Тропарь преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, ради сретения его образа в Вологде, глас 4 Возсия днесь, яко солнце,/пречестный образ священнолепнаго твоего подобия,/паче солнца лучами чудес твоих всех озаряя,/тьму бесовскую без вести творя,/егоже радостно сретаху,/духовныя лики составльше,/непрестанно вопием ти:/Димитрие, отче наш, моли Спаса всех/сохранити град твой и страну нашу,/стаду твоему спасение подавая//и велию милость. Кондак преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому, ради сретения его образа в Вологде, глас 8 Христа единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще://радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение. Молитва преподобному Димитрию, игумену Прилуцкому, Вологодскому О, священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче Божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение» Курская-Коренная

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

1918 год начался в монастыре обыском и описью имущества; часть зданий были заняты красноармейцами и складами. Однако еще нескольких лет после этого в Спасском соборе совершались богослужения, действовала часовня в селе Прилуки. Чтобы избежать осквернения национализированных храмов, расхищения богослужебной утвари, книг и святых икон, настоятель организовал при монастыре церковную общину из местных жителей. В 1919 году началось изъятие из монастырских храмов церковной утвари и убранства икон для сдачи в Госфонд, в помощь голодающим Поволжья, продолжавшееся до 1923 года. В один из дней вывезли более двух пудов серебра. Вскоре уездный исполком принимает решение о выселении из монастыря архимандрита Нифонта (Курсина), семи монахов и восьми послушников. Начавшееся закрытие монастыря вызвало протест прихожан, некоторые из них были арестованы и заключены в тюрьму. В августе 1924 года монастырь был закрыт, договор с общиной расторгнут, храмы и колокольни опечатаны. В 1991 году монастырь открылся вновь для монашеского братства. Здесь сохраняются многовековые традиции монастырских церковных служб: ежедневно совершается полный круг богослужения по древнему чину. С 1992 года в обители 24 февраля совершается празднование памяти преподобного Димитрия Прилуцкого и 1 июня – благоверного князя Иоанна Андреевича Угличского, в монашестве Игнатия Прилуцкого. В 1642 году в подклети собора был устроен храм во имя святого основателя монастыря, в котором пребывают главные святыни монастыря – под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких. В дни больших церковных праздников на гробницу преподобного Димитрия по обычаю вместо иконы возлагают вышитый покров. По сторонам гробницы находятся две чтимые иконы. Одна – копия-список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием и с ней игуменский посох и часть вериг святого. Другая – Пресвятой Богородицы «Страстная», написана иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Пречистая Богородица явила помощь афонским инокам в XIII веке, во время нападения пиратов на монастырь. Благодаря вмешательству Божией Матери он стал невидим в тумане и избежал разорения, а икона Ее получила название «Фовера Простасиа» – «Страшная Защита». Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого , Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина . Особенно почитаема в обители икона Божией Матери «Скоропослушница» – список чудотворного афонского образа, который был создан иконописцами на Святой Горе и привезен в обитель в 1910 году. Каждую пятницу перед этой иконой братия совершает молебен Пресвятой Богородице. Местно почитаемая древняя Казанская икона Божией Матери в драгоценной ризе после закрытия монастыря оказалась в вологодском музее, но неоскудевающая милость Божия даровала утешение братии и прихожанам другими Ее иконами.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Повторное открытие. Конец XX — начало XXI века. В августе 1990 года церкви была передана надвратная Вознесенская церковь. В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. Дважды, 13—14 августа 1992 года и 16—17 июня 2007 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Современное состояние [ править править код ] В 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. 24 февраля 1992 года, в день памяти Димитрия Прилуцкого (600-летие преставления), монастырь был полностью возвращён Русской православной церкви. В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлён ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Ежедневно совершается полный круг богослужений. Содержится подворье и монастырская воскресная школа. В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] В 1642 году в подклете собора был устроен престол во имя святого Димитрия, в котором пребывают главные святыни монастыря — под спудом мощи преподобного Димитрия и Игнатия Прилуцких. В подклете также находятся чтимые иконы — список чудотворного образа преподобного Димитрия с житием (с ней игуменский посох и часть вериг святого) и Пресвятой Богородицы «Страстная», написанная иконописцами монастыря Кутлумуш на Афоне в память о несохранившейся келейной иконе преподобного Димитрия. Близ гробницы преподобного Игнатия Прилуцкого пребывают вериги, по преданию носимые подвижником, а также ковчег с частицами Ризы Господней, мощей святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого , Сорока мучеников Севастийских, преподобного Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Прилуцки...

21-го числа ноября в пятницу, в праздник Введения во храм Пресвятыя Богородицы и в торжество о выздоровлении Ее Императорского Величества от оспы, отъехавши от Новленского яму десять верст, для отслушания всенощной и литургии, в восьмом часу по полуночи остановились в Сямской пустыньке. Сия пустынька построена для явленного Рождества Пресвятыя Богородицы небольшого образа, чему в проезд мой минуло больше ста лет. Во всем она зависела от Каменского бывшего на острову Кубинского озера монастыря; по упразднении ж, в открытие штата того и оная уничтожена. А для наблюдения, чтоб в церкви отправлялось подлежащее богослужение, отдана она и с отмежеванною пашенною и сенокосною землею в ведомство Димитриева Прилуцкого монастыря, из коего в нее присылается по одному иеромонаху, да за штраф на смирение белые священники, диаконы, дьячки и пономари на срочное время, и живут в нем на собственном своем содержании, не получая монастырского даже и хлеба. Присылаемые ж в строители иеромонахи, нанемными на монастырские сборные за разные службы, за продажный хлеб, сено и скот деньги, работниками обрабатывают пахотную и сенокосную землю; остающийся за годовым продовольствием хлеб, сено и за лишний скот продают, чем и справляют церковные потребы и довольствуются сами, не получая из Прилуцкого монастыря своего штатного жалованья. Во оной Сямской пустынке старинного строения каменная двуэтажная церковь; вверху один храм Рождеству Пресвятыя Богородицы; внизу настоящий - Благовещению Пресвятыя Богородицы; придельные - Рождеству Иоанна Предтечи и первоверховным апостолом Петру и Павлу. (Во оные четыре храмовых праздника повсягодно бывают в сей пустыньке ярмонки, на которые с разными немецкими и московскими товарами приезжают вологодские, кирилловские и белоезерские купцы, и тех же уездов собираются крестьяне с домашними своими рукоделиями и продуктами). Одна каменная небольшая связь келей, в которых жил в мой проезд строитель иеромонах Анатолий. Деревянная кругом монастыря с лавками ограда и скотный с двумя черными избами двор.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/18/...

Исцелялись у гроба преп. Димитрия бесноватые и слепые, а князь Андрей Ржевский, впавший в окончательную слабость, исцелился от пьянства, будучи положенным у гроба старца. Не раз Димитрий Прилуцкий являлся в облике седовласого старца разным людям, и один из таких случаев, отмеченный многими очевидцами, произошел, когда к Вологде подошла захватническая рать князя Дмитрия Шемяки. «Старец, весь сиявший неизреченным светом», с двумя белоризцами большими бревнами укреплял городские стены». Город удалось отстоять. Прилуцкий монастырь рос и прославлялся. Его в 1528 г. посетили Великий князь Василий III Иоаннович с супругой Еленой Глинск ой, они побывали также в Кирилло-Белозерской и Ферпонтовской обителях с конкретной целью: вымолить наследника. И родился сын, Иоанн IV Васильевич . Сохранивший благодарную приязнь к вологодской обители: в послании кирилло-белозерским старцам царь упоминал Дмитриеву Спасову Прилуцкую обитель в ряду тех, которые «благочестием стоят и неоскудны бывают». Иоанн Грозный в 1545 г. приезжал сюда на богомолье, а в 1552 г. взял из монастыря Киликиевский крест преп. Димитрия при сборах в Казанский поход. Игумены Прилуцкого монастыря присутствовали на избирательных соборах в столице, созываемых для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 г. - Бориса Годунова, а в 1613 г. - Михаила Феодоровича Романова. Монастырь сильно пострадал в Смутное время , последствия которого Россия не может преодолеть, похоже, по сей день. Известно, что на снаряжение армии М. В. Скопина-Шуйского в 1610 г. Димитриева обитель передавала денежные средства и серебряные изделия. А когда шли военные действия в 1612 г., и геройски отличился соседствующий Кирилло-Белозерский монастырь, Прилуцкая обитель кормила сражавшихся за Русь стрельцов и казаков, снаряжала ополчение. Увы, монастырь в октябре 1612 г. был разорен польско-литовскими захватчиками, а в 1613-1614 гг. - отрядами сибирского царевича Араслана Алеевича с татарами и казаками, которые были посланы для охраны Вологды. История повествует, что 18 декабря 1619 г. в трапезной палате Спасо-Прилуцкого монастыря погибло 200 человек, включая 59 монахов.

http://pravoslavie.ru/59763.html

Не лучшим оказалось и состояние храмов. Так, в ц. в честь Спаса Нерукотворного, по словам составителя записок, «все закоптело, всюду масса пыли… от спертого воздуха трудно дышать. В углах две неуклюжие печи, видно по всему, что они тепла дать не могут… Служебные книги буквально все истрепаны… Одежда на престоле вся полинялая, из синей обветшавшей материи. Другой на смену не имелось. Церковная утварь ветхая». Еще более ветхими оказались скотный двор, баня, погреб, амбар и др. хозяйственные постройки (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 13. С. 339-343). Главной задачей игум. Нектария стал капитальный ремонт всех зданий. В 1908 г. на средства благотворителей был куплен 311-пудовый колокол, затем приобретены вся необходимая богослужебная утварь, одежда, книги. Храмы и другие строения По описи 1567 г., в К. м. существовало 3 храма: соборный во имя свт. Николая Чудотворца, в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Димитрия Прилуцкого (Список отписной Коряжемского Николаевского мон-ря//АЮБДР. Т. 3. Стб. 388-397). Возможно, устроение храма, посвященного прп. Димитрию, связано с особым почитанием насельниками Прилуцкого подвижника. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные иконы преподобного, отмеченные в монастырской описи ( Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. 2012. 1. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 332). В 1631-1632 гг., при игум. Антонии, над воротами была построена Благовещенская ц., а на колокольню повешены часы, доставленные из Вел. Устюга. Вероятно, в 40-х гг. XVII в. началось возведение теплой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Во вкладной и в кормовой книге мон-ря имеется запись о том, что в 1644 г. на строительство храма дал вклад 30 р. игум. Александр (впосл. епископ Вятский и Великопермский). По писцовым книгам 1625 и 1645 гг., в К. м. стояли деревянные холодный Никольский собор, теплая Димитриевская ц., надвратная Благовещенская ц., колокольня с 7 (в 1625) и с 9 (в 1645) колоколами.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Церковь причислила преподобного Димитрия Прилуцкого к лику святых и установила день празднования его памяти 11/24 февраля. Игуменом Макарием составлена была Служба, по которой совершается богослужение в день памяти Святого. В XVI веке было установлено празднование 3/16 июня Сретения иконы преподобного Димитрия Прилуцкого в память о помощи святого русскому войску во время похода на Казань в 1487 году. По преданию, великий князь Иоанн III в 1503 году прислал в монастырь новую, богато украшенную икону чудотворца Димитрия с житием работы московского иконописца Дионисия. Она почиталась в обители чудотворной, в 1924 году была вывезена в музей. Монастырская рукопись сообщает о присылке и царем Иоанном IV 3 июня 1580 года из Москвы в Вологду образа преподобного Димитрия, который был торжественно встречен и принесен в обитель при игумене Иоакиме. В день праздника вологжане совершали Крестный ход с чудотворными иконами из Вологды в монастырь, где правящий архиерей служил литургию с собором духовенства, а затем - молебен Святому. С 1996 года церковное празднование Сретения иконы преподобного Димитрия возобновлено, только Крестный ход совершается вокруг обители с новой иконой - копией древней святыни. В XVI столетии Спасо-Прилуцкий монастырь достиг расцвета. Епископы Великопермские и Вологодские жили в то время вдали от Вологды, в Усть-Выми. По их поручению игумен Мисаил (Панкратьев, 1510-1538 гг.) в отсутствие архиерея управлял делами вологодского духовенства. В монастыре при нем началось каменное строительство, появилась первая приписная обитель - «монастырёк» на реке Великой, основанный преподобным Димитрием. В первой половине XVI столетия с Прилуцкой обителью тесно связалась судьба князей Угличских - Иоанна и Димитрия. Угличским княжеством в конце XV века владел князь Андрей Васильевич - старший брат Иоанна III. Во время междоусобицы, усомнившись в преданности брата, великий князь заключил князя Андрея в темницу. Та же участь постигла его малолетних сыновей - 13-летнего Иоанна и 12-летнего Димитрия, взятых под стражу в Угличе.

http://sobory.ru/article/?object=00237

Новую обитель иноческую, зачинаемую в пустыни, видевше окрестнии жителие грубостию нрава содержимы, гневахуся на тя, преподобне отче, и поношаху тя, яко поселился еси на земли их. Ты же по евангельскому Христову глаголу места гневу не уступая, отшел еси от тоя пустыни и ко граду Вологде приблизился еси, в предградии его на Прилуцех поселитися возжелав, да чествуем тя, яко отца и первоначальника иноков вологодских, и песенно тебе вопием: Радуйся, пустыннолюбивая горлице, от шума мирскаго в благоотишие пустыни отлетевшая. Радуйся, незлобивая голубице, гневом неразумных человек не уязвленная. Радуйся, мудрый странниче, иский отечествия горняго. Радуйся, худые и многошвенныя ризы носивый. Радуйся, веригами железными тело твое обложивый. Радуйся, крест Христов, яко оружие непобедимое, спутника себе стяжавый. Радуйся, икону Пресвятыя Богородицы, яко стену ограждения, всегда с собой имевый. Радуйся, пустыню бесплодную благодатно уплодоносивый. Радуйся, Димитрие, великий чудотворче. Кондак 8 Странник и пришлец был еси во граде Вологде, преподобне отче наш Димитрие, ныне же присный предстатель и заступник его, видев бо сей град, церквами святыми благоукрашенный, возлюбил еси его, и по умолению жителей его на Прилуцех в предградии место уединенное обрет, на нем вселился еси, и честный крест рукама своима соделав, водрузил еси, начало обители Спасовой полагая и присно воспевая распеншемуся на кресте Царю славы Христу: Аллилуиа. Икос 8 Весь в Бозе быв, преблаженне отче, о временных вещех не заботился еси, и обитель твою на Прилуцех не толико богатством, колико слезами и подвигами твоими молитвенными созидал еси, всецело уповая на Спаса Христа, яко Сам препитает тя с братиею твоею: и тако бысть по вере и молитве твоей: ни в чесом бо лишен был еси, но во всех потребных к житию изобиловал еси Промыслом Божиим дивным. О сем тя хвалим и взываем сице: Радуйся, с посохом странническим во град Вологду пришедый. Радуйся, в нем второе отечествие себе обретый. Радуйся, любовию о Христе крепце его возлюбивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

  Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор. Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: " Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей - с ними и я спасен буду, если погубишь - с ними и я погибну " . В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). " Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского " , написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли - преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий " о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил " . Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной.     " Процвела земля Русская в лета княжения его " ,- свидетельствует названное " Слово " . Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена " Задонщина " , вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=833

Архитектурный ансамбль Д. м. сохранился полностью. Собор в честь Всемило-стивого Спаса был возведен на месте деревянной церкви. Для завершения строи-тельства по жалованной грамоте 1541 г. царя Иоанна IV Васильевича монастырские вотчины на 5 лет были освобождены от всех податей. Собор 5-главый, 4-столпный, с 3 полуциркульными апсидами, на высоком подклете. Имеет подпружные арки, сли-тые со сводами рукавов подкупольного креста, снаружи переход к барабанам со шлемовидными главами оформлен 2 рядами закомар слегка килевидных очертаний. Благодаря такому расположению закомар, а также тому, что центральная глава зна-чительно выше боковых, композиция обретает выразительную устремленность вверх. Каждая из стен разделена широкими лопатками на 3 прясла. Архитектурный декор отличается скупостью, широкий орнаментальный пояс расположен под карни-зами барабанов, пояс полуциркульных нишек украшает апсиды. С постройками рос-товских мастеров в Кирилло-Белозерском мон-ре собор Всемилостивого Спаса сближают элементы архитектурного орнамента из кирпича (килевидные арочки, прямоугольные нишки и бегунец, балясины), детали порталов, профилировка цоко-ля. В кон. XVI в. собор был покрыт белым железом; по описи 1623 г. у большой гла-вы яблоко было золоченое. Собор окружали с 3 сторон 2-этажные галереи, перестро-енные в сер. XVII в. в закрытые паперти. Тогда же были сооружены крыльцо и риз-ничная палатка с северо-востока, имевшая отдельный вход из алтаря и перестроен-ная в 1759 г. В боковых апсидах в верхнем этаже собора располагались приделы во имя прп. Димитрия Прилуцкого (юж.) и ап. Иоанна Богослова (сев.). Димитриевский престол к 1642 г. был перенесен в подклет, а на его место ок. 1655 г. перемещен престол ап. Иоанна Богослова, в 1782 г. переименованный в Преображенский. В 1776 г. в соборе сделаны хоры. Пожар 17 сент. 1811 г. уничтожил все убранство и повредил главы. В 1813-1815 гг. при возобновлении храма крестьянин с. Заозерья Угличского у. Яро-славской губ. С. И. Стрелков изготовил новый резной иконостас. 3 июня 1817 г. со-бор был освящен еп. Вологодским Онисифором (Боровиком). К 1842 г. был настлан чугунный пол, устроены 4-скатное покрытие кровли и кувшинообразная форма глав. В 1856 г. московский живописец Т. Ф. Волков выполнил роспись на стенах, сводах и в центральном куполе (иконостас и роспись не сохр.).

http://sedmitza.ru/text/569246.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010