Д. боролся также против мессалиан . Это частично отражено в его произведении «Видение», в к-ром утверждается невозможность зрения Бога по сущности, но только «славы» Его в буд. жизни. Более полное выражение антимессалианское направление мысли Д. получило в «Сотнице» (Cap. 76 sqq.). Неизвестный схолиаст, составивший надписания к аскетическому творению Д., в надписании 76-й гл. говорит, что в ней (и до 89-й гл. включительно) предлагается обличение и опровержение еретиков-евхитов (т. е. мессалиан) ( Попов. 1903. С. 405). Этим схолиаст раскрывает безымянность указаний Д. на своих противников, ибо Д. ограничивался только неопределенными выражениями: «некоторые предполагали» (τινς πενησαν), «думали» (νμισν τινες), «говорят» (φασ, λϒουσι) (Cap. 76, 78, 88, 86, 90, 93). Однако противники Д., причастные мессалианским заблуждениям, были из монашеской среды: Д. называет их теми, кто «быстро проходит священные подвиги» (ο τν ερν ϒνων δρομες - Cap. 78), или «людьми-подвижниками» ( το ϒνος νθρωπος - Cap. 85). Объяснение схолиаста и содержание конечных глав «Сотницы» показывают, сколь много внимания Д. уделял тем подвижникам, к-рые усвоили мессалианские понятия о недостаточности Крещения и о сосуществовании в уме христианина 2 «ипостасей» - «Духа истины и духа обольщения» (Cap. 76). В большинстве внешних свидетельств и рукописей сочинений Д. именуется епископом г. Фотики в пров. Др. Эпир (на северо-западе совр. Греции). Известны 4 епископа Фотики: Иоанн, участвовавший в IV Вселенском Соборе, его преемник Д., Иларий, возможно преемствовавший последнему, и Флорентий, чье «Похвальное слово» св. первомч. Стефану хранится в афонском мон-ре Филофея (ркп. 67 - Χρστου. 1952. Σ. 15). Об обновлении Фотики сообщает в VI в. Прокопий Кесарийский ( Procop. De aedificiis. IV 1. 4), но с XIII в. в документах вместо Фотики начинает фигурировать г. Велла, ибо, возможно, к тому времени Фотика пришла в упадок и запустение из-за набегов и эпидемий ( Χρστου. 1952. Σ. 12-15). Попов издал схолию неизвестного автора, в к-рой при отсутствии точных ссылок дается аллегорическое объяснение имени Диадох, а также ошибочно усвоенного ему прозвища Марк и его наименования Фотикийский. Согласно этимологическим изысканиям схолиаста, Диадох, еп. Фотикийский,- «преемник (διδοχος) Марка, принявший свыше заповеди и передавший нам их через писания… надзирающий и наблюдающий (ποπτεει) за просвещаемыми (φωτιζομνων) душами» ( Попов. 1903. С. 530). Текст схолии становится более понятным, если усмотреть в ней подтверждение духовной общности между Д. и его современником Марком Пустынником (Подвижником), проводившим иноческую жизнь в Галатии, недалеко от Анкиры.

http://pravenc.ru/text/171909.html

Как бы то ни было, автор «Бесед», которого, бесспорно, предпочтительнее было бы называть по-прежнему преп. Макарием, является, наряду с аввой Евагрием, одним из величайших духовных наставников раннего монашества. Евагрий, с его философской культурой, примыкает к среднему платонизму, тогда как в «Беседах» гораздо менее образованного Макария чувствуются отголоски стоицизма, но при этом само его учение, не чуждое влияния Оригена , является глубоко библейским по духу. В особенности настойчиво Макарий говорит о роли сердца в духовной жизни, и о том, какое место в ней занимает тело, а также о различных сторонах действия божественного промысла по отношению к человеку и о необходимости совместного действия божественной благодати и человеческой свободы, которое дает возможность благодати крещения проявиться в полной мере в том «вкусе Бога», который является «достоверным ощущением действия силы Духа в сердце» («Беседы», 15:20). Блаженный Диадох Фотикийский О фактах биографии Диадоха известно очень немногое. В период Халкидонского Собора (ок.451 г.) он был епископом Фотики в Эпире, а до этого, скорее всего был настоятелем какой-то монашеской общины. Возможно, некоторое время он прожил в Карфагене после вторжения вандалов под предводительством Гензериха в Эпир в период между 467 и 474 годами. Этим, по-видимому, и объясняется то влияние, которое Диадоховы «Сто умозрительных глав» оказали на сочинение V века «Созерцательная жизнь», принадлежащее Юлиану Померию, который жил в населенной арианами Африке и затем в Галлии стал наставником Кесария Арелатского . Умер Диадох в 474 году. Учение блаж. Диадоха , изложенное блестящим литературным языком и основанное на глубоком личном духовном опыте, хранит отголоски традиций раннего монашества. Диадох был знаком с произведениями Евагрия, но в большей степени опирается на «Духовные беседы» преп. Макария Египетского . Как и преп. Макарий, блаженный Диадох настойчиво говорит о деятельном характере духовной жизни и выступает против мессалианской ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Псевдо–Макарий Гомилия 18. Это проникновение света в подсознательное выражается, как мы уже говорили, в появлении исполненных радости и мира снов — порой пророческих. Диадох Фотикийский указывает критерии, позволяющие отличить эти сны от мечтаний, в которых являют себя демонические силы. Сны, являющиеся душе в любви Божией, суть верные знаки здравой души Они не представляют поспешно сменяющихся образов, не раздражают чувств… но наполняют душу духовным весельем. Даже после пробуждения душа пламенно желает и ищет испытанной во сне радости. Демонские видения ведут себя по–другому они стремительно сменяют друг друга… полны криков и угроз, докучают душе своими возгласами. Тогда ум, если он чист, распознает их и пробуждает тело от сна… Случается, что добрые сны приносят душе не радость, а печаль и безболезненные слезы Так бывает с теми, кто преуспел в смирении. Диадох Фотикийский Гностические главы, 37. Следовательно, решающее значение имеет «различение духов»: умение не только плыть по реке мыслей, через прибрежные тростники, не запутываясь в них, но и отличать «добрые» помыслы от «злых». В «добрых» действует наша подлинная природа, влекомая благодатью. В «злых» же этому препятствуют чуждые силы, обволакивающие душу как бы мутной «оболочкой» и встающие между умом и сердцем. Это внимание к помыслам, эта лишь отчасти удачная «ловля» в ночном безмолвии, когда бессознательное делается проницаемым, — все это должно осуществляться в молитвенной перспективе. Ведь только вступив в отношение с Богом, личность может освободиться от всякой обусловленности. И молитва эта должна быть тайной и твориться в тайне. «Удались в покой твой и запри дверь, — говорит Иисус, — чтобы не выставлять себя напоказ и не смущать других». Вот истинное основание молитвы быть внимательным к своим помыслам и отдаваться молитве в великом спокойствии, великом умиротворении, не смущая других . Следовательно, человек должен вести борьбу с помыслами, пробиваться сквозь них устремляясь к Богу, не следовать наущению помыслов, но, напротив, отделять естественные помыслы от дурных Обремененная грехом душа стоит словно перед рекой, заросшей густым тростником… Желающий достигнуть противоположного берега должен протянуть вперед руки и с величайшим трудом преодолеть остановившую его преграду. Так и наведенные вражьей силой помыслы обволакивают душу. Нужно немалое усердие и внимание, чтобы распознать их…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Все добродетели тесно взаимосвязаны. Пренебрегший одной какой-либо извращает " все благолепие " с. 137]. " Ибо какая будет польза для сохранившего тело девственным, если душою потерпел любодеяние от демона непослушания? Или как будет увенчан пощадивший себя от чревобесия и всякой похоти телесной, а вознерадевший о гордости и славолюбии " с. 139-141]. Как бы обобщая все сказанное о добродетелях, блаженный Диадох размышляет над путем благочестия: " Для начинающих любить истину путь добродетели кажется весьма неровным и страшным не потому, что он таков, но потому, что человеческое естество тотчас от чрева входит в общение с шириною удовольствий; но для могущих пройти до средины его он показывается весь приятным и легким: ибо зло, действием добра подчиненное доброму нраву, уничтожается вместе с памятованием о неразумных удовольствиях; почему душа впредь охотно проходит все стези добродетелей " с. 494, 495]. И выше, в слове, как бы предрешая то, что будет сказано, свидетельствует: " Чистой душе свойственна... ревность незлобивая и непрестанная любовь к славе Господа. Ибо тогда ум точно устанавливает собственные весы, присутствуя как бы в чистейшем судилище - своей мысли " с. 47, 48]. Опытно познав спасительность добродетелей, блаженный Диадох призывает: " Убедим (свою душу - К. С.) быть готовою только к одному добру, чтобы нам непрестанно благими помышлениями истреблять память о зле " с. 26]. С благими же помышлениями тесно связана у блаженного Диадоха молитва Иисусова. Молитва Иисусова Блаженный Диадох Фотикийский - духовный авторитет христианского Востока Богословие Изгнанием памятования о зле и вселением в нас памятования о Боге, о добре нашему уму заграждаются " все его исходы " , клонящиеся ко греху. Далее требуется от нас всяческое доброделание - долженствующее удовлетворение " влечению " ума с. 286]. Для достижения сего и необходима молитва Иисусова, точнее молитва к Иисусу. Блаженный Диадох учит, что уму, имеющему памятование о Боге, необходимо дать непрестанное занятие, которое состоит в творении молитвы Иисусовой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Диадох Фотикийский Гностические главы, 87. Бог обращается к сердцу, заставляя его трепетать, затем скрывается и является вновь. Благодаря опыту Богооставленностн и живейшего «ощущения» Его присутствия человек постепенно освобождается от нападений зла, отныне и впредь свет пронизывает и предохраняет его естество. Но Бог не затопляет его своим присутствием: ведь тогда исчезла бы сама возможность встречи и свободной любви. Он вводит освященную душу в ритм enstasis–extasis, полноты и устремления ко всецело иному, чтобы она непрестанно обновлялась в своей любви и ширилась, черпая из неистощимых богатств Божиих… Что касается крещеных, благодать скрывает свое присутствие, ожидая решения души. Когда весь человек обращается к Господу, тогда, рождая невыразимое чувство, она являет себя в сердце, а затем вновь замирает в ожидании движения души, попуская демону поражать самую ее глубину, чтобы душа искала Бога с еще большим жаром и смирением. Если человек начинает с соблюдения заповедей и непрестанно призывает Господа Иисуса, огонь Божественной благодати ширится, охватывая даже внешние душевные чувства Тогда и демонские стрелы падают в отдалении и с трудом поражают уязвимую часть души Наконец, когда ведущий брань сосредоточит в себе все добродетели, и прежде всего совершению отрешенность, благодать озаряет глубочайшим чувством все его естество и воспламеняет в нем любовь к Богу. Отныне демонские стрелы падают, не достигая и телесных чувств, ибо овевающее сердце дуновение Духа обессиливает их на лету. Однако и достигнувших этой ступени Бог порой предает демонской злобе, оставляя их дух во мраке, чтобы наша свобода не оказалась целиком скованной путами благодати… Ибо человеку надлежит совершенствоваться в духовном опыте Ведь кажущееся совершенством еще не совершенно в сравнении с богатством Бога, желающего наставить нас со всей целеустремленной неотступностью любви. Диадох Фотикийский Гностические главы, 85. Чем более доступным становится Недостижимое, тем явственнее раскрывается его недостижимость. Здесь — не подлежащая забвению дистанция, где рушится возможное идолопоклонство перед мистическим состоянием. Это духовность не слияния, но общения, в котором чем более Другой дает познать Себя, тем более неведомым остается. Вступление в живую вечность, где совершенствование в любви не имеет предела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

В конце времен («крушения небесной тверди») праведники будут жить в Царстве, в свете и славе, видя только Христа, всегда сидящего во славе одесную Отца   . Сопричастные божественной славе будут внимать друг другу и через это еще более воссияют, продвигаясь в истинном ви " дении несказанного света   Таким образом, эта мистика чувства, благодати, почувствованной в этом мире, испытанной как блаженство, как радость, как внутренний свет души, приведет в будущем веке к соединению с Христом в Его божественном свете. Ви " дение лицом к лицу, когда душа становится вся целиком «духовным оком» есть ви " дение Христа прославленного. Между интеллектуалистической мистикой Евагрия и мистикой сознательной жизни в ощущенной благодати св. Макария срединное положение занимает св. Диадох, епископ Фотикийский, в Эпире. О нем известно только то, что в середине V века он был среди противников монофизитов. Критическое издание его творений было осуществлено в России К.Поповым в 1903 г. (Киев) и дополнено Вл. Бенешевичем в 1908 (СПб). Французский перевод вышел в серии «Христианские источники». Цель христианина — соединение с Богом через любовь. «Любовь, говорит Диадох, соединяет душу с самими совершенствами (ταις αρεταις) Божиими, исследуя Невидимого умственным чувством   . Эта первая максима из ста глав о совершенстве содержит в неразвернутой форме все духовное учение Диадоха Фотикийского: невидимый Бог и его δυναμεις, которые он также называет энергиями, соединение, которое осуществляется через αγαπη и орган αγαπη, ищущий опытного познания божественного, внутреннее чувство, которое св. Диадох называет также умственным чувством, чувством сердца, чувством духа, чувством души, опытом чувства. Будучи движимы любовью, мы познаем сердечным чувством того, кого мы чтим верой, и в момент этого опыта мы пребываем выше веры   . Как и в «Духовных беседах» сначала Святой Дух дает душе вкусить сладость Божию, но никто в этом мире не может достигнуть совершенства в опыте божественного, «разве что только смертное будет поглощено жизнью» (2 Кор.5:4)   . «Иная радость начальная, иная та, которая делает совершенным; первая не свободна от воображения, вторая обладает силой смирения; между обеими располагается благословенная печаль и безболезненные слезы»   . Опыт Бога, чтобы достичь совершенства, должен быть очищен, вот почему Бог оставляет душу, и эта воспитательная покинутость Богом учит ее искать Бога со смирением   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Добродетели    Победив пороки, человек движется к добродетелям, к выполнению «Божественных слов» (1, с. 33). «Как не разогретый или не размягченный воск долго не может принять налагаемую на него печать, так и человек, если не будет испытан трудами и немощами, не может вместить печать добродетели Божией» (1, с. 497).    Блаженный Диадох в самом начале «Слова аскетического» дает определения целому ряду добродетелей в такой последовательности:    Вера – это «бесстрастная мысль о Боге». Надежда – «исшествие ума в любви к уповаемому». Терпение – это непрестанная твердость с мысленным зрением «Невидимого как бы видимого» (Ср.: Евр. 11:27). Несребролюбие – желание так не иметь, «как кто-либо желает». Познание – незнание «самого себя в исступлении к Богу» (Ср.: 2 Кор. 5:13). Смиренномудрие – это старательное забывание подвигов. Негневливость – «сильное желание не гневаться». Чистота – чувство всегдашнего прилепления к Богу. Любовь – «умножение дружбы к оскорбляющим». Совершенное изменение – «в наслаждении Богом ужас смерти считать радостью» (1, с. 19—21).     Определив ряд добродетелей, блаженный Диадох в дальнейшем рассуждает преимущественно о любви и смирении.    Выше всех добродетелей любовь. «Во всяком духовном созерцании, братие, – учит Фотикийский святитель, – да руководствуют вера, надежда, любовь; более же любовь: ибо первые наущают презирать видимые блага, любовь же самую душу соединяет с совершенствами Божиими, умственным чувством исследуя Невидимого» (1, с. 22, 23). Сопоставляя любовь с верой, блаженный Диадох утверждает еще более решительно: только верующий «и не пребывающий в любви даже и самой веры, которую, кажется ему, имеет, не имеет; ибо он верует с некоторой легкостью ума, как невоздействуемый тяжестью мысли о любви» (1, с. 49). Величие добродетелей в вере, но «любовью воздействуемой» (1, с. 49) (См.: Гал. 5:6). Вера не «воздействуемая» – без любви «будет отвергнута» (1, с. 48).    Степеней любви, по блаженному Диадоху, три. Первая степень представляется как семя – «сердечное чувство» (1, с. 41). Вторая степень, средняя, – любовь, движимая страхом Божиим. Она свойственна очищающимся. «Когда ум перейдет в состояние безмолвия и великой беззаботливости, тогда страх Божий теснит его, сильным чувством очищая его от всей земной дебелости, чтобы таким образом довести его до многой любви благости Божией. Итак, страх со средней мерой любви свойственен еще очищающимся» (1, с. 41, 42). Третья степень любви – совершенная любовь – достояние очищенных, «у которых нет более страха, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18)» (1, с. 42). Впрочем, любовь, достигшая даже третьей ступени в развитии, именуется совершенной только относительно, «потому что никто, находясь в сей плоти, не может стяжать совершенства ее, кроме только тех святых, которые дошли до мученичества и совершенного исповедничества» (1, с. 476).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Победив пороки, человек движется к добродетелям, к выполнению " Божественных слов " с. 33]. " Как не разогретый или не размягченный воск долго не может принять налагаемую на него печать, так и человек, если не будет испытан трудами и немощами, не может вместить печать добродетели Божией " с. 497]. Блаженный Диадох в самом начале " Слова аскетического " дает определения целому ряду добродетелей в такой последовательности: 1. Вера — это " бесстрастная мысль о Боге " . 2. Надежда — " исшествие ума в любви к уповаемому " . 3. Терпение — это непрестанная твердость с мысленным зрением " Невидимого как бы видимого " (Ср.: Евр. 11, 27). 4. Несребролюбие — желание так не иметь, " как кто-либо желает " . 5. Познание — незнание " самого себя в исступлении к Богу " (Ср.: 2 Кор. 5, 13). 6. Смиренномудрие — это старательное забывание подвигов. 7. Негневливость — " сильное желание не гневаться " . 8. Чистота — чувство всегдашнего прилепления к Богу. 9. Любовь — " умножение дружбы к оскорбляющим " . 10. Совершенное изменение — " в наслаждении Богом ужас смерти считать радостью " с. 19–21]. Определив ряд добродетелей, блаженный Диадох в дальнейшем рассуждает преимущественно о любви и смирении. Выше всех добродетелей любовь. " Во всяком духовном созерцании, братие, — учит Фотикийский святитель, — да руководствуют вера, надежда, любовь; более же любовь: ибо первые наущают презирать видимые блага, любовь же самую душу соединяет с совершенствами Божиими, умственным чувством исследуя Невидимого " с. 22, 23]. Сопоставляя любовь с верой, блаженный Диадох утверждает еще более решительно: только верующий " и не пребывающий в любви даже и самой веры, которую, кажется ему, имеет, не имеет; ибо он верует с некоторой легкостью ума, как невоздействуемый тяжестью мысли о любви " с. 49]. Величие добродетелей в вере, но " любовью воздействуемой " с. 49] (См.: Гал. 5, 6). Вера не " воздействуемая " — без любви " будет отвергнута " с. 48]. Степеней любви, по блаженному Диадоху, три. Первая степень представляется как семя — " сердечное чувство " с. 41]. Вторая степень, средняя, — любовь, движимая страхом Божиим. Она свойственна очищающимся. " Когда ум перейдет в состояние безмолвия и великой беззаботливости, тогда страх Божий теснит его, сильным чувством очищая его от всей земной дебелости, чтобы таким образом довести его до многой любви благости Божией. Итак, страх со средней мерой любви свойственен еще очищающимся " с. 41, 42]. Третья степень любви — совершенная любовь — достояние очищенных, " у которых нет более страха, ибо совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4, 18) " с. 42]. Впрочем, любовь, достигшая даже третьей ступени в развитии, именуется совершенной только относительно, " потому что никто, находясь в сей плоти, не может стяжать совершенства ее, кроме только тех святых, которые дошли до мученичества и совершенного исповедничества " с. 476].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

1979. T. 19. P. 151–166; idem. La nudità di Adamo ed Eva secondo Diadoco di Fotica// Idem. Saggi di esegesi spirituale nei Padri. Caltanissetta, 1980. P. 51–69; Ware K. Diadochus von Photice//TRE. 1981. Bd. 8. S. 617–620; idem. The Jesus Prayer in Diadochus of Photice//Aksum-Thyateira: FS for Archbishop Methodios of Thyateira and Great Britain/Ed. G. D. Dragas. L., 1985; idem. The Origens of the Jesus Prayer: Diadochus, Gaza, Sinai//The Study of Spirituality. Camb., 1986. P. 175–184; Fricke K.-J. Das Böse bei Diadochos von Photike//Makarios-Symposium über das Böse: Vorträge der finnisch-deutschen Theologentagung in Goslar 1980/Hrsg.: W. Strothmann. Wiesbaden, 1983. S. 123–149; Polyzopoulos Th. Life and Writings of Diadochus of Photice//Θεολοϒα. 1984. Τ. 55(3). P. 773–800; idem. The Anthropology of Diadochus of Photice//Ibid. Τ. 55(4). P. 1072–1101; Riggi C. Il movimento messaliano da Epifanio di Salamina a Diadoco di Fotica//Annali d. Facoltà di Lettere e Filosofia. Cagliari, 1987. Vol. 6. P. 183–205; Quasten. Patrology. Vol. 3. 1986. P. 509–513; Madden N. «Aisthesis noera» in Diadochos and Maximus Confessor//StPatr. 1989. Vol. 23. P. 49–52; Miquel P. Le vocabulaire de l " expérience spirituelle dans la tradition patristique grecque du IVe au XIVe siècle. P., 1989. P. 109–112. (Théologie hist.; 86); Congourdeau M.-H. Introduction// Diadoque de Photicé. La perfection spirituelle en cent chapitres. Sermon pour l " Ascension. P., 1990; Bonato V. Verso la luce infinita: L " itinerario spirituale secondo Diadoco di Foticea//Vita monastica. 1992. Vol. 46 (189/190). P. 17–40; idem. Percepire Dio: La dottrina sulla «Percezione Spirituale» nei «Capita centum de perfectione spirituali» di Diadoco di Foticea. R., 1995; Joest Ch. «Gott lieben in voller Empfindung des Herzens»: Diadochos von Photike und seine Lehre der Unterscheidung//OS. 1992. Bd. 41. S. 149–186; Марк (Головков), иером. Блж. Диадох Фотики йский и его богословские и аскетические взгляды: [Дис.]/МДА. Серг. П., 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

596 Существует и иной взгляд на мессалианство. Так А.В. Муравьев с рядом зарубежных исследователей (М. Кмошко, А. Гийомон) ставят под сомнение сам факт существования мессалианской ереси: «Вывод, который можно сделать из ранней истории „мессаланской ереси“: греческие церковники столкнулись с неким явлением, возможно происходящем из сирийской среды. Это явление заключалось в иных, непривычных для них формах „отстранённого“ аскетизма: возникшем на основе интроспективной аскетики представлении о воздействии бесов на душу и способах их изгнания, определённого аскетического релятивизма в отношении церковной структуры и её сакраментальных форм и подобных им представлений... Со свойственной грекам систематичностью они сочли эти явления „ересью“ и едва ли не манихейством» (Муравьев А.В. «Мессалианский» миф IV–V вв. и споры об аскетике в Иранской церкви Востока VII в. н. э.//Вестник древней истории. 2010. 4. С. 156). 599 Об этом так сообщает блж. Феодорит Кирский : «Они, не удаляясь от церковного общения, говорят, что Божественная пища, о которой сказал Господь Христос: „ядый Мою плоть и пияй Мою кровь жив будет во веки“ ( Ин.6:54 ) – и не вредит, и не приносит пользы. Стараясь скрывать свою болезнь, они и после обличения бесстыдно запираются и даже чуждаются тех, которые думают согласно с их убеждениями» (Theodoretus Cyrrhensis. Historia Ecclesiastica. 4. 11. PG. 82. Col. 1144. Цит. по: Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. [Электронный ресурс]. URL: http://pagez.ru/lsn/0255 4.php (дата обращения 13.02.2013)). 608 Сходно в полемике с мессалианством высказывался блж. Диадох, еп. Фотикийский, по учению которого дьявол может вести брань с подвижником, но не может понуждать его к греху, так как человек в Крещении получает силу достаточную для борьбы с грехом, располагая полной свободой в противостоянии нападениям демонов. Преп. Макарий Великий даже говорит о том, что те, которые считают сатану могущественней человека, погрешают, так как считают несправедливым Бога, осуждающего людей на послушание сатане (см. Попов К.Д. Блаженный Диадох (V-ro века), епископ Фотики Древнего Эпира, и его творения. Т. 1. С. 453 (прим.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010