4. и святого Диадоха, епископа Фотики в Иллирике, который написал сто глав монашеского учения. Приложение 3. Схолия об имени блаженного Диадоха 56 Многие недоумевают об имени блаженного отца нашего Диадоха: является ли оно именем собственным или, может быть, обозначает «преемство» в учении, заступничестве или в каком другом благочестивом деле. Также спрашивают и о том, почему он заключил все иноческое житие в десяти определениях, или, так сказать, типах и правилах; а еще о том, почему он развернул свое учение на сто глав. Необходимо нам сказать обо всем этом и разъяснить то, о чем все спрашивают вплоть до настоящего времени. Ведь если уже начало книги порождает в читателях недоумение, непонимание и неясности, то захочется ли им узнавать и выяснять, что в ней дальше? Итак, скажем для начала вот о чем. Некоторые из имен изначально были даны многим людям пророчески из-за того, чтó должно было произойти и случиться через них. Так, имя Фомы указывало на его последующее сомнение и неверие в Божественное Воскресение 57 , потому что Фома на греческий язык переводится как «двойной» 58 (δδυμος) и «двусмысленный» помысел. Таким образом, имя апостола было предсказанием того, что должно было произойти в будущем. Также и Иосиф Прекрасный, когда оказался в Египте и сделался рабом, тогда получил от местных жителей имя Псофомфаних 59 , что переводится как «знающий неизреченное», ибо впоследствии он понял скрытые и неведомые вещи из снов фараона, объяснил их царю и предотвратил голод, который, согласно [снам], должен был наступить 60 . На нечто подобное, думаю, указывает и имя Диадох. Оно является именем собственным, однако являет и означает также и некое «преемство». Поскольку/он должен был стать преемником божественного Марка в его главах, и прибавить к ним нечто, и составить душеполезную и спасительную книгу, по этой причине он был назван Диадохом теми, кто давал ему изначально имя. Впрочем, это доступно, всем понятно и вполне очевидно из самого имени; мы же не должны останавливаться только на букве и легкодоступных понятиях и мнениях, но переходить к божественным и более высоким мыслям! Ведь те, кто воспринимает слова божественного Писания по видимой букве, вкушают сырую плоть Господа нашего Иисуса, разрывая ее наподобие зверей, так как Божественные Писания – это плоть Христа. Те же, кто воспринимает их духовно и аллегорически, – а аллегория делает не что иное, как объясняет, преподает и открывает букву и то, что ею обозначается, – те огнем Божественного Духа, горящим сердцем и пламенным желанием и усердием, конечно, пекут ее и насыщают свои души, насколько это возможно. «Буква, – говорит апостол, – убивает, а дух животворит». 61

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

«Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, в этом «таинстве будущего века», если бы не стояла перед ним задача научить ближнего; если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотябы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется» [ 26 ]. Именно любовь к Истине и к братьям по вере подвигала святых отцов бороться против «злобы еретиков» и касаться в своем учении таких духовных высот и предметов, о которых в другое время разумнее было бы молчать [ 27 ]. Б. БОГОСЛОВИЕ И ТЕОРИЯ. ЦЕЛЬ БОГОСЛОВИЯ На высотах Божественных Откровений человек желает лишь одного: безмолвно пребывать в созерцании открывшейся ему Божественной Реальности. Тогда не время для суждения о духовных предметах. Поэтому блаженный Диадох фотикийский пишет, что богословствовать можно лишь тогда, когда наблюдается некая средняя мера «в возбуждении духовном», когда разум человека еще способен находить соответствующие слова, в то время как «вожделенное осияние духовное питает веру говорящего» [ 28 ]. Очевидно, что если человек вовсе не имеет «осияния духовного», но порабощен плоти и страстям, то богословствовать ему запрещается. Святой Григорий Богослов пишет: «Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере, очищают и душу и тело. Для нечистого, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу» [ 29 ]. Из вышеприведенных слов блаженного Диадоха следует, что богословие занимает некое среднее место между созерцанием Божественного и рассуждением о Нем. Богословие причастно и созерцанию, достигаемому на вершинах молитвенного подвига, поэтому монах Евагрий говорит: «Богослов — тот, кто имеет чистую молитву», и в то же время богословие прибегает к рассуждению о вещах духовных [ 30 ]. Богословие не может быть сведено к одной теории. Оно использует теоретическое рассуждение, но не ограничивается им, ибо истинная цель богословия состоит не в приобретении суммы знаний о Боге, а в том, чтобы привести нас к живому с Ним общению, привести нас к той полноте ведения, где всякая мысль и слово становятся излишни. Об этом состоянии Христос говорил ученикам в прощальной беседе с ними: « Я снова увижу вас, и возрадуется ваше сердце, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы Меня не спросите ни о чем» (Ин. 16, 22-23). 4. Богословие, наука и философия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

" Можно с уверенностью сказать, что никто из святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта и навсегда пребыл бы в молчании, в этом " таинстве будущего века " , если бы не стояла перед ним задача научить ближнего; если бы любом " не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, хотябы одна душа услышит слово и, восприняв покаяние, спасется " Именно любовь к Истине и к братьям по вере подвигала святых отцов бороться против " злобы еретиков " и касаться в своем учении таких духовных высот и предметов, о которых в другое время разумнее было бы Б. БОГОСЛОВИЕ И ТЕОРИЯ. ЦЕЛЬ БОГОСЛОВИЯ На высотах Божественных Откровений человек желает лишь одного: безмолвно пребывать в созерцании открывшейся ему Божественной Реальности. Тогда не время для суждения о духовных предметах. Поэтому блаженный Диадох фотикийский пишет, что богословствовать можно лишь тогда, когда наблюдается некая средняя мера " в возбуждении духовном " , когда разум человека еще способен находить соответствующие слова, в то время как " вожделенное осияние духовное питает веру говорящего " Очевидно, что если человек вовсе не имеет " осияния духовного " , но порабощен плоти и страстям, то богословствовать ему запрещается. Святой Григорий Богослов пишет: " Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере, очищают и душу и тело. Для нечистого, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу " Из вышеприведенных слов блаженного Диадоха следует, что богословие занимает некое среднее место между созерцанием Божественного и рассуждением о Нем. Богословие причастно и созерцанию, достигаемому на вершинах молитвенного подвига, поэтому монах Евагрий говорит: " Богослов - тот, кто имеет чистую молитву " , и в то же время богословие прибегает к рассуждению о вещах Богословие не может быть сведено к одной теории. Оно использует теоретическое рассуждение, но не ограничивается им, ибо истинная цель богословия состоит не в приобретении суммы знаний о Боге, а в том, чтобы привести нас к живому с Ним общению, привести нас к той полноте ведения, где всякая мысль и слово становятся излишни. Об этом состоянии Христос говорил ученикам в прощальной беседе с ними: " Я снова увижу вас, и возрадуется ваше сердце, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы Меня не спросите ни о чем " (Ин. 16, 22-23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/7/fb...

Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 76–79. См.: S. Marc VErmite. Le bapteme. 22 (рус. пер.: Прп. Марк Подвижник. Слово 4. Ответ недоумевающим о Святом Крещении//Слова духовно-нравственные преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исаии Отшельника, Симеона Нового Богослова. Серг. П., 1911 (репринт: М., 1995). С. 87–88. — Ред.). Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 78 (рус. пер.: Добротолюбие: В 5 т. 2е изд. М., 1895–1901 (репринт: ТСЛ, 1992). Т. 3. 1900. С. 52). См.: Прп. Марк Подвижник. Слово 4//Слова духовно-нравственные… С. 87–88. Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 82 (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 55–56). Там же (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 57). Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 82 (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 57). Там же. 76 (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 51). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 7. 25 (рус. пер.: Указ. изд. С. 297). Это мы видим на примере, приведенном прп. Иоанном Кассианом (Собеседования египетских подвижников. 7. 27): “Авва Моисей… будучи сам отличным и несравненным мужем, за одно укорительное слово, которое при рассуждении, по какому-то предубеждению, несколько жестоко высказал касательно аввы Макария (Египетского), тотчас предан был такому злому демону, что одержимый им стал класть себе в рот человеческие извержения” (Указ. изд. С. 299–300). Блж. Диадох Фотикийский утверждает (см.: Сто глав. 81), что существует два рода бесов: “…одни более тонки, другие более грубовещественны. Тончайшие воюют на душу, а грубейшие плоть обыкновенно пленяют…” (Цит. по: Добротолюбие. Т. 3. С. 54). Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 86 (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 60). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 7. 24 (рус. пер.: Указ. изд. С. 297). Прп. Исихий Иерусалимский. История египетских монахов. М., 2001. С. 16. Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания//Вступ. статья, подг. греч. текстов и их рус. пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2001. С. 67, 69, 71 (греч. текст: PG. 3. Col. 432C, 433D-436A). См. употребленное сщмч. Дионисием Ареопагитом выражение (Col. 436B): “множество подверженных воздействию страстей” (рус. пер.: Указ. изд. С. 71).

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Еф. 2:7. 1553 Пс. 33:9. 1554 Деян. 4:17–18. 1555 Лк. 6:22. 1556 2 Кор. 4:13; Пс. 115:1. 1557 Пс. 83:6. 1558 Пс. 37:4. 1559 2 Петр. 1:19. 1560 Пс. 103:23. 1561 Буквально: «как знает дорога» (ς οδεν δς). 1562 Общий тропарь преподобному, глас 8; Ср.: Быт. 1:26. 1563 Буквально: «цвету». 1564 Варианты перевода: «за которой следует» или «которой приходит на смену». 1565 Евагрий Понтийский, Главы деятельные к Анатолию (приписываются Нилу Синайскому), 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах 18 — PG 79, 1221В. 1566 Еф. 5:27. 1567 Ср.: Пс. 33:9. 1568 Тропари по непорочных из чина погребения; Ср.: Быт. 1:26. 1569 Быт. 1:26. 1570 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chrötiennes, v. 5, p. 149. 1571 Сол. 1:5; Евр. 10:22. 1572 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chremiennes, v. 5, p. 149–150. 1573 Исх. 24:10. 1574 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, σ. 140. 1575 Там же. 1576 Максим Исповедник, Схолия на «О божественных именах», 2, 11 — PG 4, 232С. 1577 Авв. 3:11. 1578 Мал. 4:2. 1579 Это прилагательное в собственном смысле употребляется исключительно по отношению к луне. 1580 Мф. 13:43. 1581 Пс. 35:10. 1582 Ин 1,16. 1583 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 14, 1 — PG 59, 92. 1584 В издании Меретакиса слова «Λγου Πατρ» даны с заглавной буквы, но совершенно невероятно, чтобы они относились к Самому Отцу Слова — Богу Отцу. А в новогреческом переводе — строчными буквами «сам отец слова», но и тогда смысл остается темным. Мы перевели « του λγου» как «о котором речь», предполагая, что речь может идти о Златоусте, на которого св. Григорий ссылается в предыдущем параграфе. 1585 Амелет («Не знающий забот» или «Избавляющий от забот»), по Платону — одна из рек Аида. Плутарх говорит, что вода ее не может удержаться в сосуде, но выливается произвольно. 1586 Ин. 15:25; Пс. 34:19; 69:5. 1587 2 Тим. 2:15. 1588 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149. 1589 Быт. 1:26. 1590 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Ε. Des Places, Sources Chretiennes, v. 5, p. 149–150. 1591

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   Авва Нил (1, с. 14)    Блаженный Диадох – учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V веке Иисусовой молитвы – почитается на христианском Востоке как один из духовных его авторитетов. Известен он также и на Западе, так как оказал влияние и на западную традицию – от Цезария, архиепископа Арльского († 542), до Игнатия Лойолы († 1556) и Терезы Авильской († 1582). К сожалению, в русской патрологической науке уделялось ему слишком мало внимания. Из обстоятельных трудов, посвященных изучению его творений, можно назвать только два: появившееся в самом начале текущего века (в 1903 г.) исследование профессора Киевской Духовной академии Константина Попова «Блаженный Диадох    (V век), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения Блаженного Диадоха» и защищенная в Московской Духовной академии в 1992 г. кандидатская диссертация иеромонаха Марка (Головкова) «Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды». Профессор К. Попов готовился представить и исследование богословия блаженного Диадоха, но осуществить свой план ему не удалось. Житие    Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Святитель Константинопольской Церкви Фотий (IX век) в своем труде «Библиотека» неоднократно именует его «епископом Фотики в Древнем Эпире» (1, с. 6, 8, 10...).    Родился блаженный Диадох около 400 года. Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). А вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву, в котором подчеркивается достоинство «халкидонитов» и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами (о них см. ниже, в разделе 7 «Обличение евхитов»). В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген.    Кончину блаженного Диадоха относят к середине восьмидесятых годов V века.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К сожалению, в русской патрологической науке уделялось ему слишком мало внимания. Из обстоятельных трудов, посвященных изучению его творений, можно назвать только два: появившееся в самом начале текущего века (в 1903 г.) исследование профессора Киевской Духовной академии Константина Попова " Блаженный Диадох (V век), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Том 1. Творения Блаженного Диадоха " и защищенная в Московской Духовной академии в 1992 г. кандидатская диссертация иеромонаха Марка (Головкова) " Блаженный Диадох Фотикийский и его богословские и аскетические взгляды " . Профессор К. Попов готовился представить и исследование богословия блаженного Диадоха, но осуществить свой план ему не удалось. Цифры перед запятой указывают на источники, а после - на страницы. Источников два: первый - труд профессора К. Попова, второй - иеромонаха Марка (Головкова). Житие Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Святитель Константинопольской Церкви Фотий (IX век) в своем труде " Библиотека " неоднократно именует его " епископом Фотики в Древнем Эпире " с. 6, 8, 10...].Родился блаженный Диадох около 400 года. Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). А вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву, в котором подчеркивается достоинство " халкидонитов " и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами (о них см. ниже, в разделе 7 " Обличение евхитов " ). В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген.Кончину блаженного Диадоха относят к середине восьмидесятых годов V века.В славянской рукописи - Хлудовском прологе 1370 г. - под 31 августа записана память мученика Диадоха. Под тем же числом находится его имя и в Четьих-Минеях всероссийского святителя Макария, причем пояснено: " Святый мученик Диадох мечем скончался " с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

559, 561, 562]. Богословие Блаженный Диадох Фотикийский -духовный авторитет христианского Востока Богословские взгляды блаженного Диадоха неразрывно связаны с аскетическим учением. По слову Фотикийского святителя, ум подвижника, опечаленного враждой не только к кому-либо, но и к нему кого-либо, становится не способным к созерцанию, потому что в таком состоянии " слово знания, будучи все любовью, не позволяет рассудку расширяться к восприятию Божественных созерцаний " с. 492, 493]. Но этот же ум после примирения аскета со своими противниками " не только беспрепятственно будет двигаться к богословию, но даже со многим дерзновением восходить к любви Божией " с. 493]. Ни один из даров Божиих не воспламеняет в нас любовь так, как богословие. " Все дары Бога нашего весьма хороши и способны доставлять всякую благость, - говорит блаженный Диадох, - но ни один не воспламеняет и не побуждает так сердца нашего к любви благости, как богословие " с. 354-358]. Богословие " приготовляет нас " не привязываться ко всему земному, тленному, а ум наш озаряет " огнем изменения, почему и творит его общником служебных духов " с. 360-364]. Занимающегося богословием могут вначале беспокоить " многие страсти " , " но более всех - гнев и ненависть " с. 390]. Когда поселится в душе " ненависть, знание не действует " с. 392].Согласно блаженному Диадоху, богословие возводит ум к Триединому Богу, излагает учение о Нем, о Мире Небесном, о душе, подвиге, действии благодати Божией... Учение о Боге, Святой Троице Блаженный Диадох Фотикийский -духовный авторитет христианского Востока Богословие Учение блаженного Диадоха о Боге неразрывно соединено с его учением о Святой Троице.Бог непостижимо отличен от всей твари и неизмеримо превосходит ее. Он не ограничивается ни местом, " ни стенами не задерживается " . Он " есть везде и во всем, и вне всего и нигде " . Он везде, ибо " наполняет все " , но и нигде, ибо не смешивается с видимым, удален от всего. Где Он есть - " никто не видел, даже Ангелы " . Если же говорится, " что они предстоят (перед Ним), так вот, они (предстоят) перед Престолом славы, будучи не в состоянии взирать на испускаемое сияние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

290-292].Но самая главная цель, достигаемая занятием молитвой Иисусовой, это вселение имени Господа нашего Иисуса Христа в сердце, когда желание помнить Спасителя оставляет свою неизгладимую печать в душе, а ум начинает " носить неизгладимый образ занятия " с. 306].Ввиду сугубой важности и полезности Иисусовой молитвы блаженный Диадох советует творить ее, как и вообще молитву, непрестанно и везде. " Желающий очистить сердце свое памятованием о Господе Иисусе, пусть всегда воспламеняет его, сие только имея занятием и непрестанным делом. Ибо желающим отбросить испорченность свою не должно: иногда молиться, а иногда нет, но всегда пребывать в молитве в хранении ума, хотя бы они пребывали где-либо вне молитвенных домов. Ибо как желающий чистить золото, ежели даже и на короткое время оставил бы праздным огонь горнильный, причиняет очищаемому веществу снова твердость, так и то помнивший о Боге, а то нет, по праздности теряет то, что кажется ему приобретенным молитвой " с. 512, 513]. Благодать Божия Блаженный Диадох Фотикийский -духовный авторитет христианского Востока Богословие Избавление от пороков и стяжание христианином добродетелей совершается при содействии благодати Божией. Сам Господь наш Иисус Христос учил: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Эти святые слова Спасителя блаженный Диадох глубоко усвоил и со всей тщательностью ввел их в свое богословие и свою подвижническую жизнь. Подвижнику, по мысли блаженного Диадоха, должно с верой предать себя в руки Господа - Врача душ и телес наших, а " таковой и не терпит когда-либо недостатка в действии веры " с. 220-223], получает " благое утешение " - благость, благоприятное оружие против лукавого с. 99, 102].Спасающая благодать Божия подается человеку в самом вступлении его в Церковь Христову - во Святом Крещении. " Святое Божие Слово воплотилось, - учит блаженный Диадох, - даровав нам, как Бог посредством Собственного Крещения спасительную воду в возрождение; возрождаемся же чрез воду действием Святого и Животворящего Духа " с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Авва Зосима оставил после себя «Собеседования», изложив в них изречения древнейших старцев об аскетических подвигах. Преподобный Марк Подвижник Преподобный Марк еще в молодые годы удалился в Нитрийскую пустыню, где предался подвигам воздержания и непрестанной молитве и столь преуспел в духовной жизни, что еще при жизни прославился многими чудесами. Его любимым занятием было чтение Священного Писания, которое он знал наизусть. Строгая подвижническая жизнь даровала святому название «аскета» среди нитрийских монахов. Скончался в середине V века, прожив сто лет. Преподобный Марк написал поучения на аскетические и общехристианские темы. Из них известны: «О тех, которые думают оправдаться делами», «Ответы сомневающимся о крещении», «Глава о воздержании», «Состязание ума с душек», «О Мелхиседеке» и другие. Блаженный Диадох, епископ Фотики йский Святой Диадох был учителем Фотикийский церкви во второй половине V века. О происхождении и жизни святого Диадоха до епископства ничего неизвестно. Епископ Утийский Виктор в предисловии к «Истории вандалов», написанной им около 490 года, называет себя учеником Диадоха и прибавляет, что «сей блаженный Диадох достоин быть превознесенным всякими похвалами». Святой Диадох славился святой жизнью и премудрым учением. Из его писаний известны: «Слово на Вознесение Господне», «Слово против ариан» и «Слово подвижническое». Преподобный Иоанн Карпафский Сведений о нем почти нет. Известно, что он жил в V веке и был родом с острова Карпаф (между Родосом и Критом) или подвизался на нем. Написал «Увещательные главы» к индийским монахам, научая их претерпевать скорби и находящие искушения. Преподобные Варсануфий и Иоанн Преподобный Варсануфий, по происхождению египтянин, жил в vi веке. Придя в Палестину на поклонение святыням, он остался там у старца Маркелла, а впоследствии стал подвизаться в обители Газской иод руководством аввы Серида. Стремясь к уединению, он вместе с подвижником Иоанном вышел из Серидова монастыря и затворился в келье. Преподобные Варсануфий и Иоанн пребывали в глубоком безмолвии, так что считали келью своим гробом. Вопрошающим у них они давали ответы только через авву Серида. По кончине своего друга, прозорливого Иоанна, который прожил с ним в затворе 18 лет, и после преставления аввы Серида, преподобный Варсануфий, ради непрестанного общения с Господом, отказался от всякого общения с людьми и принял на себя совершенное молчание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010