В Вологодской области прошел областной семинар журналистов, пишущих на православные темы Вологда, 23 марта 2007 г. В Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре прошел областной семинар журналистов, пишущих на православные темы. Его организовал областной комитет информации, печати и телерадиовещания. В семинаре принимали участие архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, советник Губернатора Вологодской области Надежда Дойникова, священник Александр Лебедев,журналисты из Вологды и Череповца, Харовска и Кичменгского Городка, Грязовца и Никольска, сообщает сайт газеты «Красный Север» . Фото сайта газеты «Красный Север». Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан в выступлении на семинаре привел слова старца Паисия Святогорца: «Если бы Христос пришел в наш мир сейчас, я думаю, что для проповеди Евангелия в мире Он избрал бы, скорее всего, не рыбаков, а журналистов». «Для сотрудничества необходимы общие цели, которых мы хотим достичь», - сказал Владыка. И если миссией Православной Церкви является, среди прочего, просветительство и миротворчество, то и наши СМИ, в силу своего огромного влияния на людей, не должны быть в стороне от этих благих целей. В российском обществе, по словам Владыки, видно стремление, горячее желание многих людей вернуться к своим корням, культурным, и духовным, и этому желанию должны способствовать наша печать, радио, телевидение. Каким образом? Архиепископ Максимилиан убежден: СМИ обязаны давать достоверную информацию о Церкви, рассказывая о главной - внутренней - стороне христианских праздников, об их значении для души человека, показывая людям спасительность приобщения к жизни во Христе. К сожалению, заметил Владыка, зачастую главное подменяется второстепенным, и зрители, читатели, слушатели гораздо больше узнают только о внешней - обрядовой - стороне христианства, совершенно упуская из виду смысл события: «Если вам подают красиво расписанную чашу, но внутри она оказывается пустой, то, согласитесь, радости вы при этом никакой не испытаете», - сказал архиепископ. Точно так же и в случае с ознакомлением человека с каким-либо церковным событием: без знания его внутреннего смысла сообщение о нем оказывается ненасыщенным, полым.

http://pravoslavie.ru/21460.html

В Вологодском кремле развернута выставка современного храмового искусства «Безмолвная проповедь». Экспозиция знакомит с историей становления Иконописной школы при Московской духовной академии, с творческими работами выпускников и преподавателей школы. Господь Вседержитель. Мозаика    Общий вид иконостаса в храме св. вмч. Екатерины в Риме    Фрагмент росписи и мраморной резьбы. Храм св. вмч. Екатерины в Риме    В маленькой Вологде впервые в России одновременно представлены работы художников-иконописцев четырех мастерских, образованных выпускниками и преподавателями Иконописной школы при Московской духовной академии: самой Иконописной школы при МДА; Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева, возглавляемого А.Н. Солдатовым; творческой мастерской Анатолия Алешина; группы мастеров «Скиния» под руководством Валерия Федорова. Кроме того, представлены иконы вологодских святых – древних и недавно прославленных, выполненные в мастерской при Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре , где также трудятся выпускники Иконописной школы. Когда лучшая живопись, прекрасная музыка, добрая литература, хорошее кино становятся редкостью, когда для того, чтобы найти эту жемчужину, приходится действительно разгребать кучи грязи, вылившейся на нашу культуру и искусство и обесценившей сами эти понятия, то, увидев настоящее искусство, сердце несказанно радуется. Радуется и оттого, что убеждаешься в его воле к жизни, в стремлении и желании представляющих его людей не дать ему умереть. Подлинное искусство не может не говорить о Боге. Если оно знакомит человека с красотой созданного Богом мира, то, следовательно, приглашает и лучше узнать его Создателя. При этом оно предлагает потрудиться над собой для того, чтобы это было на самом деле узнаванием Бога, а не поверхностным знакомством. Не «что-то там есть, может быть», а «Господи, а я Тебя знаю. И хочу узнавать всегда». И искусство Церкви становится в этом случае просто необходимым, помогающим человеку трудиться: размышлять, задавать новые вопросы, радоваться. Ведь радоваться тоже надо уметь, это тоже труд.

http://pravoslavie.ru/64330.html

Второй фестиваль православной кухни состоялся в Вологде 12 июня 2023 г. 17:41 10 июня 2023 года в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре города Вологды состоялся II областной фестиваль православной кухни. Для вологжан и гостей города на территории монастыря работали ярмарки с продукцией предприятий города. Выпечку представили приходы Вологодской епархии . Организаторами выступили Вологодская митрополия , департамент экономического развития Вологды, центр содействия развитию предпринимательства и Вологодский кооперативный колледж. Это уже второе подобное мероприятие — годом ранее состоялся I областной конкурс постной трапезы. Фестиваль посетили много вологжан и гостей города, поэтому организаторы приняли решение сделать его ежегодным. Второй областной фестиваль начался с совместной молитвы. В Спасском соборе Спасо-Прилуцкого монастыря собрались участники и гости фестиваля совершить молебен о семье, который возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий в сослужении духовенства города Вологды. Перед началом богослужения митрополит Савва поклонился раке с честными мощами преподобного Димитрия Прилуцкого — основателя обители, погребенного в нижнем храме Спасского собора монастыря. После богослужения на экране, установленном над главной сценой фестиваля в монастырском саду, был показан видеоролик о Первом фестивале. Участников и гостей фестиваля приветствовали глава Вологодской митрополии, мэр Вологды С.А. Воропанов и депутат областного Законодательного собрания М.В. Денисова. В монастырском саду прошла ярмарка «Вологда православная», на которой представили свою продукцию предприятия города. Там же для детей прошли мастер-классы, на которых студенты Вологодского кооперативного колледжа учили создавать картины из круп, расписывать пряники, свертывать салфетки. Монастырские трапезные стали местом проведения конкурса православной кухни. В нем участвовали около 40 представителей приходов храмов, а также предприятий общественного питания из Вологды, Кирилловского, Никольского и Междуреченского районов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Глава Вологодской митрополии принял участие в благотворительном концерте «Мы вместе» и духовно-просветительском молодежном форуме «Со-трудничество» 18 февраля 2024 г. 15:09 15 февраля 2024 года, в праздник Сретения Господня, День православной молодежи, в Вологодском областном колледже искусств состоялся благотворительный концерт «Мы вместе!» в поддержку участников СВО. Концерт прошел в рамках духовно-просветительского молодежного форума «Со-трудничество» и приурочен к Дню православной молодежи. Все собранные средства будут направлены в поддержку участников специальной военной операции. Открыл концерт ансамбль народной песни «Веселый лоскуток» и ансамбль народного танца «Кружева» Вологодского городского Дома культуры. Артисты исполнили музыкально-хореографическую композицию «Славься, Русь!» Участников концерта и зрителей приветствовал митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . Владыка поблагодарил организаторов, участников, партнеров и добровольцев, которые помогли организовать мероприятие, призвал на них Божие благословение и выразил уверенность, что поддержка вологжан поможет участникам СВО с честью выполнить свой воинский долг. В благотворительном концерте приняли участие лучшие самодеятельные исполнители и коллективы и области, многие из которых носят почетные звания «народный» и «образцовый художественный». Завершил концерт сводный хор Вологодской духовной семинарии и центра творческого развития детей и молодежи «Синергия». Юные хористы вдохновенно исполнили песню «Многая лета Русской земле!» В этот же день в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре прошел итоговый день IX Духовно-просветительского молодежного форума «Со-трудничество». Организаторами форума выступили: Вологодская митрополия , молодежный центр «Гор.сом 35» при поддержке управления по молодежной политике администрации города Вологды, Вологодский государственный университет, центр творческого развития «Синергия», духовно-просветительский центр «Северная Фиваида», областной центр по развитию добровольчества «Провода», молодежный парламент Вологодской области, клуб молодых семей «Счастливая семья», баскетбольный клуб «Чеваката».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Пост: духовная аскеза без духовной дистрофии Для современного человека, на мой взгляд, гораздо важнее воспитать в себе воздержание от чрезвычайного вреда агрессивного окружающего мира — я имею в виду, прежде всего, суету, связанную с телевидением, интернетом, СМИ. Вот где суета, осуждение, похоть и прочие «прелести»! Вот от этого надо воздерживаться всеми силами! 3 декабря, 2013 Для современного человека, на мой взгляд, гораздо важнее воспитать в себе воздержание от чрезвычайного вреда агрессивного окружающего мира — я имею в виду, прежде всего, суету, связанную с телевидением, интернетом, СМИ. Вот где суета, осуждение, похоть и прочие «прелести»! Вот от этого надо воздерживаться всеми силами! Пост — и долгожданно-радостное, но и очень ответственное время. Как провести Рождественский пост так, чтобы ощутить и сохранить в своей душе эту ответственную, серьезную, подлинную радость? Об этом мы беседуем с игуменом Дионисием (Воздвиженским), наместником Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Игумен Дионисий (Воздвиженский) — Отец Дионисий, поздравляю Вас с началом поста. Знаю, что многие считают: монахи должны поститься как-то по-своему, миряне — своим каким-то образом. Так ли это? — По моему мнению, пост касается решительно всех — как монашествующих, так и мирян. И мера поста — разная — относится к каждому отдельному человеку, будь он мирянин или монах. Да, конечно, в нашем монастыре церковный устав о посте мы стараемся соблюдать строго. Но это касается в первую очередь опытных монахов , взрослых, крепких людей. В Прилуцком монастыре находится отделение ставленников Вологодского православного духовного училища, где учатся по большей части люди молодые, не очень опытные. Поэтому я считаю не совсем разумным налагать на таких неокрепших еще юношей все строгости поста — они просто не смогут их выдержать. Раньше юные ставленники во время строгого поста убегали в магазин за едой — смешно, конечно, но ребята голодали. Зачем такой непосильный телесный пост? Нам, я думаю, не нужны ставленники и священнослужители-дистрофики: как в смысле физическом, так и в духовном. Так что, повторюсь: пост телесный, по моему мнению, относится по большей части к окрепшим уже людям. А молодым ставленникам гораздо лучше поститься, выполняя какую-то полезную физическую работу, учиться послушанию.

http://pravmir.ru/post-duxovnaya-askeza-...

Состоялись I образовательные чтения Вологодской митрополии 8 ноября 2014 г. 16:11 6 ноября 2014 года в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре г. Вологды состоялись I образовательные чтения Вологодской митрополии «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси». В форуме приняли участие духовенство митрополии, представители ведущих высших и средних учебных заведений Вологодчины, как светских, так и духовных, учреждений культуры. В своем слове митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий отметил, что ставшие традиционными на Вологодской земле Димитриевские образовательные чтения в этом году претерпели качественное изменение: выйдя на уровень митрополии, чтения расширили состав участников, повысилось их общественное значение. Архиерей напомнил собравшимся о знаменательной дате 1000-летия со дня преставления равноапостольного князя Владимира, которая будет отмечаться в 2015 году, и подчеркнул неоценимое значение личности святого князя в истории и современности России и всего христианского мира. Затем с приветствием к собравшимся обратился избранный епископом Череповецким и Белозерским архимандрит Флавиан (Митрофанов) . В своем слове он подчеркнул, что решение Священного Синода об образовании Вологодской митрополии является исторической вехой, новым этапом развития церковной жизни Вологодского края. Со словами приветствия обратились представители департамента образования администрации Вологды и департамента гуманитарной политики Вологодской области. Открывая пленарную часть чтений, с основным докладом «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» выступил архимандрит Флавиан (Митрофанов). Докладчик рассказал об историческом значении выбора князем Владимиром христианской веры и его связи с современностью. Доктор исторических наук, профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин в докладе «Духовно-нравственные основы Российской цивилизации в современном образовании» приоритетное внимание уделил воспитанию патриотического самосознания молодого поколения, сделав обзор понимания патриотизма в разные исторические эпохи.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/3...

Спаси жизнь Алфею Деньги на операцию Алфею уже собраны! Да спасет Господь всех жертвователей! Благодарим за помощь Алфею Алфей Заморышев Когда читаешь историю болезни Алфея, становится не по себе: как у такого молодого человека может быть целый «букет» заболеваний? Судьба этого парня – нелегкая. Испытания начались уже после появления его на свет. Через несколько дней после его рождения обнаружили тяжелое заболевание: аномалию развития почек – двусторонний уретерогидронефроз и кисту левой почки. Это привело к развитию хронической почечной недостаточности, гипертонии и энцефалопатии. В больнице Алфею пришлось пролежать восемь месяцев. После этого мать отказалась от больного сына. Ему пришлось воспитываться до 8-ми лет в детском доме г. Череповца. Потом его направили в Харовскую школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Там Алфей окончил 11 классов. Сейчас Алфей проживает в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре г. Вологды, выполняет послушания пономаря, трапезника, иподиакона, библиотекаря. Юноша отличается добротой, каждому готов помочь, не отказывается ни от какой работы. Алфей хочет посвятить свою жизнь Богу. Он окончил воскресную школу, ходил на занятия в Вологодское православное духовное училище, но по состоянию здоровья ему пришлось уйти, проучившись всего полгода. Много времени проводит на процедуре гемодиализа, которая отнимает у него много сил. Быстро устает, постоянно хочет пить, но много потреблять жидкости ему нельзя, так как в организме скапливается вода, а избавиться от нее можно только через диализ. Жить Алфею останется недолго, если не сделать операцию по пересадке почки, стоимостью 1.600.000 рублей (на данный момент собрано около 570 тыс. рублей). Эти деньги нужны для пересадки почки и диализа, который делают за плату. Если не сделать такую операцию, то со временем организм больного человека быстро слабеет и человек умирает. Врачи говорят, что жизни у Алфея с диализом осталось 4-6 лет, без него – несколько месяцев. Родственники не в состоянии оплатить эту дорогостоящую операцию, а от государства приходится долго ждать помощи. Обращаемся с просьбой о помощи благочестивому юноше ко всем, кто в состоянии это сделать!

http://pravoslavie.ru/49056.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ († 11.02, ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, игум., основатель Димитриева Прилуцкого в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужского монастыря . Источники Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий, с 16 клеймами жития. Икона. Ок. 1503 г. Мастер Дионисий. (ВГИАХМЗ) Основным источником сведений о святом является его Житие, известное более чем в 200 списках и неск. редакциях. Наиболее вероятным его автором считается 5-й игум. Спасо-Прилуцкого мон-ря Макарий, имя к-рого названо в большинстве списков всех редакций (игум. Макарий упом. в монастырских актах в 1471, в 1475 в обители был уже др. настоятель; см.: Рыков Ю. Д. Новые акты Спасо-Прилуцкого мон-ря XV в.//Зап. ОР [ГБЛ]. М., 1982. Вып. 43. С. 1-4, 95-98, 105). Составляя Житие Д., по-видимому, в нач. 70-х гг. XV в., игум. Макарий основывался на рассказах 2-го игумена Спасо-Прилуцкого мон-ря и ученика Д. Пахомия. Старшие списки Жития позволяют говорить о существовании к кон. XV в. как минимум 2 редакций текста - Ранней (по мнению Т. Н. Украинской (Беловоловой), наиболее близкой к первоначальному тексту) и Минейной; не исключено существование тогда же одной из проложных редакций. В более подробной Минейной редакции приведен ряд сведений, отсутствующих в Ранней редакции, содержится описание большего числа чудес. Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие, с 20 клеймами жития. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Ранняя редакция Жития прошла неск. этапов формирования: вначале это был текст без предисловия и похвалы святому, с описанием 5 чудес (этот вариант известен в списках: РГБ. Ф. 256. 96, XVI в.; РГБ. Ф. 304. 790, XVI в.; РГБ. Ф. 178. 697, XVIII в.; РНБ. Тит. 844, XVIII в.). Позднее были добавлены 2 чуда (на наличие такого варианта текста указывал В. О. Ключевский ), потом еще одно чудо. Последний по времени вариант Ранней редакции, содержащий предисловие и похвалу, отражен в найденном Л. А. Дмитриевым списке РНБ. Погод. 1332 ( Дмитриев. 1988. С. 190-194).

http://pravenc.ru/text/178017.html

Димитриев Прилуцкий монастырь Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Гос-подня мужской монастырь (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на лев. берегу р. Вологды. Название Прилуцкий получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно в период между 1378 и 1382 г. Впервые Д. м. упоминается в «Уставе Святыя горы» (кон. XIV в.) - послании архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифея ученику прп. Димит-рия, настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце» священноиноку Па-хомию (Никольский. Мат-лы. С. 141-144). Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в 3-й четв. XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником иноком Пахомием остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа, постро-ил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Воло-годской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димит-рий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения но-вой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по про-звищу Выпряг - предоставили преподобному поле для основания обители. Соглас-но Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренеб-регли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, к-рое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находив-шийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре с помощью жителей Вологды и окрестных селе-ний была построена деревянная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животво-рящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное доска-ми. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также б-ка. В 2 вер-стах от мон-ря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУНИЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Дуниловская Казанская икона Божией Матери Дуниловская Казанская икона Божией Матери (празд. 29 июня), чудотворный образ, местночтимая святыня Вологодской епархии. Согласно Синаксарю (1738-1748?, утрачен в 1861; текст воспроизведен в кн.: Лебедев В. Сказание о чудотворной Дуниловской иконе Божией Матери и о Дуниловской Богородской пуст. Вологда, 1899), икона явилась в 1677 г. «близ Андангских починков», в устье р. Дуниловки, впадающей в р. Юг. В праздник апостолов Петра и Павла ее в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места Диомид Крохалёвский, «государев крестьянин», приписной к Кичменгскому Городку. Диомид поместил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре вместе с сыновьями поставил на месте явления одноглавую 8-гранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом (не сохр.), где поместил икону. Весть об обретении иконы облетела округу. Священники с причтом приходили на место явления и совершали молебны перед чудотворной иконой, к-рая исцеляла многих больных из окрестных сел и деревень. Вблизи часовни возникло поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет подвизался возле часовни как монах-отшельник. В наст. время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком с натянутой тетивой, как на гербе Вятки. Д. и. (62,5×37,3 см) 2-частная: в верхнем регистре - образ Божией Матери типа «Казанская» с предстоящими прор. Илией и арх. Михаилом, в руках у которого соответственно скипетр и держава, в нижнем ярусе представлено изображение свт. Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от к-рого в круглых медальонах изображены Тихон, еп. Амафунтский, и вмц. Параскева. Во 2-й пол. XIX в. великоустюжскими мастерами на средства (600 р.) никольского купца А. П. Рыжкова был изготовлен серебряный оклад иконы, весом ок. 2,5 кг, имел эмалевые поля и каменья в венцах. В нач. XXI в. оклад восстанавливали в мастерской Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса мон-ря ; одновременно для вологодских храмов выполнялись списки Д. и.

http://pravenc.ru/text/180581.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010