Женский монастырь Гргетег Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Гргетег (серб. Манастир Гргетег) — женский (ранее мужской) монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на южном склоне Фрушской Горы близ села Гргетег. Содержание История [ править править код ] Одним из старейших монастырей Воеводины является монастырь Гргетег. Монастырь вместе с находящейся на его территории церковью посвящен Святому Николаю. По преданию, монастырь был построен в середине XV века Деспотом Вуком Бранковичем (Огненный Волк-Дракон) в честь своего отца, Гргура Слепого. От его имени и появилось название монастыря. Примечательно то, что здание возведено было еще в так называемую «пред-турецкую» эпоху сербской истории. Самые ранние исторические упоминания о монастыре относятся к XVI веку и встречаются в турецких документах. Во время Австро-Турецкой войн (XVII век) монастырь был сожжен и заброшен. Но уже в начале XVIII века при участии митрополита Исая Джаковича началось его восстановление. Элементы барокко были добавлены в 1770х годах, когда на месте старой церкви возвели новое здание. Масштабная реставрация Гргетега началась в конце XIX века, под управлением Германа Боле, архитектора из Загреба. В 1902 году был заменен старый иконостас на новый, из мрамора, созданный Урошем Предичем, одним из самых известных художников Сербии. Святыни [ править править код ] В монастыре хранится несколько ценных исторических предметов. Например, привилегированная грамота от императора Австрии Леопольда I, дарованная митрополиту Исае Джаковичу в 1691 году. Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: Branka Radievia, Grgeteg Проезд: Находится на южном склоне Фрушка Горы близ села Гргетег. Добраться из Нови-Сада до монастыря Гргетег можно на автобусе до Иришки Винац (Iriski Venac), а оттуда пешком 15 км до места назначения. Поэтому самый комфортный способ добраться до пункта назначения — воспользоваться автомобилем. Расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Недалеко от Фрушка Горы можно арендовать апартаменты. Телефон: +381222464199 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Трагическую судьбу всего сербского народа Косово и Метохии разделили священнослужители и монашествующие Сербской Православной Церкви. Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) был интернирован в столицу Албании Тирану, где скончался 13 января 1945 года и был похоронен на военном кладбище. В архиве Рашко-Призренской епархии СПЦ находятся многочисленные списки убитых православных сербов. В числе таких списков владыка Афанасий Евтич приводит в своей книге имена священнослужителей и монашествующих Рашко-Призренской епархии погибших за время Второй мировой войны: " Кроме [уже упомянутых] протоиерея Андрии Поповича из Истока и иеромонаха Никодима из монастыря Гориоч, которых албанцы убили... для устрашения сербского населения в восточном срезе ... были убиты также иеромонах Дамаскин Бошкович, из монастыря Девич (убит самым жестоким образом во второй половине октября 1941 года, его избивали палками и мучили, волокли по камням, а в конце застрелили из ружья); священник Тодор Секулич из Любижды под Призреном скончался от ран полученных при взрыве бомбы подкинутой в Дечанский монастырь албанскими фашистами в октябре 1942 года; священник Крста Попович, убит в 1944 году албанскими балистами; иеромонах Александр Перович, в октябре 1944 убит в Подуево албанской полицией - могила неизвестна; игумен Печской патриархии Иоанн Зечевич, убит в 1944 году балистами в Албании; иеромонах Иоанникий Минович из монастыря Бинча, пропал без вести; священник из Косовской Митровицы Момчило Нешич, арестован немцами и расстрелян в Банице в 1943 году; священники Чедомир Бачанин и Тихомир Попович, расстреляны ровно в полночь 28 ноября 1942 года в тюрьме Косовской Митровицы; монах Герман из монастыря Дечаны интернирован в Албанию и там расстрелян; монах из Дечан Стефан Живкович, убит в селе Зочиште под Великой Хочей 8 января 1945 года. Священник Стайко Попович из Призрена убит 17 апреля 1943 года болгарами в Качанике, а священники Слободан Попович из Джаковицы и Драголюб Куюнджия из Урошевца и Михаил Милошевич из Печи убиты партизанами " как симпатизировавшие четникам " . Точно так же партизанами и новыми властями были расстреляны священники Радуле Божович, Тихомир Балшич, Митар Вуйисич и иеромонах Симеон Гойковичиног.

http://pravoslavie.ru/archiv/kosovogenoc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Россия призвала ООН улучшить охрану православных святынь в Косово 23.01.2010 Россия призывает Миссию ООН в Косово добиться прогресса в обеспечении безопасности сербских православных святынь на территории края, которые регулярно подвергаются осквернению. Об этом заявил первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Игорь Щербак на заседании Совета безопасности в пятницу. В докладе генсека ООН Пан Ги Муна, который обсуждался в ходе заседания и который охватывает период с 16 сентября по 15 декабря 2009 года, указывается на несколько актов вандализма в отношении сербских православных святынь в Косово. В частности, сообщается об осквернении надгробий на кладбищах, нанесении оскорбительных надписей на стены церкви святой Параскевы недалеко от Приштины и монастыря в районе города Ораховац. Кроме того, в ноябре была ограблена недавно отремонтированная сербская православная церковь в районе города Гнилане. " Вызывает озабоченность по-прежнему неудовлетворительное положение на таком важном направлении, как защита сербского духовного и культурного наследия. В докладе генсекретаря ООН отмечаются многочисленные случаи вандализма в отношении сербских святынь. Мы ожидаем от МООНК достижения реального прогресса в деле обеспечения надежных способов охраны сербского культурного наследия в Косово " , - сказал первый заместитель постпреда РФ при ООН. Сербский президент Борис Тадич, в свою очередь, напомнил на заседании и о разрушенной в 2004 году православной церкви в городе Джаковица. Она была сожжена и разрушена в ходе антисербских выступлений косовских албанцев, а затем ее обгоревший остов сравняли с землей с помощью бульдозера. Вслед за этим местные албанские власти приняли решение забетонировать место, где находилась православная святыня. Белград уже неоднократно поднимал эту проблему в Совете безопасности, однако Миссия ООН до сих пор не предприняла никаких действий в этой связи. Более того, об этом не сказано и в докладе генсека, который готовил и презентовал Совбезу глава МООНК Ламберто Занниер. " К сожалению, доклад обходит молчанием тот факт, что этнические албанские власти (Косово) продолжают оправдывать возмутительное решение забетонировать руины дважды разрушенной церкви в центре Джаковицы. Уже в четвертый раз Сербия поднимает этот вопрос в этом зале. Неужели возможно, чтобы международное сообщество было таким беспомощным и не могло бы исправить это ужасное деяние? Есть ли воля на то, чтобы дать обратный ход этому и другим актам культурных чисток? " - заявил президент Сербии. РИА Новости/Седмица.Ru Редакция текста от: 23.01.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7782.html

В начале Рождественского поста я заболел гнойным плевритом и больше двух месяцев провел в больнице, сначала в Призрене, а потом в Белграде. Выйдя из больницы, по совету врачей, провел два месяца на Приморье, преимущественно в епископии в Шибенике, где меня братски принял Преосвященный брат Стефан, за что его благодарю. Только спустя четыре с половиной месяца я смог приступить к исполнению служебных обязанностей… 125 9 мая 1987 года Из Призрена Общие недостатки и трудности Из отчета приходского священника видно, что выселение нашего народа продолжается. Только в декабре 1986 года из Косова Поля уехало 9 семей, за год оттуда же уехало 70 семей, много народа уезжает из Стражачской парохии под Гнилане. В Добриньской парохии осталось 300 домов, старики. Священника там нет, им приходится ездить в Новый Пазар. В конце прошлого и в начале этого года нас удивила новая беда. Нам был нужен кадастровый паспорт на одну церковь в окрестностях Сувой Реки. Получив его, мы увидели, что в нем вместо «церковь» написано «мечеть». Сочтя это ошибкой, попросили исправить. Однако в паспорте на другую церковь увидели, что и там вместо «церковь» написано «дом». Запросили документы на другие церкви, нам было на что подивиться. Церковь св. Петра и Павла в самой Сувой Реке зарегистрирована как мечеть, равно как и древняя церковь в Речанах 14 века. Даже в паспорте на монастырь Святой Троицы под Мушутиште написано: «Владение монастыря Святой Троицы, участок 3665, номер участка 13/62, название земли: Бела Рудина, двор, мечеть». Церковь св.Николая в селе Дворане и церковь св.Николая в селе Поповляны зарегистрированы как «дом», а церковь св.Уроша в селе Селогражде как «здание». Это побудило нас запросить отчеты от священников, чтобы посмотреть, как зарегистрированы церкви в других областях Косово и Метохии. В Печском геодезическом управлении как мечети оказались зарегистрированы церкви в Витомирнице, Сиге и Гораждевце, так же зарегистрированы церкви в Джаковице, Гнилане, Будриге, Пасьяне, Косовской Каменице. В геодезическом управлении в Ораховце все наши церкви зарегистрированы или как «дом», или как «здание», даже церковь монастыря Зочиште.

http://pravoslavie.ru/74211.html

Перевод, примечания, иллюстрации к.ф.н. Натальи Масленниковой. В сокращении опубликовано на сайте «Одна Родина». Здесь публикуется полный вариант интервью. Иллюстрации: 1. Епископ Рашско-Призренский Артемий (Радосавлевич). 2. Икона преп. Иустина Челийского (работа иконописной мастерской монастыря Челие). 3. Икона св. Николая Сербского (мон. Челие). 4. Владыка Артемий в сослужении с патриархом Павлом. 5. Монастырь Црна Река. 6. Монастырь Грачаница, ц. Благовещения. 7. Богоматерь Пелагонитиса (Грачаница; по преданию образ явлен в Пелагонии в сер. XI в. ). 8. Карта-схема «Уничтоженные храмы и монастыри Косова и Метохии 17 марта 2004 года». 9. Джаковица, после погрома 2004 г. 10. Богоматерь Троеручица (мон. Хиландар, св. Гора Афон). 11. Коллаж (сайт «Борба за веру»). Слева епископ Артемий, в центре преп. о. Иустин, обращающийся к сербским архиереям, духовным чадам своим, (слева направо) еп. Афанасию (Ефтичу), еп. Иринею (Буловичу) и митрополиту Амфилохию (Радовичу): «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой?» (Быт. 4, 9). 12. Распятая сестра наша-Сербия (2004). Следует, на наш взгляд, обязательно подчеркнуть, что Косовский погром случился после странного пожара в Хиландаре (4 марта 2004 г.), когда сгорело 2/3 сербского монастыря, основанного св. Саввой Сербским и отцом его, св. Симеоном Мироточивым, но уцелел собор Введения Богоматери во храм, библиотека, ризница и, главное, чудотворная икона Богоматерь-Троеручица. Преподобный Иустин Челийский (Попович), архимандрит (1894-1979), др. богословия, замечательный проповедник, автор многих богословских сочинений, собеседник митрополита Антония (Храповицкого); с 1948 г., после изгнания коммунистами из Богословского факультета Белградского университета, жил в женском монастыре свв. Архангелов Михаила и Гавриила-Челие, был духовником сестёр, скончался в 1979 г. Сразу же после кончины стал местночтимым святым, 2 мая 2010 г. канонизирован Сербской Православной Церковью, мощи под спудом в монастыре Челие. Св. Николай Сербский (Велимирович), епископ Жичский, архиепископ Охридский (1880-1956), выдающийся сербский богослов, духовный писатель, проповедник; канонизирован СПЦ в мае 2003 г., мощи перенесены в 1991 г. из Америки в Сербию и водворены в ктитории вл. Николая — храме св. Николая Чудотворца, в селе Лелич; в последние годы некоторые его сочинения появились на русском языке.

http://ruskline.ru/analitika/2010/12/18/...

В Русской Церкви возмущены арестами и избиением православных верующих полицией Косово, произошедшими в монастыре Грачаница Москва, 15 января 2013 года В Русской Церкви выражают озабоченность в связи с полицейским рейдом, который был осуществлен во время празднования Рождества Христова в Сербском монастыре Грачаница. Происшествие «ещё раз наглядно продемонстрировало глубокое пренебрежение властей непризнанной республики к религиозным традициям сербского меньшинства, а также нежелание соблюдать и защищать права православных, проживающих в Косове и Метохии», — говорится в специальном заявлении Службы коммуникации ОВЦС , опубликованном сегодня. Как сообщает пресс-служба Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви, 7 января во время празднования Рождества Христова, полицейская служба самопровозглашенной «Республики Косово» осуществила оперативный рейд в монастырь Грачаница. Правящий архиерей Рашско-Призренской епархии епископ Рашско-Призренский Феодосий не был заранее поставлен в известность о готовящейся полицейской акции. Несколько сербов без предъявления конкретных обвинений были задержаны и доставлены на допрос в Приштину, где, по свидетельству одного из них, подвергались побоям со стороны сотрудников полиции. Тяжесть повреждений, полученных пострадавшим, такова, что в настоящее время он находится в больнице. «Каковы бы ни были цели полицейского рейда, вызывает сомнение уместность его проведения во время торжеств по случаю великого христианского праздника в стенах древнего монастыря, который является одним из важнейших духовных и культурных центров Косова и Метохии», — особо подчеркивается в заявлении Службы коммуникации. Также там отмечается, что «глубокое недоумение вызывает бездействие полицейской службы „Республики Косово“ в Джаковице, где 6 января 2013 года агрессивно настроенные участники албанского движения „Самоопределение“ безнаказанно блокировали пути к православному монастырю во имя Успения Пресвятой Богородицы, не допуская верующих на богослужение». «Выражая солидарность с православными братьями, потерпевшими тяжкие притеснения в дни великого праздника Рождества Христова, считаем, что епископу Рашско-Призренскому Феодосию и настоятельнице монастыря Грачаница должны быть принесены надлежащие извинения за некорректные действия сотрудников полицейской службы, а средствам массовой информации — даны исчерпывающие объяснения по поводу случившегося», — говорится также в документе. 15 января 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/58797.html

Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) Трагическим было положение Сербской Церкви в Косово и Метохии. Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) был интернирован в столицу Албании г. Тирану. Рашко-Призренская епархия во время оккупации была разделена между тремя государственными образованиями. Большая ее часть была присоединена к Албании, находившейся под итальянской оккупацией, две другие части — к Сербии и Болгарии. Почти треть сербского населения (около 100 тыс.) территорий, контролируемых албанцами, вынуждена была бежать в соседние Черногорию и Сербию, спасаясь от развернувшегося террора албанских националистов. Все церкви сербских переселенцев между Призреном и Джаковицей были разрушены. При этом пострадали и храмы в населенных пунктах, где проживали сербы-старожилы. Значительный урон был нанесен некоторым сербское население терпело великую нужду. В конце ноября 1941 и с 1 по 30 июня 1942 г. епископ Серафим посещал в Тиране различных политических деятелей и просил о возможности возвращения интернированного сербского населения, но эта миссия была безуспешной. В своем письме 1702 от 1942 г. Священный Синод СПЦ просил епископа Серафима проинформировать священноначалие о результатах его поездок в Тирану, переговорах с представителями тамошних церковных властей и положении дел во вверенной ему епархии, но ответа не последовало. Для удовлетворения потребностей Рашко-Призренской епархии Священный Синод трижды отправлял владыке Серафиму большие суммы После капитуляции Италии албанцы держали епископа Серафима один месяц под домашним арестом. По просьбе сербов из Призрена немцы освободили владыку Серафима, после чего он вновь уехал в Тирану, где скончался 13 января 1945 г. Точных сведений о каких-либо конкретных результатах контактов сербского духовенства с албанскими властями нет. Краткий обзор положения СПЦ в различных оккупационных зонах в годы Второй мировой войны позволяет сделать вывод, что административная структура Церкви претерпела в целом серьезнейшие испытания. Однако, несмотря на множество препятствий и проблем, работа центральных органов церковного управления продолжалась на протяжении всего периода войны и оккупации. В некоторых оккупационных зонах представителям Церкви удалось установить контакты и наладить диалог с оккупационными властями. Одновременно с этим в других зонах церковно-административная система была практически полностью разрушена или парализована. Среди наиболее существенных факторов, влиявших на характер взаимоотношений оккупационных властей и СПЦ, можно назвать разнородный этнический и конфессиональный состав оккупированных территорий, а также интенсивность и характер освободительного движения и гражданской войны.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

То, что погромы были похожи на хорошо спланированную и скоординированную акцию практически сразу признали и сами представители УНМИК и КФОР, непосредственные очевидцы и участники событий. Многие из них открыто назвали это этнической чисткой. В результате погромов было убито 19 человек, ранено более 140, выгнано из домов 5 тыс. человек. Более 900 сербских домов и квартир сожжено, полностью очищено от сербов 6 городов и 9 сел, уничтожено 35 храмов и монастырей. Многие пострадавшие объекты Сербской Православной Церкви были практически полностью уничтожены. Т.е. сожжены, разрушены, осквернены так, что их использование по назначению стало невозможным. Что-то было попросту стерто с лица земли, как это произошло, например в Джаковице, где храм с приходским домом разрушили и разровняли грейдером. Сейчас на этом месте небольшой сквер. В Призрене, где находилась кафедра Рашко-Призренской епархии, 17-18 марта 2004 года пострадали все православные храмы и церковные объекты. Всего более десяти объектов, не считая сербских домов и целого сербского квартала. Это древний храм Богородицы Левишской (XVI в.) , храм Христа Спасителя (XIV в.), кафедральный собор св. вмч. Георгия (1856 г.), две церкви свт. Николая (XIV и XVI вв.), церковь св. Недели (XIV в.), церковь св.Пантелеимона (XIV в.), церковь свв. Косьмы и Дамиана (XIV в.), церковь св. Недели в Живиняне. Монастырь Свв. Архангелов (XIV в.) разграблен и сожжен толпой албанцев на глазах военнослужащих немецкого контингента КФОР. Семинария свв. Кирилла и Мефодия и епископский двор были сожжены. — Найдены ли инициаторы погромов? Принимают ли участие в их поиске международные организации? По подсчетам в беспорядках участвовало приблизительно 50 тыс. албанцев. По данным КПС наказание в той или иной степени понесли 266 человек. Международный обвинитель 29 сентября 2004 года выдвинул обвинение против шестерых албанцев из Гнилана в связи с мартовскими событиями. В мае 2005 года Окружной суд в Гнилане осудил их за убийство и соучастие в убийстве серба Словодана Перича и нанесении тяжких телесных повреждений его матери Ане Перич, которая впоследствии скончалась.

http://pravmir.ru/serbskie-pogromy-v-kos...

Метохия - самая сакральная, самая святая часть Косова. Уже одно только название этой области, протянувшейся вдоль границы с Албанией от Печа до Призрена, говорит само за себя. Тут что ни угодье - то старый меток (монастырское владение). Менее тысячи сербов осталось сегодня в Великой Хоче, но тринадцать местных храмов напоминают о тех временах, когда жизнь здесь била ключом. Здесь, под палящим солнцем юга, ярко-голубыми глазами смотрят на вас русоволосые славянские дети, не только внешне, но и внутренне отличающиеся от многих своих белградских сверстников; смотрят с надеждой - не придет ли весть о помощи из России, с далекого Севера. Через узкие улочки мусульманской части Ораховца, где каждая вторая женщина носит чадру, а мужчины - белые арнаутские фески, только в сопровождении военных можно проехать в сербскую часть города. Там, окормляемые о. Срджаном Миленковичем, настоятелем Храма Успения Пресвятой Богородицы, живут православные, около 500 человек. А кругом - тысячи и тысячи албанцев... Крупнейший не только на Косове, но и во всей Сербии мужской монастырь Высокие Дечаны расположен на полпути между Печом и Джаковицей. Несмотря на постоянные нападения албанцев, число братии не только не уменьшилось, но даже возросло и составляет сегодня 50 монахов и послушников, а игумен обители Феодосии был недавно хиротонисан во епископа Липлянского. В огромном Храме Вознесения Господня, где в правой части громадного придела на столь же обширной фреске представлена вся династия Неманичей, а с исполинских 30-метровых колонн главного нефа смотрят на нас святые воины в полном вооружении и Сам Господь наш Иисус Христос с обнаженным мечом в деснице, перед самым алтарем на возвышении покоятся чудотворные мощи ктитора обители - святого короля-мученика Стефана Дечанского (1321-1331), правившего Сербией накануне ее максимального расцвета и земного могущества, достигнутого при Душане Сильном. Велик пред Богом святой король Стефан, и великая сила дана ему во вспоможение родному сербскому племени, равно как и на отгнание всякого супостата.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Косово не соблюдается меморандум о восстановении сербских церквей 05.10.2007 Заседание Совета по обновлению и возведению храмов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви под председательством епископа Рашско-Призренского Артемия состоялось 2 октября в министерстве Косова и Метохии, сообщает сайт епархии. На заседании Совета, основанного в 2003 г., были обсуждены возможности и модели восстановления сербских святынь в Косово и Метохии . Наиболее приемлемой была названа модель, по которой восстановление осуществлялось бы епархией при поддержке государства Сербии. Эта модель способствовала бы не только восстановлению храмов, но и дальнейшему их развитию. Совет поддержал прерогативу развития тех монастырей, восстановление которых уже началось или начнется в этом году. Особенно было отмечено несоответствие условий процесса восстановления Меморандуму о взаимопонимании и общих принципах восстановления объектов Сербской Церкви в Косово и Метохии, подписанному в 2005 году Сербской Православной Церковью и временными органами самоуправления в Косово и Метохии. Особую тревогу вызывают сведения о процессе восстановления церкви Святой Троицы в Джаковице. Эта церковь была частично разрушена албанскими экстремистами в 1999 г., в марте 2004 г. снова опустошена, а сегодня, несмотря на активный процесс «обновления», продолжает регулярно оскверняться. Напомним, что в Косово с 1999 года, когда в край были введены международные силы ООН, были разрушены около 200 православных сербских храмов, большинство из которых являются памятниками архитектуры и искусства X-XIII веков, которые пережили 500-летнее турецкое иго, о чем сообщил журналистам президент Фонда Андрея Первозванного А. Мельник. При этом в Косово началось строительство католического собора, посвященного матери Терезе Калькуттской, албанки по происхождению. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 05.10.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3724.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010