38 Подобного рода барачные договоры с распоряжениями на случай смерти одного из брачующихся не редко встречаются в папирусах, о чем см. у проф. А.М. Придика, Греческие папирусы (Варшава 1907), стр. 46. 41 Нужно заметить, что и в Кирской области выделывалось хорошее виноградное вино, о чем см. письмо 188-е. 42 Кустарник или дерево, из которого добывается тягучий бальзам (styrax), с запахом ванили. Ср., напр., у Страбона, География XII, 7: 3 (по переводу † проф. Ф. Г. Мищенка, Москва 1879, стр. 581–582), что «у Селгиев растет больше всего стуракс, – невысокое, прямое дерево, из которого делают стураковые копья, похожие на дерновые. На стволах плодится вид червей, поедающих дерево; они прогрызают его до поверхности и прежде всего выбрасывают древесную муку, похожую на отруби или опилки, так что у корня образуется насыпь, по том из червя течет какой-то сок, легко сгущающийся подобно гумми; часть его ниспадает на муку у корня древа, смешиваясь с нею и с землею, – исключая, конечно, того количества, которое задерживается на поверхности и остается чистым; другая часть сока сгущается на поверхности ствола, по которому он стекает, и эта часть остается чистою. Впрочем, и из нечистой части, смешанной с древесною мукой или землей, также делают массу, которая пахнет приятнее, чем чистый сок, хотя уступает последнему в другом отношении, но большинство не знает этого; массу эту люди суеверные употребляют большею частью для курений». Ср. еще у М.М. Хвостова, История восточной торговли греко-римского Египта (Казань 1907), стр. 89, 174. 43 Здесь особенностями чтения блаж. Феодорита являются: το τατα ποισαι (вместо τα τα) опущение σο и γιος (вместо Κριος). 45 πρωτεων – primas, по положению первый, начальник (officii, scholae, scrinii), (старшина; напр., primates possessionum vicorum суть сельские судьи. Здесь, судя по титулу μεγαλοπρπεια, разумеется важный чиновник, при чем адресат письма 33-го, будучи приматом, был еще и «комитом» (ср. к письму 22-му) 47 Следующие слова, заключенные в квадратные скобки [ ], были читаны в пятом собрании V-ro вселенского собора в качестве выдержки из письма Феодорита к епископу Иеренату (Деян. вселенских соборов в русском переводе, изд. второе, Казань 1871, стр. 149–150: 3-е изд., Казань 1889, стр. 79–80). Там речь идет об одном Феодоре, но в некоторых местах употребляется множественное число, а это показывает, что имя Диодора было в подлиннике и опущено нотарием или ком-нибудь другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

5 Собственно Галатия, т.е. область, заселенная в III beke до н.э. галлами, или галатами, находилась на севере современной Турции, в окрестностях Анкары. В 25 году до н.э. римляне, заняв южную часть полуострова, присоединили ее к Галатийской провинции. Она включала Писидию и Ликаонию. Страбон. География, XII, 6, 5; Дион Кассий, 53, 26; Плиний. Ест. История, V, 25, 42; см.: А. Ранович. Восточные провинции Римской империи в I-III bb. М.; Л., 1949, с. 104 сл. 6 Некоторые биографы ап. Павла думают, что Марк покинул спутников потому, что не разделял желания апостола просвещать язычников. Но естественней предположить, что молодой иерусалимлянин просто отступил перед трудностями пути. См.: И.А. Артоболевский. Первое путешествие св. ап. Павла. Серг. Посад, 1900, с. 166-167. 7 1 Кор. 9:6 . 8 Как установлено в результате тщательных исследований, стиль речей в Деян выдает руку Луки. Но содержание и богословие их показывают, что Дееписатель пользовался первоисточниками и устными рассказами. Так, речь ап. Петра перед иудеями носит совершенно иной характер, нежели речь ап. Павла перед афинянами. Своего рода «конспекты» апостольских проповедей могли существовать в кругах первых христиан; кроме того, ап. Павел мог пересказывать Луке их основные мысли. 9 Еще Тиберий пытался запретить восточные культы (Светоний. Тиберий, 36), а Клавдий ограничил «распространение чужеземных суеверий» (Тацит. Анналы, XI, 15). 10 См.: A. Harnack. The Mission... p. 101. 11 Рим. 6:3-4 . 12 Речь идет о повести, которая включена в апокрифические Деяния ап. Павла (см. прим. 1). По свидетельству Тертуллиана, автор повести был некий малоазийский священник, который написал ее «из любви к Павлу» (Тертуллиан. О крещении, 17). Одним из действующих лиц повести является царица Трифена, личность историческая, на основании чего можно заключить, что в основе легенды лежат реальные события. См.: И.А. Артоболевский. Цит. соч., с. 314 сл. 13 Именно в этих краях, согласно мифу, странствовали Зевс и Гермес. Овидий. Метаморфозы, VIII, с. 621-726.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В нек-рых памятниках Е., к-рым помазывались священники (или помазывали больных и одержимых демонами), иногда называется «святым» (11QPsa 28.11; Test. XII Patr. III [Levi] 8. 4; Apocalypsis (Testamentum) Adam. 10. 4; однако в 2 последних примерах не исключены христ. интерполяции или христ. происхождение памятника в целом). В различных версиях «Жития Адама и Евы» встречается история о том, как больной Адам отправляет Еву и Сифа в Эдем, чтобы вымолить у Бога «елей милости» (или «елей жизни», «елей от древа милости»), к-рый исцеляет от всех болезней (греч., арм., груз. версии - Vita Adam et Eva. 9. 4; 13. 1-4; лат. версия - 36. 2; 40. 1; 41. 2; 42. 3). Этот Е. передает им арх. Михаил. В нек-рых версиях поясняется, что речь идет о крещальном Е. или о помазании Св. Духом (в арм. версии упом. «елей радования» - 13. 4). В греч. версии «Жития Адама и Евы» говорится также о помазании Е. перед погребением (Vita Adam et Eva. 40. 2). В «Повести об Иосифе и Асенеф» упоминается наряду с «благословенным хлебом жизни» и «чашей бессмертия» «помазание нетления» (Iosephus et Aseneth. 8. 5; 15. 4), под к-рым можно иметь в виду как «чистый» Е., так и одно из христ. веществ таинств, если текст христ. происхождения. Молитвы-благословения вина и Е. известны по относительно поздним раввинистическим памятникам (Берахот 43b). В Новом Завете термин «Е.» может иметь как бытовое (напр., в качестве продукта Е. упом. в Лк 16. 6; Откр 6. 6; в качестве лампадного масла - в Мф 25. 3; в качестве медицинского средства - в Лк 10. 34; как косметическое средство, но использованное для символического выражения радости,- в Мф 6. 17; как знак гостеприимства - в Лк 7. 46), так и богослужебное употребление (ветхозаветные обычаи помазания священников, царей и пророков прилагаются ко Господу Иисусу, Который именуется «Мессией, то есть Христом» (Ин 4. 25), «Помазанником», Который был помазан не обычным Е., а Св. Духом (Лк 4. 18; Деян 4. 27; 10. 38); в Евр 1. 9 дается мессианское истолкование Пс 44. 8 - помазание царя перед браком толкуется как помазание Сына Божия).

http://pravenc.ru/text/189733.html

Ночью, прочитав обыкновенные молитвы, он уснул. Вдруг в сонном видении представилось ему, что, вместе с братией, он стоит на пространном поле, которое заросло густым и колючим тернием; некоторый юноша, подобный Ангелу, понуждал старцев, чтоб пожинали терны. Потом подходит к нему и говорит: «Жни терны!» – Когда затворник начал отговариваться, то юноша грозно воскликнул: «Не имеешь причины стоять праздно! ибо вчера, вместе с братией, ты нанялся и притом взял златницу, между тем как прочие получили только по сребреннику. Как более взявший, ты более других должен и трудиться. Эти терны суть дела того, кто вчера подал тебе милостыню... Трудись в поте лица твоего», – с этим словом затворник проснулся. Он стал размышлять о своем сновидении и сердечно ужаснулся, что при столь непроходимом тернии грехов своих, должен еще исторгать терны чужих прегрешений. Питающиеся милостыней пусть познают свою обязанность из этого видения, которого Небесный Судья удостоил праведного мужа: пусть молятся о грехах благодетелей (Сост. по «Уч. бл.» т. I, изд. 10, стр. 21). XII. Зной, что богатство наше принадлежит Богу, и оно вверено нам для раздачи бедным. «У тебя все не свое, – говорит св. Златоуст, – и богатство, и дар слова, и самая душа; ибо и она от Господа. Посему, когда потребует нужда, отдай и душу свою. Если же любишь ее и не хочешь отдать, когда тебе повелевается, то ты уже не верный домостроитель. Все мы получили от Христа, от Него имеем и самое бытие, и жизнь, и дыхание, и свет, и воздух, и землю. Если мы сами – не свои, то как прочее – наше? Ибо мы в двух отношениях принадлежим Богу – и по сотворению, и по вере. Так Давид говорит: «состав мой от Тебе есть» ( Пс.38:7 ). Также Павел: «о Нем бо живем, и движемся, и есмы » ( Деян.17:28 ); и рассуждая о вере говорит: «несте свои: куплени бо есте ценою» ( 1Кор.6:19 ). Все Божие. Посему когда Он требует и хочет взять обратно, то не будем противоречить, подобно неблагодарным рабам, и присваивать себе принадлежащее Господу (10 б. на 2 п. кор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  XII. UHOCKAЗAHUЯ В ПСАЛМАХ В определенном смысле толкования псалмов объединяли Христа с Его противниками. Например, слова о 109 псалме (см. выше) были бы невозможны, если бы обе стороны не принимали без споров, что под «Господом моим» (Мк 12:35–37) разумеется Мессия, то есть царь, помазанник Божий, освободитель Израиля. Такой метод принимали тогда все. Все знали, что у Писаний есть второй, духовный смысл. Даже праведные язычники, вроде евнуха-эфиоплянина (Деян 8:27–38), знали, что священные книги Израиля нельзя понять без толкователя, который способен открыть их сокровенные значения. Наверное, все образованные иудеи I века видели указания на Мессию в тех же фразах, в которых их видел Иисус. Отличие было в ином: Он отождествлял царя-помазанника с другим лицом из Ветхого Завета, а оба эти лица — с Самим Собой. В псалмах говорится и о торжествующем царе, и о невинном страдальце. В 12, 21, 54, 101 псалмах речь идет о Страдальце; во 2 и 71 — о Царе. Если я не ошибаюсь, Страдальца к тому времени отождествляли со всем народом в его настоящем, как он есть; под Царем же понимали грядущего освободителя из дома Давидова. Христос, повторяю, отождествлял Себя и с тем, и с другим. Таким образом, «читать между строк» нам позволил и повелел самый высокий авторитет. Но это не освящает всего, что мы там вычитаем. Нередко, глядя в глубину Писания, мы видим только наши глупые лица. И мне, и многим моим современникам кажутся смешными и натянутыми некогда общепринятые толкования. Наверное, очень часто они такими и были, но не нам решать, когда именно. На земле нет беспристрастного судьи, который мог бы рассудить спор столетий. Никто не стоит вне истории, и больше всех порабощен ею тот, кому кажется, что наш век — не один из веков, а высокий помост, откуда можно, наконец, объективно рассмотреть все и вся. Приглядимся к некоторым толкованиям. Псалом 109 принято петь под Рождество. Этому и впрямь можно удивиться: в нем нет ни слова о мире, о благоволении, нет умиления, уюта, убожества Вифлеемских ясель. Вероятно, написан он на коронование или хотя бы во славу какого-то царя. Он полон угроз, он никак не утешает, а как бы говорит: «Берегись!» Мы вправе связывать его с Христом по двум причинам: во-первых, Он Сам говорил это, ибо Он — Тот, Кого Давид называл «Господом моим», а во-вторых, в нем упоминается Мелхиседек (109:4). Согласно Посланию к Евреям, этот в высшей степени загадочный персонаж — символ Христа, живое пророчество о Нем (Евр 7). Мы не знаем, как именно толковал апостол на своем языке 14 главу Книги Бытия, но главное, вероятно, сохраняется даже в переводе с перевода. Конечно, отсутствие родословной ни в коей мере не значит, что Мелхиседека просто не было, но оно ставит его как бы в стороне от повествования. Он является неизвестно откуда, благословляет Авраама

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

5 . Даже пленение, рассеяние народа и возвращение оного в страну свою, предполагает давно уже совершившимся. 6 . К врагам иудеев присовокупляет тирян и сидонян, которые предают их грекам 371 . 7 . Всё сие очевидно открывает век Маккавеев 372 . Пророчество Иоиль.2:28 о ниспослании даров Св. Духа на людей различного состояния может приспособлено быть ко времени Маккавеев, если только разуметь его об одном Богопознании, но по всей силе слов, оно принадлежит к событию Деян.2:14–21 . Следующее Иоиль.2:30–32 относится к последней войне иудеев с римлянами, но в Иоиль.3:1 пророк опять возвращается ко времени Маккавеев. X. Слог их Язык Иоиля чист, слог приятен и выражение высокое, близко подходящее к слововыражению Осии и Михея. Описание многочисленной саранчи, всеобщего плача и золотого века удивительное. Не менее величественны картины юдоли Иосафат, и источника, исходящего из храма 373 . XI. Время пророчеств Амосовых Амос пророчествовал при царе иудейском Озии и израильском Иеровоаме II. Сие показывает 1 . надписание книги: «Словеса Амоса, яже виде во дни Озии царя иудина, и во дни Иеровоама сына Иоасова царя израилева». 2 . Самое содержание оной, ибо в ней представляется царство израильское, умноженное Иеровоамом II 374 ; обличаются пороки, дерзновенно возникавшие среди спокойного гражданского состояния, как-то: идолопоклонство, любодейства, притеснения, обманы и другие неправды сего рода 375 . Из такого развращения нравов видно, что пророк восстал во время, следующее после победоносного оружия Иеровоама. Можно положить, что он пророчествовал в последние четырнадцать лет царствования его, после разделения 177–191 перед Р.Х. 798–784. XII. Личный предмет их Для кого преимущественно пророчествовал Амос, он сам доказывает 376 , т. е. особенно в назидание десяти колен израильских. Говорит, однако, нечто и о царстве иудейском 377 . XIII. Главные предметы оных Особенно замечательны предсказания его: 1 . что сирияне пленены будут на берегах реки Кир I. 5. Евр. (которая от запада втекает в Каспийское море), что случилось после 50–60 л. 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

7 Уже и в общественных периодических изданиях стали у нас самих появляться, в роде выписок из иностранных книг, без всяких оговорок и объяснений, статьи, начинающиеся тем, что будто бы только с XII века утвердились семь Таинств, – что со всем тем важнейшее из них Таинство Священства и тогда еще не было торжественно признано на Западе, с XIII века началось решительное отделение Духовных от светских, и Священника начали считать посредником между Богом и человеком, – и что Покаяние началось с того же XIII века: Духовенство овладело исключительно проповеданием Евангелия и Таинствами». См. Отечеств. Записки 1844 г. 9. ст.«Реформация». 10 В извлечении из Алкорана, составленном в роде Символа, относительно видимого отправления Исламизма упоминаются только «правила омовений, молитв, постов, благотворений нищим и набожных странствований». См. Symbol. Muhammedicum concinnatum lo. Henr.Callenbergio Halae. 1733. 11 Слово religio во всем Новом Завете на латинском языке употреблено только четыре раза ( Деян.26:5 . Кол.2:18. Иак.1:26:27 ). Concordant. ВіЫ. Sacror. iussu Sixti V. Pontif. Max. Bo всех тех местах по греч., стоит слово θρησκεα, а не Πςις, от Θες и ρεσχε – служба, богоугождение – часть только Веры в полном своем значении. 18 Когда замечают некоторые из новейших исследователей, что так поздно встречается в древностях самое наименование Таинств; то они настоят, значит, о том только, почему не по-латински говорили на Востоке, и вместо Sacramentum употребляли μοςρον? Впрочем, при чтении Тертуллиана и других древних западных писателей Церковных нельзя не приметить, что и они слово Sacramentum употребляют иногда вместо arcanum; равно как и Греческие писатели разумеют μοςριον за определенные Таинства. Напр. св.Златоуст выражается о Крещении: τ πητον το μηςηρου (Толк. на Иоан. гл.2. Бес. 26). 19 Св.муч.Иустина Филос.Апол.1, стат.28. 29. 30. Тертул. De praescriptionihus liber cap.15. 16, u во мн.местах. 20 Тертуллиан в особенности слово sacramentum изъяснил таким сближением, в объяснение Таинства Крещения Христианского, вступления в службу Царю Небесному. Ad.Mart. I. lic. 2. Речением sacer выражалось вообще то, что принадлежало богам или царям, или было от имени их: следственно, слово сие значило с одной стороны нечто неприкосновенное, достойное благоговения, с другой – действенное, каково все должно быть царское, Божие. Таким образом, бумаги или грамоты Царские назывались у Римлян Sacra Scriptura. В такомъ смысле слово σκρα употребляли и писали даже по-гречески Христиане на Востоке, как, напр., видно у Евсевия в Хронике, также в Деяниях Ефесск.Собора. Suic. Thesaur. Eccles. под с. Σκρα, σκρον.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

186 „Если бы зло (нравственное), – говорит св. Златоуст, – не существовало и не обнаруживалось, то кто стал бы отыскивать причину зла и этим изысканием производить ереси? Так и Паркион, и Манес и Валентин, и большая часть язычников отсюда получили начало“. Если бы не это зло, подобное „великой мгле, которая распространилась по всей вселенной“, то „промысл Божий открылся бы пред всеми, как в светлый полдень и в ясную погоду“. К верующему отцу. III, 10 (I т.). 187 Простр. катих. Об откров. божеств. Подробное обоснование этого положения см. у проф. Глаголева в указ. кн. „Сверхъестественное откровение“ и пр. Сн. ниже, Пр. Догм. Богосл. II т. § „О приготовлении языческого мира к принятию Искупителя“. 188 Литература. – Введенского А. И. Вера, её происхождение и основания. Отд. III. гл. 2. Глаголева С. С. Об условиях возникновения религиозной веры (Богосл. Вестн. 1892 г. 11 кн.). Светлова П. прот. Источники ходячего мнения о вере как противоположности знания (Стран. 1895 и 1866 г. и в отд. изд.). Геттингера. Аполог. христ I. ч. 1 и 2 отд. Добротворского В. О религиозном органе в душе человека (Дух. Бес. XII т.). А. Г. О святости жизни как необходимом условии для богопознания (Дух. Бес. 1871 г. 25). Голосова. Нравственные условия со стороны человека для принятия откровения. Рига. 1894 г. Виссариона еп. Нравственная жизнь как условие в познании Бога (Вера и Церк. 1900 г. 7 кн.). Богдашевского Д. И. О причинах современного неверия (Тр. Киев. Ак. 1910 г. янв.-февр). Юркевича М. Сердце и его значение в дух. жизни человека (Тр. К. Ак. 1860, 1). Участие сердца в познании истин веры (Хр, Чт. 1861 г. I). Религиозное чувство, вера и знание (Стран. 1863 г. II). Чувство и разум в деле веры и неверии (там же, 1872 г. II т.). 189 Злат. На 1 Кор. Бес. VIII, 2; на Деян. Бес. XLVII, 4. „Отчего, – пишет преосв еп. Феофан, – Эпикур устранил Бога от мироправления? – Оттого, что судил о Нем по своему настроению, что любил сам предаваться сладкому бездействию и покою. – Отчего Ориген дошел до мысли о несовместимости вечных мучений с благостью Божиею? – Оттого, что судил о Нем по своему мягкосердию... Подобным образом и другие могут представлять себе и представляют Бога только грозным и неразборчивым деспотом... Всякий судит по себе, по своим наличным познаниям и по своему настроению“. Прибавл. к „Письмам о христ. жизни“. 242 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В речах ап. Петра употребляются наиболее ранние наименования Христа, укорененные в Ветхом Завете. Отрок ( Деян. 3. 13, 26 ; ср. Ис 42. 1 и далее; Ис 52. 13 (только в греческом тексте)) – это наименование означает незлобие Служителя Божия перед лицом врагов; Назорей (предположительно от названия города Назарет или от еврейского слова нецер, «отрасль»; Деян. 2. 22; 4. 10; 10. 38 ; ср. Ис 11. 1 и далее); Святой и Праведный ( Деян. 4. 27, 30; 7. 52; 22. 14 ; в Ветхом Завете по отношению к Богу – многократно); Судия ( Деян. 10. 42 ; в Ветхом Завете также многократно). Ап. Петр неоднократно цитирует Ветхий Завет , приводя такие тексты, которые древняя Церковь рассматривала как важнейшие мессианские пророчества. Для сравнения стоит привести традиционные иудейские толкования данных мест Писания (по Раши, иудейскому толкователю Св. Писания, жившему в XI-XII вв.). %tr% %md%Napaллeльhыe места %/td% %md%Tekcm %/td% %md%Xpucmuahckaя интерпретация %/td% %md%Uyдeйckaя интерпретация (по материалам сайта www.chabad.org %/td% %/tr% Пс 109. 1 (ср. Мф. 22. 44–45 ; Деян. 2. 34–35 ) «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» Прославление Христа Понимание Раши: «Сказал Господь господину моему: ожидай десницы Моей»; «господин» – Авраам, которого Бог призывает уповать на Его помощь «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» Отвержение Христа иудеями и созидание Церкви на основании Христа «Камень» – Израиль, «народ, который был унижен среди народов» «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня» Христос есть новый Законодатель Моисей обещает израильтянам, что после его смерти Бог будет посылать им пророка за пророком, т. е. данное пророчество относится не к одному лицу, а является собирательным «не оставишь души моей во аде» Не может быть отнесено к Давиду, поскольку Давид умер; является пророчеством о Воскресении Христовом Данное место Раши оставляет без комментариев Приложение 7. Иудеи рассеяния Иудейская диаспора В современном русском языке термин «диаспора» (в переводе с греческого «рассеяние») применяется по отношению к любой группе выходцев из того или иного народа, постоянно проживающих вне территории исконного обитания этого народа. Однако первоначально этот термин применялся только по отношению к подобным группам евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010