91 Зифеям легко было заметить местопребывание Давида. Этому могло способствовать самое положение их города, как говорит Фан-де-Фельде, обозревавший развалины и окрестности древнего Зифа. Город этот был расположен при холме, и в настоящее время носящем название Зиф. Холм этот возвышается над долиною его окружающею на 17 саж. По словам Фан-де-Фельде, с вершины этого холма Зифеи удобно могли следить за переходами Давида и его людей по горам пустыни Зиф и заметить, как он показывался вдали на холме Гахила. Лесов, которые окружали Гахилу во времена Давида, теперь уже не существуете. Опустошительная рука человека, замечает Фан-де-Фельд, лишила эту местность ее естественного украшения 92 . Убегая от Саула, Давид с холма Гахилы перешел к скале или горе пустыни Меон. Переход этот сделать легко: пустыня Меон отстоите на 3 часа пути от Хеврона на юг и таким образом не более как на 2 часа, от пустыни Зиф 93 . Но Саул и на этот раз узнал об убежище Давида и поспешил за ним в пустыню Меон, к той горе, близь которой он укрывался. По-видимому, Давиду уже невозможно было избежать руки, неумолимо его преследовавшей. Но Господь не оставил своего избранника. Священный бытописатель повествует: И шел Саул по одной стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их, тогда пришел к Саулу вестник говоря: поспешай и приходи, ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида 94 . Гора пустыни Меон есть, по всей вероятности, нынешняя гора Маын, находящаяся не в дальнем расстоянии от развалин древнего Зифа. Робинзон посетил Маын и описал его. Гора имеет конусообразную форму; высота ее более 50 саж.; вершина ее опоясана развалинами какого-то древнего строения, как кажется, башни. Робинзон называет прекрасным вид, который открылся пред ним с вершины горы. На восток он мог обнять взором всю страну, лежащую между горою и Мертвым морем; на севере он увидел Хеврон с окружающею его долиною; на западе пред ним расстилалась плодоносная, полная жизни равнина с разбросанными по ней одинокими холмами; на юго-западе в получасовом расстоянии от горы поднимался небольшой горный хребет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

В самое знойное летнее время, когда в южной части равнины исчезают всякие признаки жизни, Фан-де-Фельде встретил в этом оазисе, к своему неописанному удовольствие, свежую растительность, зеленеющие кустарники, тенистые деревья, участки земли, засеянные овощами, и поля, с которых только что была убрана пшеница. Источник, орошающий оазис, назван Фасаилом по имени города Фасилида, построенного в оазисе Иродом и названного им так в честь брата. По древнему преданию, нынешний поток Фасаил есть библейский Хораф 253 . Когда пророк Илия возвестил Ахааву, царю Израильскому, продолжительную засуху, то было к пророку слово Господне: пойди отсюда (из Самарии), и обратись на восток, и скройся у потока Хорала, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам я повелел кормить тебя там. И пошел он, и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа, что против Иордана, и вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. Фан-де-Фельде не находит оснований сомневаться в справедливости предания 254 и признает поток Фасаил библейским Хорафом, так как Фасаил, подобно Хо- рафу, находится на восток (на юго-восток) от Самарии и течет по направленно к Иордану (против Иордана). В оазисе, орошаемом Фасаилом, постоянно живут Бедуины и оазис возделывается как своими постоянными обитателями, так и жителями ближайших горных селений. Еще далее на север, за оазисом, орошаемом Фасаилом, находится, наконец, третий оазис пустынной Иорданской равнины–Карава, как называют его Арабы. Когда Фан-де-Фельде в первый раз увидел Караву с вершины горного хребта, возвышающегося на западной окраине Иорданской равнины, то был приятно поражен: он ожидал увидать сухую, глинистую, желтого цвета равнину Иордана, и вместо этого его взорам представился цветущий сад, расстилающийся при подошве гор. По Караве протекает довольно значительный поток Фариа; из него проведены многочисленные каналы по Караве, которые и делают эту последнюю одною из самых цветущих местностей Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Василий Великий, — как дерзаешь Бога остан­ками твоими на милость преклонять?» (В Слове к богатым). Итак, отложи все эти мысли, которые тебя отвлекают от добродетели и связывают сердце твое скупостью и сребролюбием; пресеки узы эти мечом веры и упования на Бога, и отдай имение свое руками убогих в руки Христу, Который, «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Иной заявляет: «Я-де волен распоряжаться своим имением». Ответ. Ничего своего, кроме грехов, не имеешь ты, который «нагим из чрева матери твоей вышел, нагим и отойдеш»ь (Иов 1:21). Скупость и лакомство — твое; а имение — Божие добро, расходовать которое ты должен по воле Божи-ей, а не твоей. А если по своей воле и своим прихотям Божие добро будешь расточать или при себе держать, не употребляя на законные и богоугодные расходы, непременно, как невер­ный и лукавый раб, суда Божиего не избежишь (см. Лк.12:45-46). Иной думает и говорит: «Я-де хочу на свете жить, и для того имение запасаю и берегу». Ответ. Так-то думал и евангельский богач жить на свете, есть, пить и веселиться. Но слушай, что «Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20). Так и ты обещаешь себе то, что не в твоей власти; жить хочешь на свете, но смерть перед тобой невидимо стоит, суд Божий у дверей, и Бог с небес говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Иной мыслит: «Если-де мне от имения убогим давать, то на что мне жить?» Ответ. Не жить тебе не на что будет, а не на что будет роскошно жить; не на что будет расширять и украшать здания, палаты, стены; не на что собирать богатые столы, не на что запасать дорогие вина, не на что принимать частых гостей; не на что шить различную дорогую одежды; не на что покупать бисера, алмазы, яхонты и прочую прелесть и суету; не на что доставать, украшать и содержать отборных коней, им приличных наборов и карет, богато одетых слуг; не на что в карты играть, не на что собачью охоту содержать, не на что увеселительных галерей строить и прочие прихоти исполнять, поскольку на все эти суетные и непотребные расходы много требуется денег.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Василий Великий , – как дерзаешь Бога останками твоими на милость преклонять?» (В Слове к богатым). Итак, отложи все эти мысли, которые тебя отвлекают от добродетели и связывают сердце твое скупостью и сребролюбием; пресеки узы эти мечом веры и упования на Бога, и отдай имение свое руками убогих в руки Христу, Который, «будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). Иной заявляет: «Я-де волен распоряжаться своим имением». Ответ. Ничего своего, кроме грехов, не имеешь ты, который «нагим... из чрева матери твоей вышел, нагим и отойдешь " ( Иов 1:21 ). Скупость и лакомство – твое; а имение – Божие добро, расходовать которое ты должен по воле Божией, а не твоей. А если по своей воле и своим прихотям Божие добро будешь расточать или при себе держать, не употребляя на законные и богоугодные расходы, непременно, как неверный и лукавый раб, суда Божиего не избежишь (см. Лк.12:45–46 ). Иной думает и говорит: «Я-де хочу на свете жить, и для того имение запасаю и берегу». Ответ. Так-то думал и евангельский богач жить на свете, есть, пить и веселиться. Но слушай, что «Бог сказал ему: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк.12:20 ). Так и ты обещаешь себе то, что не в твоей власти; жить хочешь на свете, но смерть перед тобой невидимо стоит, суд Божий у дверей, и Бог с небес говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Иной мыслит: «Если-де мне от имения убогим давать, то на что мне жить?» Ответ. Не жить тебе не на что будет, а не на что будет роскошно жить; не на что будет расширять и украшать здания, палаты, стены; не на что собирать богатые столы, не на что запасать дорогие вина, не на что принимать частых гостей; не на что шить различную дорогую одежду; не на что покупать бисера, алмазы, яхонты и прочую прелесть и суету; не на что доставать, украшать и содержать отборных коней, им приличных наборов и карет, богато одетых слуг; не на что в карты играть, не на что собачью охоту содержать, не на что увеселительных галерей строить и прочие прихоти исполнять, поскольку на все эти суетные и непотребные расходы много требуется денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ибо от него и низшие и подчиненные его тому же беззаконному делу учатся. Почему-де нам не брать (так они беззаконно учатся и говорят), если высшие нас и начальники берут? Неужели будут нас судить за то, что сами делают; за то казнить, в чем сами виноваты? Как-де их совесть не будет обличать и осуждать, если нас в том, что сами делают, будут судить и наказывать? Правильное это, по мнению твоему, заключение, лихоимец, но не христианское, а беззаконное и безбожное. Не будут они тебя судить, но будет Бог судить и их, и тебя, беззаконного последователя их. Избежишь человеческой казни, но не избежишь Божией, временного, но не вечного наказания. Не укажешь тогда на них, вот-де и они делали то; но как они, так и ты по делам своим воспримешь. Не заступится за тебя человек, и ничто не поможет тебе, когда Бог будет судить тебя, и «представит пред лицом твоим грехи твои Тот, Чьи слова ты отверг, и видя вора, следовал за ним» (Пс.49:21, 17-18). § 116. Но чтобы пагубной страсти сребролюбия и лихоимства не поработиться, должен каждый помнить апостольское слово: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:7-8), и прочее, и Христово страшное изречение: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф.6:26)? А пленившиеся лихоимством и желающие каяться пусть внимают тому, что мытарь Закхей, каясь, сказал Христу, в дом его пришедшему: «Закхей же, став, сказал Господу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Потому и слышит от Христа: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:8-9). Глава 9: О лихве и проценте «Взаймы давайте, не ожидая ничег»о, — говорит Христос (Лк.6:35). «От хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:42). § 117. Лихва или процент есть, когда заимодавец с должника своего сверх данного ему взаймы что-нибудь берет. Хорошо простой народ лихву называет ростом; поскольку данное заимообразно количество денег в лихве растет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Попытаемся же приблизиться к тайне человека и начнем с Библии. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:26-28 ). Так было положено начало человеческому бытию. Что по этому поводу говорит наука? Наука заявляет: «Пока не ясно самое главное: где и когда от общего ствола отделился род Ното». Однако более интересно не когда, а как появился человек. Что касается человеческого тела, то существуют два мнения о его творении. Наиболее распространенное богословское мнение утверждает творение тела одновременно с душой. Однако Климент Александрийский , святые Феофан Затворник и Серафим Саровский считают, что тело создано из «праха земного» ( Быт.2:7 ), не сразу, то есть в процессе эволюции. Пьер Тейяр де Шарден, иезуит и ученый, считал, что тело человека, как и все в мире, – результат эволюции животного мира. Вопрос этот не имеет принципиального значения для теологии. Принципиальное значение имеет вопрос о происхождении именно человека, а не его тела, то есть о творении его души. Однако здесь святоотеческое учение и мнение столь крайнего эволюциониста, как Пьер Тейяр де Шарден, совпадают. Пьер Тейяр де Шарден считал, что в эволюции от первоматерии до человека есть одно исключение – человек. Он уверен, что никогда не существовало существа, которое одновременно было и человеком, и животным. Свои выводы он иллюстрирует следующими примерами из физики и математики. «Когда вода при нормальном давлении достигает 100°, то при дальнейшем нагревании сразу наступает беспорядочная экспансия высвобождающихся и испаряющихся молекул без изменения температуры. Если по восходящей оси конуса производить друг за другом сечения, площадь которых постоянно уменьшается, то наступает момент, когда при еще одном бесконечно малом перемещении поверхность исчезает и становится точкой. Так посредством этих отдаленных сравнений мы можем представить себе механизм критической ступени мышления… Внешне почти никакого изменения в органах. Но внутри – великая революция: сознание забурлило и брызнуло в пространство сверхчувственных отношений и представлений и в компактной простоте своих способностей оно обрело способность замечать самое себя. И все это впервые. Невозможно представить себе на этом точном уровне промежуточного индивида. Или это существо еще по сю сторону изменения состояния, или оно уже по ту сторону. Не пытаясь представить невообразимое, запомним только, что возникновение мысли представляет собой порог, который должен быть перейден одним шагом» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

LXXVI. Цельс в лице своего иудея в качестве возражения не нашелся выставить ничего такого, что нельзя было бы ему самому поставить в вину на основании закона и пророков. Он, например, приводит против Иисуса такое обвинение: «Иисус-де легкомысленно высказывает угрозы и порицания в следующих своих выражениях: горе вам и: я предрекаю вам. Этими словами Он ясно свидетельствует лишь о том только, что Он неспособен убеждать, тогда как этой неспособности нельзя ожидать от любого разумного человека, тем более от Бога». Но посмотри, не приложимо ли это возражение и к самому иудею. Ведь и в законе, и у пророков мы находим со стороны Бога угрозы и порицания, которые вполне можно поставить на одной ступени с Евангельским: «горе вам». Таковы выражения в книге пророка Исайи: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю» ( Ис. 5:8 ), и: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры» ( Ис. 5:11 ), и: «Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности» ( Ис. 5:18 ), и: «Горе тем, которые зло называют добром» ( Ис. 5:20 ), и: «Горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис. 5:22 ). Можно найти много и других (угроз). В самом деле, разве не похожи на те угрозы, о которых Он говорит, и все эти угрозы: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев: сыны погибельные!» ( Ис. 1:4 ) и т. д.? К этому можно прибавить и еще много таких же угроз, которые ничуть не менее резки сравнительно с теми, которые, как он утверждает, изрек Иисус. Да разве это не угроза и еще более великая, которая заключается в словах: «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах поедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» ( Ис. 1:7 )? Разве это не порицания по отношению к народу в Книге Пророка Иезекииля, где Господь обращается к пророку с такими словами: «ты будешь жить у скорпионов» ( Иез. 2:6 )? И ужели ты, Цельс, сознательно заставляешь своего иудея приводить против Иисуса возражение, что «Он будто бы легкомысленно высказывает угрозы и порицания в своих словах: «горе вам» и: «я предрекаю вам? " » Разве ты не видишь, что обвинения, которые иудей выставляет против Иисуса, могут быть выставлены у него и против Бога? Ведь, с точки зрения взгляда иудея, и Бога, Который говорит через пророка, касается, очевидно, это возражение, что Он-де не был в состоянии убедить.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

   Но «воскресение в них, — говорят еретики, — уже совершилось; поэтому-де они и отвергают брак». Если так, то пусть перестанут они вместе с тем и есть и пить, ибо Апостол сказал, что в «воскресение отменены будут и чрево и пища». Не имеют они после сего права ни есть, ни пить, ни прочим плотским вожделениям послаблять, коих отнюдь и не позволит себе верующий, достигший во Христе полного воскресения, цели наших надежд. И что я говорю? Самые идолопоклонники, даже и те наблюдают воздержности в пище и в чувственных усладах. Тем более Царство Божие не есть пища и питие, — говорит Апостол (Рим. 14:17). Известно, что маги, поклоняющиеся ангелам и демонам, придают большое значение своему воздержанию от вина, мяса и дел низшей жизни животной. А подобно тому, как «смиренномудрие состоит в кротости, а не в небрежном отношении к телу» (Кол. 2:23), точно так же и воздержность есть добродетель душевная, заявляющая себя не столько вовне, сколько в совести и сокровенном состоянии духа.    Есть еретики, брак прямо называющие делом незаконным и учащие, что это учреждение диавольское. Будучи надутыми бахвалами, они утверждают о себе, что подражают Господу, Который оставался-де безбрачным и не владел на земле никакой собственностью; и они похваляются, что лучше всех остальных христиан выразумели Евангелие. Но Писание отвечает им: Бог гордьш противится, а смиренным дает благодать (Притч. 3:34; Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5). Затем, они не вникают в причину, почему Господь оставался безбрачным. Во-первых, Его невестой была Церковь. Потом Он не был обыкновенным человеком, чтобы по плоти нуждаться в какой-либо помощнице. И детей Ему не было необходимости иметь. Ему, Который живет вечно и есть Единородный Сын Божий. Но Сей Самый Господь говорит: Что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф. 19:6; Мк. 10:9). И еще: И как было во дни Ноя, ели, пили, женились и замуж выходили и домы строили, садили; и как было во дни Лота: так и будет в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:37; 38, 39; Лк. 17:28). И показывая, что это относится не к язычникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3283...

   Пока ты спала, душа моя, чертог закрылся.    Пока ты была объята многопопечением о делах мира сего и не радела о жизни будущего века (хотя и говорила каждый день, что несомненно веруешь в нее и ее ожидаешь вместе с воскресением мертвых) — светильник твой догорел и погас. масла — духовного делания, силы молитвы и поста, труда бденного смирения, послушания — не хватило в нем для того, чтобы дождаться прихода Жениха.    А ты, душа моя, не уподобилась даже девам юродивым: те хотя бы. проснувшись, захлопотали, «масло-де у нас кончается, светильники-де наши гаснут», — а ты и этого не делаешь, будто не тебе сказано: «толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7; Лк. 11:9), потому что «Царство Небесное силою нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11:12) (слышишь, душа: силою! слышишь: нудится — многим прилежным и постоянным трудом добывается! и нуждницы — то есть те, кто употребляет усилие, — восхищают его!)...    Не тебе ли говорил Господь: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им» (Лк. 12:35—37). Или ты думаешь, что это было сказано — тогда, для тех, кто слушал Его — для тех «тысяч народа», которые собрались увидеть лицом к лицу Христа Господня, «так что теснили друг друга» (Лк. 12:1), а теперь, когда пред нашим оком лишь лик Его иконописный, символический, и самые слова Его нужно понимать только символически, а не буквально?    Нет здесь никакого символа — так учит тебя Критский святитель.    Разве не посадил тебя Господь на высшее, почетнейшее место в этом мире. вручив тебе власть над всяким творением Своим? Разве не подходит к тебе Бог твой во дни жизни твоей, разве не чувствуешь ты постоянного Его соприсутствия и в дни бед твоих, и в дни радостей твоих? Разве сейчас не служит тебе Сам Христос, разве не оказывает Он тебе всякую помощь и поддержку на тернистом пути твоего земного бытия?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Разве, возможно, кто-нибудь скажет, что сказанное Господом о дьяволе в Евангелии: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине» (Иоан. VIII:44) следует понимать не в том только смысле, что он был человекоубийцей от начала, т. е. от начала человеческого рода, с того момента, когда сотворен был человек, которого он мог бы убить посредством обольщения. Но он-де не устоял в истине от начала своего сотворения, и потому никогда не был блаженным вместе со святыми ангелами; так как отказывался быть в подчинении своему Создателю, находил гордое удовольствие как бы в своем особом личном могуществе, а через то являлся лицемерным и лживым, потому что никогда не мог уйти от силы Всемогущего и не желал в благочестивом подчинении сохранять то, что действительно есть, усиливаясь по гордой надменности ложно изображать то, чего не было. В этом-де смысле должно пониматься и сказанное блаженным апостолом Иоанном: «Сначала диавол согрешил» (1Иоан. III:8), т. е. что с того момента, когда был сотворен, он отрекся от истины, которой может обладать только благочестивая и преданная Богу воля.    Кто удовлетворяется таким мнением, тот еще не единомыслен с известными еретиками, т. е. манихеями. Впрочем, и некоторые другие зловредные ереси придерживаются того образа мыслей, что дьявол как бы от некоторого противоположного (Богу) начала получил свою собственную в известном роде злую природу. В суетности своей они доходят до такого безумия, что, хотя уважают одинаково с нами вышеприведенные евангельские слова, не обращают внимания на то, что Господь не сказал: «Диавол чужд был истине», но сказал: «Не устоял в истине». Этим Он хотел дать понять, что диявол отпал от истины; а если бы устоял в ней, то, сделавшись ее участником, пребывал бы блаженным вместе со святыми ангелами. Глава XIV. О том обороте речи, который употреблен о диаволе, что он во истине не стоит, потому что истины нет в нем    Затем, как бы отвечая на вопрос наш: откуда видно, что диявол не устоял в истине, — Господь показывает, откуда, и говорит: «Ибо нет в нем истины» (Иоан. VIII:44). Она была бы в нем, если бы он устоял в ней. Оборот речи довольно редкий. Словами о том, что он не устоял в истине, ибо нет в нем истины, дается как бы такая мысль, что он не устоял в истине потому, что в нем не было истины; между тем как главнейшей причиной, что в нем нет истины, является то, что он не устоял в истине. Подобный оборот употреблен и в псалме: «К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня» (Пс. XVI:6). По-видимому, следовало бы сказать: «Услышь меня, ибо я взываю к Тебе». Но он сказал: «К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня»; а затем, как бы отвечая на вопрос: чем он докажет, что он воззвал, указывает на произведенное его воззванием к Богу действие, — на то, что Бог услышал его. Он как бы говорит так: я показываю здесь, что я воззвал, поелику Ты услышал меня.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010