Среди вологжан И. получил прозвание Добрый. За счет средств Вологодского архиерейского дома для престарелых и овдовевших священников, диаконов, дьячков и членов их семей содержалась богадельня, в к-рой обыкновенно проживало 50-60 чел., по личному распоряжению архиерея отпускались деньги на погребение умерших в богадельне. Кроме того, в городе существовали еще 3 домовые богадельни, на содержание к-рых каждые полгода выдавались деньги. Так, в янв. 1794 г. было «выдано по приказанию его преосвященства в три домовыя богадельни в каждую по пяти рублев, всего 15 рублев» (РГБ. Ф. 354. 179. Л. 13). В пересказах XIX в. сохранились воспоминания современников о добродушии архиерея. Однажды поздно вечером И. вышел в сад и увидел вора с полным мешком овощей. Увидев И., вор растерялся. Святитель помог ему поднять тяжелый мешок со словами: «Торопись убираться из сада, пока не застал тебя архиерейский эконом; а худо будет, если он тебя увидит» ( Суворов. 1867. 4. С. 107). В другой раз крестьяне некоего вологодского помещика скосили сено на архиерейском лугу и увезли на господский двор. В день именин помещика И. отправил к нему слугу. Передав архиерейское поздравление и благословение, слуга между прочим сказал: «Владыка спрашивает, когда ему пригонять своих коров, ведь сено вы уже увезли». По расходным книгам Вологодского архиерейского дома можно судить о том, насколько скромным в быту был епископ. Так, для И. обычно закупалась простая деревянная посуда, лубяные сани, в списках архиерейских «домовых расходов» отсутствовала такая статья, как «особый реестр припасов», т. е. вино и водка. (При преемнике И. Вологодском еп. Арсении (Тодорском) только в сент. 1796 на «особый реестр» было истрачено 153 р., «да сверх сего куплено бутылок: одинарных 100, осмушных 100, штоф полуведерный, ведерных бутылок две да пробок 150, а всего куплено на 87 руб. 13 коп.», кроме того, в архиерейские покои были закуплены новая европ. посуда, роскошные люстры и проч. (РГБ. Ф. 354. 179. Л. 87)). Перед кончиной И. завещал совершить над ним простое монашеское отпевание, вместо архиерейских шапки и креста положить в гроб камилавку с клобуком и деревянный крест. Скончался в среду Светлой недели. Отпевание И. совершили клирики Вологодской епархии: настоятель Димитриева Прилуцкого монастыря архим. Иннокентий (Лавров), 2 игумена и 2 протопопа. Надгробную речь сказал настоятель кафедрального Софийского собора прот. Василий Нордов. Архиерей был похоронен в простом некрашеном гробу в вологодском Софийском соборе на правой стороне. Надпись на его гробнице гласила: «Слова его Божественны гремели» (надгробие утрачено). Свою б-ку И. завещал племяннику архиеп. Анастасию, книжное собрание которого поступило в Астраханскую ДС. В XVIII-XIX вв. единственный известный портрет И. (посл. четв. XVIII в.; ВГИАХМЗ. 25592) хранился в 3-этажной «палате» (1764-1769) Вологодского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/674003.html

Э. Кинан выявил текстологические параллели между «Плачем...» и «Жалобой» И. К., с одной стороны, и 1-м письмом кн. А. М. Курбского царю Иоанну Грозному (написано в 1564 в Литве) - с другой; исходя из этого, исследователь сделал вывод о подложности переписки Курбского с царем. Наблюдения Кинана вызвали дискуссию. Скрынников, считая «Жалобу» ответом на «Список с листочка...» 1562 г., датировал ее 2-й пол. 1562 г. и писал, что письмо Курбского вторично по отношению к сочинению И. К. Данная гипотеза была оспорена А. А. Зиминым и др. исследователями. Зимин и М. Д. Каган писали о существовании несохранившегося текста, которым пользовались как И. К., так и кн. Курбский. Высказывалось мнение, что И. К. испытал на себе влияние сочинения кн. Курбского. Н. Андреев и др. исследователи указали на возможность знакомства западнорус. книжника с текстом Курбского в сент.- дек. 1565 г., когда царь ездил на богомолье, во время к-рого посетил Ростов; кто-нибудь из сопровождавших царя дьяков мог ознакомить И. К. с письмом Курбского. И. К. также мог получить сочинение Курбского, когда находился в вологодской тюрьме, от жившего в вологодском Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастыре прп. Феодорита Кольского, бывш. духовного отца Курбского. К маю 1567 г. И. К. в Ростове написал оправдательное сочинение, сохранившееся с заголовком «Список с листа Исаино слово в слово, который писал до великого князя Московского Ивана Васильевича: Верую же сице, и се есть истинная вера моя» («Большое исповедание»). Заголовок скорее всего имеет позднейшее происхождение, т. к. в тексте нет ни обращения к царю, ни указания на адресата. Сочинение начинается изложением Символа веры, к к-рому на полях сделаны примечания, направленные против католицизма и «Аполлинариевой ереси». Затем следуют рассказы об обращении имп. равноап. Константина I Великого в христианство, о его чудесном исцелении от проказы после крещения, об утверждении папского престола в Риме и об основании Византия (см. в ст. Константинополь ). В основе повествования лежит подложная грамота о правах папы «Константинов дар» (Donatio Constantini Magni). И. К. восхвалял Константина Великого за человеколюбие, выражавшееся, в частности, в освобождении заключенных из темниц.

http://pravenc.ru/text/674854.html

Свыше от Бога, преподобне,/благодать приял еси, Димитрие преславне,/и Того силою укрепляем,/Евангельски ходити изволил еси,/отонуду же и от Христа возмездие трудов обрете, всеблаженне,/Егоже моли//спастися душам нашим. Кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 8 От юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя./Темже и Всевидящее Око твоя труды видев,/чудесы тя прославляет, и всех звати тебе научает://радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение. Ин кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 3 Жезлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,//яко да в бедах тя тепла предстателя имамы. Молитва преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому О, священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче Божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. праведной Феодоре, царице Греческой

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

О, великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святый благоверный княже Всеволоде-Гаврииле, града Пскова и всея державы Российския небесный заступниче и покровителю, и всех нас усердный пред Богом предстателю и защитителю! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, велие дерзновение к Нему имаши, яко верный раб Его и угодник. К тебе убо, яко сродному нам и многомощному пред Господем ходатаю, прибегаем мы грешнии и недостойнии, и умиленно просим тя: моли Всеблагаго Бога, да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делам нашим на ны движимый, и презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и спасения. Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу, и ко всем благое поспешение и вся к животу и благочестию потребная нам даровати испроси, и якоже древле град твой Псков от пленения и разорения ратнаго избавил еси, тако и ныне и нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити. Сохрани молитвами твоими в мире державу нашу и будь всей стране Российстей крепкое ограждение; да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в мире временное сие житие прешедшии, в вечный достигнем покой, и сподобимся Небеснаго Царствия, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. Аминь. преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому Тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 1 Свыше от Бога, преподобне,/благодать приял еси духовную,/и от Него убо познался еси, блаженне,/Того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/будущаго века пребывание,/и постнически испытався во своих обителех./И ныне со ангели ликовствуя,/Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/Слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, глас 1

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Радуйся, от уст Сергиевых глубину премудрости духовной почерпнувый. Радуйся, велию любовь о Христе к нему стяжавый. Радуйся, возшедый на высоту совершенства духовнаго. Радуйся, проникий во глубину смирения святаго. Радуйся, небесный человече, во плоти бесплотным поревновавый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче. Кондак 6 Проповедника тя благоумиленнаго познав отче Димитрие, благоверный великий князь Димитрий зело тя возлюби и отца духовнаго себе сотвори, восприемником же от святаго крещения единого от сыновей своих тя избра да будеши присный наставник и молитвенник ему со чады: ты же, преподобне, не возгордился еси толикою любовию к тебе великаго князя Российскаго, но паче преуспевал еси во святем смирении, зовый прославльшему тя Владыце Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсия добродетелей твоих свет велий во всю страну Российскую, преподобне отче наш Димитрие, и мнози прихождаху к тебе издалеча насладитися богодухновенных твоих учений: быша бо уста твоя полна сладкаго учения духовнаго, язык же твой, яко трость книжника скорописца, написавшаго на сердцах человеческих словеса жизни вечныя. Тем же, яко благоумиленнаго учителя и к покаянию действеннаго возбудителя, восхваляем тя по достоянию сице: Радуйся, врачу благоискусный недугов душевных. Радуйся, возбудивый к покаянию спящия совести. Радуйся, умягчивый ко исправлению окамененныя сердца. Радуйся, иноков и мирян ко спасению верный руководителю. Радуйся, образ кротости духовный. Радуйся, правды Божией нелицеприятный провозвестниче. Радуйся, сильных мира, о правде нерадивших, небоязненный обличителю. Радуйся, обидимых и гонимых многомощный заступниче. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче. Кондак 7 Хотение усердное имел еси, преподобне отче, да в безмолвии невозбранно поработаеши Богу, и сего ради убегая молвы приходивших к тебе людей, оставил еси тайно обитель твою и град отечествия твоего и со учеником твоим Пахомием удалился еси в пределы Вологодския, в пустыню безлюдную, в ней же келию себе малу соорудив, и тамо пребывал еси в подвизех пустынных, немолчно воспевая Христу Богу ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Теперь вернусь к вопросу, сразу ли я почувствовал, что это особенное место. Нет, не сразу. Сейчас, спустя полгода, могу сказать: я вижу, как преподобный Нил откликается на наши молитвенные прошения (мы каждый день служим ему молебен). Конечно, святой не преподносит нам просимое «на блюдечке с голубой каемочкой». Просто он видит наши планы – что мы просим и для чего – и если одобряет их, то помощь приходит незамедлительно, в чем мне и братии приходилось не единожды убеждаться. Я думаю, если мы станем неправильно поступать, святой нас поправит каким-то явным знаком, что будет для нас вразумлением. И еще один примечательный момент: директор интерната Галина Степановна Маркова (к слову, проявившая большую доброжелательность при обсуждении вопроса о том, как наиболее безболезненно провести процесс передачи интерната Церкви) рассказывала: хотя в самом учреждении работали люди невоцерковленные, но многие из них понимали, что трудятся на святом месте и преподобный Нил облегчает страдания несчастных – инвалидов первой и второй групп, которые по причине тяжелой болезни оказались не в состоянии жить с родными. Отче, помощь Господа и преподобного Нила Сорского братия ощущает. А есть ли какая-то помощь монастырю от людей? Не будь ее, мы бы все эти шесть месяцев и голодали бы, и замерзали бы. Когда я уезжал сюда из Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря, то прихожанки собрали нам целый микроавтобус всяких солений, варений, круп, и мы спокойно всю зиму прожили на этих припасах. Вологжане нас не забывают и приезжают, хотя вроде бы далековато – 135 километров от Вологды. Они это место полюбили и чувствуют здесь благодать. Еще нам пожертвовали 35 кубометров дров, а заведующая интернатом Галина Степановна оставила буквально все, что мы просили: мебель, кухонную утварь и прочее. Не пришлось ничего приобретать – ни столов, ни стульев, ни кастрюль со сковородками. Конечно, все это списанное, находившееся не один год в употреблении. Но ведь кто-то другой мог бы сказать: «Нет, ничего вам не оставим!» Да сколько угодно было таких случаев, когда люди делали что-то подобное из вредности. Галина Степановна – человек другого склада. Мы с ней по сей день в хороших отношениях. И особо хочется подчеркнуть, что настоятели храмов и игумены монастырей Вологодской епархии тоже внесли посильную лепту на начальном этапе, пожертвовав нам церковную утварь, богослужебное облачение, книги, иконы. А Кирилло-Белозерский монастырь передал красивую деревянную раку, которую мы установили над мощами преподобного Нила Сорского, находящимися под спудом Тихвинской церкви. Ее интернат использовал как столовую…

http://pravoslavie.ru/121572.html

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемилостивого Спаса был возведен в 1537-1542 гг. на месте деревянной церкви. Для завершения строительства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, слитые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава значительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карнизами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками ростовских мастеров в Кирилловом Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоколя. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г., у большой главы яблоко было золоченое. Собор окружают с 3 сторон 2-этажные галереи, перестроенные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и ризничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря, перестроенные в 50-60-х гг. XVIII в. Интерьер ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. Интерьер ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого. Фотография. 2004 г. В боковых апсидах на верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Ярославской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. собор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком) . К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).

http://pravenc.ru/text/172064.html

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

В XIX в. рака над мощами М., Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского мон-ря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. ц. во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к нач. 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужскому монастырю . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 104-206; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2003. С. 97-142; Черкасова М. С. Архивы вологодских мон-рей и церквей XV-XVII вв.: Исслед. и опыт реконструкции. Вологда, 2012. С. 218-219. 6, 9, 10. Лит.: СИСПРЦ. 1836. С. 176; Суворов Н. Глушицкий мон-рь Вологодской епархии. Вологда, 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 748; Верюжский. Вологодские святые. С. 12, 108-209; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 335; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. 1901. Ч. 1. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. М., 19032. С. 151; Маркелов. Святые Древней Руси. 1998. Т. 2. С. 157. 307; Житие преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия, Глушицких чудотворцев//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 444-447; Семячко С. А. К вопросу о Житии Макария Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский монастыри и их обитатели/Подгот.: Г. М. Прохоров и С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 232-233. С. А. Семячко Иконография Прп. Макарий Глушицкий и блгв. кн. Димитрий Галицкий. Роспись ц. прп. Иова Почаевского Почаевской Успенской лавры. XIX в., поновлена в кон. 60-х — 70-х гг. ХХ в. Мастера иеродиаконы Паисий и Анатолий

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Избегая мирской славы, Д. вместе с учеником мон. Пахомием ушел из Переяславля на север. При слиянии рек Великой и Лежи, неподалеку от с. Авнега (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Вологодской обл.), иноки поставили ц. Воскресения Христова (очевидно, деревянную), но через нек-рое время вынуждены были уйти оттуда из-за конфликта с местным населением, опасавшимся, что их земля и села со временем станут монастырскими. Затем Д. вместе с учеником пришел в Вологду (совместное владение Новгорода и вел. князей). В неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды, он выбрал место у речной излучины («на Прилуце»), где и основал, вероятно между 1378 и 1382 гг., Спасо-Прилуцкий мон-рь. Житие сообщает о передаче святому земель местными жителями - «благонарочитым мужем» Илией (по преданию, его фамилия была Раков) и его соседом Исидором по прозвищу Выпряг (Л. И. Ивина указывает на существование вблизи обители с. Выпрягова, являвшегося одним из монастырских владений). По сообщению Минейной редакции Жития, они пожертвовали даже поле с взошедшими озимыми, где и была построена церковь. На месте, к-рое благословил преподобный, был поставлен крест, впосл. находившийся в мон-ре (не сохр., известен происходящий из Прилуцкого мон-ря Киликиевский крест, ранее связывавшийся с Д., ныне датируемый 1-й третью XVI в.). Др. миряне жертвовали в монастырь деньги, строительный лес и проч. В Минейной редакции Жития упоминаются дары, присланные вел. кн. Димитрием Иоанновичем. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Посох прп. Димитрия. (Спасо-Прилуцкий мон-рь). Фотография. 2007 г. Когда число иноков в обители умножилось (среди первых прилуцких монахов были и те, кто перешел вслед за Д. из переяславского Никольского мон-ря), святой ввел общежительный устав (это было значительным событием, т. к. большинство мон-рей Новгородской земли сопротивлялись введению общежительства). Благодаря щедрым пожертвованиям в обители был возведен деревянный собор в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное досками. По-видимому, уже при Д. мон-рь начал обзаводиться земельными угодьями. В Минейной редакции Жития упоминается монастырское поле в 2 верстах от обители, его возделывал монастырский работник Григорий, к-рого любил посещать Д.

http://pravenc.ru/text/178017.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010