О Курии я читал, что она глубоко и фанатично отстаивает идею объединения Церквей. Незабвенный наш Джаковский епископ Йосип Юрай Штросмайер также еще в середине прошлого столетия своим проницательным умом предвидел этот великолепный успех Католической Церкви на Балканах, поэтому он и был так воодушевлен истинной народоносной идеей объединения южных славян на Балканах. Великий Лев XIII также воспринял идею объединения южных славян в единое государство и всемерно помогал Штросмайеру в ее осуществлении. Боснийский архиепископ Йосип Штадлер еще в 1894 году был провозглашен апостольским легатом единой Церкви на Балканах… Государство, к которому стремятся хорваты, сербы и словенцы - это мост католической веры на целые Балканы, а через них – на славянский Север и Дальний Восток. Когда будет создано государство югославян…, тогда Болгария, Греция и Албания вступят с государством хорватов, сербов и словенцев в более тесный политический, социальный и экономический союз. Поскольку католики-хорваты и словенцы из всех этих народов самые культурные, а в экономическом отношении самые развитые, то неизбежным следствием этого союза станет усиление культурного влияния католицизма на Балканах. Рассудительная и разумная деятельность католических институтов в обозримое время с Божьей милостью сможет сотворить истинные чудеса и привести к постепенному окатоличиванию этих территорий в направлении Дальнего Востока, особенно демократической России… Европейская культура и прогресс человечества были спасены от татарского и турецкого ига кровью миллионов честных сынов славянского юга для того, чтобы Католическая Церковь могла выполнить свою божественную миссию на Западе, и в этом также большая заслуга хорватов, сербов и словенцев. Не зря практически весь западный мир признал за нашим народом право называться «Antimurale Christianitatis».., мы не требуем ничего чужого, не требуем насилия ни над кем…» . Генерал иезуитского ордена Владимир Ледоковский также заявил о ликвидации «могущественного противника Католической Церкви – России, являющейся могилой для Церкви» и о прекращении ее поддержки сербов.

http://pravoslavie.ru/5290.html

С началом оккупации в сложном положении оказалась не только братия Дечанского монастыря, но и все православное духовенство Косово и Метохии. В ночь с 8 на 9 апреля - накануне входа немецких войск в г. Призрен выпускник Московской Духовной Академии епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) уехал в Печу, а затем в Дечанский монастырь, где оставался до 20 апреля, но потом вернулся в Призрен для управления епархией. К этому времени находившаяся в городе с 1871 г. Духовная семинария (11 наставников и 182 учащихся), где в разное время читали лекции русские эмигранты: иеромонах Иоанн (Кухтин), священник Тихон Троицкий, профессор Круликовский и преподаватель церковного пения С. Гущин, уже была закрыта. [xxix] Инспектор семинарии доктор Йефто Прнятович в своем докладе Сербскому Синоду от 17 сентября 1941 г. сообщал, что все ученики покинули семинарию 4 апреля, согласно телеграфному указанию Синода, 17 апреля ее здание разгромили албанские националисты, затем две недели в семинарии жили сербы, изгнанные албанцами из пригородов Призрена, а 1 мая здание заняла итальянская воинская часть. В дальнейшем семинария не действовала весь период оккупации, а ее ректор (первоначально скрывавшийся в Дечанской Лавре) и почти все преподаватели, кроме четырех, в конце апреля 1941 г. уехали в Сербию. [xxx] Некоторые православные храмы и обители в Косово были уничтожены, например старинный монастырь Девич в Дренице в октябре 1941 г. оказался сожжен и разрушен, а его имущество конфисковано, при этом албанцы разбили ковчег с мощами св. Иоаникия. Был убит один из насельников этой обители - монах Дамаскин (Боскович). Осенью 1941 г. албанцы также убили священника Андрея Поповича и монаха Никодима (Радосавлевича) из монастыря Гориоч. В дальнейшем церковь этого монастыря служила тюрьмой в ходе массовых арестов сербов. Были разрушены и все монастырские храмы и церкви сербских переселенцев между Призреном и Джаковицей, ограблены и частично взорваны монастыри Грачаница, Соколица и св. Марка в Корисе. При этом частично пострадали и храмы в населенных пунктах, где проживали сербы-старожилы. Всего в Косово и Метохии в период войны были сожжены и разрушены 26 церквей и монастырей. [xxxi]

http://pravoslavie.ru/37718.html

На каком основании принято решение о том, что «реконструкция объектов передана ЕАР под контролем Комиссии» ? (Доклад, 2005) На каком основании принято решение о том, что «полное восстановление будет проводится ЕАР» ?( Доклад, 2006) Заботит ли Комиссию нарушение святости объектов в процессе восстан овления ? состояние объекта в процессе производства работ; присутствует Исполни­тель работ 21 апреля 2007 Одобряет ли Комиссия дальшейшее уничтожение уже разрушенного? новое кощунство в процессе восстановления — вынос строительного мусора на терри­торию заросшего бурьяном сербского кладбища, оскверненного в марте 2004 Одобряет ли Комиссия новое предназначение территории, где ранее находилась сербская православная церковь? Свалка мусора в центре Джаковицы местоположение по­литически оспаривается и собственность также спорна» Доклад 2005 В своем Докладе Комис­сия открыто дезинфор­мирует о спорности пра­ва собственности; объект — собственность СПЦ. Может ли один из трех участников процесса вос­становления препятство­вать возрождению без­жалостно уничтоженной церкви? Какими критериями руководствуется Комиссия: профессиональными или политическими? попытка ликвидации действующего монастыря в законном процессе восстановления «местонахождение противоречиво… всё ещё является предметом политических дебатов» Доклад 2005. «археологический памятник 14 Века» Доклад 2006. В Докладе несуществующие дебаты исполь­зуются как ширма для приостановки работ по восстановлению монастыря Верны ли утверждения Доклада Комиссии? «проект сводов, куполов и звонницы — точная копия оригинала» Доклад 2006 Действительно ли новая звонница и купола соответствуют оригиналу? Кафедральный собор Св. Георгия, Призрен Как получилось, что проект церкви, выполненный Службой охраны памятников «допол­нительно разработали …болгарские инженеры, которых нанял Исполнитель работ»? ким Инфо 27 марта Зачем проектное количество стали и известняка для ремонта крыши было уве­личено на несколько тонн? Кто возьмет на себя ответственность за несоответствие доводов Доклада и реального состояния объектов?

http://pravmir.ru/nesostoyatelnost-vosst...

Вывод: Объект не закончен, работы выполняются неквалифицированно. Объекты сербской православной духовной семина­рии в Призрене Эти объекты оставлены на суд времени. Из четырех объектов восстанавливается только один. Из трех остальных объектов даже пепел и мусор не вывезли (Фотографии 13, 14 и 15). По объекту трудно и опасно передвигаться, так как в нем кучи мусора, а также имеются отверстия в перекрытиях. Железобетонная конструкция сильно повреждена при пожаре и требует отбора образцов бетона и арматуры для проведения лабораторных испы­таний (Фотография 16). Вывод: Реконструируемый объект не закончен, работы выполняются неквалифицированно, а на остальных объектах ничего не сделано. Монастырь Св. Архангелов вблизи Призрена Весь комплекс больше всего пострадал во время мартовских погромов в 2004 году. Келейный корпус (конак) больше всего пострадал от пожара. Полностью потрескались керамические заполнители на перекрытии (Фо­тография 17), нижний ряд стенных блоков разрушен до такой степени, что требуется перекладка и подбетонка (Фотография 18). Каменные стены повреждены до такой степени, что отдельные камни потрескались от высо­кой температуры во время пожара (Фотография 19). Всему комплексу требует­ся срочное и безотлага­тельное восстановление и реконструкция, иначе может произойти обру­шение оставшейся конс­трукции. На этом объекте вообще не ведутся ника­кие работы. Фотография 17 Вывод: Ни на одном объекте не приступили к выполнению работ по санации и р конструкции. Церковь Св. Троицы в Джаковице Этой церкви практически больше нет. Остался только фундамент, и только очертания частей стен едва видны в траве (Фотография 20). Эту церковь можно пос­троить вновь на су­ществующем фунда­менте. После погро­мов в 2004 году оста­лись стены высотой около 1,5 метра, но, несмотря на присутс­твие представителей Европейского сооб­щества, их снесли. Фотография 20 Вывод: На данном объекте ничего не сделано, и, более того, не сохранены части стен, которые снесли после 2004 года. Монастырь Девич

http://pravmir.ru/nesostoyatelnost-vosst...

 - Как все это возможно, когда Косово охраняют наилучшим образом обученные и вооруженные иностранные солдаты? - В попущении этим преступлениям, я никогда не обвинял иностранных военнослужащих, и никогда не думал, что это те, кто не хочет нас защитить. Такие распоряжения приходят из Вашингтона, Брюсселя и кто знает еще откуда. Когда их было более 40 тысяч, именно тогда и совершены самые большие преступления, в их присутствии, без адекватной реакции, а страшней всего то, что за все эти семь лет никто из террористов не предстал перед судом. Представьте себе мои чувства, когда я приезжаю под охраной к месту, на котором некогда была церковь, а сейчас пустое место. Я был в такой ситуации на этих днях в Джаковице, где из церковного двора делают мемориальный парк зловещей ОАК (ИСК). Я осмотрел это место только через окно автомобиля, потому что мне не гарантировали в случае выхода безопасность. Все зависит от нас -  Чувство оптимизма, с которым Вы вернулись из Америки ( сейчас там и другая делегация СПЦ ) было иллюзорным? Имеют ли эффект эти визиты? - Там есть достаточно людей, готовых нам помочь, понимающих проблематику, но суть дела все таки здесь - в Белграде. Все зависит от нас. Они не могут закончить за нас работу, если мы здесь не сделаем то, что должны делать, прежде всего выстоять на позиции, что никто не может в Сербии ни склонить ни вынудить к принятию независимости Косова. - Жизнь сербов на Косово и Метохии Вы однажды сравнили с архипелагом больших и малых островов, которому разбушевавшееся море грозит затоплением? - Я имел в виду наши анклавы, гетто, лагеря, то, что мы на Косово опоясаны колючей проволокой. И, все же, мы должны бороться, не взирая на трудности и решение, которое, мы надеемся, согласованно будет принято посредством переговоров. Так как, пока есть сербы на Косово, оно для них не потеряно. А если бы оно когда-нибудь осталось без сербов, то было бы несербским Косово, не взирая на то, в каких границах находится. Поэтому главный вопрос - вопрос возвращения беженцев. Прежде всего необходимо восстановить жизнь Церкви и вернуть изгнанный народ, что является условием для всего остального. Возвращения, к сожалению, в сущности, не происходит. По данным УНМИК, вернулось около 5000 сербов. В то время как они возвращались, другие уезжали, и ни у кого сегодня нет ясного представления о том, сколько сербов действительно сейчас на Косово. Люди уезжают ночью, тайно, без свидетелей, они немного стыдятся, что покидают Косово…

http://pravoslavie.ru/4940.html

Фильм о том, что веру нельзя убить В ночь с 13 на 14 сентября в 1 час 15 минут телеканал «Культура» показал документальный фильм « По ком не звонит колокол » – о драматичной судьбе монастырей и храмов в Косово. Накануне премьеры мы встретились с автором сценария Сергеем Барабановым. Первый раз автор сценария этого фильма Сергей Барабанов побывал в Косово в начале 1970-х – на студенческой практике. «Югославия тогда считалась воротами на Запад, и мы горели желанием побывать на пляжах Адриатического моря, поплясать на запретных у нас тогда дискотеках и купить вожделенные штаны под названием джинсы. Но сразу же все это ушло куда-то на второй план. Мы были поражены величием древних монастырей и фресок, историей этого края, который на протяжении веков был форпостом православного мира в Южной Европе. Гордой аскетичной красотой монахов и священников. Мы буквально влюбились в эту землю». Следующая встреча с Косово состоялась через много лет. Военный корреспондент нескольких федеральных телевизионных каналов провел в воюющем Косово много недель. «Это была страшная картина. Гибли люди, горели села, разрушались монастыри, которые стояли на этой земле более 700 лет. Колыбель славянства и Православия на Балканах, казалось, была обречена». Тогда-то Сергей Барабанов и задумал снять фильм о трагедии косовских монастырей. Родилось и название – «По ком не звонит колокол» . Было ощущение, что история сербского Православия на этой земле уходит в прошлое. Этот фильм задумывался как реквием. «Однако действительность оказалась, к счастью, несколько иной. Да, мы увидели и сняли разрушенные храмы и монастыри, сожженные сербские дома, беженцев, мы услышали и показали десятки трагических историй. Но перед нашими глазами и объективами наших камер не была пустыня. Храмы восстанавливаются, многие уже освящены. Сестры монастыря в Соколице пишут иконы, продают их и на вырученные средства восстановили обитель. В разгаре работы в почти полностью разрушенном монастыре в Девиче. Построен совершенно новый монастырь в Джаковице – в городе, где все сербское население состоит из четырех православных монахинь. Православные верующие в небогато живущей сейчас Сербии жертвуют последние динары. Помогают и Церкви-сестры, в первую очередь Русская Православная Церковь. Принято решение не закрывать ни единого храма. Если в селе живет хотя бы один православный, значит, там есть православный храм. И туда приезжает священник. И это очень воодушевляет и внушает надежду на будущее».

http://pravoslavie.ru/56072.html

Массовое осквернение святынь является инструментом запугивания православного населения Косова и Метохии, - ОВЦС Москва, 5 февраля 2013 года В Русской Церкви обеспокоены ростом напряженности в Косове и Метохии, сообщает Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей . В специальном заявлении, опубликованном сегодня, сообщается, что в январе 2013 года по Косовскому краю прокатилась волна осквернения православных храмов и захоронений. По сообщению пресс-службы Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви, вновь ограблен и осквернен построенный в XIX столетии храм Святой Троицы в селе Бабляк под Урошевацем, в 1999 году уже переживший поджог со стороны экстремистов. На Богоявление 19 января 2013 года толпа агрессивно настроенных сторонников движения «Самоопределение» устроила беспорядки около монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Джаковице, и лишь присутствие вооруженной охраны KFOR воспрепятствовало их проникновению на территорию обители. Однако большинство православных храмов остаются беззащитными перед вандалами и преступниками. Об этом свидетельствуют события последних дней. «Менее чем за десять дней по всему региону вандалами было разрушено свыше сотни сербских православных надгробий», - также отмечено в документе. Так, 31 января 2013 года неизвестными был ограблен храм святого Иоанна Предтечи в Штрпце, 1 февраля обокрали храм святых апостолов Петра и Павла в Клокоте, 2 февраля — храм святой Петки в селе Донья Будрига и храм святителя Николая в селе Бинач. Официальный сайт Рашско-Призренской епархии сообщает, что в середине января 2013 года на Косовом поле было осквернено 58 сербских надгробий, спустя неделю — 27 памятников на кладбище в Клокоте, затем 50 сербских могил на кладбище в Призрене, 6 — на Сувом Грлу, 3 — в Племетине, после чего были разрушены могилы на кладбище в Пече. В Прилужье вандалы устроили на кладбище взрыв, который разрушил сразу множество надгробий. Экстремисты разрушали православные кресты, уродовали изображения покойных; на кладбище в Милошеве была подожжена православная часовня.

http://pravoslavie.ru/59249.html

Трагическим было положение Сербской Церкви в Косово и Метохии. Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) был интернирован в столицу Албании Тирану. Рашко-Призрен­ская епархия во время оккупации была разделена между тремя государственными образованиями. Большая ее часть была присоединена к Албании (под итальянской оккупацией), две другие части — к Сербии и Болгарии. С территории, оказавшейся под властью албанцев, почти треть сербского населения бежала в соседние Черногорию и Сербию, спасаясь от развернувшегося террора албанских националистов. Все церкви сербских переселенцев между Призреном и Джаковицей были разрушены. При этом пострадали и храмы в населенных пунктах, где проживали сербы-старожилы. Значительный урон был нанесен некоторым монастырям 38 . Оставшееся сербское население терпело великую нужду и несчастья, особенно в городах. Церковная община Призрена собирала пожертвования и раздавала помощь сиротам деньгами и дровами. Епископ Серафим в конце ноября 1941 и с 1 по 30 июня 1942 гг. посещал в Тиране различных политических деятелей и просил о возвращении интернированного сербского населения, но без успеха. Своим письмом 1702 от 1942 года Священный Синод СПЦ просил епископа Серафима проинформировать его о ходе его поездок в Тирану, о переговорах с представителями тамошних церковных властей и о положении дел во ввереннной ему епархии, но ответа не последовало. Священный Синод трижды отправлял владыке Серафиму большие суммы денег для удовлетворения потребностей вверенной ему епархии 39 . После капитуляции Италии албанцы держали епископа Серафима месяц под домашним арестом. По просьбе сербов из Призрена немцы освободили епископа Серафима, после чего он вновь уехал в Тирану, где скончался 13 января 1945 года. Точных сведений о каких-либо конкретных результатах контактов сербского духовенства с албанскими властями нет. Краткий обзор положения СПЦ в различных оккупационных зонах в годы Второй мировой войны позволяет сделать вывод, что административная структура Церкви претерпела в целом серьезнейшие испытания. Однако несмотря на множество препятствий и проблем работа центральных органов церковного управления продолжалась на протяжении всего периода войны и оккупации. В некоторых оккупационных зонах представителям Церкви удалось установить контакты и наладить диалог с оккупационными властями, но в других зонах церковно-адми­нистративная система была разрушена или парализована практически полностью. Среди наиболее существенных факторов, влиявших на характер взаимоотношений оккупационных властей и СПЦ, можно назвать этнические и конфессиональные характеристики оккупированных территорий и интенсивность и характер освободительного движения и гражданской войны на них.

http://pravmir.ru/serbskaya-pravoslavnay...

– Восстанавливается ли параллельно с реставрационными и строительными работами и духовная жизнь внутри и около святынь? – Восстановление наших святынь и реставрационные работы с фресками не являются целью самой по себе. Мы неоднократно подчеркивали, что конечная цель восстановления наших святынь – включение их в литургические использование. И большая часть восстановленных объектов уже используется для нужд нашего верующего народа. Особенно важно упомянуть восстановленные церкви в Призрене, Приштине, Джаковице и Истоке, где одновременно возрождены и приходы. В скором времени мы планируем оживление прихода и в городе Печь, так как церковь с домом для священников также уже восстановлены. – И потому все большее значение имеет принятое недавно на встрече в штаб-квартире Европейской комиссии в Брюсселе решение о том, что монастыри Косова и Метохии будут включены в число пяти самых важных святых мест Средиземноморья? – Хотя мы не располагаем исчерпывающей информацией об этом решении, в целом мы считаем, что это очень существенное признание, потому что, наряду с великими духовными центрами христианской, иудейской и мусульманской веры, наши монастыри в Косово и Метохии представляют собой живой духовный очаг православной духовности и христианского самосознания сербского народа. Одновременно с этим они важны и для наших соседей-албанцев, потому что этим еще шире демонстрируют, что Косово и Метохия – территория, принадлежащая европейской духовной и культурной традиции. – Можно ли опасаться того, что албанские власти Приштины вновь начнут оказывать давление на ЮНЕСКО, требуя, чтобы сербские монастыри именовались «косовским наследием», как это происходило на прошлогоднем заседании комитета ЮНЕСКО, после которого вы обратились с письмом к генеральному директору этой организации? – К сожалению, этот вопрос тесно связан с проблемой, которая касается статуса нашего южного края. Учитывая то, что ЮНЕСКО определяет страны – владелицы культурных ценностей на основании их статуса в Организации Объединенных Наций, а Косово Советом Безопасности ООН не было признано независимым государством, то не существует условий для того, чтобы Косово было признано «страной-владелицей» этого достояния. Как будут развиваться события в этом направлении дальше, зависит, прежде всего, от позиции ООН. Меня искренне удивляет то, что косовские самопровозглашенные институты ведут непрекращающуюся войну на этой территории против УНМИК, так как этим еще больше отдаляют возможное признание в ООН. Мы надеемся, что на следующем заседании комитета ЮНЕСКО в Санкт-Петербурге не дойдет до серьезных изменений, потому что позиция влиятельных членов ООН, особенно Российской Федерации, по этому вопросу очень четкая и решающая.

http://pravoslavie.ru/52732.html

1. Сохранению христианского присутствия угрожает опасность из-за нападений исламских фундаменталистов на храмы и представителей духовенства. Примеров — немало. Прежде всего, это злодеяния против наших братьев и сестер во Христе, в масштабах геноцида осуществляемые в Сирии — на земле, по которой ходили апостолы, а также по всему ближневосточному региону; сюда же относятся нападения на коптов в Египте, разрушение сербских церквей и монастырей в Косово и Метохии, теракты в Нигерии, Пакистане, Индии, Китае и многих других местах на земном шаре. Осведомленные международные организации сообщают, что лишь за один год происходит около 3500-4000 инцидентов с нападениями на христиан, а также случаев осквернения христианских храмов и монастырей. Несомненно, самыми ужасными примерами таких нападений являются нападения албанских экстремистов на сербские святыни в Косово и Метохии во время мартовского погрома 2004 года. В то время была подожжена церковь святителя Николая, а также сербские деревни в Гнилане. Поджоги были также в Липляне, Урошеваце, Джаковице и других местах. Конак (монашеские кельи — прим.) монастыря Святых архангелов в городе Призрене был снесен до основания; в том же городе были сожжены церкви Богоматери Левишской (XIII век) и святого Георгия (XVI век). В ходе разгула албанских экстремистов была разрушена Призренская семинария и оказались осквернены многие сербские кладбища. Не пощадили даже монастырь Девич близ Србицы и находящуюся в нем гробницу преподобного Иоанникия Девичского. Кроме церковных реликвий, уничтожены бесчисленные церковные книги с именами крещеных, венчавшихся и умерших — и это сделано не случайно, а с целью стереть следы присутствия сербов и самого Православия в Косово и Метохии. Еще один пример варварского нападения — захват Святой Софии Константинопольской, самого известного храма православного мира. В этом контексте «Центр защиты христианской идентичности» направил письмо Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану, которое я подписал и лично передал в Посольство Турции в Белграде, о чем мы проинформировали всех высших религиозных и политических лидеров мира, включая Вселенский Патриархат, Святой Престол, Московский Патриархат, а также все Поместные Православные Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5927229.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010