Никогда не было легко идти по этому пути: святой князь Лазарь и его войско тому свидетели. Путь любви и правды всегда труден, но страдание с верой в Воскресение, отказ от ценностей мира сего, даже отказ от жизни ради Христа ведут человека к Нему. Страдая за кажущиеся бессмысленными, изжившими своё заветы давней битвы на Косовом поле, мы остаемся со Христом. Грачаница К большому сожалению, свидетельство духовного пробуждения сербов, как и сами сербы, очень мешают и раздражают многих албанцев, живущих в Косово. Полиция «независимого Косова» всеми силами старалась помешать проведению памятных мероприятий в Газиместане, на самом месте Косовской битвы, где служилась панихида по всем погибшим героям. Полицейские сдирали с людей футболки с национальным сербским флагом, обыскивали, допрашивали. Один из самых возмутительных эпизодов произошёл с Ристой Йовановичем, приехавшим из Черногории, который посмел громко спросить албанских полицейских, с какой стати они обыскивают монахиню, не стыдно ли им. За это Ристу заключили в тюрьму на месяц. Обыскивают монахиню То, что косовские сербы живут в условиях произвола и насилия, известно. Нападения, запугивания, порча имущества, откровенные призывы покинуть Косово и уехать подальше – явление обычное. Только за последние несколько недель официально зарегистрировано 20 нападений на православных сербов, их имущество и церкви. Избитый подросток Совсем недавно неизвестные избили 13-летнего подростка в селе Гойбуле, сорвали с него крест. Из г. Джаковице были изгнаны вернувшиеся было в родные места сербы. В Грачанице содрали сербский флаг с монастырской стены, а потом демонстративно сожгли . В Витине подожжена пшеница. И это всё происходит здесь и сейчас, на глазах у «всего цивилизованного мира»... Когда избитому подростку делали перевязку, парень сказал: «Вот уж теперь я точно отсюда, с Косово и Метохии, никуда не уеду!» Если это и упрямство, то здоровое, достойное. Я думаю, он понял слова патриарха Порфирия: «Когда нам говорят: “Убирайтесь с Косово и Метохии!”, мы возражаем: господа, вы можете отказаться от глаз, ушей, сердца? Разумеется, нет. А Косово для нас – глаза, уши, сердце».

http://pravoslavie.ru/140355.html

Когда турки заняли Косово и Метохию (к 1455г. до Ново Брдо) и соседние края, они провели здесь перепись населения, оказавшегося практически полностью сербским. Всего 2-3 % албанцев проживало к западу от Джаковицы. Турецкие переписи, особенно частые в XVI в., свидетельствуют, что этническая и религиозная картина региона менялась медленно. Христианское, в основном сербское, население обладало несравнимым численным превосходством даже в городах, которые активнее всего заселялись турками, старавшимися превратить их в свои военные, административные, судебные, религиозные и хозяйственные центры. Характер изменений демографической ситуации на территории Косово и Метохии существенно не отличался от аналогичных процессов в других европейских владениях Османской империи. Более того, в Косово и Метохии эти процессы были намного менее заметными, чем в соседних Боснии и Герцеговине, Македонии или Болгарии. Турецкое население жило в городах и укрепленных пунктах. Это были мусульмане из разных мест. Вместе с ними в определенном количестве прибывали и албанцы. Впрочем, это не значит, что их вообще не было в Косово и Метохии до прихода турок. В монастырских грамотах Дечанского и Свято-Архангельского монастырей, особенно в хрисовулях первой половины XIV в., а также в Законнике Стефана Душана, несколько раз упоминаются албанцы. Их количество в известной мере увеличивается в турецкой переписи населения Области Бранковичей (территория Косово, часть Метохии и еще некоторые земли) 1455 г., где характерные албанские имена встречаются только в 80 из более 600 сел. К тому же эти албанцы территориально не сконцентрированы, чтобы предположить о возможном существовании районов равномерного расселения албанцев. Благодаря изучению упомянутого турецкого дефтера можно заключить, что в XV и XVI вв. несколько албанских поселений появилось в Алтине и Нижней Метохии (около Юника под Дечанами и на юг в междуречье Рибницы/Ереник/и Трнавы/Трава/к Джаковице). Ко времени турецкой переписи Дукаджинского санджака в 1571 г. количество албанцев растет, и они расселяются в междуречье Рибницы-Ереника и Дрима, восточней от Джаковицы.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Сегодняшние албанцы, после поджогов, разрушения и уничтожения более 110 сербских церквей и монастырей, хотят уничтожить и искоренить все оставшиеся сербские святыни в преданном и проданном коммунистами Косово и Метохии, и поэтому, несмотря на защиту натовских танков, постоянно нападают и на Печскую Патриархию, Високи Дечаны и Грачаницу, требуя, чтобы охрана и бронетранспортеры сил НАТО покинули их и не «позорили их демократии»! В последнее время албанцы во временных органах власти Косово и Метохии требуют, чтобы сербские святыни «защищал Косовский Охранный Корпус», иными словами те, кто организовал и осуществлял террор, поджоги и разрушение всего сербского и православного в Косово. К сожалению, большинство албанцев делают это с такой патологической ненавистью ко всему сербскому, славянскому и православному, что даже из-за одного произнесенного на главной улице Приштины славянского слова ими был убит служащий ООН (по происхождению болгарин из Нью-Йорка)! Они бессовестно лгут Западу, что разрушают только «новые церкви, построенные за последние 10 лет при Милошевиче», потому что среди 112-ти сожженных и разрушенных святынь есть 8 средневековых монастырей XIII-XIV вв., 30 церквей построенных XIII-XVI вв., 20 церквей haч.XVII – haч.XIX вв., 10 церквей XX в.. Лишь 10 можно отнести к новым церквям, но большая их часть перестроены или восстановлены на старых фундаментах, как в случае с разрушенным коммунистами и албанцами в день св. Саввы в 1950 году кафедральным собором в Джаковице или соборной церковью Христа Спасителя в Приштине, воздвигнутой вместо существовавших ранее в городе 12 православных храмов. Мы не будем сейчас вспоминать все разрушенные в Косово и Метохии за время турецкого ига церкви, на основании которых были построены мечети или которые были перестроены в мечети. Мы не станем перечислять, а только упомянем о 26-ти церквях, расположенных, в основном, в Метохии, которые албанцы-балисты (т.е. нацифашисты) уничтожили во время оккупации 1941-1945 гг. Мы напомним о том, что количество построенных албанцами за пол века коммунистического правления, и даже при Милошевиче (1989-1999), в Косово и Метохии мечетей в пропорциональном отношении много больше, чем число восстановленных сербами церквей, разрушенных в свое время теми же албанцами и коммунистами. (Необходимо иметь в виду, что при коммунистическом правлении Тито ислам в большой степени возрастал и укреплялся, в то время как христианство, а особенно православие, было гонимо).

http://pravoslavie.ru/40798.html

Снова пред нами стали сменяться роскошные, великолепные картины сербской природы, одна лучше другой. Высокие горы сменялись обширными плодородными равнинами, быстрые, мощные реки струились среди скалистых вершин, пробивая себе путь меж гранитных утесов. Особенно восхитителен вид на голубой Дрим, пробивающий у самой дороги, по которой шла наша машина, могучую скалу. Дорога здесь делает несколько крутых поворотов, и мы дважды пересекли бурно шумящую реку. Миновав город Джаково, к полудню мы прибыли в город Призрен. Далее наша машина не могла идти. Отсюда начинается крутой подъем в горы, и, чтобы одолеть этот трудный путь, нужна была более мощная и сильная машина. Специально приспособленный для таких путешествий автобус уходит в два часа дня. Остающиеся два с половиной часа мы должны были провести где-то в городе. Проводник нашего автобуса вызвался указать нам квартиру местного православного епископа – Владыки Серафима, и через несколько минут мы были с любовью и радушием приняты добрым Владыкой, епископом Призрена. Владыка Серафим отнесся к нам с глубоким вниманием и заботливостью. Он не только гостеприимно предоставил нам возможность обогреться, отдохнуть и подкрепиться, но, узнав о цели нашего дальнейшего пути, написал письмо начальнику станции Урошевац, прося последнего, чтобы тот содействовал нам в деле достижения Скоплья в этот вечер во что бы то ни стало, чтобы не лишить русских жителей города долго ими жданной беседы с архипастырем. Владыка Серафим, оказалось, был в течение долгих лет священником Сербского подворья в Москве, и у нас нашлось с ним много общих знакомых, много общих дорогих и близких воспоминаний о великой первопрестольной столице Российской. С чувством глубокой благодарности и сердечного искреннего чувства простились мы с благостным Владыкой, направляясь в дальнейший путь. Дорога от Призрена к Урошевацу еще прекраснее, еще величественнее и живописнее, нежели все предыдущие дороги, достаточно живописные. Скала за скалой, одна горная вершина выше другой громоздились пред нами. Наш автобус то поднимался на вершину кряжа, то спускался в глубокие долины, то скользил между высоких гор по узенькой лощине, то мчался по шоссе, которое лепилось на склоне могучих хребтов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Документ гласит: «Военный Суд, г. Баня Лука, на заседании коллегии в составе судей данного суда: капитана Давидовича Светозара - председателя коллегии, капитана I ранга Славко Ступара - члена коллегии, а также присяжных судей: лейтенанта Томича Рацо, младшего лейтенанта Бабича Милована и прапорщика Сировина Милана - членов коллегии, при рассмотрении материалов по уголовному делу против обвиняемых Самац Ратко, Петрович Милы, Джаковича Любомира, уголовная статья - убийство согласно ст. 36, параграф 2, пункт 6 Уголовного кодекса Республики Серпской, после состоявшихся главных слушаний от 18. 01. 1994 года в тот же день, руководствуясь должностными обязанностями, вынес следующее РЕШЕНИЕ: ОТМЕНИТЬ НАХОЖДЕНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ обвиняемых САМАЦ РАТКО, ПЕТРОВИЧ МИЛЫ и ДЖАКОВИЧ ЛЮБОМИРА, установленное согласно Решению Основного суда г. Баня Лука, за N Л 42/93 от 10.08.1993 года и незамедлительно освободить обвиняемых из-под стражи. Обоснование: На главных слушаниях от 18. 01. 1994 года вышеуказанная коллегия, руководствуясь служебными обязанностями, рассмотрела вопрос обоснованности дальнейшего со держания обвиняемых под стражей. Установлено, что существуют обстоятельства, которые могут повлиять на смягчение наказания с созданием условий для отмены содержания под стражей до окончания основного разбирательства по делу, в связи с чем принято решение, сформулированное в его результативной части, согласно ст. 199 Закона об уголовном преследовании. Председатель коллегии Капитан Давидович Светозар (подпись). ПРИМЕЧАНИЕ О СРЕДСТВЕ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ: Данное решение может быть обжаловано в Верховном суде г. Хан Пиесак. Жалоба подается в течение трех дней с даты принятия настоящего решения!» А теперь вопрос: Если это Решение Военного Суда Республики Сербской от 18.01.94 года было в течение трех дней обжаловано, то где документы, подтверждающие дальнейшее движение по этому делу? Где Решение Верховного Суда г. Хан Пиесак? В экстрадиционном деле Ратко Самац, присланном в Россию и фигурирующих в судах г. Кургана, этих документов нет.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/19/...

В тоже время УЧК во время войны показала и свои слабые стороны, особенно проявляющиеся на внутреннем театре боевых действий на Космете. Однако здесь с самого начала надо сделать одно замечание. Внутренний фронт, по большому счету, охватывал вовсе не все Косово и Метохию, а лишь там, где албанское население составляло большинство, и где это позволяла местность. В общем, районы от Косовской Митровицы вдоль дорог к Рашке, Новому Пазару и к Печи вдоль границы с Сербией и Черногорией были полностью или относительно безопасными. Тоже относилось и к дороге Косовска Митровица-Вучитрн-Приштина-Гниланы, которая вследствие своей важности была в первую очередь «зачищена» армией, да и многочисленные сербские села в окрестностях Приштины (прежде всего Косово Поле, Прилужье, Грачаница) как и сама Приштина, тогда находившаяся под почти полным сербским контролем, обеспечивали относительный мир. В районе Горы, Драгаша и Штрпце, наличие сербских и горанских сёл и большое количество войск в пограничной с Македонией области делала партизанские действия УЧК довольно сложными, по крайней мере, в области границы. Схожая ситуация была и вокруг Гниланы и Косовской Каменицы, где так же было много сербских сел, а главное, было много югославских войск, сконцентрированных в направлении македонской границы и эти районы находились в своеобразном состоянии полумира-полувойны. Совершенно иная ситуация сложилась в центральной части Космета - районе от приграничной Джаковицы до горного массива Чичавица, отделявшего Дреницу от Приштины и от Истог до Ораховца и Малишево. Здесь постоянно шла партизанская война, то затухающая, то разгорающаяся, и, без сомнения, центром была Дреница - область, которую можно обозначить городками или поселками, как кому нравится, Сербицей, Глоговцем, Малишево и Клина. Это не значит, что не было иных очагов сопротивления, можно упомянуть Подуево, Стари Трг, Урошевац, Джаковицу, Истог, Шиполье, Будаково и ряд других мест, но именно Дреница была и политическим и военным центром УЧК на Космете, и именно здесь и решалась судьба всей УЧК. Последняя, конечно, не могла победить югославскую армию, как не могла ей нанести такие потери, которые бы заставили её уйти в глухую оборону. Однако не это было для УЧК главной задачей, а лишь выживание и сохранение своего костяка и инфраструктуры.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/27/nachal...

Архив Пн Патриарх Сербский Ириней: Косово и Метохия — незаживающая рана сербского народа 12 августа 2013 г. 10:20 В интервью телеканалу «Спас» Святейший Патриарх Сербский Ириней рассказал о положении сербов в Косово и Метохии и о посещении Русской Православной Церкви в дни празднования 1025-летия Крещения Руси. — Ваше Святейшество, все мы уже не один десяток лет следим за тяжелейшей ситуацией в Косово и Метохии. На этой священной для любого серба земле оскверняются православные святыни, изгоняются люди, жившие там на протяжении многих столетий. Как Вы думаете, что необходимо предпринять для того, чтобы ситуация в многострадальном крае изменилась? — Косово и Метохия — это огромная и незаживающая рана нашего сербского народа. Косово колыбель нашей истории, нашей Православной Церкви. Здесь находятся наши самые большие и самые древние монастыри. В городе Призрен находилась столица сербских королей. К огромному несчастью, сейчас Косово и Метохия это место, где сербы страдают больше всего. С лета 1999 года мы пережили огромную трагедию в Косово, массовое изгнание сербов из края, их унижения и убийства. Все это делали албанцы. И сейчас в Косово практически не осталось сербов. Особенно в Призрене, Джаково, Пече и Приштине. Там нет ни одного серба. В свое время в Скопье была столица Королевства Сербии. К сожалению, за эти годы из Косово и Метохии было изгнано двести пятьдесят тысяч сербов. Их дома и имущество разрушены и разворованы. Многие дома, которые уцелели, заняты албанцами. Причем, многие албанцы, занявшие эти дома, скорее всего, переехали в Косово из Албании. И даже, если бы сербы захотели вернуться в Косово и Метохию, уже никогда этого сделать не смогут. Вся эта трагедия сербского народа в Косово и Метохии происходит на глазах Европы, на глазах Соединенных Штатов Америки и всего мира. При этом никто из этих стран ничего не делает для того, чтобы сербы могли вернуться к своим родным очагам. Я считаю, что это был бы первый шаг для нормализации ситуации в регионе. И это огромная проблема, которую мы сейчас с трудом пытаемся каким-то образом решить.

http://patriarchia.ru/db/text/3157640.ht...

Публичное разоблачение колоссальной лжи Запада началось , с публикации мнения по этому поводу группы экспертов и Испании. По сообщению испанской газеты «Эль Паис» от 23 сентября 1999 года этим экспертам в начале августа 1999 года было поручено работать, как утверждалось в зоне самых страшных Преступлений на севере Косова. Их предупредили, что они должны быть готовы к эксгумации не менее 2000 тел и что их работа продлится как минимум до конца ноября. Однако к середине сентября они покинули Косово, обнаружив только 187 тел. Причем основная часть из этих людей погибла в известном инциденте, когда натовские самолеты нанесли удар по тюрьме в Косове, убив десятки заключенных. Тела других людей были обнаружены не в массовых, а в индивидуальных захоронениях, причем большинство из них было погребено в полном соответствии с мусульманскими обычаями. Это делает еще более сомнительными утверждения, что это «жертвы сербской жестокости». По мнению испанских экспертов, ни о каком геноциде албанцев в Косове говорить не приходится. А ведь эти эксперты участвовали в расследовании геноцида в Руанде, где в одной братской могиле обнаруживали до 450 трупов. В целом ряде случаев сообщения о наличии массовых захоронений вообще не подтверждались. Так, албанские власти города Джаковицы, около которого шли сильные бои между югославской полицией и албанскими сепаратистами, сообщали о захоронении не менее 100 человек. Но там не было обнаружено ни одного тела. После этого албанцы начали утверждать, что сербы выкопали и увезли всех убитых. Около поселка Пусто-Село, как утверждалось, было захоронено 106 человек, якобы убитых сербами в конце марта. НАТО даже предоставило космические снимки этих «могил». Но и там было пусто. То же самое произошло в селе Избица, где, как утверждалось, было убито 150 человек, и в городе Клина (86 человек). Но никаких тел там так и не было обнаружено. 11 октября 1999 года Международный трибунал по бывшей Югославии был вынужден заявить, что в шахтах района Трепче, где, как утверждалось, захоронено не менее 700 жертв массовых расправ, не обнаружено вообще ни одного тела.

http://pravmir.ru/bolshaya-lozh-kak-inst...

С появлением первых политических партий в Австрийской монархии в 1860-х гг. первую позицию из трех партий уверенно занимали унионистская (ориентирующаяся на сотрудничество с Будапештом), Народная партия крупнейшего католического Джаковского епископа Йосипа Юрая Штроссмаейра (югославянская и ориентированная на объединение церквей под тиарой римского папы) и созданная в 1861 г. Партия права Анте Старчевича. Главной опасностью для весьма узкого круга загребской политической элиты был венгерская и германская аристократия, соответственно, мадьяризация и германизация, угрожающая растворить и подчинить слабую аристократию Банской Хорватии. В первой половине XIX столетия язык последней – латинский, венгерский и немецкий. Иллирийское движение немца по происхождению Людевита Гая и Югославянское движение также немца Й.Ю. Штроссмайра видели Загреб как центр притяжения югославянских народов, причем Загреб (маленький провинциальный город) мог претендовать на столь серьезную роль, по их мнению, на основе культурного превосходства. Однако культура – это прежде всего язык, являющийся целостной ценностно-мировоззренческой системой народа. Примечательно, что именно сербский штокавский вариант в 1850 г. (Литературный договор) был усвоен Загребом в качестве ведущего фактора собственного внутрисоциального и внешнего югославянского объединения. Без языка, как известно, нет нации, но сербский язык (сербская штокавщина) – это духовный код, исторический опыт и форма сознания сербского народа. Примечательно, что «хорватское возрождение» осуществляется на чистейшем сербском языке, что нимало не мешает рассуждать о «культурно-цивилизационном превосходстве хорватов». Казалось бы, а что тогда остается от понятия «культурное превосходство», более того, от культуры как таковой, что позволяло строить столь мощные региональные проекты типа югославянского объединения? Раз нет национального языка, остается единственный признак – религиозный, это и есть культурологическая матрица, «водораздел наций» согласно определению сербского академика М.Экмечича.

http://ruskline.ru/opp/2024/05/02/istori...

24.Храм Всех Сербских Святых (в селе Джураковац) Храм Всех сербских святых в местечке Джураковац построен в 1997г. Албанские экстремисты разрушили храм в июле 1999г., после прихода итальянского контингента KFOR. Приходской дом был ограблен и сожжен. 25.Соборный храм св.Троицы (г.Джаковица) Постройка соборного храма святой Троицы в г.Джаковица началось в 1994г., а была закончена в 1998г. Храм возведен на фундаменте прежней пятикупольной мемориальной церкви. Старая церковь была задумана как мавзолей для погредения останков убитых, погибших от голода и холода воинов в войнах 1912-1918 годов; ее строительство было закончено в 1940 году, но уже в 1949 году в день свт.Саввы Сербского безбожники ее разрушили. Пятьдесят лет спустя, на том же самом месте, новый храм переживет похожую судьбу. Храм в г.Джаковица был одной из самых красивых церковных построек. Авторы проекта – Любиша Фолич и Радомир Фолич. Самым значительныим благотворителем стал Момчило Станоевич. Сразу после ввода итальянского контингента KFOR местные албанские экстремисты начали осквернение храма, расположенного в самом центре города. Ценная греческая мозаика Святой Троицы над центральным порталом была разбита на мелкие кусочки. Интерьер храма сожжен и осквернен. Стены были исписаны надписями и вульгарными рисунками. В конце-концнв храм был взорван 24-25 июля 1999г., несмотря на постоянные обращения представителей Сербской Церкви в KFOR c просьбой обеспечить безопасность этой святыне. 26.Храм свт.Николая (в деревне Осояне, г.Печ) Церковь свт.Николая –«Николяча» - расположена на луговом холме в старинной сербской деревне Осояне у реки Куявче, в 8 км юго-восточнее от г.Истока. Место Осояне упоминается королем Милутином в грамоте монастырю Баньска в 1314г. В кастихе монастырю Девич 1761-1779 гг. записаны имена сербов благотворителей из этой деревни. Храм свт.Николая в деревне Осояне разрушен и осквернен албанскими экстремистами в середине июня 1999года, после размещения итальянского контингента KFOR. 27.Храм св.Николая

http://pravoslavie.ru/40101.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010