Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ (Дьякович (серб. Джакович); † 21.07.1678, Москва), еп. Архангельский и Сербославянский. Сведения об И. очень скудны. Скорее всего по происхождению был сербом. О его епископской хиротонии, к-рая состоялась в 1660 г., без указания точной даты, места и титула сообщает запись в Евангелии, хранящемся в мон-ре Гомирье ( Записи. 4. 6922). По сведениям Н. Ф. Каптерева, в 1664 г. И., «города Крыжеваца сербославунский епископ», пришел на Русь за милостыней и остался здесь навечно ( Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку// Он же. Собр. соч. М., 2008. Т. 1. С. 153). Поставление И. епископом в г. Крижевци (совр. Хорватия), вероятно, было одной из первых попыток Печской Патриархии учредить в обл. Славония правосл. епархию для сербов (см. статьи Загребско-Люблянская и всей Италии епархия , Славонская епархия ). 12 июня 1665 г., согласно вкладной записи, И., «милостью Божьей православных епископ Србо-Славунских», для своего душевного спасения и родителей своих вложил рус. печатное Евангелие в монастырь Лепавина ( Записи. 4. 6944). Т. к. в записи указано, что это произошло «при державе... цара и великаго кнеза Алексиа Михайловича, от царствующаго града Москви», можно предположить, что этот дар И. сделал, находясь в российской столице. И. участвовал в заседаниях Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , на котором был осужден патриарх Московский и всея Руси Никон. С 19 сент. 1667 до 1677 г. был приписан к титулярной кафедре при Архангельском соборе Московского Кремля и носил титул «епископ Архангельский и Сербославянский». Помогал митр. Белгородскому Феодосию († 1671), к-рый также по происхождению был сербом, в управлении епархией ( С. за српску ucmopujy из рус. архива и б-ка//ССКА. 1922. 53. С. 174). В 1672 г. присутствовал на похоронах патриарха Московского и всея Руси Иоасафа II, а в 1676 г.- на венчании на царство Феодора Алексеевича. Был погребен в московском монастыре в честь иконы Божией Матери «Знамение»; захоронение не сохранилось. Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. С. 408; Девятисотлетие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи/Сост.: Н. Д[урново]. М., 1888. С. 80; Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. СПб., 1907. Т. 1. С. 508; Српски jepapcu. С. 228-229. Э. П. П. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/468895.html

8) Монах Стефан Живкович из монастыря Дечаны убит албанским солдатом в Зочиште 8 января 1945 г. 9) Священник Стайко Попович из Призрена убит 17 апреля 1943г. в Качанике 10) Священник Тодор Секулич из Любиджы под Призреном, убит в монастыре Дачаны взрывом брошенной албанцами бомбы. 11) Священник Крста Попович, парох Ранилушский убит в 1944 г. баллистами 12) Священник Момчило Нешич, парох Митровацкий убит в 1943 г. 13-14)Священники Чедомир Бачанин и Тихомир Попович, расстреляны в полночь 28 ноября 1942 г. в Косовской Митровице. 15)Священник Драгомир Куюнджич из Урошевца убит 30 ноября 1942 г. 16)Священник Слободан Попович из Джаковицы убит в дверях своей квартирой 8 февраля 1942 г. 17)Священник Михаило Милошевич из Печи, убит 9 декабря 1944 г. 18)Священник Радуле Божович из Придворица, убит. 19)Священник Тихомир Балшич из Печи, убит. 20)Священник Митар Вуйисич из Витины, убит. 21)Иеромонах Симеон Гойкович из Бабиного Моста, убит. 22-23) Священники Урош Попович и Лука Попович из Тутина и с ними псаломщик Тутинской церкви, убиты во время богослужения 21 февраля1943 г. в церкви. 24) Монахиня Пелагея из монастыря Сопочани убита в день Св. ап. Луки 1942 г. в монастыре Сопочани В течение 1941-1945 гг. опустошены, сожжены и разрушены многочисленные церкви и монастыри на Косово и Метохии (насчитываем 26): Монастырь Девич в Дренице полностью ограблен и разрушен Монастыри Грачаница и Соколица под Митровицей ограблены; Монастырь Св. Марка в Корише ограблен, разрушен, пытались поджечь; Церковь монастыря Гориоч под Истоком осквернена и служила албанцам в качестве тюрьмы при массовых арестах сербов. Сожжены и разрушены церкви в сербских селах в Метохии: Церковь св. Петра XIV в. в селе Корише под Призреном, Церкви в селах: Бистражин и Шеремет под Джаковицей, в Нижнем Ратише под Дечанами, в Пацае, в Неце, в Поношевце и Раставице, затем в селе Брньячи под Ораховцем, в Чикатове под Глоговцем. Ограблены и развалены церкви в Витомирице под Печью, в Качанике, Великом Белачевце под Приштиной, церковь св.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Семинария свв. Кирилла и Мефодия сожжена. (Сообщение КФОР/УНМИК от 17 марта.) Епископский двор в Призрене сожжен. (Сообщение КФОР/УНМИК от 17 марта.) Ораховац 11. Церковь святой Недели (1852 г.) в Брняке. (Сообщение КФОР/УНМИК: 18 марта православная церковь в селе Брняк подожжена и уничтожена). Джаковица 12. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (XVI – XIX вв.) подожжена вместе с приходским домом 17 марта, затем храм сравняли с землей. Пострадавший ранее соборный храм Святой Троицы 17 марта сравняли с землей. В последующие дни албанцы растащили останки церкви и устроили на ее месте парк. По сообщению КФОР/УНМИК от 18 марта участники беспорядков развозили материал уничтоженной церкви на грузовиках и тракторах. В «работах» принимали участие около 5000 албанцев. 13. Церковь св. Лазаря в Пискотах под Джаковицей, по сообщению международных источников, полностью уничтожена вместе с кладбищем. 14. Церковь св. Илии под Бистражином, по сообщению еп. Афанасия (Евтича), уничтожена. Србица 15. Монастырь Девич (XV век) полностью сожжен, гробница прп. Иоанникия Девичского вскрыта и осквернена. Албанцы разводили в гробнице огонь. По сообщению КФОР/УНМИК 18 марта после полудня 2000 албанских демонстрантов направились в монастырь Девич и жгли его. Пятеро монахинь эвакуированы. См.фотографии Печь 16. Церковь св. Иоанна Предтечи (так называемая Митрополия с приходским домом и квартирами священников) по сообщению международных источников была подожжена. 17. Церковь Пресвятой Богородицы в Бело Полье подожжена вместе со всеми восстановленными домами вернувшихся беженцев. 18. Церковь св. Иоанна Предтечи в Печской Банье по некоторым источникам подожжена, а по другим еще и взорвана. Урошевац 19. Соборный храм св. Царя Уроша в Урошевце. 17 марта в церковь брошены 3 ручные гранаты, и первый раз совершен поджег. По крайней мере, 19 военнослужащих КФОР и полицейских УНМИК ранено при обороне церкви. Разорено городское кладбище. 18 марта КФОР/УНМИК сообщали, что 1500 албанцев уничтожают все на своем пути, сожгли православную церковь и пять сербских домов.

http://pravoslavie.ru/40603.html

13) Зарегистрированныевооруженные налеты на села: Словинь, Матичане, Ораховац, Конюх, Беривойце, Горня Брница, села вокруг Косовска-Каменицы, Грнчар, Магила, Анвалия, все села региона Исток-Клина, Гораждевац возле Печи, Свиняре, Клокот, Ново Брдо, Зьюм, Доня Гуштерица, Горня Гуштерица, Сушица, Бадавац, Бресье, Врбовац, Витина, Цернице (район Гнилане), Добруша, Велико Ропотово (район Косовска Каменица), Партеш, Пасьянс (район Гнилане), Лештар, Будрига, Добротен (район Липлян), Грнчар, Бинач, Ранилуг, Силово, Одовце, Раяновце, Бошче, Чаглавица. 14) Зарегистрированные блокады сел: Гадне, Ораховац и Велика Хоча (жители в этих селах живут, как в гетто), Коретин, села в окрестностях Гнилане, Прилужье, Горня Србица. 15) Вооруженные угрозы селениям и повседневный террор над неалбанским населением: Угляри, Српски Бабуш, Штимле, Ново Село, Бресье, окрестности Косово Поле, Милошево (совершено и вооруженное нападение),село Зебнице (драматичная гуманитарная ситуация), Летинице (село в котором живут только хорваты-католики), Дреновац (бойня над 50 сербов), село Цернице(ряд инцидентов,в которыхчлены американского контингента КФОР издевались над сербами). 16) Ограбленные сербские села, из которых изгнано население: Мужичане, Сливово, Орлович, Драгаш, окрестности Косово-Поля, Софалия, Ливадице, Мировац, Сириничка Жупа, Медреговац, Граце, Зочиште, Софалие, Драголевац. Храм свт. Николая, Словинье 17) Подожженные сербские селения: Исток, Клина, Доня Лапаштица, Обранджа, Велика река, Перане, Лауше, села вокруг Подуево, Граце, Доня Дубица, Зечиште, Ораховац, Накло, Витомирице, Бело Поле, Койловице, Алош-Топличане, Крайиште, шахта Дони Штрмац, Голеш (район Липлян), Орлович (район Приштина), Крпимей и Лауша (район Подуево), Мужичане (подожжены все сербские дома), Заимово, Деновац, Лесьяне. 18) Города и селения этнически очищенные от сербов и другого неалбанского населения: Призрен, Джаковица, Печ, Србица, Подуево,Вучитрн, Глоговац,а такжеселаврайоне Исток: Джаково,Осояне,Тучепом,Кош,Жач,Белица,Крнине, Матичане, Качаник, Штимле, Кметсзачка Врбица, территория Зегра (район Гнилане), Житне (район Витина).

http://pravmir.ru/kosovo-serdce-serbii-i...

В 1521 г. турки захватили Б. и переселили множество сербов в Стамбул, куда были также отправлены городские святыни: мощи прп. Параскевы-Петки, царицы Феофаны, Белградская чудотворная икона Божией Матери. Переселенцы построили в Стамбуле Успенскую ц. в память собора в Белградской крепости, разрушенного турками. В 1557 г. была восстановлена Печская Патриархия. С началом австро-тур. войн у сербов появились надежды на освобождение от тур. ига. Патриарх Иоанн и еп. Вршацкий Феодор были одними из предводителей восстания 1594 г., жестоко подавленного Синан-пашой, к-рый, верно оценив силу «святосавского духа», поручил доставить мощи свт. Саввы из мон-ря Милешева в Б., чтобы сжечь их в городском предместье Врачар и развеять в Сербии. Позже на этом историческом месте Б. была выстроена ц. во имя свт. Саввы. В XVII-XVIII вв. в ходе военных действий, где сербы принимали участие на австр. стороне, Б. неоднократно переходил из рук в руки. 18 июня 1690 г. в Б. состоялся Собор высшего духовенства и предводителей народа, к-рый направил еп. Исаию (Джаковича) к австр. императору для ведения переговоров об условиях существования серб. народа и Церкви в Австрийской империи. Печский Патриарх Арсений III (Черноевич) требовал полной свободы религ. и церковной жизни и признания его власти над всеми сербами, проживавшими не только в старых вотчинах под турками, но и над теми, кто жил в австр. областях, что было равносильно признанию единства серб. нации. Австр. сторона неоднократно нарушала данные обязательства, пытаясь насильственно насаждать унию. Получив в 1718 г. по мирному договору от Турции территорию Белградской митрополии, Австрия не позволила ей войти в Карловацкую митрополию. Однако по смерти Карловацкого митрополита и с окончанием австр. оккупации в 1726 г. Собор в Карловцах объединил обе митрополии под властью Белградского митрополита Моисея (Петровича) в единую Белградско-Карловацкую митрополию, просуществовавшую 13 лет. В 1737 г. началась русско-тур. война. По белградскому миру 1739 г. город вновь оказался под турками. Др. следствием неудач в этой войне было новое великое переселение сербов в Австрию под предводительством Печского Патриарха Арсения IV (Шакабенты) . В Печ К-польская Патриархия стала поставлять греков Патриархов, пока окончательно не упразднила Печскую Патриархию (1766). Духовная власть над серб. землей находилась в руках фанариотских епископов, к-рые старались угодить больше туркам, чем заботились о серб. пастве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

– Какое, на ваш личный взгляд, место в мировой культуре, в первую очередь в европейской, занимают памятники и святыни Косово и Метохии? И что сулит их утрата? – Это важнейшая часть мировой культуры. Четыре монастыря входят в перечень наиболее ценных памятников ЮНЕСКО. Это уникальные фрески сербской школы XIV века – таких нет больше нигде в мире. Говорят, каждая человеческая жизнь бесценна. Но и каждая икона, каждая стена этих храмов также бесценна, и их потеря была бы невосполнимой не только для сербов, но и для всего человечества. Американцы уже прозвали эти места «долиной фресок». Жаль, что они не побывали здесь раньше, тогда, возможно, двенадцать лет назад их самолеты не стали бы бомбить эту долину, а так… Сегодня фрески приходится восстанавливать. – Вам приходилось много общаться с людьми и слышать при личном общении, что косовские сербы думают о русских и России, нашей Церкви. Как вы думаете, чего именно они ждут от нас, если ждут? Какие надежды связывают с нами? – Они благодарны нам за солидарность и постоянную помощь; им грустно, что мы не смогли тогда защитить их страну от распада и бомбежек. Но дипломатия – это искусство возможного, начинать очередную войну на Балканах было нельзя. Пожар мог перекинуться на весь мир. Большинство сербов ждут от нас тепла и участия. Я не призываю на следующее утро после показа фильма бежать в банк и перечислять деньги; наверное, это не главное. Может быть, четырем старушкам-монахиням в Джаковице, полностью изолированным в своем монастыре, было бы приятно получить письмо со словами поддержки из России. А накануне зимы не были бы лишними и теплые вещи. – Чего бы вы, как автор фильма, пожелали зрителям накануне просмотра? – Обычно автор желает зрителям в таких случаях приятного просмотра. Но здесь приятного просмотра не получится. Это будут горькие 40 минут. Постарайтесь не остаться равнодушными к горю наших братьев по крови и по вере. Вера – это тяжелый труд и тяжелые испытания, и они несут их с честью. Если вы это почувствуете – значит, мы не зря трудились.

http://pravoslavie.ru/56072.html

Arhiva Пн Despre tensionarea situaiei în Kosovo i Metohia 5 februarie 2013 11:41 Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с заявлением в связи с ростом напряженности в Косове и Метохии. В январе 2013 года по Косовскому краю прокатилась волна осквернения православных храмов и захоронений. По сообщению пресс-службы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви , ограблению и осквернению вновь подвергся построенный в XIX столетии храм Святой Троицы в селе Бабляк под Урошевацем, в 1999 году уже переживший поджог со стороны экстремистов. Менее чем за десять дней по всему региону вандалами было разрушено свыше сотни сербских православных надгробий. На Богоявление 19 января 2013 года толпа агрессивно настроенных сторонников движения «Самоопределение» устроила беспорядки около монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Джаковице, и лишь присутствие вооруженной охраны KFOR воспрепятствовало их проникновению на территорию обители. Однако большинство православных храмов остаются беззащитными перед вандалами и преступниками. Об этом свидетельствуют события последних дней. Так, 31 января 2013 года неизвестными был ограблен храм святого Иоанна Предтечи в Штрпце, 1 февраля святотатствующие обокрали храм святых апостолов Петра и Павла в Клокоте, 2 февраля — храм святой Петки в селе Донья Будрига и храм святителя Николая в селе Бинач. Официальный сайт Рашско-Призренской епархии сообщает, что в середине января 2013 года на Косовом поле было осквернено 58 сербских надгробий, спустя неделю — 27 памятников на кладбище в Клокоте, затем 50 сербских могил на кладбище в Призрене, 6 — на Сувом Грлу, 3 — в Племетине, после чего были разрушены могилы на кладбище в Пече. В Прилужье вандалы устроили на кладбище взрыв, который разрушил сразу множество надгробий. Экстремисты разрушали православные кресты, уродовали изображения покойных; на кладбище в Милошеве была подожжена православная часовня. Массовое осквернение святынь является инструментом запугивания православного населения Косова и Метохии, которое пытаются заставить отречься от его исторической памяти.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2776953...

Об арестах и избиении православных верующих полицией Косово 15 января 2013 г. 13:46 Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата выступила с заявлением в связи с арестами и избиением православных верующих полицией Косово. По сообщению пресс-службы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви , 7 января 2013 года, во время торжественных мероприятий по случаю праздника Рождества Христова, полицейская служба самопровозглашенной «Республики Косово» осуществила оперативный рейд в монастырь Грачаница. Правящий архиерей Рашско-Призренской епархии епископ Рашско-Призренский Феодосий не был заранее поставлен в известность о готовящейся полицейской акции. Смущение, страх и растерянность верующих, вызванные неожиданными действиями полицейских, были усугублены произведенными в тот же день в монастыре Грачаница арестами православных христиан, собравшихся на рождественское богослужение. Несколько сербов без предъявления конкретных обвинений были задержаны и доставлены на допрос в Приштину, где, по свидетельству одного из них, подвергались побоям со стороны сотрудников полиции. Тяжесть повреждений, полученных пострадавшим, такова, что в настоящее время он находится в местной больнице. Каковы бы ни были цели полицейского рейда, вызывает сомнение уместность его проведения во время торжеств по случаю великого христианского праздника в стенах древнего монастыря, который является одним из важнейших духовных и культурных центров Косова и Метохии. Невозможно без возмущения читать об арестах православных верующих в дни Рождества Христова и о жестоком бесчеловечном обращении с ними, тем более что полицейская служба до сих пор не посчитала нужным публично сформулировать, в чем именно ее сотрудники усматривали вину задержанных. В свете этого глубокое недоумение вызывает бездействие полицейской службы «Республики Косово» в Джаковице, где 6 января 2013 года агрессивно настроенные участники албанского движения «Самоопределение» безнаказанно блокировали пути к православному монастырю во имя Успения Пресвятой Богородицы, не допуская верующих на богослужение. Выражая солидарность с православными братьями, потерпевшими тяжкие притеснения в дни великого праздника Рождества Христова, считаем, что епископу Рашско-Призренскому Феодосию и настоятельнице монастыря Грачаница должны быть принесены надлежащие извинения за некорректные действия сотрудников полицейской службы, а средствам массовой информации — даны исчерпывающие объяснения по поводу случившегося. Перечисленные происшествия еще раз наглядно продемонстрировали глубокое пренебрежение властей непризнанной республики к религиозным традициям сербского меньшинства, а также нежелание соблюдать и защищать права православных, проживающих в Косове и Метохии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2727326.ht...

Интересно и то, что некоторые фрески были написаны и с внешней стороны монастырского строения. Сегодня их трудно разглядеть, сохранилась одна едва заметная фреска Богородицы, сидящей на троне с младенцем Христом на руках. Адрес: 22328 Крушедол, Проезд: Добраться до Фрушка-горы можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Недалеко от Фрушка-горы можно арендовать апартаменты. Телефон: +387 22 2468 112 Подробнее... Монастырь Врдник-Раваница [ править править код ] В городе Врдник на южных склонах Фрушка Гора находится монастырь, основанный в конце XV века или начале XVI века как мужской монастырь. Первоначальный старый монастырский храм был посвящен святому Иоанну Крестителю, о чем сохранились записи. Новая церковь посвящена Вознесению Господню. Современный вид церковь и монастырский комплекс получили в 1801-1811 гг. Монастырские помещения являются одними из самых красивых в Фрушка Гора. Адрес: 22408 Врдник, ул. Лазе бр. 1, Сербия Проезд: Добраться до Фрушка-горы можно на автомобиле, расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Телефон: +387 22 465 111 Подробнее... Монастырь Гргетег [ править править код ] Одним из старейших монастырей Воеводины является монастырь Гргетег. Монастырь вместе с находящейся на его территории церковью посвящен Святому Николаю. По преданию, монастырь был построен в середине XV века Деспотом Вуком Бранковичем (Огненный Волк-Дракон) в честь своего отца, Гргура Слепого. От его имени и появилось название монастыря. В монастыре хранится несколько ценных исторических предметов. Например, привилегированная грамота от императора Австрии Леопольда I, дарованная митрополиту Исае Джаковичу в 1691 году. Адрес: Branka Radievia, Grgeteg Проезд: Находится на южном склоне Фрушка Горы близ села Гргетег. Добраться из Нови-Сада до монастыря Гргетег можно на автобусе до Иришки Винац (Iriski Venac), а оттуда пешком 15 км до места назначения. Поэтому самый комфортный способ добраться до пункта назначения – воспользоваться автомобилем. Расстояние от Белграда около 100 км, от Нового Сада – 33 км. Недалеко от Фрушка Горы можно арендовать апартаменты.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

– Когда можно ожидать продолжение восстановления Призренской семинарии и просветительской работы в ней? – В комплексе строений семинарии на данный момент восстановлено здание Симы Игуманова, а в плане – продолжение реставрации. Вероятнее всего, что сначала семинария начнет работать с первым курсом, чтобы впоследствии расширить деятельность. – Сейчас вы трудитесь над восстановлением опустевших приходов. Сколько таковых в Косове и Метохии? – Труднее всего обстоит дело в Метохии, откуда в послевоенный период уехало больше всего сербов. Печское архиерейское наместничество сейчас состоит из трех священников: в Гораждевце, Истоке и Осоянах. В ближайшее время мы постараемся открыть приход в Печи и закончить реставрацию храма в Джаковице, где с Божьей помощью откроем метох монастыря Дечаны. Сейчас мы начали возрождение приходской жизни в самом городе Призрене. На настоящий момент в епархии 52 священника и 5 диаконов. Надеюсь, что с течением времени у нас появятся молодые священники, которые помогут активизировать работе с народом. – Вы отметили, что возвращение беженцев в Косово и Метохию и сохранение святынь – особо важные задачи для Церкви и государства. Есть ли у вас стратегия для их возвращения? – Возвращение беженцев очень важно для будущего сербов на территории Косова и Метохии. Народы и святыни – наши главные приоритеты. Поэтому задача священников в народной среде, а монахов – в наших святынях, делать все, что в их силах, чтобы устояли эти два столпа сербского существования в Косове и Метохии. Ключ к возвращению – не только в безопасности, но и экономических условиях. Наряду с занятостью молодежи необходимы условия для обучения и городская инфраструктура. Большие инвестиции нашего государства и международного сообщества в развитие сербских областей в Косове и Метохии способствовали бы созданию лучших условий для жизни в Крае. – К сожалению, вопрос безопасности сербских святынь и спустя 12 лет актуален. Слышит ли вас КФОР, когда речь идет о защите? – Сейчас КФОР еще защищает наши самые значимые святыни: монастырь Печская патриархия, Дечаны и Девич. Условия для обеспечения безопасности остаются очень тяжелыми, и ситуация часто непредсказуема. У КФОР сейчас больше понимания после того, как мы обосновали свою обеспокоенность по этому вопросу, а процесс передачи функций охраны наших монастырей Косовской полиции замедлен.

http://pravoslavie.ru/44254.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010