резню от турок. Он стал самым младшим ребёнком в семье, где, кроме него, было ещё пятеро детей. Уже в юности Димитриос духовно сроднился с двумя рабами Божиими, старшими по возрасту. То были его тёзка Димитриос и Анастасис (которого многие называли «святой мыловар»). Мыловар по профессии, Анастасис всегда держался правила: «Очисти не только лицо, но и душу от беззакония!» Кроме мыла, посетителям его небольшой лавки предлагались всевозможные предметы благочестивого обихода: духовные книги, свечи, ладан и даже канат, прикреплявшийся к потолку, – для тех, кто пожелал бы при совершении молебных бдений на дому подражать древним подвижникам. Вместе они часто собирались в часовне, где упражнялись в чтении святых отцов, пели утреню или канон Божией Матери. Всё больше узнавая о Святой Горе Афон, Димитриос укреплялся в желании уйти из мира. В Смирне на подворье Хилендарского монастыря жил тогда духовник-святогорец, которому он рассказал о своём стремлении к иночеству. «Чадо! Есть явное соизволение Пресвятой Госпожи Богородицы на то, чтобы быть тебе монахом Её вертограда», – выслушав юношу, сказал старец. После этих слов Димитриос возвращался домой как на крыльях. Но Богу угодно было с первых шагов научить Димитриоса отсечению собственной воли. Внезапно умер его отец, что для большого семейства означало, помимо прочего, неминуемую нужду. Опечаленный, юноша пребывал в растерянности. «Потерпи немного, – сказал духовник, – и Бог откроет Свою волю». Так пришлось искателю монашества заняться торговлей и помогать осиротевшим матери и сёстрам. Наконец, когда ему исполнилось девятнадцать лет, тайно оставил он прежнюю жизнь и отправился искать место для своего подвижничества. Мать Димитриоса осталась безутешна. «Он тайно покинул нас! – повторяла она. – Почему он это сделал? Разве я не почитаю Бога? Почему он не просил моего благословения? О, Богородица, всем сердцем молю Тебя, не позволь ему стать монахом, если не придёт он попрощаться со мной и попросить моего благословения». Невозвратным помыслом

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Духовные наставления греческих старцев HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Духовные наставления греческих старцев Христос часто приходит и стучит в вашу дверь, и вы приглашаете его посидеть в прихожей вашей души. Затем погружаетесь в свои дела, за которыми забываете о Великом Госте. Он ждет вашего появления, а когда вы слишком долго не возвращаетесь, Он встает и уходит. В других случаях вы столь заняты, что отвечаете Ему из окна. У вас даже не находится времени, чтобы открыть дверь. Наставления молодым старца Даниила Катунакского Старец Даниил Катунакский (Димитриос Димитриадис; 1846–1929) – один из замечательных представителей афонского монашества конца XIX – начала XX века, основатель монашеской общины в Катунаках, великий исихаст и неукротимый воитель духа. Старец Даниил был и духовным писателем, оставившим весьма обширный свод сочинений, посвященных самым разным вопросам (на русском языке в 2005 году вышел сборник его сочинений о монашестве – «Ангельское житие»). В своих письмах многочисленным духовным чадам старец не уставал направлять их на путь истинный, давая советы и о том, чего надлежит остерегаться православным молодым людям, желающим достичь той цели, которая стоит перед всяким сознательным христианином. Помещенное ниже письмо афонский подвижник написал более ста лет назад – в 1902 году – двум греческим юношам. Высказанные отцом Даниилом краткие и ясные рекомендации были выражены столь удачно, что это письмо получило широкое распространение и было переведено с греческого на другие языки. За минувшие сто лет эти советы принесли пользу многим православным юношам и девушкам. За любимых братьев Константина и Иоанна молюсь всей душой. С огромной радостью я получил недавно два ваших письма, которые прочитал с большим вниманием. Долг мой – ответить вам, направив вас верной дорогой. Я, однако, адресую мой ответ вам обоим, так как вы равно любите Господа и одинаково нуждаетесь в духовном руководстве и образовании. А вам должно, спросив, внимательно выслушать то, что говорят отцы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

17 . Между католическими монахами и православными есть существенное различие, которое старец Паисий охарактеризовал следующим образом: «Католические монахи идут в мир, чтобы найти людей. Мы же сидим на месте, а люди ищут нас и приходят к нам сами. Это существенное различие». КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ СТАРЦЕВ Амфилохий (Макрис), старец с о.Патмос (1889–1970). Родился на о.Патмос и в возрасте 16 лет стал послушником монастыря св. апостола Иоанна Богослова. В 1935 году избран его игуменом. Вел обширную духовную и общественную деятельность. Анфим (Вайанос), старец с о.Хиос (1869-I960). Его родина – г.Ливадья на о.Хиос. Продуктивно трудился в лепрозории (лечебном учреждении, где живут и трудятся больные проказой) Хиоса, который превратил из «места страдания в рай». Ктитор и духовник женского монастыря Божией Матери Помощницы. В 1992 году канонизирован Церковью . Гавриил (Казасис), афонский старец (1886–1983). Родился в местечке Месениколас вноме (административная единица в Греции) Кардица. В 1910 году прибыл на Афон, где на протяжении ряда лет священствовал и был игуменом монастыря Дионисиат. Знаменитый духовник, писатель-самоучка, деятельный афонский монах. Георгий (Карслидис), старец из г.Драма (1901–1959). Его родина – г.Аргируполи на Черном море. В 1929 году переезжает в Грецию. После различных передвижений место его постоянного служения – церковь Архангелов в г.Драма. В 1934 году строится монастырь Вознесения Господня, где старец проводит оставшееся время своей жизни, насаждая благочестие в христианах округи. Даниил (Димитриадис), старец афонского скита Катунаки (1846–1929). Родился в г.Смирна. С малых лет горел желанием монашества. Великий святогорец. Писал книги и иконы. Епифаний (Феодоропулос), старец из Афин (1930–1989). Родился в местечке Вурнази нома Мессиния. Человек с призванием к священству, с жаждой знания, юный старец. Незаметный клирик и известный писатель. Любил священные каноны, которые изучал и соблюдал. Отказался стать епископом. Духовный отец многих людей и основатель монастыря Благодатной Богородицы в Тризине.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

643 «Поклонения пречистым Христовым Тайнам» – см. коммент. к статье «Разсуждение о причащении божественных тайн». 644 Молитва исповедания повседневнаго» – нач.: «Уединенное место обрет и сам един быв, сяди, размышляя твое житие...·. Первая публикация: Собрание разных поучительных слов. Т. 6. Л. 43–48. 645 «Исповедание грехов генеральное»– «Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающагося» Сочинение опубликовано в Собрании разных поучительных слов (Т 6. Л. 88–90), но оно, вероятно, не принадлежит Димитрию Ростовскому . 646 «Молитва, или краткое воспоминание страстей Христовых»– «Молитва, или краткое страстей Христовых воспоминание». Первая публикация. Собрание разных поучительных слов... Т. 6. Л. 90 об.–92. 647 «Врачевство духовное на смущение помыслов со многими примерами, от различных отеческих книг вкратце выбранными» – нач: «Понеже мнози суть стужаемыи и смущаемыи от злых мыслей, наипаче же хульных, врагу наветующу...». Первая публикация: Собрание разных поучительных слов... Т. 6. Л. 32 об.–42 об. 648 «Духовное обучение внутренняго человека, в клети сердца наедине поучающагося и молящагося втайне» – имеется в виду сочинение Димитрия Ростовского «Внутренний человек в клети сердца своего уединен, поучающся и молящся втайне». Первая публикация: Собрание разных поучительных слов... Т. 6. Л. 48–54. 650 ...вторую – о построении церквей и о поставлении в России архиереев. – Вероятно, имеется в виду «Каталог митрополитов киевских с Летописанием вкратце» – сочинение, посвященное истории Русской церкви. Текст приписывается Димитрию Ростовскому , первая публикация: Роспись митрополитов киевских с кратким летописанием//Рубан В. Г. Московский любопытный месяцеслов. М., 1776. С. 54–109. 651 ...неколико духовных песней... – Имеются в виду духовные песни, или псальмы. Святитель Димитрий Ростовский считается автором ряда духовных песнопений, или псальмов, однако определить точное количество написанных им текстов не представляется возможным, не сохранилось авторской рукописи с этими текстами, нет прижизненного издания. Имеются две псальмы, содержащие акростих: «Иисусе мой прелюбезный» (акростих: Иеромонах Димитри) и «Добраго воя цареви избранна» (акростих: Димитри Савич архимандрит Новгородски). В конце издаваемого нами Жития также названо три песнопения: «Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог, Иисусе, ты моя радосте». В издании Аристарха Израилева к этим трем добавлено еще пять: «Похвалу принесу сладкому Иисусу», «Христе мой Боже, Иисусе сладчайший», «Превзыдох меру, о мой вечный Боже», «Воплю к Богу в беде моей», «Мати милосердна! Ты еси ограда» (Псалмы, или духовные канты, сочинения Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, изданные протоиереем церкви святителя Стефана, епископа Пермского, что при Первой Московской гимназии, Аристархом Израилевым. М., 1899).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антонис Ивериис монастырис 1074 ц. хэлтнацери агапебит. Тифлис, 1901. (Рукоталси Афонского Иверското монастыря ОТА т. об •усоташет. У Бакродзе Димитри. Мириан мэта да ивида Нино. Тифлис, S80. (Uapb Мириан и св. Нина). Бакродзе Димитри. Сакартвело Андриа моцикулис дрос. Тифлис, 1884. (Грузия во времена апостола Андрея). Гамбашидзе Давид. Гелатис монастери да цховребис агцерилоба мефис Давид Агмашенебелиса. Кутаис, 1893. (Гелатский монастырь и описание жития царя Давида Возобновителя). Джавахишвили Иване. Синае мтис картул хелнацерта агцерил оба. Тбилиси, 1947. (Опись Синайских грузинских рукописей). Джанашвили Мосе. Историа Мартлмадидебел Эклесииса. Тифлис, 1889. (История Православной Церкви). Джанашвили Мосе. Сакартвелос саэклесио историа. Тифлис, 1886. (Церковная история Грузии). Жорданиа Тедо. Картил-Кахетис монастребис да эклесиэтис историули сабу-теби. Поти, 1903. (Исторические документы Карталино- Кахетинских монастырей и храмов). Иоселиани Георги. Картвели Цминданеби. Тифлис, 1901. (Грузинские святые). Иховреба гирсиса мамиса гвениса да Гмертшемосилиса Гиорги Мтацминдели-са. Кутаис, 1895. (Житие св. препод. и богоносного отца нашего Георгия Святогорца). Какабадзе Саргис. Мецамэтэ Саукунис пирвел нахэврис сакартвелос Катали-козэби. Тифлис, 1913. (Католикосы Грузии первой половины XIII в.). Карабелашвили П. Иерархиа Сакартвелос эклесииса. Тифлис, 1900. (Иерархия Грузинской Церкви). Картлис цховреба досабамидган мецхрамете саукунемдис. T. I. ЦИГНИ I. Тифлис, 1897. Т. I. ЦИГНИ II. Тифлис, 1897. (Жизнь Грузии (Картлиа) с древнего времени до XIX в.). Каугчишвили Симон. Хронографи Гиорги монозонисаи. Тифлис, 1920. (Хронограф иеромонаха Георгия). Кекелидзе К. Картвелта мокцевис мтавари историул – хронологиури сакит-хэби. Тифлис, 1926. (Главные историко-хронологические вопросы обращения грузин). Николадзе Эв. Сакартвелос Эклесиис историа. Кутаис, 1918. (Историд Грузинской Церкви). Пото В. Сакартвело да миси историули царсули дро. Тифлис, 1894. (Грузия и ее историческое прошлое).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Бакродзе Димитри. Мириан мэта да ивида Нино. Тифлис, S80. (Uapb Мириан и св. Нина). Бакродзе Димитри. Сакартвело Андриа моцикулис дрос. Тифлис, 1884. (Грузия во времена апостола Андрея). Гамбашидзе Давид. Гелатис монастери да цховребис агцерилоба мефис Давид Агмашенебелиса. Кутаис, 1893. (Гелатский монастырь и описание жития царя Давида Возобновителя). Джавахишвили Иване. Синае мтис картул хелнацерта агцерил оба. Тбилиси, 1947. (Опись Синайских грузинских рукописей). Джанашвили Мосе. Историа Мартлмадидебел Эклесииса. Тифлис, 1889. (История Православной Церкви). Джанашвили Мосе. Сакартвелос саэклесио историа. Тифлис, 1886. (Церковная история Грузии). Жорданиа Тедо. Картил–Кахетис монастребис да эклесиэтис историули сабу–теби. Поти, 1903. (Исторические документы Карталино–Кахетинских монастырей и храмов). Иоселиани Георги. Картвели Цминданеби. Тифлис, 1901. (Грузинские святые). Иховреба гирсиса мамиса гвениса да Гмертшемосилиса Гиорги Мтацминдели–са. Кутаис, 1895. (Житие св. препод. и богоносного отца нашего Георгия Святогорца). Какабадзе Саргис. Мецамэтэ Саукунис пирвел нахэврис сакартвелос Катали–козэби. Тифлис, 1913. (Католикосы Грузии первой половины XIII в.). Карабелашвили П. Иерархиа Сакартвелос эклесииса. Тифлис, 1900. (Иерархия Грузинской Церкви). Картлис цховреба досабамидган мецхрамете саукунемдис. T.I. ЦИГНИ I. Тифлис, 1897. Т. I. ЦИГНИ II. Тифлис, 1897. (Жизнь Грузии (Картлиа) с древнего времени до XIX в.). Каугчишвили Симон. Хронографи Гиорги монозонисаи. Тифлис, 1920. (Хронограф иеромонаха Георгия). Кекелидзе К. Картвелта мокцевис мтавари историул — хронологиури сакит–хэби. Тифлис, 1926. (Главные историко–хронологические вопросы обращения грузин). Николадзе Эв. Сакартвелос Эклесиис историа. Кутаис, 1918. (Историд Грузинской Церкви). Пото В. Сакартвело да миси историули царсули дро. Тифлис, 1894. (Грузия и ее историческое прошлое). Сабинини Гоброн (Михаил). Павлес–дзе. Сакартвелос самотхэ. Петербург, 1882. (Грузинский рай (святые)). Такайшвили Мих. […]. Тифлис, 1902. (История католицизма среди грузин с XIII до XX века).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010