4.1. Блаженный Диадох Фотикийский Блаженный Диадох ничего не пишет непосредственно о Крестной Жертве, у него нельзя найти на эту тему почти никакого материала. В его творениях ничего не сказано ни о Лице Господа Иисуса Христа, ни о том, в силу каких причин стало возможно Искупление рода человеческого, ни о том, как оно свершилось. Святой отец принимает спасительное Дело Христа как свершившийся факт. Его интересует не столько сама Голгофская Жертва, сколько ее плоды и те духовные блага, которые стали доступны человеку в результате ее свершения, главные из которых – это «разрушение державы смерти и очищение преступления неповиновения человека через послушание Христа» 380 . Но его труды замечательны тем, что в них он стремится показать действие возрождающей благодати на душу человека в таинстве крещения. В пристальном внимании святителя к этой теме и попытке проникновения в существо ее содержания состоит характерная особенность его богословия. В составе общей темы «Искупления» этот пункт является весомой составляющей и изложен как элемент сотериологии преимущественно в творениях фотикийского святителя. Хотя, как выше было сказано, у него нет учений касательно непосредственно Крестной Жертвы, все же его труды следует принять во внимание, исходя из того понимания «Догмата Искупления», которое было принято за отправную точку общего плана настоящей диссертации, то есть всей земной жизни Спасителя как Его Искупительного Дела. Плюс ко всему взгляды этого святителя очень ярко отражают основополагающую теорию возобновления. Предпосылкой своего учения о действии благодати при крещении епископ древнего Эпира видит в крещении Господа на Иордане, которое было, по его мнению, дарованием нам «спасительной воды» 381 (δορ σωτηρον) и «сообщением ей возрождающей благодати» 382 для последователей Христовых. Данное евангельское событие интересует святого отца только с указанной точки зрения, поскольку он стремится в таком толковании крещения Господня на Иордане дать основание для своего учения о действии освящающей благодати, даруемой спасаемым в таинстве святого крещения и противопоставить, таким образом, православное учение заблуждениям мессалиан, которые учили, что благодать и грех пребывают вместе одновременно 383 (αμα), поскольку «Церковное крещение не в силах вырвать «корень греха» и изгнать беса» 384 , опираясь в своих взглядах на тот факт, что и после крещения человек способен согрешать. Для святителя было очевидно, что еретики построили свое учение на поверхностном видении проблемы, принимая во внимание лишь внешнее наблюдение, при этом никак не проникая в смысл Библейского Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

[xxxiii] Следуя обычной восточно-христианской монашеской практике, Григорий делит сутки на двенадцать часов дневного времени и двенадцать часов ночного времени, причём граничными точками между этими двумя периодами являются закат и восход Солнца. Понятно, что фактическая длительность «дневного» и «ночного» часа зависит от времени года: зимой времени на сон выходит больше, чем летом. Вообще, Григорий относится ко сну неодобрительно, называя его «образом смерти» ( Capita , 39 [xxxiv] Capita , 102 (1273A). В другом месте Григорий критически отзывается о единых для всех правилах питания: каждый должен сохранять свободу во Христе. Люди отличаются телесными свойствами, и то, что довольно одному, для другого – нужда. Основной принцип здесь один: избегать насыщения. ( Quomodooporteatsedere , 6 [xxxvii] Quomodooporteatsedere , 2 (1329B). Говоря о словесных формулах Иисусовой молитвы, необходимо помнить о том, что для многих текстов  Григория Синаита не существует критических изданий, поэтому любые выводы относительно точности формулировки могут носить лишь предварительный характер. [xxxix] Первый из этих вариантов встречается в Dequietudineetduobusorationismodis , 2 (1316A); третий – в Quomodooporteatsedere , 2 (1329B). [xlii] См. Philokalia, vol. ii (Athens 1958), p. 244. Важное значение этого текста справедливо подчёркивает В. Кривошеин в B. Krivochéine, ‘Date du texte traditionnel de la “Prière de Jésus’, Messager de l " Exarchat du Patriarche russe en Europe occidentale, vii-viii (1951), pp. 55-59. Ср. I. Hausherr, Noms du Christ, pp. 239-46. [xliv] Говоря о призывании имени Господа Иисуса, ранние авторы часто не указывают конкретную словесную формулировку молитвы. К их числу относятся Нил Анкирский и Диадох Фотикийский (V век), а также Иоанн Лествичник, Исихий Синайский, Филофей Синайский и Иоанн Карпафский (VII-X вв.). Впрочем, Диадох, возможно, имеет в виду наиболее простую форму призывания имени Господа – «Господи Иисусе», см. Century , 61 (ed. E. des Places, SourcesChrétiennes 5bis [Paris 1955], 121,5). Ср. Hesychius, Century , 106 ( Philokalia , vol. i [Athens 1957], p. 157), где используется формула «Господи Иисусе Христе», но в издании MPG xciii, col. 1513A слово «Господи» опущено. Возможно, слова «Господи Иисусе» представляют собой наиболее древнюю форму Иисусовой молитвы – ср. 1 Кор. 12:3. См. тж. прим. 54 infra .

http://bogoslov.ru/article/2839188

Τμ. 2. Σ. 244), прп. Максим Исповедник (Maximus Conf. Opusc.//PG. 91. Col. 277; Disp. Pyr.//PG. 91. Col. 301; Quaest. inter. et resp.//PG. 90. Col. 792), прп.  Иоанн Лествичник  (Ioan. Climacus. 4. 29; 26. 27; 30. 8, 9), свт. Фотий (Phot. Bibl. 201), неизвестный составитель схолий на Евангелие от Иоанна (PG. 88. Col. 740, 1080, 1164 – «Сотница» цитируется 4 раза), Павел Эвергетидский (XI в., в 4 тома «Эвергетиноса» включены 72 главы «Сотницы», некоторые из них сокращены, порядок изменен). Прп. Никита Стифат в «Житии» прп. Симеона Нового Богослова особо отмечал, что прп. Симеон в юности читал «книгу сочинений святых мужей Марка и Диадоха» (Nicet. Pector. Vita Sym. 4. 16 Hausherr). Особую актуальность «Сотница» приобрела в период исихастских споров в XIV в., она цитировалась прп. Никифором Афонским (Cap. 57 – De sobr. et cord. custodia//PG. 147. Col. 958), прп.  Григорием Синаитом  (Cap. 33 – De quiet.//PG. 150. Col. 1321), свт. Григорием Паламой (Cap. 89 – Ad Xen.//PG. 150. Col. 1081 и др.) и патриархом  Филофеем Коккином  (Cap. 89 – PG. 151. Col. 577), патриархом Каллистом II и Игнатием (15 различных глав цитируются в их «Сотнице»), а также в Святогорском томосе (Cap. 25 – PG. 150. Col. 1233) и соборном томосе 1351 г. (Cap. 59) (подробнее cм.: Polyzopoulos. 1984. P. 790–795). Так, напр., в «Триадах в защиту священнобезмолвствующих» свт. Григория Паламы Д. упоминается наряду с отцами аввой Филимоном, Нилом и Иоанном Лествичником , родоначальниками единословной молитвы (Greg. Pal. Triad. I 3. 2. 6), и трижды цитируется (Cap. 40 – Triad. I 3. 7. 12–17; Cap. 69 – Triad. I 3. 50.13–16; Cap. 25 – Triad. II 2. 10. 23–30) как учитель созерцания Божественного света через очищенные «ум» и «чувство души». Coч.: Coбp.: OEuvres spirituelles/Ed.: É. des Places. P., 1955, 1966r. (SC; 5 bis.) [крит. изд. греч. текста]; «Сотница»: Φιλοκαλα. νειισιν, 1782. Σ. 205–237. Попов К. Д. Блаженный Диадох (V-ro века), еп. Фотики Древнего Эпира, и его творения. К., 1903. C. 17–526; De perfectione spirituali capita centum/Hrsg.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LXI, пер. и примеч. А.И.Сидорова , БТ 38 (2003), с. 74–86. Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Бо- жия – ТМИ. Главы о любви – ТМИ. Десять глав о добродетели и пороке – ТМИ. Диспут с Пирром , в кн.: Преподобный Максим Исповедник и хри- стологинеские споры VII столетш , под ред. д.А.поспелова, пер. Д.Е.Афиногенова (М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках). К Феопемпту Схоластику – ТМИ. Мистагогия – ТМИ. К Фоме, Послание иное, пер. архимандрита НЕКТАРИЯ (Р.В.ЯШУНСКОГО), РНГД У с. 40–50, прим. с. 393–396. Письмо 10, Иоанну Кувикуларию , пер. В.асмуса , БС X, с. 72–75. Послание к Иоанну Кувикуларию о любви – ТМИ. Различные богословские и домостроительные главы 1–15 – ТМИ Слово о подвижнической жизни – ТМИ. Толкование на молитву Господню – ТМИ. Толкование на 59 псалом – ТМИ. Прочие источники Paul Rorem , John с. lamoreaux, John of Scythopolis and the Diony- sian Corpus. Annotating the Areopagite (Oxford: Clarendon Press, 1998) (англ. перевод схолий к Ареопагитскому корпусу, атрибутируемых Иоанну Скифопольскому). афанасий Великий , Творения в четырех томах (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902; репринт: М., 1994). григорий Богослов , Слова I-XLV, в кн.: Собрание творений в двух томах, т. 1 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994). григорий Богослов, Определения слегка начертанные, Там же, т. 2, с. 308–314. Григорий Нисский , Об устроении человека, пер. В.М.лурье (СПб.: Axioma, 1995). григорий Нисский, О дугие и воскресении, диалог с сестрой Мак- ринощ в кн.: Восточные отцы и учители церкви IV века. Антология II, под ред. иеромонаха Илариона (Алферова) (Долгопрудный: Изд-во МФТИ, 1999), с. 200–256. ГРИГОРИЙ Нисский, Большое огласительное слово, там же, с. 149–200. Диадох Фотикийский, Сто гностических глав – диадох, еп, Фо- тики Эпирской, Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного , в кн.: Добро- толюбие в русском переводе, дополненное , т. 3, 2-е изд. ([]]М., 1900, репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992), с. 8–74; критическое изд. см.: DiADOQUE DE PHOTICE, Oeuvres spirituelles. 2-eme ёс1., Intr., texte critique, trad, et notes de Edouard DES PLACES (Paris, 1955).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Главное — стояние и хождение пред Богом с вопиянием к Нему из сердца... Так пусть делают и все, ищущие благодатного огня, а о словах и положениях тела не заботятся. Бог смотрит на сердце "  [ 342 ]. Таким образом, мы видим, что свойственная Православному Востоку практика духовной молитвы, в противоположность тому, что могли о ней говорить, заключается в том, чтобы давать сердцу воспламеняться благодатью, соблюдая постоянно его внутреннюю чистоту. Совершенно не стремясь к экстазу или состоянию восхищения, ум должен остерегаться того, чтобы во время молитвы придавать Божеству какой-нибудь внешний образ. " Вожделевая видеть лице Отца, Иже на небесах (Мф. 18, 10), — говорит преподобный Нил Синайский, — отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ. Не желай видеть чувственно ангелов, или силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам-демонам. Начало прельщения ума — тщеславие, коим движим будучи, ум покушается описать Божество в каком-либо образе и зраке "  [ 343 ]. Напротив, освобождаясь от всякого представления о Боге, " ум, по словам святого Марка Отшельника, познает в себе начертание боговидного образа и усматривает мысленную и неизреченную доброту Владычного подобия "  [ 344 ]. Диадох Фотикийский видит этот образ в имени Иисуса, запечатленном в нашем сердце непрестанным воспоминанием, постоянной молитвой: " Это славное и столь желанное имя, — говорит он, — долгое время пребывая в пламени сердца, удержанное в памяти, производит в нас привычку любить Бога совершенно и беспрепятственно. Это драгоценный бисер, который можно получить, продав все, что имеешь, чтобы получить в этом приобретении радость несказанную и непрестанную "  [ 345 ]. Плод молитвы есть божественная любовь, которая — не что иное, как благодать, стяжанная нашим внутренним человеком. Ибо любовь, говорит Диадох, не только движение души, но также и нетварный дар, " божественная сила, непрестанно воспламеняющая душу и соединяющая ее с Богом действием Святого Духа "  [ 346 ]. Любовь — дар не от мира сего, ибо это имя Самого Бога. Поэтому, говорит святой Иоанн Лествичник, она неизреченна. " Слово о любви известно ангелам, но и тем по мере их просвещения "  [ 347 ]... " Ты уязвила душу мою, и не может стерпеть сердце мое пламени Твоего. Итак, воспевая Тебя, иду... "  [ 348 ]. " О святая любовь! — говорит преподобный Симеон Новый Богослов. — Когда бы нам получить отпущение ради тебя и сподобиться вкусить благ Владыки нашего, коих сладости без тебя никто не может опытом дознать... Но кто тебя постиг, или кого ты постигла, о том не может быть никакого сомнения — успех его верен. Ибо ты — конец закона, ты, объемлющая меня, согревающая меня и воспламеняющая сердце мое к безмерному возлюблению Бога и братий моих. Ты — наставница пророков, сшественница апостолов, сила мучеников, вдохновение отцов и учителей, совершенство всех святых и самого меня уготовление к настоящему служению "  [ 349 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Приятно " спокойствие, тишина, полное отсутствие хлопот " [с. 638]. " Дышим чистым воздухом " [с. 634].Радость святителя увеличивается и от известий о мужестве святой Олимпиады. " Силы души стали у тебя (у святой Олимпиады. - К. С.) крепче вследствие непрерывно следующих друг за другом испытаний, и ты приобрела больше рвения и силы к состязаниям, а отсюда и большое удовольствие... И мы ликуем и радуемся, и от такого твоего мужества получаем величайшее утешение в этом одиночестве " [с. 648].Короче говоря, все беды, страдания святитель переносит в духовной бодрости и крепости, являя образ покорности воле Божией, - Ему он всецело предает себя, на Него возлагает все свои упования, только от Него и ждет истинной милости. " То, что я постоянно шествую чрез такого рода испытания и что их навлекают на меня те, со стороны кого я никак не ожидал, служит для меня основанием к награде, - в этом мое богатство, здесь истребление моих грехов " [с. 638, 639]. " Может быть, Богу угодно было устроить для меня более длинные пути бегов, чтобы были и более блестящие венцы " [с. 638]. И наконец, святая Олимпиада, а с ней и вся Святая Церковь, слышат глубочайшие по своему смыслу слова святителя: " Слава Богу за все; не перестану всегда повторять этого при всем, что со мной случается " [с. 635].СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ - Awza tw Eew pantwn eneka - этими словами открываются все творения Константинопольского святителя, ими же завершаются все его труды и наставления. В них, как в фокусе, собран духовный облик вселенского учителя, всё его величие. В них и обращение ко всем верующим в ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Блаженный Диадох Фотикийский - духовный авторитет христианского Востока " Дай мне, Спаситель, молитвами Диадоха расположение души в веселии о Тебе говорить и делать надлежащее угодное Тебе " . Авва Нил с. 14] [ 1 ]Блаженный Диадох - учитель правой веры и добродетели, живой свидетель употребления в V веке Иисусовой молитвы - почитается на христианском Востоке как один из духовных его авторитетов. Известен он также и на Западе, так как оказал влияние и на западную традицию - от Цезария, архиепископа Арльского († 542), до Игнатия Лойолы († 1556) и Терезы Авильской († 1582).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

15]. Творения Блаженный Диадох Фотикийский - духовный авторитет христианского Востока В переводе на русский язык имеется пять творений, принадлежащих или усваиваемых блаженному Диадоху. Это: Слово аскетическое (сто глав).Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.Слово против ариан.Видение святого Диадоха.Катехизис [ 1 ]. Первые два творения Фотикийского святителя считаются подлинными, а в отношении трех последних высказываются сомнения. Особенно сомневаются в принадлежности блаженному Диадоху Катехизиса, так как значительная часть манускриптов называют автором его преподобного Симеона Нового Богослова. Впрочем, тематика и ее развитие во всех пяти творениях свойственны аскетическим взглядам блаженного и потому в данном сообщении они используются все.Самым значительным по содержанию и самым большим по объему является " Слово аскетическое " с. 18-526]. В разных списках оно имеет и иные названия: " Сто аскетических глав " , " Главы практические о знании и духовном различении " , " Сто глав " ... Содержание слова отвечает его названию. На первое место как " непрестанная похвала похвал " ставится страх Божий, а " полнотой закона совершенства " почитается любовь с. 46]. " Аскетические главы блаженного Диадоха, - утверждает профессор К. Попов, - представляют собой краткую, превосходную систему древней аскетики, написанную по строго обдуманному плану и преследующую определенную задачу. Она полагается не в подробном изложении теории и практики подвижничества, но в изображении ступеней последовательного духовного преуспеяния или падения подвижников и в определении признаков того и другого; внешние же правила подвижничества только оцениваются со стороны значения их для духовного преуспеяния " [I, с. XXIX-XXX]... Творение это восхвалялось с древних пор и ставилось в ряду аскетических трудов на третьем месте после " Лествицы " преподобного Иоанна († 649) и наставлений святого Марка Подвижника (IV-V века). Известно оно и современным молитвенникам, а также знатокам древнеаскетической письменности.С аскетическими главами сродно в отдельных мыслях " Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа " с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

165 Добродетель легка и приятна по свойству своей природы, только не все эту легкость и приятность ощущают по причине болезненности душевных своих сил. Для больных глаз неприятен солнечный свет, но это не означает, что этот свет неприятен по свойству своей природы. Природа наша настолько испорчена грехом, что добродетель ей кажется неестественной (как здравие неестественно больному) и труднодосягаемой (особенно поначалу). «Путь добродетели для начинающих любить благочестие кажется жестоким и престрашным, – говорит св. Диадох Фотикийский, – не потому чтобы он был сам по себе таков, но потому что человеческое естество с самого исхода из чрева матерня привыкает жить пространно в удовольствиях». 166 А как известно привычка – это вторая природа. И чтобы избавиться от укоренившейся привычки требуется усилие и труд по ее искоренению. Собственно в этом и заключается вся трудность и теснота. То есть тяжело не путем заповедей идти, а «оставить врага Божия диавола и все сатанинские дела его, со всеми мнимыми благами мира сего». 167 А если бы люди, как утверждает Писание, ходили в стези благия, обрели убо быша стези правы гладки ( Притч. 2:20 ), но порочная воля их делает эти стези неровными и жестокими, ибо сказано, что волчцы и сети бывают только на путех стропотных, храняй же свою душу избежит их ( Притч. 22:5 ). Избавившиеся от страстей избавляются и от скорбей. А то что «дивная приятность ига Господня чувствуется горькой, то это потому, что горечь нашего отвращения портит ее». 168 Согласитесь, что легче и приятнее жить бессребренику, нежели корыстолюбцу, ибо первый легко расстается со своим имуществом, тогда как второй скорее согласится умереть, нежели что-либо утратить из своей собственности. И одну и ту же заповедь Господню об оставлении имения ( Мф. 19:21 ) первый исполнит со всей легкостью, в то время как второму сама мысль об этом будет невыносима. Следовательно, «путь Господень имеет приятность, если проходят по закону Его. Но мы сами причиняем себе скорби и мучения беспорядочными уклонениями, когда лучше желаем идти кривыми и развращенными путями этого века, невзирая на большую опасность и трудность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

222 D-1 согласно нумерации G 1 . Письмо написано из афонского Свято-Павловского монастыря, где отец Софроний был поставлен духовником. Письмо является ответом на письмо 5 Д. Бальфура от 8 апреля 1945 г. См.: Приложение II, 5: «Годы безбожия». 223 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 30. 224 3 A согласно нумерации G 1 . Письмо написано из пещерки-калибы во имя Св. Троицы, которая находится близ Св.-Павловского монастыря. Это письмо, как и следующее, является ответом на письмо 6 Д. Бальфура от 21 июля 1945 г. См.: Приложение II, 6: «Пробуждение». 225 Фридрих Эрнст Даниэль Шлейермахер (1768–1834) — немецкий протестантский богослов и философ. 226 Барух (Бенедикт) Спиноза (1632–1677) — нидерландский философ-материалист. 227 D-4 согласно нумерации G 1 . Это письмо, как и предыдущее, является ответом на письмо 6 Д. Бальфура от 21 июля 1945 г. См.: Приложение II, 6: «Пробуждение». 228 Огюст Конт (1798–1857) — французский философ, основатель «позитивизма». 229 D-5 согласно нумерации G 1 . 230 Греч. «подобно страждущий». 231 Письмо из коллекции G 2 . 232 Письмо-черновик не датирован, первые страницы утеряны. По этой причине отец Софроний не послал письма. О его намерении написать более подробно о послушании он упоминает в письме 11 к Д. Бальфуру от 3 (16) декабря 1932 г. (G 1 : А-10). 233 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 8, 3. С. 102. 234 Продолжение письма 11 отца Софрония к Д. Бальфуру от 3 декабря 1932 г. ((G 1 : А-10), согласно M SB . 235 См.: Прп. Макарий Египетский. Беседа 33. — Духовные беседы, послание и слова. С. 247. 236 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 14. — Слова. В 2 т. Т. 1. С. 141. 237 Продолжение письма 12 отца Софрония к Д. Бальфуру от 12 (25) декабря 1932 г. (G 1 : В-11) согласно рукописи M SB , не вошедшее в окончательную версию. 238 См.: Сщмч. Диадох Фотикийский. Подвижническое слово, разделенное на сто глав деятельных, исполненных ведения и рассуждения духовного. Гл. 68. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 3. М., 1900. С. 68. Текст дается в переводе самого отца Софрония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

321 Кроме того, и Василий Великий (правило 40 из пространно изложенных) порицает торговлю, устраиваемую в церквах мучеников и святых в дни празднования их памяти: «Христиане не для чего иного собираются в храмах и окрестностях храмов, как для того, чтобы помолиться и вспомнить, как святые боролись и подвизались за благочестие до смерти, и чтобы самих себя побудить к подобной ревности. He для того они собираются, чтобы устроить празднество и сделать храм рынком и торжищем». Он добавляет еще и следующее: «Бог так гневается на продающих и покупающих в храмах или во дворах храмов, что Иисус Христос, Который всегда и везде был кроток и смирен сердцем, только на продающих и покупающих возле святилища поднял бич, чтобы ударить их, поскольку такие торжища превращают дом молитвы в вертеп разбойников и воров» (PG 31, 1020BC). Еще обрати внимание, что разбойниками и ворами Господь назвал продавцов и вообще торговцев за ту несправедливость и обман, которые они допускают в своих торговых делах. 322 Еп. Филон говорит (Цепь толковников на Восьмикнижие. Т. 1. С. 163): «Даже иудеи не моются со своими отцами, чтобы не увидеть наготы отца, как Хам увидел наготу Ноя. Потому, следовательно, и детям христиан не подобает мыться со своими отцами». А св. Диадох , еп. Фотикийский (гл. 52. См.: Добротолюбие. С. 216), учит: «Удаляться от бань есть дело мужественное и целомудреннейшее, особенно для тех, которые предпочитают стать едиными с красотой целомудрия, иными словами, для священнослужителей и монахов, давших обет девства, потому что приятная влажность бани расслабляет и изнеживает тело, а нагота в бане приводит на память ту бесславную наготу, которую ощутил Адам после преслушания» (PG 65, 1183BC). И сказать вообще, бани не доставляют никакого блага, но только услаждают плоть и вызывают непристойные фантазии. Исключение делается лишь для того, кто моется вынужденно, по болезни. 327 Обрати внимание, что под четвергом, о котором говорит здесь правило, некоторые поняли один только Великий четверг: в этот день оглашенные, намеревавшиеся креститься вечером в Великую субботу, по обычаю рассказывали на память своим наставникам о догматах веры, которые они изучили. Толкователи пришли к такому пониманию исходя из предыдущего 45-го правила того же Лаодикийского собора, – в нем говорится о принимающих крещение в Великую субботу. Однако мне представляется более удачным изложенное выше понимание правила, потому что оглашенные после включения их в список просвещаемых должны были не только в Великий четверг, но и вообще в каждый четверг рассказывать то, что изучили в остальные дни недели, чтобы не забывать этого. A тο, что между записью просвещаемых и крещением проходила не одна неделя, но много, явствует из ектении просвещаемых, которую начинают произносить со среды средопостной (так называется в церковном Уставе средняя (четвертая) седмица Великого поста, следующая за Крестопоклонной Неделей) седмицы Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010