Подробнее... Спасо-Прилуцкий мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1371 Статус : действующий Адрес : г. Вологда, ул.Монастырска д.2 ( мкр. Прилуки) Телефон : (8172) 54-92-94 ; (8172) 54-92-75 Сайт : http://spas-priluki.ru/ Монастырь основан прп. Димитрием Прилуцким, сподвижником прп. Сергия Радонежского, выходцем из Переславля, в 1380-х при помощи Дмитрия Донского, был одним из первых северных монастырей с общежительным уставом. Уже в XV в., после канонизации прп. Димитрия, стал одним из известнейших и почитаемых, а также богатейших монастырей Вологодчины, в XVI в. основные постройки выстроены в камне. Крепостная стена с башнями построена в 1640-х - 1656, келейные корпуса XVII-XIX вв. Закрыт в 1924, занят домом инвалидов, в 1930 служил пересыльным пунктом, позже использовался под военные склады. В 1950-х отдан музею, проведена реставрация. Вновь открыт в 1991. Подробнее... Спасо-Суморин мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1554 Статус : действующий Адрес : Вологодская обл., Тотемский р-н, г. Тотьма, ул. Лесотехникум Телефон 8-(921)-714-30-90 Страничка в контакте: http://vk.com/club111354755 Основан в 1554 году преподобным Феодосием Тотемским, пришедшим сюда из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В XIX веке выстроены два собора — Воскресенский и Преображенский. С 1832 года к монастырю приписана Дедовская Троицкая пустынь на Дедове острове реки Сухоны, основанная в 1676 году. В монастыре хранились мощи св. Феодосия Тотемского: до революции они находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во Имя Самого Святого, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились на месте левого клироса в серебряной раке; они были покрыты покровом, открытой оставалась только правая рука. В 2016 мощи преподобного Феодосия Тотемского вернулись в монастырь. Подробнее... Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Во время эпидемии холеры в Вологде в 1830—1831 году в город были перенесены иконы Успения Божией Матери из Семигородней пустыни и Божией Матери Страстной-Семистрельной из Иоанно-Богословской Тошненской церкви, которые некоторое время находились в Димитриевских церквях. В пямять избавления от холеры с этих икон были сделаны списки, а престол церкви Всех Святых освятили заново в честь Семигородней иконы Успения Богородицы. В 1930 году храм был закрыт и занят складом. С 1999 года возвращён верующим и действует как подворье Спасо-Прилуцкого монастыря. Описание [ править править код ] Архитектура [ править править код ] Холодная церковь Димитрия Прилуцкого представляет собой пятиглавый четырёхстолпный храм на подклете, увенчанный маленькими широко расставленными главами. Декор фасада представлен лопатками на углах, поясом с круглыми нишками и ширинками, закомарами и аркатурой на барабанах. По своей архитектуре и декору церковь близка к ярославским памятникам середины XVII века за исключением обходной галереи, которая здесь отсутствует. Тёплая Успенская церковь представляет собой низкий прямоугольный в плане объём, сильно вытянутый в длину, типичный для северных зимних храмов. Здание сохранило свой первоначальный вид с двухъярусной главкой и двумя апсидами, образованными алтарями основного храма и придела. Декор фасадов состоит из простых пилястр и карнизов с зубчиками. Колокольня примыкает с тёплому храму с западной стороны. Её вертикальная композиция представлена четвериком, служащим папертью, двумя восьмериками, поставленными друг на друга, и главкой. Декор выполнен в виде спаренных плоских пилястр, зубчатых карнизов и наличников окон с бровками, характерными для первой трети XVIII века. Перспективный портал и крупные ширинки под арками звона восходят к более древним образцам древнерусского зодчества. Стенные росписи [ править править код ] Холодная церковь Димитрия Прилуцкого была расписана в фресковой технике в 1721 году. Роспись церкви создана под влиянием ярославских образцов стенной росписи, библии Пискатора и выполнена в стиле барокко. Существует предположение, что во главе артели стенописцев работал Фёдор Фёдоров (также существует мнение, что им мог быть и Фёдор Игнатьев), расписывавший церковь Благовещения в Ярославле. Сюжеты росписи взяты из Ветхого и Нового Завета. В среднем ряду стен расположены сцены из жития Димитрия Прилуцкого.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Димитрия_...

Молитвами святаго преподобного Димитрия и всех святых, на сем месте просиявших, да благословит Господь ваше иноческое житие!» В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал икону Псковских святых. Духовной семинарии Святейший Патриарх Кирилл передал икону преподобного Макария и святого Марка Эфесского, а для семинарской библиотеки — собрание своих трудов. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь основан в 1371 году в излучине реки Вологды ближайшим последователем и духовным собеседником преподобного Сергия Радонежского святым Димитрием Прилуцким. Это один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Строения монастыря являются комплексом памятников архитектуры XVI-XVIII веков, среди которых самая древняя каменная постройка в Вологде — пятиглавый Спасский собор (1537-1542 годы) и Успенская церковь, перенесенная из Александро-Куштского монастыря — древнейшая сохранившаяся деревянная шатровая церковь в России (1-я четверть XVI века). В монастыре покоятся мощи его основателя, духовного покровителя города, святого Димитрия Прилуцкого. Из Спасского собора происходит шедевр русской иконописи — житийная икона Димитрия Прилуцкого работы Дионисия. Во время игуменства преподобного Димитрия монастырь именовался лаврой. По примеру Троице-Сергиевой лавры в монастыре, впервые на Русском Севере, был введен общежительный устав. В 1665-1666 гг. в монастыре «под началом» находился противник исправления церковных книг, друг протопопа Аввакума инок Григорий (Неронов). В конце XV века великий князь Московский Иван III заключил в монастырь малолетних сыновей опального удельного князя Углицкого Андрея — Ивана и Димитрия Рюриковичей. Димитрий похоронен «при ногах брата» в нижнем этаже Спасского собора, в церкви Димитрия и Игнатия Прилуцких. Монастырь был закрыт советской властью в 1926 году, в 1930-е годы использовался как пересыльная тюрьма. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600 -летие преставления святого), монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5222782.ht...

23 окт. 2014 г. назначен главой новообразованной Вологодской митрополии с титулом " Вологодский и Кирилловский " и временно управляющим Великоустюжской епархией. С того же дня также временно управлял Череповецкой епархией вплоть до хиротонии и прибытия в неё избранного архиерея. 4 нояб. 2014 г. в Успенском соборе Московского Кремля возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 25 дек. этого же года назначен ректором возрожденной Вологодской ДС. Решением Синода от 15 окт. 2018 г. назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». 26 февр. 2019 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февр. 2019 г. по 3 сентября 2020 г. являлся настоятелем храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Синода от 26 дек. 2019 г. освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. временно управлял Великоустюжской епархией. 25 авг. 2020 г. назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии, с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Решением Синода от 20 нояб. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова, освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды. 29 дек. 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Лит.: Наречение и хиротония архим. Игнатия (Депутатова) во епископа Шахтинского и Миллеровского//ЖМП. 2011. 10. С. 22-24. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/1972293.html

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 94 ) определен титул «Вологодский и Кирилловский» (в связи с образованием Великоустюжской епархии ); назначен главой Вологодской митрополии и временным управляющим Великоустюжской епархией. 4 ноября 2014 г. за Литургией в Успенском соборе Московского Кремля Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. ( журнал 135 ) назначен ректором новообразованной Вологодской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 15 октября 2018 г. ( журнал 96 ) назначен игуменом Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды, «в порядке исключения, с учетом нахождения на территории Спасо-Прилуцкого монастыря Вологодской духовной семинарии, ректором которой он является». Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. ( журнал 5 ) назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, с сохранением обязанностей по архипастырскому окормлению Вологодской епархии. С 26 февраля 2019 г. по 3 сентября 2020 г.  — настоятель храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. Решением Священного Синода от 26 декабря 2019 г. ( журнал 169 ) освобожден от должности ректора Вологодской духовной семинарии. В марте-ноябре 2020 г. — временно управлял Великоустюжской епархией; с 16 марта по 24 августа 2023 г. — Покровской епархией . Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии , с освобождением от управления Вологодской епархией; также освобожден от должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата (журнал 52). Решением Священного Синода от 20 ноября 2020 г. утвержден в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова ( журнал 89 ), освобожден от должности игумена Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды (журнал 90). Решением Священного Синода от 29 декабря 2020 г. ( журнал 120 ) утвержден в должности священноархимандрита Никольского мужского монастыря г. Саратова. Образование:

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198745...

Как видим, множество бед – разорение монастыря татарами, затем литовцами, сильные пожары – не сломили ее. Монастырь считался оплотом Православия на Севере. Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Ин. 3 , Василия III и Ин. 4 . Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее. Главным является Спасский собор, расположенный в центре монастыря. Это первый каменный храм в Вологде. Чтобы строительство могло осуществляться как можно скорее, Иван Грозный даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин. Собор построен в 1537–1542 годах. В 1542 году Иоанн IV посетил Спасо-Прилуцкий монастырь и вновь построенный собор. 17 сентября 1811 года от забытой внутри собора свечки случился пожар. Сгорело все внутреннее убранство. Обгорели некоторые главы. В 1812 году, при вторжении французов в столицу, в обгоревшем соборе хранились вывезенные из Москвы драгоценности патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов. Драгоценности хранились здесь до освобождения Москвы. В 1813–1817 годах провели работы по восстановлению собора. Древнее убранство собора погибло при пожаре 1811 года, а созданные после ремонта ампирный иконостас и стенная роспись XIX века – после закрытия монастыря в 1924 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

О времени постройки каменного холодного храма Димитрия Прилуцкого мнения исследователей расходятся. В конце XIX века известный историк-краевед Н. И. Суворов датировал постройку холодного Димитриевского храма временем около 1710 года. В начале XX века искусствовед Г. К. Лукомский приводит сходные данные, видимо, извлеченные из клировых ведомостей. Вслед за ними 1710 годом уже в советское время датировали создание храма и составители учетно-охранной документации на этот памятник архитектуры. Искусствоведы Г. Н Бочаров и В. П Выголов, основываясь на данных А. Н. Сперанского, утверждали, что холодный храм возведен ярославскими зодчими Б. Назаровым и П. Тимофеевым около 1651 года, а в 1710–1711 годах была построена колокольня и сделан теплый придел. Однако в рапорте 1760 года протопопа Стефана Иоаннова, опиравшегося на материалы храмозданных грамот и опросы причта, имеются иные сведения: «Церковь каменная преподобнаго Димитрия, Прилуцкого чудотворца, зачата строить на место деревянной в 1687, а окончена и освящена в 1698 годех». Архитектурные особенности (описание) объекта Строгая архитектура холодной двухэтажной Димитриевской церкви носит черты школы, к которой принадлежали ее строители. Храм представляет собой приземистый монументальный куб, поставленный на подклет и увенчанный пятью маленькими, широко расставленными, усыпанными золочеными звездами луковичными главками на тонких барабанах. Фасадный декор схож с ярославскими памятниками XVII века и довольно лаконичен: лопатки на углах, окна без наличников, пояс с круглыми нишами в ширинках под карнизом, три кокошника в верхней части четверика с каждой стороны (в них, как и над входом в паперть, в XIX веке была сделана не сохранившаяся до наших дней роспись) и простая аркатура на барабанах. Позднее к четверику храма пристроили непропорциональную основному кубу закрытую паперть с лестницей, в южной части которой в 1781 году на средства купца Максима Ивановича Рыбникова был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника. Внутреннее убранство храма выполнено в духе барокко. В начале XVIII века его украсили фрески. Роспись во многом схожа с композициями церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Предполагают, что главой артели стенописцев мог быть один из знаменщиков, работавших в церкви Благовещения в Ярославле (Фёдор Игнатьев или Фёдор Фёдоров). В храме установили полностью золоченный пятиярусный иконостас, пышно украшенный изящной резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=23202

Радуйся, богатство многое меньшим братиям Христовым раздававый. Радуйся, нищия и убогия от имения твоего удовливый. Радуйся, нагия одевый и гладныя напитавый. Радуйся, вдовицам и сиротам отец и благодетель бывый. Радуйся, крест Христов носити усердно возжелавый. Радуйся, смирение Христово в душу твою насадивый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче. Кондак 3 Сила духовная свыше от Господа тебе даровася преподобне отче, егда в пострижении иночестем ангельский образ восприял еси и всякое плотское мудрование совершенно отложил еси, яко быти тебе воистину последователем Христовым, на Христа бо единаго присно взирал еси умныма очима души твоея и Его заповеди святые выну имел еси пред собою, яко светильник путеводящий, зовы Ему от любве теплыя: Аллилуиа. Икос 3 Имея попечение о спасении души твоея, безмолвия возжелал еси, преподобне отче, и на месте блатнем и пустыннем близ града Переяславля поселился еси, един единому Христу работая в посте и молитвах: обаче не утаися житие твое преподобное от сограждан твоих, иже прихождаху к тебе, овии молитв и благословения от тебе прося, овии наставитися во спасение от тебя желая, инии же жительствовати с тобою хотяху под твоим духовным руководительством: ты же грядущих к тебе не отгонял еси, но спасению душ человеческих служил еси, еже воспоминая, хвалебно вопием ти: Радуйся, учителю благочестия, примером жития твоего всех поучавый. Радуйся, наставниче богомудрия, словесы твоими богодухновенными ученики твоя во спасение назидавый. Радуйся, иночества богоугоднаго правило известное. Радуйся, пути теснаго, во Царствие Небесное ведущаго, указателю нелестный. Радуйся, евангельских заповедей верный исполнителю. Радуйся, непоколебимый столпе Православия. Радуйся, сотворивый и научивый и велий нареченный во Царствии Небеснем. Радуйся, со усердием послуживый ко спасению многих душ человеческих. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче. Кондак 4 Бурное треволнение житейскаго моря безбедно преплыл еси, всеблаженне отче, и в тихое пристанище пустыни достигл еси. В ней же обитель иноком возградил еси во имя святителя и чудотворца Николая и сам освящения иерейскаго сподобился еси, игумен богомудрый обители твоея быв, кротко пасый Богом врученныя тебе словесныя овцы и немолчно воспевая купно с ними хвалебную песнь Пресвятей Троице: Аллилуиа. Икос 4

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

23 мая 1893 г. в д. Клещеве началось строительство каменной приписной церкви в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость и вмч. Георгия Победоносца, освящена 10.3.1896 настоятелем Кожеозерского монастыря игуменом Питиримом. Церковь была построена на средства местного крестьянина Петра Тимофеевича Лазарева. Часовни: в д. Фехтольме, во имя Казанской иконы Божией Матери, построена в 1797 г.; в д. Онуфриевской, во имя преп. Онуфрия, построена в 1791 г.; при д. Щипинской Хорошевской, Сретенская; при д. Выдринской Трофимовской, в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построена в 1741 г.; при д. Ивановской Калининской, Петропавловская; при д. Кузминской, Ильинская, построена в 1795 г.; при д. Кернежской, во имя Никодима Кожеозерского, построена в 1732 г. вместо прежней древней, в которой неоднократно бывал и молился патриарх Никон в бытность его игуменом Кожеозерского монастыря. Попечителем ЦПШ состоял местный крестьянин Лев Филиппов Можайцев. Жертвователи: в 1887 г. крестьяне Михаил и Петр Кузьминские внесли пожертвование на благоукрашение Кирико-Иулитинской церкви. Священники: (священниками в приходе в древности часто состояли монашествующие) в синодике были записаны имена священников XVI в.: Зиновий; Даниил; Мина; Тимофей (о нем упоминалось в купчей Кожеозерского монастыря от 1592 г., где говорилось, что он вместе с некоторыми крестьянами продал монастырю участок земли); XVII в.: Иустин 1619 г. (при нем был дьячок Архип Минин); Кирилл; иеромонах Федот; иеромонах Филипп; иерей Григорий (из пономарей Прилуцкого прихода, от него оставалась рядная 1660 г.); иерей Феодор (Артемьев, служил в 1688 г. и позднее, о чем свидетельствовала грамота Митрополита Новгородского Корнилия, данная в Турчасовский посад в 7196-7198 г.г.); XVIII в.: иеромонах Дионисий; иеромонах Сергий; иерей Стефан 1728-1735 г.г.; иерей Иоанн Дмитриев Заринский 1736-1773 г.г.; XIX в.: Алексий Иванов Заринский 1774-1808 г.г. (особенно много заботился об украшении храмов, за что и пользовался общим уважением прихожан); Димитрий Иванов Шангин 1808-1837 г.г.; Климент Димитриев Шангин 1837-1853 г.г. (о последних двух священниках было известно как о хороших и трудолюбивых хозяевах, о всех предыдущих отмечалось в памятной книге, что они в школах не бывали, а имели только домашнее образование, были только грамотны).

http://sobory.ru/article/?object=38889

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010