«Человек легко может быть без греха и хранить заповеди Господни, если хочет». – Это положение Целестия неизбежно вытекает из учения о свободе воли. Если воля всегда одинаково способна склониться как на сторону добра, так и на сторону зла, то почему не допустить возможности существования таких людей, у которых воля на самом деле всегда склонялась только на сторону добра? Праведность, по пелагианскому представлению, есть исполнение приказанного в законе и воздержание от запрещенного законом, равно как грех есть неисполнение приказанного и исполнение запрещенного законом. Но «все приказанное может быть исполнено и от всего запрещенного можно воздержаться, следовательно, заключает Целестий, человек может быть без греха». т. е. праведным 331 . «Вникай в божественные Писания, поучает Пелагий Димитриаду, из коих ты можешь понять всю волю Божию, понять, что запрещается, что предписывается, что допускается, что служит предметом увещаний; запрещается зло, предписывается благо, допускается среднее, рекомендуется совершенное». Далее Пелагий рассуждает, что достижение праведности предписано всем, т. е. все должны воздерживаться от зла и творить добро, а к достижению совершенства христиане призываются, но не обязательно, евангельскими советами 332 . Это различение праведности и совершенства. «praeceptorum» и «consiliorum», как средств к достижению первого и второго, служит характерною особенностию пелагианского учения о спасении, возникнув на западе по-видимому раньше пелагианского движения. Праведность – делание должного и неделание недолжного, совершенство – делание сверх должного, имеющее плодом сверх должные заслуги, увеличивающие степень награды. В том и другом случае человек стоит в юридическом отношении к Богу; сколько он приобретет заслуг исполнением приказанного, такую и награду получит или же соответственную степень наказания. Чтобы быть собственными человеку, чтобы иметь значение заслуг, добрые дела должны быть совершаемы собственными силами человека. И что человек действительно имеет силы совершать добрые дела, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

57 См. выше, «Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду, с отзывом по содержанию адресованной в Синод жалобы геронтов на удаление их из Константинополя». 61 Антонин (Капустин) , магистр XI курса киевской дух. академии; с 1843 г. бакалавр той же академии; с 1850 г. настоятель при посольской церкви в Афинах, потом в Константинополе и, наконец, начальник русской миссии в Иерусалиме. 62 С собственноручного чернового подлинника, хранящ. в архиве. Опись 94, том I; докум. 45 и 46. 64 Великий эконом ( μγας οκονμος) был главным управителем всех имуществ софийского храма и константинопольской патриархии и вместе распорядителем получаемых с них доходов. Должность эта в константинопольской церкви существует уже в IV веке, как это видно из актов III вселенского собора. 65 Великий сакелларий ( μγας σακελλριος) заведывал имуществом монастырей и имел высшее наблюдение за образом жизни и поведением монашествующих. К его обязанностям относилось защищать права и преимущества монастырей от притязания частных лиц и присутственных мест. 66 Великий скевофилакс ( μγας σκευοφλαξ) был хранителем принадлежностей храма, т. е. церковных и богослужебных книг, священных одежд, церковных сосудов и вообще церковной утвари. Подроб. о чинах констант. патриаршей церкви см. Прав. Собесед., 1868 г., ч.II, стр. 39–73 и ч. III, стр. 48–81. 67 См. выше «Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду, с отзывом по содержанию адресованной в Синод жалобы геронтов на удаление их из Константинополя». 70 См. выше, «Донесение митрополита Филарета Святейшему Синоду, с отзывом по содержанию адресованной в Синод жалобы геронтов на удаление их из Константинополя. 71 С собственноручного черн. подлинн., хран. в архив. Св. Синода. Опись 94; m.II, докум. подл. хранит. в бумагах г. обер-прок. Св. Синода. 74 Содержание протеста следующее: «Согласно с неоднократно выраженным мнением нашим и принимая в соображение, что в новом устройстве управления нашими церковными делами вопросы, касающиеся церковных постановлений, неправильно истолкованы, и применены в противность канонам; принимая сверх того в соображение, что вопрос, о котором идет дело, слишком высок и важен, чтобы мы могли дерзнуть принять на себя пред всеми православными такую и столь великую ответственность; согласно, повторяем, с прежним мнением нашим, мы почитаем совершенно необходимым подвергнуть эти акты суждению и рассмотрению патриархов настоящих и живущих на покое и святых архиепископов, имеющих опытность в делах. Согласно с сим мы устраняемся от подписания составленного проекта, и уверены, что почтенное собрание не потребует от нас того, что противно нашим убеждениям». Подлинный протест подписали епископы: адрианопольский, димитриадский, силиврийский, никейский, зворникский, драмийский и дидимотихский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Несмотря на то, что по причине фанатичной непримиримости старостильников желаемого объединения Церкви так и не состоялось, преследования схизматиков в этот период были прекращены. Об этом свидетельствует тот факт, что митрополит Флоринский Хризостом, трижды вызываемый в гражданский суд (в 1937, 1938 и 1940 годах), каждый раз бывал оправдан 242 . В 1936 году митрополит Флоринский Хризостом обратился к Александрийскому, Антиохийскому и Иерусалимскому патриархам с просьбой о поддержке старокалендарной схизмы, однако все три Первоиерарха отклонили предложение раскольников. В этом же году начал свою работу воссозданный священный синод церкви ИПХ Греции во главе с митрополитом Димитриадским Германом (Мавромматисом) 243 . Анализ причин, повлёкших за собой уход троих иерархов в раскол, позволяет предположить, что их присоединение к старостильничеству было громкой попыткой демонстрации недовольства церковной политикой, проводившейся архиепископом Афинским Хризостомом (Пападопулосом). По мнению блаженнопочившего архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула (Параскеваидиса), побуждающей причиной к уходу в раскол митрополита Димитриадского Германа (Мавромматиса) послужила его личная неприязнь к архиепископу Хризостому. Это косвенно подтверждает то обстоятельство, что, будучи вторым по старшинству иерархом Элладской Православной Церкви, митрополит Герман (Мавромматис) во время выборов Афинского архиепископа, проходивших в 1923 году, голосовал против кандидатуры митрополита Хризостома (Пападопулоса) 244 . В удостоверение вышеназванной мотивации Димитриадского митрополита свидетельствует и то обстоятельство, что, несмотря на своё неодобрительное отношение к календарной реформе, митрополит Герман не вступал в противостояние при переходе Элладской Православной Церкви на новый стиль и даже регулярно жаловался в Синоде на афонских монахов-старокалендаристов, производивших смущения в его епархии. Кроме того, начиная с 1928 года митрополит Герман стал лидером группы архиереев, оппозиционных архиепископу Афинскому Хризостомому (Пападопулосу) и дважды, в 1929 и 1933 годах, письменно заявлявших о своём неодобрительном к нему отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимая в расчет острую церковную и политическую необходимость в ликвидации старокалендарной схизмы, иерархи Элладской Церкви митрополит Кассандрийский Ириней и митрополит Маронийский Анфим выступили с посреднической инициативой в установлении начала переговорного процесса между раскольниками и канонической церковной властью 258 . Их проект, впервые озвученный 4 апреля 1937 г. на заседании Постоянного Священного Синода, включал в себя комплекс мер по урегулированию церковного конфликта. Повторно предложение митрополитов Иринея и Анфима было заслушано 1 октября 1937 г. на заседании Священного Синода Иерархии, более представительном собрании греческого епископата 259 . В основе предложенного плана лежало четкое разграничение последователей старостильного раскола на категории умеренных и непримиримых, что предполагало особые методы воздействия на каждую из них. Так, наиболее малочисленную категорию составляли фанатичные приверженцы схизмы, в число которых входили епископы Матфей (Карпафакис) Вресфенский и Герман (Варикопулос) Кикладский, отдельные монахи-зилоты и миряне 260 . Основная же масса рядовых приверженцев старокалендаризма из простонародной среды, подпавшая под воздействие пропаганды схизматиков, признавалась нуждающейся в специальных средствах пастырского влияния. Кроме того, с надеждой на грядущее раскаяние отмечалась смягчение отношения к канонической Церкви у митрополитов Германа (Мавромматиса) Димитриадского и Хризостома (Кавуридиса) Флоринского 261 . В качестве средств к реализации плана умиротворения Церкви были признаны необходимость высылки в отдаленные районы Греции главных идеологов раскола. С целью поддержки Элладской Церкви в осуществлении вышеназванных постановлений министр Исповеданий Греции 30 декабря 1937 г. издал указ 1263 о принудительной высылке епископов Матфея Вресфенского и Германа Кикладского и всех подчиняющихся им клириков. Особая статья данного постановления предполагала закрытие и опечатывание старостильнических храмов 262 . Спустя несколько месяцев положение о раскольнических храмах было пересмотрено. Так, 3 марта 1938 г. Министерством Исповеданий было издано распоряжение 20550, согласно которому Фессалоникийский «Комитет Старостильников» («’Επιτροπν Παλαιοημερολογιτων») получал дозволение на совершение богослужений «по старому стилю, но каноническими священниками, находящимися в каноническом подчинении от канонического митрополита, являющегося членом иерархии Элладской Православной Церкви» 263 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экстренное заседание Постоянного Священного Синода Элладской Церкви под председательством архиепископа Хризостома, посвященное уходу троих иерархов в схизму, состоялось уже 27 мая 1935 г., на второй день после произошедшего. Итогом заседания стали следующие постановления: 1) Создать специальную синодальную комиссию в составе архиепископа Хризостома, митрополита Фтиотидского Амвросия и митрополита Самосского Иринея с целью ликвидации раскола и взаимодействия по этому вопросу с гражданской властью; 2) Провести тщательное расследовании и дать детальную оценку произошедшего с позиций канонического права; 3) Назначить на 30 мая 1935 г. специальное заседание церковного суда по делу трех митрополитов; 4) Обратиться в Министерство Исповеданий с просьбой о содействии в недопущении разрастания раскола; 5) Оповестить о случившемся греческих иерархов; 6) Осветить проблему произошедшего церковного разделения в периодической печати 235 . На втором заседании Постоянного Священного Синода, посвященном теме раскола и состоявшемся 28 мая 1935 г., были приняты следующие решения: 1). Оповестить о произошедшем Константинопольского Патриарха; 2). Составить обращение Священного Синода к греческому народу; 3). Ходатайствовать перед правительством о необходимости применения к раскольникам действующего государственного законодательства; 4). Назначить временных управляющих в Димитриадскую и Закинфскую епархии 236 . В ходе работы синодальной комиссии по уврачеванию раскола был проведен целый ряд встреч с премьер-министром Панагисом Цалдарисом и министром исповеданий Д. Хадзискосом 237 . Следует отметить, что осуждение ушедших в раскол митрополитов не нашло единогласного осуждения в среде иерархии. Так, 29 мая 1935 г., накануне специального заседания церковного суда, его участники в лице митрополитов Прокопия Идрского, Иринея Самосского и Иерофея Акарнанийского заявили о нежелании участвовать в осуждении трех митрополитов и отказались участвовать в судебном процессе 238 . Старостильнической стороной это рассматривается как несогласие части греческого священноначалия с реформированием календарного исчисления, самовольно и деспотично произведенного архиепископом Хризостомом. Однако в означенном обстоятельстве можно усмотреть и совершенно иные мотивы. Поскольку на заседании Священного Синода Иерархии от 27 декабря 1923 г., принявшем единогласное решение о переходе Элладской Церкви на новоюлианский календарь, ни один епископ не вступил в открытую оппозицию данному постановлению 239 , вполне логично предположить, что все симпатии отдельных представителей епископата, проявлявшиеся с 1935 г. в отношении старостильного движения, были продиктованы не столько их узким традиционализмом, сколько принадлежностью к оппозиционной внутрицерковной партии митрополита Димитриадского Германа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гифион), Димитриадская и Алмиросская (г. Волос), Дидимотихийская и Орестиадская (г. Дидимотихон), Драмская (г. Драма), Дриинупольская, Погонианийская и Конитсийская (г. Дельвинакион), Эдесская, Пелльская и Алмопийская (г. Эдесса), Элассонская (г. Элассон), Элевферупольская (г. Элевферуполис), Закинфская (г. Закинф), Зихнская и Неврокопийская (г. Нэа Зихни), Илийская (г. Пиргос), Фессалиотисская и Фанариоферсальская (г. Кардица), Фессалоникийская (г. Салоники), Фивская и Левадийская (г. Левадия), Тирская, Аморгосская и Островов (г. Тира), Иерисосская, Святой Горы и Ардамерионская (г. Арнея), Иоаннинская (г. Иоаннина), Кесарианийская, Виронская и Имиттосская (р-н Кесариани (г. Афины)), Калавритская и Эгиалийская (г. Эгион (Ахайский)), Карпенисионская (г. Карпенисион), Каристийская и Скиросская (г. Кими), Кассандрийская (г. Поли-гирос), Касторийская (г. Касторья), Керкирская, Паксийская и Диапонтийских островов (г. Керкира), Кефаллинийская (г. Аргостолион), Китросская, Катерининская и Платамонская (г. Катерини), Коринфская, Сикионская, Земенонская, Тарсская и Полифенгосская (г. Коринф), Кифирская (г. Хора (Кифирская)), Ланкадасская (г. Ланкадас), Ларисская и Тирнавосская (г. Лариса), Левкасская и Ифакийская (г. Левкас), Лимносская и Святого Евстратия (г. Мирина (Лимносская)), Мантинийская и Кинурийская (г. Триполис), Маронийская и Комотинийская (г. Комотини), Мегарская и Саламинская (г. Мегара), Месогейская и Лавреотикийская (г. Спата), Мессинийская (г. Каламата), Мифимнийская (г. Каллони (о. Лесбос)), Монемвасийская и Спартская (г. Спарта), Митилинская, Эресосская и Пломарионская (г. Митилини), Навпактская и Святого Власия (г. Навпакт), Неапольская и Ставрупольская (р-н Неаполис (г. Салоники)), Ново-Ионийская и Филадельфийская (р-н Новая Иония (г. Афины)), Ново-Кринийская и Каламарийская (р-н Каламарья (г. Салоники)), Ново-Смирнская (р-н Новая Смирна (г. Афины)), Никейская (р-н Никея (г. Афины)), Никопольская и Превезийская (г. Превеза), Ксанфийская и Перифеорионская (г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

В ходе службы митрополит Игнатий прочел на современном греческом (димотики) главу из книги Премудрости Соломона Ветхого Завета, и тотчас некоторые из собравшихся стали протестовать, выкрикивая: «Преосвященный, не на димотики, а читайте текст на древнегреческом»! Перевод с греческого специально для портала «Правмир» священник Филипп Парфенов Напряжение возникло в храме города Волоса, в частности, на праздничной вечерне в честь преп. Антония Великого, на которой служил митрополит Димитриадский и Алмирский Игнатий. В ходе службы митрополит Игнатий прочел на современном греческом (димотики) главу из книги Премудрости Соломона Ветхого Завета, и тотчас некоторые из собравшихся стали протестовать, выкрикивая: «Преосвященный, не на димотики, а читайте текст на древнегреческом»! Затем последовал шум и возбуждение внутри храма, и Преосвященный тщетно пытался продолжить чтение. «Знайте, что некоторые сейчас снимают на видео и пробуют создать проблему. Хотят показать, что реагируют на нее», — заявил, обращаясь к верующим, вл. Игнатий. Затем он подчеркнул: «Мне надо вам сказать, что тексты Ветхого Завета учительные, но не являются молитвами Церкви. Я, по крайней мере до сих пор, не читал молитвы на димотики, как мог бы это сделать, как уже делают другие архиереи». Поскольку голоса и протесты не умолкали, митрополит взывал в микрофон: «Не волнуйтесь, прошу вас, не волнуйтесь!». Слово взял один из священников, который через Царские врата просил удалиться тех, кто не желает участвовать в Божественной Евхаристии, характерно возгласив: «Изолируйте эти элементы и выпроводите вон». Митрополит Игнатий, со своей стороны пробовавший умягчить пыл, добавил: «Выпровожены все, кто создал проблему. Знайте, что мы их выпроводили». Наконец, вл. Игнатий пообещал, что будет читать тексты как на древнем, так и на новогреческом, что и начал делать, а затем перешел только на новогреческий, что создало новые напряжения. «Я беспокоюсь об отношении молодежи к богослужению…» Тем не менее, стоит отметить, что 17 января 2011 года митрополит Игнатий открыл Школу литургического языка, в присутствии множества людей, желающих обучаться.

http://pravmir.ru/protesty-i-shum-v-xram...

Знае се, че тъкмо тази разлика посочва Василий Велики в писмото си «до никополските презвитери» . Тълкувайки това място от писмото, което е било прочетено по време на работата на Седмия Вселенски Събор, св. патриарх Тарасий подчертава неуместността от църковна гледна точка на ситуацията, когато някой бива ръкополаган от «нечисти ръце» въпреки съществуването на православни (канонични) епископи: «Такава е отеческата мисъл. Ако ли пък някой дръзне да приеме хиротония от нечистите еретици след провъзгласяването на съборното определение и единодушното мнение на църквите относно православието; то такъв подлежи на низвергване» . Отбелязаната разлика безусловно не означава, че природата или идентичността на Църквата се изменя, и че покаянието повече не се приема; тук се има предвид това, че ако разколниците или осъдените еретици нарушават едно съществуващо, ясно и отчетливо съборно постановление, то с това те показват пренебрежение към самата духовна институция на Църквата, проявена чрез съборните определения. Става дума за конкретно пренебрежение, което впоследствие се превръща в херменевтичен «ключ», обясняващ лъжливото тълкуване на църковния живот във всички негови прояви. Каква духовна гаранция може да даде един такъв краен опортюнизъм? Разбира се, когато свиква събори, Църквата всеки път в зависимост от ситуацията изучава тези въпроси и излиза със съждения по тях. Просто всички погрешни действия, предприемани в рамките на неправилно разбраната икономия, ще доведат до резултати, с които Църквата ще се сблъска в гигантски мащаб във вид на нови разколи, с твърде трудни и болезнени перспективи за тяхното излекуване. Всички тези сътресения се случват поради това, че в някакъв конкретен момент от времето йерарсите не са успели да направят разлика между богословието и политиката, между църковното единство и аритметичното единение. В своето изказване на заседанието на извънредния Архиерейски събор на Еладската Църква (12 октомври 2019 г.) председателят на Синодалната Комисия по междуправославните и междухристиянските отношения на Еладската Църква Димитриадският митрополит Игнатий заяви следното: «Съсредоточавайки нашите дискусии върху действителността на хиротониите и поведението на епископите, ние не трябва да да пренебрегваме самия факт на съществуването на милиони души, за които носим отговорност» .

http://mospat.ru/bg/articles/87403/

Разграбление Фессалоники арабами в 904 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 111v) Разграбление Фессалоники арабами в 904 г. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 111v) В 727 г. население Г. и Кикладских о-вов подняло восстание против иконоборческого эдикта 726 г. имп. Льва Исавра. В период правления имп. Константина V в 746 г. в Г. и на близлежащих островах распространилась эпидемия чумы, занесенная из Сицилии и Калабрии. Из греч. городов особенно пострадал г. Монемвасия, к-рый, будучи уже тогда значительным торговым центром, имел обширные связи с Италией. К сер. VIII в. относится свидетельство, сохранившееся в трактате «О фемах» имп. Константина VII Багрянородного (913-959), о том, что «ославянился» весь Пелопоннес, сделался варварским, когда чума распространилась по всей ойкумене. В IX-X вв. слав. расселение в Г. уже завершилось и на суше Византия постепенно восстанавливала свою власть. Важнейшей угрозой для Г. стали морские набеги арабов, как регулярного флота, так и пиратов, к-рые к этому времени господствовали на Средиземном м., захватили Сицилию, в 825 г. овладели Критом. Морская война в Эгеиде шла с переменным успехом, а постоянная угроза с моря приводила к запустению мн. островов и прибрежных районов Г. В 862 г. арабы разграбили Афон, в 872 г.- Ионические о-ва. В 880 г. от них пострадали Коринф, Патры и мн. районы Пелопоннеса, однако вслед за этим византийцы одержали морскую победу над арабами в Коринфском зал. В 904 г. араб. флот под предводительством принявшего ислам грека Льва Триполита захватил Атталию, а затем, прорвавшись в Эгейское и Мраморное моря, овладел Авидосом, Димитриадой и Фессалоникой. Разграбление Фессалоники нанесло серьезный ущерб визант. торговле в Эгейском м. и надолго сократило возможности византийцев в активном противостоянии арабам в регионе Г. В 911 г. визант. флот был уничтожен арабами в сражении у о-ва Самос. Неоднократные попытки визант. войска и флота вернуть Крит долгое время не приносили успеха. Лишь в 961 г. визант. экспедиция Никифора Фоки освободила остров, существенно уменьшив опасность вражеских вторжений в Эгейское м. и Г. Византийская «Реконкиста»: VIII-XII вв.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Представители Православных Церквей обсудили развитие паломнического туризма на конференции в Волосе 28 августа, 2012. Новостная служба Во встрече приняли участие делегации из Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской и Элладской Православных Церквей 28 августа. ПРАВМИР. В городе Волосе (Греция) прошла встреча представителей Поместных Православных Церквей, посвященная вопросам развития паломнического туризма. Во встрече приняли участие делегации из Русской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской и Элладской Православных Церквей, сообщает сайт ОВЦС . 21 августа в конференц-центре Димитриадской митрополии под председательством митрополита Димитриадского Игнатия прошло совещание на тему «Паломнический туризм», на котором прозвучали доклады представителей государственных властей и туроператоров о существующей инфраструктуре и перспективах развития паломнического туризма в регионе. 23 августа главы делегаций Поместных Православных Церквей дали интервью региональным и республиканским СМИ Греции. Отвечая на вопросы журналистов, епископ Подольский Тихон определил три основных принципа развития паломнического туризма: В ходе четырехдневной поездки делегации Поместных Православных Церквей посетили ряд археологических памятников, музеев, храмов и монастырей Димитриадской митрополии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/predstaviteli-pravosla...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010