Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_90.html

2. До вод иллирийских от востока пречудный Павел 33 стал известен благодаря учению о Жизни; твои же, Диадох , слова обрели славу, пройдя обратный путь от Иллирика до востока. 3. Имея в твоем уставе и законе духовном скрижаль, начертавающую на земле небесное житие ангелов, хоры назореев рукоплещут, Марк, славной памяти твоей. 4. Полки умов воспевают Тебя, Преславная Отроковица, возрастившую для вселенной Христа и исполнившую всех радостью вечной жизни, как Владычицу, Деву и Царицу мира. Песнь 3. Утверди мене, [Христе, на недвижимом камени…] 1. Неподражаемыми в добродетелях и законодателями жизни невещественной в веществе почитаем вас, преподобные Диадох и Марк, упряжь святая, богоносная. 2. Хотя ты и был обременен заботами иерарха, однако уразумел Давидово [слово]; «единым» 34 , Диадох, ты пожил, определив подобающее для несупружного жития. 3. Христос, повелевая тебе наполнить 35 высший мир, о общий [для всех] отче, послал [тебя] приводить к Нему тех, кто хранит твои заповеди. 4. Ты, Чистая, ставшая душою и телом прекраснее, чем все, бывшие от века, Ты, Дева, родила, родила Того, Кто Прекрасен красотою Божественной. Песнь 4 Разумех, Всесильне… 1. Законом древле Моисей отделил соплеменников от язычников; вы же – от земли для небесных обителей. 2. Имея в твоей книге, Диадох, средство к покорению неба, иноческий чин воспевает тебя как лествицу. 3. Кто окрылен твоими, Марк, заветами, тот, воспарив, упокоится там, где цель и предел всех желаний. Приложение 2. Чтение на 5 марта из «Синаксаря» прп. Георгия Святогорца Рукописи: I – Athous, Iviron, georg. 30, 1071 г., ff. 182v–183r; S – Sinai, georg. 4, XI в., f. 120r–v. Текст издается по рукописи I с учетом чтений из S, которые в основном сводятся к орфографическим вариантам. Сокращения раскрыты и отмечены скобками – [ ]. Сохранена пунктуация подлинника (согласно I). Из языковых особенностей грузинского текста афонской рукописи I укажем следующие: 1) гласная [o] заменяет [u]: [pap’noti], «Пафнутий» (то же характерно для S), , «бессловесные» (в S классическая форма );

http://azbyka.ru/otechnik/Diadoh_Fotiki/...

Köln; Oplanden, 1965), пишет, что это терминологическое неразличение держалось до V в. ( Balfour. 1994. P. 11-12. N 20). Начиная с VI в. в «образованных кругах» подобная практика, по мнению Диля, исчезла и жители Аксума стали называться «эфиопами», а Индии - «индийцами». Тем не менее Диль замечает, что благодаря правосл. церковным историкам и «популярным греческим летописцам» смешение названий проникло и в позднюю визант. эпоху. Немаловажно, что имя И. К. фигурирует в одном и том же кодексе свт. Фотия вместе с прп. Диадохом Фотикийским и прп. Нилом Синайским - известными аскетическими авторами V в. Очевидно, что составитель кодекса должен был иметь какие-то основания для помещения их творений в одной рукописи, а у свт. Фотия - не только тематические и стилистические критерии для сравнения их друг с другом и с еще одним автором V в., Марком Подвижником: если все эти лица жили в одно время, то сопоставление их становится вполне естественным и закономерным. Следует учесть, что и составители «Добротолюбия» поместили творения этих авторов почти в том же порядке (Нил Синайский - Диадох Фотикийский - И. К.). В рукописи Harl. 5688 представлен др. «набор», отчасти пересекающийся с перечнем Фотия: Марк Подвижник, Диадох Фотикийский, И. К. и Максим Исповедник . Прп. Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. XX в. Прп. Иоанн Карпафийский. Гравюра. 50-е гг. XX в. Для определения времени жизни И. К. скорее V в., нежели VII, имеются и внутренние основания. Так, 2-я сотница начинается с опровержения дуализма (манихейства). Эта тема была, пожалуй, более актуальной для V, чем для VII в., хотя антиманихейская полемика встречается и у святых Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина . Терминология и нек-рые аргументы автора свидетельствуют о влиянии на него стоицизма. Вряд ли можно согласиться с Бальфуром ( Balfour. 1994. P. 137-138), полагающим, что с античной философией И. К. был знаком лишь опосредованно, через Евагрия Понтийского . Если деление способностей души на вожделеющую, разумную и яростную, как и всей философии на 3 части (у христ.

http://pravenc.ru/text/471286.html

 Собрание писем святителя Игнатия, епископа Кавказского. М.; СПб., 1995. С. 533, 466;  Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетические опыты. Т. 2. С. 371. Святитель ссылается на наставление преп. Серафима Саровского: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим других, но не обленяться и побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой сделал, не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя ко исправлению; а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову апостола: “блажен не осуждаяй себе, о нем же искушается” (Рим. 14: 22)» ( Серафим Саровский , преподобный. Духовные наставления мирянам и инокам//Угодник Божий Серафим. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 78).   Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Аскетические опыты. Т. 1. С. 528; Аскетические опыты. Т. 2. С. 122. Согласно блаж. Диадоху Фотикийскому, душа, одержимая миролюбивым расположением (то есть духовным омрачением), если совершит и убийство, мало чувствует грех свой, а кто прогоняет омрачение, тому и малые грехи представляются великими (см.:  Диадох Фотикийский , блаженный. Подвижническое слово//Добротолюбие. Т. 3. С. 20). Интересна и мысль св. Исаака Сирина: «Поползнуться на что-либо греховное – обнаруживает человеческую немощь, потому что Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям. Ибо Он не усмотрел полезным поставить ее выше страстей прежде пакибытия. И душе быть доступною страстям – полезно для уязвления совести; пребывать же в страстях – дерзко и бесстыдно» ( Исаак Сирин , преподобный. Слова подвижнические. С. 307). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 19 сентября 2021, 13:19 Раньше не понимала смысл покаяния. Читайте о нем внимательно (в этой статье), если борьба со страстями привела Вас к этой статье. Благодарю за краткие выдержки из трудов любимого Игнатия Брянчанинова. Благодарю Вас, отец Валерий. Пишите больше.

http://pravoslavie.ru/71899.html

Акафиста Иисусу Сладчайшему (см.: Козлов М., прот. Акафист в истории православной гимнографии//ЖМП. 2000. 6. С. 84-85) - произведения, состоящего из многократного призывания имени Иисуса с различными добавлениями. Целью акафиста является «похвала пречистому имени» Иисуса: «Иисусе, души моея утешителю», «Иисусе, ума моего просветителю», «Иисусе, сердца моего веселие», «Иисусе, тела моего здравие», «Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя». Эпитеты, прилагаемые к Иисусу,- «пречудный», «пресладкий», «прелюбимый», «претихий» и др. - отражают то многообразное содержание, которое вкладывается молящимся в имя Иисуса при непрестанном его произнесении, и могут восприниматься как богословский комментарий к исихастской практике умной молитвы. Существует также Канон Иисусу Сладчайшему, в котором имя Иисуса вставляется в текст с максимальной частотой: «Тя, Иисусе мой, молю: якоже блудницу, Иисусе мой, избавил еси многих согрешений, тако и мене, Иисусе Христе мой, избави, и очисти оскверненную душу мою, Иисусе мой» (Песнь 8). Прп. Григорий Синаит суммирует традиц. учение об умно-сердечной молитве и о хранении ума от посторонних помыслов, особенно отмечая необходимость помощи от Св. Духа, без к-рой это делание невозможно: «Знай, что никто не может сам собою держать ум, если не будет он удержан Духом, ибо он неудержим - не по естеству, как приснодвижный, а потому, что, по нерадению, усвоил себе кружение или скитание туда и сюда» ( Greg. Sinait. Praec. ad hesych. 3). Психосоматический метод не привносит ничего принципиально нового в традиц. восточнохрист. учение об «умном делании», а лишь более детально описывает нек-рые внешние аспекты этого делания. Свт. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, перечисляет св. отцов, которые «потрудились» над молитвой, «спасительным призыванием Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия»: среди них свт. Иоанн Златоуст, прп. Иоанн Лествичник, прп. Никифор Уединенник, свт. Диадох Фотикийский, прп. Симеон Новый Богослов ( Sym. Thessal. Opera. 259).

http://pravenc.ru/text/2564066.html

Видишь ли, что все воздают честь Богу и при делах служения постоянно и более всего возносят Ему песни? Потому и говорит нам ангельский, серафимский, восходивший даже до третьего неба богоглаголивый Павел: «Непрестанно молитесь» ( 1Сол. 5:17 ). И этому он научает нас, имея в виду наставления Владыки всего: «бодрствуйте на всякое время и молитесь» ( Лк. 21:36 ); «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24:42 ); «молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк. 22:46 ); «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» ( Лк. 12:35–36 ). Это Он говорит о внутренней молитве, и хранении ума, и непрестанной молитве. И присовокупляет: «Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так» ( Лк. 12:43 ). Замечает и о дарах за бдение и молитвы: «Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его» ( Лк. 12:44 ), сделает богами, небесными царями и сияющими светлее солнца и как бы Сам послужит им. «Препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» ( Лк. 12:37 ), т. е. всё Своё отдаст им. Видишь ли, какие награды от Бога ожидают трезвенно молящихся? Их да сподобимся и мы, всегда бодрствуя и непрестанно молясь, как научены. 258. О спасительном именовании и призывании Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, в поистине священной и боготворной молитве Есть весьма много молитв. О каждой из них в отдельности мы скажем, насколько позволят нам силы. Но выше всех молитв -данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это – спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. Над нею потрудились многие из святых наших отцов: и Златоуст, преподавший учение об этой Божественной молитве в трёх Словах, и Лествичник, и Никифор Подвижник, и Диадох святой, епископ Фотикийский, и святой Симеон Новый Богослов , и другие, излагавшие учение о ней достойно обитавшего в них Божественного Духа: так как и сама молитва произносится Духом Святым, как говорит Павел: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:3 ). Кто произносит её, тот от Бога, ибо сказано: «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). 259. О блаженных наших отцах патриархе Каллисте и Игнатии

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Максим Исповедник и прп. Симеон Новый Богослов . Другие встречающиеся жанры – агиографический, повесть («Об авве Филимоне»). Авторы и тексты Заметим, что в рамках патрологической науки авторство некоторых сочинений, представленных в Добротолюии, оспаривается. К числу авторов, чьи сочинения (в том или ином объёме) вошли в состав Добротолюбия, принадлежат следующие (перечень скорректирован в соответствии с современными научными данными): прп. Антоний Великий , прп. Макарий Великий , Авва Исайя , Марк Подвижник , Евагрий Понтийский , прп., прп. Исихий Синаит (Исихий пресвитер) Нил Подвижник, прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Лествичник , прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Авва Дорофей , прп. Исаак Сирин , Диадох Фотикийский , Иоанн Карпафский , блж. Авва Зосима Палестинский , прп. Максим Исповедник , Авва Фалассий , св. Феодор еп. Едесский, прп. Феодор, Авва Филимон (в повествовании о нем представлены некоторые положения его учения), Феогност, Филофей Синайский, Илия Экдик, прп. Феодор Студит , прп. Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , св. Феолипт митр. Филадельфийский, прп. Григорий Синаит , Никифор Уединенник (Исихаст), свт. Григорий Палама , св. Каллист, Патриарх Константинопольский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Симеон, архиеп. Солунский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Иоанн Дамаскин , Феофан монах, прп. Максим Кавсокаливит (его мысли отражены во фрагменте из его жития); Петр Дамаскин , Каллист Катафигиот . Характерно разнообразие внешних особенностей авторов: а) по положению в церковной иерархии (от Константинопольского патриарха до простого монаха); б) по происхождению (греки, сириец, копты, латинянин); в) по образованности. Повторим, подлинность большинства текстов и принадлежность их названным авторам не вызывает сомнений, однако авторство некоторых сочинений ставится под сомнение, встречаются и псевдоэпиграфы, содержание которых, тем не менее, вполне отвечает задачам составителей: Так, например, оспаривается атворство сочинения, приписываеммого прп.

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

«О безмерная сила любви! Ни на небе, ни на земле нет ничего драгоценнее любви. Она, божественная любовь, есть возглавление добродетелей; любовь — причина всех благ, любовь — соль добродетелей, любовь — конец закона… Она низвела к нам с небес Сына Божия. Любовию явлены нам все блага: разрушена смерть, пленен ад, воззван Адам; любовию составлена из Ангелов и человеков единая паства; любовию отверст рай, обещано нам Небесное Царство. Она умудряла рыбарей; она укрепляла мучеников; она пустыни преобразовала в общежития; она горы и вертепы наполнила псалмопениями; она мужей и жен научила идти узким и тесным путем… О блаженная любовь, подательница всех благ!» ( преподобный Ефрем Сирин ). «Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их» ( преподобный Ефрем Сирин ). «Любовь собственно ничего не имеет, кроме Бога, потому что Бог есть любовь» ( преподобный Нил Синайский ). «Любовь принадлежит исключительно Богу и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие» ( преподобный Иоанн Кассиан ). «Любовь свидетельствуется неосуждением ближних» ( преподобный Исаия ). «Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих. Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику — то он этим положит душу свою за ближнего» ( авва Пимен ). «Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается» ( блаженный Диадох Фотикийский ). «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека» ( преподобный Максим Исповедник ).

http://pravoslavie.ru/90602.html

О сравнении в человеке образа и подобия писали многие святые Отцы. Святитель Григорий Нисский : «Первое (по образу) мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению; но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности» [цит. по: 92, с. 456]. Преподобный Иоанн Дамаскин : «Словом – по образу, означается сила ума и сила свободы, а словом – по подобию, уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно» [цит. по: 92, с. 455]. Преподобный Диадох Фотикийский: «Все мы, люди, созданы по образу Божию . Быть же по подобию Божию есть принадлежность только тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей примирил нас с собою – чего никто не может достигнуть, если не убедит душу свою не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой» [«Сто глав о духовном совершенстве», цит. по: 9, с. 40]. Святитель Димитрий Ростовский : «Образ Божий есть и в неверного человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном; и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа. И аще в муку вечную осудится: образ Божий той же в нем вовеки, подобие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457]. Следует уточнить: Священное Писание утверждает, что человек сотворен по образу, но не по подобию: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори Его ( Быт.1:27 ). Подобие же Божие в нас раскрывается как благая возможность, как призыв к его достижению, как призвание человека и спасительная цель жизни. Трудно представить себе, как с позиций эволюционизма можно трактовать наличие образа Божиего в человеке. Неужели образ Божий некий достижимый уровень, и всякая обезьяна, стоит ей только постараться, имеет шанс достичь этого качества? Если образ Божий так легко доступен, что его можно достичь путем эволюционного развития, значит Бог – целиком принадлежит этому миру, а не является его Создателем. Такой эволюционистский «Бог» и не способен даровать никому царское достоинство.

http://azbyka.ru/o-sotvorenii-adama-po-o...

Памфилия, Ликаония и другие районы Малой Азии становятся после этого главным средоточием данного еретического движения. Мессалиане здесь, вероятно, соединились с крайними сторонниками Евстафия Севастийского 29 . Это заставило малоазийских пастырей церкви собрать поместный Собор в Сиде (ок. 388 г.), который возглавлял святитель Амфилохий Иконийский; данный Собор, как и аналогичный в Антиохии, осудил мессалианскую ересь. Однако осуждение не останавливает распространение мессалианства. В самом начале V в. (а, возможно, и в конце IV в.) оно проникает (скорее всего, посредством монахов, прибывших с Востока) даже в Северную Африку, и блаженный Августин вынужден был противостоять этой ереси 30 . В начале V в. мессалиане появляются и в Константинополе. Феодосий II издает против них специальный эдикт (428 г.), повелевающий изгонять евхитов из пределов империи. На Третьем Вселенском соборе (431 г.) два епископа — Памфилий Ликаоникийский и Валериан Иконийский — выступают обвинителями мессалиан, представив Собору их сочинение под названием “Аскетикон”. Вселенский собор еще раз осуждает их, подтвердив вердикт двух поместных Соборов. Все эти меры не пресекают полностью мессалианской пропаганды. Несомненно, что в первой половине V в. ересь эта проникла и в Египет (возможно, это случилось значительно раньше): одно послание святителя Кирилла Александрийского, написанное накануне Ефесского собора, показывает его озабоченность проповедью мессалиан. Повествование об авве Лукие (вероятно, середина V в.) также свидетельствует об отпоре, даваемом евхитам православными подвижниками 31 . Блаженный Диадох Фотикийский отводит полемике с мессалианами значительное место в своих творениях 32 . Около середины V в. мессалианство получает новый стимул развития благодаря некоему Лампетию, долго жившему в Египте, а затем в результате обмана посвященному в пресвитеры епископом Алипием Кесарийским (в Каппадокии). Лампетию удалось основать мессалианский монастырь (муже-женский, или двойной) в горах между Киликией и Исаврией и заручиться еще поддержкой одного египетского епископа по имени Алфей. Из-под пера Лампетия вышло сочинение под названием “Завет” (о нем сообщает святитель Фотий). В VI в. появляется новая разновидность мессалиан, именуемая маркианистами (от некоего Маркиана, жившего в эпоху Юстиниана). После этого следы мессалианства исчезают в Византии, и эта ересь уже перестает существовать, имея для церковных писателей лишь чисто “ар­хеологическую ценность” 33 , хотя обвинения в “мессалианстве” раздаются еще в XIV в. (именно в “мессалианстве” обвиняются святитель Григорий Палама и другие исихасты) 34 . Однако с историческим еретическим движением данные обвинения никак не связаны. На сирийском Востоке мессалианство пускает глубокие корни; по крайней мере, крупнейший несторианский богослов VII в. — Бабай Великий — выступает его непримиримым оппонентом 35 . Но и здесь начиная с IX в. реальные следы этой ереси исчезают и она уходит в небытие.

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-makariy-e...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010