Не удалось извлечь искомое из базы (((

6) кроме того являются противоречия каждый раз, как умирает епископ города Рима, так как до самого избрания нового епископа находилась бы Церковь без наивысшего видимого главы, а этого нельзя бы было допустить, если Церковь не может жить без наивысшего видимого главы; 7) неоспоримым является то обстоятельство, что между епископами города Рима, наряду с людьми набожными, было несколько и таких епископов, которые жили распутно; возможно ли допустить, чтобы и те, кто вызывали соблазн, являлись наивысшими главами Церкви Христовой? 8) Часто случалось, что одновременно было два Римских епископа, которые взаимно один другого отлучали от Церкви, и даже во времена Яна Гуса были с 1409 по 1415 год одновременно трое пап: в Риме Георгий XII, в Авиньоне Бенедикт XIII, а в Пизе Иоанн XXIII (кто из них был наивысшим видимым главой Церкви?). IX. Апостолы, собравшиеся на Собор во имя Господа Иисуса Христа, твердо верили в Его обещание, что Он духовно пребывает с ними и Своими внушениями воздействует на ход обсуждений, и что Святой Дух приведет их во всем к истине. На основании этой вполне справедливой и обоснованной уверенности они вынесли по вопросу принятия язычников в Церковь свое решение и послали поместным Церквам послание, в котором говорили: «Ибо угодно Святому Духу и нам...» ( Деян.15:28 ). Решения Апостольских Соборов признала и приняла вся Церковь без каких бы то ни было сомнений в их правильности. Одинаковое значение, находящееся выше всяких Сомнений, имеют также законно созванные Вселенские Церковные Соборы, так как и они созываются именем Господа Иисуса Христа и могут быть с полным правом убеждены, что Господь Иисус Христос невидимо присутствует на их заседаниях. Постановления их являются одинаково обязательными, как и постановления Собора апостолов. Святой апостол Павел назвал Церковь столпом истины ( 1Тим.3:15 ). На Церковных Соборах присутствуют епископы, далее представители духовенства, особенно ученые богословы, но также и выдающиеся миряне. Участвуют в голосовании и выносят постановления только епископы как преемники апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

277 «Бог не вводит в заблуждение, но не повинующихся Ему оставляет их без Своего водительства, и, конечно, без руководства, кидаемые туда и сюда они заблуждаются». (Злат. т. V. стр. 778; Феодор. ч. 3, пс. 106 стр. 241). 278 «Если бы не было Св. Духа, говорит св. Злат., то не было бы в церкви пастырей и учителей, потому что и они поставляются Духом», как и Павел говорит: «в немже вас Дух Св. постави пастыри и епископы». ( Деян. 20:28 ; – Злат. т. II, 500 стр.). Он же говорит: «Через Духа Св. мы видим лики священников, имеем полки учителей», (там же 507 стр.). 279 Диавол только надеялся, что погубит пастырей, а его единомышленники пошли дальше и уверяют, что диавол достиг своей цели и погубил всех пастырей. 280 Как пастух печётся, чтобы овцы имели обильный и питательный корм и предохраняет их от вредных трав, от которых они гибнут; так и пастырь заботится, чтобы вверенные ему люди не заблудились и имели бы правильное понятие о Боге и о своих к Нему обязанностях. Дальнейшие слова: «учаще их блюсти вся, елика заповедах вам», означают, что пастыри не только должны научить, но и пасти или следить, чтобы наученные соблюдали всё им заповеданное Христом в точности, ничего не оставляя. Как пастух, найдя овцам обильный корм, не ложится спать, а следит за ними, чтобы не напали на них волки, или чтобы они не разошлись зря, не попали бы в трясину и пропасти, и вообще каким-нибудь способом не погибли бы; так и пастырь должен заботиться, чтобы вверенных ему овец не пожрал рыкающий лев. (1 Петра, 5:8). 281 «Когда ты слышишь, что Христос есть священник, говорит св. Злат., то не думай, что он священнодействует постоянно; Он совершил священнодействие однажды, и затем воссел одесную Отца. Чтобы ты не думал, будто Он стоит на горе и священнодействует, (апостол) показывает, что это было делом домостроительства. Как Он был рабом, так же и священником и священнослужителем; как, будучи рабом, Он не остался рабом, так, будучи и священнослужителем, Он не остался священнослужителем, – потому что священнослужителю свойственно не сидеть, a стоять». (т. XII, Ebp. VII гл., ст. 27. бес. XIII, стр. 123, 126. Тоже y Феофилакта бол. на это место стр. 97 и Феодор. ч. 7. стр. 608).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

н. Гершковичев, обстоятельно обследованный акад. Ягичем 163 . Другой же список – кирилловский, тот, который напечатан в названной книге профессором черновицкого (в Буковине) университета Е. Калужняцким на средства Венской Императорской Академии Наук. Издание это – очень тщательное, опрятное. Изданию текста проф. Калужняцкий предпосылает Prolegomena (VIII глав, стр. VII–XXXIV), откуда и заимствуем нижеследующие сведения о Христинопольской рукописи Апостола. Названа рукопись Христинопольской потому, что раньше, до 1889 г. хранилась в монастыре Христинопольском в Галиции 164 в 1889 г. перешла она к Ставропигиальному Братству во Львове, где и хранится ныне. —200— И по своему первоначальному происхождению она принадлежит, без сомнения, юго-западной России или Галиции, как об этом свидетельствуют встречающиеся в ней некоторые особенности галицко-волынского наречия. Точнее же указать место написания трудно: соответствующего послесловия писца в рукописи не имеется. Христинопольская рукопись Апостола писана довольно крупным уставом XII в. на тонком и гладком пергамине в 4-ку (11 дюймов длины и 9 ширины), в один столбец, по 20–23 строки, чёрными, в некоторых местах порыжелыми чернилами (для надписей, заглавных и начальных букв употреблена киноварь). Рукопись без переплёта и не полная, без начала и конца и с пропусками в средине: сохранилось всего 291 лист, на коих содержатся: а) Деяния св. Апостолов с гл. 13-й, ст. 20 до конца; б) все соборные послания и в) двенадцать посланий ап. Павла (те и другие с обычными в рукописях предисловиями, указателями и послесловиями). Послание к Евреям помещено, согласно с другими древними списками, пред 1-м посланием к Тимофею, т. е. после 2-го посл. к Солунянам. Недостаёт в рукописи: Деян.1 – 13:20 165 ; 15:29–41, 16:1–3, 18:15–28, 28:14–26; 1Петр.2:12–26 ; 1Кор.7:28–37, 14:21–32 ; 2Фес.2:3–15 ; 1Тим.4:8–16, 5:1–5, 6:3–22 . Рукопись оканчивается на 2Тим.1:11 стихе. Не сохранилось и целых посланий к Титу и Филимону. На полях листов написаны толкования – частью той же рукой, что и вся рукопись (толкования краткие на некоторые только места Деяний и соборных посланий), частью – позднейшей (более подробные на послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гл. 18, 15 Прорóка от брáтии твоея, якоже менé, возстáвит тебе Госпóдь Бóг твóй, Тогó послýшайте Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте По замечанию св. Климента Александрийского , здесь «Моисей, предвидя в духе пришествие совершеннейшего Педагога, Логоса (т. е. Христа), самосознательно отступает на задний план и наперёд говорит о сем Педагоге последних времён и заповедует народу слушаться его» («Педагог» кн. 1, гл. 7, стр. 63). А что «Дух Божий разумеет здесь не кого-нибудь из пророков, – говорит св. Прокопий Газский, – видно из того, что пророков было много, а здесь говорится об одном по преимуществу, который, говорит Моисей, будет подобен ему. Его ожидая, иудеи после стольких бывших пророков, спрашивали Иоанна: „Пророк ли еси ты?” Он отвечал: „Ни” ( Ин.1, 21 ), – хотя был и пророк» («Прибавление к творчеству святых Отец» т. 3, стр. 118). Этот довод в пользу мессианского характера сего стиха приводит и св. Исидор Пелусиот , причём показывает, почему здесь нельзя разуметь Иисуса Навина. «Во-первых, – говорит он, – вдохновенный Богом Моисей изрёк это по избранию Иисуса Навина. Во-вторых, если бы сын Навина превзошёл Моисея, то утверждаемое Иудеем было бы вероятно, хотя и не истинно; если же был он гораздо ниже Моисея, то мнение это оказывается вовсе неосновательным. В-третьих, Иисус ничего не присовокупил к закону, но управлял по его постановлениям. В-четвёртых, если бы шла речь о сыне Навина, надлежало бы сказать не „воздвигнет”, но „воздвиг”. В-пятых, Моисей отстранил сего, сказав: „Пророка” не „сего”, но „оного” (тв. ч. 2, стр. 146–117). Ещё: святые Афанасий Великий (тв. ч. 3, стр. 402), Епифаний Кипрский (тв. ч. 2, стр. 183, 217, 429), Кирилл Александрийский (тв. ч. 6, стр. 31) и Кирилл Иерусалимский («Огласительное поучение» XII. 17, стр. 221). «Сей пророк – Христос по плоти», – решительно утверждает вслед за ап. Петром ( Деян.3, 22 ) св. Иоанн Златоуст 102 . И, по словам св. Ефрема Сирина , «в действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем, ибо до Него не восставал пророк, подобный Моисею» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Началось дело с тех выражений, который освящены были древностию, заключались в символах и взяты были прямо из Св. Писания. Этот полемический прием против ариан был весьма сильный, но он возбуждал и евсевиан к отпору. Вопрос ставили так, что символ ариан обвиняли прямо в несогласии с словами Св. Писания. Но так ставить дело можно было только при не вполне ясном понимании самого существа арианства. Ариане не отвергали ни книг, ни мест Св. Писания, только экзегетика была у них другая, и это оттого, что философия была другая. Вследствие этого и невозможно было таким путем прийти к какому-нибудь твердому результату. Напр., в ответ на предложение внести в символ выражение «χ του Θεου» евсевиане заявили, что и они согласны с этим; но ведь и все из Бога, прибавляли они, ибо «един Бог, из Него же вся» (1 Кор. VIII, 6; 2 Кор. V, 18). Таким образом, простое выражение «χ του Θεου» не могло решить спора между православными и крайним выражением арианской партии. Нужно было подыскать термин для евсевиан неудобоприемлемый. Такое выражение было «χ τς ουσας». Затем предложен был ряд библейских выражений: сияние славы, образ ипостаси, образ Бога невидимого, сила Господня, премудрость и т. под. Но и этим выражениям евсевиане, или гласно, или только между своими, противопоставляли другие, ослабляющие силу первых выражения. Например, в противовес тем выводам, которые православные делали из 1 Кор. I, 24: «Христа, Божию силу », евсевиане указывали на Исход (XII, 41), где и евреи называются силою Господнею, и на пр. Иоиля (II, 25), у которого саранча называется великою силою Божией. Следовательно, слово δναμις еще не выражает единосущия Сына с Отцом. А с словами послания к Колосс. I, 15: Сын Божий « есть образ Бога невидимого», они предлагали сопоставить 1 Кор. I, 7, где и муж называется образом Бога, и отклоняли на этом основании заключение к единосущию Сына с Отцом. Вечность Сына они истолковывали в отношении к будущему, а не в смысле совечного искони существования Сына с Отцом. Смысл слов Иоан. XIV, 10 «εγ εν τω Πατρ» они старались ограничить такими параллелями, как Деян. XVII, 28: « о Нем бо живем и движемся и есмы (ν ατω). Таким образом, становилось ясно, что одними библейскими выражениями отстранить арианство невозможно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

В Л. неоднократно происходили сильные землетрясения. По письменным источникам известны лишь некоторые, однако их частота и разрушительные последствия скорее всего существенно сдерживали развитие города. Ок. 27 г. до Р. Х. Л. пострадала в результате сильного толчка, повредившего значительные части районов долины Меандра, зап. берега М. Азии и о-ва Хиос; восстанавливали разрушенное с помощью средств, выделенных Октавианом Августом ( Strabo. Geogr. XII 8.18; Guidoboni. 1994. P. 174-177). В 47 г., вероятно в связи с сильным извержением вулкана на Санторине, произошла крупная серия землетрясений, в которых вместе с Л. пострадали Иераполь, Смирна, Эфес, Милет и несколько островов Эгейского м. Поддержку жителям оказывал имп. Клавдий I ( Ioann. Malal. Chron. P. 246; Georg. Sync. Chron. P. 405). Сильнейшим землетрясением в 60 г. по Р. Х. были разрушены Л., Иераполь и Колоссы; вскоре все 3 города были восстановлены без внешней помощи ( Tac. Ann. XIV 27.1; Euseb. Chron. I 21-22; Oros. Hist. adv. pag. VII 7; Georg. Sync. Chron. P. 410). Христианская община в Л. возникла в апостольский век, вероятно, уже в нач. 60-х гг. I в. по Р. Х. До нас не дошли сведения о том, бывал ли ап. Павел в Л. В Деяниях св. апостолов неоднократно упоминается, что апостол проходил через Фригию и Галатию (Деян 16. 6; 18. 23; 19. 1); он мог останавливаться в Л. как в крупнейшем городе Юж. Фригии. Известно, что у ап. Павла были знакомые, друзья и ученики, жившие в Л. Свое Колоссянам послание ап. Павел просил читать и в соседних общинах Л. и Иераполя (Кол 2. 1-2) и сообщал, что отправил в Л. отдельное послание (Кол 4. 16; см. также Лаодикийцам послание ). В Послании к Колоссянам фигурирует ап. Епафрас , вероятно, выходец из Л. или Иераполя, сопровождавший ап. Павла и беспокоившийся о судьбе родных для него городов и их жителей (Кол 4. 12-13). Кто были первые предстоятели христианской общины в Л., неизвестно. Предания древней Церкви сохранили имя ап. Архиппа (пам. 19 февр., 22 нояб., 4 янв.), ученика ап. Павла. Апостол упоминает его и просит передать, чтобы тот исполнил служение, которое принял во имя Господа (Кол 4. 17; Флм 1. 2). Ап. Архипп пострадал при имп. Нероне в Колоссах; он был исколот ножами за то, что отказался участвовать в празднике в честь Артемиды. Древнее церковное предание о св. Архиппе как о епископе Л. зафиксировано в «Апостольских постановлениях» (IV-V вв.; Const. Ap. 7. 46). Св. Павел упомянул также, что в Л. находилась домашняя община ап. Нимфана (Кол 4. 15; пам. 28 февр.), вероятно, человека, принявшего крещение вместе со своей семьей и на какое-то время также ставшего главой христиан Л. Лаодикийская община упоминается в числе 7 Церквей Асии, к к-рым обращено Откровение ап. Иоанна Богослова (Откр 1. 11, 3. 14-22).

http://pravenc.ru/text/2463113.html

Нам представляется, что твердых доказательств существования у самарян в какую-либо эпоху культа голубя не имеется. Ни у И. Флавия, ни в древней церковной письменности нельзя найти ни одного указания на этот культ. Правда, в талмудическом трактате Chull 6а самаряне обвиняются в почитании голубя. Но это обвинение опровергается в Тосефте, где имеется постановление: „можно нанять свой дом самарянину и не бояться, что последний внесет в него идолов» 825 . Кроме того, в трактате Sanhedrin 63 b, где названный в 4 Дар. 17 самарянские божества толкуются в смысле зоологическом 826 , о почитании голубя ничего не говорится. Сами самаряне неоднократно опровергали взводимое на них обвинение в почитании голубя 827 . В самарянской кн. Иисуса сообщается легенда о медной птице, поставленной римлянами на Гаризиме и кричавшей при приближении самарянина „еврей» с целью предупреждения стражи 828 . Но в этой легенде естественнее видеть не остаток культа голубя, а следы существования на Гаризиме какого-то языческого оракула. Тогда как некоторые авторы допускают существование у самарян остатков прежнего язычества, Моверс полагает, что все самарянское почитание Иеговы на первых порах было собственно культом финикийского Эла. Основанием для такого мнения Моверсу служит сохранившееся в извлечениях Евсевия из Александра Полигистора сообщение Евполема, что Авраам был встречен Мельхиседеком в Сихеме или Неаполисе при святилище горы Гаризима, „что значит гора Вышнего». То же известие повторяется у Марина, при чем о Гаризиме замечается: „на котором находится святейший храм Зевса вышнего, где приносил жертву Авраам, родоначальник евреев». „Несомненно», рассуждает Моверс, „что этот Зевс Эли он первоначально был Иеговою самарян. Что он вместе с тем почитался и как высший бог языческий, видно с одной стороны, из изображений на монетах Неаполиса со времени Антония, где священная гора самарян является с обширным храмом, с солнцем и луною с правой и левой стороны; с другой, – из того, что самарянин Симон желал считать себя за воплощение этого Елиона, а не Иеговы: virtutem summam excelsi Dei, qui sit supra conditorem mundi (Clem. Recogn. 1, 72; 11, 7). Но этот φιστος, которого самаряне должны были почитать в Симоне, есть Ζες φιστος и Бог Мельхиседека, который в финикийской теологии у Санхуниатона также есть первосущность, подчиненная демиургу Сатурну. Что его имя было ητον, ясно видно из мнения Симона о себе: λγων εναι τιν αυτν μγαν ( Деян. 7:9 ). – Самаряне, поэтому, и о храме на Гаризиме могли сказать, что Бог , которому он посвящен, не имеет имени (Древн. XII, 5, 5). Отсюда очень вероятно, что от поселившихся среди них сидонян самаряне заимствовали культ безымянного бога и отожествили с ним Элиона Мельхиседека» 829 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Установлено, во всяком случае, то, что в эпоху древней Церкви наиболее известным и авторитетным было именно Евангелие от Матфея. Церковные писатели I-III веков цитируют его гораздо чаще, чем тексты других евангелистов. Составители издания Biblia Patristica (сборник библейских изречений, расположенных по частоте цитируемости в творениях святых отцов) подсчитали, что Евангелие от Матфея авторы той эпохи цитируют 3550 раз, от Луки – 3250, от Иоанна – около 2000, а от Марка – всего 1460. Выдержки из Матфеева Евангелия приводит уже спутник Павла Варнава (конец I века). В частности – он призывает христиан как можно внимательнее наблюдать за собой, чтобы не оказалось, что много званых, но мало избранных (Мф 22:14). Ясные параллели с Матфеем видны и в посланиях священномученика Игнатия Богоносца: к примеру, в начале Послания к Смирнянам он пишет, что Христос «крестился от Иоанна, чтобы всякая правда могла быть исполнена им», почти дословно воспроизводя слова Христа в Евангелии от Матфея (Мф 3:15). Начало Евангелия от Матфея. Кодекс из монастыря св. Иоанна Богослова (о. Патмос), XII век В христианском памятнике конца I или начала II века «Учение двенадцати апостолов» («Дидахе») молитва «Отче наш» приводится в том же виде, что и у Матфея (Мф 6:9-13). Цитируются и слова Спасителя: Не давайте святыни псам, – которые есть только в первом Евангелии (Мф 7:6). Словом, у нас более чем достаточно причин доверять выводу блаженного Августина. Когда же было написано Евангелие от Матфея? И сохранились ли какие-нибудь ранние рукописи? По данным Иринея Лионского (жившего, напомним, во второй половине II века), «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия, в то время как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь». Апостол Павел прибыл в Рим, как считается, около 62 года – значит, и Евангелие от Матфея (по крайней мере, его еврейский прототип) появилось около этого времени. Николай Глубоковский предлагал «отодвинуть» дату его написания на несколько лет назад. Он объяснял: в 59 г. апостол Павел приезжал в Иерусалим и из всех апостолов нашел там только Иакова с несколькими пресвитерами (священниками) (Деян 21:18-19). Значит, прочие апостолы, и Матфей в их числе, уже отправились проповедовать в другие земли – и Евангелие к этому времени, вероятнее всего, уже было написано, рассуждал он.

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-mat...

Григ. Б. – Григорий Богослов , Архиепископ Константинопольский (391). Творения его цитируются по изданию их в русском переводе при Московской Духовной Академии; 6 частей, 1843–1848 гг. Иоанн Златоуст , Архиепископ Константинопольский (407). Цитируются его знаменитые беседы на Евангелие от Матфея по русскому переводу, 3 част, Москва, 1839 г., и на Евангелие от Иоанна, в русском переводе при С. Петербургской Дух. Академии; 2 части, 1854–1855 г. Феофилакт, архиепископ Болгарский (около 1107 года). Цитируется его толкование на четырех Евангелистов, или так называемый «Благовестник», по изданию в русском переводе, Казань: часть 1-я 1855 г.; часть 2-я 1857 г.; часть 3-я 1869 г.; часть 4-я 1870 г. Евфимий Зигабен , Константинопольский монах XII в. Цитируется его толкование на Четвероевангелие, составленное на основании древнеотеческих толкований, впрочем, самостоятельно. Иосиф Флавий, историк иудейский (род. 37 г. по Р. Хр.). Цитируются его сочинения: о войне Иудейской (de bello Iudaico), семь книг, и иудейские древности (antiquiatates Iudaicae), двадцать книг. I. О евангелиях вообще 1. Евангелие Слово Евангелие значит – доброе известие, или благая приятная и радостная весть, благовествование. Частнее, собственно в христианском смысле, слово это означает благовествование о Царстве Божием, устроенном в мире воплотившимся Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом. В сем смысле выражение: «Евангелие Царствия» или просто «Евангелие» употребляли и Сам Иисус Христос ( Мф.24:14, 26:13 . ср. Мк.14:9, 8:35, 10 и др.), и апостолы ( Мф.4:23,9:35 ; Мк.1:14 ). Означая первоначально вообще христианскую проповедь изустную (ср. кроме указанных мест еще: Деян.15:7 ; 1Кор.4:15, 9:14 ; Рим.10 и др.), слово это, с течением времени, когда явились Писания апостолов, стало означать еще частнее письменную проповедь апостолов о Христе и именно исторические их Писания, содержащие в себе повествования о жизни и учении Господа Иисуса Христа. Так названы и надписаны словом Евангелие четыре книги исторических сказаний о Христе, написанных апостолами из двенадцати – Матфеем и Иоанном и из семидесяти – Марком и Лукою 6 . Называясь каждая в отдельности Евангелием, книги эти носят название Евангелия и в совокупности их в одном составе, в соответствии названию апостола, усвоенному всем прочим апостольским книгам в их целом составе. 2.Четвероевангелие

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010